Эссе по высказыванию Оноре де Бальзака «Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом.» (Сочинение на свободную тему). Всеобщее равенство. Справедливость - копирайтинг
Этимологически русское слово «справедливость» с очевидностью восходит к слову «правда», родственному (или, по крайней мере, созвучному) слову «праведность». В европейских языках соответствующие слова указывают на происхождение от латинского слова «iustitia» - «юстиция», свидетельствующего о его связи с юридическим законом. В старинном значении слово «правда» означало и установленный закон. В Словаре В. Даля «справедливость» также приравнивается слову «правда», однако в значении «правосудие», а основное слово - «правильный», «сделанный законно», а затем уже «по правде », «по совести », «по правоте ».
По всей видимости, чувство справедливости незримо закладывается в соблюдение любой нравственной нормы. Справедливость предполагает за равное деяние равную плату. Мы спрашиваем: почему я должен работать так много, если другие трудятся так мало? Почему я должен жить в бедности, если другие живут в богатстве? Почему я должен не воровать, если другие крадут? Выходит так, если мне делают добро, то и я буду добр. А если нет? Тогда - извините. Подобным образом мы рассуждаем в повседневной жизни. Но есть ли это подлинная нравственность?
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распреде-
ления (перераспределения), в том числе взаимного обмена социальными ценностями. Функцию таких ценностей могут выполнять свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т.д.
Справедливыми считают людей, исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми - чинящих произвол, нарушающих права других людей (лишающих их свободы и имущества) . Справедливым признается награда каждому по заслугам и соответственно несправедливым - незаслуженные почести и наказания. Справедливым признается исполнение обязательств, даже тех, которые неявно подразумеваются.
Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель рассматривали справедливость как общественную добродетель. Согласно учению Аристотеля, справедливость управляет другими добродетелями. Благодаря закону она предписывает, в каких делах человек проявляет себя мужественным, а в каких - благоразумным. Человека, склонного к порокам, например к трусости или предательству, называют подлым и несправедливым. От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости. Первая заключается в распределении почестей и материальных благ между гражданами по достоинству, пропорционально заслугам. Вторая призвана уравнять стороны, участвующие в обмене, независимо от критерия достоинства. А современные философы сравнивают справедливость с истиной. Через всю историю философии проходит
мысль о том, что справедливость - это то, что содействует общему благу.
Хотя справедливость нередко касается распределения благ, она сама от благ не зависит.
Социальная справедливость относительна. Справедливым можно считать любой произвол монарха, поскольку он - первое лицо в государстве и его власть от Бога. Справедливым является гнев возмущенной толпы, казнящей монарха, поскольку его правление довело людей до нищеты. Справедливым считались так называемые «тройки» (сталинские суды), в спешном порядке приговаривавшие к смерти невинных людей (пролетарское государство должно безжалостно расправляться с врагами народа). Короче говоря, справедливым можно сделать все или почти все что угодно. Но как бы ни манипулировали справедливостью верхи, подстраивая их под свои корыстные интересы, у низов всегда остается некое стихийное и более правильное понимание социальной справедливости. Ею они и руководствуются в отстаивании своих интересов.
С точки зрения общества справедливость чаще всего рассматривается как проблема равенства. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Связь справедливости и равенства была прочувствована еще в первобытном обществе и нашла отражение в институте кровной мести (требование возмездия): поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе, или «око за око, зуб за зуб». Месть предполагает, что обидевший не останется ненаказанным, что за равную вину следует нести равную ответственность.
Такого рода понимание равенства являло собой огромный шаг в социальном и культурном развитии общества. В самом деле, на стадии дикости в человеческом сообществе (ученые именуют его предчеловеческим стадом) властвовал закон сильнейшего: сильный грабит слабого, лучший властвует над худшим, могущественный стоит выше немощного. (Вспомните из главы о политической власти за 8-9 классы, как называется такая форма влияния.) Закон кровной мести требовал коллективного отмщения со стороны обиженных. Виновный знал о возможном отмщении, и это сдерживало произвол в от-
5 Кравченко, Певцова
Ношениях между людьми. Таким образом, идущий из родового строя закон кровной мести стал первым регулятором социальных взаимоотношений.
Однако позже, на более зрелых ступенях развития, а именно в Античности, люди задумались над тем, восстанавливается ли в отмщении справедливость, если зло, заключенное в убийстве, не исчерпывается гибелью виновного - никто не вернет убитого и никто не остановит страдание родственников. Возмездным убийством всего лишь совершается отмщение, но справедливость не восстанавливается. Зло, причиненное первый раз, только усиливается во второй, но не исчезает. Известны случаи, когда кровная месть тянулась веками, передавалась из поколения в поколение, когда она служила причиной гибели целых родов.
Новым этапом в эволюции справедливости стало христианство, исповедовавшее принцип «не отвечай злом на зло», «не судите, да не судимы будете». Новая этика требовала запретить кровную месть. Однако заповедь любви прививалась среди людей, пусть даже более цивилизованных, гораздо сложнее. И сегодня на бытовом уровне мы гораздо чаще предпочитаем пользоваться первым правилом, а не вторым. Даже в политике модифицированный принцип кровной мести часто выступает причиной международных конфликтов и войн.
По мере развития в обществе нравственного сознания справедливость перестала сводиться исключительно к равенству. Тем не менее до сих пор большинство из нас справедливость понимают прежде всего как равенство. В сфере социальной политики справедливым считается, с одной стороны, позволение людям зарабатывать так много, как только удается, с другой - перераспределение части заработанных благ в пользу бедных через механизм прогрессивного налогообложения (вспомните из курса для 8-9 классов, что такое прогрессивное налогообложение, в чем его суть).
Чем больше богатых в обществе, тем больше от них можно взять на помощь бедным. Так рассуждают на Западе. С этим согласны и наши политики, но только реализовать подобный принцип им не удается по ряду вполне объективных условий. Но не так рассуждали советские политики. Они полагали: пусть у всех будет поровну, даже если то, что есть у людей, им
хватает лишь на скромную жизнь (такая политика не распространялась на правящую верхушку, высшую бюрократию). Скромное такое существование снимало множество социальных проблем и до поры служило на пользу обществу. Оно не порождало жгучей зависти, а та - агрессии и бунта.
В 90-е годы страна встала на рельсы рыночных отношений, а при них стремление к обогащению не ограничивается. И что же? Появились богатые, которым стали не только завидовать другие, но и начали люто их ненавидеть. Их богатство считалось нажитым несправедливо. Откуда вдруг из всеобщего социалистического равенства вдруг появились особо привилегированные? Может быть, они из поколения в поколение неимоверным трудом накапливали сокровища? Или им улыбнулась фортуна, и они унаследовали неслыханные богатства? Ничего подобного не было. Оставалось одно: нечестно нажитые блага, а это безнравственно. Часть «новых русских» совершенно справедливо, чтобы они ни говорили, должна быть зачислена в категорию нечестно разбогатевших. Другая часть, обладающая организаторскими способностями и талантом, к ним не принадлежит, но в общественном сознании все равно подпадает под ту же статью. В результате класс богатых справедливо и несправедливо причислялся к одной категории людей, неправедно разбогатевших. Из общества исчезли одновременно и равенство, и справедливость.
Видимо, человеческому обществу одинаково вредны и крайнее равенство, и крайнее неравенство, и полная справедливость, и ее отсутствие. Надо, чтобы присутствовало немного неравенства, немного несправедливости. Только пропорцию заранее, т.е. теоретически, очень трудно определить. Приходится то и дело экспериментировать, пробуя разные соотношения. Причем у каждой нации и культуры свой рецепт: кому-то больше надо добавить индивидуальных свобод, а кому-то по вкусу придутся коллективистские идеалы. Стоит нарушить равновесие, как в стране поднимается ропот - душат личную свободу или, наоборот, не уважают традиции соборности. Приходится принимать законы, уравновешивающие перекосы. И снова недовольство. Их не избежать хотя бы потому, что в любом обществе, в силу разнородности его состава, обязательно найдутся сторонники и противники практи-
Чески у любой идеи, программы, нововведения. И каждая группировка, политическое движение будут лоббировать через парламент или президента собственные идеи, считая их самыми справедливыми.
Итак, мы познакомились со сложнейшим миром нравственных категорий и выяснили, что их содержание менялось в разные эпохи, культуры и в разных философских школах оно было неодинаковым. Да и люди в своем повседневном поведении руководствуются порой противоположным пониманием добра и зла, чести и достоинства, порока и добродетели. Две страны воюют за попранную справедливость, а потом выясняется, что обе они были далеки от понимания того, что на самом деле она представляет. Одним словом, мораль напоминает огромный нравственный лабиринт, где личность на каждом повороте сталкивается то с проблемой морального выбора, то с нравственным тупиком. В течение всей своей жизни вы будете учиться в нем ориентироваться.
Понятия: справедливость, равенство.
*6. Как известно, милосердие понимается как перенесенная на других любовь к себе. Но тогда спрашивается: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? Как бы вы ответили на этот вопрос?
■ Проблема. Применимо ли понятие социальной справедливости к современному российскому обществу? Практикум 1. Сократ утверждал, что если кто из родных или друзей совершит несправедливость, то скрывать этого нельзя, - надо идти в суд и объявить о прегрешении близкого человека и, таким образом содействуя наказанию, помочь родичу или другу освободиться от зла. Совершить несправедливость, конечно, зло, но не самое большое. Самое большое зло заключается в том, чтобы совершить несправедливость и остаться безнаказанным. Как вы поняли высказывание древнегреческого мыслителя? Приведите конкретные примеры, подтверждающие или опровергающие данную мысль.
