Если участник дтп уехал с места. Уехал, но вернулся. Если вас хотят привлечь за алкогольное опьянение

Водитель, выезжая со стоянки, задел соседнее авто. Заметил повреждение на своей машине лишь на следующей остановке - решил вернуться. Вернувшись, нашел на месте разъяренного владельца притертой машины и строгого инспектора ГИБДД, который вменил ему оставление места ДТП. А это, если вы помните, год без прав…

Таких примеров много. Один водитель авто уезжает с места ДТП, потому что второй участник идет на него с бейсбольной битой. Другой делает это из страха, третий – от возмущения или после потери контроля над ситуацией. Многие понимают, что поступили неправильно и возвращаются на место аварии (других вариантов мы здесь не рассматриваем). Вопрос: подлежит ли амнистии водитель, который вроде бы и оставил место ДТП, но ненадолго?

Напомним, согласно части 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» водитель, оставивший в нарушение Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, наказывается лишением права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административным арестом на срок до пятнадцати суток. Интересная деталь: участники ДТП могут оставить место аварии при оформлении ее по европротоколу – если в ней участвуют два автомобиля, если ущерб невелик, если водители едины в мнении о виновнике аварии. В этом случае водители столкнувшихся автомобилей могут не вызывать на место сотрудников ГИБДД – оформить аварию самостоятельно. Но это совсем другая история…

В Правилах дорожного движения и Кодексе об административных правонарушениях ничего не написано о том, как наказывать водителя, который ненадолго покинул место ДТП – намеренно или по незнанию. Следует ли применять часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ в случае, если он вдруг понял, что был не прав, осознал свою вину и вернулся к месту аварии? Собственно, российские суды, разбирающие автоаварии, так и делают. Часто еще и издеваются, спрашивая оступившегося автомобилиста о том, что ему больше по вкусу – 15 суток или год без прав. Но в начале 2017 года Верховный суд России, рассмотрев подобную ситуацию (водитель вернулся на место ДТП еще до приезда «гаишников», но свидетели подтвердили, что он «отъезжал», на основании чего районный суд «впаял» ему лишение прав на срок один год и два месяца), дело прекратил, заявив, что в подобных обстоятельствах нет оснований для применения части 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Если водитель не выполнил требование пункта 2.5 ПДД при аварии – не остановился, не выставил знак аварийной остановки, не включил аварийную ситуацию – его можно привлечь к административной ответственности согласно части 1 статьи 12.27 КоАП РФ. А это уже совсем другое наказание – одна тысяча рублей.

Верховный суд порекомендовал судам низших инстанций внимательно изучать судебную практику высшего судебного органа Российской Федерации, рассматривать конкретные обстоятельства дела и принимать соответствующие (читай, справедливые) решения.

Вывод: Если участник ДТП отъехал на незначительное расстояние, но потом вернулся, при этом обстоятельства происшествия были установлены с его участием, он не заслуживает наказания в виде лишения прав. Верховный суд РФ так сказал…

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый год, и из примерно 200 тысяч человек, гибнут 30 тысяч. Эти цифры не собираются уменьшаться, а потому следует ожидать, что в последующие годы статистика будет такая же. И несмотря на то, что аварии случаются непреднамеренно, существует много ошибок, совершаемых водителями, которые причисляются к отдельным преступлениям. Не помочь пострадавшему, неправильно оказать помощь или просто пройти мимо – действия, несущие за собой уголовную ответственность. Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП?

Одно из грубых правонарушений – это оставление места ДТП водителем. Практически всегда сторонний наблюдатель станет на сторону жертвы, а водителя-виновника осудит, потому что предполагается, что именно он проявил невнимательность и из-за него произошла катастрофа. Водителю, прежде всего, стоит выяснить, как вести себя в подобной ситуации, что делать, если он необдуманно скрылся с места ДТП, и какая ответственность может наступить вслед за этими действиями.

Водитель может уехать с места аварии будучи совершенно уверенным, что никакого ДТП не произошло. Действительно, бывают спорные случаи, из-за чего два участника конфликтной ситуации могут начать спорить.

  1. Хоть одно ТС находилось в движении по отношению к другой стороне.
  2. В наличии имеются убытки: физический ущерб здоровью или автомобилю. Моральный ущерб не приравнивается к убыткам.
  3. Одна из сторон – транспортное средство. Без участия автомобиля, но при наличии ущерба – несчастный случай, а не ДТП.

Оставить место ДТП означает скрыться с места происшествия без того, чтобы выяснить отсутствие претензий пострадавшей стороны, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД, притом, что был нанесён ущерб.

В оправдание водителя стоит заметить, что не всегда он может даже заметить аварию: грузовик с несколькими прицепами имеет достаточно большую слепую зону, а тема закрытых поворотов вообще является отдельной для дискуссий. В связи с этим, выделяют непреднамеренное и умышленное оставление места ДТП. Ещё одно: ПДД предусмотрены случаи, когда виновник может уехать с места ДТП, однако их нужно знать заранее, а не использовать потом, как оправдание своим необдуманным действиям.

Если факт нанесения ущерба установлен, то вышеописанные действия расцениваются как то, что водитель скрылся с места ДТП. Наказание в этом случае предусматривается Кодексом «Об административных правонарушениях», а не правилами ГИБДД. Ситуация рассматривается в 3 частях статьи 12.27 КоАП.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела, виновнику грозит:

  • штраф в размере 1 тыс. рублей;
  • лишение прав от года до полутора лет или арест до 15 суток;
  • 30 000 рублей штрафа и лишение прав от 1,5 до 2 лет.

Отягчающим вину обстоятельством признаётся состояние алкогольного либо иного опьянения, приведшее водителя в изменённое состояние сознания. Лицо, управляющее и без того источником большой опасности, которым является автомобиль, находясь в неадекватном состоянии, в разы увеличивает риск создания ДТП.

Самое распространённое наказание по этой статье – арест на 15 суток и лишение прав водителя на срок 1 – 1,5 года. Всё же, основная масса водителей, садясь за руль, отдаёт себе отчёт в своих действиях.

Самое серьёзное наказание, предусмотренное этой статьёй – это внушительный штраф и большой срок лишения прав.

Оставление места ДТП без пострадавших

Согласно ПДД, водитель-виновник вправе на законных основаниях покинуть место совершения им административного правонарушения только в случае выполнения им всех, предписанных условий.

Если отсутствуют человеческие жертвы или лица, физическому здоровью которых, возможно, был нанесён вред, то действия водителя-виновника должны соответствовать чёткому алгоритму:

  1. Прекращение движение, выключение мотора.
  2. Выключение сигналов аварийной остановки.
  3. Вызов полиции, скорой и ГИБДД. Если нет претензий у пострадавшего – можно самостоятельно заполнить схему аварии.
  4. Извещение страховой компании.
  5. Решение всех вопросов с вызванными и оповещёнными службами и организациями.
  6. Покидание места ДТП.

На то, что страховка покроет материальные убытки, возможно рассчитывать только тогда, когда случай ЧП надлежащим образом задокументирован и зарегистрирован. В противном случае, можно надеяться только на свой кошелёк. Это случается из-за того, что в страховой компании все финансы строго отслеживаются, и чтобы выплатить ущерб, ей нужно документальное подтверждение, что он действительно есть.

Кроме того, право покинуть место ДТП, у водителя, когда нет пострадавших, всё же есть. Им можно воспользоваться, когда отношения с пострадавшей стороной выяснены и виновник убедился, что к нему нет никаких претензий и не будет в дальнейшем. Можно воспользоваться Европротоколом.

В ситуации, когда машина заграждает проезд – её можно немного убрать в сторону, но не более. Труднее обстоит дело, когда в аварии есть пострадавшие и обоюдным согласием тут не отделаться.

Правильное поведение водителя облегчит работу сотрудникам полиции и другим службам.

В данной ситуации нужно совершить те же действия, что и в предыдущем случае, только дополнить их, по возможности, оказанием помощи пострадавшим:

  • если вы обладаете специальными знаниями, можно самостоятельно оказать помощь с применением автомобильной аптечки и подручных средств;
  • нужно переместить пострадавших на безопасное расстояние от места столкновения, с трассы - на тротуар, если они в состоянии самостоятельно передвигаться или нет подозрения на переломы;
  • в случае отсутствия медицинских познаний или из-за собственного физического состояния, нужно просто ограничиться вызовом помощи.

Возможны моменты, когда оставить машину на прежнем месте означает - перекрыть движение. Тогда автомобиль убирают с дороги. Однако, прежде нужно зафиксировать его изначальное положение - составить схему в присутствии свидетелей, снять на видео или сфотографировать с разных сторон место аварии. Если вы не в состоянии сделать это самостоятельно, дождитесь приезда сотрудников правоохранительных органов.

Возможны случаи, когда скорую дожидаться не рационально – если вопрос стоит о жизни пострадавшего. Тогда стараются доставить пациента любым попутным транспортом до ближайшего медицинского учреждения, способного оказать помощь.

Такой порядок оставления места ДТП со стороны виновного водителя будет правильным. Эти же действия ожидаются от любого сидящего за рулём, независимо от того, принимал ли он участие в движении в тот момент. Оказать помощь может любой проходящий мимо пешеход – это будут действия ответственного гражданина.

Сразу нужно обратить внимание - штраф не является наказанием за «побег». За данное преступление предусматриваются другие меры. Всё же, финансовые проблемы могут возникнуть. Например, если в наличии у виновника есть полис ОСАГО, то страховая компания может отказаться от выплат страховки из-за неправомерности действий их подопечного. Или же она может потребовать полную выплату ущерба с виновника даже в том случае, если раньше выплатила пострадавшему, чтобы тот не имел претензий.

Кроме того, в индивидуальных случаях могут накладываться штрафы, которые не будут считаться штрафом за оставление водителем места ДТП, но могут его сопровождать. Это финансовые взыскания за невыполнение обязанностей водителя при попадании в ДТП, за отказ повиноваться сотруднику полиции в прохождении медицинского освидетельствования и другие «отягчающие» действия.

