Финансово правовые отношения понятие признаки особенности содержания. Реферат: Финансовые правоотношения понятия, особенности, виды

Финансовые правоотношения - это урегулирован­ные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и исполь­зованию государственных денежных фондов и доходов.

Особенности финансовых правоотношений :

1) Финансовые правоотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) де­нежных фондов и доходов.

2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства.

3) Следующая особенность финансовых правоотношений состо­ит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ­ство или его уполномоченный орган, органы местного самоуп­равления.

Виды финансовых правоотношений:

1) По материальному содержанию : бюджетные, налоговые, страховые, кредитные и т.д.

2) Мате­риальные финансовые правоотношения возникают непосредственно по поводу денежных средств.

3) В процессуальные финансовые правоотношения есть форма реализации материальных правоотношений, они непосредственно предшествуют или следуют за материальными правоотношениями.

8.Субъекты финансовых правоотношений.

Субъекты финансовых правоотношений – это лица непосредственно участвующие в финансовых правоотношениях.

Основным признаком правосубъектности юридических и физических лиц в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода.

Виды субъектов финансовых правоотношений:

1) Государство и его территориальные подразделения: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, административно-территориальные образования закрытого режима.

2) Коллективные субъекты: уполномоченные органы государственной власти и муниципальные образования; организации и коммерческие банки;

3) Индивидуальные субъекты: физические лица, т.е. граждане, лица без гражданства и иностранцы.

9.Финансовый контроль, понятие, значение.

Финансовый контроль – это регламентированные нормами права деятельность государственных, муниципальных и хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Значение финансового контроля заключается в том, что он выступает как необходимый инструмент поддержания финансово-хозяйственного порядка в стране. Финансовый контроль направлен не только на соблюдение законности и правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности, но на проверку и обеспечение эффективного использование денежных фондов.

10.Государственный и муниципальный контроль; государственные и муниципальные органы, осуществляющие финансовый контроль.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за:

1) За исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов.

2) За организацией денежного обращения.

3) За использованием кредитных ресурсов.

4) За состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

5) За государственными резервами.

6) За предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Органы:

а) Счётная палата – осуществляет контроль за образованием, распределением и использованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

б) Счётная палата субъектов РФ.

б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в системе Министерства финансов РФ. Служба непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ и др. осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Финансовое правоотношение — разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы , следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущйости обусловлено государственной волей, интересами государства .

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Имеется в виду следующее.

Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований .

Финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права , которая является средством реализации интересов всего общества , различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

Финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. Е.А. Ровинекий отмечал, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму.

В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов , сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоя-нием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме сложившейся экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая в него те нормативы, которые в той или иной мере сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а, следовательно, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, можно утверждать, что все они в сущности являются отношениями экономическими.

Одной из характерных черт финансового правоотношения является его имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем — от последних к различным субъектам. Однако, подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, надо помнить, что финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют организационные и материальные или процедурные (процессуальные) и материальные. К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. К организационным, или процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование ; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием. Тот факт, что организационные отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо организационные отношения имеют конечной целью движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств

Финансовое правоотношение в сущности является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ); б) муниципальное образование; в) уполномоченный государством орган. Все эти субъекты способны давать властные предписания.

В науке финансового права признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традици-онно характеризуется как властно-имущественное.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Последнее нередко возникает в сфере финансовой деятельности государства и носит имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают главным образом Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы. При этом права данного вида, как правило, четко выражены в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов. НК РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами. В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки, вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д. Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых правоотношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими, т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия госу-дарственных органов являются их компетенционными правами, которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Однако ана-лиз показывает, что законодательство дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации, а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и в зависимости от этого принимать решения. Например, налоговый орган, обладая правом и одновременно обязанностью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

Вместе тем в рассматриваемых финансовых правоотношениях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации. Главным такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделяются и государственные органы.

Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансовом правоотношении пассивного типа, то она проста и заключается в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу-ществлении его права.

Таким образом, в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собствен - ные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных случаях — госу-дарственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятствовать осущест-влению этого права.

3. Регулятивное финансовое правоотношение — это почти всегда правоотношение со сложной структурой, что также оказывает влияние на характеристику прав и обязанностей в этом правоотношении. Финансовое правоотношение со сложной структурой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъективных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями. В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений: а) межбюджетные правоотношения; б) правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу; в) налоговые правоотношения с длительным налоговым периодом. В их правоотношение со сложной динамической структурой; обычное сложное правоотношение; система правоотношений (или комплексное правоотношение), в которой центральное правоотношение со сложной структурой сопровождают производные и зависимые от него иные правовые связи. В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные. Ос-новное финансовое правоотношение создает как бы скелет, несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязанности в структурно сложном финансовом правоотношении можно разделить на основные и производные.

Правоотношением со сложной динамической структурой в финансовом праве является бюджетно-процессуалъное правоотношение. Оно характеризуется тем, что по мере накопления юридических фактов его структура изменяется, переходя из одной стадии в другую. К примеру, факт составления проекта бюджета образует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению и утверждению проекта бюджета. Отсюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основных пра-воотношений, к которым привязаны производные. В качестве одного из основных может быть выделено, например, правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по рассмотрению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются

Обычным сложным финансово-правовым отношением является межбюджетное правоотношение. Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне, которая имеет право требовать их выделения, но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролировать такое использова-ние, производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение — выделение финансовых ресур-сов — настраиваются все остальные.

Систему правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение, которое включает правоотношение, базирую-щееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, на праве требования его уплаты. Оно является структурно сложным, так как к этому правоотношению как бы привязываются все другие, в рамках которых осуществляется реализация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля (главным образом в виде камеральных проверок) и т.д. Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности, в частности обязанность вести налоговый учет , встать на учет в налоговых органах, проводить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Соответственно, не имели смысла права налоговых органов, закрепленные в

ЛЕКЦИЯ № 14

Тема: Финансовые правоотношения.

Вступление (5 мин.)

Основные вопросы:

1. Финансовые правоотношения, их особенности и виды (20 мин.)

2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы (25 мин.)

3. Классификация норм финансового права (25 мин.)

Выводы (5 мин.)

Основные понятия: финансы, функции финансов, финансовое право, принципы финансового права, цена, прибыль, спрос, предложение.

Литература:

А) основная:

1. Деньги и кредит. Учебник. Под ред. М. И. Савлука, К., 2001г. с. 5-62

2. Финансовое право. Учебное пособие. А.В. Дмитренко, Е.А. Шпанкина, Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013г. – 200с.

Б) дополнительная:

1. Л.Ю. Белоусов. Деньги и кредит. Учебное пособие. Харьков, изд. “Пра пор”, 2004 г.с. 5-18.

2. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. Электронный ресурс. – 2012г. – 159 с.

Вступление

Финансовые правоотношения - своеобразный синтез пра­вовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений за­ключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». В финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований разновидностью экономических отно­шений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирова­ния, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использова­ние имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финан­совые правоотношения охватывают совокупность денежных от­ношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств государства или муниципальных образо­ваний в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории. Таким образом, финансовые правоотношения - это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичные интересы.



Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, и доходов.

Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее, финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Финансовые правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов правоотношений. Основной особенностью является то, что финансовые правоотношения возникают только в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Кроме того, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, так как возникают по поводу денежных средств - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Еще одна особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка и достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Для полной характеристики структуры и содержания финансовых правоотношений в системе финансового права проводится их классификация по различным основаниям.

1. По материальному содержанию финансово-правовые нормы группируются в зависимости от функционирования соответствующего звена финансовой системы по следующим видам:

1. бюджетные;

2. налоговые;

3. в области страхования;

4. кредитные (государственного и банковского);

5. по вопросу регулирования денежного обращения расчетов;

6. по поводу регулирования валютного законодательства.

2. В зависимости от объекта правового регулирования:

1. материальные;

2. процессуальные.

Таким образом, материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Данные финансовые правоотношения реализуются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отноше­ния, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуп­равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила по­ведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам дан­ных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содер­жание финансово-правовых норм имеет различное конкретное вы­ражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взи­мания налогов и других обязательных платежей с граждан и пред­приятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, со­здания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом инте­ресов государства и муниципальных образований, а также интере­сов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в фи­нансово-правовых нормах содержатся адресованные к предпри­ятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предус­мотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совер­шать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоря­жение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными пла­нами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов платель­щиков установлены обязанности государственных органов возвра­щать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нор­мах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  • 1) бюджетные;
  • 2) налоговые;
  • 3) в области страхования;
  • 4) кредита (государственного и банковского);
  • 5) расчетов, регулируемых финансовым правом:
  • 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • 7) контрольные.

По способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности. финансовое правоотношение бюджет субъект

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

по структуре их юридического содержания -- простые и сложные;

по объекту -- имущественные и неимущественные;

по юридическому характеру взаимоотношений участников -- на вертикальные и горизонтальные;

по форме проявления -- двусторонние и многосторонние и т.д.

Финансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

1 Стимулирование здесь должно пониматься не как простое выделение каких-то благ, а как содействие развитию (или, наоборот, сдерживанию) с помощью финансов какой-либо сферы деятельности в государстве.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; в) они почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.".

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства, не несут на себе стимулирующую функцию, и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей.

Поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный; 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование госу-

" В настоящее время по некоторым налогам можно аккумулировать материальные ресурсы, которые, однако, оцениваются в денежном эквиваленте.

дарством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются вла- стно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1)

бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) в области расходов; 5) кредита (государственного и банковского); 6) расчетов, регулируемых финансовым правом; 7) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства".

Во всех этих правоотношениях субъектами являются: с одной стороны - государство, с другой - хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов государственной власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями субъектов Федерации, а также законодательными и другими подзаконными нормативными актами.

Как субъект финансового права, государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители и получатели бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

* Субъектами финансового права являются отдельные граждане, физические и юридические лица.

Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории РФ). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как субъекта инансового правоотношения.

Отношения, возникающие по поводу выпуска, реа- изации и погашения государственных внутреннего и нешнего займов, регулируются на основе общих поло- ений финансового права, предусматривающих добро- ольное участие гражданина в качестве кредитора государства, или на основе договора, или межгосударственного соглашения, где кредитором выступает иностранное государство.

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юриди ческие факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на физических лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях, из них наиболее часто встречающимися являются: 1)

погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа); 2)

выполнение задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам; 3)

использование выданных бюджетных ассигнований; 4)

осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам; 5)

прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с выходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Таким образом, рассматривая финансы и финансовое право с различных точек зрения, автор еще раз предлагает использовать системные кибернетические подходы при разработке закона о финансах, который станет первоосновой для осуществления прямых и обратных связей не только для финансовых фондов и денежных потоков, но и поможет в целом в государстве и в обществе понять картину развития всех явлений, поможет осуществлять управление как в экономике,так и в социальной сфере, опираясь на добротный научный анализ.