Доставка на объект покупателя. Образец договора поставки (до склада Покупателя). Доставка товара экспедиторами

По общему правилу поставщик должен доставить товар покупателю сам (Пункт 1 ст. 510 ГК РФ) Между тем доставка бывает разной: как собственным транспортом, так и с помощью сторонней организации, как оплачиваемая отдельно, так и учитываемая в цене товара. Влияет ли это на оформление документов, выставляемых покупателю, и зависит ли от этого ваш на доставку товара? Об этом - наш сегодняшний разговор.

Ситуация 1. Стоимость доставки включена в цену товара
Если стоимость доставки не выделена в договоре отдельно, то доставка - лишь способ исполнения вашей обязанности по передаче товара покупателю (Пункт 1 ст. 458 ГК РФ). Поэтому составлять акт об оказании услуг по доставке вам не надо: ведь услуг по доставке вы не оказываете. А вот какие накладные надо выписать на товар, зависит от того, кто будет доставлять товар - вы сами или сторонняя организация:
(если) вы доставляете товар собственным транспортом, достаточно будет передать покупателю только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. Оформлять накладную по форме N 1-Т (ТТН) не нужно (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ);
(если) товар перевозится привлеченным транспортом, то вы выпишете покупателю ТТН.

Ситуация 2. Доставка - отдельная услуга
А как быть, если стоимость доставки выделена в договоре? Это уже самостоятельная услуга, оказание которой должно быть оформлено первичным документом. И это зависит от того, каким образом будет организована доставка - собственным транспортом или сторонней организацией. Поэтому покупателю надо выписать:
(если) товар покупателю будет доставлять сторонняя организация - ТТН. Оформлять отдельный акт на доставку товара в этом случае не надо. Ведь все данные о перевозке есть в транспортном разделе ТТН;
(если) вы доставляете товар собственным транспортом - накладную по форме N ТОРГ-12 и акт на оказание услуг по доставке. Выписывать товарно-транспортную накладную в этом случае не надо. Однако учтите, что у вашего покупателя могут появиться проблемы: налоговики могут исключить из налоговых расходов транспортные услуги, так как на них не оформлена ТТН. И тогда доказывать правомерность расходов на доставку покупателю придется в суде.

НДС с доставки

Если доставка - отдельная услуга , то она облагается НДС по ставке 18% (и в случае, когда товар доставляется собственным транспортом, и тогда, когда это делает транспортная компания) (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Что касается входного НДС, предъявленного вам транспортной компанией, то вы вправе принять его к вычету (Статьи 171, 172 НК РФ). И не забудьте выставить своему покупателю счет-фактуру (Пункт 3 ст. 168 НК РФ).

А как быть, если стоимость доставки включена в стоимость товаров, реализация которых облагается по ставке 10%? Применять правило п. 1 ст. 153 НК РФ и отдельно рассчитывать НДС с такой доставки по ставке 18% не надо. Ведь доставка товара покупателю в такой ситуации не является самостоятельным видом деятельности продавца. Но, придерживаясь такой позиции, знайте, что она вряд ли понравится налоговикам. И, скорее всего, правомерность применения 10%-ной ставки НДС вам придется доказывать в суде. А суды вас поддержат.

Учитываем стоимость доставки в налоговом учете

Здесь все зависит от того, как покупатель оплачивает доставку: в цене товара или отдельно .
В ситуации 1 затраты по доставке являются для вас лишь расходами, связанными с реализацией товаров (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В ситуации 2 вы учтете в своих доходах как выручку от реализации товаров, так и выручку от оказания услуг по их доставке.
Расходы же будут учитываться так:
- при доставке собственным транспортом : заработная плата водителей будет учитываться в составе расходов на оплату труда (Статья 255 НК РФ), амортизация транспортных средств - в сумме начисленной амортизации (Статьи 256 - 259 НК РФ), затраты на ремонт автомашин - в составе расходов на ремонт основных средств (Статья 260 НК РФ), ГСМ - в прочих расходах (Подпункт 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) и т.д.;
- при доставке товаров сторонней организацией - в составе материальных расходов как услуги производственного характера (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Перевозка товара собственным транспортом и уплата ЕНВД

И еще о такой проблеме хотелось бы упомянуть. Если стоимость доставки выделена в договоре отдельно, налоговые органы могут попытаться доначислить вам ЕНВД. Конечно, при условии, что в вашем регионе для транспортных услуг введена вмененка. Но Минфин России разъяснял, что такая доставка - это не самостоятельный вид предпринимательской деятельности, а всего лишь способ исполнения обязанности продавца по передаче товара. А ЕНВД нужно платить, только если при доставке заключается отдельный договор перевозки груза. Поэтому в случае претензий со стороны налоговиков вы можете с ними поспорить, опираясь на разъяснения финансового ведомства. Кстати, с тем, что платить ЕНВД в таких случаях не надо, согласны и суды.

Как видим, проще всего, когда стоимость доставки включена в цену товара. И никакого риска, что вас признают плательщиком ЕНВД.

Как правило, приобретение товара сопровождается его доставкой. В ряде случаев забрать купленное со склада продавца должен сам покупатель, а иногда это обязан сделать поставщик. Но даже когда условия по транспортировке купленного четко оговорены в контракте, доставка товаров должна происходить, что называется, согласно букве закона.
Договорная основа

Договор поставки, будучи разновидностью договора купли-продажи, регулируется нормами Гражданского кодекса. В соответствии со статьей 506 данного закона поставщик обязан в определенные договором сроки передать покупателю товар для использования в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Причем в качестве поставщика товаров может выступать как сам производитель товаров, так и их перекупщик.

Как правило, место нахождения продавца и покупателя не совпадает. Подобное обстоятельство вынуждает стороны договора поставки оговаривать в соглашении, куда, кем и каким именно образом должен быть доставлен товар. Если договором поставки не предусмотрена выборка товаров покупателем или получателем, то обязанность по доставке лежит на поставщике (ст. 510 ГК). Напомним, что при выборке покупатель (получатель) выбирает товар в месте нахождения поставщика и самостоятельно транспортирует приобретенное.

Согласно пункту 1 статьи 510 Гражданского кодекса, доставка товаров осуществляется поставщиком путем их отгрузки предусмотренным договором поставки транспортом на определенных в контракте условиях. Фактически это означает, что при заключении соглашения стороны должны указать в договоре, каким именно видом транспорта поставщик должен доставить товары до места нахождения покупателя и определить условия доставки, то есть откуда, куда, как и за чей счет будет доставлен товар. Только в этом случае осуществление доставки товара именно тем видом транспорта, который указан в контракте, будет являться условием, обязательным для выполнения поставщиком. Если же договор поставки не отдает предпочтение конкретному виду транспорта, то средство доставки выбирает сам поставщик.

Как правило, доставка товаров в пределах одного города осуществляется посредством автомобильного транспорта. При иногородних перевозках выбор транспортных средств куда шире: помимо автомобильного, используются железнодорожный, водный, воздушный транспорт. Учтите, что в последних трех случаях на перевозку грузов потребуется лицензия (ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако доставку товаров не обязательно должен осуществлять непосредственно сам поставщик, он может возложить данную миссию на плечи специализированной организации-перевозчика, заключив с ней соответствующий договор.

Стоимость доставки товаров до места нахождения покупателя может включаться поставщиком в цену товаров, а может устанавливаться и сверху. В первом случае в бухгалтерском учете продавца отражается только выручка от продажи товаров. Во втором случае, когда цена доставки указана в договоре отдельно, в бухучете продавца, помимо выручки от продажи товаров, будут отражены и доходы от оказания услуг по доставке.

Переход права собственности

На порядок отражения операций по доставке товаров, реализуемых по договорам поставки, большое влияние оказывает момент перехода права собственности на товары от поставщика к покупателю.

По общему правилу, закрепленному в статье 223 Гражданского кодекса, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Причем под передачей понимается как вручение вещи приобретателю, так и ее сдача перевозчику для отправки приобретателю или организации связи для пересылки покупателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п. 1 ст. 224 ГК). К передаче вещи также приравнивается выдача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

Из общих норм о договоре купли-продажи вытекает, что если договором поставки предусмотрена доставка товара, то обязанность поставщика по его передаче считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу. Следовательно, в договоре поставки стороны могут установить как общее правило о переходе права собственности на товары от поставщика к покупателю, так и особый порядок, например, после отгрузки со склада поставщика, оплаты и тому подобное.

В связи с этим при согласовании условий доставки товара стороны должны помнить о моменте перехода права собственности, установленном в договоре, ведь именно от того, чей товар доставляет поставщик (свой или чужой), зависит порядок отражения расходов на доставку в бухгалтерском и налоговом учете поставщика. Так, например, если договором поставки определено, что право собственности на товары переходит к покупателю на складе поставщика, то в качестве условий доставки следует указать, что доставка товара осуществляется за счет покупателя. В противном случае расходы поставщика на доставку товара могут быть исключены для целей налогообложения. Так, например, в письме Минфина от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157 сказано, что если договором поставки определено, что доставка товаров осуществляется поставщиком до станции назначения, а право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки, то учесть расходы по доставке товаров при исчислении налога на прибыль поставщик может только в том случае, если данные затраты включены в цену товара либо покупатель возмещает поставщику стоимость доставки.

Аналогичные выводы можно сделать и на основании писем Минфина от 22 января 2007 г. № 03-03-06/1/16, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/246.

Расходный учет

В бухгалтерском учете поставщика затраты по доставке товаров покупателям на основании пунктов 4 и 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются на балансовом счете 44 «Расходы на продажу».

Если доставка осуществляется силами структурного подразделения, то затраты организации предварительно собираются на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства» с последующим отнесением на счет 44 «Расходы на продажу».

В налоговом учете поставщика расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также структурными подразделениями самого налогоплательщика, признаются материальными расходами (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК). Причем вне зависимости от того, самостоятельно ли доставляются товары или силами привлеченного перевозчика, затраты на доставку признаются косвенными расходами на основании статей 318 и 320 Налогового кодекса. А значит, признание данных затрат в полном объеме приходится на период их осуществления.

Разумеется, требования о распределении расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные распространяется только на те организации, которые используют в целях налогообложения прибыли метод начисления.

Документооборот

Не секрет, что признать расходы для целей налогообложения можно лишь в том случае, если они отвечают требованиям статьи 252 Налогового кодекса, а именно: экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с получением дохода. Требование о документальном подтверждении затрат вытекает и из норм бухгалтерского законодательства, а именно из статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 указанной статьи все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Как следует из пункта 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же шаблон какого-то документа данными альбомами не предусмотрен, организация вправе самостоятельно разработать форму требуемого документа и закрепить его использование в учетной политике. Основным требованием к создаваемому документу является наличие в нем реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций утверждены постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132. Указаниями по применению данных шаблонов определено, что для оформления продажи (отпуска) товаров сторонней организации применяется товарная накладная формы № ТОРГ-12, составляемая в двух экземплярах. Один из них остается у поставщика, выступая основанием списания товаров с учета, а второй — передается покупателю, являясь основанием для принятия товаров на учет. Если же товар доставляется покупателю транспортом, то, помимо накладной № ТОРГ-12, нужно оформить и иные товаросопроводительные документы, а именно: товарно-транспортную накладную (если доставка осуществляется автотранспортом), железнодорожную накладную (при доставке по железной дороге), коносамент (при использовании водного транспорта) и так далее.

Как указано в пункте 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н, при доставке товара автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортная накладная. На это указывают и Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

В настоящий момент применяется унифицированная форма товарно-транспортной накладной № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — постановление № 78). Из положений раздела 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением № 78, можно сделать вывод, что данная форма должна применяться только при перевозках грузов с привлечением профессионального перевозчика. Требование о выставлении данного документа компанией-перевозчиком зафиксировано и в статье 758 Гражданского кодекса. Выходит, если для целей доставки привлекается специализированная организация, то необходимость оформления товарно-транспортной накладной очевидна. А вот в случае доставки товара собственными силами поставщика необходимость оформления им ТТН в обязательном порядке спорна. Однако нежелание поставщика, самостоятельно доставляющего покупателю товар, оформить данный документ может привести к конфликтным ситуациям с партнером. Ведь для получающего товар покупателя отсутствие товарно-транспортной накладной может вызвать осложнения с применением вычетов по НДС.

Как следует из Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением № 78, товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя (поставщика) и служит основанием для списания товаров; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. В свою очередь, водитель сдает второй экземпляр покупателю (получателю) товаров, для которого он является основанием для принятия к учету товаров, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) покупателя, сдает в автотранспортную организацию.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, автотранспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает поставщику — заказчику автотранспорта. Четвертый же прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Невыполнение указанных требований по наличию первичных документов приводит к печальным последствиям. Например, расходы организации оптовой торговли, связанные с оплатой транспортных услуг поставщика по доставке до станции назначения товаров (услуга не включена в стоимость товара, а выделена отдельной строкой) железнодорожным транспортом, можно учесть в целях налогообложения прибыли только при наличии транспортных железнодорожных накладных, подтверждающих услугу по транспортировке. Аналогичная точка зрения приведена в письме УФНС по г. Москве от 24 ноября 2006 г. № 20-12/104890. А ведь многие думают, что наличие отдельной строчки в накладной может служить достаточным документальным подтверждением транспортных расходов.

Посреднические услуги

Помимо доставки товаров собственным транспортом или с привлечением специализированной организации, поставщик может организовать доставку, выступая посредником. Такая ситуация довольно часто встречается, если договором предусмотрено, что право собственности на товар переходит на складе поставщика, а доставка возможна только видом транспорта, на перевозку которым необходимо иметь специальное разрешение (лицензию).

В этом случае из договора поставки должно явно вытекать, что на поставщика возлагаются обязанности по организации перевозки, и, по сути, покупатель

нанимает его с целью организации доставки. Иначе говоря, такой договор должен носить смешанный характер, что не противоречит нормам гражданского законодательства. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса стороны могут заключить соглашение, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон по таким смешанным контрактам применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых в них содержатся, если, разумеется, иное не вытекает из существа подписываемого соглашения. В этом случае расходы по доставке, которые понес поставщик за покупателя, будут проходить у него транзитом.

Посреднические виды договоров, используемые в таких случаях (договор комиссии, транспортной экспедиции, агентский договор), являются возмездными. Поэтому в договоре поставки потребуется либо прописать размер вознаграждения поставщика за организацию доставки товара до покупателя (фактически, за транспортно-экспедиционные услуги), либо оговорить, что услуги по организации перевозки оплачиваются внутри цены поставки. В противном случае не исключены претензии со стороны налоговых органов.

В бухгалтерском и налоговом учете поставщик-посредник, помимо выручки от продажи товаров, должен будет отразить и сумму вознаграждения, полученную им от покупателя за организацию доставки.

г. Москва «___» ___________ 201_ г.

Открытое акционерное общество «_______________________» (сокращенное наименование - ОАО «______________»), именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице генерального директора ___________________, действующего на основании Устава, с одной стороны,

и Общество с ограниченной ответственностью «_____________» (сокращенное наименование - ООО «____________»), именуемое в дальнейшем «Продавец», в лице ___________________, действующего на основании __________________, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор (далее - «Договор») о нижеследующем:

Статья 1. Предмет Договора
1.1. Поставщик обязуется передать Покупателю оборудование (далее - товар, товары), в количестве, комплектации и ассортименте, установленном в Спецификации на поставляемые товары (далее - «Спецификация», приложение № 1 к настоящему Договору, являющееся его неотъемлемой частью).
1.2. Поставщик также обязуется предоставить следующие услуги, связанные с поставкой товаров (далее - сопутствующие услуги):
1.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы.
1.2.2. Уборка и вывоз упаковочного материала (по согласованию).

Статья 2. Цена Договора и порядок расчетов
2.1. Общая стоимость товаров по настоящему Договору (далее - «Цена Договора») устанавливается согласно Спецификации.
2.2. Цена включает в себя, помимо стоимости товара, также и стоимость доставки, погрузки/разгрузки, стоимость упаковки, маркировки, оформления необходимой документации, таможенной очистки, сертификации, гарантийного обслуживания, НДС, налоги, сборы, другие обязательные платежи, а также любые иные расходы Поставщика, связанные с исполнением обязательств по настоящему Договору.
2.3. Оплата Цены Договора производится Покупателем в соответствии с фактически поставленными объемами товаров и оказания сопутствующих услуг, без аванса путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Договоре, на основании Акта приема-передачи товара и товарно-транспортной (товарной) накладной в течение 15 (пятнадцати) банковских дней, с даты подписания Акта приемки и предъявления к оплате Поставщиком счета.
2.3.1. В случае изменения расчетного счета Поставщик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Покупателю с указанием новых реквизитов расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Покупателем денежных средств на указанный в настоящем Договоре счет Поставщика, несет Поставщик.
2.4. Цена настоящего Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев предусмотренных настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.
2.5. Обязательства Покупателя по оплате Цены Договора считаются исполненными с момента списания денежных средств с расчетного счета Покупателя.

Статья 3. Порядок, сроки поставки
3.1. В рамках исполнения настоящего Договора поставка товара и оказание сопутствующих услуг Покупателю осуществляется в следующие сроки:
3.1.1. Начало: «___» __________ 201_ года.
3.1.2. Окончание: «___» __________ 201_ года.
3.1.3. Поставка товара производится по согласованию с Покупателем в рабочие дни с 09.00 до 17.00 часов.
3.1.4. Поставка товара осуществляется на склад Покупателя по адресу: ________________________ (далее - «Объект»), в соответствии с Графиком поставки (Приложение № 2 к настоящему Договору, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - «График поставки»).
3.2. С согласия Покупателя допускается поэтапная (отдельными партиями) поставка товара, в том числе и по конкретным заявкам Покупателя (по возникновению потребности, в такой заявке каждый раз указывается требуемое в данном конкретном случае количество поставляемого товара), с подписанием Акта приёмки товара по этапу (партии, конкретной заявке).
3.3. В случае поставки товаров отдельными партиями (отдельными частями, входящими в комплект) или по конкретной заявке Покупателя, оплата товара производится Плательщиком только после поставки последней (каждой) партии (последней части, входящей в комплект) товара.
3.4. Поставщик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Договору других лиц - субпоставщиков, включая транспортные услуги.

Статья 4. Порядок приемки товаров
4.1. Поставщик обязан известить Покупателя о точном времени и дате поставки (если последняя не зафиксирована в Графике поставки (Приложение № 2 к настоящему Договору) телефонограммой или по факсимильной связи.
4.3. Поставщик поставляет товары Покупателю собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузочно-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными техническими средствами или с привлечением третьих лиц за свой счет.
4.4. Товары, поставляемые Поставщиком Покупателю, должны соответствовать техническим характеристикам, указанным в прилагаемой к товару документации, а также быть пригодными для целей, для которых такой товар обычно используется.
4.5. Упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям предприятия-изготовителя, ГОСТа, а упаковка и маркировка импортного товара - международным стандартам упаковки.
4.6. Маркировка товара должна содержать: наименование изделия, наименование фирмы-изготовителя, юридический адрес изготовителя, дату выпуска и гарантийный срок службы.
4.7. Маркировка упаковки должна строго соответствовать маркировке товара.
4.8. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах.
4.9. Уборка и вывоз упаковки производятся на основании письменного указания Покупателя, силами Поставщика в течение 1 (одного) календарного дня после дня поставки товаров или за его счет.
4.10. Вместе с товаром, Поставщик обязан передать Покупателю комплект сопроводительной документации: оригиналы товарно-транспортных (товарных) накладных, счета (счет-фактура), Акт приема-передачи товара, подписанный Поставщиком, технический паспорт, гарантийный талон, сертификаты (в т.ч. гигиенические, качества), декларации, обязательные для данного вида товара документы содержащие информацию о сроках годности товара, условиях хранения и перевозки товара, инструкции по эксплуатации, регистрационные удостоверения и иные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающие качество, безопасность товара, его функциональные характеристики (потребительские свойства), необходимые для легального оборота и использования товара на территории России. Все документы должны быть составлены (переведены) на русский язык.
4.10.1. Поставщик одновременно с передачей Товара передает Покупателю оригинальную упаковку, при этом упаковка не должна быть повреждена и должна быть герметична. Стоимость упаковки (тары) включается в цену товара и Покупателем отдельно не оплачивается.
4.10.2. Если при передаче товара будет обнаружено несоответствие товара требованиям настоящего Договора и /или Спецификации, Покупатель вправе отказаться от получения товара, сделав соответствующую отметку в товарно-транспортной (товарной) накладной. Товар, не заказанный Покупателем не принимается и не оплачивается.
4.10.3. В случае выявления при приемке товара несоответствия товара условиям договора Покупатель обязан приостановить приемку и вызвать Поставщика для продолжения приемки товара и составления двустороннего акта. Вызов Поставщика осуществляется телеграммой в адрес поставщика или по факсу, и должен содержать: наименование товара, реквизиты товарно-сопроводительных документов, перечень выявленных несоответствий и недостатков, состояние тары, пломб, дату и место приемки. Уполномоченный представитель Поставщика должен прибыть к месту приемки в срок, указанный в уведомлении покупателя, и иметь при себе документ, удостоверяющий личность, надлежащим образом оформленную доверенность либо документы, подтверждающие его право действовать от имени поставщика без доверенности. В случае неявки Поставщика в указанный в уведомлении срок или получения в этот же срок сообщения поставщика о неявке по каким-либо причинам покупатель осуществляет приемку товара самостоятельно.
4.10.4. В случае передачи товара в поврежденной упаковке Покупатель должен вскрыть такую упаковку и сразу же в момент и в месте вручения товара осмотреть и проверить его соответствие условиям договора по количеству, качеству, ассортименту и другим характеристикам. Покупатель обязан уведомить Поставщика о факте поставки товара в поврежденной упаковке и обо всех выявленных недостатках такого товара в порядке и в сроки, установленные договором.
4.10.6. Если иная комплектация не указана в договоре Товар по настоящему договору поставляется в стандартной комплектации. Комплектация в полном объеме указана в техническом паспорте, который подлежит передаче вместе с товаром.
4.11. В случае поставки некачественного товара, Покупатель вправе потребовать от Поставщика безвозмездно устранить недостатки товара в течение 3 (трех) календарных дней с момента заявления о них Покупателем, либо возместить свои расходы на устранение недостатков товара, за исключением случаев, когда Поставщик без промедления заменит поставленные товары качественными товарами.
4.11.1. При обнаружении дефектов (брака) товара при его приемке Покупатель обязан известить Поставщика о выявленных дефектах в течение 5 (пяти) рабочих дней после их обнаружения с приложением подробного перечня указанных дефектов. Поставщик, обязан явиться на объект, где хранится некачественный товар для составления соответствующего Акта в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения вызова. В случае неявки Поставщика в назначенный час, либо отказа от подписания Акта без обоснования причин, Покупатель оставляет за собой право оформить Акт о выявлении бракованного товара в одностороннем порядке.
4.11.2. Поставщик обязуется заменить бракованную продукцию. Замена отбракованного Товара проводится Поставщиком в течении 3 (трех) календарных дней с момента получения требования Покупателя.
4.12. В случае недопоставки ассортимента товара Покупатель вправе потребовать недопоставленное количество товара в ассортименте в течение 3 (трех) календарных дней с момента заявления такого требования, за исключением случаев, когда Поставщик без промедления допоставит товар в ассортименте.
4.12.1. Поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено настоящим Договором, не зачитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и подлежит восполнению.
4.13. В случае поставки некомплектного товара Покупатель вправе потребовать доукомплектования товара в течение 3 (трех) календарных дней с момента заявления такого требования, за исключением случаев, когда Поставщик без промедления доукомплектует товары или заменит их комплектными товарами.
4.14. По итогам приемки товара, при наличии документов, указанных в пункте 4.10. настоящего Договора, и при отсутствии претензий относительно качества, количества, ассортимента, комплектности и других характеристик товара, объема и качества оказанных сопутствующих услуг, Стороны подписывают Акт приема-передачи товара (при поставке товара согласно разгрузочной разнарядке, обязанность подписания Акта приемки-передачи товара возлагается на юридическое лицо в адрес, которого осуществляется поставка).
4.14.1. Претензии по скрытым дефектам изготовления товара, выявленным в момент монтажа, подключения оборудования или в период его гарантийной эксплуатации, подлежат рассмотрению в течение гарантийного срока.
4.15. Моментом исполнения обязательств Поставщика по поставке товара по настоящему Договору считается факт передачи товара и полное выполнение Поставщиком своих обязательств по настоящему Договору, что подтверждается Актом приема-передачи товара, и товарно-транспортной (товарной) накладной.
4.16. Право собственности на товар и риск случайной гибели или его случайного повреждения переходит от Поставщика к Покупателю с момента передачи товара Покупателю. Моментом передачи (отгрузки) товара считается дата подписания полномочными представителями Поставщика и Покупателя Акта приема-передачи товара, и товарно-транспортной (товарной) накладной.
4.17. Все транспортные и другие расходы, связанные с допоставкой Товара, возвратом и/или заменой несоответствующего условиям Договора Товара, несет Продавец.

Ермошина Е..Л. , главный редактор журнала
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета
и налогообложения»

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю. Как правило, продавец и покупатель удалены друг от друга, и одним из условий договора поставки является доставка товаров, которую поставщик осуществляет согласно договору (ст. 510 ГК РФ ). Кроме того, договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Как правильно отразить в договоре условия поставки? Всегда ли транспортные расходы признаются расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Условия поставки и момент перехода права собственности

При любой сделке бухгалтеру важно установить, когда переходит право собственности на имущество организации, ведь от этого зависит порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете как самого имущества, так и операций с ним.

Порядок перехода права собственности к покупателю может быть определен договором, положения которого могут как дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику), так и устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.). Если этот порядок договором не установлен, то право собственности в соответствии со ст. 224 ГК РФ переходит в момент вручения вещи покупателю или в момент передачи товара перевозчику: в случае если товар должен доставить продавец, право собственности переходит в момент вручения товара покупателю в месте назначения. В случае самовывоза товара право собственности на него переходит тоже в момент вручения товара покупателю или перевозчику, но уже в месте нахождения поставщика.

Обратите внимание! Момент перехода права собственности следует отличать от условий поставки товаров. Условия поставки означают откуда, куда, каким образом и, самое главное, за чей счет будет осуществляться поставка. Существуют общепринятые условия поставки (условия франкировки : франко-станция назначения, франко-склад поставщика, франко-склад покупателя и т.д.). Бухгалтеры, которые имеют дело с зарубежными контрактами, знакомы с терминологией международных правил Инкотермс . Однако этими правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страховкой товаров, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности ими не установлен. Об этом нужно помнить при составлении договоров, ведь дата поставки может наступить раньше или позже момента перехода права собственности, а также совпадать с ним. Поясним это на примере.

Предположим, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. Условия поставки – «франко-станция назначения». Это означает, что продавец за свой счет доставляет товар до станции покупателя, а разгрузка вагона, погрузка товара в машину и доставка автотранспортом до склада покупателя осуществляется за счет последнего. А так как согласно договору прав собственности переходит на складе покупателя, то все его транспортные расходы от станции до склада фактически относятся к «чужому» товару. Это означает, что отнести данные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль покупателю будет достаточно проблематично.

Склад поставщика

Станция покупателя

Склад покупателя

Автотранспорт

Собственность поставщика

Отражение в учете транспортных расходов

в зависимости от условий договора

Рассмотрим теперь, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются транспортные расходы в зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем.

1. Стоимость доставки включена в цену товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставка товара на склад покупателя входит в обязанности поставщика. Транспортные расходы включены в цену товара.

Цена реализации товара будет сформирована с учетом стоимости доставки (причем эта стоимость в отгрузочных документах отдельной строкой не выделяется).

Доставку товаров продавец может осуществить самостоятельно либо с привлечением транспортной организации. В случае оказания услуг по доставке собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов являются путевые листы с маршрутом следования (формы № 4-С и № 4-П , утвержденные ), чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также:

1) При использовании автомобильного транспорта – путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т , утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78 ). Товарно-транспортная накладная определяет взаимоотношения грузоотправителя с автоперевозчиком и служит для учета работы транспорта и расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги по перевозке грузов. Грузоотправитель составляет накладную для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Она выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, а второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Впоследствии водитель передает второй экземпляр грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает грузоотправителю. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю.

2) Пи использовании железнодорожного транспорта – железнодорожная накладная и грузовая квитанция.

3) При перевозке воздушным транспортом – накладная отправителя и грузовая накладная.

4) При перевозке морским транспортом – коносамент.

Обратите внимание: товарно-транспортная накладная является унифицированной формой первичной учетной документации, установленной для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Следовательно, товарно-транспортная накладная, подтверждающая факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя, так и для получателя грузов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.04 № А05-6133/04-11 ).

Пример 1.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.

Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). Эта сумма будет фигурировать в накладной и счете-фактуре.

Себестоимость товара – 60 000 руб. Для перевозки товара ООО «Альфа» воспользовалось услугами автотранспортной организации, стоимость которых составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5 400 руб.).

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получен счет транспортной организации за доставку товара

Отражен НДС по услугам транспортной организации

Списаны транспортные расходы

Отражена прибыль от сделки

Что касается налогового учета, то в нем, как и в бухгалтерском учете, доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается. Поставщик может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на величину транспортных расходов при соблюдении условий, прописанных в ст. 252 НК РФ , – расходы должны быть обоснованы (экономически оправданы) и документально подтверждены. Экономическая оправданность расходов на доставку товара вытекает из условий договора с покупателем, ведь, не обеспечив доставку товара, его невозможно продать.

В данной ситуации, независимо от того, используется транспорт сторонней организации или собственный, транспортные расходы будут являться косвенными (ст. 318, 320 НК РФ ), и в конце месяца единовременно списываться в уменьшение налоговой базы.

Если организация использует «чужой» транспорт, то сумма НДС, уплаченная транспортной организации за доставку товара покупателю, подлежит вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (при условии соблюдения положений ст. 172 НК РФ : от транспортной организации получен счет-фактура, имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога).

2. Стоимость доставки установлена сверх цены товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

Как правило, такая доставка осуществляется собственным транспортом продавца. О том, как правильно оформить договор, если продавец привлекает транспортные компании, мы расскажем ниже.

Обратите внимание: на стоимость транспортных услуг начисляется НДС по ставке 18%, причем независимо от того, по какой ставке облагается реализуемый товар (10 или 18%).

Так, например, в Письме МНС РФ от 19.04.04 № 01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг» говорится, что перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС по ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ . Услуги по доставке собственным транспортом товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10%, в установленный перечень не входят, поэтому данные услуги подлежат налогообложению по ставке 18% в общеустановленном порядке.

В таких случаях реализацию товаров и транспортных услуг в бухгалтерском учете нужно отражать отдельно, открыв, например, субсчета второго уровня к счету :

90-1-1 – «Реализация товаров (ставка НДС 10%)»;

90-1-2 – «Реализация транспортных услуг (ставка НДС 18%)». (По аналогии можно открыть субсчета и по расходам).

Пример 2.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС 10% – 10 000 руб.). Стоимость доставки составила 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы оплачиваются покупателем сверх продажной цены.

Себестоимость товара – 60 000 руб. Товар доставляется собственным транспортом ООО «Альфа», расходы на содержание которого составили 30 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена выручка от реализации товара

Начислен НДС с выручки от реализации товара

Списана себестоимость товара

Отражена прибыль от реализации товара

Отражена выручка от реализации транспортных услуг

Начислен НДС с выручки от реализации транспортных услуг

Отражены расходы на содержание транспорта

Списаны расходы на содержание транспорта

Отражена прибыль от реализации транспортных услуг

Расходы по доставке подтверждаются теми же документами, которые были перечислены выше.

При исчислении налога на прибыль транспортные расходы в данной ситуации будут косвенными (ст. 318, 320 НК РФ ) и в конце месяца единовременно списываются в уменьшение налоговой базы (см. также Письмо МФ РФ от 13.01.05 № 03-03-01-04 , где говорится, что расходы на доставку товаров со склада налогоплательщика покупателям к прямым расходам не относятся).

Обратите внимание на существенно важный момент. Если организация-продавец осуществляет доставку собственным транспортом, оформляет ее как отдельный вид деятельности (то есть не включает в цену товара) и эксплуатирует не более 20 транспортных средств, то автотранспортные услуги по перевозке грузов подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ , при этом не имеет значения, была это разовая операция или такие услуги оказываются постоянно. Так, например, в Письме МФ РФ от 18.01.04 № 04-05-12/9 говорится о том, что Налоговым кодексом не предусмотрен порядок перевода организации или индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога в зависимости от доли выручки по оказанию транспортных услуг в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, если организация осуществляет автотранспортные услуги на основании договоров, то данный вид деятельности должен, по мнению Департамента, переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.

Если продолжить тему по ЕНВД, то попутно возникает вопрос: облагается ли ЕНВД деятельность по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчиков на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ ? Свое мнение по этому вопросу Минфин высказал в Письме от 18.02.05 № 03-06-05-04/39 . Статьей 346.27 НК РФ определено понятие транспортных средств – это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Если автопогрузчик используется для перемещения грузов внутри склада и не предназначен для перемещения грузов по дорогам, то он не соответствует понятию транспортных средств, используемых в целях налогообложения ЕНВД. Поэтому деятельность организации по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчика не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

3. Поставщик организует доставку, выступая посредником

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязуется организовать доставку товара до склада покупателя, а покупатель – возместить расходы поставщика по организации доставки.

Как правило, такая доставка осуществляется специализированными транспортными компаниями, и продавец товара выступает посредником между покупателем и транспортной организацией. Договор между продавцом и покупателем будет смешанным, что не противоречит гражданскому законодательству. Свобода заключаемых договоров предусмотрена ст. 421 ГК РФ: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Таким образом, договор купли-продажи между продавцом и покупателем будет содержать элементы посреднического договора (например, комиссии, агентского или транспортной экспедиции).

Рассмотрим ситуацию, когда посреднические услуги оформляются агентским договором и продавец обязуется от своего имени, но за счет покупателя организовать доставку товара. В этом случае договор имеет две составляющие: собственно договор купли-продажи и по организации перевозки. Поставщик выступает не только как продавец, но и как агент, оказывая агентские услуги по организации перевозки. Покупатель выступает в качестве принципала и возмещает поставщику все расходы по организации перевозки, выплачивая ему агентское вознаграждение.

В бухгалтерском учете транспортировка продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузка ее в транспортное средство, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции, отражаются следующим образом:

– выполненные собственными силами и транспортом поставщика – с кредита счета учета продаж (Дебет Кредит );

– выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без НДС) или физическими лицами – с кредита счета учета расчетов (Дебет Кредит ) (пп. «в» п. 211 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ ).

При этом в соответствии с п. 215 Методических указаний расходы по транспортировке учитываются по дебету счета учета расчетов с кредита соответствующих счетов учета денежных средств или подотчетных сумм, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по ним. Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторонней транспортной организации. Эта сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю продукции. Таким образом, суммы НДС не отражаются ни по дебету, ни по кредиту счета .

Пример 3.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Договором определено, что право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика.

В дополнительном соглашении к договору стороны установили, что ООО «Альфа» обязано оказать покупателю услуги по организации доставки товара до склада покупателя, в связи с чем ООО «Гамма» дополнительно к цене товара перечислило 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.), из которых оплата услуг перевозчика составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5 400 руб.), а вознаграждение продавцу за организацию доставки – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3 600 руб.).

Предположим, что договор заключен в июне 2005 г ., денежные средства перечислены в этом же месяце, товар отгружен со склада тоже в июне, а доставлен в июле.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Июнь 2005 г .

Отражена выручка от реализации товара

Начислен НДС с выручки от реализации товара

Получены денежные средства от покупателя за товар

Получены средства от покупателя для организации доставки товара

Получен аванс от покупателя в счет вознаграждения за организацию доставки товара

Принят к вычету уплаченный в бюджет НДС с аванса

В налоговом учете доходом продавца от оказания услуг по организации доставки будет сумма его вознаграждения, предусмотренная условиями договора (соглашения). В нашем примере это 20 000 руб. (23 600 - 3 600). Для продавца данная сумма является доходом от реализации, как и выручка от продажи товаров покупателю. Иные суммы, полученные поставщиком для выполнения обязательств по организации доставки, а также в счет возмещения своих затрат, по общему правилу не признаются доходом в целях налогообложения прибыли (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ ).

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются денежные средства переданные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров . Таким образом, затраты поставщика на доставку товара не учитываются в целях налогообложения прибыли. Их учитывает покупатель. Поэтому поставщик, выполняя обязательства по доставке товара в качестве агента, обязан обеспечить покупателя документами, подтверждающими транспортные расходы.

Базой для исчисления НДС у агента является также только сумма агентского вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ ).

Порядок оформления счетов-фактур по исполнению посреднических договоров изложен в Постановлении Правительства РФ № 914 .

Обратите внимание! Если продавец для организации доставки товара покупателю привлекает транспортные организации, то в соглашении с покупателем должно быть четко прописано, что продавец в части оказания транспортных услуг является посредником между транспортной организацией и покупателем, а не сам оказывает транспортные услуги. Если продавец, организуя доставку, использует «чужой» транспорт и оформляет договор так же, как в предыдущем случае, то есть «поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки», то у него могут возникнуть следующие проблемы.

Во-первых, перевозки грузов железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом, а также автомобильным (грузоподъемностью свыше 3,5 т) подлежат лицензированию . И если поставщик просто «покупает» услуги у транспортной организации, а затем перепродает их покупателю, то формально получается, что он осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, не имея на это право.

Во-вторых, не так давно Минфин выразил мнение, что поставщик, получив от покупателя возмещение транспортных расходов, должен отразить эту сумму в налоговом учете как свой доход (см. Письмо МФ РФ от 10.03.05 № 03-03-01-04/1/103 ), а сумму, перечисленную транспортной компании, – в качестве расхода. Если возмещенная сумма окажется больше, то возникнет база по налогу на прибыль. Если транспортные услуги продаются без наценки, то и облагаемая база по налогу отсутствует. Однако возрастет торговая выручка, что невыгодно организациям, переведенным на УСНО (размер годового дохода может быть больше 15 млн руб.), а также организациям, которые платят поквартально (выручка превысит три миллиона рублей в квартал, и налог на прибыль придется платить ежемесячно). Если оказание транспортных услуг оформлено как посредническая операция, то, по мнению автора, положения письма Минфина на данную ситуацию не распространяются, ведь в Налоговом кодексе четко прописано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ ).

И еще один важный момент. Часто на практике продавец не получает за организацию перевозки вознаграждение, а перевыставляет покупателю ту же сумму, которую получил сам. Напоминаем, что посреднические договоры – договоры возмездные, поэтому в них необходимо либо указывать вознаграждение, даже чисто символическое, либо прописывать, что вознаграждение за посредничество входит в цену товара.


Франко («свободный») – условие договора купли-продажи, согласно которому покупатель свободен от провозной платы до места, обусловленного договором. Например, условие «франко-склад покупателя» означает, что продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар до склада покупателя.

Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (Публикация Международной торговой палаты, 1990 № 460). В 2000 г. принята новая редакция документа – «Инкотермс-2000», поэтому особую важность приобретает указание сторонами договора редакции «Инкотермс», которой они руководствовались при составлении контракта.

Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом МФ РФ от 28.12.01 № 119н.

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.00 № 914.

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции;

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 "Расходы на продажу". А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, - привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель. Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

Данный вариант, также можно подразделить на два вида:

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения.

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам "Продавец" и "Адрес" указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке "Покупатель" указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

Д76.А К76.Б - оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

Д76.В К76.А - Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

Субсчета "Б" и "В" закрываются денежными расчетами.

Где субсчет "Б" - транспортная компания, "В" - Покупатель товаров, "А" - транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца - юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 - услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 - расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ). Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Итак:

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

Либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

Либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Аваков С.В.