Что значит гедонист. Что такое гедонизм? Еда и секс как ловушки для ценителей чувственных удовольствий

Гедонизм – это учение о том, что человек все поступки совершает ради собственного удовольствия, поэтому только его и можно считать смыслом жизни. Такой подход некоторым представляется аморальным, но абсолютной правды не существует, поэтому выводы придется делать самостоятельно.

Гедонизм – что это?

В переводе с древнегреческого гедонизм – это наслаждение или удовольствие. Учение, носящее это имя, говорит о естественности поиска приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути. А раз это заложено в людской природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия для получения радости. Все учение заканчивается на этом утверждении, потому что эту систему никто не закончил, поэтому поведение его приверженцев может разительно отличаться.

Гедонизм в психологии

Учение зародилось еще до нашей эры, но гедонизм в стал рассматриваться в 20 веке. Выделяют две поведенческие концепции:

  • будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
  • настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.

Недостаток психологического гедонизма заключается в передаче центральной роли эмоциям, оставляя мыслительную часть на втором плане. На самом деле эмоции только служат маячками при установке собственной системы ценностей. Все же гедонистика позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, нередко лишенных практического смысла. Такие исследования актуальны благодаря возрастающему числу людей, стремящихся к максимуму наслаждения.

Гедонизм в философии

Аристипп (435-355 гг. до нашей эры) стал основоположником учения, считая, что человеческая душа испытывает два состояния – наслаждение и боль. Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным. При этом упор делался на физические аспекты. Эпикур говорил, что гедонизм в философии – это полная удовлетворенность своих желаний. Цель на само наслаждение, а свобода от несчастья. По его мнению высшая мера такого удовольствия – атараксия, и умеренность в употреблении любых благ.

Просвещенный гедонизм получил распространение в 18 веке. Аристократия, особенно во Франции часто понимала его, как получение простейших удовольствий. Вернуть понятию философичность помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу его принцип для своей теории утилитаризма. Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достигнуть наивысшего наслаждения.


Правила жизни по гедонизму

Учение полностью не сформировано, поэтому четкой системы ценностей нет, и правила гедонизма никто не составлял. Существует только один постулат: высшая цель человека – быть счастливым. А для этого нужно сократить количество неприятных впечатлений и сконцентрироваться на вещах, приносящих радость. То есть разбираться в том, что значит гедонизм, надо на основании собственных ощущений.

Гедонизм - хорошо или плохо?

Однозначного ответа нет, все зависит от личной трактовки понятия. Для кого-то гедонизм – это погоня за новыми, все более сильными впечатлениями, а кто-то считает себя приверженцем учения из-за любви к красивой одежде и принятию ванн с душистой пеной. Понятно, что желание сделать свою повседневность немного приятнее, ничем не грозит. Если же сделать получение удовольствий самоцелью, то можно в итоге остаться только с неприятностями. Рассмотрим, чем опасен гедонизм в его абсолютной форме.

  1. Бесперспективность . Постепенно привычные удовольствия приедаются, нужны новые ступени, но когда и они пройдены, не остается ничего, что могло бы приносить радость.
  2. Трата времени . За поиском наслаждений легко пропустить момент для принятия шагов, решающих будущую жизнь.
  3. Проблемы со здоровьем . Многое из того, что приносит радость на физическом плане, негативно отражается на состоянии здоровья.

Гедонизм и эгоизм

Философскую сторону этого учения часто приравнивают к эгоизму, но это не вполне верно. Принципы гедонизма не предписывают сосредоточенности только на себе, не возбраняется заботиться и о наслаждении окружающих. Существуют две формы: эгоистическая и универсальная. Для первой характерна концентрация на собственных ощущениях, даже если их не разделяют другие. Ценителям второй формы важно, чтобы удовольствие распространялось и на тех, кто рядом с ними.

Гедонизм и христианство

С точки зрения религии все, что не направлено на служение Богу, является суетой, которая не достойна внимания. Поэтому гедонизм – это грех для христиан. Он не только отвлекает от высшей цели, но и замещает ее стремлением к приобретению земных благ. Это если говорить о явлении в общем, не разбирая конкретные случаи, обычное стремление к комфорту вряд ли можно назвать преступлением. Универсальная форма гедонизма тоже не всегда ведет к становлению грешником, помощь другим людям христианством приветствуется.

Нельзя говорить, что любой гедонист – грешник. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Если же самостоятельно разобраться в ситуации не получается, хочется и собственные религиозные убеждения не нарушить, и в комфорте себе не отказывать, то можно посоветоваться с батюшкой. Он и священные тексты лучше знает, и опыт в разрешении таких конфликтов имеет. Правда, он тоже может ошибаться, поэтому окончательное решение остается за самим человеком.


Известные гедонисты

В современном обществе практически на любого из селебрити можно поставить пробу «гедонист». Даже если некоторые из них и занимаются благотворительностью, то произошло это только после удовлетворения собственной жажды приятных впечатлений. Это относится не только к нашему веку, ценители комфортной жизни были всегда. После Эпикура, выведшего собственную формулу гедонизма, учение получило новую жизнь в эпоху Возрождения. Тогда его приверженцами стали Петрарка, Боккаччо и Раймонди.

Затем Адриан Гельвеций и Спиноза примкнули к учению, соотнеся удовольствия человека с общественными интересами. Томас Гоббс также выступал за ограничения, предложив принцип «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Этом принципу следовали не все, самым ярким примером отказа от религиозных, нравственных и правовых рамок стали труды маркиза де Сада.

Книги про гедонизм

Явлением интересовались многие, его серьезно изучали философы и психологи, описания можно встретить и в художественной литературе. Вот некоторые книги о гедонизме.

  1. «Принципы этики» Джордж Мур . Английский философ размышляет о природе явления и указывает на ошибку – смешение понятия блага и средства его достижения.
  2. «Мозг и удовольствия» Дэвид Линден . Книга рассказывает о новейших достижениях в области нейробиологии, которые позволили по-новому взглянуть на получение удовольствия и образование зависимости от него.
  3. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд . Известное произведение, претерпевшее не одну экранизацию, демонстрирует самые негативные стороны и последствия гедонизма.
  4. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли . Вся общественная жизнь построена на принципах достижения удовольствия. Результаты такого эксперимента описываются в произведении.
  5. «Последний секрет» Бернар Вербер . Герои этого фантастического романа пытаются заглянуть в человеческие мысли и найти причину, побуждающую совершать любые поступки.

Введение

Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен, поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. Антология мировой философии. М. сборник. 2012 г. с 794.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

Гедонизм

Гедонизм (от греч. hedone -- наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизма противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи гедонизма разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики -- Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует гедонизм прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий -- дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго -- состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог". Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. с 79-81.

В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли идеи гедонизма, с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде -- в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое время идеи гедонизма оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности -- в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот кризис. Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической стороны, удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

2-Я ЧАСТЬ КУРСА – «КОМПОНЕНТЫ СЧАСТЬЯ»

ГЛАВА 2.6

2.6 ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОГРАНИЧЕНИЯ

Гедонистический образ жизни приятен, доставляет радость душе и телу. Но его главным ограничением является привыкание. Ощущение счастья при первом получении какого-либо удовольствия очень высокое. Но при многократных повторах происходит привыкание, и ощущение счастья может смениться нейтральным отношением.

То же самое и с приобретениями новых товаров. Вначале радует каждая покупка. Затем – меньше и меньше. Например, если человек зацикливается на получении удовольствия от приобретений материальных благ, то ему требуется делать всё более и более дорогие покупки, чтобы продолжать ощущать счастье. Порог получения удовольствия растет.

Возникает гедонистический парадокс: денег и сил на наслаждения тратится всё больше, а само удовольствие всё меньше и меньше.

Чтобы избежать этого парадокса психологи обычно рекомендуют:

1. Сделать удовольствия одного и того же вида нечастыми;

2. Стараться получать удовольствие в большей мере от «духовного», чем от материального. Тупому, но легкому удовольствию нужно предпочитать напряженную, но увлекательную деятельность.

Кроме того, как упоминалось ранее:

3. Чем более развит человек, тем меньше у него остается времени на удовольствия;

4. Чем более развит человек, тем то, что приносит ему удовольствие, должно быть сложнее, более высокого уровня. И тем меньше его устраивают «простые удовольствия».

Т.е. мы видим здесь два фактора, мешающих вести гедонистический образ жизни – нехватка времени и недостаточное удовлетворение от «простых» удовольствий. И чем более развит человек, тем эти факторы ощутимее.

Кроме того, чем человек более развит, тем больше он на своей работе занимается чем-то «духовным». И это утомляет его так, что вряд ли ему в качестве удовольствия и отдыха захочется опять «духовного». «Приключений маловато... Всё разговоры, разговоры...», - сказали Стругацкие в «Понедельнике».

Но «приключения тела» нравятся всем, а не только работникам умственного труда. Значит, для более развитых личностей важен не сам факт получения «приключений тела», а изощрённость, детали этого «приключения».

Кроме того, чем человек менее развит, тем более вероятно, что он предпочтёт именно тупое, но легкое удовольствие вместо напряженной деятельности с сомнительной увлекательностью.

И в итоге получается, что:

Если у вас избыток свободного времени,

то вы сможете получать больше удовольствия от жизни, если займётесь какой-либо длительной, интеллектуально или духовно напряженной деятельностью. Например, созданием компьютерных слайд-шоу о жизни своей семьи. Или, например, живописью / фотографией. Но это длительное творческое развлечение стоит разбавлять короткими эмоциональными развлечениями-разрядками;

А если у вас недостаток свободного времени,

то вам больше подойдут короткие, но бурные эмоциональные «встряски». Не важно, бурный секс, футбол, или спуск на горных лыжах – что вам больше нравится. Причем именно при нехватке времени очень важно чередование разных видов таких развлечений.

Такая жизнь будет намного «вкуснее», создаст ощущение насыщенности эмоциями и «приключениями» разных видов.

Итак, главными факторами, определяющими и ограничивающими гедонистический образ жизни человека являются наличие у него свободного времени и уровень его развития. И выбирать удовольствия для себя стоит исходя именно из этих соображений.

Наиболее кратко гедонистический подход к жизни формулируется так:

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ - ЭТО ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ЖИЗНИ .

Или ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ УДОВОЛЬСТВИЯМИ, ЯВЛЯЕТСЯ СЧАСТЛИВОЙ .

И еще: ЛЮБОЕ ДЕЛО, ДОВЕДЕННОЕ ДО ИЗЛИШЕСТВА - ЭТО ПЛОХО. Не важно, что это - работа, сон, еда, секс или что-либо ещё.

Термин “гедонизм ” переводится с греческого языка как стремление к удовольствиям и наслаждениям, он возник еще в глубокой древности в античные времена. Это понятие использовалось при возникновении и развитии теории взглядов, трактующих удовольствие как смысл и цель жизни человека.

Такая система воззрений объединяет в себе философские, эстетические и психологические аспекты бытия человека.

Поэтому каждая наука имеет свое определение этого термина:

1. Гедонизм в философии - это учение о приоритете телесных и духовных удовольствий в жизни человека.
2. Психология трактует гедонизм как естественный механизм удовлетворения жизненных потребностей, заложенный в человеческой природе с самого рождения.
3. В этике гедонизм рассматривается как противоположность аскетизму, известно, что такое его определение предполагает формирование особой системы моральных требований, ведущим критерием которой является систематическое получение удовольствий и наслаждений от жизни.

Резюмируя, можно сделать вывод, что суть гедонизма состоит в выстраивании особой иерархии потребностей человека и на ее вершине находится желание наслаждаться жизнью или получать от нее всестороннее удовольствие.

Из истории возникновения понятия

Гедонизм и аскетизм появились в Древней Греции, как понятия, взаимоисключающие друг друга.

Многие мыслители того времени изучали и описывали эти теории:

  • Сторонниками аскезы были Диоген и Пифагор, а гедонизм проповедовали Эпикур и Аристипп. Именно второго считают основоположником этой системы взглядов. Его последователи (киренаики - группа людей из поселения Кирены) считали, что для получения удовольствия нужно игнорировать все социальные рамки, которые могут их сдерживать, они проповедовали главным в человеческой жизни - получение физических наслаждений.
  • По этому вопросу с ними дискутировал Сократ и его школа. Этот философ призывал различать хорошие и дурные наслаждения и ограничивать тотальное стремление к их удовлетворению.
  • Эпикур же признавал наивысшим благом душевное наслаждение, которое положительным образом отражается на здоровье человека, вызывая отрешение (его уход) от негатива в жизни. Благодаря его взглядам гедонизм и эвдемонизм обогатились таким понятием как зависимость получения удовольствий от человеческих добродетелей, где трактовка наслаждения тождественна понятию “обретение счастья”. Именно процесс его достижения последователи эвдемонизма (Аристотель, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Фома Аквинский, Гольбах) считали основным условием получения радости и удовольствия, для них высшие человеческие ценности были критерием для нравственных и эстетических наслаждений. Некоторые тезисы эвдемонизма легли в основу современной позитивной психологии.
  • В античные века, с подачи философа Гегесия возник радикальный гедонизм . Мыслитель убеждал своих учеников и почитателей о нужности лишения себя жизни в случае непомерных страданий и болей (физических и душевных). Гегесий считал, что только счастливое существование, полное радости и удовольствий, оправдано и очень важно. Поэтому самоубийство при несчастной жизни он считал необходимым и правильным действием. Из-за таких воззрений мыслитель получил в философии особое прозвище - «учитель смерти».

В средние века господствовали учения с аскетическими догматами и к гедонизму снова обратились только в эпоху Возрождения.

Его теоретические постулаты легли в основу философских трактатов Л. Валла, К. Раймонди.

А в 18-19 веках во многих странах передовые мыслители (Б.Спиноза, Дж.Локк, де Сад, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеции, Дж.Мур) также использовали в своих работах многие тезисы теории наслаждения, формируя новое ее видение - просвещенный гедонизм , который становится фундаментом для развития социальных концепций утилитаризма (построение счастливого, полезного и удовлетворенного общества).

Принципиально новое развитие теория удовольствия получает в психологии. Обосновывая свое учение о психоанализе, З. Фрейд трактует получение телесного наслаждения как основной движущий мотив жизнедеятельности человека.

Представители же эстетического гедонизма (Сидгвик и Бентам) считали, что люди должны стремиться к удовольствиям собственным и всеобщим, а степенью удовлетворения от благ физических и душевных они измеряли качество жизни отдельных индивидов и общества в целом.

Основные принципы и положения этики гедонизма

В современном западном обществе основы теории удовольствия получили широкое распространение. Считается естественным то, что человек видит смысл жизни только в наслаждениях и удовлетворении своих потребностей.

Основными чертами общества на основе гедонизма выступают:

  • стремление к получению жизненных благ (материальных и душевных);
  • расширение рамок личной свободы;
  • избегание опасностей;
  • игнорирование гражданского и личного долга, если он ограничивает потребности человека;
  • нежелание прилагать к делу лишние усилия (к учебе, развитию, разрешению конфликтных ситуаций и т.п.).

Современный гедонизм – это учение о том, что для получения радости людям необходимо направить всю свою деятельность в русло погони за удовольствиями и положительными эмоциями.

Однако, приверженность к этой теории может и повредить:

  • стать препятствием для личностного и профессионального роста;
  • вступить в противодействие с общепринятыми нормами морали;
  • выступать как проблема общества потребления - игнорирование долга и даже законодательных норм, в угоду погони за новыми впечатлениями и порцией адреналина;
  • провоцировать проблемы со здоровьем (из-за гурманства, гастромании, неразборчивости в половых связях и др.) и вредные зависимости (табакокурение, наркоманию, алкоголизм).

В психологии теория гедонизма утрирует значимость эмоций человека и игнорирует силу его интеллекта, т.е. трактует инстинкты как главенствующие факторы в мотивации людей.

Поэтому многие современные психотерапевты рассматривают гедонизм, как компенсаторное поведение, с помощью которого люди заглушают смысловую сторону своего бытия и сознательное управление своим поведением, а также подавляют потребности в самореализации, творчестве, обучении и осознании своей роли в семье и обществе.

Кто такой гедонист?

Простыми словами – это человек, который считает высшей ценностью своей жизни получение ежедневных удовольствий, он далек от общественной жизни, легко рвет родственные и социальные связи, быстро теряет интерес к работе и семье.

Он может легко нарушить любые этические и нравственные нормы, постоянно испытывает “голод” по наслаждениям, а их дефицит вызывает у него развитие стрессовых состояний и неврозов. Гедонисты не любят общественных нагрузок, долговых обязательств и любых ограничений их свободы.

Однако, умеренные проявления гедонизма позволяют людям получать максимальное удовольствие от жизни и увлечений, отгораживаться от негатива, происходящего в мире, быть оптимистами и любить жизнь.

То есть, именно ограничения в получении удовольствий делают их притягательными и приятными, а также не дают им полностью “завладеть” жизнью человека, оставляя место для его интеллектуального и социального развития.

Видео: