Действие гражданского кодекса в пространстве. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии. Понятие нормы права, её признаки

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источника (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что по общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию действия данного акта. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которых распространяется данный правовой акт. Широта и сложность регулируемых ГП отношений могут вызывать ситуации, прямо не урегулированные ГПН. Такой пробел, если он не восполняем ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п.1 ст.6 ГК). АЗ выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы ГЗ, регулирующего иные сходные отношения и допустима при следующих условиях: а) наличие в ГЗ пробела, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота; б) наличие законодательного регулирования сходных отношений (трастовые операции банков, до принятия специальных правил, регулировались нормами о договорах поручения и комиссии, если в трастовых договорах отсутствовали необходимые условия); в) применение аналогичного закона к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу (нельзя применить общие положения о сделках к большинству неимущественных отношений).

Не является АЗ отсылка к регламентации сходных отношений, установленная в законодательном порядке, например распространение правил статуса ООО на О с дополнительной ответственностью (п.3 ст.95 ГК).

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п.2 ст.6 ГК). Смысл АП состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами ГЗ следует понимать основные принципы ГП регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода ГП. Под критерием «Д,Р и С» подразумевается, что решение соответствующее началам и смыслу ГЗ, не должно быть «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым». Таким образом, АП допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью АЗ (отсутствие нормы, регулирующей сходные отношения). В практике реальное применение АП встречается редко, являясь исключительным случаем. Правила АЗ и АП используются при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. ФЗ, и не распространяются на действие подзаконных НПА, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Действие норм о договорах во времени

ГК 22 и ГК 64 не содержали специальных правил о действии во времени гражданских норм, включая те из норм, которые непосредственно рассчитаны на договоры. Указанный пробел в определенной мере был восполнен актами, посвященными вступлению в силу соответствующего Кодекса. Имеются в виду постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР, принятого на 4-й сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г.» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. «О порядке введения в действие Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РСФСР».

Уже первый из этих актов предусмотрел, что нормы соответствующего Кодекса не обладают обратной силой, а потому на правоотношения, сложившиеся ко времени вступления его в действие, они не распространяются. Остальные правила, которые установили порядок вступления в действие Кодекса, составляли определенное исключение из указанного принципа

ГК включил нормы, посвященные действию гражданско-правового акта во времени, притом как общие, так и специальные. Правила, о которых идет речь, составляют содержание двух статей Кодекса. Из них первая - ст. 4 («Действие гражданского законодательства во времени») распространяется на все гражданские отношения, а вторая -- ст. 422 («Договор и закон») регулирует только вопрос о последствиях принятия новых гражданских актов для договоров .

Обе статьи устанавливают соответствующие правила лишь применительно к одному из возможных правовых источников - закону. И хотя ст. 4 ГК говорит вначале об «актах гражданского законодательства», в силу п. 2 ст. 3 ГК указанный термин равнозначен другому: «федеральный закон». Это подтверждается и второй нормой, включенной в ст. 4. Она прямо указывает на то, что имеется в виду именно «закон».

Статья 4 ГК помимо запрещения обратной силы закона содержит еще три положения.

Одно из них устанавливает, что закон все же может распространяться на отношения, которые возникли до его введения в действие, в случае, если на этот счет есть прямое указание в законе (п. 1 ст. 4 ГК).

Другое исключение (оно включено в п. 2 ст. 4 ГК) воспроизводит норму, содержавшуюся во всех ранее принятых Вводных законах к Гражданскому кодексу: к отношениям, существовавшим до вступления в силу нового гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Третье исключение носит характер отсылочной нормы (оно содержится также в п. 2 указанной статьи): к отношениям сторон по договорам, заключенным до введения в действие акта гражданского законодательства, следует руководствоваться ст. 422 ГК .

Действие норм о договорах в пространстве

Законодательство о договорах как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В связи с приведенными основополагающими для всего гражданского права положениями возникают два вопроса: является ли исчерпывающим в ст. 3 перечень составляющих гражданское законодательство нормативных актов и могут ли принимать гражданско-правовые нормы субъекты Федерации и муниципальные образования? Обычно на первый следует положительный, а на второй отрицательный ответ.

Так, в частности, отмечается: «Статья 71 Конституции РФ установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права» .

Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.

Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации предоставлено право по всем перечисленным вопросам принимать в соответствии с федеральными законами собственные законы и иные нормативные акты.

Следует отметить, что применение соответствующих статей Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих соответственно исключительную и совместную компетенцию, не совпадает с делением права на отрасли. Это было очень четко проиллюстрировано Конституционным Судом РФ в деле о проверке конституционности одной из статей Закона «О рекламе». В этой связи была подчеркнута необходимость учета комплексного характера нормативного регулирования отдельных отношений, перечисленных в указанных статьях Конституции РФ .

Действие норм о договорах по лицам

Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание, какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рассчитаны лишь на строго определенный круг участников. Кроме того, совокупность норм, регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли стороны (сторон) .

В течение длительного времени дифференциация правового регулирования договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграничении отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте наряду с гражданами могли практически лишь «социалистические организации», практически речь шла о разграничении договоров, рассчитанных на участие в них только таких организаций, и договоров с участием граждан.

Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация проведена прежде всего в общей части обязательственного права. Имеются в виду, в частности, статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств (п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст, 358), удержанию (п. 1 ст. 359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), публичному договору (ст. 426), договору присоединения (п. 3 ст. 428) .

Весьма широко выделены отношения с участием предпринимателей в главах, посвященных отдельным видам договоров. Так, в частности, это относится к определенным вопросам, которые возникают при заключении договоров купли-продажи (качество товаров - п. 4 ст. 469, тара и упаковка -п. 3 ст. 481), дарения (отмена дарения - п. 3 ст. 578), подряда (качество работ - п. 2 ст. 721), займа (получение процентов - п. 3 ст. 809), при расчетах (об осуществлении безналичных расчетов - п. 1 ст. 861), при заключении договоров страхования (досрочное прекращение договора - п. 1 ст. 958), поручения (вознаграждение поверенного - п. 1 ст. 972), комиссии (отступление от указаний комитента - п. 1 ст. 995), простого товарищества (ответственность товарищей по общим обязательствам - ст. 1047) .

Участие предпринимателей для ряда договоров является конституирующим признаком. Для некоторых типов (видов) договоров обязательным условием служит выступление предпринимателей с обеих сторон: поставка (ст. 506), финансовая аренда (ст. 665), складское хранение (ст. 907), коммерческая концессия (п. 1 ст. 1027), простое товарищество, созданное для извлечения прибыли (п. 2 ст. 1041). Параллельно с этим в ГК выделены также договоры, для которых обязательно участие предпринимателей и непременно в качестве только одной из сторон. К указанным относятся договоры розничной купли-продажи (п. 1 ст. 492), проката (п. 1 ст. 626), бытового подряда (п. 1 ст. 730). Сюда можно отнести из первой части ГК договор залога вещей в ломбарде (п. 1 ст. 358) .

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского , под-лежат обязательному официальному опубликованию. Такое опублико-вание важно и для определения момента вступления соответствую-щего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений. Кроме того, официальное опубликова-ние содержит и официальный (общеобязательный) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. При этом по общему правилу они не имеют обратной си-лы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение имеет, однако, и ряд необходимых исключений:

    1. сам гра-жданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу;
    2. если закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяет-ся к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоот-ношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введе-ния в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до вве-дения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взя-тых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым в сущности как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законода-тельства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распро-странение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заклю-ченных договоров. Например, Закон о введении в действие части вто-рой ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об ос-нованиях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключе-ния. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц

Федеральный характер гражданского законо-дательства предопределяет его действие на всей территории РФ. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь феде-ральным законом и только в случаях, когда это необходимо для:

    • обес-печения безопасности государства;
    • защиты жизни и здоровья людей;
    • охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на со-ответствующие отношения российских субъектов гражданского права:

    1. , юридических лиц и публично-правовых образований;
    2. иностранцев, лиц без и иностранных юридических лиц (применяются также к гражданским правоотношениям с учас-тием данных лиц,если иное не предусмотрено федеральным законом - абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК; условия и порядок такого применения регулируются нормами меж-дународного частного права - см. разд. VI ГК).

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы сво-его применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общест-ва, созданные в результате

Важно четко определить, с какого момента вступает в действие та или иная норма гражданского права, и на какие отношения она распространяется. Введение в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». С соответствии со ст. 1 указанного закона на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Как правило, другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается тогда, когда возникает необходимость немедленного введения в действие нового гражданского закона.

Статья 4 ГК устанавливает общее правило, в соответствии с которым, правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Вместе с тем из общего правила: «закон обратной силы не имеет» может быть сделано исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются и вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 302 от 26 марта 1992 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ» с изменениями от 23 апреля 1993 года.

Указы Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Однако эти правила не применяются в тех случаях, когда Президентом РФ или Правительством РФ при принятии правового акта установлен другой срок введения его в действие.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 104 от 21 января 1993 . «О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ». Гражданско-правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти вступают в действие со дня их официального опубликования в газете «Российские вести», если иное не установлено нормативным актом. Наряду с вступлением в действие гражданско-правового нормативного акта важное значение имеет также момент прекращения его действия.

Поскольку гражданское законодательство находится в ведении РФ, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории РФ. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

Точно так же действует гражданское законодательство и по кругу лиц. Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией РФ, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории.

Толкование норм ГП.

Высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика.

Применение норм ГП.

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий :

· существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств;

· наличие законодательного регулирования сходных отношений;

· применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе общих начал и смысла гражданского законодательства. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности.

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким случаем.

Правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т. е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - важный вопрос. Несмотря на кажущуюся легкость его разрешения, не все так просто, о чем свидетельствует судебная практика.

Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство - совокупность актов разной иерархии, обеспечивающих регулирование общественных отношений, построенных на равенстве сторон, свободе договора и других принципах, которыми характеризуется гражданское право.

В понятие законодательства включается широкий перечень документов:

Конституция.

Гражданский кодекс.

Законы, частично или полностью относящиеся к гражданскому праву.

Указы президента.

Акты правительства (постановления, распоряжения и т. д.).

Акты региональных властей (законы и постановления законодательных собраний, акты исполнительной власти).

Акты муниципальных органов власти.

Как видно, действие гражданского законодательства во времени - значимый вопрос, т. к. оно представляет собой обилие документов, затрагивающих права множества людей.

Частью законодательства являются и акты, отменяющие или изменяющие ранее принятые законы и подзаконные акты. На них распространяются те же правила действия.

Из-за чего возникают проблемы

Нормативные акты принимаются в разное время, вначале законы, затем подзаконные акты. Периодически приходится менять что-то в уже имеющихся актах. Порой документ еще не вступил в силу, и выявляются его недостатки. Поэтому от того, как решается вопрос действия гражданского законодательства во времени, зависит, какой нормативный акт применять. Чаще всего сложности возникают из-за невозможности в полной мере отслеживать изменения в текущих актах и правила вступления их в силу.

Приобретение законом силы

Если говорить кратко, под во времени имеются в виду временные сроки его применения.

Проект становится законом через 10 дней после его публикации в одном из нескольких печатных органов, отдельный порядок публикации предусмотрен и в интернете на «Портале правой информации», принадлежащем государству.

Аналогичный порядок предусматривается для регионов. Закон подписывается главой субъекта и отправляется для опубликования в местное учреждение печати, ответственное за выпуск официальной информации.

На территории страны применяются лишь законы, которые были официально обнародованы.

Отсрочка действия

Действие гражданского законодательства во времени может переноситься. Законы приобретают силу с момента, оговоренного в законе, например, через 6 месяцев после публикации. Подобное часто происходит с Кодексами и другими значимыми законами. Их вступление в силу нередко связано с необходимостью перестроить работу государственного аппарата.

Акты налогового законодательства, например, начинают действовать не ранее чем через полгода после принятия.

Благодаря этому, участники налогового процесса избавлены от резких изменений и риска допустить нарушения, влекущие штрафы и иные санкции.

Отсрочка свойственна и подзаконным нормативным актам. Например, с целью исполнения закона издается акт, утверждающий форму нового документа или описывающий порядок действий обязанных лиц после изменений, которые вступят в силу.

«Переживание» норм закона

Порядок действия гражданского законодательства во времени имеет еще одну особенность.

Закон могут отменить, но продлить действие его норм на некоторые случаи. Например, сохранился порядок установления отцовства согласно КОБС, отмененному в 1996 году, на детей, которые родились с 01.10.1968 до 01.03.1996 г. Это несмотря на то, что сейчас действуют нормы нового СК. И таких примеров немало.

