Где проходят аукционы по банкротству. Публичные торги: извещение, порядок проведения. Публичные торги по банкротству. Продажа арестованного имущества. Право требования проблемных долгов

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение - это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.

При проведении аукциона на этапе конкурсного производства задачей управляющего является расчет с контрагентами уже после признания должника банкротом.

Торги по банкротству - это аукционы и конкурсы, на которых продается имущество несостоятельных лиц. Организации и граждане, неспособные платить по своим , могут быть признаны банкротами. В таком случае их имущество будет частично или полностью реализовано. А вырученные средства пойдут на погашение задолженности перед кредиторами. В последние годы распродажа имущества должников стала рассматриваться как возможность для инвестиций и даже бизнес. Участники таких торгов рассчитывают на приобретение активов с хорошим дисконтом.

Основные правила реализации имущества банкротов

Во время банкротства физических лиц или компаний может быть назначена реализация их имущества. Об этом сказано в законе 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот этап призван выручить денежные средства, которые будут направлены кредиторам. Таким образом банкрот частично, а иногда и полностью, гасит свою задолженность.
Для покупателей выгода в том, что активы можно приобрести дешевле рыночной цены. В процессе признания несостоятельности стоит цель - по возможности выручить за имущество как можно больше денег. Однако механизм торгов таков, что, если не будет желающих купить активы по текущей цене, она будет планомерно снижаться.

Что выставляется на подобных торгах? Теоретически это могут быть любые активы, но преимущественно это следующие категории:

  • недвижимость жилая и нежилая (офисные помещения, промышленные здания, склады);
  • земельные участки;
  • акции и иные ценные бумаги;
  • заводы и другие предприятия;
  • автомобили;
  • спецтехника и оборудование;
  • товарные знаки;
  • права требования (например, на кредиторскую задолженность).

Порядок проведения

Реализация активов должников проходит в электронной форме. Процедура организуется финансовым (арбитражным) управляющим и проводится в режиме онлайн на одной из площадок (ЭТП). Участвовать может любой желающий, будь то организация или обычный гражданин. Некоторые из торговых площадок перечислены ниже.

  • ЗАО Сбербанк-АСТ (utp.sberbank-ast.ru)
  • Национальная электронная площадка (etp-ets.ru)
  • Межотраслевая торговая система Фабрикант (fabrikant.ru)
  • B2B-Center (b2b-center.ru)
  • ТендерСтандарт (tenderstandart.ru)
  • Электронная площадка центра реализации (centerr.ru)

Электронные торги чаще всего проводятся в форме открытых аукционов, но в некоторых случаях организуются конкурсы. Какая между ними разница? Участники аукционов торгуются между собой исключительно по поводу цены - все прочие условия не имеют значения. Побеждает тот, кто предложит цену, которую никто из других участников не захочет «перебивать». В конкурсах, помимо стоимости, оцениваются и иные параметры. Конкурсы проводятся при продаже объектов, которые имеют культурную или историческую ценность. Если же говорить об обычном имуществе, то для его реализации проводятся открытые аукционы.

Однако на практике активы должников в ходе первого аукциона реализуются не всегда. Тогда стоимость объекта уменьшается на 10% и стартует вторая стадия - повторный аукцион. Если имущество остается невыкупленным, начинается третья стадия - процедура торгов в форме публичного предложения. Характеризуется этот этап тем, что цена опускается через определенное время до тех пор, пока не появится желающий приобрести это объект. Именно в ходе публичных торгов стоимость может существенно снизиться до уровня всего 10-20% от первоначальной, а иногда и ниже.

По статистике порядка 80% всего предложенного к реализации имущества продается именно на публичных торгах. Связано это с тем, что аукционная стоимость часто завышена. Но так бывает не всегда - иногда предложения с хорошей ценой можно встретить уже на стадии аукциона.

На изображении ниже представлена страница с процедурами по продаже имущества несостоятельных лиц площадки «Центр реализации»:

Подготовка к торгам

Приобрести активы должника на торгах может кто угодно - юридическое лицо, предприниматель или обычный гражданин старше 18 лет. Можно и раньше, но для проведения сделки понадобится согласие родителей.

