Государство не отвечает по обязательствам банка россии, а банк россии по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банка россии, а банк россии по обязательствам государства Отвечает по обязательствам государства

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

Обязательства государства, АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ,ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ

Статья 174. Ответственность по обязательствам государства

1. Государство как участник регулируемых гражданским правом общественных отношений наделена гражданской правоспособностью, приобретает гражданские права и обязанности и несет ответственность в случае их невыполнения или нарушения прав других субъектов.

Правовой статус государства имеет свои особенности, обусловленные спецификой ее положения как носителя публичной

власти, характеризующаяся суверенитетом - верховенством государственной власти внутри страны и ее независимостью от любой другой власти за ее пределами.

Государство является участником гражданских отношений как субъект публичного права (ч. 2 ст. 2 ГК). Для реализации общегосударственных и общественных задач она участвует в гражданских отношениях, в рамках которых нивелируется его правовой статус как привилегированного субъекта публичного права. В отношениях, регулируемых частным правом и базируются на юридическом равенстве, свободном волеизъявлений и имущественной самостоятельности государство не наделяется властными полномочиями. его правовой статус уравновешивается со статусом других участников гражданских отношений, а деятельность подчиняется общим принципам гражданского законодательства. Гражданский кодекс Украины четко закрепляет принцип равенства прав государства и других участников гражданских отношений (ст. 167).

2. Ответственность государства, как и других субъектов, в сфере гражданского права носит имущественный характер и состоит в применении к правонарушителю невыгодных правовых последствий (санкций) с целью защиты личного неимущественного или имущественного права и интереса. Государство выступает в любых отношениях, в частности, в гражданских, в лице своих органов, их должностных и служебных лиц. Правовые основы

ответственности за деяния таких органов, их должностных и служебных лиц в общих чертах сформулированы ст. 56 Конституции Украины, которая предусматривает привлечение государства к гражданской ответственности в случае причинения материального и морального ущерба незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Ответственность государства, кроме главы 11 ГК, предусматривается и в других статьях Кодекса. В частности, статьи 1173-1175 фиксируют правило о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, должностных или служебных лиц этих органов и вреда, причиненного в результате принятия органом государственной власти нормативно-правового акта, который был признан незаконным и отменен. Ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием органа дознания, предварительного (досудебного) следствия, прокуратуры или суда также подлежит возмещению государством в полном объеме независимо от вины должностных или служебных лиц этих органов (ст. 1176 ГК). Ответственность государства устанавливалась также ч. 4 ст. 48 Закона Украины «О собственности» и другими законами Украины.

3. Как отмечается в ст. 41 Конституции Украины, статьи 31-39 Закона Украины «О собственности», ответственность государства по своим обязательствам ограничивается имуществом, являются государственной собственностью. Выступая основателем юридических лиц, государство закрепляет часть принадлежащего ей имущества за созданными ею государственными и казенными предприятиями и организациями, бюджетными учреждениями. Имущество, оставшееся в результате такого распределения (средства Государственного бюджета Украины, другое движимое и недвижимое имущество), формирует материальную и финансовую основу деятельности государства и может быть объектом обращения взыскания по ее обязательствам.

4. Общие положения материальной и финансовой самостоятельности государства, основания ее ответственности и особенности реализации ею полномочий собственника закрепляются Конституцией Украины. Прежде соответствии с ч. 2 ст. Из Конституции государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Согласно ст. 13 Конституции органы государственной власти от имени Украинского народа осуществляют права собственника на землю, недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны. В круг полномочий Верховной Рады Украины относится

утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности и правовой режим собственности. Кабинет Министров Украины в соответствии со ст. 116 Конституции Украины осуществляет управление объектами права государственной собственности. Приведенные положения детализируются в Законе Украины «Об управлении объектами государственной собственности».

5. Гражданский кодекс не содержит перечня имущества, собственником которого является государство, может быть объектом взыскания по ее обязательствам. Статья 326 ГК фиксирует правило общего характера о принадлежности к государственной собственности имущества, в том числе денежных средств, владельцем которых является государство Украина. В отличие от права коммунальной и частной собственности, государство может быть собственником любого имущества без каких-либо ограничений.

