Если палка смотрит в рот делай правый поворот. Жесты регулировщика: достаточно запомнить три позиции. Основы правил дорожного движения

Психологическая совместимость – это способность людей (двоих или группы) находится в длительных взаимоотношениях, при которых не наблюдаются сложные конфликты характеров, требующие вмешательства со стороны для урегулирования конфликтов или обеспечения эффективного взаимодействия. Психологическую совместимость можно выделять не только как индивидуальное качество личности, но также как характеристику процесса взаимодействия.

Факторы психологической совместимости не имеют объективных критериев измерения, не определено, связан ли уровень совместимости с характерологическими типажами. Также это понятие нельзя отнести уверенно к определенной психологической сфере, т.к. наличие или отсутствие совместимости характерно для обозначения отношений в коллективе (социальная психология), в интимном взаимодействии (семейная психология), а также как самостоятельное определение одной из черт личности (психология личности).

Психологическая совместимость людей базируется на сочетании черт и проявлений и , способствующих возможности от длительного общения и нахождения на одной территории испытывать минимум напряжения и максимум позитивных эмоций. Но эти врожденные качества не единственное, что определяет уровень совместимости, следует учитывать такие факторы психологической совместимости, как общность поставленных целей и жизненных ценностей, социальный статус и личностный предубеждения, привычки или последствия пережитого травматичного опыта. Влияет способ распоряжения собственным временем, душевными и материальными ресурсами, стремление к постижению нового, скорость и ответственность в принятии решений, биоритмы и уровень общительности.

Масса моментов, из которых состоит жизнь человека, может привести либо к моментальной вражде и полному непониманию, либо к ощущению, что с человеком знакомы всю жизнь и можете прожить всю оставшуюся. Чем большее количество факторов совпадет, тем о большем уровне совместимости можно говорить, но значение тут имеет вес важности каждого совпадения (смириться с тем, что кто-то предпочитает зеленый чай черному проще, чем с разницей вероисповеданий, особенно при яром навязывании).

Социально-психологическая совместимость

О социально-психологической совместимости принято говорить в рамках взаимодействия с людьми в профколлективе и обществе. Психологическая совместимость людей в социуме строится на общности целей (так как социальные объединения имеют общую цель), отношении к выполняемой деятельности (как проявления социальных отношений), моральных и ценностных установках (как отражающих факторов внутреннего устройства социальной группы), а также личностных характеристик каждого отдельного . Учитывая характеристики каждого человека, можно способствовать улучшению психологической совместимости в коллективе, а как следствие будет повышаться личностный комфорт, микроклимат, результаты продуктивности. Микроклимат, складывающийся в социальном круге, характеризует общее состояние и качество взаимосвязи всех участников, включает эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательный и поведенческий компоненты, а также имеющий градацию по уровням осознанности происходящих процессов.

Социально-психологическую несовместимость может порождать разница социального круга, как основного влияющего на личностное развитие компонента. Так, людям, воспитывавшимся в семьях различного уровня ценностей и приоритетов, будет довольно сложно найти общий язык. При чем на наличие совместимости будет оказывать влияние не столько уровень материального обеспечения, сколько общность моральных концепций. В меньшей степени важна возрастная разница и степень научного образования, чем уровень общей культуры и зрелости личности. Человек, знающий классиков по цитатам, путешествующий каждый год по новым местам и человек, читавший лишь в школе, когда заставляли, не выезжающий за пределы своего города вряд ли смогут понять жизненные установки друг друга и безболезненно совместить свои жизни, даже если у них будет одинаковы возраст и уровень дохода. Этот пример и подобные справедливы и для группового взаимодействия.

Социальная совместимость является лакмусовой бумажкой причастности человека к тому или иному обществу. Однако грани поставленные изначальной средой можно раздвинуть, поскольку интериоризированные ценности и механизмы взаимодействия не являются биологически закрепленными. Хорошим примером являются люди, много путешествующие по миру, причем не экскурсионными турами, живя в гостинице среди своих соплеменников, а те кто отправляется пожить жизнью тех людей и того места, где не был. Постепенно жесткость установок обмякает, критичность уходит, а внутренний мир наполняется богатым опытом, который дарит возможность выбор, основываясь на каких концепциях, стоит сделать ближайший выбор.

Психологическая совместимость и срабатываемость в группе

Способность членов малой группы к качественному взаимодействию, передаче информации, возможность найти оптимальное сочетание для применения навыков каждого характеризует психологическая совместимость в коллективе. Вид деятельности группы не важен для формирования достойной сплоченности, но каждый из видов деятельности имеет свою специфику, благодаря которой черты, способствующие установлению наиболее благоприятного климата, будут различными.

Совместимость для коллектива не означает равность или похожесть людей и их умений, скорее здесь работает принцип дополняемости качеств и умений. Творческому художнику в издательстве не справиться без технического верстальщика, а успеть они могут с выполнением сроков благодаря пунктуальному менеджеру. Эти люди имеют различную направленность в деятельности, способностях, характере, но именно совместно налаженное их взаимодействие дает наиболее лучший результат.

Рассматривать группу как совокупность отдельных личностей не имеет никакого смысла, необходим подход, при котором производится оценка ее деятельности как одного живого организма, с различными системами органов. Именно психологическая совместимость в коллективе дает возможность повышению эффективности и выполнению таких поставленных задач, которые без совместного взаимодействия не имели бы шанса на осуществление. Таким образом, степень психологической совместимости является прямым показателем срабатываемости группы.

Срабатываемость коллектива определяется несколькими моментами – результатами деятельности, удовлетворенностью этим результатом самих участников работы, а также затраченными усилиями и эмоциональным вкладом группы. Влиять на возникновение хорошей срабатываемости может правильный подбор людей для командной работы, осуществляющийся на анализе их характеро-психологических особенностей ( , темперамент, сила НС), социальных параметров (пол, возраст, образование, ценностные установки), а также профессиональных качеств. Например, ремонтная бригада, должна включать специалистов, обладающих различной специализацией (чтобы справиться с любой задачей), быть подобрана по одинаковому уровню развития (для обеспечения легкости в общении и дружественной обстановки), сочетаться по темпераментным характеристикам (чтобы кто-то мог нести ответственность, а кто-то мог быстро реагировать), при этом ошибочно было бы допустить участие в такой работе одной женщины среди остальных мужчин (риск конкурирования, а соответственно и срыв процесса работы повышается).

Психологическая совместимость и эффективность работы могут включать показатели, как психофизиологической, так и психосоциальной подходящести, в зависимости от выполняемой деятельности. При некоторых процессах актуален вопрос наличия хорошей слаженности по обоим этим направлениям, чаще всего это работа в системах закрытого типа (космодромы, заводы, лаборатории).

Виды психологической совместимости

Психологическая совместимость имеет свои разновидности в зависимости от категорий, главенствующих в обеспечении комфортного совместного нахождения при определенном виде взаимодействия.

Базисный уровень (врожденные показатели, присущие человеческому существу) совместимости – психофизиологическая. Данная категория основывается на сходстве в механизме возникновения и проживания эмоций (тип, сила и возбудимость нервной системы), уровне интеллектуального развития (способности к развитию, познанию нового). К элементам психофизиологической совместимости относится механизм волевого проявления, способности к достижению и контролю эмоциональных проявлений. Так, люди с примерно одинаковым уровнем на психофизиологическом уровне сойдутся быстрее, точно также как и люди со схожими проявлениями эмоционально-волевой сферы. При серьезных различиях начнут возникать сложности и непонимания, когда один человек уже отреагировал и побежал действовать, а другой все еще анализирует ситуацию.

Способность к синхронизированию и схожесть внутренних ритмов и темпов влияют на слаженность работы, например на конвейерном предприятии, где от возможности синхронизировать свою деятельность с другими участниками процесса является приоритетной задачей. Но также очень важны при построении личных отношений, поскольку биоритмы и цикличность активности у каждого различна, если она совпала изначально, значит, люди совместимы по темповой характеристике, но если не совпала, на помощь приходит способность к синхронизации. Невозможность достигнуть синхроничности действий и жизни приводит к конфликтам (не совпадают фазы сна и бодрствования, когда одному хочется отдыха, другой тянет к активному времяпровождению и пр.).

Крайне важна психофизиологическая совместимость в супружеской жизни, поскольку она будет влиять не только на процессы отдыха (биоритмы), его качество (активный и пассивный виды), но и на бытовое устройство (потребность в определенном количестве пищи и света), а также половую сферу, одну из главных в стабилизации семейных отношений. При этом психофизиологическая совместимость может быть практически нулевой у сотрудников интеллектуального и творческого направления. В исследовательском институте не имеет значения скорость выполнения вами мелкомоторных задач, а также способность осуществлять это совместно, тут на первый план выступает способность к аналитическому мышлению и умению общаться с большим количеством людей.

Второй вид – социально-психологическая совместимость, наличие и формирование которой напрямую обусловлено развитием социального общества. Сюда входят характеристики, формирующиеся под влиянием ближайшего окружения, кумиров и господствующих идеологий, при этом не имеют никакого отношения к врожденным характеристикам личности. Сюда относятся социальные установки относительно установленных порядков и моральных норм, заложенное на подсознательный уровень отношение к вещам или явлениям.

Социально-психологическая совместимость построена на учете ценностей, стремлений и интересов людей, при этом главенствующую роль имеет внутренняя деятельности, а не ее проявление. Оба человека могут стремиться заработать много денег, но один для покупки второго особняка, а второй для пожертвования в детский дом, где вырос, и эти люди вряд ли найдут много общих точек соприкосновения.

Социально-психологическая совместимость актуальна при тех видах деятельности, где присутствует общение и взаимодействие на личностном уровне. Она мало влияет на выполнением механической работы или при курьерской доставке, но колоссально влияет на микроклимат при обсуждении общих проектов или в семейной жизни.

Психологическая совместимость супругов

Полагать, что наличие сильных чувств, привязанности, любви и интимного желания приведут к счастливому браку, является прекрасной и распространенной ошибкой. Пока кажется, что этот человек самый лучший, а скачущий гормональный фон позволяет вашей психике и изобретательности творить поистине невероятные вещи, то кажется, что со всем можно смириться, притереться и договориться, только спустя годы оказывается, что не то что договориться, а вообще говорить с этим человеком не о чем, и идете вы в разные стороны. Такое происходит из-за отсутствия совместимости, и в чем-то холодный расчет (не тот который материальный, а анализ ваших психологических особенностей) может быть более продуктивным и принести больше счастья, чем слепая страсть (свахи в древние времени что-то действительно знали).

Психологическая совместимость супругов во многом определяется тем, насколько были похожи их условия воспитания. Это закладывающийся уровень культуры, развития и стремления к расширению кругозора, особенности общения с людьми, построения связей, взаимодействия с деньгами. Истории, где принцесса сбегает с сельским парнем на то и сказочные, что в реальной жизни, он начнет на рассвете воскресного утра гнать ее на огород, когда она понятия не имеет что там делать, а она ему читать на память отрывки из произведений Сартра, где он не поймет ни слова.

Схожесть социального положения, образования и родительских семей способны обеспечить минимальный уровень совпадения. Если будут одинаковые представления о распределении обязанностей в семье, полоролевых ожиданиях друг от друга, то совместимость в своих гендерных проявлениях будет налажена, хуже, когда оба супруга считают, что второй должен бегать вокруг.

Психофизиологическая совместимость играет значительную роль в семейной жизни, проявляясь особенностями темперамента, сочетание которых напрямую влияет на количество и глубину ссор, способ свободного времяпровождения и реакцию на жизненные события. Сюда же относится половая совместимость, причем не только по наличию притяжения, но по частоте потребности, времени, которое каждый хочет посвящать интимному общению, степени открытости и экспериментаторства.

Самый высший уровень супружеской совместимости – духовная, включающая ценностные ориентиры, моральные аспекты, поставленные цели, интересы. Браки могут существовать при наличии только пары компонентов совместимости, но тогда за удовлетворением понимания других изголодавшихся потребностей человек будет уходить в другое место. И если обсудить особенности химической реакции в ядре клетки глубоководного моллюска можно с друзьями-биологами, то разный взгляд на проблематику ценностей может разрушить брак, когда выяснится принципиально разное отношение супругов, например, к убийству.

Психологическая совместимость супругов не имеет незначительных моментов, поскольку каждый может оказаться болезненным или сверхзначимым для другого, при этом количество факторов, учитывающихся при этих отношениях наиболее высок. С друзьями можно встречаться каждый день, а можно болтать раз в год по телефону, рабочие отношения ограничены определенным временем и кругом задач, из которого выстраиваются точки соприкосновения, а брак это та система, где люди находятся рядом в практически любых ситуациях и постоянное время. Одного общего интереса к байкам тут не хватит.

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела. И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик. Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, - максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя - это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман... во благо эффективности текущей деятельности. Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время - мечтать и время - делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача. Без воли - искусства и техники управления вниманием - в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать. Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили. А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты - это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно. Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих. Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло...» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ... выводы... Не более... Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно...»
Для этого нужно:
  • «а) уметь довольствоваться настоящим и
  • б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный...
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что болят не все зубы.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что изменила тебе, а не отечеству».

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку. Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы - оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.
6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:
  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам - богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

а б в г
1 4 1 3 2
2 1 4 2 3
3 4 3 1 2
4 2 1 3 4
5 1 2 3 4
6 3 1 4 2
7 1 4 2 3
8 4 2 3 1
9 1 2 4 3
10 1 3 4 2

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы - неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист - наполовину полным.

Менее 15... Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты - на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное - скоро устанет...». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности - источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой. А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку. На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое. А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться. Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики - самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее». Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух - значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит - вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"

Заставить ваш компьютер работать быстрее можно многими способами. Какие-то из них проще, какие-то сложнее, но все они делятся на программные и аппаратные.

Первые подразумевают оптимизацию ОС, вторые - апгрейд компонентов компьютера, то есть замену деталей на более производительные. Мы рассмотрим их все, но по традиции начнем с самого простого.

I. Профилактика и программные мероприятия

Прежде чем приступать к более радикальным мерам, попытаемся обойтись «малой кровью» и реанимировать ваш компьютер программными методами.

Обслуживание системы

1. Чистка реестра и удаление мусора.
2. Оптимизация автозапуска.
3. Освобождение места на системном диске.
4. Увеличение файла подкачки.
5. Обновление драйверов видеокарты.

Чистка реестра и удаление мусора

Вы наверняка замечали, как быстро работает компьютер с чистой ОС, когда все практически «летает». Причина в минимальном количестве приложений и отсутствии мусора: кэшей, временных файлов, записей реестра. Со временем все это «добро» накапливается и начинает тормозить систему. Выход - удалить собравшийся хлам. Порядок лучше наводить с помощью специальных утилит: на ПК удобнее всего CCleaner, на Mac - CleanMyMac.

Оба приложения предельно просты, и работа с ними не должна вызвать у вас затруднений. Каждый шаг сопровождается подсказками, так что от вас потребуется лишь согласиться с предложенными действиями и немного подождать, пока утилита просканирует диски и удалит все ненужное.

Оптимизация автозапуска

Когда мы включаем компьютер, то хотим работать, а не наблюдать за бесконечной загрузкой. Сама ОС грузится относительно быстро, а вот приложения, стартующие сразу после запуска, заставляют нас ждать как минимум одну-две минуты. Многие приложения во время установки автоматически прописываются в автозагрузку, и неопытные пользователи часто не замечают этого, а в итоге через несколько месяцев список автозагрузки разбухает до двух, а то и трех десятков приложений. Помимо нашего времени, они отнимают еще и оперативную память, которая на старых компьютерах ценится на вес золота.

На ПК вычистить список автозагрузки можно с помощью того же CСleaner. В разделе «Сервис» есть пункт «Автозагрузка», где отображается список приложений, которые автоматически запускаются при старте системы. Его нужно очень внимательно просмотреть и оставить лишь те программы, которые вам действительно нужны сразу после загрузки ОС.

Не меньше злоупотребляют доверием пользователей и Mac-приложения - редкое из них не просится в автозагрузку при первом же запуске. Но, в отличие от Windows, в OS X их легко удалить оттуда стандартными средствами. Список «выскочек» находится на вкладке «Объекты входа» в разделе настроек «Пользователи и группы».

Освобождение места на системном диске

На загрузочном диске система хранит огромное количество самых различных файлов, к которым постоянно обращается во время работы. Когда диск заполняется, процесс считывания занимает больше времени и все начинает тормозить, поэтому очень важно иметь на диске 10–15% свободного пространства.

Частично место должно высвободиться при удалении системного мусора, но если этого окажется недостаточно, можно сделать кое-что еще. В Windows следует удалить или перенести объемные файлы с рабочего стола, из «Моих документов» и папки загрузок. Обязательно нужно заглянуть в Program Files на диске С: и проверить, не затесалась ли среди программ какая-нибудь игра, по ошибке установленная не на тот диск. Если игр нет, нужно сделать ревизию приложений и оставить только самые нужные.

Когда будете переустанавливать Windows, измените объем системного раздела, увеличив его за счет других.

На Mac операционная система занимает весь диск целиком, поэтому перебрасывать файлы по папкам не имеет смысла. Охоту на гигабайты следует начать с папки «Загрузки», затем проинспектировать «Программы» и всю домашнюю папку. Если есть CleanMyMac, большие файлы легко найти с его помощью. Все, что жалко удалить, придется скопировать на внешний диск. По-другому никак.

Увеличение файла подкачки

Бесчисленные установки и удаления программ и игр никогда не проходят бесследно, поэтому любая ОС со временем накапливает «следы жизнедеятельности», становится медленнее и начинает сбоить. Проблема усугубляется, если до этого система обновлялась с предыдущей версии и автоматически получила «наследственные болячки».

В таких случаях можно попробовать выполнить чистую установку и поставить систему на свежеотформатированный диск. Для этого понадобится лицензионный диск или загрузочная флешка с Windows (или Mac), выполнив загрузку с которых, нужно запустить процесс установки и следовать подсказкам мастера.

Подбор оптимальной ОС

С каждой новой версией Windows становится функциональнее, а вместе с тем и требовательнее к системным ресурсам, поэтому далеко не всегда последняя версия является самой лучшей для старых компьютеров. Это же касается и Mac. Apple очень долго поддерживает свои компьютеры, но, несмотря на это, новое не всегда подразумевает лучшее . Иногда, правда, бывают исключения и новые ОС работают даже быстрее предыдущих, как, например, Windows 10, но если ваш компьютер едва дотягивает до минимальных системных требований, то обновляться вряд ли стоит.

Поэкспериментируйте. Windows XP все еще «на плаву», хоть уже и порядком устарела, но вы можете попробовать Windows 7 или даже Windows 10, если в компьютере двухъядерный процессор и не слишком мало памяти. С OS X все еще проще: Apple уже давно распространяет свою настольную ОС бесплатно, так что можно просто взять и попробовать установить любую из версий.

Установка альтернативной ОС

Если вы готовы зайти в экспериментах дальше или же ваш компьютер настолько стар, что вам просто нечего терять, есть еще один прекрасный вариант - установка Linux-дистрибутива. Смысл в том, что, в отличие от Windows, ОС на ядре Linux имеют более скромные аппетиты к ресурсам, поэтому компьютер, тормозящий на Windows, на Linux сможет чуть ли не «летать».

Существует большое количество дистрибутивов Linux, отличающихся внешним видом, компонентами и системными требованиями. Для простоты остановимся на двух вариантах.

Ubuntu

Самый популярный и регулярно обновляемый дистрибутив с дружественным для пользователей интерфейсом, который имеет наибольшее сообщество. Ubuntu идет в ногу со временем, поэтому обладает весьма нескромными (по меркам Linux-дистрибутивов) системными требованиями и подойдет владельцам старых , но не древних компьютеров. Нужен двухъядерный процессор от 1,6 ГГц и 2–4 ГБ памяти. Впрочем, при использовании более легковесных системных окружений можно обойтись одноядерным Pentium 4 и хотя бы 512 МБ памяти.

II. Апгрейд «железа»

C АППАРАТНОЙ НАЧИНКОЙ ДЕЛА ОБСТОЯТ ИНАЧЕ: ЧТО-ТО ОПТИМИЗИРОВАТЬ ИЛИ НАСТРОИТЬ УЖЕ НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ПОМОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАМЕНА КОМПОНЕНТОВ НА БОЛЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. НО И В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО ОСОБЕННО СЛОЖНОГО, ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ЧЕТКОЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.

1. Анализ потребления ресурсов.
2. Увеличение объема памяти.
3. Установка SSD-диска.
4. Установка накопителя большего объема.
5. Замена видеокарты.
6. Замена процессора.
7. Апгрейд USB-портов.
8. Апгрейд беспроводных интерфейсов.
9. Апгрейд периферийных устройств.
10. Чистка системы охлаждения.

Анализ потребления ресурсов

Первым делом нужно определить слабые места в конфигурации компьютера, устранение которых поможет без особых хлопот увеличить производительность. Самый простой способ - открыть «Диспетчер задач» нажатием Ctrl+Shift+Esc и на вкладке «Производительность» просмотреть использование ресурсов. На Mac для этого есть специальное приложение «Мониторинг системы». Его можно найти в папке «Программы» → «Утилиты».

