Древняя Македония, от дикарей к завоевателям

Македония расположена на севере Греции, на Балканском полуострове. Племена, населявшие Македонию не были греками, они были фракийцами. Они разговаривали на македонском языке, однако их язык испытал на себе сильное влияние соседнего греческого языка.
Возвышение Македонии началось в IV в. до н.э. при царе Филиппе II (359-336 гг. до н.э.).Он стремился создать сильное государство и стать властелином мира. Осуществив важные административные и военные реформы, он укрепил царскую власть и создал большую боеспособную армию. Македонская кавалерия формировалась из аристократов, а пехота - из крестьян. Знаменитая македонская фаланга строилась по греческому образу.
Превратив Македонию в сильное средиземноморское государство, Филипп II начал завоевывать греческие полисы. Однако на пути дальнейшего продвижения Македонии в глубь Греции встали Афины. Особо яростное сопротивление завоевательским намерениям македонского царя оказал афинский демос, во главе которого стоял знаменитый оратор Демосфен. В гневных речах - Филиппинах, произнесенных на Народном собрании, он выступал против захватнических планов македонского царя, призывал греков объединится вокруг Афин против нависшей угрозы завоевания.
"Защищаясь, мы должны готовиться к войне. Если даже другие эллины согласятся надеть ярмо рабства, мы будем сражаться за свободу", - заявил Демосфен.
Решающее сражение произошло в 338 г. до н.э. у города Херонея. Демосфен, как простой гоплит, сражался с врагами в первых рядах. Ожесточенная схватка продолжалась долго. В начале афиняне стали теснить войско Филиппа П. Однако хорошо вооруженная и дисциплинированная македонская армия оказалась сильнее. После поражения под Херонеей вся Греция оказалась под властью Македонии, все греческие государства потеряли свою независимость.
Подчинив себе Грецию, Филипп II начал готовиться к походу против Персидской державы. Однако в период подготовки к походу Филипп II был неожиданно убит, по утверждению современников, не без участия персов. На македонский престол взошел 21-летний сын Филиппа П Александр (356-323 гг.до н.э.). Царь Филипп II пригласил Аристотеля воспитателем для 13-летнего своего сына Александра. В течение нескольких лет он ознакомил Александра с основными отраслями науки, необходимых для будущего правителя. Аристотель участвовал в первых походах Александра, давал ему лучшие советы и рекомендации.
В 334 году до н.э. македоногреческие войска под предводительством Александра вторглись в пределы Малой Азии. Среди персов не было единства. Центральная власть было слабой. Местное население было недовольно персидскими властями, поэтому они встречали македонцев как освободителей от персидского ига.
Первое настоящее сражение между войсками Атександра и персидской армией произошло в 334 году до н.э. на берегу реки Гранин. Персидские войска потерпели полное поражение.
В 332 г. до н.э. Александр предпринял поход в Египет, находящийся под властью персидского царя. Александр завоевал Египет без особых трудностей, т.к. по пути были разгромлены основные отряды персидских войск.
Из Египта Александр двинулся в районы Двуречья. Персидский царь Дарий III собрал со всей территории своей огромной державы многочисленное войско. Войска противников сошлись у местечка Гав-гамела на берегу Тигра. Персидское войско потерпела сокрушительное поражение.
Победители захватили все крупные персидские города, оказавших сопротивление они жестоко наказывали. Например, после взятия города Тира он приказал истребить 8 тысяч жителей, а 30 тысяч было продано в рабство. Чтобы окончательно уничтожить всякое упоминание о Персидской державе, он разграбил и сравнял с землей родовую столицу персидских царей Персополь.
Покорив Египет, Месопотамию, Малую Азию и Персию, Александр направился в Среднюю Азию, захватил Бактрию и Согдиану. Затем повел свое войско в Индию. Однако обессиленное многочисленными военными походами, македонское войско отказалась от дальнейшего продолжения похода и потребовало возвращения домой. В 324 году до н.э. с остатками непобедимой армии великий полководец вернулся в Двуречье.
В 323 году до н.э. Александр внезапно заболел и через две недели скончался на тридцать третьем году жизни.
Едва похоронив своего повелителя, его полководцы бросились делить между собой его великую империю. Держава распалась на отдельные царства, самыми известными из которых были Сирийское, Египетское и Македонское.

, » остров Пелопса » ,так называется самый южный полуостров Эпира и всей Европы.

Там в состязаниях на колесницах он победил царя Эномая и в награду за это получил его дочь Гипподамию и трон.

Пелопс был могучим и мудрым царём и вскоре завладели всеми землями до самого Истма, которые стали называть его именем, хотя ранее, согласно Гомеру, они назывались Апия, Пеласгия, и Ахейский Аргос.

Поскольку Пелопс, без сомнения, являлся самым знаменитым мифологическим героем Пелопонесса, именно с его именем связанно возникновение Олимпийских Игр.

Все сыновья Пелопса и Гипподамии стали правителями в соседних полисах, так Атрй основал династию Атридов в Микенах, а имена остальных сыновей послужили названиям соответствующих городов на Пелопоннесе: Коринф, Тризин, Аргос.

Со времён первых поселений и по сегодняшний день, был и остаётся жизненно важным регионом Греции.

Соединённый с материком узким перешейком длиной в 5 км. он одновременно отделён от него двумя заливами. Сароническим и Коринфийским.

Однако всегда оставался важнейшим центром, где зарождалась, развивалась и сохранялась на протяжении веков подлинная и многообразная греческая культура. Полуостров площадью 21439 кв. км. своими очертаниями напоминает «платановый лист. брошенный в море» , именно поэтому в средние века, полуостров назывался Мореас (лист платана) .

На этой земле ахейцами-греками в послеэлладский период будет заложен самый крупный центр великой культуры, «златообильные микены» , как их называл Гомер.

Древняя Македония

Название Македония происходит от двух слов - «μακ» и «δων» - что означает «высокая земля» или, что более прозаично, - горная местность. Именно отдаленные горные районы страны, то есть историческая Верхняя Македония, и была родиной македонян.

Согласно древней традиции, Македония унаследовала земли легендарного царя Мидаса. Основателем правящей династии Геродот называет Пердикку І. Этот царь был выходцем из Аргоса - одного из древнейших европейских городов, находящегося в восточной части Пелопоннеса. Предками македонян считаются дорийцы. В том, что македонские цари имели эллинское происхождение Геродот не сомневался. То же самое после некоторого разбирательства было признано и судьями Олимпийских игр. Его необходимость возникла, когда македонский царь Александр (V в. до н.э.) пожелал лично участвовать в соревнованиях. Установленный же порядок не допускал к участию никого, кроме эллинов. Александр доказал, что он аргосец, сумев убедить в этом судей.
Именно к его правлению царя Александра относится оформление Македонии в единое государство и начало ее активных отношений с Грецией.

По другой версии, более мифологизированн ой, основателем Македонии считается брат аргосского царя Каран, при этом временем рождения царства называется XI в. до н. э. Являясь прямым потомком божественного Геракла в одиннадцатом колене, Коран вместе с тем считался предком последнего фактического и наиболее прославленного македонского царя - Александра III Великого - в семнадцатом колене. Каран ушел с Пелопонесса на север в поисках места для поселения и, ступив в Иматию, взял себе в проводники козье стадо. Животные искали убежища от непогоды, и хитроумный аргосец последовал за ними. Именно благодаря непогоде Карану удалось овладеть городом Эдессой - густой туман и дождь помешали местным жителям узнать заранее о приближении захватчика. Эдесса, вскоре переименованная Караном в Эги (то есть «козий город»), стала центром его правления. Новому правителю, с тех пор всегда державшему в походах коз впереди знамен, удача улыбалась и дальше. Ему удалось вытеснить других мелких царей с македонских земель. Став первым самодержавным правителем в этих краях, Каран объединил жившие вокруг племена, и Македония стала единым целым.

Древняя литературная традиция насчитывает более тридцати известных античных историков, упоминающих в своих трудах о Македонии. Естественно, греческие авторы писали историю Эллады, а не ее северного соседа, упоминая о Македонском царстве только там, где это имело связь с событиями, происходившими в жизни греческих земель. До V в. до н.э., и в особенности до времени Филиппа ІІ, значимой роли в международных отношениях Македония не играла. Ее внутренняя жизнь не занимает сколько-нибудь важного места в работах греческих авторов. Начиная со времени Филиппа рассказы о Македонии сосредоточены на стремлении молодого мощного государства к расширению своих границ.

До нас дошло очень мало сведений о жизни македонского народа до этого периода. Античные историки акцентировали свое внимание на политических и военных делах, которые служат фундаментом в истории отношений между Македонским царством и Элладой. Долгое время в эллинских интересах Македония не занимала существенного положения. Это объясняет тот прискорбный факт, почему исторических документов, повествующих о Древней Македонии практически нет.

Первое упоминание о македонских землях мы находим в эпосе Гомера. Великий певец говорит о северных Балканах, в основном о Фракии. В «Илиаде» и «Одиссее» ним воспет широкая и быстротечная река Аксиос, гора Атос (более знакомая нам под названием Афон), город Амидон и другие. В описанных Гомером событиях Троянской войны, датировку которой большинство исследователей относят к рубежу XIII-XII вв. до н. э., участию фракийцев, участвовавших в войне на стороне Трои, уделено немало внимания. В «Илиаде» имеется несколько мест, из которых можно почерпнуть информацию о климате и животном мире Фракии, однако ни сама Македония, ни ее жители Гомеру не были знакомы. Только Гесиод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э., употребляет имя Македон , считая его производным от самоназвания македонян.

Геродот, работая над своим многотомным трудом о греко-персидских войнах, собирал материал везде, где это только было возможно. Немалую пользу он извлек из произведений своего учителя Гекатея. Отдав долг еще не оформленной тогда в самостоятельную науку географии, Гекатей записал ряд сведений о македонской земле, через которую войска персов вошли в Элладу. Из трудов Гекатея Геродот позаимствовал данные о природных богатствах Македонии, ее горах с залежами руды, диких лесах и их диких обитателях. Но, описывая территорию, «отец истории» все же не проводит границ между македонскими и фракийскими племенами.

Но вот наступил IV в. до н.э., и древнегреческие сочинения перешагнули черту разрозненных повествований, вступив в область непосредственно науки. Это событие связано, прежде всего, с именем Аристотеля. Ученый-энциклопе дист посвятил не один свиток описанию особенностей македонского растительного и животного мира, свойствам и качествам ее природных ископаемых, использованию ресурсов в хозяйстве. Работу, начатую Аристотелем продолжил его ученик и будущий «отец ботаники» Феофраст. Флору Македонии и Аристотель и Феофраст знали по собственным наблюдениям.

Также некоторые сведения о Древней Македонии оставили Псевдоскимн, Страбон, а также римляне Помпоний, Плиний и Клавдий Птолемей.

Вся история Македонии наполнена династической и межплеменной борьбой, а также непрерывными конфликтами с соседями - фракийцами и иллирийцами, что являлось серьезной помехой созданию прочного государства. Однако перед угрозой военного вторжения племена нередко объединялись, забывая о своей вражде.

Примечателен тот факт, что до воцарения Филиппа II Македонское царство не имело собственного войска. Описывая положение дел того времени, Александр обращается к армии со словами: «Отец мой Филипп застал вас бедными пастухами, одетыми в овчину и стерегущими свои стада от фракийцев и иллирийцев. Вместо овчины он одел вас в воинские доспехи, расселил по городам, дал вам законы, из рабов сделал вас господами».

Таким образом, картина жизни обитателей этого региона не выглядит слишком пестрой. Основным занятием было земледелие и скотоводство. Македоняне выращивали многие сельскохозяйстве нные культуры, разводили коз и овец, активно развивались ремесла. Время от времени наскучившее однообразие македоняне разбавляли набегами друг на друга.

Особого упоминания заслуживает ювелирное дело, в котором местные мастера приблизились к уровню подлинного искусства. Лучшие образцы золотых украшений, доспехов и оружия сегодня можно увидеть в музеях Вергины (бывших Эг), Пеллы и Салоников. В орнаментах македонская культура ближе всего к крито-микенской - те же изображения растительности и животных, часто даже не стилизованных.

По форме организации и особенностям правления уклад македонян был ближе всего к спартанскому. Строгого порядка престолонаследов ания не существовало. Допускалось многоженство.

Для погребальной культуры характерны курганные захоронения.

Царь Архелай, правивший в V в. до н.э., начал обширное строительство, приглашая ко двору новой столицы Пеллы лучших греческих архитекторов. При нем также были возведены знаменитые постройки в находящемся у подножия Олимпа Дионе - святилища Зевса и Геракла. Дион без преувеличения можно назвать северной Олимпией, здесь регулярно проходили театральные и гимнастические состязания, на которые съезжалось огромное количество участников и гостей.

Символом династии Аргеадов было золотое шестнадцатилучев ое (иногда восьмилучевое) солнце на пурпурном фоне. Это солнце как национальный или же царский символ в контексте Македонии систематически начитает встречаться со времени правления Филиппа, но более всего оно было любимо Александром. Этот символ солнечной чистоты и ясности в раннем христианстве стал символом Богородицы. Сегодня шестнадцатилучев ое солнце присутствует на флаге греческой Македонии, правда фон его изменился на синий.

Давно ушедшие в Греции в историю архаические обычаи в Македонии сохранялись еще очень долгое время. Такими, например, были сакральные поединки будущих царей с дикими пещерными львами. Сегодня среди густых македонских лесов уже не встретить этого зверя. Он навсегда остался в той эпохе, где человек был в силах противопоставить свой ум, мужество, ловкость и умения необузданной животной силе. И все же восстановить облик этого реликтового обитателя македонских земель мы можем, обратившись к мозаикам того времени. Именно такого льва, а возможно и сам поединок, можно увидеть на мозаике из Пеллы, носящей современное название «Охота на льва».

В Древней Македонии были популярны многие культы, главным образом оргаистические, служа своеобразным духовным ядром для всего народа. Повышенным вниманием пользовался культ Орфея, также раз в год македоняне участвовали в празднествах в честь Гефеста (древнего доолимпийского божества огня). Отголоски этого культа сохранились в Греции до сих пор, хотя и претерпели некоторые идеологические изменения. Это анастенарии («огнехождение») , проводимые ежегодно в нескольких селениях в период с 20 по 22 мая. Особым почтением характеризуется культ Диониса. Дионис не был, как долгое время считалось, фракийским богом, попавшим в Грецию через македонские земли где-то в VIII-VII вв. до н.э. Упоминания о нем встречаются уже в микенскую эпоху, то есть он был известен эллинам еще до Троянской войны. Через несколько веков ему удалось завоевать Грецию, но все же именно Македония стала местом его триумфа. Одной из самых ревностных последовательниц дионисийского культа в Македонии была Олимпиада Эпирская - жена Филиппа II и мать Александра.

Ошибочно считать этого бога лишь покровителем плодородия и виноделия. Для древних Дионис был богом священного экстаза, вдохновения, неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространялось на всю природу, в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе - словом, все то, что приходит и уходит. Суть дионисийского экстаза тонко раскрыта одним из исследователей религий: дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила человека в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек - проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом.

Изначально это был культ, целью приобщения к которому было освобождение от всего бренного, единение с Вселенной и доказательство бессмертия души. Однако вскоре он стал вырождаться, скатываясь в безумные оргии, пока, в конце концов, не был в Греции строго ограничен как по времени (два раза в год), так и по территории (только на Парнасе). И только особое почитание Диониса Александром вернуло его культу прежний блеск с наступлением эпохи эллинизма.

Что касается древнемакедонско го языка, то его чаще всего считают диалектом древнегреческого, причем преобладал заметный дорийский акцент. Македонские имена зачастую также имеют греческую этимологию, хотя в ряде случаев они и отличаются от чисто эллинских. Македоняне не имели собственной письменности, по причине чего известно всего лишь около 150 словоформ из языка, на котором они говорили. Ввиду близости древнемакедонско го к древнегреческому не исключен вариант происхождения двух языков от одного - т.н. палеобалканского. И хотя сегодня в Греции по политическим причинам, в первую очередь из-за конфликта с северо-западным соседом, жителейДревней Македонии безоговорочно причисляют к эллинам , греки V-IV вв. до н. э. вряд ли оценили бы подобное отождествление. В то время они показательно отчуждали себя от македонян, именуя их не иначе как варварами.

По мере расширения контактов между Македонией и Грецией среди македонской элиты укоренился дорийский диалект древнегреческого. До той поры невообразимое - то есть формирование общей, надрегиональной формы древнегреческого - случилось во второй половине IV в. до н.э. Деятельность Александра Великого не могла не коснуться области языка. Ведь именно язык служит тем связующим звеном между людьми, которое позволяет не только согласованно мыслить, но и единодушно действовать. По мере стремительного продвижения объединенных греко-македонски х войск на Восток, их новосформировавш ийся общий диалект распространился от Египта до границ Индии . Койне стал языком эллинистической эпохи и прямым предком современного греческого. Этот язык не был создан, введен или как-либо закреплен официально. Он развивался естественно, живя своей жизнью, вернее жизнью тех, для кого он стал средством повседневного общения. Койне был порождением нового мира, в котором языковый барьер перестал существовать. И этот язык, на котором написаны тысячи научных трудов и художественных произведений, переводы древних религиозных текстов, а также апокрифы и канонические тексты Нового Завета, появился благодаря выходцу из Македонии.

Царство македонян просуществовало около 12 веков, достигнув вершины могущества во второй половине IV в. до н.э. В 168 г. при правлении Персея Антигонида последняя династия была свергнута, Македонское царство исчезло с карты, а его земли стали римской провинцией.

Они дадут название первому периоду в истории греческой культуры, достигшей расцвета на территории Европы-микенскому. И сегодня для нас ещё одна важная древняя история Атридов, которая неразрывно связана с землёй арголиды и походом ахейцев на Трою.

Именно с этой землёй связано возникновение мифа о величайшем герое античной мифологии Геракле, здесь он совершил свои подвиги, а после гибели микенского дворца, сюда вернулись его потомки, гераклиды, которые отождествляются с дорийцами, и именно на эти земли произойдёт так называемое «переселение» дорийцев

На этой земле родились доблестные воины, триста из которых во главе с царём Леонидом противостояли полчищам персов. Совсем не случайно, именно здесь, в 1821 году началась революция против османского господства. Это Пелопоннес!!!

    Греческая мастиха - одно из чудес природы!!!

    Отправляясь в путешествие по Греции главное - заранее познакомиться с тем, что представляет собой ценность и больше нигде не встречается. Таких достопримечательностей и полезных природных компонентов здесь много. Сегодня поговорим об ароматной греческой мастике из острова Хиос Мастиха - компонент современных спиртных напитков

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Пелопоннес. Колыбель Греции

    Этим названием согласно приданию он обязан имени мифического персонажа Пелопса, сына Тантала и внука Зевса. Покинув Малую Азию, свой родной город Лидию и обладая большими сокровищами, Пелопс достиг берегов Элиды и поселился в городе Писа.

    Венецианская крепость Метони

    Метони – это городок на острове Пелопоннес, в его юго-западной части. Гавань Метони находится в 10 километрах от города Пилос. Метони считается одним из самых востребованных мест отдыха туристов разных стран. Здесь весьма неплохо развита инфраструктура и есть где искупаться в море со всем возможным комфортом.

    Погребальные обряды в Греции

    С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

Столица Эгес , потом Пелла Язык(и) древнемакедонский Денежная единица Тетрадрахма Форма правления олигархия Преемственность ← Греческие Тёмные века Македония (римская провинция) →

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию , а часть - в Грецию .

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós )», что означает «высокий» .

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов - переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу . Первый царь Македонии - Пердикка I (по более поздним данным - Каран).

Раннее царство

Мифическим основателем македонского государства называли Карана , отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем . По Юстину , от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года , что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма . Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию , в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено.

Закат царства

Пирр, царь Македонии и Эпира , в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима : результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой , страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск , выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары ; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204) латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть - в Грецию.

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов , переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады). Первый царь Македонии - Пердикка I .

Раннее царство

Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса , Македония, возглавляемая династией Аргеадов , оформилась в самостоятельное государство при царе Александре I в начале V века до н. э. . Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. Основателем царствующей династии по Геродоту считается Пердикка I , выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По свидетельству античных историков македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας). В начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царём Дарием I , который помог македонскому царю укрепить и расширить власть.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено.

Закат царства

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары ; в -VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

Язык

Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому , являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:

  • диалект греческого языка с элементами иллирийского;
  • диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
  • диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы ;
  • диалект иллирийского языка с элементами греческого;
  • самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.

Эллинское происхождение

Основная статья: Эллинское происхождение древних македонцев

Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.

См. также

Примечания

Литература

  • "Эпитома сочинения Помпея Трога «Филиппова история» М. Ю. Юстин
  • Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. - В книге : Кембриджская история древнего мира . Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. Москва, 2007. (глава о ранней Македонии и смежных областях). ISBN 978-5-86218-467-9
  • Шофман А. С. История античной Македонии. В 2-х частях. Казань, 1960-1963.
  • Кузьмин Ю. Н. 2003: Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270-230-е годы до н. э.) : Авт. дисс… к.и.н. Саратов.
  • Буров А. С. 1996: Вооруженные силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н. э.) : Авт. дисс… к.и.н. М.
  • А. Б. Ранович Эллинизм и его историческая роль . - Москва: Издательство АН СССР, 1950. - 264 с.
  • Талах В. Н. Все, что не пожелает царь Деметрий . - Киев: Blok.NOT, 2012. - 232 с.

Ссылки

  • Македония (англ.)
  • История Македонии (англ.)
  • Греции Македония (англ.)
  • Музей Македония (англ.)
  • Царские гробницы в древних Эгах - В проекте Реконструкция «Нового Геродота»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древняя Македония" в других словарях:

    Древняя, государство 5 2 вв. до н. э. на Балканском п ове. Царь Филипп II к сер. 4 в. завершил объединение территории собственно Македонии, с 359 по 338 присоединил Фокиду, Фессалию, Халкидику, Фракию и др., в зависимость от Македонии попала… … Энциклопедический словарь

Македония Древняя (греч. Makedonía, лат. Macedonia), государство 5‒2 веков до н. э. на Балканском полуострове. По поводу происхождения населявших территорию М. македонян нет единого мнения. В советской историографии принято считать, что македонские племена сложились в результате смешения населения нижнедунайской ранненеолитической культуры с фракийскими, иллирийскими и греческими этническими элементами. Удалённость М. от главных центров Греции и оторванность от занятого греками морского побережья объясняют её относительную отсталость. Городов как центров ремесла и торговли на территории М. в ранний период почти не существовало. Рабство было гораздо менее развито, чем в древнегреческих полисах Центральной и Южной Греции. Македонские племена развивались неравномерно: племена Верхней М. в 4 веке жили в условиях родоплеменного строя, а в более развитой Нижней М. в конце 6 ‒ начале 5 веков уже образовалось раннеклассовое общество. В 5 веке при царях из династии Аргеадов происходило постепенное объединение М. При Александре I (правил в 495‒450) была объединена вся Нижняя М. Реформы (военная, денежная и другие) (правил около 413‒399) объединению М. и дальнейшему её хозяйственному и политическому развитию. При нём столица государства переносится из Эг к побережью, в Пеллу. Формирование македонской монархии завершилось при царе Филиппе II (правил в 359‒336) подчинением последней независимой области Верхней М. ‒ Линкестиды. Филипп II провёл реформы в области управления, финансов, военного дела и другие, что вело к ослаблению родовой знати и централизации государства. Упрочение экономических и политических позиций М. позволило ей приступить к захвату соседних территорий. Глубокий социально-экономический кризис греческих полисов и поддержка Филиппа II промакедонскими группировками этих городов содействовали успехам М. С 359 по 338 М. были завоёваны Амфиполь, Пеония, Фессалия, Фокида, Халкидика, Фракия. Победив совместные силы греческих полисов в битве при Херонее в 338, Филипп II подчинил влиянию М. всю Грецию. В 338‒337 в Коринфе на конгрессе, созванном Филиппом II, греческие города признали гегемонию М. над всей Грецией. В греческих полисах были установлены олигархические формы правления, опиравшиеся на македонские военные гарнизоны. Сын Филиппа II Александр Македонский (царь в 336‒323), продолжая завоевательную политику, разгромил в ходе восточных походов персидскую державу и образовал на завоёванных землях огромную монархию. Держава, созданная в итоге завоеваний и лишённая прочной внутренней связи, распалась сразу же после смерти Александра Македонского на несколько государств. В М. в результате борьбы за власть в 306 утвердилась династия Антигонидов .

Вступление М. в период эллинизма (конец 4 ‒ начало 3 веков) отмечено кризисом, проявившимся, прежде всего, в переселении значительной части ремесленников и крестьян на восток и разорении свободных производителей. Борьба диадохов за власть и нашествие галатов (в 70-х годах 3 века) усиливали этот кризис. Греция оставалась под властью М., но удерживать её в повиновении становилось всё труднее, особенно после укрепления Этолийского союза (создан около 320) и возрождения около 280 Ахейского союза , начавших борьбу за восстановление независимости греческих полисов. В 229 македонский гарнизон выведен из Афин. К 228 М. утратила власть над полисами Пелопоннеса, но в 221 (при македонском царе Антигоне III Досоне) после победы македонян над спартанцами при Селласии территория Лаконики была включена в Эллинский союз под гегемонией М. В 220 македонский царь Филипп V (правил в 221‒179), стремясь восстановить влияние М. над всей Грецией, начал Союзническую войну с Этолийским союзом. Однако в 217 в связи с подготовкой к войне с Римом он вынужден заключить в Навпакте с союзом мир на условиях сохранения статус-кво. Укрепление Рима в Иллирии (с 229) привело к столкновению М., стремившейся установить в Иллирии своё влияние и получить выход к Адриатическому морю, с Римом. В результате трёх Македонских войн (215‒205, 200‒197, 171‒168) М. потерпела поражение. В битве при Пидне (июнь 168) армия македонского царя Персея (правил в 179‒168) была разбита, М. разграблена, экономически и политически ослаблена, разделена на 4 округа. В 148 после подавления на территории М. антиримского восстания Андриска М. вместе с Южной Иллирией и Эпиром превращена в римскую провинцию.

Лит.: Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М. ‒ Л., 1950; Шофман А. С., История античной Македонии, ч. 1‒2, Каз., 1960‒63; Kalleris J. N., Les anciens Macédoniens, étude linguistique et historique, t. 1, Athenes ‒ P., 1954; Папазоглу Ф., Македонски градови у Римско доба, Скопje, 1957; Cloche P., Un fondateur d▓empire: Philippe II, roi de Macédoine, Saint▓ Etienne, ; его же, La discolation d▓un empire, P., 1959; его же, Histoire de la Macédoine jusqu▓a l▓avenement d▓Alexandre le Grand, P., 1960.

  • - 1. ист. область в центр. части Балканского п-ова. Tepp. M. заселена со времени неолита. Первым исторически известным населением были иллирийские и фракийские племена...

    Советская историческая энциклопедия

  • - государство, существовавшее в V - II вв. до н.э. в северо-вост. части Балканского п-ва. Природные условия благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - историч. область в сев. части Греции. Осн. занятием населения было скотоводство и хлебопашество...

    Словарь античности

  • - , Социалистическая Республика. В составе Югославии. Расположена на юго-востоке страны, в бассейне реки Вардар...

    Художественная энциклопедия

  • - соц. республика в составе Югославии. В 1903 во время Илинденского восстания против тур. ига была провозглашена Македонская республика...

    Большой филателистический словарь

  • - Население 1,962 млн чел. Военный бюджет 138 млн долл. . Регулярные ВС 12,85 тыс. чел. Резерв 21 тыс. чел. Военизированные формирования: полиция - 7,6 тыс. чел. Комплектование: по призыву...

    Вооруженные силы зарубежных стран

  • - ...

    Энциклопедия мифологии

  • - государство в центральной части Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии. 25 января 1991 г. принята Декларация о суверенитете республики...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - Республика, гос-во на Ю. Европы. Название Македонией происходит от названия истор. обл. , где в VI- VII вв. расселилась часть юж. славян...

    Географическая энциклопедия

  • - 1838-45 г. игуменья суздальского Покров. мон. {Половцов} первая хотьковск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Macedonia, Μακεδονία, название страны, лежащей к северу от Фессалии, впервые встречающееся у Геродота. Пределы ее в различные времена были различны...

    Реальный словарь классических древностей

  • - I страна на Балканском полуо-ве, примыкающая к сев.-зап. углу Эгейского моря и окруженная со всех сторон высокими горами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Македо́ния Древняя, государство 5-2 веков до н. э. на Балканском полуострове. По поводу происхождения населявших территорию М. македонян нет единого мнения...
  • - государство 5‒2 веков до н. э. на Балканском полуострове. По поводу происхождения населявших территорию М. македонян нет единого мнения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - историческая область в центральной части Балканского п-ова. В результате Балканских войн 1912-13 Македония была разделена между Сербией, Грецией и Болгарией...
  • - государство 5-2 вв. до н. э. на Балканском п-ове. Царь Филипп II к сер. 4 в. завершил объединение территории собственно Македонии, с 359 по 338 присоединил Фокиду, Фессалию, Халкидику, Фракию и др., в зависимость...

    Большой энциклопедический словарь

"Македония Древняя" в книгах

Македония

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира (litres)] автора Коггинс Джек

Македония На севере греческого архипелага располагалось царство Македония. Населявшие ее македонцы были греками по языку и традициям, но из-за своей удаленности от основных центров греческой культуры считались народом грубым и неотесанным. Это были воинственные люди,

БАЛКАНСКАЯ ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

БАЛКАНСКАЯ ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ Период борьбы диадохов больнее всего ударил по Балканской Греции и Македонии. Как только сюда дошли известия о смерти великого завоевателя, в Греции вспыхнуло восстание против македонской власти. Инициаторами выступили Афины и Этолийский

МАКЕДОНИЯ

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

МАКЕДОНИЯ На севере греческого архипелага располагалось царство Македония. Населявшие ее македонцы были греками по языку и традициям, но из-за своей удаленности от основных центров греческой культуры считались народом грубым и неотесанным. Это были воинственные люди,

2. Македония в V - первой половине IV в. до н. э

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

2. Македония в V - первой половине IV в. до н. э Македония занимала обширную территорию в северо-западной части Эгейского бассейна, к северу от Фессалии и юго-западу от Фракии. По своему рельефу и природным условиям Македония делится на внутреннюю горную область и нижнюю

Македония в 360-140 гг. до н.э. Македонские войны.

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Македония в 360-140 гг. до н.э. Македонские войны. Подъем Македонии Центр развития передвинулся теперь из Греции в Македонию, к этому до поры спящему великану. Македония практически полностью обязана своим подъемом одному человеку - Филиппу 2. Взойдя на трон в 359 г. до н.э.,

Настоящая Македония

Из книги автора

Настоящая Македония Александр был македонским царем, причем вполне законным – значит, и его отец был царем в этой стране. А где же она, эта Македония, и что она собой представляет – часть Греции или просто отдельное царство, само по себе? Правильных ответов на эти вопросы

Македония Республика Македония

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

Македония Республика Македония Дата создания независимого государства: 25 января 1991 г. (принятие Декларации о государственном суверенитете); 8 сентября 1991 г. (подтверждение независимости по итогам референдума; День независимости)Площадь: 25, 7 тыс. кв.

Македония Древняя

БСЭ

Македония (республика)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

13.23. МАКЕДОНИЯ

Из книги ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ автора Гусев Э. Б.

13.23. МАКЕДОНИЯ Международных выставок в Македонии немного. Главные из них, проводимые в Скопье, удостоены знака УФИ: TEHNOMA - международная металлургическая ярмарка (1999: пл.: 14.316, у.: 460, п.: 14,3) и International Skopje Fair - международная ярмарка в Скопье (1998: пл.: 4.544, у.: 204, п.: 9,7). Организатор

Македония

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Македония Население Македонии, албанцы, турки, валахи, цыгане, долгое время боролось за национальную и социальную свободы. Мечты большей части населения края воплотились в результатах проведенного 9 сентября 1991 г. референдума о предоставлении Македонии независимости.17

5. Македония и Армения

Из книги Перед историческим рубежом. Балканы и балканская война автора Троцкий Лев Давидович

5. Македония и Армения

Ересь Македония

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Ересь Македония Македонии, епископ Константинопольский (около 342 г.), ложно учивший о Святом Духе в смысле Ариевом, а именно, что Святой Дух есть служебное творение. Его ересь осуждена на втором Вселенском соборе, который по поводу этой ереси и был созван.(На втором

Македония

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Македония Как только Павел оказался в Троаде, он тут же, не теряя времени, отправился в Европу. Это было путешествие, которое автор Деяний объясняет в соответствующих библейских терминах: Деян., 16: 9-10. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, македонянин, прося его и

Македония (Macedonia)

Из книги История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты автора Трескин Алексей Валерьевич

Македония (Macedonia) Республика Македония (бывшая Югославская Республика), государство в Юго-Восточной Европе, на Балканском п-ове. Олимпийский комитет Македонии (Olympic Committee of the Former Yugoslav Republic of Macedonia) создан в 1992 г., признан МОК в 1993 г. Спортсмены Македонии принимали участие в