Однако перечень объектов права общегосударственной собственности находился в ст. 34 Закона Украины «О собственности». Согласно ему к государственной собственности относятся: земля, имущество, обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и образуемых им государственных органов; имущество Вооруженных Сил, органов государственной безопасности, внутренних войск и Государственной пограничной службы Украины; оборонные объекты; единственная

энергетическая система, системы транспорта общего пользования, связи и информации, имеющих общегосударственное значение, средства Государственного бюджета, Национальный банк, другие государственные банки и их учреждения и создаваемые ими кредитные ресурсы; резервные, страховые и другие фонды; имущество высших и средних специальных учебных заведений; имущество государственных предприятий; объекты социально-культурной сферы или иное имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины и обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие.

Но из указанного перечня не может быть обращено взыскание по обязательствам государства на имущество, по закону не может принадлежать физическим и юридическими лицам.

6. Законодательством закрепляется презумпция принадлежности земли в государственную собственность. Согласно ст. 84 из К Украине в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций в соответствии с законом.

Земельный кодекс закрепляет перечень земель, принадлежащих исключительно к государственной собственности и не передаются в коммунальную и частную собственность. К ним относятся: земли атомной энергетики и космической системы; земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения; земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение; земли под водными объектами общегосударственного значения; земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук; земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы; земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями (ст. 84 ЗК).

Кроме вышеупомянутых земель, не могут передаваться в частную собственность: земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта; земли под объектами природно-заповедного фонда,

историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом; земли лесного и водного фондов.

7. В перечень объектов, на которые не допускается обращение взыскания по обязательствам государства, относятся недра. Они являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Реализация права собственности на недра осуществляется через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные советы народных депутатов (ст. 4 Кодекса Украины о недрах). Таким образом, недра не могут быть объектом купли-продажи, дарения или отчуждаться в любой другой форме.

Недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам лишь при наличии у них специального разрешения (лицензии). Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода. Без специальных разрешений (лицензий) и горного отвода землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, пресные подземные воды до 20 метров.

Добытые из недр полезные ископаемые и другие природные ресурсы могут при условии соблюдения требований законодательства переходить в государственную, коммунальную или частную собственность. В частности, согласно Закону Украины «О соглашениях о разделе продукции» от 14 сентября 1999 г. Инвестор, как сторона договора о разделе продукции, обязуется выполнить за свой счет и на свой риск работы по проведению поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на определенном участке недр с последующей компенсацией расходов и получением платы (вознаграждения) в виде части добытых в соответствии с соглашением, полезных ископаемых.

8. Государство является собственником всех лесов в пределах территории Украины (ст. 6 Лесного кодекса, далее - ЛК). От имени государства лесами распоряжается Верховная Рада Украины, которая делегирует соответствующим Советам свои полномочия в этой сфере. Совета в пределах своей компетенции предоставляют земельные участки лесного фонда в постоянное пользование или изымают их в порядке, определенном законодательством.

Следует учитывать, что гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в

составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств (ч. 2 ст. 56 ЗК). Поэтому такие земельные участки лесного фонда могут быть объектом взыскания по обязательствам государства.

9. Водный кодекс Украины (далее - ВК) закрепляет исключительную собственность народа Украины на воды (водные объекты) и возможность их предоставления только в пользование. Реализация права собственности на воды (водные объекты) осуществляется через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные Советы. Отдельные полномочия относительно распоряжения водами (водными объектами) могут предоставляться соответствующим органам государственной власти (ст. 6 УК).

Исключение составляют замкнутые естественные водоемы общей площадью до 3 га, которые могут безвозмездно передаваться в собственность гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти (ч.2ст.59 3К).

10. К группе объектов права государственной собственности относятся средства Государственного бюджета Украины. Согласно ст. 29 Бюджетного кодекса Украины (далее - БК) в доходы Государственного бюджета Украины относятся: доходы (за исключением тех, которые закреплены за местными бюджетами), получаемые в соответствии с законодательством о налогах, сборы и обязательные платежи, а также от платы за услуги, предоставляемые

бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины, проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ; гранты и подарки в стоимостном исчислении.

К государственной собственности относятся также средства, полученные в результате государственных внешних и внутршних заимствований и перечисленные соответствующих местных бюджетов и бюджета АРК (межбюджетные трансферты из местных бюджетов). Право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований в пределах и на условиях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины (ст. 16 БК). В случае, если прогнозные показатели доходов бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов, городских бюджетов превышают расчетный объем расходов соответствующего бюджета, для такого бюджета устанавливается объем средств, по ст. 100 Бк подлежат передаче в Государственный бюджет Украины.

11. Отечественным законодательством установлены условия и порядок передачи объектов права коммунальной собственности в государственную. В частности, согласно Закону Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от С марта 1998 г. объектами

передачи являются: целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений; недвижимое имущество (здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства, помещения); другое отдельное индивидуально определенное имущество предприятий, акции (доли, паи), принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ; жилой фонд и другие объекты социальной инфраструктуры, которые находятся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений, организаций. Не могут быть объектами передачи казенные предприятия и предприятия, деятельность, которых связана с изготовлением и реализацией военного оружия и боеприпасов к нему, добычей янтаря, охраной отдельных особо важных объектов права государственной собственности, а также деятельность, связанная с проведением криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз и т. п..

12. Отдельный закон, устанавливающий перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам государства, еще не принят.

Взыскание по обязательствам государства не может быть обращено на имущество, изъятое из гражданского оборота, то есть которое не может находиться в собственности физических или юридических лиц (ст. 178 ГК). Постановлением Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды

имущества »от 17 июня 1992 г. утвержден Перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины. К нему относятся: оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия и боеприпасов, приобретенных общественными объединениями с разрешения органов внутренних дел), боевая и специальная военная техника, ракетно-космические комплексы; взрывчатые вещества и средства взрыва; все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и оборудование для его производства; боевые отравляющие вещества; наркотические, психотропные, сильнодействующие ядовитые лекарственные средства и т. п..

Не распространяется правило комментируемой статьи на случаи обращения взыскания на землю (ст. 84 ЗК) и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности и не могут принадлежать физическим и юридическим лицам на праве собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, которые принадлежат государству, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом при условии их свободной оборотоспособности.

13. Имущество, закрепленное за созданными государством юридическими лицами, не может быть объектом взыскания по ее долгам. Это положение вытекает из содержания ст. 176

ГК, согласно которой созданы государством юридические лица не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, кроме случаев, установленных законом.

ГЛАВА 11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБЫТКИ ГОСУДАРСТВА, АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ

Статья 174. Ответственность по обязательствам государства

1. Государство отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание.


Комментарий:

1. Существует насущная потребность в урегулировании отношений, касающихся ответственности по своим обязательствам. Но на этот день достаточной определенности соответствующих правил не существует. В статье, комментируется, отмечается, что государство отвечает «своим» имуществом, но не понятно какое же имущество следует считать «своим» (по отношению к государству). Также неопределенным является положение ч. 1 ст. 326 ГК: «В государственной собственности находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие государству Украина». В словах «принадлежащего» содержится не больше определенности, чем в слове «свое» (имущество).

2. Требует объяснения и формулировка «государство отвечает... своим имуществом ». Юридическая ответственность, в том числе и гражданско-правовая, является материально-правовым явлением. Если должник добровольно не исполнил обязанности, входящие в содержание гражданско-правовой ответственности, на основании должным поданного иска возникают процессуальные отношения, в рамках которых согласно процессуально-правовыми нормами о

ответственность принимается судебное решение о привлечении лица к ответственности, подлежит при необходимости принудительному исполнению государственной исполнительной службой. На стадии исполнительного производства должник принуждается к исполнению обязанностей, составляющих содержание гражданской ответственности. На этой же стадии выявляется имущество, на которое может быть обращено взыскание. Итак, ст. 174 ГК регулирует

путем установления нормы, отсылает к специальному закону, отношения, которые являются элементом исполнительного производства, а не устанавливают гражданско-правовую ответствен-ность государства в материально-правовом смысле этого понятия.

3. То обстоятельство, что законодательство Украины четко не дифференцирует отношения материально-правовые, процессуальные и те, которые возникают на стадии исполнительного производства, несколько усугубляет ситуацию правовой неопределенности. С нее законодательство Украины вполне позволяет выйти, если грамотно толковать соответствующие положения законодательства. Но в деле об аресте самолета, принадлежавшего государственному предприятию Украины, которая (справа) рассматривалась Федеральным судом Канады, судья признал наличие у него «зияющих пробелов в понимании понятия ответственности по законодательству Украины». Это стало основанием для дальнейшего заключения о недостаточной правовой урегулированности соответствующим отношениям материально-правовыми нормами Украины. Поскольку четкий юридическую статус государственного учреждения в Украине не определен, судья счел возможным создать очень опасный для Украины прецедент: «... я считаю, что требования... можно удовлетворить за счет собственности государства Украина ».

4. Как ранее действующее (ст. 13 Закона «О предприятиях в Украине», утратившим силу с 1 января 2004 p.), Так и действующее на сегодня гражданское законодательство последовательно проводит принцип раздельности имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, с одной стороны, и государства - с другой. Считается само собой разумеющимся: если к праву хозяйственного ведения, которое признается коммерческими предприятиями, применяются правила о собственности (ч. ст. 136 ГК ), то государство и его органы не вправе изымать имущество у государственного предприятия. Казенные предприятия в имущественных отношениях менее отделены от государства. Но даже и здесь установлено: «Орган, к сфере управления которого входит казенное предприятие, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, и имеет право изъять у казенного предприятия имущество, которое не используется или используется не по назначению, и распорядиться им в пределах своих полномочий "(ч. З ст. 77 ГК). Итак, изъятие государством у казенного предприятия принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества возможно только при определенных условиях. В целом же право оперативного управления ограждается законом соответственно положениям, установленных для защиты права собственности (ч. ст. 137 ГК). Поэтому утверждение о том, что государство может по своему усмотрению отобрать имущество у государственных предприятий и передать его другим государственным предприятиям, если только его право обновления во владении не ограничен

специальными положением в уставе предприятия, противоречит ст. 73 - 77 ГК.

5. Если должником в исполнительном производстве является определенный субъект (в том числе и государство), то на имущество, принадлежащее этому субъекту, и переданное другому субъекту, обращение взыскания невозможно, если сам должник сохранил право изъять это имущество у лица, которому оно передано (в данном случае имеется в виду право государства, осуществляется соответствующими органами исполнительной власти). Право государственных органов

на имущество, переданное юридическим лицам на праве хозяйственного ведения и опера-тивного управления, получило название управления объектами государственной собственности.

6. Полномочия по управлению объектами государственной собственности предоставлены: 1) Кабинета Министров Украины, 2) Фонда государственного имущества Украины, 3) министерствам и другим органам исполнительной власти, государственным хозяйственным объединением, государственным холдинговым компаниям, другим хозяйственным организациям. Кроме того, управление объектами государственной собственности осуществляют государственные органы, которым такое

полномочие предоставлено отдельными законами, юридические и физические лица, выполняющие функции по управлению корпоративными правами государства (ст. 4 Закона «Об управлении объектами государственной собственности» ). Национальной академии наук, отраслевым академиям наук государственное имущество передается в бессрочное бесплатное пользование. С ст. 8 названного Закона можно сделать вывод, что это право включает в себя и по

вноваження, охватываемых понятием управления объектами государственной собственности.

7. Кабинет Министров определяет те объекты государственной собственности, в отношении которых функции управления выполняет он сам, и объекты государственной собственности, полномочия по управлению которыми передаются другим субъектам управления. Осуществляя управление объектами государственной собственности, Кабинет Министров принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных структур, о создании, ликвидации и реорганизации казенных предприятий, принимает решение о передаче объектов государственной собственности в коммунальную собственность, определяет порядок управления корпоративными правами государства, а также осуществляет другие полномочия, установленные ст. 5 Закона «Об управлении объектами государственной собственности».

8. Министерства, другие органы исполнительной власти, осуществляя полномочия по управлению объектами государственной собственности, принимают решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заключают и разрывают контракты с руководителями государственных предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих к сфере их управления, утверждает годовые финансовые планы, а также

инвестиционные планы и т.д. (ст. 6 «Об управлении объектами государственной собственности»).