Обычно у старых компьютеров «хромает» память, что особенно заметно при запуске нескольких приложений. Ресурсоемкие программы нередко полностью загружают еще и процессор. Производительность дисковой подсистемы тоже имеет большое значение, хоть это и не очевидно на первый взгляд.

Увеличение объема памяти

Твердотельные накопители стоят на следующей ступени развития после жестких дисков и намного превосходят их по скорости работы. SSD стоят дороже обычных винчестеров, но цена полностью себя оправдывает. После установки SSD оживают совсем, казалось бы, старые компьютеры.

Интерфейс

Поскольку речь идет об апгрейде диска, выбор из форм-факторов и интерфейсов существенно сужается. Самый распространенный вариант - это 2,5-дюймовые накопители с интерфейсом SATA. В ноутбуки SSD просто вставляются вместо «штатного» жесткого диска, а в стационарных компьютерах диск размещается в свободном слоте отсека для жестких дисков с помощью переходника, который идет в комплекте.

Объем

При замене жесткого диска на SSD можно пойти двумя путями: купить диск с достаточным для работы ОС и хранения файлов объемом или сэкономить и взять небольшой диск, на котором будут установлены только ОС и необходимые приложения. Быстродействие в этих случаях будет одинаковым, все зависит от ваших финансовых возможностей. Сейчас стоит покупать SSD объемом от 120 ГБ, хотя, при наличии дополнительного жесткого диска, например, в настольном ПК, можно рассмотреть вариант объемом 60–80 ГБ.

Установка накопителя большего объема

В старые компьютеры устанавливались винчестеры, объемы которых по современным меркам слишком малы. Но это легко исправить, благо доступных дисков есть масса. Этот вариант апгрейда стоит рассматривать владельцам настольных компьютеров, поскольку на материнской плате и в корпусе наверняка есть свободное место, куда хорошо впишется дополнительный диск. В ноутбук, если дополнительных слотов для дисков нет, лучше установить SSD, а большие файлы держать на внешнем диске.

Замена видеокарты

Микрофон и веб-камера

Эти девайсы давно перешли в разряд компьютерных устройств первой необходимости. В старых ноутбуках они большая редкость и качеством вряд ли могут похвастаться. Для настольных компьютеров их в любом случае нужно докупать.

Брать микрофон отдельно имеет смысл только для записи звука. Если он нужен лишь для видеозвонков и общения в играх, то вполне можно обойтись встроенным в веб-камеру или гарнитуру. Что же до камер, то цены на более-менее пристойные модели начинаются от 1 000 рублей, хотя есть варианты попроще - за 500 рублей и дешевле. Веб-камеры распознаются автоматически, и установка драйверов вряд ли потребуется, хотя в комплекте они есть.

Чистка системы охлаждения

Этот пункт, пожалуй, стоило поместить в самое начало. Раз уж вы все равно будете вскрывать компьютер, то почему бы его не почистить? В особо запущенных случаях из-за слишком загрязненной системы охлаждения ноутбуки перегреваются, зависают и даже могут отключаться. О шуме, который издают покрытые слоем пыли вентиляторы, вообще можно не говорить. Как ни крути, а от чистки одна выгода, тем более много времени и какие-либо специальные навыки для этого иметь не нужно.

Если вам лень разбирать все до винтика, что особенно актуально для ноутбуков, можете ограничиться снятием крышки. Возьмите мягкую кисточку и смахните всю пыль, до которой сможете добраться. Аккуратно извлеките зубочисткой спрессованную пыль из радиатора, а затем выдуйте всю эту грязь сжатым воздухом из баллончика (стоит рублей 500) или пылесосом с «обратной тягой».

Программа максимум - сделать то же самое для всех частей системы охлаждения, с полной разборкой. Если решитесь на это, заодно можно заменить термопасту на процессоре и видеокарте (в ноутбуках). Со временем она пересыхает и теряет свои свойства, так что обновить ее будет хорошей идеей. Купите тюбик со свежей термопастой, стоит он рублей 100, и нанесите тонким слоем на поверхность чипа. Только не забудьте сначала удалить остатки старой пасты и обезжирить поверхность.