Интересно, что может послужить причиной такого «побега» от ответственности:

  1. Автомобиль, не справляясь с управлением, врезается в припаркованную машину. Пустая улица, в пострадавшей машине никого нет – собственно, никто не заметил, кто был виноват, а потому – бежать! Такая ситуация наиболее частая среди всех случаев, когда водители преднамеренно покидают места аварии.
  2. Два ТС легонько столкнулись между собой и ущерб можно покрыть косметическим ремонтом. В сознании водителей может лишь промелькнуть вопрос о том, нужно ли вообще вызывать блюстителей правопорядка при наличии маленьких царапин.
  3. Автомобиль зацепляет пешехода, ранит. Тот остаётся в сознании, самостоятельно продолжает идти по своим делам, не желает оставаться. Виновник за рулём искренне недоумевает: сейчас-то полицию точно вызывать незачем. Хотя, юридически, уезжая, водитель всё равно остаётся правонарушителем.

Ситуации могут быть разными, но водитель всегда должен понимать, что потерпевший, который самовольно оставил место наезда, в дальнейшем может обратиться за помощью и привлечением виновного к ответственности.

На практике становится видно, что арест применяется крайне редко – для этого должны быть веские основания. Чаще судом выносится решение о лишении прав на 12 или 18 месяцев. Стоит обратить внимание, что именно суд имеет право на наложение такого наказания и ни один сотрудник ГИБДД не может прибегать к аресту за «побег» водителя с места происшествия.

Суд вправе назначить наказание и только один раз. Так, если уже назначено лишение водительского удостоверения, никто не имеет права арестовать водителя по той же самой статье. И наоборот, арест означает, что права остаются у водителя.

15 суток даются в том случае, когда ДТП было серьёзным и то, что виновник покинул место аварии, повлекло тяжкие последствия. До суда содержание под стражей возможно в исключительных случаях, когда есть достоверные основания полагать, что виновный стремится уйти от ответственности, скрыться.

Порой половину успеха составляет наличие грамотного адвоката, который отлично разбирается в самой ситуации и законах, её регулирующих. Лучше заранее знать, какие компании считаются более авторитетными и иметь их контактные данные на этот случай. Это поможет не растеряться, а специалист посоветует, что и как говорить перед судьёй.

Лишение прав – как себя вести

Чтобы избежать этого вида наказания (назначается чаще всего), следует действовать подобным образом:

  • прекратить движение, как только была замечена авария;
  • если у водителя нет претензий – письменно оформить схему аварии и задокументировать отсутствие претензий;
  • дождаться ДПС, если этого требует ситуация;
  • предупредить сотрудников ДПС, если на попутном транспорте не получается перевезти пострадавшего в больницу и возникла необходимость ехать туда самому;
  • подробно зафиксировать первоначально положение машины при ДТП.

Это не все действия, но только моменты, уберегающие от лишения прав. Зная, как себя вести, виновник не поддастся панике и не уедет с места происшествия. Даже совершив несколько шибок, он вряд ли будет строго осуждён как правоохранительными органами, так и общественным мнением.

В суде при наличии защиты, следует заранее обговорить со своим адвокатом позицию и те пункты, на которые следует обращать внимание судьи. Это имеет значение, потому что суд уполномочен вынести строгое решение или же уменьшить наказание, насколько это возможно. А потому, выбор адвоката должен проводиться с умом, пусть это и дорогостоящая услуга.

Важно то, что наказание может последовать лишь после судебного разбирательства. Суд должен назначить вид ответственности после того, как вынесет постановление об оставлении места ДТП. Однако для вынесения приговора нужны доказательства. Так, Сотрудник ГИБДД устанавливает личности обоих сторон и заполняет процессуальную документацию. В бланках указываются госномера, технические характеристики и наличие полиса ОСАГО.

После этого проводится осмотр автомобиля. Осмотр может оформить представитель страховой компании одной из сторон, но существует вероятность, что он будет предвзятым. Так, можно воспользоваться независимой экспертизой, где специалист не будет представителем одной из сторон аварии. При выборе организации стоит обратить внимание на её репутацию, опыт и наличие жалоб клиентов.

Уже непосредственно перед судом, водитель информируется о дате и причине судебного разбирательства. Он может обжаловать решение, и уж тем более, никто не собирается его судить без защиты. Виновник может настаивать на оправдывающих обстоятельствах, и это может иметь успех. Однако разбирательство не может быть назначено после истечения срока давности проступка.

В КоАП прописан один нюанс: отъехать от ДТП на 500 - 1000 метров не будет считаться «побегом», но, если больше – это правонарушение. Это связано с моментом, когда машина заграждает проезд другим. Есть такие участки дороги, где убрать её недалеко сложно, а потому нужно отъехать. Формально, водитель, скрывшийся за поворотом не может быть привлечён к ответственности.

Существует ещё один аспект: зная, как «быстро» умеют приезжать государственные службы, многие не хотят тратить время. Либо водители остались на месте происшествия и выполнили все требования, но службу не дождались – слишком долго она ехала. На самом деле, ожидать приезда сотрудников полиции нужно только 3 часа. Если по истечении времени они не появились, можно снова позвонить о том, что они не явились и покидать место ДТП, а разговор записать на телефон.

Не заметить ДТП водитель может по разным причинам:

  1. Незначительный толчок, либо его вообще не было.
  2. Оглушительная музыка в салоне.
  3. Плохие погодные условия (гроза, молния).
  4. Плохая освещённость и большие габариты одного из ТС.