9. Фонд государственного имущества принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций, находящихся в его управлении, осуществляет функции арендодателя целостных имущественных комплексов государственных предприятий, организаций, их структурных подразделений, недвижимого и другого индивидуально определенного имущества, осуществляет управление государственными корпоративными правами и т.д. (ст. 7 Закона «О

управления объектами государственной собственности »).

10. С учетом изложенного, «своим имуществом» в отношении государства не может считаться имущество, переданное юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Между тем, основная часть государственного имущества, находящегося в госу-дарственной собственности, передается как раз в таких правовых формах. Даже военное имущество закрепляется за воинскими частями на праве оперативного управления . Своим имуществом отношении государства следует считать только те объекты права государственной собственности, которые не передавались юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким имуществом являются: 1) корпоративные права, принадлежащие государству. Государство является собственником акций и субъектом корпоративных прав. В соответствии со ст. 168 ГК и Указа Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» корпоративные права государства осуществляются Фондом государственного имущества . Полномочия Фонда при этом определяются по тому, как они были установлены для ранее существовавшего Национального агентства Украины по управлению государственными корпоративными правами . Для непосредственного осуществления управления пред-ляются представители, как это предусмотрено постановлением Кабинета Министров «О управ-ления корпоративными правами государства» . Предусмотрено также ведение Реестра корпоративных прав государства , 2) средства государственного бюджета. Это следует из положения о том, что Кабинет Министров (он не имеет статуса юридического лица) обеспечивает выполнение государственного бюджета (п. 6 ст. 116 Конституции Украины ), 3) золотовалютные резервы, которыми управляет Национальный банк Украины (ст. 28 Закона «О Национальном банке Украины» ), 4) имущество, которое передавалось юридическим

лицам на праве хозяйственного ведения или управления и осталось в управлении Фонда государственного имущества или его территориальных отделений и представительств.

11. На ценные бумаги, принадлежащие государству на праве собственности, и корпоративные права, не удостоверенные ценными бумагами, обращение взыскания по обязательствам государства возможно. Не исключается обращение взыскания и на имущество, которое не передавалось юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на средства государственного бюджета возможно. Но бюджетные средства имеют специальный правовой режим, устанавливается Бюджетным кодексом и по-конами о государственном бюджете, принимаемых ежегодно, поэтому исполнение решения о взыскании средств за счет государственного бюджета невозможно, кроме случаев, когда на соответствующие цели выделяются средства законом о государственном бюджете на соответствующий год.

12. Относительно золотовалютных резервов также необходимо более четкое определение их правового статуса как таковых, на которые не может быть обращено взыскание. Сегодня их статус более определяется возможностями Национального банка, вытекающие из фактического владения, и соображениями, связанными с имиджем государства.

13. То обстоятельство, что значительное имущественное массив, признается государственной собственностью, передан государством юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исключает обращения взыскания на него по обязательствам государства и в значительной степени исключает обращения взыскания по обязательствам юридических лиц (субъектов объектов права хозяйственного ведения или оперативного управления), является вполне допустимой соответственно как с внутренним законодательством, так и международного права. При определении содержания и объема права государства и юридических лиц, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на такое имущество

законодатель формально не ограничен. Он только должен учитывать, что возможные контрагенты по гражданско-правовым договорам будут отказываться от заключения контрактов с государством и указанными юридическими лицами, учитывая ограниченность возможности обращения взыскания на их имущество.

14. Конструктивным в аспекте защиты прав народа на природные ресурсы является признание их в Конституции (ст. 13), ГК (ст. 324), Хозяйственном кодексе (ст. 148) объектом права собственности Украинского народа. Гражданское законодательство не предусматривает участия украинского народа в гражданско-правовых отношениях. С учетом этого нет угрозы обращения взыскания на природные ресурсы по обязательствам субъектов гражданских правоотношений, в том числе и государства. Правда, основной вид природных ресурсов - земля, в значительной степени объектом государственной собственности (ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса ) и передается созданным государством юридическим лицам в постоянное пользование (ст. 92 того же Кодекса), что создает предпосылки для возможности обращения взыскания по обязательствам государства на земельные участки, находящиеся в государственной собственности (если субъект права требования может быть субъектом права собственности на землю), и требует внесения дополнений в соответствующие законы.

15. Признание возможности ответственности государства по его обязательствам и обра ния взыскания на его имущество не означает, что любой суд в соответствии с национальным законодательством, определяющим его полномочия, вправе рассмотреть дело и вынести решение в отношении Украины. Украина является независимым и суверенным государством (ст. 1 Конституции Украины). Поэтому она может быть ответчиком только в том суде, юрисдикция которого она добровольно признала односторонне или путем заключения международно-правового договора, в соответствии с Законом «О международных договорах Украины» . В случае предъявления требования к государству, Украина только в некоторых случаях признает юрисдикцию других судов, кроме судов Украины (Конвенция о защите прав человека и основных свобод , см.. Также п. 10, 11 комментария к ст. 167 ГК) . В соответствии со ст. 39 Закона «О внешнеэкономической деятельности» споры относительно применения положений настоящего Закона рассматриваются в судах Украины. В других случаях требование к государству также может быть предъявлено только в суде Украины (если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на который дано Верховной Радой).

При условии, что есть судебное решение о взыскании с Украины как основного или субси-диарного должника денежной суммы, оно может выполняться соответствующими органами других государств только при наличии международного договора, в порядке оказания помощи соответствующим государственным органам Украины. По общему же правилу выполнения судебных решений, по которым должником является государство, возможно лишь с соблюдением требований ст. 390 - 398 ГПК .

Государство, АРК, территориальные громады, вступая в гражданские отношения, могут выступать субъектами имущественной ответственности, во-первых, в договорных обязательствах, во-вторых, во внедоговорных обязательствах. В первом случае указанные публичные образования, как и любая из сторон заключенного договора, могут привлекаться к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законом или договоров обязанностей, т.е. за нарушение прав и охраняемых законом интересов другой стороны.

Положения ст.176 ГК закрепляют в качестве общего правила принцип раздельной ответственности государства, АРК, территориальных громад, а также учрежденных ими юридических лиц. По общему правилу государство, АРК, территориальные громады не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом, а юридические лица не отвечают по их обязательствам (части 1, 2 ст.176 ГК). Не несут они ответственности и по обязательствам друг друга (части 3, 3, 5 ст.176 ГК) учрежденных ими предприятий, учреждений, организаций.

Однако учитывая специфику указанных публичных образований, в ГК расширен по сравнению с ранее действующим ГК УССР перечень оснований привлечения их к ответственности из внедоговорных обязательств за причиненный вред гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу.

Государство возмещает вред в случае: (1) спасания человека (ст.1161 ГК), (2) незаконных действий органов дознания, следствия, суда, прокуратуры (ст.1176 ГК), (3) нераскрытия преступления (ст.ст.1177, 1207 ГК).

Государство, АРК, территориальная громада возмещают вред, причиненный (1) незаконными действиями или бездействием их органов (ст.1173 ГК), (2) незаконными решением, действиями или бездействием их должностных лиц (ст.1174 ГК), (3) принятием впоследствии отмененного незаконного нормативного акта (ст.1175 ГК).

Статьями 174, 175 ГК предусмотрена ответственность государства и территориальных громад по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Однако четкого механизма реализации указанных норм в процессуальном законодательстве до настоящего времени нет. Указывается, что ответчиком по гражданско-правовым обязательствам должны выступать финансовые органы и т.п.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается особенность правового статуса государства, АР Крым и территориальных громад как субъектов публичного права с точки зрения гражданского права?

2. Каков объем правосубъектности государства, АР Крым и территориальных громад?

3. Каковы формы участия в гражданском обороте государства Украина?

При опосредованном участии государства в гражданском обороте через специально созданных для этих целей юридических лиц, появляется необходимость создать юридическую конструкцию, которая позволила бы защитить интересы возможных кредиторов. В этой связи ГК РФ предусматривает субсидиарную ответственность государства, по долгам созданных им лиц.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, согласно п.5 ст.113 ГК РФ, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам в гражданском обороте. Субсидиарная ответственность собственника имущества (государства) наступает только в случае недостаточности имущества у данного предприятия при его банкротстве. При этом возникает нетипичная для других юридических лиц ситуация. С одной стороны, согласно п.2 ст.295 ГК РФ, предприятие не вправе каким-либо способом распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, а с другой, согласно п.5 ст.113 ГК РФ, оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся в его распоряжении имуществом.

