Гражданский кодекс российской федерации. Изменения в законодательстве о нотариате. Изменения в порядке начисления процентов за просрочку оплаты
Производство по делам об административных правонарушениях — это разновидность процессуальной деятельности, сущность которой выражается в выполнении уполномоченными субъектами нормативно урегулированных, последовательных шагов по рассмотрению соответствующей категории дел и применению к нарушителям административных санкций.
Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Руководящие идеи именуются принципами. Это:
- Законность. требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
- Принцип госязыка. должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
- Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
- Открытость производства по делам об административных правонарушениях . Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
- Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:
- Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
- Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
- Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях , движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти.
Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении , которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях :
- Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
- повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
- основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения.
Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.
В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.
Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:
- Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
- Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу.
Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения». - Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
- Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
- Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку.
Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.
Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).
Конституционный суд РФ также указал (определение от 25.01.2012 № 72-O-O), что обжаловать можно только постановление по делу. При этом в жалобе могут быть приведены возражения относительно протокола.
Когда наказание (штраф или предупреждение) назначается непосредственно на месте нарушения, протокол может не составляться. В этом случае сразу же выносится постановление о правонарушении.
Специфическая ситуация — когда решение о возбуждении принимается в форме определения. Такой акт выносится при необходимости совершения после выявления правонарушения процессуальных действий, предполагающих затраты времени, то есть проведения административного расследования. Данный порядок характерен для нарушений страхового, антимонопольного, налогового и других отраслей законодательства (ст. 28.7 КоАП).
Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства
Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.
Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:
- Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
- Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
- Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.
Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:
- протокол;
- объяснения привлекаемого к ответственности лица;
- документы и вещественные доказательства;
- показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях .
Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения
Основные моменты, касающиеся подведомственности административных правонарушений, следующие:
- Общим критерием определения места рассмотрения выступает место его совершения.
- Нарушитель может ходатайствовать о переносе процедуры по месту его жительства.
- По месту выявления рассматриваются такие категории дел, как неповиновение законным распоряжениям представителей властных субъектов, несоблюдение порядка осуществления митинга, иных общественных мероприятий.
- Если же по делу проводилось расследование, определяющим станет место нахождения осуществлявшего его органа.
Общее правило о сроке гласит, что на рассмотрение дается 15 дней после получения управомоченным субъектом протокола или остальных материалов дела. Судья же имеет в распоряжении 2 месяца.
Актуальной проблемой на такой стадии производства по делам об административных правонарушениях , как рассмотрение дела, является истечение срока давности (общий — 2 месяца, для судей — 3) до момента окончательного разрешения дела. Это часто приводит к прекращению производства по нему и фактически освобождает лицо от ответственности. В настоящее время рассматривается законопроект об увеличении этого срока до 6 месяцев.
Производство по делам об административных правонарушениях , осуществленное в точном соответствии с предписаниями закона, выступает гарантией соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, а также потерпевших. В этом случае оно становится эффективным инструментом обеспечения правопорядка в государстве.
69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.
Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо.
Эти лица вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления по делу относятся к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля.
Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика.
Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Законные представители физического лица вправе осуществлять свои полномочия на этапе обжалования постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу.
Законные представители физического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов только при производстве по делу об административном правонарушении; процессуальные действия, осуществляемые законными представителями на этапе исполнительного производства, т.е. после вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, комментируемой статьей не установлены.
Законным представителем юридического лица кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.
Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, - от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которого он представляет, - на постановление о прекращении производства по делу.
При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Процессуальное положение этого участника процесса весьма сходно с процессуальным положением обвиняемого. В отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу, собраны доказательства, достаточные для обвинения; составлен протокол. Таким образом, данное лицо – это центральная фигура производства по делу. Все правоотношения крутятся вокруг одного вопроса – виновность или невиновность лица.
Для процессуального положения этого лица характерны 2 момента:
1) Это лицо возможный субъект административной ответственности, поэтому от него логично ожидать противодействия. Для предупреждения и пресечения такого противодействия закон допускает применение к такому лицу мер процессуального принуждения или мер обеспечения производства по делу. Перечень этих мер мы обнаружим в главе 27 КоАП.
Административное приостановление деятельности юридического лица – это мера административного наказания, но как мера пресечения используется запрет совершения деятельности.
2) В силу презумпции невиновности лицо считается невиновным до вынесения постановления. Но при этом может быть и прекращено производство.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает совокупностью прав, образующих право на защиту. Используя это право, лицо выступает активным участником процесса, способным повлиять на его развитие.
Особенности права на защиту:
1) Право на защиту – это обеспеченная законом возможность оспаривать факт совершения административного правонарушения, доказывать меньшую виновность, доказывать наличие смягчающих обстоятельств. Право на защиту определяется статьей 25.1 КоАП и другими – право на обжалование (глава 30.1).
То есть, право на защиту закреплено нормативно, сконцентрировано в главе 25.1, но и в других нормах.
2) Право на защиту не сводится к праву иметь защитника.
3) Право на защиту корреспондирует обязанности должностных лиц, составивших протокол; органа, должного лица, рассматривающего дело, обеспечить возможность защищаться установленными законами средствами.
Право на защиту включает :
1) Право знакомиться с материалами дела. Право знать, в чем обвиняется лицо, обеспечивается обязанностью лица, составившего протокол предоставить его для ознакомления и подписи (п.4 ст.28.1 КоАП). Обязанность суда и органа уведомить об обвинении корреспондируется. Но если лицо уклоняется лицо? Если лицо уведомлено надлежаще, что оно должно явиться, оно не явилось, то протокол составляется без него.
2) Право давать объяснения. В соответствии со статье 51 К РФ – это право, а не обязанность, и никто не вправе отказать лицу в желании быть выслушанным.
3) Право представлять доказательства. Т.е. оспаривая свою виновность лицо вправе вручать органу, разрешающему дело, ходатайства (о вызове экспертов, например)
4) Право пользоваться юридической помощью защитника. Статья 25.5 КоАП – защитником является адвокат или иное лицо, приглашенное по выбору лица. Нормы о том, с какого момента допускается защитник к защите лица всегда были динамичны. В литературе было признано, что защитник имеет право участвовать в деле с момента возбуждения производства по делу. В современном КоАП защитник допускается с момента составления протокола о правонарушении. А если составляется не протокол об административном правонарушении, а протокол чего-то другого. Потом внесли изменения – «с момента возбуждения дела».
Нужно понять, когда дело возбуждено. Норма статьи 28.1 КоАП – с какими документами законодатель связывает возбуждение по делу.
5) Право выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика; переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которого ведется дело. Даже на стадии составления протокола важно участника переводчика.
6) Право обжаловать постановление по делу, как вступившее, так и не вступившее в законную силу. Данному праву всего 10 лет. Раньше нельзя было обжаловать постановление по делу. Потом только не вступившие в законную силу, и года 3 назад стало возможно оспаривать вступившие в законную силу.
7) Долгое время у лица, в отношении которого ведется производство, не было права заявлять отводы. В настоящее время закон в статье 25.1 закрепил данную норму.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе:
а) знакомиться со всеми материалами дела (т.е. читать их, делать выписки, снимать копии и т.п.);
б) давать объяснения (на русском языке, а если он не владеет русским языком - на другом языке с учетом правил ст. 24.2 , см. коммент. к ней). Однако обязать его давать объяснения нельзя: если лицо воздерживается от дачи объяснений, это не означает, что он признает свою вину; и в данном случае презумпция невиновности сохраняет свое действие (см. коммент. к ст. 1.5);
в) представлять доказательства (в т.ч. письменные, вещественные, иные, см. коммент. к ст. 26.2);
г) заявлять ходатайства (в письменной форме и на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 24.4);
д) заявлять отводы (например, судье, который рассматривает дело об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 25.12 , 25.13);
е) пользоваться юридической помощью защитника (например, адвоката, см. коммент. к ст. 25.5);
ж) пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (например, правом подавать жалобы, см. коммент. к ст. 30.1 , 30.2).
2) в них определены случаи, когда присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно, если за данное правонарушение может быть назначено:
а) такое наказание, как административный арест (см.
Производство по делам об административных правонарушениях во многих отношениях схоже с уголовным процессом, но отличается от него большей оперативностью и некоторой упрощенностью.
По общему правилу о совершении административного правонарушения сразу при его выявлении составляется протокол . При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех случаях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуальные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).
Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта (если это необходимо), исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается коллегиальным органом, составляется протокол.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление - либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.
Если дело об административном правонарушении рассматривается коллегиальным органом, то постановление принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
Административное наказание назначается в пределах, установленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей ответственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во внимание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
При малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием.