Государственная служба. Основы государственной службы и кадровой политики Федеральной государственной службой не является

В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функций государственной службы. Анализ вопроса показывает, что у нас пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть не только её основное назначение, но и выявить нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

Слово "функция" в переводе с латыни означает "круг деятельности" или направление деятельности по достижению определенной цели. В принципе каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый госслужащий имеет свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функции государственной службы.

Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная служба выполняет следующие основные функции:

  • -управленческую (административную);
  • - организационно-распорядительную;
  • - правовую;
  • - сервисную;
  • - социальную;
  • -экономическую;
  • - культурную;
  • - воспитательную.

Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан, отраслевая. Автор выделяет три группы функций: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции: корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции: подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений. Принятие государственных решений - это прерогатива политической власти, а административных решений -- государственной службы .

Третья классификация объединяет функции государственной службы по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.

Под функциями по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • · осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;
  • · выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • · регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц .

Четвертая классификация функций государственной службы дается с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института.

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

Ответственной функцией государственной службы как профессиональной деятельности является организация работы аппарат государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы прогнозирования и планирования, организации, распоряжение" координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место также занимают вопросы профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и соблюдения служебной дисциплины.

Наряду с функциями государственной службы как видом социально- полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле - это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

С точки зрения функций права государственная служба как правовой институт выполняет традиционные для правовой системы функции:

  • · обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;
  • · интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, _
  • · социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;
  • · регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности "организованный" вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;
  • · коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;
  • · охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

Центральной функцией государственной службы как социального института выступает реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т. д.

Четвертую классификацию дают представители юридической науки, которые понимают под функциями государственной службы, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции подразделяются на общие, специальные и вспомогательные (факультативные). Это является пятой классификацией.

Основные функции государственной службы - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным общим функция государственной службы можно отнести:

  • · информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;
  • · прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
  • · планирование - определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)
  • · организация - формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле - текущие указания руководящими государственными служащими;
  • · руководство - установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство - определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);
  • · координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;
  • · контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
  • · регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;
  • · учет - фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д.

Одной из важнейших функций государственной службы, которая возникла с принятием Конституции РФ, установившей многопартийную систему в РФ, является политическая функция. Посредством этой функции государственная служба реализует свою политику.

Среди общих функций государственной службы выделяются:

  • · осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной государственной власти и субъектов РФ;
  • · комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;
  • · формирование реестра государственных должностей; формирование и ведение реестра государственных служащих;
  • · организация государственной службы;
  • · установление социально-правовых гарантий и условий, необходимых для деятельности персонала государственных органов;
  • · установление требование к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служащим;
  • · контроль за деятельностью персонала государственной службы;
  • · организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной служба и т.д.

Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой - могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Так, в сфере обороны страны и поддержания общественного порядка государственная служба выполняет следующие специфические общие функции:

  • · обеспечение достаточной обороноспособности страны;
  • · поддержание общественного порядка и общественной безопасности;
  • · защита жизни, здоровья и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств.

В сфере экономики и социально-культурного строительства необходимо выделить следующие специфические функции государственной службы:

  • · повышение народного благосостояния; социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
  • · обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов;
  • · охрана природной среды;
  • · обеспечение конверсии оборонной промышленности с использование наукоемкого производства для выпуска высококачественных и конкурентоспособных на мировом рынке товаров; и др.

Вспомогательные функции государственной службы предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.

Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Специальные функции могут дополнить общие функции, где таковых недостаточно.

Перечень специальных функций государственной службы установить чрезвычайно трудно, так как государственный орган имеет множество направлений деятельности, обеспечивающей выполнение основных задач этого государственного органа. К специальным функциям государственной службы можно отнести:

  • · разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
  • · разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах;
  • · проведение исследований в различных государственных органах
  • · Таким образом, можно сделать вывод, что спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

Что это такое?

Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба - это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

История управленческого аппарата

Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

Госслужба в современной России

Государственная служба РФпредставляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

Державы, России;

Федеральных органов, иных центральных органов власти;

Субъектов РФ;

Органов власти субъектов РФ;

Лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

Лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

Структура госслужбы

Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

1. Государственная гражданская служба.

2. Военная.

3. Правоохранительная служба.

Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

Государственная гражданская служба РФ

Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

Должности и ранги гражданской службы

Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

1. Руководители - осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

2. Помощники - специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

3. Специалисты - это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

4. Обеспечивающий персонал - совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

Классные чины гражданской государственной службы - это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

Служба регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии-это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

Полномочия службы

Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

  1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
  2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
  3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
  4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
  5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

Правоохранительная служба

Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба - это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

Нормативное регулирование и структура

Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

  • МВД, МЧС, ФМС России.
  • Следственный комитет.
  • Прокуратура России.
  • ФСКН, ФТС.
  • ФСИН Министерства юстиции России.

К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

Служба военная

Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба - это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

Государственная служба - это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. В Российской Федерации существует множество госучреждений, необходимых для управления страной, выполнения ее функций и задач, существования страны в принципе.

Понятие "государственная служба"

ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.

ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.

Система ГС

Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.

Государственная гражданская служба (ГГС) - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.

Военная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.

Федеральная государственная служба - профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.

Принципы системы госслужбы

Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:

  • на федерализме - принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
  • на принципе законности;
  • на равенстве доступа граждан к ГС;
  • на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
  • на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
  • на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
  • на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
  • на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
  • на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.

Должности ГС

Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:

  • должности федеральной ГС;
  • должности ГГС субъектов РФ;
  • военные должности;
  • должности правоохранительных учреждений.

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.

Должности государственной службы перечислены в специальных реестрах. Последние формируют списки типовых служебных постов федеральной гражданской ГС, военной службы и постов правоохранительной службы. Утверждаются перечни рабочих мест федеральной ГС президентом страны. А реестры должностей гражданской ГС субъектов - законодательством регионов РФ.

Общие условия ГС

ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС - особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.

Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:

  • создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
  • развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
  • оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
  • создания доступности для должностного роста госслужащих;
  • применения современных кадровых технологий;
  • использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.

Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.

На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.

Государственная служба - это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.

Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.

При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.

В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.

Управление и финансирование ГС

Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.

Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.

Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации

Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 "О гражданской государственной службе Российской Федерации" от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.

Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.

Принципы ГГС

К принципам гражданской ГС относятся:

  • первостепенность прав и свобод человека;
  • единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
  • одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • компетентность и профессионализм;
  • взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
  • доступная информация о гражданской ГС;
  • стабильность;
  • защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.

Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:

  • единых квалификационных критериев;
  • единых ограничений и обязанностей в момент прохождения службы;
  • единых требований при подготовке кадров;
  • учета стажа гражданской службы при исчислении муниципальной, и наоборот;
  • сообразности основных социальных гарантий и оплаты труда;
  • сообразности основных условий пенсионного обеспечения служащих и их семей в случае смерти кормильца.


Основные особенности ГГС

Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.

Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, - 60 лет (в исключительных случаях - 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы - 70 лет, по решению президента страны).

Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) - еще и сдать квалификационный экзамен.

В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).

Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет - 15%, за 10-15 лет - 20%, а свыше 15 лет - 30%.

Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой

Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:

  • полной или частичной недееспособности по решению суда;
  • несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
  • наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
  • выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
  • предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
  • близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
  • отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
  • утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
  • непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).

Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:

  • запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
  • запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
  • запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
  • запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
  • получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.

Государственная служба - это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.

Важным элементом механизма государства является система государственной службы. В свое время российский император Николай I сказал: "Не я правлю Россией, а тридцать пять тысяч чиновников".

Государственная служба представляет собой комплексный правовой и социальный институт, который функционирует посредством осуществления определенными гражданами (государственными служащими) профессиональной деятельности по реализации функций государственных органов.

Нормативное правовое регулирование государственной службы Российской Федерации осуществляется:

  • – Конституцией РФ, которая закрепляет исходные для госслужбы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе;
  • – Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды госслужбы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
  • – Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ;
  • – другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
  • – указами Президента РФ;
  • – постановлениями Правительства РФ;
  • – нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • – конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • – нормативными правовыми актами государственных органов (должностные регламенты и др.).

Государственная служба – предмет специального государственно-правового регулирования. Новое законодательство о государственной гражданской службе (действует с 1 февраля 2005 г. – дня вступления в действие Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") устанавливает приоритет законодательства о гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному (административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. ТК РФ и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о госслужбе. В настоящее время продолжается работа по реформированию российской госслужбы, в том числе по созданию нормативной правовой основы, регулирующей вопросы государственной службы РФ.

