Готовится радикальная реформа контролеров. Без сплошных проверок Сотрудники роспотребнадзора что ждет в

Как подчеркивают в Роспотребнадзоре, перечень проверок сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, при котором повышенное внимание уделяется объектам высокого риска. "С 2008 года в 4 раза сократился перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 30 до 7 видов. При этом сроки рассмотрения документов уменьшены втрое", - добавили в ведомстве.

При этом там говорят, что уделяют особое внимание снижению административных барьеров. Между тем буквально вчера РИА Новости со ссылкой на поступивший в Совет Федерации доклад генпрокурора РФ Юрия Чайки сообщило, что Генпрокуратура выявила в 2015 году в деятельности Роспотребнадзора ряд нарушений, в частности необоснованное создание административных барьеров для предпринимательской деятельности.

Пока число проверок бизнеса различными ведомствами существенно не сократилось, - отмечает эксперт уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Роман Терехин. - Они только начинают вводить риск-ориентированный подход к проведению проверок, когда их частота привязана к уровню потенциальных рисков (экологических, трудовых и т.п.) на предприятии. Чаще всего проверяют торговлю. И все же среди ведомств, которые к сегодняшнему дню стали проводить меньше проверок, эксперт называет Роспотребнадзор (сокращение проверок на 30%) и Ростехнадзор (снизил число опасных производственных объектов в 2015 г. на 137 600, а это более 48% от общего числа).

Сейчас ведомства осуществляют около 130 видов госконтроля в отношении бизнеса и ежегодно проводится более 2 млн проверок. Так, по данным Минэкономики, в 2012 году провели 2,9 млн проверок, в 2013 году - 2,6 млн, в 2014 году - 2,3 млн проверок.

1 апреля 2016 года, напоминает Роман Терехин, была утверждена “дорожная карта” реформы государственных проверок, которая затронет весь бизнес, а не только малый. Теперь госорганы занялись отбором видов госконтроля для повсеместного внедрения риск-ориентированного подхода к 2018 году. К концу мая 2016 года ведомства должны внести в Госдуму законопроект о госконтроле, а в июне они должны будут разработать предложения по сокращению числа контрольно-надзорных ведомств и их объединению по сферам деятельности.

По предварительным оценкам, полный переход всех ведомств к риск-ориентированному подходу и сокращение числа проверок поспособствует снижению на 20% расходам государства на контрольные мероприятия, а бизнес в связи с этим сможет сэкономить около 1 трлн руб.

Напомним, что еще в декабре вице-премьер Ольга Голодец говорила: "Речь идет о передаче функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам".

Кардинальное переформатирование параметров проверочной деятельности является не просто давней мечтой всего бизнес-сообщества, но во многом находит поддержку и понимание со стороны исполнительной и законодательной власти, - говорит профессор Академии МВД РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. В июле прошлого года Владимир Путин подписал закон о трехлетнем моратории на плановые проверки малого бизнеса - с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года. Речь идет о неналоговых, или административных, проверках (обычно их проводят санэпидстанции, пожарные, трудовые инспекции, органы местного самоуправления). Но мораторий применим только к тем субъектам малого бизнеса, у кого нет административных штрафов за последние три года, и не распространяется на внеплановый контроль.

Кроме того, у каждого ведомства есть сегодня план по исполнению ряда поручений Президента и правительства, касающихся снижения административного, правоохранительного и контрольного давления на бизнес, создания благоприятных условий для бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны. Поэтому, отмечает профессор, пиарить сокращение количества проверок сегодня стало модно – если сократил количество проверок, придумал еще какие-нибудь новации в сфере поблажек бизнесу, значит идешь в фарватере заявленного государственного курса. Так, например, начиная с 1 января 2016 года надзорные органы МЧС России отменили на три года проверки субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предыдущих трех лет не было выявлено нарушений.

Однако есть и более глобальные предложения, напоминает эксперт. Сегодня широко обсуждается законодательная инициатива о вынесении только одного вида административного наказания для впервые нарушивших нормы КоАП предпринимателей – предупреждения. Уже была озвучена и и дея освобождать от уголовной ответственности предпринимателей, совершивших экономические преступления впервые, в случае возмещения ущерба. Сами проверки Иван Соловьев считает частью менталитета нашего чиновничества, сформированного еще в советское время. Нынешние контролеры стремятся самоутверждаться и завоевывать авторитет не только у государства, но и в предпринимательской среде.

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

В 2017 году начнется реформа контрольной и надзорной деятельности государства

Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отбирать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, следует из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется

Сотрудник МЧС России во время проверки магазина (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с целью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на работу по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новой философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с которым ознакомился РБК.

Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

От сплошных проверок к «умному регулированию»

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это больше всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России ежегодно проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, например, от — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, говорит министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и нового отношения», — сказал он в четверг.

Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, ставит цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к концу 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сокращена и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с вопросами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», следует из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как считает вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего страшного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может прийти Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.

Отбор кадров строже, зарплаты — выше

Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный набор чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, следует из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения причин. МЧС — по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для остальных ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на место. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта предполагается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, оговорились авторы проекта.

Проект предполагает появление специальных требований к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей станет поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено внедрять систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие специальных нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В целом запланировано введение «новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», сказано в паспорте проекта.

В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) обязательные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое обязательное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, сказано в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры ежегодно должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («нужно») и «как нельзя».

Ротация на «коррупционных» должностях

Авторы программы уделяют внимание и борьбе с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют установить четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по вопросам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии проводить такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов хотят провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов заставят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На должностях с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.

Другие меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, например, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «четких оснований и критериев принятия решений».

Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Например, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном порядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою работу будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В паспорте программы упоминается «облачное решение», которое призвано обеспечить автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по работе с массивами больших данных (Big Data).

Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. ежегодно в 2017-2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический центр при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной стороны, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она требует больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», которых можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные требования» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неправильным подходом», рассуждает Блудян.

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

Профессиональный праздник отмечают сегодня работники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека /Роспотребнадзор/. В этот день в 1922 г. декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» были созданы первые в России санитарно-эпидемиологические учреждения. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-эпидемиологических станций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с указом президента России от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Руководителем Роспотребнадзора является Геннадий Онищенко, который возглавляет данную службу с момента ее образования. Главный санитарный врач Онищенко является, пожалуй, одним из самых цитируемых СМИ чиновников. Его решения бурно обсуждаются именно потому, что затрагивают жизнь каждого человека.

Роспотребнадзор обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения. Помимо этого служба, в целях защиты прав потребителей, осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров

Роспотребнадзор находится в ведении Минздравсоцразвития РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и иными организациями. В Роспотребнадзоре образовано 89 территориальных управлений и 90 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах России. Специалисты Федеральной службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 — речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях.

Помимо Территориальных управлений и Центров гигиены и эпидемиологии, в подведомственности Роспотребнадзора находится 28 научно-исследовательских институтов, 14 противочумных станций и более 100 организаций дезинфекционного профиля.

Всего в органах и организациях Роспотребнадзора работает около 110 тысяч специалистов, которых сегодня стоит поздравить с профессиональным праздником и пожелать им успехов в работе, здоровья и счастья.