Прежде всего будущему участнику торгов следует обзавестись цифровой подписью (ЭЦП), для чего нужно обратиться в любой удостоверяющий центр. Весь документооборот на ЭТП осуществляется в электронном виде. Чтобы цифровые документы имели силу оригинала, они должны быть подписаны ЭЦП. Она понадобится для того, чтобы удостоверять личные документы участника, подавать заявки на торги и подписать договор купли-продажи имущества, если удастся стать победителем.

Затем наступает время подбора объекта для покупки. Для этого можно воспользоваться официальным сайтом Единого федерального реестра сведений о банкротстве или ресурсами-агрегаторами, в которых собраны извещения обо всех торгах, проводимых на разных площадках.

Этап выбора - самый трудоемкий и ответственный. Именно он занимает львиную долю времени. Зачастую участнику предстоит пересмотреть десятки торгов, прежде чем подобрать достойный лот.

В процессе анализа необходимо проверить документы, прикрепленные к извещению о торгах. Обычно это проект договора-купли продажи и соглашения о залоге. Также необходимо пообщаться с арбитражным управляющим, посмотреть документы, подтверждающие право собственности на данное имущество. Если для покупки выбраны материальные объекты - недвижимость, транспорт, оборудование и другие - их нужно в обязательном порядке осмотреть, а также проверить их работоспособность. Рекомендуется взять с собой специалиста в той области, к которой имеет отношение имущество.

Опытные участники аукционов знают, что не любой опубликованный лот в действительности существует и продается. Иногда бывает, что объект включен в состав продаваемого имущества должника, но по факту купить его нельзя - он утрачен, находится в залоге, к нему нет доступа, права на него оспариваются и так далее.

Уберечь потенциального покупателя от подобных ситуаций сможет только тщательное изучение объекта. Если после анализа принято решение побороться за имущество, пора переходить к следующему шагу.

Доступ к ЭТП

Теперь будущий участник должен получить доступ к площадке, на которой проводится нужная ему процедура. Для этого следует:

  1. Настроить рабочее место. В основном это касается установки защитного программного обеспечения и настройки браузера, для того чтобы можно было пользоваться электронной подписью. Все инструкции должны быть выданы вместе с ней. Обратите внимание! Для торгов целесообразно использовать браузер Internet Explorer, иначе корректная работа площадок и электронной подписи не может быть гарантирована.
  2. Пройти аккредитацию на ЭТП. Нужно зарегистрироваться на сайте площадки и загрузить требуемые документы. Оператор в течение 3-5 дней рассмотрит заявку и аккредитует участника на 3 года.

Электронных площадок множество, однако аккредитация нужна только на той, где проводится конкретный аукцион. Поэтому сначала целесообразно определиться с имуществом, а только после этого проходить аккредитацию.

Для аккредитации на ЭТП физическим лицам достаточно подготовить паспорт (иное удостоверение личности) и свидетельство о присвоении ИНН. Для организаций эта процедура связана с подачей внушительного комплекта документов, и не всем удается пройти ее с первого раза.

Подготовка заявки на допуск к торгам

Для каждой процедуры установлена крайняя дата приема заявок. Целесообразно начать подготовку заявки заранее, ведь при ее заполнении могут возникнуть вопросы. Заявки на аукцион или публичные торги готовятся в электронной форме посредством функционала площадки.

Нюансы зависят от ЭТП. Некоторые поддерживают автоматическую подгрузку данных из личного кабинета, тогда как на других площадках участнику приходится загружать одни и те же документы по несколько раз. То же самое касается и текста заявки - на каких-то ЭТП он формируется автоматически, а где-то придется писать его самостоятельно.

Часто к лоту прилагается форма заявки, которую нужно заполнить. Если же ее нет, то в заявке следует выразить свое намерение участвовать в торгах, а также обязательство исполнить регламент ЭТП. Кроме того, необходимо указать такие сведения:

  • имя, фамилию и отчество участника;
  • его ИНН;
  • паспортные данные;
  • контактную информацию - адрес, телефон, электронную почту.

Еще одна обязательная часть процедуры - внесение задатка. Его размер - не более 1/5 стоимости лота. Каков будет задаток в интересующих торгах, указано в извещении. Там же содержатся реквизиты, на которые следует этот задаток перевести. Вносится требуемая сумма до подачи заявки. Задаток будет возвращен, если участник передумает насчет торгов или проиграет аукцион. Договор задатка обычно размещается вместе с документами по аукциону (публичным торгам). Участник должен его скачать, распечатать, подписать и приложить к заявке.

В установленный срок необходимо подать свою заявку на ЭТП. Далее оператор площадки должен проверить документы участника и решить, допущен ли он к торгам. Полный состав комплекта документов таков: копии паспорта и свидетельства ИНН, заявка в электронном виде, подписанный договор задатка и квитанция о его уплате.

Торги

Итак, к участию в торгах все готово. Дальнейшие действия зависят от того, в какой форме они проводятся.

Если это аукцион, то участнику следует войти на ЭТП в назначенный день и час, чтобы принять участие в процессе. Претенденты на имущество торгуются друг с другом в реальном времени. Процедура напоминает классический аукцион: участники делают свои предложения, а победу одерживает тот, кто готов заплатить больше всего. Разница лишь в том, что ставки подаются удаленно.

На подачу самого первого предложения отводится час. После каждой следующей ставки участникам дается еще 30 минут на то, чтобы сделать свой ход. Цену можно повышать в рамках шага торгов - обычно это 0,5-5% от стоимости объекта. Если за полчаса более высокой цены не поступит, аукцион будет завершен. Выигрывает тот, кто предложил наибольшую, то есть последнюю, цену. Если никто так и не сделал предложения в течение часа после начала аукциона, он считается несостоявшимся. Далее будет проводиться повторный аукцион, а первоначальная цена будет снижена на 10%.

Участие в публичных торгах происходит несколько иначе. Как таковой торговли в реальном времени не предусмотрено - все происходит заочно. Участники направляют заявки, в которых указывают цену имущества не ниже первоначальной. Когда срок приема заявок заканчивается, организатор торгов рассматривает все поступившие и неотозванные предложения. Побеждает тот, кто предложил самую высокую цену. Таким образом, в процессе публичных торгов участник может предложить свою цену только один раз - на этом его активность заканчивается. Если на данном этапе публичных торгов победитель не определен, цена снижается и процедура проводится снова.

В какой бы форме ни проводились торги, после их окончания формируется протокол. Из него участник может понять, признан ли он победителем. Если его заявка не выиграла, ему возвращается задаток.

Заключение договора и оплата лота

Победившему участнику будет направлен бланк договора купли-продажи. Его нужно заполнить со своей стороны и подписать. Далее следует послать организатору договор в электронном виде, а бумажные документы направить почтой. Через некоторое время бумажный договор придет обратно с подписью и реквизитами продавца.

Когда договор заключен, можно произвести оплату остальной части стоимости имущества. То есть перевести денежные средства на реквизиты, указанные продавцом. После этого сделку можно считать состоявшейся. Участнику следует знать, что после того, как торги состоялись, он не может отказаться от сделки без последствий. Если он не подпишет договор и не выкупит объект, то сумма задатка возвращена ему не будет.

Приобретение имущества, заложенного в банк

По указанной выше схеме можно приобрести и залоговое имущество банков. Это активы, предоставленные заемщиками в качестве обеспечения кредита. Например, когда гражданин приобретает квартиру в ипотеку, она остается в залоге у банка до окончания выплаты долга. Другой вариант - заемщик взял кредит под залог авто или недвижимости. Если в отношении должника начинается процедура банкротства, то залоговое имущество также может попасть под реализацию на торгах.

Кроме того, банк может выставить на продажу залоговые активы и без процедуры несостоятельности. Если заемщик нарушает обязательства, банк вправе, руководствуясь положениями кредитного договора, изъять у него предмет залога. Он подлежит реализации, а вырученные средства пойдут на погашение задолженности. Для продажи залогового имущества у многих крупных банков есть собственные интернет-витрины. Также они привлекают специалистов (риелторов, агентов) и размещают объявления на коммерческих ресурсах.

Участие в торгах по реализации активов банкротов и должников доступно любому желающему. Однако нельзя рассматривать его как легкий способ получить имущество с большим дисконтом, особенно если в торги вступает неопытный игрок. Этот вариант приобретения активов имеет свои подводные камни, требует серьезной подготовительной работы, строгого исполнения регламента ЭТП и учета различных правовых нюансов.

Вконтакте

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов - участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения . При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве .

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует основания по признанию должника несостоятельным или банкротом, меры, предпринимаемые государством в случае возникновения таких обстоятельств и другие взаимоотношения, связанные с неспособностью должника выполнить свои обязательства перед кредиторами. UPD: 22.07.2015 вступили в силу поправки, регламентирующие процесс проведения аукциона путем публичного предложения. Рассмотрим детальнее ситуацию, когда проводятся торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Основания для проведения такого вида торгов
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, изначально имущество должника выставляется на продажу путем проведения торгов в форме аукциона. При этом могут использоваться следующие формы подачи предложений:
1) открытая, подразумевающая проведение открытых торгов, на которых цена каждого поданного предложения видна другим участникам;
2) закрытая, при которой вместе с заявкой на участие подается и предложение, его цена не разглашается аж до начала проведения торгов.

Если же торги были признаны несостоявшимися, принимается решение о их повторном проведении, при этом начальная цена снижается на десять процентов. Если же и повторный аукцион по продаже имущества не привел к покупке имущества и подписанию договора купли-продажи, проводятся торги посредством публичного предложения. Таким образом, если согласно статье 110 вышеуказанного Федерального закона продажа имущества не была осуществлена, торги проводятся путем подачи публичного предложения.

Определение торгов и процедура их проведения

Публичное предложение – это торги по реализации имущества должника по сниженной цене, которое не было реализовано по изначально сформированной стоимости с помощью первоначального аукциона и его повторного проведения.

    Порядок проведения торгов посредством публичного предложения:
  1. Организатор объявляет о начале проведения торгов и стартовой цене, которая равна стоимости, выставленной на повторное проведение аукциона
  2. Также устанавливается период, по истечении которого (в случае, если не было подано ни одного предложения на покупку имущества) цена лота снижается на определенный процент. Все эти данные указываются в извещении о продаже имущества должника и выкладываются в открытый доступ
  3. Торги проводятся до тех пор, пока не будет получено предложения от участника, которое соответствует всем требованиям и цена его не ниже требуемой минимальной. Победителем считается участник, первым предоставивший такое предложение. После этого прием заявок закрывается, торги считаются состоявшимися. С победителем подписывается договор купли-продажи.

Стоит отметить, что главным преимуществом покупателя при проведении такого рода торгов является возможность приобретения выставленного на продажу имущества по сниженной цене, которая может быть намного меньшей изначально заявленной стоимости.

Сравнительно недавно был принят закон, положения которого регламентируют , находящегося в залоге. Порядок их организации определен в ФЗ №102, ст. 59. Рассмотрим далее, как осуществляется .

Общие сведения

Публичные торги организуются по месту расположения объектов. В ранее действовавших нормах предусматривалась обязанность публиковать в официальном издании сведения о том, что мероприятие состоялось, в течение 30 дн. с даты его завершения. В этом уведомлении указывались дата, место аукциона, а также цена материальных ценностей, которые были реализованы. В настоящее время указанный срок сокращен до 10 дн.

Специфика

Извещение о публичных торгах публикуется на официальном сайте ФССП. При этом информация должна поступить в территориальные подразделения службы. Если есть субъекты, которые готовы участвовать в аукционе, они должны внести задаток. Обычно его размер составляет 5% от стоимости материальных ценностей. Если будут признаны несостоявшимися, эти лица получат внесенные средства в полном объеме. Если по окончании мероприятия субъект отказывается оплачивать приобретенные предметы, задаток возвращен не будет.

Договор

Субъект, который выиграет аукцион, подписывает соглашение. Договор оформляется с организатором торгов. В документ вносятся все сведения о субъекте, купившем имущество, дата, место проведения мероприятия. Информация из договора будет выступать в качестве основания для внесения данных в ЕГРП.

Участники

На публичные торги по продаже недвижимого имущества может быть допущено ограниченное количество субъектов. На мероприятии, как правило, присутствуют преимущественно лица, обладающие правом пользования объектами. В их числе могут быть родственники, друзья, знакомые залогодателя. Участвовать в аукционе может и залогодержатель.

Оформление сделки

Лицо, предложившее самую высокую цену за объекты, считается выигравшим . После признания субъекта таковым составляется протокол аукциона. Лицо, выигравшее торги, подписывает его. После этого оформляется договор купли-продажи. В пятидневный срок ему необходимо внести оплату за материальные ценности в полном объеме. При этом выплаченный ранее залог включается в нее. Денежные средства перечисляются на счет организатора мероприятия.

Признание аукциона несостоявшимся

В нормах предусмотрено несколько требований, которые должны быть выполнены для признания правомерности мероприятия. Первое касается количества присутствующих. Если на мероприятие не пришло ни одного человека либо их меньше 2-х, торги будут признаны несостоявшимися. Неудавшимся аукцион также можно считать в том случае, если выигравший не внес всю сумму за приобретенные материальные ценности. После объявления торгов несостоявшимися залогодержатель может стать собственником объектов. Однако для этого необходимо заключить соответствующее соглашение. Оно подписывается с залогодателем по правилам, предусмотренным в ГК. В документе выражается согласие должника на передачу предметов в собственность кредитора. В случае, если данная сделка не состоялась по каким-то причинам, повторные публичные торги допускается организовывать не ранее чем через 1 мес. Общая стоимость объектов при этом должна быть снижена на 15%.

Нюанс

Участники спорного правоотношения могут заключить В соответствии с ним, кредитор может прекратить взыскание, если должник в полном объеме погасит свои обязательства. В этом случае может быть отменено. Если мировое соглашение заключено после объявления даты мероприятия, должнику придется погасить все убытки, которые были связаны с его организацией.

Изъятие материальных ценностей

В рамках одной из наиболее распространенных мер обеспечения реализации судебного решения выступает Он, выступая в качестве процессуального акта, исходящего от органа госвласти, обязателен не только для самого должника, но и для третьих лиц, чьи интересы им затрагиваются. Последние, в частности, могут быть лишены прав распоряжаться материальными ценностями, внесенными в опись. При этом ограничения могут налагаться вне зависимости от того, находятся ли объекты во владении должника или этих третьих лиц. Изъятие предметов для последующей их реализации осуществляется через пять дней после наложения ареста. При этом срок для этого устанавливает непосредственно судебный пристав. Сотрудник ФССП в процессе совершения исполнительных мероприятий при наличии соответствующих обстоятельств может одновременно с оформлением описи изъять все предметы или некоторые из них.

Специфика реализации объектов

Изъятие и продажа арестованного имущества, подверженного быстрой порче, осуществляется незамедлительно. Реализация предметов осуществляется специализированным госучреждением при Правительстве. Продажа арестованного имущества осуществляется по правилам, аналогичным тем, которые предусмотрены для заложенных предметов. Средства, вырученные от реализации, идут на погашение задолженностей перед кредиторами и государством.

Признание субъекта неплатежеспособным

Публичные торги по банкротству традиционно организуются на стадии и внешнего управления. Реализация материальных ценностей, принадлежащих должнику, максимально соответствует достижению цели признания неплатежеспособности субъекта. Внешний управляющий организует открытые публичные торги по банкротству при условии, что такое мероприятие не приведет к остановке работы должника. Он вправе реализовать все предприятие субъекта, направив вырученные средства на погашение обязательств перед кредиторами. В данном случае реализация ценностей ориентирована на восстановление платежеспособности фирмы. Несколько иная цель у конкурсного производства. После реализации имущества средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами, а затем субъект признается банкротом.

Нормативная база

ФЗ №296 внес множество поправок в Закон №127. В частности, они регламентировали порядок реализации ценностей должника на торгах несколько иначе, чем было принято ранее. Как и прежде, нормативный акт о несостоятельности отдает предпочтение аукциону, победитель в котором определяется только по цене. Конкурсные торги ранее организовывались только в случаях, которые прямо определялись ФЗ №127. В настоящее время их перечень остался неизменным. Однако в действующей редакции нормативного акта устанавливается, что торги организуются, если в отношении имущества приобретатель не должен соблюдать какие-либо условия, определенные по решению кредиторов.

Открытые и закрытые мероприятия

Которые допускает проводить законодательство, отличаются в первую очередь по составу участников. Так, к публичным (открытым) торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым - только специально приглашенные. В законодательстве между тем предпочтение отдается первой категории. Закрытыми или открытыми торги могут быть в зависимости от формы ценовых предложений. Во втором случае они подаются устно участниками мероприятия. Для этого используется пошаговая форма аукциона. При зарытых торгах предложения передаются в запечатанных конвертах организатору. Это может осуществляться в день, обозначенный для их подачи, или непосредственно на аукционе. При этом законодательство предусматривает и смешанные формы торгов. Например, они могут быть открытыми по составу субъектов, участвующих в них, и закрытыми по способу подачи предложений либо наоборот.