Формы FATCA. Как и зачем заполнять. Сбербанк уведомляет о регистрации в целях FATCA Информацию в целях fatca

30 июня 2014 года, Москва – В связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA) Сбербанк России осуществил регистрацию в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating financial institution not covered by an IGA). Индивидуальный идентификационный номер: JPCJ0H.00028.ME.643.

FATCA нацелена на сбор информации об американских налогоплательщиках.

Настоящим информируем клиентов – физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), заинтересованных в заключении договоров со Сбербанком России (далее – Банк), о возможности раскрытия информации о своем статусе налогоплательщика США в целях FATCA.

В случае если на момент Вашего обращения в Банк после 1 июля 2014 года для заключения договора по любой услуге у Вас отсутствуют действующие счета в Банке, Вы можете заполнить анкету Банка, содержащую дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета). Форма Анкеты и порядок ее заполнения представлены на сайте Банка в соответствующих разделах продуктов и услуг, а также в информационных папках в офисах обслуживания.

В рамках заполнения Анкеты от Вас потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

В случае если Вы являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения формы. Если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США, Вам необходимо предоставить (1) свидетельство об утрате гражданства США по форме DS 4083 Бюро консульских дел Государственного департамента США или (2) письменные объяснения в отношении отсутствия гражданства в США (например, указание причины, по которой не было получено гражданство США по рождению).

Заполненную Анкету и перечисленные выше документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания. Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года. Основная цель — предотвращение уклонения резидентов США от уплаты налогов. Для российских банков и многих других финансовых учреждений это означает, что начиная с 2016 года необходимо будет информировать налоговое управление США (IRS) обо всех находящихся у них счетах и доходах американских налоговых резидентов.

К 31 декабря 2015 года большинству банков необходимо определиться: либо присоединяться к FATCA (PFFI - иностранное финансовое учреждение, участвующее в FATCA) и отчитываться перед американскими налоговыми службами об интересующих их клиентах, либо не присоединяться и оказаться в статусе NPFFI (не присоединившегося к FATCA иностранного финансового учреждения).

Статус NPFFI связан со значительными рисками для банков. Большинство платежей, приходящих в неприсоединившееся финансовое учреждение от PFFI (присоединившихся к FATCA финансовых учреждений всего мира), будет облагаться штрафом в размере 30% от суммы платежа. Этот относится к платежам в пользу как NPFFI, так и его клиентов.

Российское финансовое сообщество сделало свой выбор. К лету 2015 года более 90% российских банков присоединились к FATCA (полный список присоединившихся финансовых организаций) .

В данном материале предложены конкретные шаги, которые банкам следует сделать в самое ближайшее время - в конце 2015 и начале 2016 года.

Рассмотрим базовый бизнес-процесс по подготовке и предоставлению в IRS предусмотренной налоговой службой формы 8966. Обобщенно процесс представлен в приведенной ниже схеме, на пункты которой мы будем далее ссылаться.

Прежде всего необходимо идентифицировать клиентов, которые могут быть американскими налоговыми резидентами (п. 1.).

Основные признаки американского налогового резидента для физического лица:

  • Гражданство США.
  • Статус резидента, т. е. Green Card.
  • Место рождения в США.
  • Адрес в США, почтовый адрес в США (вкл. п/я).
  • Телефонный номер в США.
  • Постоянно действующие инструкции по перечислению сумм в США.
  • Доверенность, выданная лицу с адресом в США.
  • Право подписи, выданное лицу с адресом в США.
  • Адрес «до востребования» в качестве единственного адреса для счета.

Основные признаки американского налогового резидента для юридического лица:

  • США как страна учреждения или регистрации.
  • Организации, в которых налоговые резиденты США имеют долю владения свыше 10%.

В случае обнаружения признака, указывающего на то, что клиент может быть американским налоговым резидентом (account holders with U.S. Indicia), банк-PFFI должен определить FATCA-статус клиента (п. 3). Для этого банк собирает необходимую информацию для корректной идентификации и подготовки форм 8966 (п. 2). В зависимости от FATCA-статуса клиента банк формирует индивидуальный отчет по каждому клиенту или сводный отчет по всем клиентам определенного типа FATCA-статуса.

В идеале последовательность действий такова:

Этап 1. Клиента уведомляют о том, что он имеет признаки американского налогоплательщика.