Практикум 2. Напишите эссе на тему: «Всеобщее равенство обозначает...»
Вопросы и задания
1. Проследите представления людей о справедливости с
древних времен до наших дней.
2. Как идея равенства соотносится с идеей справедливости?
3. Как соотносится справедливость с другими добродетелями? *4. Сопоставьте между собой три моральные истины:
а) Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы и они по
ступили с тобой.
б) «Поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов», -
писал русский философ Н.А. Бердяев.
в) Поступай так, как поступают с тобой другие.
Найдите общие и отличительные черты. Выберите то, ко
торое больше соответствует вашим взглядам. Аргументи
руйте свой выбор.
*5. Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать? А что происходит со справедливостью?
Всеобщее равенство - состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальных различий. Все люди равны перед законом и имеют равные гражданские права. Однако такое равенство является формальным,поскольку представители различных социальных групп в силу различий в собственном капитале изначально находиться в неравных условиях. как бы ни были увлекательны сказки о всеобщем равенстве, настоящего равноправия в обществе никогда не существовало!Богатые и знаменитые родители никогда не позволят своему избалованному отпрыску соединиться узами Гимея с кем-нибудь из более низкого слоя. Любовь в этих случаях обычно имеет малое значение. Справедливость..каждый человек, услышав,это слово думает что смысл довольно понятен. Человек не должен поступать так, чтобы:во-первых: не нарушать нравственные принципы,сложившиеся за многие годы; во-вторых: не то то, от чего у самого на душе будет нелегко;
В третьих: своими поступками не портить мнение о себе окружающих. Мы живем и поступаем придерживаясь конституционных правил,поэтому особенно в наше время. Я считаю, жить и поступать справедливо- не возможно. И порой мы поступаем не справедливо не задумываясь.. Например,мать имеющая более одного ребенка, обязательно имеет любимчика, а это уже несправедливость по отношению к другим своим детям...несправедливость, а ведь сердцу не прикажешь...
«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. Бальзак).
Возможно ли становление равенства? Одни видят в нём огромную пользу и уверены, что оно реально. Другие утверждают, что в условиях современного общества становление равенства невозможно.
Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие.
Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать.
Виды прав:
личные;
политические;
социально-экономические;
культурные.
Сущность данного высказывания О. Бальзака состоит в том, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Это высказывание актуально до сих пор, т. к. социальное неравенство является предметом изучения современных учёных-социологов.
Данное высказывание соответствует взглядам социалистов. Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Это высказывание также соответствует теории правового государства, по которой законы в равной степени относятся ко всем без исключений.
С позиций прагматизма, равенство является сильным социальным регулятором. Я считаю, что обществу, где господствует равноправие, и люди имеют одинаковый доступ к средствам производства, не грозят революции и социальные конфликты. В атмосфере всеобщего равенства не может возникать противоречий, а значит и столкновений. Тогда получается, что каждый человек должен стараться приблизить к данной модели государство, гражданином которого он является?
Но, с позиций экзистенциализма, все стремятся улучшить уровень своего существования. Из этого следует неравномерное распределение доходов, разным становится уровень влиятельности индивидов... Всё отражается на положении человека в обществе или же его социальном статусе. В зависимости от социальных статусов формируются социальные слои, образующие социальную стратификацию, главным принципом которой является социальное неравенство.
Это высказывание также подтверждается биологической точкой зрения. Люди рождаются уже неравными: каждый ребёнок обладает определёнными врождёнными способностями, отличающими его от других. Кроме того, истории известны случаи дискриминации людей по внешности – теория Гитлера о превосходстве арийской расы, конфликт «белых и чёрных» в Америке, где индейцам до сих пор запрещено выезжать из своих резерваций. В современности также существуют фашистские группировки, ставящие свою расу выше всех остальных.
Поэтому я считаю, что равенства никогда не было. Пусть в первобытном обществе люди и не отличались друг от друга ни материальным положением, ни наличием особых прав (отличия появляются лишь с возникновением земледелия и скотоводства), люди всё же различались и физической подготовкой, и личными качествами, а, следовательно, они имели разный доступ к ресурсам (добычу получит тот, кто сильнее и ловчее). В рабовладельческом обществе (по формационной теории К. Маркса) права, доходы и власть распределялись неравномерно: всё зависело от происхождения человека. То же происходило и в феодальном обществе, изменился только способ производства, и у крестьян по сравнению с рабами было больше прав (могли иметь своё хозяйство и средства производства, семью…). При капитализме начинали появляться признаки равноправия, но доступ к средствам производства всё же оставался разным. При социализме, провозглашённом в начале 20 века как общественный строй некоторых стран, равенства тоже не было. Так Декрет о земле, принятый в России в 1917 году привёл не к равенству, а к диктатуре рабоче-крестьянских масс и ущемлению прав дворянства и интеллигенции. Также небезызвестны жестокие репрессии (борьба с вредительством, «дело врачей», гонения на деятелей культуры и искусства), которые делали бесправными определённые слои общества. А сформировавшийся позже слой номенклатуры, пользовавшийся явными привилегиями и в доступе к средствам производства, и процветающее «телефонное право» окончательно опровергает существование равенства в СССР.
Следует согласиться с данным высказыванием О. Бальзака, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Равенство может предотвратить революции и социальные конфликты в обществе, но стремление людей повысить свой социальный статус, неравномерное распределение доходов и власти делают его нереальным. В современном мире дети ограничены в правах, существует неравенство между мужчиной и женщиной… Не смотря на то, что Конституция Российской Федерации утверждает, что все равны перед законом и судом (ст. 19), заголовки СМИ всё чаще пестрят фактами коррупции и несправедливости властей к «простым людям». Верить этому или нет – личное дело каждого, но может не зря В. И. Ленин говорил: «Равенство по закону не есть еще равенство в жизни»?..
Проблема равенства людей, которую поднял Оноре де Бальзак в своем высказывании, всегда была очень актуальна. Актуальна она и сейчас. Кроме того, социальное неравенство сейчас является предметом активного изучения учеными-социологами. Оноре де Бальзак говорит о том, что, с одной стороны, равенство - это право, то есть все имеют право быть равными. Действительно, все люди, независимо от их национальности, происхождения и т.д. имеют право на жизнь, на свободу, на свободу мысли, совести и вероисповедания и многое другое. С другой же стороны полное равенство никогда не наступит. Все люди имеют разные возможности, во-первых, от природы (например, мужчины, как правило, физически сильнее женщин; кто-то глухой, а у кого-то идеальный слух), во-вторых, в результате какой-то деятельности (один человек хорошо выполнял работу и получил повышение, а другой работу выполнял плохо и повышения не получил), в-третьих, от социального положения в обществе (полицейский имеет право проверять документы у граждан, а обычный человек - нет).
Я согласен с Оноре де Бальзком.
Я считаю, что все люди должны иметь право на равенство. Конечно, нельзя уравнять совершенно разных людей, например, в их физических возможностях. Но зато можно дать им равные права на жизнь, на свободу, сделать граждан одной страны равными перед законом. Не стоит также забывать, что каждый человек - это индивидуум, то есть он уже отличается от других людей своими качествами, способностями, внешними признаками, и равными все люди быть не могут. Можно представить, что все люди полностью равны. Может ли существовать общество, состоящее из совершенно одинаковых копий друг друга, одинаково мыслящих, занимающих одно и то же социальное положение? Нет, не может. В любом обществе есть социальная дифференциация, она существовала еще с зарождения человечества и будет существовать, если только людей не начнут штамповать, как на заводе.
Если бы в таком обществе был хотя бы один "руководитель", вполне возможно, что оно было бы реально, иначе в нем бы происходил хаос. Но это опять-таки социальная дифференциация, главный человек не будет равным с остальными.
Таким образом, Оноре де Бальзак был прав, говоря, что равенство - это право, но полностью равенство никогда не наступит, а все люди никогда не станут абсолютно равными.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-12-19
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- Эссе по высказыванию французского лексикографа П.Буаста "Самый бедный - это тот,кто не умеет пользоваться тем,чем располагает"
17
«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом». О. де Бальзак (1799-1850), французский писатель.
Что такое равенство? Равенство – это тип устройства общества, при котором все его участники имеют одинаковые права. Все люди на планете рождаются с одинаковыми правами: право на жизнь, право на защищенность от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающее достоинство обращения либо наказания, право на свободу и безопасность личности. Но возникает вопрос, откуда берет свое начало социальное неравенство в обществе?
Ученые объясняют существование и возникновение социальных групп, прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей, разделение по уровню доходов, уровню образования. Образу и стилю жизни. Кроме того, существование различных социальных классов обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Даже в первобытном обществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими обязанностями и правами и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Такое разделение значительно упрощало выполнение важной задачи, как управление обществом. Многие страны мира стремятся к социальному равенству, но социологи ученые не уверены в том, что его можно достичь.
Таким образом, я прихожу к выводу, что французский писатель был абсолютно прав, высказав суждение о невозможности существования абсолютного равенства на земле, несмотря на то, что многие народы мира стремятся к этому. Чаще всего равенство все чаще принимают, как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей человека. Путь к достижению такого равенства – соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп.