Федеральном законе от 30.12 09 384 фз. Описание технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Принятый в 2009 году федеральный закон 384 фз опубликован в последний день года и вступил в действие через шесть месяцев с момента опубликования. Основными задачами данного акта является обеспечение технических мероприятий для нормального функционирования объектов в течение всего периода жизненного цикла.

Термины и определения техрегламента

Первая глава определяет:

  • основные принципы закона;
  • термины, применяемые в тексте;
  • объекты регулирования;
  • признаки идентификации сооружений;

Определение основных требований изложено во второй главе и включает критерии механической, пожарной, техногенной безопасности, условий проживания, доступности для лиц с ограниченными возможностями, отсутствия отрицательного влияния на природу.

Требования к проекту

В третьей главе федеральный закон от 30.12 2009 384 фз определяет основные принципы и методы обеспечения требований на этапе изыскательских и проектных работ :

  1. Общие требования к проектной документации включают:
  2. обеспечение изысканий с прогнозными изменениями на период эксплуатации;
  3. выполнение проектных решений на основе исходных данных;
  4. подтверждение соответствия решений стандартам и сводам правил;
  5. при отсутствии требований проведение обоснования по результатам исследований, на основании испытаний и расчетов, моделированием, оценкой рисков;
  6. отражение основных методов при техобслуживании;
  7. указание периодичности освидетельствования состояния, гранично-допустимых нагрузок в процессе эксплуатации, данных о скрытых коммуникациях;
  8. выполнение проектирования с учетом всех нагрузок в зависимости от уровня ответственности сооружения.
  9. В процессе проектирования закон рф 384 выполняется на основе проектных решений по:
  10. механической прочности;
  11. пожаробезопасности;
  12. предотвращению влияния природных катаклизмов;
  13. выполнению санитарно-гигиенических норм по воздушной среде, воде, инсоляции, освещению, микроклимату на основе энергоэффективности;
  14. обеспечению безопасности пользователей, охраны окружающей среды, достоверной информации об объекте.

Требования во время строительства

В разделе о мероприятиях в период строительства (глава 4) указывается о:

  • необходимости применения материалов соответствующих требованиям госстандартов;
  • обязанности лица, выполняющего строительство, проводить работы в соответствии с проектом.

Эксплуатационный технический регламент 384 фз (глава 5) выполняется за счет техобслуживания и освидетельствований, при этом основные технические параметры, отраженные в проекте, должны сохраняться в заданных пределах.

Этапы оценки соответствия

Оценка требованиям фз о безопасности зданий и сооружений 384 (глава 6) производится на всем протяжении существования объекта и состоит из:

  1. Экспертизы изысканий.
  2. Соответствия технических проектных параметров.
  3. Оценки законченного строительства перед началом эксплуатации.
  4. Проверок во время эксплуатации.

Обязательная оценка (федеральный закон 384 от 30.12 2009, ст. 39,40) проводится в случаях, определенных градостроительным кодексом и включает следующие этапы:

  • подтверждение соответствия проектной документации (заявление исполнителя – автора проекта);
  • госстройэкспертизы изыскательских и проектных работ;
  • строительного контроля и госстройнадзора;
  • соответствие построенного объекта проектной документации и требованиям фз 384 2009 (заявления производителя строительных работ);
  • при вводе в эксплуатацию.

Настоящий технический регламент 384 фз от 30.12 2009 определяет возможность добровольной оценки с помощью строительной экспертизы, различных видов обследований и контроля состояния в соответствии с действующими нормами.

Общий бал: 10 Проголосовало: 1

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ

"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6 ) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫХ СО ЗДАНИЯМИ

И С СООРУЖЕНИЯМИ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ

ИЗЫСКАНИЯ), СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ,

ЭКСПЛУАТАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ (СНОСА)

Статья 8. Требования пожарной безопасности

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:

1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Статья 12. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения

1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями

1. Параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются:

1) высота ограждения крыш, балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания или сооружения, открытых пешеходных переходов, в том числе по мостам и путепроводам, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;

2) уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;

3) высота порогов, дверных и незаполняемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высота прохода по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, высота проходов под выступающими сверху и по бокам пути перемещения людей элементами строительных конструкций или оборудования.

3. Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

7. Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

№ 384-ФЗ

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

(Аннотация)

Федеральный закон принят Государственной Думой 23.12.2009 г., одобрен Советом Федерации 25.12.2009 г., подписан Президентом Российской Федерации 30.12.2009 г.

Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

Механической безопасности;

Пожарной безопасности;

Безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

Безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

Безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

Доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

Энергетической эффективности зданий и сооружений;

Безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Требования Федерального закона распространяются на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Требования данного Федерального закона не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям данного Федерального закона.

Содержание:

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона

Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона

Глава 2. Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

Статья 7. Требования механической безопасности

Статья 8. Требования пожарной безопасности

Статья 9. Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях

Статья 10. Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях

Статья 11. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями

Статья 12. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения

Статья 13. Требования энергетической эффективности зданий и сооружений

Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду

Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений

Статья 15. Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации

Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения

Статья 17. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения

Статья 18. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях

Статья 19. Требования к обеспечению выполнения санитарно-эпидемиологических требований

Статья 20. Требования к обеспечению качества воздуха

Статья 21. Требования к обеспечению качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд

Статья 22. Требования к обеспечению инсоляции и солнцезащиты

Статья 23. Требования к обеспечению освещения

Статья 24. Требования к обеспечению защиты от шума

Статья 25. Требования к обеспечению защиты от влаги

Статья 26. Требования к обеспечению защиты от вибрации

Статья 27. Требования по обеспечению защиты от воздействия электромагнитного поля

Статья 28. Требования к обеспечению защиты от ионизирующего излучения

Статья 29. Требования к микроклимату помещения

Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями

Статья 31. Требование к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений

Статья 32. Требования к обеспечению охраны окружающей среды

Статья 33. Требования к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей

Глава 4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта

Статья 34. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений

Статья 35. Требования к строительству зданий и сооружений, консервации объекта, строительство которого не завершено

Глава 5. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)

Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации

Статья 37. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)

Глава 6. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

Статья 38. Общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

Статья 39. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса)

Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации

Статья 41. Правила добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

Глава 7. Заключительные положения

Статья 42. Заключительные положения

Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании

Статья 5.1. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений

Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Законодательный документ специального назначения – Федеральный закон №384-ФЗ – был разработан для охраны граждан и предупреждения обманной продажи недвижимости. Он был принят для того, чтобы установить не просто общие нормы техконтроля, а вполне подробные требования, выдвигаемые к безопасности эксплуатации сооружений и зданий.

Цели принятия закона

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений создан и утвержден для следующих целей:

  • защитить недвижимость граждан;
  • защитить имущество муниципалитета и государства;
  • предотвратить опасность жизни и здоровью;
  • предотвратить вредоносное влияние на природную окружающую среду, животный и растительный мир;
  • обеспечить энергетическую эффективность.

Целью принятия также является предотвращение действий, которые могут привести к обманной продаже имущества в регламентируемых строительных объектах.

Описание законодательного акта

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений принят 23.12.2009 года Госдумой Российской Федерации. Двумя днями позже был утвержден Советом Федерации.

Выделяют три общих раздела документа:

  • нормы и требования устойчивости строения;
  • гарантирование стойкости строительных объектов в течение их возведения;
  • пути оценки качества и эксплуатационной пригодности здания.

Документ регулирует рамки норм и требований, касающихся энергетической эффективности объекта, но без установки детальных характеристик. Техническое регулирование распространяется на сооружения и здания капитального типа в период их жизненного цикла.

Аутентификацию зданий выполняют по таким характеристикам, как предназначение, способы оценки соблюдения требований качества, а также уровень ответственности. Под регулирование попадают не только сами здания и сооружения, но и обслуживающие их сети инженерно-технического направления.

Регламентированные виды

Официальный документ выдвигает требования к таким параметрам:

  • противопожарная безопасность зданий;
  • обеспечение безопасности при опасных явлениях атмосферного и техногенного характера;
  • условия проживания человека в сооружении;
  • отсутствие угрозы для пользователей объекта;
  • доступность для граждан с ограниченными физическими возможностями;
  • энергетическая эффективность;
  • машинная безопасность;
  • уровень воздействия на природное окружение.

Дома и общеинженерные системы должны быть приведены в соответствие нормам проектных бумаг. Коэффициенты энергетической эффективности должны соответствовать текущим законодательным актам и проверяться службами исполнительного управления.

Федеральный закон №384-ФЗ состоит из 44 статей в семи основных главах:

  • главные положения законодательного акта;
  • стандарты и требования по предотвращению опасности строительных объектов;
  • требования к результатам технических изысканий, проектным бумагам;
  • гарантии безопасности при возведении, реконструкции, текущем и капитальном ремонте;
  • гарантии безопасности при разработке сооружения, прекращении его использования и сносе;
  • оценка соответствия, процессы установки, наладки и связанные операции;
  • заключительные положения.

Важными предоставляемыми данными являются параметры и сроки эксплуатации, энергетическая эффективность, электрическая эффективность. Именно эти параметры позволят покупателям недвижимости определить соответствие стандартам качества сооружения.

Последние поправки

Новая редакция подготовлена и предоставлена в общий доступ от 02.07.2013 года. Изменения претерпел пункт 1 части 13, статьи 30. Новая редакция свидетельствует, что дома с большим количеством пользователей, здания банков, больниц, поликлиник, школ, колледжей и университетов должны быть защищены мерами, предотвращающими возможные криминальные нарушения. Это же относится к представительствам транспортной сферы.

Свойства строительных сооружений оцениваются по статье 4 настоящего закона, пожарная безопасность регулируется статьей 17. Данным законопроектом рекомендуется руководствоваться во время приобретения недвижимости и оценки ее состояния.

    Решение от 5 марта 2019 г. по делу № А53-32469/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    И сосредоточенную нагрузку не менее 1600 Н (160 кгс), приложенную в середине пролета; первый ряд защитных козырьков должен иметь защитный настил на высоте не более 6 м от земли и сохраняться до полного окончания кладки стен, а второй ряд, изготовленный сплошным или из сетчатых материалов с ячейкой не более 50 х 50 мм, ...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А21-10057/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    И сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений должно обеспечиваться путем выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений. Пунктом 6 . 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов техническое регулирование в...

    Решение № 2-113/2019 2-113/2019~М-67/2019 М-67/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-113/2019

    Решение № 2-110/2019 2-110/2019~М-85/2019 М-85/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-110/2019

    Пугачевский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6 . 1 - 6 . 6 , 6 . 8 - 6 . 12, 6 . 14 - 6 . 21, 6 . 23 - 6 . 28, 6 . 30 - 6 . 38, 6 . 40 - 6 . 48, 6 . 53 - ...

    Решение № 2-111/2019 2-111/2019~М-87/2019 М-87/2019 от 26 февраля 2019 г. по делу № 2-111/2019

    Пугачевский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6 . 1 - 6 . 6 , 6 . 8 - 6 . 12, 6 . 14 - 6 . 21, 6 . 23 - 6 . 28, 6 . 30 - 6 . 38, 6 . 40 - 6 . 48, 6 . 53 - ...

    Решение от 26 февраля 2019 г. по делу № А56-112068/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Ленинградской области (поз. 11) не заполнены: раздел 4 «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика», раздел 5 «Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство», раздел 6 « перечень исполнительной документации при строительстве», Таким образом, нарушается прядок ведения общего журнала работ. Комитетом составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2018. Постановлением от 14.08....

    Решение № 2-112/2019 2-112/2019~М-57/2019 М-57/2019 от 26 февраля 2019 г. по делу № 2-112/2019

    Пугачевский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6 . 1 - 6 . 6 , 6 . 8 - 6 . 12, 6 . 14 - 6 . 21, 6 . 23 - 6 . 28, 6 . 30 - 6 . 38, 6 . 40 - 6 . 48, 6 . 53 - ...