Этап 2. Клиент или подтверждает свой налоговый статус формой W-9/W-8 или предоставляет документы, подтверждающие, что он не попадает под налоговую юрисдикцию США.

Этап 3. Клиент дает или не дает своего согласия на предоставление информации в IRS (п. 6). Если он на первом этапе не предоставил ни налоговых форм, ни подтверждения того, что не является американским резидентом, то он получает статус Recalcitrant account holders with U.S. Indicia, и тогда нет смысла запрашивать у него разрешение на предоставление данных в IRS, индивидуальные отчеты по нему в IRS не отправляются.

Главные FATCA-статусы, на основе которых заполняется форма 8966, выглядят следующим образом:

Клиент

Разрешил предоставлять сведения в IRS

Не разрешил предоставлять сведения в IRS

Описание

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

Физические лица:
граждане США;
иные налоговые резиденты США (держатели Green Card;
лица, заявившие о долгосрочном пребывании в США).

Юридические лица, зарегистрированные в США, в отношении которых нет установленных ограничений

Specified U.S. persons

Recalcitrant account holders that are U.S. persons

Часть 5 - один сводный отчет по всем клиентам на каждый вариант FATCA-статуса

Неамериканские компании (кроме, финансовых), которые контролируются Specified U.S. persons

Passive NFFE with substantial U.S. owner(s)

Recalcitrant account holders that are passive NFFEs

Физические и юридические лица, имеющие признаки Американских налогоплательщиков

Recalcitrant account holders with U.S. Indicia

Финансовые компании (включая банк), не участвующие в FATCA

Non-participating FFI (NPFFI)

Клиенты, держащие в банке неактивные счета

Dormant Accounts

Надо отметить, что крайний срок, когда банк должен затребовать с налоговых резидентов документы, подтверждающие уплату ими налогов в США,- 30 июня 2016 года, а отправить данные в IRS по всем клиентам необходимо раньше - до 30 марта 2016 года.

Поэтому некоторые банки приняли решение передавать индивидуальные формы в IRS по всем клиентам, разрешившим предоставление данных в IRS, которые представили необходимую информацию для формы 8966, в том числе TIN - идентификационный номер налогоплательщика. Формы W-9 и W-8 эти клиенты могут передать банку позже, до 30 июня 2016 года.

Ежегодно, до 30 марта каждого года, финансовое учреждение должно подготовить для IRS информацию по форме 8966 (п. 7) - индивидуальную по каждому резиденту (п. 7А) и сводную по группам резидентов (п. 7Б), в соответствии с обозначенными выше FATCA-статусами.

Сформированный отчет (представляющий собой XML FATCA-файл) шифруется и отправляется в IRS с помощью международной службы обмена данными IDES (International Data Exchange Service) (п. 8).

Эта общая схема, предусмотренная FATCA, претерпела изменения в связи с требованиями российского законодательства - федеральный закон №173-ФЗ от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами…».

Основные требования закона, которые влияют на бизнес-процесс подготовки отчетности для IRS:

Запрет раскрытия информации американским налоговым органам по определенным типам клиентов: запрещается сбор и передача информации в IRS о счетах физических лиц - граждан РФ, не имеющих ни второго гражданства за пределами стран - членов Таможенного союза, ни вида на жительство в иностранном государстве.

Необходимость получения разрешения от регулятора на передачу данных в IRS по каждому клиенту.

Обязательное предоставление всей информации, отправляемой в IRS, также и российским регуляторам.

Для выполнения этих требований после идентификации клиента и определения его FATCA-статуса банк (п. 4) проверяет возможность передачи данных в IRS, в соответствии со 173-ФЗ, и, если общих ограничений нет, то напрямую запрашивает регулятора о возможности предоставления информации. И только в случае получения разрешения от регулятора (п. 5) банк запрашивает разрешение на предоставление информации у самого клиента (п. 6).

В итоге предоставление отчетности в IRS является сложной технологической задачей даже в самом простом, описанном выше случае. На практике же все может быть значительно сложнее.

Например, в приведенном бизнес-процессе подразумевается, что все данные по клиентам, счетам, операциям и доходам хранятся в единой информационной системе, где организован весь бизнес-цикл: от отбора «подозрительных» клиентов до фиксации фактов корректно принятых IDS-отчетов.

При этом на практике «на входе» могут находиться несколько учетных систем (а в крупных банках это скорее правило, чем исключение). Например, в АБС учитываются процентные доходы, полученные по депозитным счетам, в финансовых бэк-офисах - дивиденды и купонные доходы. В этом случае производится импорт, контроль и консолидация данных, чтобы получить всю информацию, структурированную по клиентам: по всем их счетам, операциям и доходам.

Уже сейчас банки автоматизируют отправку данных по клиентам в IRS, и это только первая, самая простая часть работы по поддержке требований FATCA.

С 1 января 2017 года начнется штрафование доходов «отказников» (тех лиц, которые отказались сообщить свой резидентский налоговый статус), полученных от источников в США. Штраф будет представлять собой удержание 30% от FDAP (фиксированные, определяемые, ежегодные и регулярные доходы). К FDAP относятся процентные доходы, дивиденды, лицензионные отчисления, арендная плата, оплата предоставленных услуг, выручка от продажи американских активов (в том числе, ценных бумаг) и т. д.

Это потребует корректного расчета FDAP-дохода. Для этого необходимо определять статусы всех «подозрительных» платежей и учитывать все предусмотренные исключения. Кроме того, будет необходимо депонировать удержанные штрафы, корректно взаимодействовать с российскими регуляторами (пока 173-ФЗ не предусматривает удержание налога в пользу иностранных налоговых органов) и т. д.

К этому моменту в банке должны храниться все налоговые формы, представленные клиентами, получившими FATCA-статус. При этом закон предусматривает не только обязанность банка затребовать налоговую документацию, но и регламентирует минимальные сроки хранения, требует фиксировать дату получения документации и т. д.

Таким образом, выполнение требований FATCA в 2017 году потребует эффективной работы с большим количеством информации, которая должна быть консолидирована в едином решении. Именно поэтому для многих банков, особенно крупных или имеющих разветвленную ИТ-структуру, необходимо специализированное решение для соответствия требованиям FATCA, которое позволит проводить учет и анализ первичных данных, переданных в IRS отчетов по всем клиентам с различными FATCA-статусами, налоговой документации и сроков ее получения от клиентов и т. д.

Еще год назад, проанализировав весь пакет требований, связанных с FATCA, мы пришли к необходимости создания специализированного промышленного решения «Програмбанк. FATCA » .

Разумеется, первыми клиентами стали крупные банки, которые быстро осознали масштаб проблемы и уже провели необходимую предварительную работу. В настоящее время мы ведем два проекта по FATCA в банках из топ-50. Один из них имеет западных акционеров, что ставит перед нами ряд дополнительных требований.

На сегодняшний день мы являемся свидетелями создания мировой системы межгосударственной кооперации в вопросах налогообложения – все больше государств принимают внутренние законы и заключают межправительственные соглашения, направленные на получение налогов с иностранных счетов и вкладов своих налогоплательщиков. Первопроходцем на этом пути были США, сейчас такие процессы происходят по всему миру.

Ажиотаж в банковской среде по всему миру возник в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года положений о налогообложении иностранных счетов (англ. Foreing Account Tax Compliance Act, далее – FATCA). Этот подраздел входит в закон США о стимулах по восстановлению занятости от 18 марта 2010 г. (англ. The Hiring Incentives to Restore Employment Act), однако со временем FATCA приобрел собственное исключительное значение.

Данный подраздел был принят с целью возврата в бюджет США всех недополученных налогов с доходов американских налогоплательщиков в иностранных государствах, хранящихся на их банковских счетах за пределами США.

Учитывая соглашения об избежании двойного налогообложения, к лицам, обязанным раскрывать информацию о наличии иностранных активов, FATCA относит не только граждан США , вне зависимости от наличия второго гражданства, но и физических лиц, родившихся на территории США и не имеющих американского гражданства, и даже лиц, не имеющих американского гражданства, если хотя бы один из родителей такого лица проживал в США более пяти лет после достижения этим родителем возраста 14 лет. Обязаны раскрывать информацию о зарубежных счетах также постоянные резиденты США, а именно лица, имеющие вид на жительство (green card) или пребывающие в США более 31 дня в текущем году и более 183 дней в совокупности за три последних года. Исключение составляют официальные лица, учителя и тренеры, студенты, спортсмены, прибывшие в США для участия в благотворительных соревнованиях, а также лица, сумевшие доказать сохранение тесной финансовой связи с другим государством. Наличие такой тесной связи может подтверждать уплата налогов в другой стране, наличие в другом государстве постоянного места жительства, семьи, основных активов или бизнеса в целом. Требовать уплаты налогов с иностранных активов будут и с юридических лиц. К этой категории принадлежат американские организации за небольшим исключением (кроме банков, организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды и т.п.), и иностранные юридические лица, если 10% и более их уставного капитала, акций или доходов принадлежат прямо или косвенно гражданину США, постоянному резиденту или американскому юридическому лицу.

FATCA требует от российских финансовых организаций идентифицировать вышеперечисленных лиц и передать полученную информацию в Налоговую службу США (англ. Internal Revenue Service, далее – IRS). Существует несколько вариантов поведения банков при исполнении требования о передаче информации. По первому варианту, иностранный банк, помимо передачи информации о наличии счетов американского налогоплательщика, берет на себя часть функций фискального органа и самостоятельно удерживает налог в размере 30% от доходов американского налогоплательщика и перенаправляет эти средства в IRS. Второй вариант предусматривает передачу этой функции американскому налоговому агенту, специально наделенного IRS такими полномочиями.

Для передачи информации в Налоговую службу США российские финансовые организации (в частности банки) до 5 мая 2014 года должны были заключить соглашение с IRS и пройти процедуру регистрации на ее сайте. Если финансовая организация до этого момента не зарегистрировалась в IRS или в принципе отказывается передавать информацию об американском налогоплательщике, то с 1 июля 2014 года США имеют право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Требование такой информации у иностранных банков, никоим образом не обязанных напрямую отчитываться перед Налоговой службой США, порождает массу юридических проблем и вопросов . Как минимум предоставление любой информации IRS нарушает принцип банковской тайны, закрепленный в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I " ". Российское законодательство предусматривает предоставление информации о счетах и вкладах клиентов только российским налоговым органам, которые могут действовать по запросу иностранной налоговой службы и только при наличии международного договора России с иностранным государством (). И такие ограничения закреплены в законодательстве практически всех стран мира. Поэтому США в рамках FATCA предусмотрели заключение межправительственных соглашений, которые позволят преодолеть определенные юридические препятствия и выполнить требования IRS не нарушая внутреннего законодательства государства. Межправительственные соглашения могут предусматривать две модели взаимодействия финансовых организаций с IRS.

Первая модель предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией и предполагает непосредственное взаимодействие налоговых органов США и иного государства. Следует отметить, что в рамках этой модели информация передается на взаимной основе – как о счетах американских налогоплательщиков в банках страны соглашения, так и о счетах граждан страны соглашения в банках США.

НАША СПРАВКА

Модель межправительственного обмена информацией о счетах налогоплательщиков была принята и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит как США, так и страны-члены Европейского Союза. 6 мая 2014 года страны ОЭСР и 13 других присоединившихся государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В рамках этого соглашения налоговые органы этих стран смогут обмениваться информацией о счетах налогоплательщиков ежегодно на автоматической основе в рамках единой информационной базы – то есть без направления официальных запросов.

Вторая модель предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговую службу США финансовыми организациями, не привязывая таких действий к национальным налоговым органам. В этом случае информация предоставляется в IRS в одностороннем порядке.

Межправительственное соглашение между Россией и США подписано не было и российские финансовые организации оказались между двух огней – с одной стороны, угроза США удерживать 30% от финансовых операций с участием американских контрагентов при неисполнении требований FATCA. С другой - уголовная ответственность за распространение банковской тайны и лишение свободы как один из вариантов наказания, наравне со штрафом и принудительными работами ().

Законодатели не остались в стороне и для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 173-ФЗ " " (далее – Закон).

Данный закон определил круг российских субъектов, относящихся к тем финансовым организациям, на которые FATCA возлагает обязанность по передаче информации. К ним, помимо банков и кредитных организаций, также относятся страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, брокеры, доверительные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, которые оказывают финансовые услуги лицам, на которых распространяется иностранное налоговое законодательство ().

Банк или иная финансовая организация в обязательном порядке должна уведомить Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (далее - уполномоченные органы) о своей регистрации в Налоговой службе США не позднее трех дней с момента регистрации ().

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих "американскую" долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Критерии отнесения и конкретные меры по выявлению клиентов-иностранных налогоплательщиков (далее клиентов) банки должны разработать самостоятельно и опубликовать на своем официальном сайте в Интернете (). Закон не устанавливает срок, в течение которого должны быть разработаны эти внутренние документы, но предусматривает обязанность банка опубликовать их не позднее 15 календарных дней со дня их утверждения.