С учетом того, что право собственности на имущество принадлежит государству, получается, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, являясь самостоятельным субъектом права, расплачивается по своим обязательствам имуществом, принадлежащим иному самостоятельному субъекту О.Н. Алдошин. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // российское право. № 1. 2001. С. 55..

Иначе обстоит дело с унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Здесь, согласно п.5 ст.115 ГК РФ, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Для наступления субсидиарной ответственности государства по обязательствам учреждения также необходимо дополнительное условие, но, в отличие от казенного предприятия, где оно связано с недостаточностью имущества, данное условие заключается в недостаточности денежных средств. Это единственное условие, предусмотренное ГК РФ.

При рассмотрении вопроса о субсидиарной ответственности государства необходимо учитывать и специфику плюралистической модели участия государства в гражданских правоотношениях.

Законодатель в ст.113, 114, 115, 120 ГК РФ, говоря об ответственности

государства по обязательствам созданных им лиц, использует понятие "собственник", а в случае с федеральным казенным предприятием указывает конкретно - Российская Федерация.

Возникает вопрос, кто должен нести ответственность: непосредственно государство как особый субъект права, выступающий как собственник и учредитель в корпоративных отношениях через уполномоченных им лиц, либо те лица, которые осуществляют полномочия собственника и учредителя. От ответа на данный вопрос зависит очень многое в защите интересов кредиторов государственных предприятий и учреждений. Исходя из общего смысла представительства ответственность по долгам государственных предприятий и учреждений должны нести не представители, а представляемое лицо, то есть государство, а это значит, что источником для покрытия указанных долгов является все нераспределенное имущество - государственная казна.

Е. А. Суханов так высказывается по этому вопросу: "...следует ясно представлять, что в роли собственника-учредителя здесь выступают не органы государственной власти (ибо в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215 ГК). Следовательно, именно об их ответственности идет речь. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215 ГК). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК) Суханов Е. А. Гражданский кодекс в хозяйственном праве // Хозяйство и право. 1997. N 5. С.84..

В последнее время к субсидиарной ответственности все чаще привлекаются государственные органы, являющиеся учредителями соответствующих учреждений. Определенную роль в этом сыграл новый БК РФ, в п.10 ст.158 которого указано, что выплаты по исполнительным листам при удовлетворении подобного рода исковых требований производятся за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств бюджета, которые и должны выступать в суде от имени казны.

Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам?

Иными словами - государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве. ЗВР – неприкасаем! "ЗВР есть, да не про нашу честь". Вот о чём говорит эта статья.

Ну, а имущество – здание, мебель - эти мелочи принадлежат государству.

Уставный фонд в размере 3 миллиардов рублей - тоже.

Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся.

Итак, формально являясь Госсобственностью, ЦБ, не несёт каких-либо обязательств по отношению к государству...

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако... ЗВР-то лежит не в ЦБ.

Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят, их печатают в Москве, на Гознаке, по лицензии ФРС. Смысла в большом количестве наличных денег нет вообще.

Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал» и их наличие на счетах ЦБ отражено в международной финансовой системе.

Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти сотни миллиардов долларов?

Есть в Брюсселе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ - две финансовые структуры Мирового Правительства.

ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее, в облигации займа правительства США, которое объявило дефолт по этим самым бумагам в 2008 г.

Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легкодоступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что нынешнее государство Россия до него не доберётся никогда.

Ну, а поскольку тут использованы ценные бумаги США, то понятно, чьи интересы в данном случае Центральный Банк России в своих действиях отражает.



Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка.

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки, которых раньше просто не существовало в природе.

Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами.

Ими распоряжается правительство США.

Это, так сказать, первый этап.

Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам - банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение, уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но, с неким увеличивающим коэффициентом.

Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы . Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США. В России абсолютно иная система. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России, ни при каких условиях, и, соответственно, этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Как же вводятся в обращение рубли?

Через покупку иностранной валюты, то есть, тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ, на столько он и напечатает рублей, и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу.