Главный по правам человека в рф. Уполномоченный по правам человека

Права Уполномоченного по правам человека в РФ представляют собой возможности должностного лица по разрешению жалоб граждан на действия органов государства. Вышеназванная должность также носит название «омбудсмен».

Понятие, цели и задачи деятельности

Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата - принципа законности. обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному - одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.

Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:

  1. Восстановить нарушенный Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
  2. Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
  3. Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
  4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы - не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?

Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.

Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:

  • Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
  • Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
  • Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

Должностные полномочия

Если вы решите обратиться за помощью к омбудсмену, то наверняка вас заинтересует вопрос: «Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?» Отвечая на данный вопрос, важно обратиться к законодательным нормам, которые чётко определяют должностную инструкцию данного представителя власти:

  1. Рассмотрение жалоб граждан, апатридов, а также лиц, прибывших из иностранных государств.
  2. Рассмотрение жалоб на действие/бездействие органов власти, в том числе осуществляющих уголовное преследование и наказания.
  3. Принятие необходимых мер, способных обеспечить надлежащую защиту нарушенного права. Данный пункт может быть выражен как в фактических действиях, так и в предоставлении консультации, касающейся дальнейших действий.

Уполномоченный по правам человека РФ не вправе рассматривать жалобы на решения органов законодательной власти. Данный пункт касается не только федеральных органов, но и органов власти на уровне субъекта.

Порядок рассмотрения жалобы

Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:

  • Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
  • Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
  • Путём обращения в органы прокуратуры.
  • Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.

О государственной должности

На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.

Омбудсмен назначается на 5 лет. Права Уполномоченного по правам человека в РФ вступают в силу с момента принятия им Присяги в торжественной обстановке.

Омбудсмены в субъектах страны

С 1996 года в субъектах была введена должность "Уполномоченный по правам человека". Первым начал исполнение своих обязанностей Газитов Ч. Б. в республике Башкирия. Далее её опыт переняла Свердловская, а в следующем году - Смоленская области. Позже практически в каждом регионе образовалась должность омбудсмена.

Сущность открываемой в регионе должности также заключается в проверки законности и соблюдения правового статуса человека. В субъекте омбудсмен выступает в качестве независимого правозащитного органа, который разрешает поступившие в канцелярию заявления и жалобы.

На должность Уполномоченного, согласно ст. 6 Закона об уполномоченном по правам человека, назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Согласно Конституции назначение на эту должность и освобождение от нее относится к исключительной компетенции Государственной Думы, однако высший статус обусловливает участие в этом процессе и других субъектов. Так, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного, которое принимается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего У пол номоченного.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу, в которой клянется защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести. Эта присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения и с этого момента Уполномоченный считается вступившим в должность.

Уполномоченный назначается сроком на пять лет, его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий, а также роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.

В ст. 13 Закона об уполномоченном по правам человека установлены основания для досрочного освобождения от должности. К ним относятся: нарушение ограничений в деятельности Уполномоченного (ст. 11); вступление в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В ст. 11 Закона об уполномоченном по правам человека закреплены некоторые ограничения для Уполномоченного. Он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного органа субъекта РФ; иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; находиться на государственной службе; заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Правовыми гарантиями его деятельности являются: обладание неприкосновенностью в течение срока полномочий; без согласия Государственной Думы он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда эго предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, средства связи, принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая в течение 24 часов должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры.

Компетенция Уполномоченного. В деятельности Уполномоченного ведущая роль принадлежит работе с жалобами граждан на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Необходимо подчеркнуть, что такие жалобы могут исходить не только от граждан Российской Федерации, но и от находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Закон об уполномоченном по правам человека устанавливает условия, при которых жалоба может быть принята к рассмотрению Уполномоченным. Так, жалоба на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих могут быть рассмотрены только в том случае, если ранее заявитель обжаловал это в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Подача жалобы в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать данные о заявителе, изложение сущности нарушений его нрав и сопровождаться копией решений по его жалобе. Жалобы не облагаются государственной пошлиной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Если жалоба подается лицами, находящимися в местах принудительного содержания, нс подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно осуществлять свою правовую защиту, Уполномоченный вправе принять меры по собственной инициативе в пределах своей компетенции.

Закон об уполномоченном по правам человека устанавливает формы реагирования Уполномоченного на полученные жалобы: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства для защиты своих прав и свобод; передать жалобу соответствующему органу или должностному лицу к компетенции которых относится решение жалобы по существу; отказать мотивированно в принятии жалобы к рассмотрению.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный пользуется широким кругом нрав. Он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномо-ченному по правам человека в субъекте РФ. Эта проверка не может быть поручена субъекту, действия или решения которого обжалуются. Он может также:

  • - беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • - запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • - получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • - проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности государственных органов и местного самоуправления и должностных лиц;
  • - поручать компетентным органам проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению;
  • - знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
  • - пользоваться правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, местного самоуправления, предприятий и учреждений, лицами командного состава Вооруженных Сил и других войск, администрацией мест принудительного содержания.

По результатам рассмотрения Уполномоченный извещает заявителя. Уполномоченный также вправе:

обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от-дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государст-венного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

  • - обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении уголовного, административного или дисциплинарного производства в отношении соответствующего должностного лица;
  • - обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда (судьи);
  • - изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, присутствовать при судебном рассмотрении дел в порядке надзора;
  • - обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод Уполномоченный направляет соответствующим органам и должностным лицам свои замечания и предложения; обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о совершенствовании законодательства. В случаях грубого нарушения прав и свобод он вправе выступить с докладом на заседании Государственной Думы; обратиться в Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию, а также о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам он может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, структура которого и положение о нем утверждается Уполномоченным, который непосредственно руководит его работой. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Согласно числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственной защиты прав и свобод граждан и получил широкое распространение (в том или ином виде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В некоторых государствах омбудсмен действует при парламенте, в других (в частности, в России) - как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, что требует чрезвычайно высокого уровня согласия депутатов и депутатских объединений.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Хотя Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течение месяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана - согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод , их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Уполномоченный по правам человека - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман» :

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты .

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ

В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:

  1. восстановление нарушенных прав;
  2. совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  3. развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  4. правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ

К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:

  • рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
  • изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
  • выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
  • осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб . Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без .
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.
Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию . Так, согласно положениям ст. 31 , по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

  • направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
  • обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.

Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).

17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ " ").

Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале.

Порядок назначения омбудсменов

В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ " ", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой , более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека.

СОВЕТ

Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ.

Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ " "; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства.

Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) ().

Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных.

Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже.

Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры ().

Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ " ").

Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве ( , ).

Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано ().

Полномочия омбудсменов

Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:

  • беспрепятственно их посещать;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими ().

Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать.

Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания.

Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.

"Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она.

Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ.

Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным).

Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных.

Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности ().

***

Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ.

При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена.