Дополнительная секция направо. Сигналы светофора на всех видах дорог. И помните, главное — быть вежливым в любой ситуации

Ситуация, в которую потребовалось разъяснять, кто кому должен уступать дорогу при повороте под стрелку, произошла на самом деле на одной из улиц Москвы. Примечательно, что такие аварии случаются довольно часто. Итак, обычный регулируемый перекресток. На светофоре стоит машина, которой надо повернуть налево.

Загорается зеленый сигнал светофора и одновременно в дополнительной секции стрелка левого поворота. Водитель трогается, выезжает в нужном направлении, и тут ему в бок врезается другая машина. Она стояла напротив и ей нужно было повернуть направо. При этом на ее светофоре как раз загорелась в дополнительной секции стрелка, разрешающая поворот направо . Однако в основной секции продолжал гореть красный свет.

Кто в этой ситуации был не прав? Кто кому должен был уступить дорогу? По элементарной логике тот водитель, который поворачивал налево. Ведь у него была помеха справа.

И действительно, в правилах дорожного движения в пункте 8.9 говорится, что "в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа". Также в пункте 13.12 говорится, что "при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо". Но пункт 13.12 относится к нерегулируемым перекресткам. А в пункте 8.9 сделана оговорка: "очередность проезда не оговорена Правилами".

Эта самая очередность прописана в пункте 13.5 правил. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Можно поспорить, что в данной ситуации, водитель, который поворачивает налево, не знает, какой сигнал горит на светофоре напротив. Но он и не обязан этого знать. Зато тот водитель, который поворачивает направо под стрелку, горящую одновременно с красным основным сигналом должен помнить, что именно он обязан уступать дорогу всем.

Кстати, эта путаница - еще один козырь в споре о разрешении правого поворота на красный сигнал светофора. Напомним, что с таким предложением выступали некоторые депутаты. С инициативой разрешить правый поворот под красный свет с использованием не дополнительной секции светофора, а отдельного знака выступал и экспертный центр probok.net. Но эти предложения не были поддержаны. В ГАИ посчитали, что проще и понятнее для автомобилистов в тех местах, где есть такая возможность, устанавливать дополнительные светофорные секции.

Отдельную лепту в путаницу проезда перекрестков внесло изменение правил на круговом движении. Ранее на таких перекрестках преимущество имели те, кто выезжает на круг. Те, кто движется по кругу, должны были уступить им дорогу, потому что у них возникала помеха справа. Теперь это правило сохранилось только для тех перекрестков с круговым движением, перед выездом на которые не стоит знаков "уступи дорогу". Если такой знак есть, то для тех, кто движется по кругу - главная дорога. Уступать им должны те, кто выезжает на круг. Но на практике это выливается в право первого: кто успел, тот и проехал. Никогда не знаешь наверняка, знает ли водитель другого автомобиля правила, а попадать в аварию не хочется.

По данным ГИБДД почти каждая пятая авария (18 процентов) происходит из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков. Это третье место в рейтинге аварийных причин. В прошлом году таких ДТП случилось более четырех с половиной тысяч.

Первое место в аварийных случаях занимает несоответствие скорости конкретным условиям (32 процента). По этой причине в прошлом году произошло более 8200 аварий. Имеется в виду, что виновник аварии не превышал установленную на данном участке скорость, но выбрал не правильную скорость и в результате не справился с управлением.

Второе место занимают "другие нарушения" (24 процента). Всего таких аварий в прошлом произошло почти 6300. Под этими нарушениями скрывается все, что угодно: заснул за рулем, техническая неисправность автомобиля или дороги

Перекрестки, регулируемые благодаря светофорам с дополнительной секцией, вызывают у многих начинающих водителей замешательство.

Опытным же автомобилистам они, напротив, помогают быстрее совершить необходимый маневр и проехать дальше. Сегодня автоинструкторы расскажут, как правильно поворачивать по светофорам с дополнительной секцией.

Дополнительные секции светофоров призваны разгрузить оживленные перекрестки, показав водителю дополнительные направления движения. Часто именно такие светофоры заставляют новичков за рулем путаться, получать штрафы или даже попадать в ДТП. Однако, если разобраться, проезд по светофору с дополнительной секцией - это не так уж и сложно.

Ситуация первая

Предположим, вы подъезжаете к перекрестку со стрелкой.

Вы смотрите на светофор и видите, что зеленая правая стрелка сочетается с зеленым же основным сигналом. В этом случае вам разрешено движение направо.

Убедившись, что вокруг нет пешеходов, вы смело едете в правом направлении. В этом случае вы поступаете верно, и никаких претензий со стороны сотрудников полиции или других водителей к вам и быть не может.

Ситуация вторая

Вы опять-таки подъезжаете к перекрестку, который регулирует светофор с контурной правой стрелкой. Вам нужно повернуть направо, и вы видите, что горит зеленая стрелка. В то же время основной сигнал все еще остается красным. Вы все же решаете повернуть.

И тут возможно два неблагоприятных для вас варианта развития событий: либо, совершив маневр, вы тут же оказываетесь оштрафованным работником полиции, либо сталкиваетесь с водителем напротив, который поворачивал налево, следуя зеленой стрелке и зеленому основному сигналу.

Помните, если вы, едва увидев зеленую стрелку, сразу же проехали на красный сигнал, вы нарушили правила. Дело все в том, что стрелка указывает возможное направление движения, но очередность проезда определяет основной сигнал светофора.

Это значит, что право первоочередного проезда имеет тот водитель, у которого и основной, и дополнительный сигнал зеленые. Водитель же, у которого горит красный свет, должен сначала пропустить все автомобили и только после этого поворачивать.

Дополнительная секция без стрелки

Часто можно видеть, что желая разгрузить перекресток, работники дорожных служб вешают на уже действующие светофоры дополнительные секции. И довольно часто оказывается при этом, что никакой контурной стрелки на них не установлено. Как же двигаться в этом случае? Рассмотрим на конкретной ситуации.

Предположим, вы едете к перекрестку, который оборудован светофором с правой дополнительной секцией без контурной стрелки. Вы видите, что горит только зеленый основной сигнал. Вы просто поворачиваете направо и едете по своим делам.

К слову, в экзаменационных билетах по ПДД есть вопросы на эту тему. Вот, как вас могут спросить об этом на экзамене:

Обязаны ли вы при повороте направо уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот?


  1. Обязаны
  2. Не обязаны

В данном случае правильный ответ 1. Обязаны.

Согласно п. 16.9 ПДД, при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, вы обязаны уступить дорогу ТС, движущимся с любых других направлений, в том числе выполняющим разворот на перекрестке.

… или, в противном случае, услышать крещендо, перерастающее в фортиссимо, в виде звуковых сигналов и идеоматических выражений со стороны пристраивающихся сзади водителей. Правила знают все, но готовы часами спорить в форумах и соцсетях об их интерпретации на конкретном примере. Давайте рассмотрим самый распространенный случай.

Вы подъезжаете к светофору (см. рисунок ниже), который состоит из трех основных секций, расположенных одна под другой, и одной дополнительной, расположенной справа. Вы собираетесь поворачивать направо, занимаете крайний правый ряд и останавливаетесь в ожидании разрешающего сигнала. На светофоре в настоящий момент горит красный, дополнительная стрелка с контуром стрелки, обозначающей поворот направо, выключена (не горит). Все верно?

Читаем пункт 6.3 ПДД, который дает однозначный ответ на этот счет:

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком…

Да, все верно. Загорается желтый основной сигнал, за ним зеленый основной, при этом а) никаких дополнительных стрелок на основном зеленом (круглом) сигнале нет и б) дополнительная стрелка, обозначающая поворот направо, остается выключенной. Ваши действия!

Вспоминаем, что по этому поводу говорят ПДД:

6.3. (продолжение) …Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Ответ однозначен: стоите и ждете, когда загорится зеленая стрелка, разрешающая поворот направо. И тут же получаете «фак» от водителя авто, который как и вы хочет повернуть. Он, наверное, не знает Правил дорожного движения…

Нет, он просто не ограничивался прочтением пункта 6.3 ПДД и прочитал следующий (п. 6.4 ПДД), в котором говорится:

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Никаких дополнительных контурных стрелок на основном светофоре нет, а значит поворачивать можно беспрепятственно. Тем более, стрелка на дополнительной секции (а ее видно не всегда) может указывать совсем другое направление.

И что делать? Передача «Главная дорога» на канале НТВ дает однозначный ответ на этот вопрос: «Ехать можно». Старший инспектор ГИБДД на видео без тени смущения заявляет: в этом случае надо руководствоваться пунктом 6.4 ПДД. Суть его в следующем: если на основном сигнале светофора никаких контурных стрелок нет, значит водитель может повернуть на основной зеленый туда, куда ему заблагорассудится. Смотрим и запоминаем.

А как же пункт 6.3 и его положение о «выключенной дополнительной секции»? Вы что же, не верите словам старшего автоинспектора?

Итак, если на основном разрешающем сигнале светофора не указано, куда конкретно он разрешает поворачивать, поворачивать можно куда угодно, включая разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком (см. п. 6.3 ПДД).

Вопрос закрыт? Не совсем. Подкинем интриги и опубликуем еще одно видео все из той же передачи на канале НТВ. Точно такая же ситуация и такой же светофор с дополнительными секциями, только водитель поворачивает налево. Смотрим:

На этом видео тот же старший инспектор, ссылаясь на пункт 6.3. ПДД, утверждает, что водителю «кровь из носа» надо было дождаться разрешающего сигнала на дополнительной секции. Если он этого не сделал, пусть готовится заплатить штраф в соответствии со статьей 12.12 КоАП РФ.

Парадокс, однако!

Некоторые водители, участвующие в подобного рода спорах на форумах и соцсетях, утверждают, что проблемы вовсе не существует, так как таких светофоров, неоднозначно трактующих ПДД, в природе нет. Другие клянутся, что сами каждый день ездят мимо таких, и приводят конкретные адреса…

Мы, со своей стороны, можем предположить, что «неправильные» светофоры существуют и виноваты в том, что такие ситуации возникают, те, кто их устанавливает. Послушайте, не случайно же «гаишник» из «Главной дороги» в обоих случаях настоятельно просит автолюбителей обращаться в ГИБДД по поводу установки дополнительных стрелок там, где они должны быть.

Вывод:

1.Никаких неопределенностей в ПДД нет; есть конкретные фамилии, звания и должности, которые устанавливают на перекрестках «неправильные» светофоры.

2.Если вы оказались перед таким светофором, предпочтительным будет следование требованию основного сигнала светофора. Если горит основной зеленый и он не дает дополнительных пояснений (с помощью контурных стрелок) по поводу того, в какую сторону он разрешает движение, поворачивайте направо беспрепятственно (только пропустите пешеходов, переходящих дорогу). Если вас остановит инспектор, покажите ему эту статью. И пусть он сам ломает голову над головоломкой, которую предлагает ему решить светофор над головой.

Перекрестки, которые регулируются светофорами, имеющими дополнительную секцию, вызывают у начинающего водителя замешательство. Опытному же автолюбителю они быстрее помогают совершать необходимые маневры и ехать дальше. Мы хотим рассказать, как нужно поворачивать правильно и только по имеющим дополнительную секцию светофорам.
Следует отметить то, что на перекрестках, рассматриваемых в данном случае, могут включаться такие сигналы, как:
красный свет;
красный с желтым свет;
желтый немигающий свет;
зеленый мигающий свет;
зеленый немигающий свет.
Когда вы проезжаете регулируемые светофорами перекрестки, определитесь сначала, какой конкретно из сигналов соответствует выбранному вами направлению.
Если в светофоре три части – красная, желтая и зеленая, то проблем никаких не возникнет. В таком случае, сигналы будут соответствовать всем направлениям одновременно.
Но если у светофора имеются дополнительные секции зеленого цвета, то ситуация усложняется, однако критичной ее не назовешь.
Если вы желаете повернуть влево, либо развернуться, тогда вашему направлению будет соответствовать секция дополнительная, в какой стрелка указывает влево, либо основная, если нет дополнительной.
Если вам нужно двигаться прямо, тогда нужно придерживаться основной секции светофора.
Поворачивая вправо, руководствуйтесь правой секцией(дополнительной)или, если она отсутствует, основной.
Как узнать о наличии дополнительной секции
Когда темно, на участках, где нет освещения проезжей части, дополнительные секции определяются по пункту №6.4 ПДД. Так, увидев на ночной дороге сигнал зеленого цвета не круглый, а в форме стрелки или в виде нарисованной черной контурной стрелки, сможете понять, что здесь присутствуют дополнительные секции, просто в данное время они не включены.
На какой сигнал можно ехать
Если вы определились, какого светофора будете придерживаться, проезжая перекресток, выполните следующее. Определите, можно ли в данной ситуации ехать и пропускать другие машины.
Как и с регулировщиком, рассмотрите разные направления и сигналы светофора, соответствующие движению.
Поворот налево, либо разворот

В таких случаях руководствуются пунктом №13.4 ПДД, т.е. тут нужно пропускать авто, идущие навстречу и поворачивающие вправо(относительно вас влево, т.е. согласно вашему направлению в дальнейшем движении), или которые едут прямо – в том направлении, откуда вы едете. Авто, поворачивающие влево, не надо пропускать, однако не пропустив, на каких-либо перекрестках не удастся разъехаться.
2. Сигнал дополнительной стрелки, включенный одновременно с сигналом зеленого цвета в основной секции.
Здесь правила езды такие же, что и в предыдущем варианте. Следует пропустить машины, едущие навстречу и с поворотом вправо.
3. Сигнал дополнительной стрелки, который включается вместе с красным, либо желтым цветом сигнала в основной секции.
В такой ситуации предусматривается пункт №13.5 ПДД. Здесь дорогу нужно уступать машинам, которые движутся со всех имеющихся направлений.
Движение прямо
1. Сигнал круглой(основной)секции
В данном случае не следует уступать другим машинам дорогу.
Движение направо
1. Сигнал круглой(основной)секции или сигнал со стрелкой(дополнительный)в дополнительной секции, включенный вместе с зеленым цветом сигнала в основной секции.
Тут можно расслабиться и почувствовать комфорт, потому что пропускать в данном случае никого не требуется.
2. Сигнал со стрелкой(в дополнительной секции), включенный вместе с желтым или красным сигналом основной секции.
В этой ситуации следует руководствоваться пунктом №13.5 ПДД и пропускать машины, которые движутся по всем направлениям.
Как поступить, когда включается зеленый сигнал светофора ?
Наверное, вы решили, что следует резко бросать сцепление, до упора нажать газ и сорваться с перекрестка первым, обгоняя очень быстрые машины – если так, то это не верно. Сначала уступите дорогу машинам, находящимся на перекрестке, только потом пытайтесь соревноваться с быстроходным транспортом.
Какие сигналы светофора говорят о запрете движения ?
Сигнал красного цвета запрещает движение. Единственное исключение – это тот случай, при котором вместе с красным включена и стрелка дополнительной секции.
Желтый и красный сигнал
Тут все так же, как в предыдущем случае.
Желтый сигнал
Этот случай тоже похож на предыдущий – движение запрещено, если включен желтый свет. Здесь, однако, имеется и очередное исключение, описанное в пункте №6.14 ПДД – если включен желтый сигнал и при этом притормозить в пределах разумного, не применив экстренное торможение, не получилось, то продолжать движение можно.
Сегодня, 02:15 | Olgerd

Что говорят правила

Итак, начнем с правил дорожного движения (п.20.1 и п.58.4):

20. 1. На уровне красного сигнала трехцветного светофора справа от этого сигнала может быть установлена дополнительная табличка со стрелкой зеленого цвета на черном фоне, которая направлена вправо. В этом случае, после остановки транспортного средства на красный сигнал, соблюдая особую осторожность, разрешается движение в направлении стрелки.

На перекрестке дорог с односторонним движением, на уровне красного сигнала трехцветного светофора, слева от этого сигнала может быть установлена дополнительная табличка со стрелкой зеленого цвета на черном фоне, направленной влево, которая после остановки транспортного средства на красный сигнал, при соблюдении мер предосторожности, разрешает движение в направлении стрелки.

58.4. Если на уровне красного сигнала справа от него установлена дополнительная табличка со стрелкой зеленого цвета на черном фоне, которая направлена вправо, водитель может продолжить движение в направлении стрелки при красном сигнале из крайней правой полосы проезжей части только после остановки. При этом водитель не должен создавать препятствий другим участникам движения, подвергать опасности пешеходов, имеющих право на движение, которые переходят проезжую часть, и водителей транспортных средств, движущихся на зеленый сигнал светофора.

В случае, когда на уровне красного сигнала трехцветного светофора слева от него установлена дополнительная табличка со стрелкой зеленого цвета на черном фоне, направленная влево, водителю разрешается при красном сигнале поворот на дорогу с односторонним движением налево из крайней левой полосы проезжей части только после остановки. Поворачивая налево, водитель должен уступить дорогу пешеходам и водителям транспортных средств, имеющих право на движение, движущихся на зеленый сигнал светофора.

ОБНОВЛЕНИЕ от 30.06.17 : то же относится и к зеленой стрелке, направленной прямо (п.20.9).

Официальный источник правил .