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ;

  • – лиц, замещающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • – лиц, замещающих государственные должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации"),

Построение и функционирование государственной службы РФ осуществляется на основе определенных принципов (руководящих положений в практической деятельности), к которым относятся:

  • – федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • – законность;
  • – приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • – равный доступ граждан к государственной службе (в развитие ст. 32 Конституции РФ);
  • – единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы;
  • – взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • – открытость госслужбы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности госслужащих;
  • – профессионализм и компетентность госслужащих;
  • – защита госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как госорганов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Система государственной службы включает в себя три вида и два уровня государственной службы.

К видами госслужбы отнесены:

  • – государственная гражданская служба;
  • – военная служба;
  • – правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на два уровня – федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная и правоохранительная службы являются видами лишь федерального уровня. Иными словами, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) вправе создавать лишь государственную гражданскую службу.

Государственная гражданская служба есть вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также лиц, замещающих госдолжности Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная гражданская служба субъекта РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий госорганов субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ. Правовое регулирование гражданской госслужбы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация и функционирование – в ведении субъекта РФ.

Военная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" предусматривает службу в Вооруженных Силах РФ иностранных граждан, их поступление на военную службу и ее прохождение по контракту. В отличие от военнослужащих, гражданские государственные служащие – только граждане РФ, они не вправе иметь двойное гражданство.

Правоохранительная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" допускает возможность создания, кроме трех вышеуказанных видов госслужбы, "других видов федеральной государственной службы" путем внесения в него "изменений и дополнений" (ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

Между видами государственной службы организуется взаимосвязь, которая обеспечивается посредством:

  • – соотносительности основных условий прохождения службы и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий. Прохождение госслужбы любого вида предусматривает: назначение на должность госслужбы; исполнение служебных обязанностей; конкурсное замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв; служебный и профессиональный рост; оценку соответствия госслужащего предъявляемым квалификационным требованиям (аттестация, квалификационный экзамен); освобождение от должности госслужбы, увольнение с госслужбы. С госслужащими всех видов госслужбы заключается служебный контракт (а не трудовой договор);
  • – установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы РФ различных видов. Так, госслужащий любого вида госслужбы не может ее продолжать в случаях: наличия непогашенной судимости, гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации); назначения или избрания на государственную должность и др. Обязательства госслужащего о соблюдении ограничений включаются в должностной регламент и служебный контракт госслужащего;
  • – учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа;
  • – соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ.

Взаимосвязь между видами госслужбы обеспечивается на основе единства системы госслужбы РФ и принципов се построения и функционирования.

К деятельности госслужащих, их профессиональным и личным качествам обществом предъявляются высокие требования, поскольку качество государственного управления напрямую зависит от качества государственных служащих, их профессионализма и добросовестного отношения к исполнению обязанностей по обеспечению жизнедеятельности российского общества. Как в свое время отметил О. Бисмарк, с плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы.

Традиционно сложилось, что в российском обществе к служилым людям, находящимся на государственной службе, предъявлялись и предъявляются высокие требования, как с профессиональной, так и с нравственной точки зрения. Это неудивительно, ведь государственные служащие – люди публичные, они всегда на виду. К тому же, от их компетентности, честности и законопослушания зависит благосостояние всех и каждого в государстве.

Выдающийся отечественный философ и правовед И. Λ. Ильин подчеркивал, что законы и правительственные распоряжения "должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками, ибо чиновник есть первый, кого закон связывает... Закон связывает всех: и Государя, и министра, и полицейского, и судью, и рядового гражданина. От закона есть только одно “отступление”: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя ответственности. Формально-буквенное, педантически мертвенное применение закона не есть законность, а карикатура на нее. “Крайняя законность” никогда не должна превращаться в “крайнюю несправедливость”. Или по русским пословицам: “не всякий прут по закону гнут”... всякое применение закона требует беспристрастного жизненного наблюдения (интуиции факта) и беспристрастного решающего усмотрения (интуиции права)... Поэтому всякое применение закона предполагает в душе применяющего чиновника – живое творческое правосознание (правовое разумение и правовую совесть). И вот в этой сфере не должно быть места никакой корысти, никакой кривизне, или, как выражала это русская летопись, – никакому “воровству” и “малодушию”: ни взятке, ни косвенной личной выгоде, ни классовому интересу, ни родству, ни льстивому прислуживанию, ни потачке, ни укрывательству, – словом, ничему тому, от чего стонала дореформенная Россия..." .

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя определенные обязательства по прохождению государственной службы и исполнению полномочий, данных ему народом.

В русском языке термин "служащий" обозначает человека, который, состоит на какой-либо службе. "Служилые люди", люди состоящие на государевой службе, упоминаются в период Московского централизованного государства и ранее. Служилых людей также называли чинами. Прохождение службы служилыми людьми регламентировалось "Уложением о службе" 1556 г., принятым Боярской думой по представлению царя Ивана Васильевича Грозного.

Государева служба трансформировалась в государственную службу в период административных преобразований Петра I. Термин "служилые люди" вышел из обращения, вместо него стал употребляться термин "чиновник", успешно дошедший до наших дней, и сохранивший смысловую нагрузку. Служба чиновников, "служащих государю и жалованных классным чином", регламентировалась вплоть до 1917 г. "Табелью о рангах", принятой в 1722 г. и представлявшей собой Закон о госслужбе.

В советский период термин "служащие" стал употребляться практически наравне с термином "рабочие". В служащих заносили не только сотрудников госучреждений (советский аппарат, учителя и т.д.), но также работников негосударственных структур (аппараты партийных, комсомольских, профсоюзных организаций). При этом понятия "служащий" и "государственный служащий" практически не разграничивались.

Исходя из этого, следует различать понятия "государственный служащий" в широком и узком смыслах слова. В широком смысле государственный служащий – это служащий любой государственной организации (органа, учреждения, предприятия). В узком смысле – профессиональный работник органов государственной власти. Иными словами – это гражданин Российской Федерации, замещающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в госоргане.

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком РФ и соответствующий предъявляемым квалификационным требованиям, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы в соответствии с правовым актом о назначении на должность и со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

В данном определении перечислены признаки специалиста, которые делают его госслужащим:

  • – гражданство РФ;
  • – владение государственным языком;
  • – соответствие квалификационным требованиям;
  • – осуществление профессиональной деятельности;
  • – назначение на должность государственной гражданской службы;

принятие правового акта о назначении (приказ);

  • – заключение служебного контракта;
  • – получение денежного содержания.

Все граждане России согласно п. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление для граждан при приеме на госслужбу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, помимо определенных законодательством. Одним из таких законных ограничений является обязательное для госслужащего гражданство РФ.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодательно закрепляет понятие "государственный служащий" в узком смысле. Согласно ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", под государственным служащим понимается гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы. Из положений данного закона следует, что не являются государственными служащими лица, занимающие в порядке, установленном правовыми актами, должности в государственной организации: на государственном предприятии, в организации и учреждении.

Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный служащий исполняет обязанности

в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Правовое положение (статус) государственного служащего определен главой 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Правовое положение (статус) государственного служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения госслужащего в области государственно-служебных отношений. С их изменением трансформируется и правовой статус госслужащего (повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

В понятие правового статуса входят основополагающие характеристики правового положения государственного служащего, которые зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах и определяют их место и поведение в иерархии государственной службы.

Правовой статус представляет собой определенную структуру, основным элементом которой являются права и обязанности. Кроме этого, имеются и другие элементы правового статуса: ограничения на государственной службе; запреты па государственной службе; сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (рис. 5.1).

Рис. 5.1.

Основные права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Под правами государственного служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий госорганов.

В соответствии с Конституцией РФ государственные служащие как граждане РФ, имеющие определенный род и характер занятий, равны перед законом и пользуются в полной мере всеми правами и свободами, которые гарантируются гражданам Конституцией РФ (гл. 2) и законами РФ. Вместе с тем государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые права. Они называются служебными правами и принципиально отличаются от субъективных гражданских прав по своим целям и составу.

Каждый гражданский служащий имеет право на:

  • – обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • – ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его нрава и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • – отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • – оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений по совершенствованию деятельности государственного органа;
  • – доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • – доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • – ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • – защиту сведений о гражданском служащем;
  • – должностной рост на конкурсной основе;
  • – профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;
  • – членство в профессиональном союзе;
  • – рассмотрение индивидуальных служебных споров;
  • – проведение по его заявлению служебной проверки;
  • – защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • – медицинское страхование;
  • – государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • – государственное пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Под обязанностями государственного служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности сущность профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Находясь на государственной службе, государственные служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные служащие как граждане РФ не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохраняя природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную службу, а в иных установленных отдельным законом случаях нести альтернативную гражданскую службу и т.д.

Конституция РФ возлагает на отдельные категории государственных служащих повышенные обязанности, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы. Так, в соответствии с Конституцией РФ, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его нрава и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24, 42); получение достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41) и др.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перечисляет 12 общих для всех гражданских государственных служащих служебных обязанностей. Гражданский служащий обязан:

  • – соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ;
  • – исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • – исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
  • – соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • – соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • – поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • – не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • – беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • – представлять в установленном порядке предусмотренные законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • – сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
  • – соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
  • – сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

К гражданским служащим категории "руководители" предъявляется требование не допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и организаций, в том числе религиозных.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему руководителем неправомерное поручение, иначе он вместе с руководителем несет за это ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную).

Специфика служебно-государственной деятельности гражданского служащего, высокая ответственность перед обществом и гражданами за выполнение задач государственной важности накладывают на его положение определенные ограничения.

Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.

Иными словами, гражданин, поступивший на службу и выполняющий служебные задачи, обязан соблюдать ряд ограничений, установленных для гражданских служащих законодательством о государственной службе. К примеру, закон определяет его несовместимость с пребыванием на гражданской службе в случаях:

  • – наличия заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, а также признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда;
  • – осуждения его к наказанию по приговору суда, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости;
  • – если вместе с ним работает родственник. Имеются в виду случаи, когда существуют отношения близкого родства или свойства с другим гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Под отношениями близкого родства или свойства понимаются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов;
  • – выхода из гражданства РФ, наличия или приобретения гражданства другого государства;
  • – представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданский служащий ежегодно, не позднее 30 апреля, сообщает представителю нанимателя (руководитель государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность, а также представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Федерации) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме ограничений, которые обязан соблюдать гражданский служащий (о чем записывается в его служебном контракте), он обязан не нарушать определенные запреты (о чем также записывается в служебном контракте).

Запреты введены ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Они строго запрещают гражданскому служащему:

  • – участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, а также осуществлять предпринимательскую деятельность. Надо сказать, что, в принципе, получение дополнительного заработка гражданским служащим за счет другой оплачиваемой деятельности строго ограничено. Если ранее Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы" ему разрешалось лишь "заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью", то теперь в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя-нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это нс повлечет за собой конфликт интересов" (конфликт интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на качественное и объективное исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта, способное привести к причинению им вреда; при этом под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения им при исполнении своих должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, либо материальной выгоды для него, членов его семьи, родственников, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами; гражданский служащий в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан проинформировать об этом в письменной форме представителя-нанимателя);
  • – замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или же избрания на оплачиваемую выборную должность в профессиональном союзе;
  • – получать в связи с исполнением должностных обязанностей какие-либо вознаграждения. Под вознаграждениями понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др., полученные от физических и юридических лиц. Запрет настолько строг, что даже подарки, полученные

гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, передаются им по акту в государственный орган, где он служит, так как признаются собственностью Российской Федерации (или ее субъекта). Исключение составляют лишь случаи, установленные ст. 575 ГК РФ, согласно которого запрещается дарение государственному служащему в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает определенной суммы: "не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей" ;

  • – приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Что же делать в случае, если таковые ценные бумаги уже приобретены? Гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление организации, уполномоченной государством, если владение ими может привести к конфликту интересов;
  • – выезжать за границу в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц (за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или договоренностей между государственными органами РФ и государственными органами других государств, а также международными и иностранными организациями);
  • – использовать средства материально-технического и иного обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей. Под этот запрет подпадают оргтехника, средства коммуникации, использование средств, выделенных на официальные расходы и т.п. Поскольку к числу средств служебного обеспечения относится информация, гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей. Таковой признается не составляющая государственной тайны (которую, естественно, нужно соблюдать), но и не являющаяся общедоступной информация;
  • – допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (работа в пресс- службе госоргана и т.п.);
  • – принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • – государственному гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах политических партий, других общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские и другие органы общественной самодеятельности;
  • – после увольнения с гражданской службы госслужащий не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса государственного гражданского служащего строгие требования к его служебному поведению, ограничения и запреты, накладываемые на его служебную деятельность, должны способствовать повышению его компетенции и профессионализма, ответственности за выполнение служебно-государственных обязанностей, нейтральности, беспристрастности и бескорыстию при осуществлении полномочий, возложенных на него российским народом.

Конституция РФ определяет равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Чтобы поступить на государственную службу необходимо достичь 18 лет (предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет – для мужчин и женщин), быть гражданином РФ (с выходом из гражданства РФ или получения двойного гражданства госслужба прекращается), владеть государственным языком РФ – русским, обладать соответствующими квалификационными требованиями к должности.

Конституционное право на равный доступ к госслужбс обеспечивает конкурс на замещение должностей гражданской службы. Конкурс – мероприятие, заключающееся в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

В целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа или органа управления субъекта РФ учреждаются должности гражданской службы. Классификация должностей гражданской службы включает четыре категории должностей и пять групп должностей. Иными словами каждая должность госслужащего отнесена к той или иной категории и к той или иной группе должностей. В зависимости от того, к какой из них должность госслужащего относится, ему присваивается классный чин.

  • руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений;
  • помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов. Должности помощников (советников) замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций. Должности специалистов замещаются без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Должности обеспечивающих специалистов замещаются без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы включают:

  • высшие должности гражданской службы. К этой группе относятся должности категорий "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты";
  • главные должности гражданской службы. К ним относятся должности категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
  • ведущие должности гражданской службы. К ним также относятся должности всех четырех категорий;
  • старшие должности гражданской службы. К ним относятся должности категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
  • младшие должности гражданской службы. К ним относятся должности категории "обеспечивающие специалисты".

Все должности государственной гражданской службы включены в соответствующие перечни (реестры). Таких реестров три:

  • – Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в котором должности классифицируются по государственным органам, категориям и группам. Федеральный реестр утверждается указом Президента РФ;
  • – Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Реестр составляется с учетом структуры госорганов, наименований, категорий и групп должностей, установленных федеральным реестром. Утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • – Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ, включающий первые два реестра. Порядок его ведения утверждается указом Президента РФ.

В соответствии с замещаемой должностью государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается гражданским служащим, замещающим должности младшей группы;
  • референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности старшей группы;
  • советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности ведущей группы;
  • государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности главной группы;
  • действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса – замещающим должности высшей группы (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Классификация должностей и классных чинов гражданских служащих

Группы должностей

Классные чипы

Кем присваивается

  • - руководители,
  • – помощники (советники),
  • – специалисты

Действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса

Президентом РФ

  • – руководители,
  • – помощники (советники),
  • – специалисты,
  • – обеспечивающие специалисты

Государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса

Правительством РФ (руководителем госор- гана)

  • – руководители,
  • – помощники (советники),
  • – специалисты,
  • – обеспечивающие специалисты

Советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса

Руководителем госоргана

  • – специалисты,
  • – обеспечивающие специалисты

Референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса

Руководителем госоргана

– обеспечивающие специалисты

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса

Руководителем госоргана

Классные чины присваиваются в соответствии с замещаемой должностью, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается по истечении испытательного срока, а если испытание нс устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность. Очередной классный чин присваивается гражданскому служащему по истечении определенного срока службы в предыдущем классном чине, а также при условии, что для его должности предусмотрен данный или более высокий чин. В форме поощрения классный чин может быть присвоен досрочно.

Устанавливается также соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. При переводе госслужащего с госслужбы одного вида па госслужбу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы. При поступлении на гражданскую службу присвоение классного чина осуществляется в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей. При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида госслужбы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

Присвоенный гражданскому служащему классный чин сохраняется за ним при освобождении от должности и увольнении с гражданской службы (в том числе на пенсию), а также при поступлении на службу вновь. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом (при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления).

Призвание государственного служащего – нести с честью. присвоенный ему классный чин, означающий возведение его в высокий социальный и государственный ранг. Ведь от качества государственных служащих зависит уровень государственного управления, качество жизни российских граждан. Недаром И. А. Ильин условием укрепления российской государственности назвал подбор лучших граждан на службу государству и обществу, "выделение кверху лучших людей, – людей, преданных России, национально-чувствующих, государственно мыслящих, несущих народу не месть и распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения" .

  • Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи. М.: Воениздат, 1993. С. 237-258.
  • В ред. Федерального закона от 25.12.2008 г. № 280 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”".
  • Ильин И. А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993. С. 247.