Движение группы в загазованной среде в условиях высокой температуры воздуха (270 С и выше) без противотепловых средств. Правила поведения в условиях аномально низких температур в зимний период Продовольственное обеспечение спасателей в условиях аномальных
Исходное положение: группа подготовлена в соответствии с требованиями к заходу в загазованную зону и находится у входа в помещение с высокой температурой воздуха.
При наличии информации о том, что температура воздушной среды на месте аварии превышает 300С, отделение возглавляет командир отряда (взвода) или его заместитель.
При подготовке к ведению разведки в условиях высокой температуры воздуха командиру отделения во время распределения обязанностей:
- проинструктировать личный состав отделения об особенностях задания и режиме работы,
- уточнить ориентиры движения,
- напомнить меры безопасности при ведении разведки в условиях высоких температур и возможных осложнениях в ходе ее выполнения.
При входе в помещение с высокой температурой воздуха:
- отделению действовать в соответствии с правилами движения группы в условиях непригодной для дыхания среды;
- командиру отделения при входе в зону повышенной температуры сообщить через спасателя № 1 на ГСБ температуру воздуха;
- продублировать сообщение ГСБ о расчетном допустимом времени движения вперед в разведке;
- дать команду о движении вперед.
При ведении разведки и других аварийно-спасательных работ в условиях высокой температуры воздуха:
- производить замеры температуры воздуха через каждые пять минут, не прекращая движения или работы;
- принимать меры для предотвращения перегрева спасателей - использовать, по возможности, при движении нижние участки производственного помещения; пользоваться водяным охлаждением, смачивая голову, туловище, дыхательный аппарат, костюм.
ГСБ каждые пять минут запрашивать отделение о самочувствии спасателей и температуре окружающей среды.
При появлении признаков перегревания у спасателя:
- прекратить движение (работу), расположиться в нижнем участке помещения;
- по возможности оросить водой голову пострадавшему, спасателю;
- уложить на носилки и эвакуировать на базу, предварительно сообщив об этом по радиосвязи;
- оказать помощь пострадавшему.
С приходом долгожданных жарких летних дней необходимо помнить об опасности аномально высоких температур. В это время как никогда высоки риски получения солнечного и теплового удара и обезвоживания, переутомления, обострения хронических заболеваний. Вот почему так важно знать и соблюдать правила поведения в жаркую погоду.
В жаркие дни следует носить легкую, свободную одежду из натуральных тканей (хлопка, льна, шелка) светлых тонов и неприлегающим силуэтом, чтобы обеспечить телу достаточный воздухо- и теплообмен. Следует отказаться от ношения тугих поясов и ремней, которые ухудшают кровообращение. В жару также стоит отказаться от обуви на каблуках, что поможет избежать отечности ног. Ходить в майке на узких бретельках или с голым торсом в такую погоду - абсолютная ошибка. В такую жару не надо раздеваться. Лучше отдать предпочтение свободной одежде, максимально закрывающей руки и ноги, не говоря уже о груди, животе и спине. Не стесняйтесь носить кепки, панамы или шляпы. В дни с повышенной температурой воздуха (выше 28 о С) не выходите на улицу без особой необходимости, особенно в период максимальной солнечной активности (с 11 до 17 часов). Если же такой возможности нет, надо выбирать затененные стороны улицы и обязательно прикрывать голову головным убором или использовать солнцезащитный зонт, а также применять средства специальной солнцезащитной косметики на водной основе, отражающие ультрафиолетовое излучение и не препятствующие дыханию кожи.
В помещении с кондиционером не устанавливать температуру ниже +23 - +25 о С. При работающем кондиционере постарайтесь расположиться так, чтобы поток воздуха не дул прямо на вас. Если нет возможности подключить кондиционер, используйте вентилятор, установите передним ним ёмкость с водой. Испарении воды позволит снизить температуру в помещении на 2-3 градуса. Завесьте окна темными шторами.
Для защиты организма от обезвоживания необходимо больше пить – не менее 1,5 – 3 литров в день. Не рекомендуется употреблять алкоголь (в том числе и пиво) и газированные напитки, которые не только не утоляют жажду, но и замедляют обменные процессы в организме. При обильном потоотделение организм теряет необходимое количество минеральных солей, поэтому питьевую воду можно слегка подсаливать, либо употреблять негазированную минеральную воду. Следует обратить внимание на то, чтобы вода не была холодной, так как в жару увеличивается риск заболеть ангиной и ОРЗ.
В жару необходимо больше пить, чем есть. Жаркая погода обезвоживает организм, что ведет к сгущению крови. Поэтому летом лучше отдавать предпочтение продуктам с большим содержанием жидкостей, и как можно чаще между приемами пищи выпивать стакан-другой любого освежающего и питательного напитка. В жаркую погоду исключить из своего рациона жирные, жареные и сладкие блюда. В меню должна быть легкая пища – овощи, фрукты, отварная или тушеная рыба, курица, холодные супы и окрошки. Летом очень полезны все лиственные зеленые овощи. Они обеспечивают организм не только витаминами, но и минеральными солями, которые теряются при выделении пота. Особенно хороши зелень горчицы, кресс-салат, шпинат, сельдерей, салат, ботва свеклы и других овощей, как в сыром, так и в приготовленном виде. Помните о правилах санитарной гигиены – тщательно мойте овощи и фрукты проточной водой, мясо, рыбу обязательно проваривайте. Внимательно следите за сроком годности приобретенной молочной продукции, на жаре она портится гораздо быстрее.
Как можно чаще принимайте душ. Регулярное очищение позволяет коже дышать намного эффективнее. Вода должна быть комнатной температуры, приятной для тела. А попытка охладиться ледяной водой - самый короткий путь к пневмонии, которая развивается из-за резкой смены температур. Конечно, и купание в открытых водоемах - неплохой способ охладиться, только не стоит делать это на необорудованных пляжах и в стоячей воде.
Людям, страдающим сердечно-сосудис тыми, онкологическими заболеваниями, болезнями органов дыхания, любыми хроническими заболеваниями, необходимо проконсультирова ться с лечащим врачом по вопросам предупреждения обострений этих заболеваний и их осложнений.
Здоровые люди тоже должны позаботиться о своем здоровье и соблюдать правила поведения в жаркие дни во избежание тепловых и солнечных ударов, повышения артериального давления и др.
Особое внимание в жару – детям! Детский организм особо чувствителен к повышенной температуре окружающей среды. Симптомы перегрева ребенка – покраснение кожи, повышенная температура, вялость, тошнота, беспричинные капризы, частое дыхание с одышкой, судороги и даже обморок. При первых проявлениях этих симптомов с ребенка необходимо снять одежду, уложить в горизонтальное положение, протереть все тело влажной салфеткой или смоченной в воде тканью и обязательно поить каждые 5-10 минут. При потере сознания незамедлительно вызывайте скорую помощь.
Все перечисленные симптомы наблюдаются и при тепловом или солнечном ударе у взрослых. Поэтому, пострадавшего необходимо уложить в прохладном месте, на голову – холодный компресс. Если он в сознании, дать ему обильное питье, если нет – приводить в чувство с помощью нашатырного спирта и ждать приезда бригады скорой помощи.
Находясь загородом на дачных участках помните о режиме труда: 30-40 минут поработали, 15-20 – отдохните. Если появились одышка, перебои в работе сердца, слабость, головокружение или, ещё хуже, загрудинные боли, немедленно прекратите любые физические действия. В личной аптечке всегда должны быть сердечные средства. Это препараты для снижения давления, прописанные лечащим врачом, валокордин, валидол и нитроглицерин.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ:
Если в жару человеку стало плохо, помогите ему перебраться в тень. Освободите грудную клетку, расстегнув рубашку, ослабив давления пояса, воротника, ремня.…
Обрызгайте лицо и грудь водой. Если он жалуется на загрудинную боль, ощущение сдавленности, камня на груди, дайте под язык таблетку нитроглицерина. Если боль не проходит, нужно принять аспирин. И как можно скорей вызывайте «скорую помощь».
Японская промышленность после Второй мировой войны полностью отказалась от очистки сточных вод . В результате содержание ртути в прибрежных водах составило до 20 мг на килограмм. Рыба здесь практически не могла уже плавать, но зато ее было легко ловить. Только после гибели нескольких сотен рыбаков правительство наложило запрет на рыбную ловлю. Похожая картина наблюдалась в Швеции. Кошки, которых кормили мясом щуки, выловленной в Балтийском море, умирали через 2-3 месяца. Правительство страны рекомендовало населению уменьшить рыбный рацион. Много людей гибнет в состоянии алкогольного опьянения. Так, из 8 тыс. погибших и 50 тыс. травмированных на производстве ежегодно в России более 30% были пьяны. По международной статистике, из 300 человек, укушенных змеями, умирают 20 человек. А ведь змеи могут быть агрессивны только в том случае, если человек сам нападает на них или разрушает их гнезда. Мировая история ЧС показывает, насколько разнообразными они могут быть по причинам возникновения и механизмам протекания и как ужасны - по своим последствиям. Нарушая глобальные законы природы, человечество обречено находиться с ней в конфронтации. Поэтому количество ЧС, по прогнозам ученых, будет, к сожалению, увеличиваться. А значит, никогда не отпадет нужда в специалистах, способных оказать помощь людям, попавшим в беду. Работа спасателей в условиях ЧС предъявляет повышенные требования к уровню их профессиональной подготовки. |
||
Глава 2
Требования к уровню профессиональной подготовки
Квалификационные характеристики спасателей
Первоначальное (базовое обучение спасателей)
Непрерывное обучение (учебная программа)
Тематический план теоретических занятий
Тематический план практических занятий
Полигонно-тренажерный метод - введение
Общая физическая подготовка (ОФП) - введение
Годовой план-график по ОФП
Примерный комплекс занятий (недельный)
Критерии оценки теоретических знаний
Критерии оценки практических умений и навыков
Оценки - перемещение на тренажере
"Полоса препятствий"
Оценки - ручной рычажный механизм
Оценки - технические навыки
Оценка - уровень физ. подготовки -
общая работоспособность, быстрота движений, гибкость (подвижность) суставов, сила мышц, кистей,
вестибулярная устойчивость, сила мышц рук и спины
Оценка - уровень физ. подготовки - гибкость позвоночника,
глазомер, частота сердечных сокращений
Оценка - психологическая подготовка - мимика, пантомимика,
вегетативно-сосудистые реакции, изменение голоса и речи,
напряженность
Критерии оценки специальной подготовки - вскрытие
индивидуального перевязочного пакета, наложение повязок,
применение шприц-тюбика, надевание противогаза
Положение об аттестации
Протокол аттестации
Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей МЧС России
умения | |
В Законе РФ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" регламентированы вопросы обязательного профессионального обучения спасателей (ст. 1, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 27, 28). Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей. Спасатель должен уметь: Подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации; Спасатель должен знать: Причины, последствия и характер протекания ЧС антропогенного и природного характера; Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими
, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами
: |
|
Квалификационные характеристики спасателей
спасатель международного класса | |
Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий. Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ. Спасатель международного класса Должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; Спасатель первого класса Должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; Спасатель второго класса должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Спасатель третьего класса должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя. Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное. |
|
Первоначальное (базовое) обучение спасателей
Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.
Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов следующих учебных программ:
- "Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации
" (М., 1992);
- "Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях
" (М., 1992);
- "Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации
" (М., 1992).
Непрерывное
обучение
(учебная программа подготовки спасателей
учебная программа | |
Непрерывное обучение является основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России и осуществляется на основе представленной ниже учебной программы. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ 1. Настоящая программа предназначена
для систематического проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей ПСС МЧС России. 8. После завершения обучения по данной программе спасатель должен знать:
После завершения обучения по данной программе спасатель должен уметь:
|
|
Тематический план
теоретических занятий
по подготовке спасателей
Регион ответственности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация и проведение поисково-спасательных работ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении поисково-спасательных работ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Картография, топография, ориентирование на местности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление и связь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техника безопасности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реабилитационные мероприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Делопроизводство при организации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности организации и проведения ПСР: Тема № 6 Инструменты, машины, механизмы,
Технические средства и оборудование, применяемые при проведении ПСР, организация их хранения, проверка и подготовка к работе. Инструменты: механизированные, немеханизированные, электрические, пневматические, пиротехнические, гидравлические, специальные. Механизмы: грузоподъемные, транспортные, блокировочные. Приспособления всех видов и модификаций. Приборы: наблюдения, поиска, по определению физических характеристик, разведки. Средства: передвижения (транспортировки), защиты, управления, связи и оповещения, поиска пострадавших, оказания первой медицинской помощи, эвакуации, жизнеобеспечения, обеззараживания, наблюдения, сигнализации. Оборудование: используемое в ЧС в зависимости от их характера и масштабов. Тема № 7 Картография, топография, ориентирование на местности Карты: назначение, масштаб, условные обозначения. Ориентирование на местности: по географическим особенностям, природным признакам, солнцу, звездам, ветру. Ориентирование в замкнутых пространствах, под водой, в условиях задымленности. Тема № 8 Основы выживания Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ Значение управления и связи при подготовке и проведении ПСР. Средства управления и связи: Телефоны, телефаксы, пейджеры. Типы раций, технические характеристики, условия применения. Управление сигналами, знаками. Шифры. Коды. Кодировка. Дешифровка. Тема № 10 Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ Нормативно-техническая и правовая база охраны труда . Статистика травматизма спасателей МЧС России. Травмоопасные и вредные факторы деятельности спасателей. Средства защиты: коллективные, индивидуальные. Тема № 11 Реабилитационные мероприятия Методики восстановления.
Тема № 12 Делопроизводство
Законы, указы, постановления, приказы, подзаконные акты, указания, директивы, распоряжения, инструкции, рекомендации. Журналы учета ПСР. Тема № 13 Примеры чрезвычайных ситуаций
Ознакомление со статистическими данными о ЧС за последние годы. Тема № 14 Проведение деловых игр
Характеристика региона ответственности. Решение проблемных задач по действиям спасателей при проведении ПСР в различных ЧС. Разбор действий и ошибок спасателей и ПСФ. Тематический план практических занятий по подготовке спасателей Наряду с обучением по представленной ниже программой, спасатели могут быть направлены в специализированные учебные заведения - на курсы, семинары, в учебные центры и учебные комбинаты для получения смежных профессий.
Тема № 1 Организация взаимодействия между
Изучение и практическое формирование навыков применения условных знаков, сигналов, приемов получения информации и оповещения в различных ЧС. Отработка приемов передачи информации сигнальными флажками, руками. Подача сигналов с использованием звуковой и световой сигнализации. Подготовка к работе и эксплуатации средств радиосвязи, телефонной связи. Организация связи между спасателями с применением переносных раций, радиотелефонов. Тема № 2 Действия личного состава формирования при получении сигнала о ЧС Порядок приведения личного состава в готовность. Тема № 3 Выдвижение в район проведения поисково-спасательных работ Формирование навыков работы спасателей при перемещении и преодолении препятствий в различных ситуациях. Тема № 4 Организация временного лагеря Формирование навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности. Тема № 5 Оборудование, применяемое при проведении
Формирование навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, устройств, механизмов, технических средств, приборов, применяемых при проведении ПСР. Тема № 6 Поиск пострадавших
Тема № 7 Такелажные работы.
Формирование навыков выбора места для установки грузоподъемного средства: Определение способов и средств строповки (обвязки) грузов. Выбор безопасного места нахождения спасателей и траектории перемещения грузов при проведении такелажных работ. Формирование навыков подачи сигналов руками, сигнальными флажками, голосом. Тема № 8 Газоэлектросварочные работы.
Подготовка источников энергии к работе (сварочные трансформаторы, генераторы). Формирование навыков резки и сварки металлических изделий. Противопожарные мероприятия. Выполнение работ в различных пространственных положениях, стесненных условиях, замкнутых пространствах. Средства защиты. Тема № 9 Пиротехнические работы.
Материалы, используемые для выполнения пиротехнических работ. Формирование навыков определения места, количества и способа закрепления (установки) заряда. Определение оптимального способа детонации заряда. Выбор безопасного места укрытия с учетом поля осколочного разлета. Отработка приемов выполнения пиротехнических работ. Выполнение последующих работ (обработка и очистка поверхностей) Тема № 10 Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Отработка приемов ликвидации последствий аварий, катастроф на транспорте Отработка приемов тушения пожаров, проникновения в транспортное средство, поиска пострадавших, их освобождения, транспортировки, оказания помощи. Перекачка горюче-смазочных и отравляющих веществ из аварийных цистерн. Формирование навыков работы в условиях действия отравляющих веществ, дыма, в ночное время, при воздействии неблагоприятных погодных условий. Выполнение ПСР в различных условиях Тема № 11 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Профилактические мероприятия: Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме. Тема № 12 Пожары и взрывы техногенного происхождения.
Определение причины, характера и силы пожара. Формирование навыков поиска пострадавших, их транспортировки, оказания помощи. Тема № 13 Радиационное заражение. Формироваание
Формирование навыков проведения разведки очага радиационного заражения. Определение уровня радиации и времени безопасного пребывания в очаге радиационного заражения. Формирование навыков применения средств защиты. Проведение поиска пострадавших, оказание им помощи, транспортировка. Проведение дезактивационных мероприятий. Тема № 14 Химическое заражение. Формироваание
Определение и локализация источника химического заражения. Проведение химической разведки. Определение состава и концентрации СДЯВ. Использование средств защиты. Поиск пострадавших, оказание им помощи, транспортировка. Проведение дегазационных мероприятий. Тема № 15 Аварии и катастрофы на магистральных
Определение места источника аварии. Формирование навыков локализации или ликвидации источника ЧС. Отработка приемов перекрытия доступа продуктов в трубопроводы (установка запорной арматуры, заглушек, фланцев). Проведение послеаварийных работ. Тема № 16 Эпидемиологическая опасность.
Средства защиты. Тема № 17 Ориетирование на местности.
Определение сторон горизонта. Тема № 18 Организация и проведение
Определение у спасателей уровней физической работоспособности и мощности. Определение индивидуально допустимых физических нагрузок для спасателей. Определение времени отдыха и уровня калорийности питания спасателей, необходимых для их быстрого восстановления после рабочих нагрузок. Определение реабилитационных и лечебных мероприятий для спасателей, выполняющих работы в условиях воздействия на них различных поражающих факторов ЧС. Проведение активных методов отдыха. Тема № 19 Аутогенная тренировка Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование навыков быстрого восстановления работоспособности, снятия усталости и боли. Тема № 20 Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций.
Работа в разное время суток. Приемы выживания. Формирование
Определение последовательности действий. Тема № 22 Огневая подготовка Практические занятия по огневой подготовке. Тема № 23 Формирование практических навыков
Освоение приемов и методов воздействия на большие группы людей. Особенности работы с дружелюбно и враждебно настроенными группами людей, людьми, охваченными паникой, массовым психозом. Взаимодействие с большими группами людей при проведении эвакуации. Тема № 24 Безопасные навыки работы. Формирование
Формирование навыков оценки ситуации по внешним признакам и показаниям приборов. Формирование навыков установки временных устройств и приспособлений для локализации очага ЧС. Тема № 25 Транспортное обеспечение
Формирование навыков работы с транспортными средствами. Тема № 26 Адаптация спасателей к работе
Адаптация к работе на высоте, под водой, под землей, в условиях высокогорья, при воздействии нескольких экстремальных факторов. Тема № 27 Потенциальные опасности
Полигонно-тренажерный метод (введение) Преимущество полигонно-тренажерного метода по сравнению с традиционными методами заключается в использовании специальных технических средств обучения - тренажеров, которые обеспечивают возможность максимального приближения учебного процесса к реальным условиям, моделирования практически любых ЧС, их многократного повторения. Номенклатура тренажеров, необходимых для организации и проведения практического обучения спасателей, разработана на основе изучения условий их труда и характера деятельности. Применение тренажеров позволяет не только сформировать у спасателей необходимые для их работы умения и навыки, но и повысить мастерство в ходе соревнований и тренировок. Оптимальные результаты обучения достигаются при использовании не отдельных тренажеров, а специализированного полигонно-тренажерного комплекса. Развитие общей физической работоспособности и специальных физических качеств у спасателей Специфические особенности трудовой деятельности спасателей при ликвидации последствий ЧС предъявляют повышенные требования к уровню их физической подготовки. Для развития и поддержания высокой степени общей физической работоспособности (ОФР) и физических качеств (сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость) целесообразно использовать специальную методику, которая обеспечивает возможность проведения занятий даже при отсутствии спортивного зала и спортивного инвентаря . Занятия по развитию ОФР ифизических качеств проводятся в ПСФ по 2 ч ежедневно. Поставленные задачи решаются с помощью следующих основных упражнений: Пояснительная записка Занятия по общефизической подготовке (ОФП) первого месяца обучения направлены на изучение упражнений, их правильное выполнение, адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам скоростного и скоростно-силового характера. Годовой план занятий предусматривает постепенное (от недели к неделе, от месяца к месяцу) увеличение объема и интенсивности рекомендуемых упражнений. В предлагаемом плане увеличение дозировки выглядит следующим образом: Годовой план-график
занятий по общефизической подготовке
Критерии оценки теоретических знаний Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах и экзаменах. В основу оценки теоретических знаний спасателей положена традиционная пятибалльная система. Критерии оценки практических умений и навыков (на тренажере "Вышка")
(на тренажере "Полоса препятствий")
Критерии оценки практических умений и навыков (динамическая работа ручными рычажными механизмами) Критерии оценки практических умений и навыков (технические навыки) Сборка фланцевого соединения
|