Проанализировав сайты банков из первой двадцатки рейтинга банков по активам нетто Ассоциации российских банков, упоминание о регистрации в IRS было обнаружено на сайтах только трех банков (ВТБ, ЮниКредит Банк и "АК БАРС" Банк), однако внутренние документы с критериями идентификации клиентов-иностранных налогоплательщиков найдены не были. Еще два банка имеют лишь косвенное упоминание о соблюдении FATCA, остальные 15 банков никакой информации ни о регистрации, ни о критериях и мерах выявления клиентов-иностранных налогоплательщиков на официальных сайтах не имеют. При случайной выборочной проверке за пределами топ-20 был обнаружен один банк (Связной Банк), определивший критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков в объявлении на сайте.

НАША СПРАВКА

Перечень российских банков, зарегистрированных в IRS.

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют правопередавать информацию о клиенте только с его согласия (). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней . Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (). В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной , а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

Также закон возлагает на банк обязанность "дублировать" всю собираемую и обрабатываемую информацию о клиенте в российские уполномоченные органы. Так, банк должен сообщать о самом факте выявления такого клиента () в сроки, устанавливаемые Правительством РФ; о получении запроса из иностранного налогового органа в течение двух дней со дня его получения (). Не позднее 10 рабочих дней до отправления информации о клиенте в иностранный налоговый орган, банк обязан предоставить собранную информацию в уполномоченные органы. По результату рассмотрения этой информации федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов может наложить запрет на отправление информации в иностранный налоговый орган.

Еще одной новацией стал порядок открытия клиентами счетов и вкладов в банках. При наличии у банка обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент относится к категории иностранных налогоплательщиков, банк должен запросить у него данные, необходимые для точной идентификации его в качестве такого клиента (например, копию паспорта, свидетельство о регистрации юридического лица, перечень учредителей и т.п.) и одновременно согласие на передачу информации иностранным налоговым органам. Если в течение 15 рабочих дней такие данные и согласие от клиента не получены, банк имеет право отказать в заключении договора банковского счета или вклада.

Закон также предусматривает ответную обязанность иностранных финансовых организаций сообщать о реквизитах открытых у них счетов или вкладов граждан РФ и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в котором указанные счета были открыты.

    ДЛЯ СПРАВКИ

    Контролирующим предлагалось признать лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) могло определять действия или влиять на решения юридического лица (Проект федерального закона № 47538-6 " "). Предполагалось установить в "презумпцию контролирующего лица" в одном из следующих случаев, если лицо:

    • имело преобладающую долю в уставном капитале юридического лица;
    • было признано контролирующим на основании договора;
    • имело право давать обязательные для юридического лица указания;
    • имело возможность влиять на избрание или назначение единоличного исполнительного органа или более половины состава коллегиального органа управления.

    Лица, через которых или совместно с которыми осуществляется такой контроль, также предлагалось признать контролирующими лицами. Однако одной возможности наложить "вето" на решение органа управления юридического лица было недостаточно для признания контроля над этим юридическим лицом.

    Указанные изменения не были приняты и в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует легальное определение контроля и контролирующего лица.

Этим же законом внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность как должностных лиц финансовых организаций, так и самих финансовых организаций за не предоставление или предоставление с нарушением срока или иных условий информации о клиенте. Штраф варьируется от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. для финансовой организации по всему спектру нарушений ().

Как ни странно, санкции в отношении иностранных финансовых организаций за не предоставление иными государствами информации о российских налогоплательщиках, по аналогии с FATCA, законом не установлены.

Предпринимаемые шаги призваны увеличить наполняемость национальных бюджетов и повысить прозрачность банковских операций для отслеживания финансирования террористических и иных преступных организаций. Что из этого выйдет, покажет только время.

ФАТКА - это русифицированная аббревиатура с английского языка, обозначающая Закон Соединённых Штатов Америки о соблюдении налогового законодательства в отношении счетов, открытых за рубежом (FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act). Этот закон также называют «Законом о налогообложении иностранных счетов». В соответствии с этим законом, иностранные финансовые учреждения (зарегистрированные за пределами США) должны информировать Налоговую службу США (IRS - International Revenue Services) о так называемых «клиентах США»,
в том числе о тех, кто проживает за пределами США.

  1. В чём состоит цель ФАТКА?

ФАТКА была принята в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов американскими налогоплательщиками - владельцами счетов, открытых в финансовых учреждениях, находящихся за пределами США, или инвестиционных оффшорных инструментов.

Согласно требованиям ФАТКА, финансовые учреждения, находящиеся за пределами США, обязаны идентифицировать своих клиентов на основе определённых критериев, которые носят общее название «признаки Соединённых Штатов», и предоставлять в Налоговую службу США сведения о таких клиентах в соответствии с межправительственными договорами, подписанными между правительствами США и других стран.

  1. Когда начинают применяться положения ФАТКА?

КБ «КОМЕРЦБАНК» АО информирует Налоговую службу США напрямую (не посредством Министерства финансов Республики Молдова), в соответствии с Межправительственным соглашением 2-го типа, подписанным правительствами Республики Молдова и США 26 ноября 2014 года.

Согласно Межправительственному соглашению, КБ «КОМЕРЦБАНК» АО зарегистрировался на портале IRS и получил код GIIN (Global Intermediary Identification Number): VY0Z9.99999.SL.498 , выполнив требования ФАТКА.

  1. Кого затрагивает ФАТКА?

Положения ФАТКА затрагивают физических и юридических лиц, клиентов финансовых учреждений Республики Молдова, имеющих налоговые обязательства перед США и получающих облагаемые доходы за пределами США, а именно:

  1. американских граждан и американских налоговых резидентов;
  2. граждан без американского гражданства, но находящихся в США не менее 183 дней, которые подсчитываются следующим образом: все дни, в течение которых Вы находились в стране в течение текущего года (не менее 31 дня), и 1/3 количества дней, в течение которых вы находились в стране в течение года, непосредственно предшествующему текущему году, и 1/6 количества дней, в течение которых Вы находились в стране в течение второго года, предшествующего текущему;
  3. юридических лиц США;
  4. иностранных нефинансовых юридических лиц (non-SUA), существенными владельцами которых (с долей участия не менее 10%) являются американские граждане и налоговые резиденты.

Не являются резидентами США в налоговых целях: преподаватели, студенты, стажёры, которые временно находятся на территории США на основании виз следующих категорий: F, J, M şi Q.

  1. Что означает статус «ФАТКА»?

Статус «ФАТКА» - это статус, присваиваемый Банком тем своим клиентам, физическим и юридическим лицам, которые соответствуют критериям ФАТКА, и к которым Банк должен применить процедуры, предусмотренные ФАТКА.

  1. Как повлияет ФАТКА на клиентов?

Все клиенты КБ «КОМЕРЦБАНК» АО будут подвергнуты процедуре идентификации по установлению их принадлежности к владельцам счетов США. Владельцам счетов США будет присвоен статус «ФАТКА» в результате выявления у них «признаков США» и они должны будут предоставить информацию, запрашиваемую Банком.

  1. Каковы последствия для клиентов, которые откажутся сообщить Банку информацию, необходимую для установления статуса «ФАТКА»?

Клиенты, которые не предоставят сведения, на основании которых Банк сможет принять решение о присвоении им статуса «ФАТКА», будут квалифицированы как владельцы счетов США - отказники и информация о них будет предоставлена в Налоговую службу США.

  1. Что понимается под «клиентом-отказником»?

Под «клиентом-отказником» понимается владелец банковского счёта, физическое или юридическое лицо, которое:

  1. не ответил на запрос Банка о предоставлении документов, необходимых для присвоения статуса «ФАТКА» или сведений, необходимых для предоставления в Налоговую службу США (действующий формуляр W-9, правильное наименование и номер налогоплательщика США, др.);
  2. не дал согласия на предоставление Банком его персональных данных в Налоговую службу США.
  1. Что является идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN)?

Идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN) является номер, идентифицирующий американского налогоплательщика, используемый Налоговой службой США в администрировании налогов.

Номером налогоплательщика США может быть:

  1. SSN (Social Security Number) - номер социального страхования гражданина США;
  2. ITIN (Individual Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США;
  3. ATIN (Adoption Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США, для детей, усыновлённых в США.
  1. Что представляют собой формуляры W-9, W-8BEN и W-8BEN-E?

Банк использует сведения, указанные клиентами в формулярах W-9, W-8BEN и W-8BEN-E, для принятия решения о присвоении им статуса «ФАТКА». Клиенты самостоятельно заполняют и предоставляют эти формуляры в Банк. В противном случае клиенты будут считаться «клиентами-отказниками», что повлечёт за собой действия Банка, описанные выше.

Для заполнения указанных формуляров клиентам необходимо воспользоваться инструкциями по их заполнению, которые опубликованы на сайте Налоговой службы США (https://www.irs.gov):

Формуляр W-9 заполняется как физическими, так и юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, имеющего отношение к США.

Формуляр W-8BEN заполняется лишь физическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

Формуляр W-8BEN-E заполняется лишь юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

  1. Я являюсь клиентом КБ «КОМЕРЦБАНК» АО. Банк сообщил мне о том, что у меня есть признаки США. Обязан ли я предоставить Банку запрошенные им документы?

Вам рекомендуется предоставить в Банк запрошенные документы. В случае, если Вы не предоставите в Банк соответствующий заполненный формуляр, Вы будете считаться «клиентом-отказником» в отношении ФАТКА, а Банк будет вынужден сообщить сведения о Ваших счетах в Налоговую службу США, даже если они не подп

Проблема уплаты налогов связана с мобильностью граждан. Резиденты одного государства могут свободно жить в другом и получать доходы в третьем. В США в 2010 году был принят закон FATCA. Что это такое? Это нормативный акт, подразумевающий налогообложение средств, находящихся в иностранных банках.

Как работают нормы FATCA в РФ

Документ предполагает, что банк любого государства проводит идентификацию своих клиентов и регулярно предоставляет отчётность в налоговую службу США. Клиенты финансовых компаний заполняют специальные анкеты, на основании представленной информации банки делают отчёты и передают их уполномоченному органу.

Если банк отказывается предоставлять данные о своих клиентах по любым причинам, его ждут санкции : изымается 30% от средств, зачисляемых на любые корсчета в США. В дальнейшем счета закрываются, что для многих организаций означает невозможность вести международные расчёты.

FATCA регулирует контроль за счетами в иностранных банках

Российские банки получили право отчитываться перед налоговым органом США на основании положений закона № 173-ФЗ от 28.06.2014 г. Информация аккумулируется, анализируется и передаётся в соответствии с действующим законодательством об обработке личных данных.

Информация собирается при помощи анкеты и запроса документов, на основании которых заполнена анкета. Документы необходимо заполнить каждому клиенту, который подписывает договор на открытие счёта и может являться плательщиком налогов в США в соответствии с определёнными признаками.

Кого касаются нормы FATCA

Действие акта направлено на выявление налоговых резидентов США. Цель – собрать информацию о доходах, полученных от деятельности в этой стране, и удержать с них налог.

Человек считается иностранным налогоплательщиком, если подпадает под одну из следующих категорий:

  • имеет гражданство США;
  • имеет разрешение на постоянное проживание в США (например, «грин карту»);
  • находится на территории США достаточно долго, чтобы считаться налоговым резидентом этой страны;
  • человек отказался представить банку документы, которые однозначно помогут определить его статус налогоплательщика.

Если клиенту банка была выдана анкета FATCA для заполнения, но он является гражданином РФ и не имеет другого гражданства или вида на жительство в другом государстве (исключение – страны ЕАЭС), то он может отказаться от заполнения документа и представлении информации о себе.

Данные также собираются в отношении организаций. О статусе резидента США могут свидетельствовать следующие факты:

  • телефонный номер компании находится в юрисдикции другого государства;
  • гражданин, имеющий доверенность или право подписи, проживает в другой стране;
  • у банка нет адреса для направления выписок по счетам (документы оформляются с пометками «до востребования» или «для передачи»);
  • офис, центр управления организацией или почтовый адрес находятся на территории США.

Часто в бланке, представляемом клиенту, пишется, что он должен указать дополнительные сведения в целях FATCA. Что это значит? Например, гражданин является налоговым резидентом США, не скрывает свои доходы от властей. Он заполняет форму W-9 и передаёт её банку, чтобы финансовая организация знала, какой процент из поступлений необходимо вычесть для перечисления в бюджет. В ином случае такие сведения не предоставляются.

Все резиденты США обязаны отчитываться о налогах

Сведения вносятся в бланк, который предоставляется сотрудниками банка. Информация указывается на русском языке. Дополнительно гражданин прикладывает документы, на основании которых заполнен документ. Например, предъявляет паспорт или бланк, подтверждающий утрату гражданства США.

Банки самостоятельно формируют шаблон анкеты. После заполнения документа финансовая компания должна однозначно отнести клиента к резиденту США или иной категории лиц.

Анкета ФАТКА Сбербанка содержит следующие разделы:

  1. Информация о гражданине. Необходимо внести Ф.И.О., дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, дата и место выдачи, серия и номер). Указывается место регистрации (постоянной или временной).
  2. Данные о представлении интересов иного гражданина в качестве опекуна или попечителя. Человек вправе отказаться от представления информации о подопечном, если это гражданин РФ.
  3. Согласие на представление информации о себе. Клиент банка имеет право отказаться, если он гражданин РФ и не имеет другого гражданства. Также человек имеет прав не предоставлять сведения о себе без объяснения причин.
  4. Место рождения. Если гражданин родился в Соединённых штатах, то следует указать, отказывался ли клиент банка от гражданства этой страны. Рождённые в США, но не являющиеся гражданами этого государства на момент заполнения анкеты должны представить свидетельство по форме DS 4083 из Госдепартамента США или дать письменные объяснения ситуации. Также в разделе указываются все страны, где гражданин платит налоги (если это США, то необходимо представить заполненную форму W-9).
  5. Раздел служит для внесения информации о подопечном: Ф.И.О., документе, удостоверяющем его личность, гражданстве, государстве, где он платит налоги и т.д. Также указываются реквизиты документа, на основании которого был назначен опекун.
  6. В этом разделе гражданин ставит дату, подпись, вписывает свои Ф.И.О.

Подписание анкеты означает:

  • человек даёт право Сбербанку на обработку персональных данных его и его подопечного в рамках закона № 152-ФЗ «О персональных данных», а также сведений о его счетах, остатках на счетах, данных о денежных операциях с целью передачи информации налоговому органу США;
  • клиент обязан уведомить банк о любом изменении сведений, указанных в документе, не позднее, чем через 30 дней после такого события;
  • гражданин не возражает против того, что банк будет собирать, записывать, накапливать, хранить, уточнять, использовать, блокировать, удалять, уничтожать или передавать полученные личные данные;
  • согласие на обработку информации имеет силу на протяжении 6 лет после прекращения последнего договора с Банком;
  • представленная информация является полной и достоверной;
  • банк имеет право проверить сведения в анкете;
  • согласие на обработку данных может быть отозвано путём направления по юридическому адресу Сбербанка письменного уведомления.

Анкета FATCA

Работник банка ставит свою подпись, вписывает должность и Ф.И.О. Сотрудник подтверждает, что документ был заполнен гражданином лично и без постороннего принуждения.

Закон № 173-ФЗ определяет, что граждане РФ и лица, имеющие второе гражданство в государстве-члене Таможенного союза ЕЭС, могут отказаться от представления информации и документов в рамках закона FATCA. Если клиент банка отказывается заполнять анкету, то банк имеет право считать его налоговым резидентом США и будет удерживать 30% от его переводов.

При заполнении анкеты не должно оставаться пустых полей – если человек не имеет соответствующего документа или статуса, нужно вписать в графу «нет» или поставить прочерк.

Сотрудники банка не вправе давать пояснения или комментарии в ходе заполнения гражданином анкеты FATCA. Клиент должен вписывать информацию самостоятельно, руководствуясь текстом бланка и прилагаемых правил. Если это необходимо, гражданин может обратиться к стороннему налоговому консультанту.

Стоит ли заполнять, если ты гражданин РФ

Банк предлагает предоставить сведения в рамках исполнения FATCA, если есть определённые сомнения в статусе клиента или получаемых им переводах. В некоторых ситуациях граждане сами не подозревают о том, что обязаны платить налог на доходы иностранному государству.

Например, гражданин в течение года провёл на территории США более 31 дня. Въезд на территорию страны был осуществлён по рабочей визе. По нормам FATCA человек считается налоговым резидентом США.

Если гражданин получал доходы из источников в США, но не хочет раскрывать информацию о себе и имеет на это право по закону № 173-ФЗ, то ему следует проконсультироваться со специалистом.

Если человек ошибся или представил недостоверные сведения умышленно, то он может быть признан налоговым резидентом США. Банк удержит 30% от его доходов. Дальнейшие разбирательства будут проходить между гражданином и налоговым органом США.