Рассмотрим пример

Мы имеем перекресток с тремя полосами в одну сторону: с левой полосы мы можем свернуть только налево, со средней полосы нам разрешается двигаться только прямо, а с правой — прямо или направо. При этом, рядом с красным сигналом светофора установлена та самая табличка, с зеленой стрелкой, которая разрешает движение направо при красном сигнале светофора.

Один автомобиль остановился на светофоре, едущий сзади хочет повернуть направо, но стоящий перед ним автомобиль препятствует этому, потому что он намерен ехать прямо, а не направо. Нарушает ли первый автомобиль правила дорожного движения? Обязан ли он поехать направо, если он стоит на правой полосе? Должен ли водитель второго автомобиля нервно сигналить, вынуждая водителя первого автомобиля уступить дорогу, проехав направо или свернув в соседний ряд?

Нет, не обязан. Водитель первого автомобиля не нарушает правила дорожного движения в данной ситуации, если нет дорожного знака, указывающего, что с правой полосы запрещается ехать прямо, а только направо. Таким образом, проезд на красный свет направо, при наличии неосвященной зеленой стрелки, является правом, а не обязанностью , которым водитель может воспользоваться или нет.

Аккуратно с сигналом

Помните, что согласно п.33.1 «Звуковой сигнал может применяться только в случае, если это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия , а вне населенных пунктов и для привлечения внимания водителя обгоняемого транспортного средства.» То есть сигналя тем, кто стоит перед зеленой стрелкой, именно ВЫ нарушаете правила.

Совсем другое дело, когда светофор имеет подсвечивающуюся зеленую стрелку, указывающую направо, она то и обязывает всех участников движения двигаться направо. Здесь действует пункт 58.5, который гласит:
«На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, при отсутствии знака 5.37.2, 5.38.1 или 5.38.3 либо разметки 1.18 водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжить движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортным средствам, следующим за ним по той же полосе».

Таким образом, если светофор имеет подсвечивающуюся стрелку, остановка при ее действии запрещена. В случае с не подсвечиваемой стрелкой, речь идет о привилегии, которой можно воспользоваться или нет. И если вы оказались в ситуации, когда стоящая сзади машина вам сигналит, ни в коем случае не пытайтесь пропустить ее, выезжая на соседние полосы, вперед стоящим на них автомобилям! Ведь тогда именно вы будете тем, кто серьезно нарушит ПДД, а в итоге вас могут обвинить за проезд на красный свет или даже за создание аварийной ситуации, за что вы можете лишиться водительских прав. Не говоря уже о том, что это будет некрасиво и опасно по отношению к стоящим на светофоре автомобилям и к переходящим в этот момент дорогу пешеходам.

Конечно, если соседние ряды свободны, а нам нужно ехать прямо, то стоит задуматься о тех которые захотят повернуть направо и заранее перестроится в средний ряд. Но в Кишиневе существуют многочисленные перекрестки с двумя полосами, где левая разрешает двигаться вперед или налево, а правая — вперед или направо. В такой ситуации, большинство тех, кто намерен ехать вперед, останавливается на правой полосе, особенно тогда, когда на левой полосе уже стоят автомобили с включенным указателем поворота, которые планируют осуществить движение налево. В данной ситуации, если светофор оснащен табличкой с указывающей направо зеленой стрелкой, вы не обязаны следовать ее указаниям и тем более пропускать сигналящие позади вас автомобили, которые при таком раскладе должны стоять в ожидании, без каких либо претензий.

Давайте поясним и ситуацию приоритетов на перекрестке . В том же пункте 58.4 правил дорожного движения, сказано, что все те, кто передвигаются по направлению не освященной зеленой стрелки, не должны создавать препятствия для пешеходов, а также для движущихся на зеленый сигнал светофора автомобилей. Таким образом, пользуясь правом «зеленой стрелки», водитель должен пропустить пешеходов и других участников дорожного движения, движущихся по перпендикулярному к нему направлению.

  1. Зеленая стрелка дает право, но не обязывает проезд в указанном направлении.
  2. Поворачивать по зеленой стрелке можно только с крайней полосы, даже если в этом направлении есть несколько полос для поворота.
  3. Перед зеленой стрелкой вы обязаны остановиться и пропустить пешеходов и другие автомобили.
  4. Сигналя тем, кто стоит перед стрелкой, вы нарушаете ПДД.
  5. Если знак «движение по полосам» предписывает поворот в указанном подсвеченной стрелкой направлении — вы должны поворачивать.

И помните, главное — быть вежливым в любой ситуации.