Законодательные акты продолжают регулировать отношения, возникшие до их отмены. Например, заключение брака произошло до того, как был отменен в 1996 году КоБС и получил силу новый СК. Это значит, что законность заключения брака будет оцениваться при подаче иска с точки зрения ранее действующего закона.

Обратное действие

Действие норм гражданского законодательства во времени направлено исключительно на будущее. Так, например, основная масса норм ГК отсчитывает свое действие с 01.01.1995 года. Могут предусматриваться исключения, однако они возникают редко. Выстроенная таким образом система регулирования позволяет непрерывно существовать правовому полю и избегать путаницы.

Подзаконные акты

Президентские акты получают силу немедленно или с иной даты, которая там указана.

С документами Правительства и ведомств такая же ситуация. Кроме того, если нормативный акт затрагивает права и интересы граждан или издается совместно несколькими ведомствами, он должен пройти регистрацию в Министерстве юстиции. Она включает в себя проверку на соответствие Конституции и законам.

Проверка обязательна для всех актов, кроме его распоряжений, постановлений и распоряжений Правительства.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц, если говорить о подзаконных актах, подчиняется тем же правилам, что и законы.

Нормативный акт, прошедший регистрацию, но не опубликованный, также не имеет законной силы.

Действие в пространстве

Воля законодателя ограничена границами государства. Кроме того, к территории страны относят морские, речные и воздушные суда. На них продолжает действовать законодательство страны, к порту которой они приписаны. Это одна из причин, по которой капитан судна имеет широкие полномочия в разных сферах.

Частью территории государства считаются шельф и особая морская экономическая зона, когда рассматриваются морские границы. Особый статус имеют здания, используемые в качестве представительств в иностранных государствах.

В их пределах продолжают действовать законы представляемой страны. Граждане, выехав за пределы своей родины, продолжают нести перед государством ряд обязанностей, и оно взамен предоставляет некоторые услуги, касающиеся вопросов брака, оформления наследства и др.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц имеет некоторые нюансы.

Дифференциация законодательства по лицам

Одни нормативные акты затрагивают всех без исключения, другие распространяются лишь на указанную в документе группу.

Например, одни нормы предусмотрены для граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью, другие - для тех, кто занимается ею в составе юридических лиц.

Имеет место разделение граждан по возрастному признаку (малолетние и несовершеннолетние). Отличаются ограничения их дееспособности. Некоторые нормы затрагивают лишь тех, кто оказался в чрезвычайной ситуации (например, упрощенный порядок составления завещания).

Рассмотренные выше примеры показывают, что действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - единая категория. Её понимание помогает правильно решать вопрос, в отношении кого какой нормативный акт применять.

Прекращение действия законодательства

Нормативный акт перестает действовать в нескольких случаях:

Принят новый акт по тому же вопросу;

Производится отмена акта без принятия нового документа;

Ранее принятый акт отменяется частично;

Ранее принятый акт частично заменяется новым актом.

В заключительных положениях вновь принимаемых актов даются перечни нормативных документов, которые отменяются.

Реже издается акт с перечислением документов, по которым принято решение об их отмене. Замена при этом не производится с целью устранить избыточное регулирование. К сожалению, подобные изменения приносят пользу.

Частичная отмена акта означает, что он перестает действовать частично без внесения изменений. Пример такого действия гражданского законодательства во времени и по кругу лиц - отмена закона о регистрации прав на недвижимость. Некоторые его положения все еще работают.

Взамен части отмененных положений может быть принят новый, отдельный нормативный акт.

В практической деятельности органов власти встречаются случаи, когда принимается новый документ, но старый формально не отменяется. С точки зрения закона данное событие означает автоматическую отмену ранее действовавшего документа, но не всем это известно. Поэтому возникают вопросы их соотношения на практике.

Отмена акта судом

Нормативный документ может быть отменен и судом из-за несоответствия Конституции и другим законам. Решение по актам, принятым Госдумой, принимает Конституционный суд. Он может оценивать и конституционность региональных законов, если иное не указывается уставами или конституциями субъектов. В этом случае жалобы подаются в суды уровня субъектов (областные, республиканские, краевые и т.д.).

ВС РФ рассматривает в 3 инстанциях заявления на законность актов органов федеральной власти. Надо сказать, что имеются случаи согласия суда с жалобами граждан. Система формирования законодательства далека от совершенства.

Таким образом может прекращаться действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по лицам решением судьи.