В законе нет понятия «незамеченного ДТП», а потому водитель попадает под ту же статью, как если бы он умышленно пытался скрыться. Пострадавшему удаётся достать записи с камер, он знает госномера машины, подбившей его, и он обращается в суд.

Авария разбирается в суде и именно это даёт шансы на справедливое решение - водитель может нанять адвоката, согласиться на разбирательство и настаивать на своей невиновности. Были случаи, когда виновнику получалось доказать свою правоту и он отделывался штрафом за невыполнение обязанностей, предписанных Правилами ПДД.

Что будет если неумышленно скрылся с места ДТП – понятно, но бывают такие водители, которые выходят, смотрят на повреждения и, убедившись, что они незначительные, уезжают. Твердить о том, что виновник не заметил ДТП бесполезно, обжалование решения суда тоже не даст желаемого результата.

Наиболее вероятным последствием в такой ситуации является лишение прав. Если водитель сделает чистосердечное признание, он может уменьшить срок лишения водительского удостоверения.

В правилах описывается ряд случаев, когда дожидаться ДПС необязательно и водитель может спокойно уехать, а потом не нести за это ответственность:

  1. Согласие обоих сторон. Виновник и пострадавший пришли к соглашению без вмешательства правоохранительных органов, ущерба нет, претензий тоже нет. После самостоятельного составления схемы ДТП обе стороны приезжают к ближайшему посту и заверяют официально факт аварии.
  2. Препятствие проезду. Машины сталкиваются не всегда в удобном для остальных участников движения месте, а потому они могут загораживать проезд. Прежде, чем убрать ТС, нужно документально заверить её первоначальное положение (фото, видеосъёмка, схема) при участии свидетелей.
  3. Действует Европротокол – возможность решить ситуацию без полиции. Можно воспользоваться исключительно, когда есть материальный ущерб без вреда здоровью людей, участие максимум двух ТС, обе стороны не имеют претензий от друг друга, и на руках у обоих - полис ОСАГО.

Оправданным покиданием места ДТП могут считаться любые действия, связанные с оказанием помощи пострадавшему. Водитель, не имеющий познаний в оказании медицинской помощи едет за врачом или везёт пострадавшего в больницу, после чего возвращается на место ДТП для документального заверения аварии.

Лучше всего, чтобы последний вариант был прибережён на крайний момент. Больного лучше отправить на попутном транспорте, а самому ожидать сотрудников полиции – так меньше вероятности, что свидетели происшествия поймут неправильно намерения «спасателя».

Срок давности за оставление места ДТП

Так как оставление места ДТП является правонарушением, оно также имеет срок давности, как большинство преступлений. Срок давности представляет из себя временной промежуток, за время которого наступает юридическая ответственность. Он начинается с момента совершения преступления и заканчивается после оговорённого в законе срока.

После истечения срока давности правонарушитель не может быть привлечён к ответственности за это преступление.

Срок давности за «побег» с места происшествия составляет 3 месяца, за время которого пострадавший должен обратиться к сотрудникам полиции, предоставляя доказательства фата ДТП. В особо тяжёлых случаях водитель может объявляться в розыск. Однако если по истечении этого времени он не был призван к ответственности за данную аварию, никто не имеет права назвать такого водителя виноватым в этой ситуации, потому что срок давности преступления прошёл.

Законом предусмотрены случаи, когда водитель имеет право уехать с места преступления, однако они чётко оговорены и имеют уважительную причину. В аварии без человеческих жертв стороны вообще могут разойтись без конфликта и вызова ДПС.

Важно знать действия водителя при возникновении ДТП и следовать им. Перед тем, как убрать машину, следует зафиксировать, где она находилась во время аварии.

Следует внимательно слушать и подчиняться сотрудникам ГИБДД, так как непослушание может обернуться штрафом.

В суде водитель может отстаивать свою точку видения ситуации с помощью адвоката или без неё.

Грамотные действия помогут избежать паники или растерянности. Ещё во время получения водительского удостоверения, каждый должен осознавать, какую ответственность на себя берёт, изучить основы оказания медицинской помощи и свои права на тот случай, когда не заметил аварию и уехал с места происшествия.

Покидая место аварии, не урегулировав конфликта с участниками, водитель нарушает установленные правила. Нередко такое событие приводит к последующему административному или уголовному наказанию. Особенно чреваты последствиями события, когда на дороге пострадали люди, а виновный скрылся с места происшествия. Другая частая ситуация: автовладельцы разрешили конфликт устно, но не составили документов, что становится поводом к последующим спорам.

Наказание за оставление места ДТП весьма сурово, поэтому не стоит рисковать и самовольно уезжать. Рекомендуем ознакомиться с тем, чем грозит проступок, и как закон реагирует на нарушение.

До 2015 года участники происшествия не имели права покинуть место события ни при каких основаниях. Порой незначительная царапина или другое малое повреждение требовало подъезда инспекторов ПДД. Самовольно уехать, даже договорившись с другим водителем, было нельзя, это было нарушением. Наказание за оставление места ДТП без пострадавших назначалось, даже если автомобили загораживали проезжую часть и мешали движению.

Ситуация изменилась, когда было принято постановление №907, регламентирующее возможности отъезда водителей без присутствия инспекторов. Особые случаи представлены в виде перечня, который предусматривает каждую ситуацию конкретно. Вместе с тем, отъезд в целях сокрытия своего участия все равно считается злостным нарушением правил и карается по закону.

Административная ответственность

ДТП имеет четкое описание в правовых нормативах. Это событие на дороге, при котором пострадали транспортные средства или водители, а также третьи лица. Причиненный действиями водителей ущерб грузам, зданиям или иным объектам также относится к категории аварийности на дорогах.

Пункт 2.5 ПДД указывает, как должны вести себя водители и что они должны предпринять. Требуется прекратить движение, установить оповещение о наступившей аварии. Если участник аварии не выполнил данных условий, продолжил движение по собственному решению, то он очевидно и доказано нарушил ст.12.27 КоАП РФ.

Покинув место события, водитель не становится автоматически виновным, вину его может установить только суд. Порой ситуация складывается так, что после аварии отъезжает невиновный гражданин. Если оба автомобиля покинули место, при этом не позаботившись о третьих лицах, например, пешеходе, то дело будет рассматриваться в комплексе и вина каждого доказываться индивидуально.

Для закона не имеет значения, в каком статусе находится уехавший водитель: виновного или пострадавшего. Само по себе оставление места является преступным деянием. Доказанная виновность приводит к лишению прав на срок 1-1,5 года или административному аресту на 15 суток.

Ст. 265 УК РФ отменена после 2003 г., после отмены уголовного наказания за самовольное оставление места ДТП не предусмотрено. До 2015 г. действовало правило, по которому выделялись особые случаи для законного отъезда:

  • составленный участниками события европротокол по установленным правилам;
  • экстренная помощь участнику происшествия, когда человека необходимо доставить в медицинское учреждение.

В настоящей редакции закона также разрешено транспортировать пострадавших граждан, но затем следует незамедлительно вернуться на оставленную позицию. Подобное действие должно быть подкреплено справкой из медицинского учреждения с указанием даты и времени обращения.

Кроме того, сейчас можно покинуть место происшествия:

  • при создании затора, когда машины перегораживают дорогу и создают помехи для других водителей;
  • водители составили протокол по установленному регламенту.

Вызов инспекторов потребуется, если ущерб технике нанесен значительный или пострадали люди.

Наказание за оставление места ДТП без пострадавших ниже, чем при оставлении людей без помощи в экстремальной ситуации. Подобные разрешения на отъезд стали действовать с июля 2017 года, что позволило во многих случая защитить интересы водителей.

Действующая редакция КоАП не предусматривает назначения штрафа, применяется лишение прав и административный арест. Вынесение наказания производится по решению суда. В судебном процессе ответчик имеет право предоставить доказательства и свидетельские показания в свою защиту.

В сложном деле рекомендуется привлечение защитника, специализирующегося на автомобильной тематике. Установление вины в данном процессе и спор по поводу остальных аспектов происшествия (страховых выплат, возмещения ущерба здоровью и др.) проходят по разным делам.

Возможность административного ареста

По процессуальным правилам, присутствие на заседании ответчика обязательно, когда рассматривается вопрос об аресте. Ведомство ГИБДД не обладает подобными полномочиями и не может арестовать автовладельца по своему усмотрению. Потребуются веские основания для заключения под стражу. Арест назначается только в том случае, когда рассмотрение происходит по судопроизводству района, где произошло событие.

Согласно судебной практике, постановление об аресте выносится, если рассматривается уголовное дело по данному событию. Наиболее тяжким проступком по отъезду с точки происшествия считается причинение ущерба здоровью или смерть участников ДТП. Одновременно два наказания (лишение прав и административный арест) не могут назначаться. Судом рассматриваются все аспекты дела, выслушиваются объяснения виновного и принимается одно из возможных наказаний за умышленное оставление места ДТП.

В подавляющем большинстве случаев наказанием за виновное оставление места ДТП без участия пострадавших становится лишение водительского удостоверения на определенный судом срок. Автовладельцу рекомендуется сразу после столкновения позвонить в инспекцию ГИБДД и предоставить достоверные сведения о событии. Сейчас практически у всех граждан есть возможность позвонить по сотовой связи, хотя бы один участник будет способен позвонить в инспекцию.

Если повреждения можно оформить протоколом по европейской методике, то сделать это можно после освобождения проезжей части. Потребуется сделать видео или фото свидетельства, взять координаты свидетелей и участников. Только после фиксации полученных повреждений можно покидать место аварии. Небрежность может привести к последующим судебным спорам. Чем больше будет сделано фактических документальных доказательств, тем прочнее окажется позиция водителя.

При соблюдении установленных правил взыскание не может быть наложено. Совсем не обязательно составлять протокол при участии сотрудников ДПС, достаточно грамотно оформить взаимоотношения с другой стороной аварии. Следует учесть, что участники должны иметь полис ОСАГО, в противном случае могут возникнуть трудности с получением возмещения и предпочтительней вызвать дорожную службу.

Если автовладелец уехал без наличия законных оснований, то потребуется обосновать это сотрудникам ГИБДД. Именно дорожная служба несет ответственность за сбор и предоставление доказательной базы. Намеренное нарушение установленных правил возникает в следующих ситуациях:

  • автовладелец покинул позицию при отсутствии уважительных причин, отраженных в ПДД;
  • водитель отвез пострадавшего гражданина в медицинское учреждение, но не зафиксировал исходное расположение машин при столкновении. Нарушено требование о постановке ГИБДД в известность;
  • при незначительном происшествии стороны пришли к договору, устроившему участников. Не стали вызывать дорожную инспекцию, составлять протокол. В дальнейшем возник конфликт интересов и один из участников заявил, что второй скрылся с занимаемой позиции;
  • произведено освобождение проезжей части без предварительной фиксации места расположения техники при столкновении.

Перечисленные ситуации автоматически приводят к рассмотрению вины по КоАП РФ. В конкретном случае рассматриваются все нюансы ситуации, но основа судебного процесса заключается в указанном списке условий.

Вопрос рассматривается в судебном порядке, ГИБДД обязано предоставить аргументированные свидетельства того, что водитель уехал с места аварии. Согласно процессуальным правилам, потребуется техническая экспертиза автомобилей. Собираются очевидные доказательства, наказание за оставление места ДТП должно быть обосновано существенными свидетельствами. Если доказательная база слаба, то сторона ответчика сможет обжаловать судебное постановление.

Рассмотрение вопроса производится в мировом суде. Ответчику не могут вынести штрафное взыскание, рассматривается возможность лишения прав или административного ареста. Ответчик имеет возможность предоставить доказательства своей невиновности или обусловленных законом причин оставления места происшествия.

Крайне важное значение имеет факт, что срок судебной ответственности составляет всего три месяца. После прохождения данного периода наказание за отъезд с места ДТП (без потерпевших) не наступает. При наличии потерпевших лиц, расследование будет продолжено по другим статьям, где оставление без помощи станет служить отягчающим обстоятельством.

Не всегда наступает возмездие за несанкционированный отъезд с места ДТП. Например, могут рассматриваться следующие ситуации:

  • происшествие без пострадавших, которое оформляется европротоколом. По правилам, водители могут не вызывать сотрудников ДПС, если нет потерпевших, в том числе пешеходов. Такой отъезд не является нарушением правил;
  • согласно ст.12.27 КоАП взыскание отменяется, если гражданин докажет неумышленное оставление позиции. Если отъезд связан с тем, чтобы его не смогли обнаружить, то при нахождении вина будет легко доказана в суде;
  • при наличии письменного заявления противной стороны об отсутствии претензий или иной договоренности ответственность не может возлагаться;
  • ситуация, когда техника, участвовавшая в событии, осталась на исходных позициях, а сам водитель отсутствует. Но при этом он обязан позвонить в службу ГИБДД и объяснить ситуацию и причину, почему он ушел или уехал;
  • не учитывается количество подобных эпизодов за отчетный период, нет усиления или смягчения взыскания.

Если при аварии возникли спорные моменты и нет уверенности в правильном подходе, то предпочтительней проконсультироваться с юристом. Это не потребует много времени, но во многом прояснит ситуацию и перспективы. Многие правовые ошибки связаны именно с тем, что водитель не имеет юридических знаний и вредит своим интересам.

В какой ситуации могут возникнуть неумышленные аварийные случаи? Довольно часто ущерб наносится стоящему на обочине транспорту или машине, движущейся в пробке. Случайная царапина, отлетевший мелкий камушек или задетое зеркало заднего вида вполне могут остаться незамеченными проезжающим водителем. Пострадавшая сторона фиксирует событие и видит номера проехавшего автомобиля, водитель которого фактически скрылся с точки аварии.

Узнает нарушитель о событии намного позже, когда ему уже будет предъявлено обвинение в незаконном отъезде. Подобная двусмысленная ситуация достаточно часто встречается, развитие событий зависит от последующих действий пострадавшей стороны. Уехавшему гражданину придется тщательно готовиться к защите и доказывать не предумышленность своих действий. Понадобятся свидетельские показания, записи камер дорожного наблюдения и регистратора автомобиля.

Важно знать, что требования к приезду инспекторов составляет по закону три часа. Затем участники имеют право покинуть место столкновения, а для составления протокола их вызовут в инспекцию дополнительно, здесь ответственность не предусмотрена.

Наказание за оставление места ДТП

Интересное для водителей решение принял Верховный суд. Если виновник ДТП уехал с места происшествия, но вернулся к моменту оформления аварии сотрудниками ГИБДД, то наказывать его как скрывшегося не имеет смысла.

Дело происходило в Крыму. 13 января прошлого года некий водитель Кострыкин в 11.45 утра двигался по дворовой территории дома 1 "а" по улице Дмитрова в поселке Черноморское на своем автомобиле. И задел припаркованную машину. Из документов неясно, заметил ли он удар, останавливал ли машину, но ясно, что с места происшествия он уехал.

Далее - тоже непонятно. То ли совесть проснулась, то ли, доехав до места он обнаружил легкие повреждения на машине и, сопоставив обстоятельства, вычислил, где он их мог получить. Но Кострыкин вернулся на место происшествия. Причем еще до приезда сотрудников ГИБДД. Он присутствовал при установлении обстоятельств происшествия и подписал схему к протоколу осмотра места аварии. В протоколе об административном правонарушении он сделал отметку о том, что место ДТП не покидал. Однако его отсутствие до приезда ГИБДД подтверждалось показаниями свидетелей и было зафиксировано в протоколе.

