Функции государства. Социальные функции государства

Исходя из функционального критерия в классификации социальных государств в качестве первичной классификации должна выступать историческая периодизация возникновения социальных функций на основе последовательности формирования соответствующих характеристик. Выделенные нами шесть этапов формирования константных свойств, атрибутов социального государства позволяют нам определить «вертикальную», по степени представленности социальных функций, типологию.

При этом становление социального государства – процесс, растянутый во времени, включающий этапы, фиксирующие появление у государства новых свойств, целей и функций и механизмов их реализации. Рассмотренный ранее набор констант определяет свойства современного социального государства от возникновения определенного специфического качества до наиболее его современных форм. Переход на каждый новый уровень развития социального государства обусловлен появлением новых свойств и функций, обеспечивающих достижение нового качества.

Устойчивые свойства, атрибуты социального государства, определяют его особенные системные качества. Часть этих качеств - например, такие, как доступность социальной поддержки государства всем членам общества, государственное социальное обеспечение, социальная защита и обеспечение занятости, ответственность за уровень благосостояния граждан – являются целями системы, другие – правовая природа социальной политики; наличие социального бюджета, наличие гражданского общества – это непременные условия достижения данных целей, развитие которых выступает как условие существования данной системы, её функционирования и развития.

Атрибуты социального государства – это не только фиксируемые качества, отличающие социальное государство от других государственных форм, но и системообразующие цели данной телеологической системы, обеспечивающие её специфическую активность, определяющие её функциональную структуру. Атрибуты задают основные направления деятельности социального государства, определяя наборы его функций.

Каждая из функций социального государства реализуется посредством определенных механизмов. Под механизмами функций понимаются конкретные способы их реализации, в качестве которых в нашем случае выступают система социального страхования; пенсионная система; система занятости, система социальной защиты и др.

С учетом того, что социальные цели государства, как и любые обобщенные цели, представлены иерархизованной системой, деревом целей, их реализация так же осуществляется через сложные функциональные системы, обеспеченные, в свою очередь, системой механизмов.

Механизмы социальный функций представляют собой системы конкретных действий, направленных на реализацию определенных функций, обеспечивающих и облегчающих этот процесс, формирующих условия функционирования.

Если системообразующие цели и функции могут существовать в качестве идей, правовых норм, этических принципов, политических деклараций и абстракций «общественного договора», то механизмы реализации функций имеют материальную вещественную форму, воплощенную в специализированных институтах, которые осуществляют объективирование механизмов реализации функций, их регулирование и развитие. Социальные государственные институты – это организационные формы, обеспечивающие работу социальных механизмов, в качестве которых могут выступать специализированные организации – органы социальной защиты, страховые фонды, социальные службы, социальные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, государственный пенсионный фонд и т.п. Необходимо отметить, что реализация социальных функций государства обеспечивается механизмами и социальными институтами, часть которых может и не быть государственными, но деятельность которых способствует достижению государственных целей.

Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.

Формальная схема элементов системы социального государства в виде замкнутой цепи представлена на рисунке 3.

Цели

(атрибуты)

Функции

Механизмы

Институты

Социальная политика

Рис. 3. Схема элементов системы социального государства

Возникновение социальных функций государства – это не одномоментный процесс, а долгий эволюционный путь, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе социальные цели, изначально присущие государству, достигаются через правовые, административные, политические и в первую очередь экономические функции. Можно говорить о том, что на этом этапе в качестве социальных целей выступают цели экономического выживания и безопасности, а чисто социальных целей нет.

Позже появляются собственно социальные цели, которые носят достаточно обобщенный характер и адресованы большим социальным группам и целым сословиям. Данные цели достигаются через стимулирование социальной активности общественных институтов и в форме единичных государственных актов.

И только с середины XIX в. в развитых странах социальная активность государства приобретает устойчивый целенаправленный характер и оформляется в систему государственных функций.

Возникновение и развитие социальных функций характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, возрастает количества социальных функций, а с другой – происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы и в результате – «социализация» иных функций.

Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм в виде общих принципов деятельности государства, например перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Особенностью социальных функций социального государства является их направленность на достижение специфических целей, в других формах государственности не существующих. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существовали всегда, но только для социального государства удовлетворение социальных потребностей своей - цель.

Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение.

Назовем этапы развития социальных функций государства:

    Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.;

    Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.;

    Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.;

    Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. К собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов,или константных свойств.

Другими словами, под функциональной системой социального государства понимается совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (атрибутов).

Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей.

Таким образом, атрибуты социального государства:

    доступность социальной поддержки для всех;

    правовая природа социальной политики;

    наличие системы социальных бюджетных выплат;

    наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

    принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан;

    наличие гражданского общества

– являются основанием выделения собственно социальных функций государства. Способы реализации данных специфических качеств и являются свойственными социальному государству функциями.

Новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обуславливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

Иерархия становления функций социального государства представлена следующим образом:

    Социальное обеспечение;

    Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

    Социальная защита;

    Сглаживание социального неравенства;

    Обеспечение занятости;

    Предоставление социальных услуг;

    Проведение государственной социальной политики.

Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

Функция социального обеспечения является самой ранней функцией социального государства. С неё началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства.

Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с её развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем социальное обеспечение получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через неё реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.

Функции обеспечения доступного здравоохранения и образования не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение - обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – и система социального страхования.

Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе и функции социальной защиты.

Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.

Отсюда мы видим, что связь между константными признаками и функциями, через которые они проявляются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом.

Государственная ответственность за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с созданием условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.

Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

Обеспечение занятости, возникнув как, государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике «нового курса» Ф.Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х годов ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны.

Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опирается на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур.

Новые атрибуты социального государства становятся и важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства.

Предоставление социальных услуг, появившихся, как функция социального государства во второй половине ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет очередной уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути дела появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, государства насилия, к государству, подчиненному интересам каждого человека, – государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.

Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества.

Проведение государственной социальной политики (последняя, седьмая функция), включенной в структуру общеполитических функций государства, является принципиально новым явлением развития социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему.

Исходя из этого можно сделать вывод, что дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности отдельных его атрибутов в рамках одной системы.

Таблица № 1

Последовательность формирования специфических функций социального государства

Функции социального государства

Последовательно

возникающие атрибуты

социального государства

Социальное обеспечение

Обеспечение доступного здравоохранения и образования

Социальная защита

Сглаживание социального неравенства

Обеспечение занятости

Предоставление социальных услуг

Проведение государственной социальной политики

1. Доступность социальной поддержки для всех

2. Правовая природа социальной политики

3. Финансирование социальных программ из бюджета

4. Наличие социальных структур социального обеспечения, социальной защиты и обеспечения занятости

5. Государственная ответственность за уровень благосостояния

6. Создание условий для развития гражданского общества

х – атрибут социального государства, обуславливающий появление конкретной функции

+ – атрибут социального государства, реализующийся через конкретную функцию

Сама история становления социальных функций государства свидетельствует о том, что с приобретением государством новой социальной сущности перечень его функций постоянно расширяется. Можно только констатировать, что данные семь функций являются базовыми, отражающими родовую природу социального государства на современном этапе его развития. Можно также сделать вывод, что данный перечень –необходимый и достаточный для отнесения конкретного государства к категории социального в его развитом виде. Дифференциация же социальных государств идет по степени выраженности данных семи функций и за счет их конкретных проявлений.

Выраженность данных функций в различных странах различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии -как «социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.

Естественно, в конкретных социокультурных условиях различных стран этот раскрывающий содержательную сторону набор частных функций будет различен, как различна и интенсивность их проявления.

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство - это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство - это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства - это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке - это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 - начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство - это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей - создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство - это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец - Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример - Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния - нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия - социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия - социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.

Социальное назначение государства. Задачи современного государства как проявление его сущности

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чём состоит полезность государства для общества.

Социальное назначение государства определяется его сущностью : какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель , социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Георг Гегель (1770–1831). По мнению Гуго Гроция (1583–1645), назначение государства – добиваться общего блага. Томас Гоббс (1588-1679) полагал, что назначение государства – поддерживать общую безопасность, по утверждению Жана Жака Руссо (1712 — 1778) – общую свободу. Фердинанд Лассаль (1825–1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория , напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия.

Профессор Л.А. Морозова указывает, что главное предназначение государства действовать во имя всеобщего блага, служить обществу .

В этих целях, по мнению Л.А. Морозовой, государство должно:

  1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  2. обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего родасоциальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определённого социального компромисса;
  3. обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
  4. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;
  5. выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

Понятие и признаки функций государства

По определению профессора В.М. Корельского, функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами .

Из приведённого определения В.М. Корельский выделяет следующие наиболее существенные признаки функций государства:

  1. функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.
  2. в функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  3. выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  5. реализуются функции в определённых (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

По определению профессора Л.А. Морозовой, функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом .

Существенными признаками функций государства, по мнению Л.А. Морозовой, являются:

  1. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;
  2. непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;
  3. направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;
  4. особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

По определению профессора М.И. Байтина, функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение .

Из приведённого определения М.И. Байтин выделяет следующие наиболее существенные признаки функций государства:

  1. функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;
  2. в функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;
  3. функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет своё социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности;
  4. в функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

По определению профессора В.С. Нерсесянца, функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность .

По определению профессора Н.И. Матузова и профессора А.В. Малько, функции государства − это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач .

Соотношение целей, задач и функций государства

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи — средства её достижения, то функции — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Таким образом, функции государства определяются целями и задачами, стоящими перед государством, и представляют собой средство достижения этих целей и реализации этих задач.

В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д.

Классовое и общесоциальное в функциях государства

Профессор Л.А. Морозова отмечает, что тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведёт к искажённому представлению о выполнении им «общих дел». Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность обеспечивает определённую степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей .

Функции государства и функции его отдельных органов

Функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённого вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, её наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.

Классификация функций государства

Профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько классифицируют функции государства следующим образом .

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

В зависимости от принципа разделения властей − на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные .

В зависимости от значения − на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров).

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, − навнутренние и внешние .

Интересен взгляд профессора В.С. Нерсесянца на классификацию функцию государства.

К числу отдельных основных функций государства В.С. Нерсесянц относит :

  1. правоустановительную функцию;
  2. правореализаторскую функцию;
  3. правозащитную функцию;
  4. внешнегосударственную функцию.

В числе названных функций три первые являются внутренними функциями и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета государства. Четвёртая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства.

Внутренние и внешняя функции государства тесно взаимосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.

Правоустановительная функция - это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативноправовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).

В.С. Нерсесянц акцентирует внимание на том, что государство так же невозможно без права, как и право - без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслуправоустановительная функция - это одновременно и государствоустановительная функция . Конституирование государства означает прежде всего его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.

Правореализаторская функция - это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.

Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Уже сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определённых нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.

Правозащитная функция - это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Осуществление правозащитной функции - одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2) «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства».

Внешняя функция государства - это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений.

Данная функция включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического, культурного и т.д.) с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества государств, преодолению войн и упрочению мира между народами.

Применительно к социальному государству в литературе принято в числе функций выделять и социальную функцию , под которой имеется в виду деятельность государства по социальной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества.

Формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.); во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.).

Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются:

  1. законодательная;
  2. управленческая (исполнительная);
  3. судебная;
  4. контрольно-надзорная.

Согласно второму критерию, различается правовая и организационная формы выполнения функций государства.

По утверждению М.И. Байтина, правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые .

По определению профессора М.И. Байтина, под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность иправоприменительная деятельность , которая, в свою очередь, подразделяется наоперативно-исполнительную и правоохранительную .

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путём издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательная деятельность.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путём издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

– это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, представления прокуроров, решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Организационными формами реализации функций государства М.И. Байтин называет формы реализации функций государства, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов и потому не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определённого правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

К организационным формам относятся:

  1. организационно-регламентирующая − текущая работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;
  2. организационно-хозяйственная − оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;
  3. организационно-идеологическая − повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Несколько иной взгляд на формы осуществления функций государства у профессора В.М. Корельского. Он пишет, что различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства .

По его утверждению, в правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность , т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В.М. Корельский пишет также, что в наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства всё больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объём организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства , по определению Н.И. Матузова и А.В. Малько − это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют его функции .

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны.

Н.И. Матузова и А.В. Малько пишут, что среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение , рекомендации и поощрение .

Убеждать — значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать — значит склонять людей к определённой деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, наказания и т.д.

Поощрять — значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

Л.А. Морозова называет следующие укрупнённые группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

  1. метод нормативного правового регулирования , т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;
  2. метод принуждения , используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения ;
  3. метод рекомендаций , т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения , побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
  4. метод договорного регулирования , приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;
  5. методы надзора и контроля ;
  6. метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путём ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д.

Функции Российской Федерации на современном этапе

К внутренним функциям современного Российского государства профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько относят следующие :

  1. функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка;
  2. экономическая функция;
  3. функция налогообложения;
  4. функция социальной защиты;
  5. экологическая функция;
  6. культурная функция.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка − это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция современного Российского государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог всё больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п.

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться − инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция − это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня её содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объёме.

К внешним современного Российского государства профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько функциям относят следующие:

  1. функция обороны страны;
  2. функция обеспечение международного мира и безопасности;
  3. функция сотрудничество с другими государствами.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку чёткой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Глобальные проблемы современности и функции государства

Перед человечеством стоит целый ряд глобальных проблем, для решения которых государству требуется выполнять определённые функции.

Так, например, необходимость контроля за распространением ядерного оружия, обеспечения сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией, международным терроризмом, обусловила появление соответствующей функции государства. Профессор Л.А. Морозова называет её функцией поддержания мирового порядка .

Такие глобальные проблемы как голод и нищета в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, проблема ресурсов, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства, по мнению Л.А. Морозовой, обусловили появление функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах.

Нестабильная геополитическая обстановка обусловливает необходимость поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, т.е. выводит на первые ролифункцию обороны.

Список использованных источников

Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

Корельский В.М. Теория государств и права: учебник для вузов. / Под общ. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

М.И. Байтин, В.В. Борисов, Ф.А. Григорьев и др. / Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Юристъ, 2001.– 776 с.

Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2013.- 272 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. − 512 с.

План

1.Введение

2.Раздел 1:Понятие функции государства

3.Раздел 2:Понятие социальной функции и ее роль

4.Раздел 3:Социальная политика во Франции

1)Пенсионное страхование

2)Медицинское страхование

3)Страхование по безработице

5.Выводы

6.Список использованной литературы

Введение

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов.

В данной работе мы исследуем социальную функцию государства и ее исполнение во Франции. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства.

2.Понятие функции государства

Функции государства -главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве- его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер фу кций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства н обходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

3.Понятие социальной функции государства

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью-социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, моло дежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, фи ансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Социальная политика правового государства предполагает выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство, четкую работу транспорта и связи, а значит, обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья, отдых, жилище, образование, пользование достижениями культуры, т. е. тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

3.Социальная политика во Франции

В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.

Неуклонный рост дефицита бюджета социального обеспечения выявил настоятельную необходимость реформирования системы социальной защиты. Поэтому с 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. Новая социальная политика предусматривала прежде всего снижение социальных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорганизацию социального обеспечения на страховых принципах и изменение приоритетов в политике занятости.

1)Пенсионное страхование

Пенсия является очень важным элементом в жизни французов. Право на пенсионное обеспечение по старости достигается постепенно. Благодаря росту средней продолжительности жизни пенсия позволяет после окончания трудовой деятельности еще в течение ряда лет, при хорошем состоянии здоровья, быть достаточно обеспеченным и независимым в финансовом отношении. Она образует не только основу защищенности и свободы, но и, благодаря организационным особенностям пенсионной системы, отражает профессиональную принадлежность и является прочным элементом социальной сплоченности.

Чтобы получать полную пенсию в рамках общего режима, работник должен достичь пенсионного возраста в 60 лет и иметь подтверждающий документ о выплате страховых отчислений в течение 40 лет. В других режимах действуют свои правила выхода на пенсию. В государственном секторе наемные работники должны выплачивать страховые взносы в течение 37,5 лет, а в случае выполнения ими тяжелых работ они могут прекращать трудовую деятельность, не достигнув 60 лет. Размер их пенсий такой же, как и у наемных работников частного сектора.

В целом пенсионная система состоит из пяти подсистем:

1) базовые режимы для наемных работников;

2) дополнительные режимы;

3) специальные режимы для отдельных категорий занятых;

4) базовые режимы для ненаемных работников;

5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.

Для лиц, работающих не по найму, законом от 1 января 1948 года были созданы три автономные организации страхования по старости (для ремесленников, промышленников и коммерсантов, лиц свободных профессий). Специфический характер сельскохозяйственных профессий находит свое выражение в сохраняющейся социальной системе взаимного страхования.

Для лиц наемного труда, охваченных общим режимом, действует двухступенчатая система пенсионного обеспечения, включающая основной режим и дополнительный режим. Наряду с основным режимом, созданным в 1945 году, были также учреждены дополнительные режимы. Эти режимы, как и основной режим, являются пенсионными системами, функционирующими за счет уплаты взносов работающими. Законом от 29 декабря 1972 года было учреждено обязательное участие в дополнительном пенсионном режиме, которое ранее носило добровольный характер. Таким образом, в интересах аттестованного административного персонала в 1947 году была создана Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений для административно-управленческого персонала, а в 1961 году - Ассоциация режимов выплаты дополнительных пенсий для неаттестованного административного персонала. Специальные режимы, распространяющиеся на наемных работников, действуют по единой схеме, как правило, охватывая как основную ступень, так и обязательную дополнительную ступень.

Эти режимы пенсионного обеспечения по старости управляются на паритетных началах и не зависят от государственного бюджета. За исключением специального пенсионного режима для государственных должностных лиц и должностных лиц вооруженных сил, режимы пенсионного обеспечения по старости управляются социальными партнерами на паритетных началах (поровну представителями профсоюзов и работодателей). Общий режим системы социального обеспечения включает 16 региональных касс, объединенных в рамках Национальной кассы страхования по старости лиц наемного труда. Управление на паритетных началах распространяется так же, как правило, на дополнительные режимы, в которых социальные партнеры обладают самыми широкими полномочиями. Даже в тех случаях, когда режимы пенсионного обеспечения по старости находятся под автономным управлением, основные правила пенсионного обеспечения устанавливаются законодательными органами, а баланс доходов и расходов социального обеспечения ежегодно представляется в парламент в рамках законопроекта по финансированию системы социального обеспечения.

Существует два основных типа режимов пенсионного обеспечения по старости: режимы, основанные на ежегодных взносах, и режимы, основанные на расчетных баллах. В режимах, основанных на ежегодных взносах, расчет пенсии производится по продолжительности страхования (по годам или кварталам). По этой схеме функционируют почти все основные и специальные режимы для наемных работников государственного сектора. В режимах, основанных на расчетных баллах, плательщик взносов в течение своей трудовой жизни набирает баллы, которые рассчитываются исходя из суммы уплаченных взносов. Почти все дополнительные режимы функционируют по этой схеме. За существенным исключением дополнительных режимов для наемных работников, большинство режимов являются таким образом режимами, основанными на ежегодных взносах.

Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др. Финансирование системы социальных пенсий производится через фонд солидарности по старости, доходы которого формируются из средств, поступающих от взимания всеобщего социального налога в размере 2,4 % любых доходов.

2)Медицинское страхование

Во Франции действует национальная система медицинского страхования, которая, является частью системы обязательного социального обеспечения. С самого начала, с 1945 г. эта система создавалась как эгалитарная, то есть уравнительная. На первое место был поставлен принцип максимальной доступности медицинской помощи всем слоям населения. Национальная система медицинского страхования, контроль за которой осуществляют Министерство здравоохранения и Министерство по социальным делам, охватывает 99% населения страны. В системе страхования действуют различные режимы управления в зависимости от рода занятий застрахованных. Обязательное медицинское страхование активно подкрепляется добровольным, - в стране имеются и приватные страховые компании. 85% населения имеют дополнительную страховку. Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Главная же особенность состоит в следующем. Во Франции все органы социального обеспечения подчиняются трем основным силам: собственно руководству, профсоюзам, которые здесь очень сильны и имеют большое влияние, а также работодателям. Такой триумвират, имеющий место и в здравоохранении, позволяет браться за дело, что называется, всем миром, и подразумевает несколько точек зрения на проблему. И не только точек. Так, существуют профессиональные общества взаимопомощи, вносящие свою лепту в оплату медицинских услуг. По немецкому же образцу в регионах работают больничные кассы. Практически 74% всех расходов в здравоохранении оплачивается в настоящее время за счет средств национальной системы медицинского страхования. Организации взаимного страхования и частные страховые компании покрывают соответственно 6,8% и 5% расходов на медицинскую помощь. Менее 3% возмещается за счет средств общего налогообложения, и оставшиеся 13% приходятся на долю пациентов. Эти последние платежи, уровень которых оставался стабильным на протяжении последних 25 лет, стали важным инструментом сдерживания расходов на медицинскую помощь во Франции.

3)Страхование по безработице

Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу. Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.

Во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия - 56 про­центов заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40 процентов средней заработной платы. Минимальный размер по­собия - 112 франков в день. Пособие не может превышать 75 про­центов среднего заработка.

Условия предоставления пособия

Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:

  • безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию
  • для получения пособия безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда, где он подписывает так называемый «план содействия для возврата к занятости», в котором определяются как права и обязанности самого безработного, так и обязанности службы занятости
  • обязательным документом является специальный проект личных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы
  • предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия необходимого страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта.

Вывод

Социальное законодательство Франции базируется на принципах изложенных в международном пакте ООН и Европейской социальной хартии от 3 мая 1995 г.

Социальная функция Франции направлена на улучшение уровня жизни граждан.

Во Франции все органы социального обеспечения подчиняются трем основным силам: собственно руководству, профсоюзам, которые здесь очень сильны и имеют большое влияние, а также работодателям.

В случае недостатка средств фонда на выплату пенсий возможно устранение дефицита из средств государственного бюджета на основании соответствующего решения парламента.

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле и Союз содействия занятости в промышленности и торговле.

Список использованной литературы

1.Скакун О.Ф «Теория государства и права» 2007 издательство «Эспада»

2.Алексеев С.С. «Теория государства и права» 2005 издательство «Норма»

3.Андропов В.В. "Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы". 2006 «Экономика»

4. Лукьянова Г. И. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования)//Современная Европа. 2001.

5.Международный пакт ООН об экономических, социальных, культурных правах от 1966 г.