Федеральная миграционная служба расформирована. Фмс переведена в подчинение мвд. Упразднение федеральной миграционной службы

Указом Президента РФ от 5.04.2016 года № 156 Федеральная миграционная служба упразднена, а ее полномочия переданы органам внутренних дел. Мы попросили прокомментировать упразднение Федеральной миграционной службы адвокатов, занимающихся миграционными вопросами.

Комментарий миграционного адвоката Адвокатского бюро «Проверки.НЕТ» Стрельникова Дениса Юрьевича, данный по просьбе администрации миграционного форума:

5 апреля 2016 года средства массовой информации пестрили новостями об упразднении Федеральной миграционной службы и передаче ее полномочий органам внутренних дел. Как гласит Указ Президента России от 5.04.2016 года № 156, Федеральная миграционная службы упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел. До 1 июня 2016 года Президентом дано указание провести все необходимые организационно-штатные мероприятия и определить в системе МВД новую структуру, которая будет исполнять функции, ранее возложенные на ФМС. По-видимому, новость была неожиданной не только для работников, но и для руководства службы. Также в Указе Президента говорится о сокращении численности штата работников миграционной службы на 30%.

Что, на Ваш взгляд, стало причиной расформирования такой огромной структуры, как ФМС?

«Какие предпосылки существовали для принятия решения понятно – скорее всего, необходимость экономии бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов, путем существенного сокращения численности штата государственного органа. Однако почему именно миграционная служба попала «под раздачу» остается только догадываться. В этой связи стоит отметить, что миграционная служба на первый взгляд никогда не казалась «раздутой»: огромные очереди, задержка выдачи документов – объяснялась нехваткой кадров, сильной загруженностью. Люди, стоящие в очередях в УФМС, проходят через «все круги ада», им необоснованно отказывают в приеме документов, средняя продолжительность ожидания в очереди до подачи документов некоторых районах Санкт-Петербурга достигает 2-х месяцев. А бывает и так, что после того, как мигрант все-таки подал документы в УФМС, чтобы оформить себе разрешение на временное проживание, ему ошибочно закрывают въезд в страну, потому что сведения об оплаченном патенте не попадают в систему миграционного учета. В некоторых районных отделах УФМС подать некоторые виды обращений, например, заявление о продлении сроков пребывания, просто невозможно. Дело в том, что график приема граждан в районных отделах (обычно он расписан так: прием по вопросам миграционного учета для физических и для юридических лиц, прием по вопросу выдачи РВП, вида на жительство, гражданства) не предусматривает время приема граждан по вопросу продления срока пребывания, и у мигранта отказываются брать заявление. Подразделение по работе с беженцами в Санкт-Петербурге на проспекте Римского Корсакова-39 всем подряд отказывает в приеме заявлений о предоставлении убежища, несмотря на то, что закон запрещает это делать. Специально созданная общественная приемная УФМС, куда каждый иностранный гражданин может подать любое письменное обращение, заявление, жалобу на отказ в приеме документов, со своими функциями также не всегда справляется. Сроки рассмотрения жалоб на неправомерные отказы в приеме документов не соблюдаются. И это не мое личное субъективное мнение, это вполне реальная картина, многие факты нарушения прав иностранных граждан зафиксированы в решениях судов. То есть, стоит понимать, что помимо нехватки кадров, большого количества обращений, сама по себе работа УФМС построена очень плохо. Учитывая это, остается сделать вывод, что, возможно, при решении вопроса о реорганизации госорганов, выбор пал на ФМС по причине плохого администрирования ведомства, большого количества проблем» — комментирует адвокат.

В Указе Президента говорится о большом сокращении численности штата ФМС, что Вы можете сказать по этому поводу? Повлияет ли такое решение на работу вновь созданной структуры — Управления по вопросам миграции?

«Учитывая, что в процессе реорганизации ФМС предусмотрено 30-ти процентное сокращение численности штата, оснований надеяться на то, что после фактического присоединения ФМС к МВД ситуация измениться к лучшему – не приходится»

На вопрос о законности деятельности миграционной службы в настоящее время адвокат ответил следующее:

«Действительно, возникает вопрос о законности осуществления деятельности в настоящее время. Дело в том, что после 5.04.2016 года сотрудники Федеральной миграционной службы не прекратили свою деятельность, они все также осуществляют прием документов, принимают решения, составляют административные материалы на иностранных граждан, проводят контрольные мероприятия и пр. Конечно после издания президентского Указа ФМС не перестало существовать как юридическое лицо, она так и исполняет обязанности работодателя перед своими сотрудниками, выплачивает им заработную плату, исполняет прочие организационные функции, не связанные с реализацией государственных полномочий. А вот формулировка «упразднить» означает то, что Федеральной миграционной службы в системе государственных органов больше не существует. Указ Президента вступил в силу с момента подписания. Еще раз повторюсь, что фактически МВД сейчас функций миграционной службы не осуществляет, миграционная служба продолжает исполнять свои полномочия. Таким образом, из-за неготовности структур (и МВД и ФМС) к таким молниеносным реформам, сейчас, по факту, ФМС осуществляет свои полномочия незаконно» —

Упразднение ФМС (данная аббревиатура служила обозначением федеральной миграционной службы) имеет существенное значение не только практически для всех граждан нашей страны, но и иностранных гостей нашего государства. Перспективы ФМС оказались для государственной власти туманны, в связи с чем это ведомство перестало существовать, а государственные функции по вопросам миграционной политики перешли в ведение иного учреждения. Разберемся, с какого момента произошло упразднение ФМС, на основании какого документа, к ведению какого органа теперь относятся вопросы миграции, и какие государственные услуги он оказывает и какие функции осуществляет.

Упразднение ФМС было осуществлено президентом Российской Федерации 5 апреля 2016 года, с этого момента перспективы ФМС как самостоятельного ведомства перестали существовать, начался процесс ее ликвидации . Данное решение было оформлено приказом с порядковым номером 156.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом ликвидация ФМС и иные мероприятия, указанные в документе, должны были быть завершены до 1 июня того же 2016 года. Фактически упразднение ФМС состоялось к назначенной указом дате, потому с июня 2016 года вопросы миграционной политики данным органом не осуществляются.

Причины, по которым была упразднена ФМС, кто-то искал во внутреннем конфликте властных структур или иных конспирологических теориях, мы же рассмотрим основания, послужившие тому, что перспективы ФМС как независимого учреждения перестали существовать, которые лежат на поверхности. Среди таковых причин можно обозначить:

  • Необходимость совершенствования осуществления государственной функции по миграционным вопросам (с которыми, по мнению государственной власти, УФМС справлялись не в полном объеме).
  • Экономия расходов, т.к. перспективы ФМС не предполагали возможности существенного сокращения штата и, тем самым, экономии государственных (бюджетных) средств (была бы необходимость отдельной бухгалтерии, отдельного обслуживающего персонала, большие площади для размещения и т.д.), в то время как упразднение ФМС предполагало 30-типроцентное сокращение штата сотрудников данного органа.
  • Ужесточение контроля за деятельностью сотрудников, осуществляющих предоставление таких государственных услуг, как регистрация граждан и иностранцев, выдача паспортов и т.д. в связи с участившимися случаями злоупотреблений и др.

В то же время множество экспертов сходится во мнении, что перспективы ФМС все-таки имеются и представляются достаточно ясными. Лишь вопрос времени и налаживания взаимодействия с правоохранительными органами, когда данная служба в качестве самостоятельного органа возникнет снова.

Правопреемник – компетентный орган по вопросам миграции

Упразднение ФМС предполагало, что его функции перейдут к иному органу, коим в соответствии с вышеупомянутым указом было определено министерство внутренних дел РФ. Начиная с июня 2016 года функции упраздняемых отделений федеральной службы, в том числе, по решению государственных вопросов в области миграции населения перешли в руки министерства.

Такое положение дел не ново для нашей страны, т.к. еще не столь давно данные функции полицией (а тогда милицией) и осуществлялись, еще в ходу паспорта, выданные отделами внутренних дел, так называемыми паспортными столами.

Упраздненная федеральная миграционная служба фактически вошла в состав министерства внутренних дел, которое и стало официальным ее правопреемникам по всем вопросам . Структура МВД в связи с такими нововведениями потребовала соответствующих изменений, и указом президента в Положение министерства и структуру его центрального аппарата было дополнительно внесено главное управление по вопросам миграции (сокращенное данное подразделение называется ГУВМ МВД России).

Помимо того, что была изменена структура в соответствии с новыми реалиями, правительству было поручено осуществить передачу имущества и перераспределить те бюджетные ассигнования, которые были предусмотрены на обеспечение деятельности ФМС. Что и было выполнено в установленные сроки, таким образом завершив процедуру перехода полномочий и оформив надлежащим образом полное правопреемство.

Подразделение по вопросам миграции: контакты

После того, как произошло упразднение ФМС, все их интернет контакты хотя и продолжили существовать (по крайней мере, какой-то промежуток времени), но утратили свою актуальность. В связи с тем, что вопросы миграции теперь находятся в ведении подразделения полиции, то их сайт (а точнее, страница) переехал на адрес министерства, и теперь все интересующие вопросы этого ведомства можно найти по адресу .

Кроме того, для удобства населения был создан сайт , содержащий полезные информационные сервисы, с помощью которых можно:

  • Проверить готовность ряда документа (удостоверяющих личность, предоставляющих право на проживание в стране иностранцам).
  • Сформировать и распечатать (или сохранить на компьютер) квитанцию для оплаты обязательного государственного сбора за оказание той или иной услуги.
  • Записаться на прием в территориальный орган ГУВМ.
  • Проверить (данный сервис актуален для тех паспортов, которые не имеют чипа и выдавались на срок в 5 лет).

По всем прочим вопросам необходимо обращаться к странице ведомства на сайте МВД, куда также можно попасть при помощи запроса в поисковой системе «ГУВМ МВД России» . Телефонные же контакты и адреса в большинстве случаев остались неизменны, лишь за редким исключением миграционные органы переехали в здания полиций в целях экономии бюджетных средств. Актуальные контакты можно почерпнуть на официальном сайте.


Функции Главного управления по вопросам миграции

После того, как упразднённая служба перестала существовать, к подразделению полиции перешли все ее основные функции, и в настоящее время в данном органе можно получить следующие виды государственных услуг:

  • Пройти процедуру регистрации по месту жительства, временного пребывания.
  • Получить удостоверение личности российского гражданина, достигшего возраста 14 лет.
  • отнесена к ведению МВД в совокупности с другими функциями и полномочиями.
  • Получить статус вынужденного переселенца или беженца.
  • Приобрести вид на жительство или разрешение на временное пребывание.
  • Оформить визу для граждан государств, которым для въезда и пребывания в стране необходимо специальное разрешение.
  • Получить разрешение на работу гражданина иностранного государства.
  • Оформить приглашение для въезда в страну иностранцу и получить другие услуги.


Иными словами, все государственные услуги, за получением которых ранее следовало обращаться к миграционной службе, в настоящее время можно получить в подразделении полиции, ведающем данными вопросами.

Таким образом, для рядовых граждан упразднение миграционной службы как самостоятельного государственного органа прошло практически незаметно (за исключением некоторых временных затруднений в получении консультаций). Все функции в области миграции перешли к министерству внутренних дел, но обратиться за их получением можно, как правило, по тем же адресам и телефонам, процедуры получения государственных услуг также остались прежними.