Черноморский районный суд на основании этих документов решил, что Кострыкин скрылся с места ДТП, за что и должен понести ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП - "Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся". И лишил его прав на один год и два месяца. Это решение подтвердил и Верховный суд республики Крым.

Виновник участвовал в оформлении происшествия ДТП. Значит, ответит только за нарушение правила

Но Верховный суд РФ с этим не согласился. Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников полиции Кострыкин находился на месте. Обстоятельства происшествия установлены с его участием. Схема происшествия подписана и им, и другим участником ДТП. Второй участник и свидетели также подтверждают, что Кострыкин на момент приезда сотрудников ГИБДД присутствовал на месте.

При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Кострыкиным места ДТП, участником которого он является.

Да, он не выполнил требование пункта 2.5 Правил дорожного движения: немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. За что его можно привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.27 КоАП - штраф 1 тысяча рублей. Но, поскольку он уже начал исполнять наказание по неправильно вмененной ему части 2 этой же статьи, то Верховный суд дело прекратил.

Все судьи должны внимательно изучать судебную практику Верховного суда и ориентироваться на нее. Но при этом необходимо рассматривать конкретные обстоятельства дела. Так, например, в ГИБДД считают, что подобные ситуации, когда человек во дворе задел другую машину, уехал, а потом вернулся, не заслуживают сурового наказания в виде лишения прав. Однако бывают и другие ситуации.

Например, водитель сбил человека и уехал. А потом вернулся. Это уже можно квалифицировать как оставление в опасности. И не важно, какие необходимые обстоятельства были у водителя, чтобы покинуть место ДТП в такой ситуации.

Другой случай. За рулем в момент ДТП находился нетрезвый водитель. Он уехал с места аварии, попросил трезвого родственника сесть за руль, вернуться на место аварии и поучаствовать в ее оформлении, взяв вину на себя. Если бы он сам остался на месте ДТП, ему грозила бы не только расплата с пострадавшими, но и лишение прав, а также штраф 30 тысяч - за первый случай управления в нетрезвом виде. А за повторный - уже уголовная ответственность.

А трезвый родственник за рулем, который вписан в полис ОСАГО, отделается всего лишь штрафом за нарушение правил, а также повышенным тарифом за автогражданку.

Если Вы умышленно или неумышленно приняли решение покинуть место ДТП - это не означает фактическое признание Вами вины в происшествии. Указанное правонарушение является абсолютно самостоятельным и никакой роли не играет, были ли пострадавшим (потерпевшим) или виновником аварии.

За данное правонарушение КоАП РФ (ст. 12.27) предусматривает следующие виды ответственности:

  1. Лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет;
  2. Административный арест на срок до пятнадцати суток.

Как мы видим ответственность очень даже серьезная. Денежный штраф за такое нарушение не предусматривается.

Допустим, участник аварии испугался и оставил место ДТП , а через некоторое время одумался и осознал всю степень своего проступка. Чтобы я бы сделал на месте данного человека:

  1. Позвонил бы в ГИБДД и сообщил, что я участник дорожно-транспортного происшествия.
  2. Прибыл бы на место ДТП;
  3. Всячески оказывал содействие в проведении осмотра места происшествия.

Данные действия позволят применить ст. 4.2. КоАП РФ и добиться в отношении виновника минимального наказания в виде лишения прав сроком на 1 год.

Неумышленное оставление места ДТП

Порой возникают ситуации, когда водитель неумышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия, к примеру, не заметил, как поцарапал рядом припаркованный автомобиль или транспортное средство создавало препятствия дорожному движению, поэтому было перемещено на другое свободное место. И тогда участники ДТП, не дождавшись сотрудников ГИБДД, покидают место происшествия из-за объективных обстоятельств. Закон не устанавливает сроков ожидания уполномоченных лиц, и зачастую водители просто теряют терпение. Если в таком случае водитель переместит транспортное средство чуть дальше, то данное правонарушение уже будет квалифицироваться по ч.1 ст.12.27 КоАП РФ. Наказание за данный административный проступок предусмотрено в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей.

Важно! В случае, когда водитель надлежащим образом известил сотрудников ГИБДД о факте дорожно-транспортного происшествия и указал его место, он не обязан лично находиться в автомобиле. Если по истечении трех часов ожидания, установленных ч.1 ст. 27.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД не прибыли на место ДТП для составления процессуальных документов, водитель имеет право покинуть место аварии после повторного уведомления ГИБДД.

Стоит учитывать тот факт, что неумышленное оставление места аварии будет оцениваться судом наравне с другими значимыми обстоятельствами.

Покинуть место ДТП законно

Не всегда за оставление места ДТП водителю грозит наказание. Законом предусмотрены случаи, когда оставление места происшествия является обоснованным и законным, а применение административных санкций к воителю не допускаются:

  • доставка пострадавших в аварии в ближайшее отделение больницы для оказания экстренной помощи, если нет возможности вызвать скорую помощь или отправить пострадавших на попутной машине;
  • в результате ДТП причинен только имущественный ущерб, а между участниками конфликта не возникло разногласий относительно установления вины и характера повреждений;
  • если требуется освободить проезжую часть для проезда других транспортных средств;
  • если участники оформили дорожно-транспортное происшествие по европротоколу.

Стоить помнить, что оформление ДТП по европротоколу допускается без участия сотрудников ДТП и только при наличии определенных условий:

  • в ДТП участвовало только два транспортных средства;
  • вред причинен только имуществу;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виновности и причиненного ущерба;
  • действия полиса ОСАГО на момент совершения ДТП должен быть действующим;
  • оба участника должны быть надлежащим образом застрахованы.

Если водители договорились между собой о возмещении ущерба, о том, что составите схему места аварии и не будете ждать уполномоченных лиц, то необходимо после выполнения всех действий обратиться в ближайший пост ГИБДД и оформить документы. То же предусмотрено и при оформлении аварии по европротоколу, только в данном случае требуется еще известить и страховую организацию о наступлении страхового случая для последующего взыскания причиненного ущерба.

Важно! Какая бы из перечисленных ситуаций не возникла, ее необходимо документально подтвердить, так как факт отсутствия участника ДТП будет зафиксирован прибывшими сотрудниками ГИБДД при составлении протокола.

Даже при наличии законных оснований для отъезда с места происшествия, следует зафиксировать все существенные обстоятельства ДТП. Это позволит избежать привлечения к ответственности, результатом которой может стать лишение прав.

Последствия оставления места ДТП

Скрытие одного из участников с места дорожно-транспортного происшествия неминуемо ведет к неблагоприятным последствиям. Лишение прав за оставление места ДТП является административным наказанием за предусмотренное ч.2 ст.12.27 КоАП РФ правонарушение. Так же при совершении данного административного проступка применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку. Закон предусматривает не только лишение прав сроком от одного до полутора лет, но и административный арест сроком до 15 суток.

Оставление места ДТП. Как избежать ответственности?

Если же участник ДТП оказался недобросовестным и даже не думает раскаяться в содеянном, а все его мысли только о том: «Как бы вообще избежать ответственности», то ему ничего не остается делать, кроме как надеяться на то, что:

  • его никто не видел;
  • номера автомобиля никто не записал;
  • нет видеозаписи ДТП;
  • потерпевший не стал обращаться в ГИБДД;
  • в ДТП нет пострадавших (там вообще может дойти до лишения свободы).

Избежать привлечения к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ возможно только при наличии законных оснований для скрытия с места происшествия. Доказательной базой таких оснований выступают:

  • показания свидетелей аварии, в том числе пострадавшего, которому водитель оказал помощь и доставил в отделение больницы;
  • записи видеорегистратора или иных средств фото- и видеофиксации;
  • документальные доказательства (схема фиксации места расположения машин после ДТП, которую водитель составил перед отъездом по уважительным причинам).

Помимо этого, избежать лишения прав можно в результате истечения сроков привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к ответственности по данному правонарушению составляет согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ три месяца. Если по истечении данного срока, который не подлежит восстановлению судом, водителя не привлекли к ответственности, то в отношении него не может быть вынесено постановление об административном правонарушении. Но лучше не рисковать и дождаться сотрудников ГИБДД, так как содействие расследованию будет являться смягчающим обстоятельством, которое учитывается судом. Незамеченным оставление места ДТП в век информационных технологий вряд ли возможно.

Другим способом избежания ответственности выступает допущение ошибок при составлении процессуальных документов сотрудником ГИБДД. Если в результате оформления административного правонарушения будут допущены процессуальные нарушения, либо такие ошибки будут допущены при рассмотрении дела судом, то по итогам оспаривания судебного постановления дело может быть прекращено, а водитель освобожден от ответственности.

Какие сроки допустимы для наказания?

Если случилось «чудо» и все вышеперечисленные пункты исполнились, виновник всё равно не будет об этом знать достоверно, и если у него есть хотя бы грамм совести, то она будет очень долго его беспокоить, потому что срок давности привлечения к данному виду административной ответственности составляет 3 месяца, с момента возбуждения административного дела. Получается виновник должен 3 месяца прятаться нервничать, бояться, чтобы избежать ответственности даже достоверно не зная обратился ли потерпевший в ГИБДД.

Итог: через 3 месяца к административной ответственности виновника уже привлечь не смогут. Казалось бы, что всё так просто и безоблачно, но не тут, то было. Невозможность привлечения виновника к ответственности по ст. 12.27 КоАП РФ не освобождает его от материальной ответственности по возмещению вреда потерпевшему. Если через неопределенное количество времени потерпевший найдет виновника с помощью появившихся прямых очевидцев аварии, обратиться в полицию с заявлением о розыске его обидчика и в конце концов выйдет на «горе» водителя, последний ответит по всей строгости закона, так как будет обязан не только возместить причиненный ущерб, но и выплатить достаточно серьезные издержки связанные с:

  • поиском виновника;
  • оплата услуг адвоката потерпевшего;
  • возможно выплатить упущенную в следствие ДТП потерпевшим выгоду;
  • моральный вред;
  • услуги авто-эксперта;
  • и т.д.

Что мы имеем в итоге? Гораздо выгоднее не покидать место ДТП и не искать путей «решения вопроса», а нужно просто обратиться к опытному адвокату прямо не покидая место ДТП. Адвокат приедет на место и сделает всё, для того чтобы минимизировать Ваши расходы и степень ответственности в сложившейся неблагоприятной ситуации.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.