Элементы административно правового статуса органов исполнительной власти. Понятие органов исполнительной власти

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.

2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти.

3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Краткое изложение материала

Под государственным органом следует понимать организационный коллектив , образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции, структура и деятельность которого регламентированы законодательством.

Задумайтесь над вопросом: является ли Администрация Президента РФ государственным органом? А органом исполнительной власти?

Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Выделим их.

1.Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан.

2. Наделены оперативной самостоятельностью.

3. Имеют постоянные штаты.

4. Как правило, образуются вышестоящими органами.

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

6. Их образования, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

На лекции мы говорим именно о государственных органах исполнительной власти, то есть о конституционном понимании этого термина.

Прежде чем перейти к понятию органа исполнительной власти, необходимо определиться с некоторыми достаточно важными теоретическими положениями.

Кратко запишем определения понятий:

1. Система органа исполнительной власти – это, как правило, их иерархическое построение, соответствующее административно-территориальному делению либо особенностям организации производства.

2. Структура органа исполнительной власти – это его внутреннее строение, соответствующее задачам и функциям.

3. Компетенция органа исполнительной власти – это совокупность установленных нормативными правовыми актами его прав и обязанностей (полномочий), а также круг дел, отнесенных к его ведению.

Рассмотрим понятие органа исполнительной власти и основы его административно-правового статуса .

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.п.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти можно поделить на следующие виды:

1. По характеру компетенции – общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации).

3. По источнику финансирования (из какого бюджета) – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. По территориальному масштабу деятельности – центральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

1. Орган исполнительной власти представляет из себя такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.

2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

3. Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти

Схемы:

а) структура федеральных органов исполнительной власти (с примерами);

б) характерные черты правового положения органов исполнительной власти;

в) система органов исполнительной власти.

Особое место в системе органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.

Правовое положение российского Правительства определяется в настоящее время Конституцией, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", другими законами, а также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство – это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. Министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Интересно, что в соответствии со ст. 32 федерального конституционного закона о правительстве Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Правительство лишь координирует деятельность названных федеральных органов исполнительной власти.

Д.Н. Бахрах: "Фактически и юридически Президент РФ – глава исполнительной власти".

Заседания Правительства проводятся регулярно, но не реже одного раза в месяц.

Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике.

3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) Осуществляет управление федеральной собственностью.

5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.

6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью.

7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Главное звено федеральной исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации. Они проводят политику государства и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство - единоначальный орган, руководство министерством осуществляет входящий в состав Правительства министр. Министр издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Регламентирование деятельности министерств и четкий порядок является важнейшим фактором повышения их работы. Министерства в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями о них.

Рассматривая другие разновидности федеральных органов исполнительной власти, необходимо отметить, что Федеральная служба и Федеральное агентство – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (в том числе исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

Нормативная основа - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность органов данного субъекта, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (комментарий к ст. 17 (ч. 1); ст. 18 (ч. 1 и 6); ст. 22 (ч. 1); ст. 29 (ч. 1).

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

1. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации – президент республики, губернатор и т.д.

Например, Губернатор Омской области самостоятельно формирует, руководит администрацией и определяет основные направления ее деятельности; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти области; утверждает их положения; принимает решения о приостановлении действия или о признании утратившими силу правовых актов органов исполнительной власти Омской области, принятых с нарушением федерального и областного законодательства; определяет кадровую политику; решает вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Губернатора, управляющего делами Администрации, руководителей органов исполнительной власти Омской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация).

Например, Правительство Омской области может быть структурно представлена Губернатором, первым заместителем Губернатора, заместителями Губернатора, управляющим делами Администрации, органами исполнительной власти Омской области.

Правительство Омской области осуществляет реализацию определяемых Губернатором Омской области основных направлений внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Омской области; осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности; организует исполнение федерального и областного законодательства на территории Омской области; осуществляет контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти Омской области федерального и областного законодательства и т.д.

Для коллективного обсуждения принимаемых решений Губернатор Омской области образует коллегию Правительства Омской области - совещательный орган при Губернаторе Омской области.

Состав коллегии Правительства Омской области и порядок ее деятельности утверждаются Губернатором Омской области. Председатель Законодательного Собрания Омской области участвует в работе коллегии Правительства Омской области с правом совещательного голоса.

3. Исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (пример по структуре органов исполнительной власти Омской области).

В структуру органов исполнительной власти Омской области входят: Архивное управление; Главное государственно - правовое управление; Главное управление архитектуры, градостроительства и строительного комплекса; Главное управление ветеринарии; Главное управление жилищно-коммунального комплекса; Главное управление культуры и искусства; Главное управление образования; Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; Главное управление сельского хозяйства; Главное управление социальной защиты населения; Государственная жилищная инспекция; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей; Комитет по делам печати и полиграфии; Комитет по молодежной политике и туризму; Комитет по социальной политике; Комитет по управлению имуществом; Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет финансов и контроля; Лицензионная палата; Региональная энергетическая комиссия; Управление государственной вневедомственной экспертизы; Управление делами Администрации; Управление жилищных субсидий и льгот; Управление записи актов гражданского состояния; Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных; Экономический комитет.

Необходимо учитывать, что на территории каждого субъекта Российской Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Управление Министерства юстиции по Омской области, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Омской области и др.).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, что свидетельствует о разделении всех государственных органов на государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Механизм государственной власти состоит из различных элементов, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление путем реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера. Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. В ст. 77, 78, 85,110 и ряде других статей Конституции говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, – органах исполнительной власти.

Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения. Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:

  • а) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;
  • б) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;
  • в) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые соответствуют действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;
  • г) сложная внутренняя структура;
  • д) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;
  • е) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти характеризуются следующими основными чертами.

  • 1. Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции устанавливается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти. Каждый орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
  • 2. Государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции органов исполнительной власти, под которой следует понимать совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения. Компетенция органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
  • 3. Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке. Так, порядок формирования Правительства РФ устанавливается Конституцией и Законом о Правительстве РФ. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.
  • 4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны – направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно- распорядительный характер.

В юридической литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

  • – федеральные органы исполнительной власти;

По основаниям образования:

  • – органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ;
  • – органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

По характеру компетенции:

  • – органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);
  • – органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);
  • – органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства);
  • – органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (например, федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);
  • – единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

По организационно-правовой форме:

  • – министерства;
  • – иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);
  • – органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти – совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления, кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для отправления исполнительно-распорядительной деятельности. Система исполнительной власти – это прежде всего подсистема государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее различные уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Орган как структурная единица имеет сложное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:

Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего верховенством Конституции и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Особую роль в поддержании единства системы исполнительной власти играет Президент РФ. В соответствии с Конституцией он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78); вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. власти составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос. комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс.

Агентства, федер. надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. власти функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. № 867.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами адм. права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ. Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Еще по теме 4. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти:

  1. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.


5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.