История психодиагностики. Основные вехи становления и развития психодиагностики. История развития отечественной психодиагностики. История развития психодиагностики Предыстория психодиагностики кратко

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуальнопсихологических особенностей личности.

Психодиагностика представляет собой область психологической науки, разрабатывающую методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Таким образом, в узком смысле слова психодиагностика изучает индивидуальные особенности человека или группы людей, исходя из знания закономерностей психического развития и формирова­ния личности. Если же ориентироваться на специфику онтогенеза, то надо гово­рить о широком определении предмета психодиагностики, в соответствии с ко­торым она должна заниматься выявлением психологических условий, благопри­ятных для оптимального развития.

Первые «тесты», предназначенные для определения индивидуальных пси­хологических различий, были известны более 4 тыс. лет назад. История древ­нейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Вместе с тем в течение длительного - даже в историческом плане - периода времени эти попытки изме­рить психическое носили чисто эмпирический характер, так как психологиче­ские проблемы не были выделены в самостоятельную область знания и, соот­ветственно, отсутствовали методы, которые позволили бы проводить системати­зированные психологические исследования и создавать на их основе теоретиче­ские модели психического развития, без которых невозможно дать адекватную оценку личности.

В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает попу­лярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность коли­чественного выражения индивидуальных различий. Термин «психодиагностика» появился в начале 20-х гг. XX в., после публикации в 1921г. работы Г. Роршаха, разработка же этой проблемы началась почти на пятьдесят лет раньше. Значи­тельный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттэлла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и др.

Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью психоди­агностики стало возможным лишь после появления в психологии ряда необхо­димых предпосылок :

1) В качестве первой из них можно назвать экспериментальную психоло­гию, возникновение которой связано с именем Г. Фехнера. Он впервые обосно­вал психофизический метод исследования. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя Фехнер использо­вал логарифмическую функцию, что позволило ему сформулировать первый ко­личественный закон в психологии.

Взяв за основу простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и в начале XX столетия она стала ведущим на­правлением эмпирического психологического исследования.

Первоначально экспериментальная психология занималась изучением са­мых элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влия­нием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих зако­номерностей, которые психологи пытались представить в виде математических моделей. Так, например, в лаборатории В. Вундта было замечено, что время ме­жду восприятием прохождения звезды через заданную точку в оптическом при­боре и простой моторной реакцией (испытуемому, заметившему прохождение звезды, надо было нажать на ключ, чтобы зафиксировать тем самым время ее прохождения) у разных наблюдателей значительно варьирует. Эти исследования привели к введению «личных уравнений» как примеров индивидуальных разли­чий.

Вместе с тем известно мнение Вундта о том, что высшие психические функции, которые составляют сущность личности, недоступны эксперимен­тальному исследованию. Однако позднее ученики Вундта стали заниматься практическими проблемами. Это в значительной мере определило развитие пси­ходиагностических методов исследования личности и в рамках эксперименталь­ной психологии.

    Второй предпосылкой выступила дифференциальная психология, т.е. область психологии, которая изучает индивидуальные различия. Эта частная область психологии является не психологией индивидуальности в собственном смысле, а, как говорил В. Штерн, «наукой о существенных различиях в психи­ческих функциях и свойствах».

Возникновение дифференциальной психологии было подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему «Индивидуальная психология», в котором в противоположность господствовавшему мнению (в т.ч. мнению В. Вундта) признавалось возможным и необходимым экспериментальное исследо­вание высших психических функций, таких, как память, мышление, представле­ние и т. д.

Начавшись с работы В. Штерна «О психологии индивидуальных разли­чий» (1900) и с попыток «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон), с пер­вых тестов интеллекта, дифференциальная психология под непосредственным воздействием общественной практики делает попытки измерить другие индиви­дуально-психологические особенности. Речь шла не об исследованиях индиви­дов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуаль­ных формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выявлялись половые, возрастные и т.д. различия ин­дивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Дифференциальная психология открыла новую предметную область пси­хологии - индивидуальное и исследовала его вариабельность в разных популя­циях и между разными популяциями.

В методологическом плане дифференциальная психология, как и экспе­риментальная, изучала не особенности конкретной личности, а ее отдельные свойства, взятые изолированно.

    В развитие психодиагностики свой вклад внесла прикладная пси­хология, которая также связана с именем В. Штерна. Он проводил в прикладной психологии различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника). К заслугам В. Штерна в этой области можно отнести не только сделанное им указание на специфичность ди­агностических проблем в области психологии, но и то, что им был сформулиро­ван принцип единства диагностики и развития личности. Позднее этот принцип был признан Л.С. Выготским и другими исследователями как необходимая ме­тодологическая основа психодиагностической практики.

4) Тестология как еще одна предпосылка возникновения психодиагности­ки имела, возможно, наиболее существенное влияние на процесс оформления психодиагностики в самостоятельную область психологических знаний в связи с тем, что в тестологии были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени.

Основателем тестовой диагностики считается известный американский психолог Дж. М. Кеттэлл, поскольку его статья «Умственные тесты и измере­ния» (1890) оказала решающее влияние на разработку точных методов диагно­стики. Кеттэлл, который ввел также и сам термин «тест», ставил перед собой за­дачу изучения целостной личности. Однако в основе проводимых им и его уче­никами исследований лежало упрощенное представление о психике человека. По этой причине отдельные индивидуальные свойства личности выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что лишало возможности говорить об индивидуальном своеобразии личности в целом или какой-либо ее сущест­венной стороны. С Кеттэлла началась традиция исследования интеллекта посту­пающих в учебные заведения (1896), которая сохраняется до сих пор в амери­канских университетах.

Таким образом, накопление знаний, развитие теории и методов под влия­нием потребностей практики - в совокупности все эти факторы обусловили вы­деление психодиагностики в самостоятельную отрасль психологического зна­ния. Одной из основных предпосылок возникновения психодиагностики являет­ся переход от исследования индивидуальных различий к исследованию индиви­дуальностей . Недостаточно четкое разграничение, в частности, дифференциаль­ной психологии и психодиагностики и сегодня приводит к смешению исследо­вательских методов и психодиагностических методик. При этом часто индивид заменяется группой (коллективом) и диагностируются различия не между инди­видами, а между группами. Принимая во внимание тесные связи между психо­диагностикой и дифференциальной психологией, применение дифференциаль­но-диагностических методов в психодиагностике, современные тенденции раз­вития психодиагностики предполагают стремление к разработке таких методов измерения, при которых характеристика человека, отдельных его сторон и свойств не зависела бы от того, в какой мере эти свойства развиты у других лю­дей.

· В России 1910 году А.Н. Бернштейн (директор лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Московского университета) и его единомышленники Г.И. Россолимо, Ц. Балталон и Т.Ф. Богданов организовали в Москве Общество экспериментальной психологии (еще одно). Ими были созданы первые тесты на русском языке: «Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психологические профили» (Г.И. Россолимо).

· Ф.Е. Рыбаков, преемник в директорстве А.Н. Берштейна, выпустил один из первых в России сборников психологических методик, куда вошли тесты и методические приемы Ф. Гальтона, Х. Мюнстерберга, А. Бурдона, Г. Эббингауза, А. Бине и В. Анри, Э. Крепелина, А.П. Нечаева, А.Н. Бернштейна и других, «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, составленных применительно к цели педагогического и врачебно-диагностического исследования».

· Работы по созданию методов психодиагностики велись также в клинике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко.

· Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала исследования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сих пор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерецкого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор.

· Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей.

· В промышленности на основе таких же тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей и интересов. Также были неизбежны технические накладки: плохая адаптация зарубежных тестов-образцов, привлечение непрофессионалов к проведению тестирования, категоричность выводов и т.п.

· Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (например, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом сына Василия) привели к появлению 4 июля 1936 года постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов», которое положило запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось) тестов и анкет. Были прекращены все психодиагностические исследования, закрыты все педологические учреждения и почти все лаборатории по психотехнике и психофизиологии труда. Слово «тест» сделалось неприличным. Резкая критика педологии сопровождалось отрицанием всего положительного, что было сделано учеными в области педологии, психотехники, психодиагностики и психологии в целом.

· Понадобилось около 40 лет, чтобы психодиагностика была полностью восстановлена в своих правах. В 50-60-е годы тестирование применялось неофициально и часто так не называлось. Перелом в отношении к тестированию произошел после того, как положительное мнение о научно обоснованных методах психологической диагностики личности высказали Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия и Анатолий Александрович Смирнов в статье «О диагностических методах психологического исследования школьников» в журнале «Советская педагогика» (1969. № 7).

· С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной психодиагностики. Она развивается в пато- и нейропсихологии, а также в тех областях, где СССР должен был сохранить преимущества – авиационная и космическая медицина, спортивная психология и ряде других областей. В них применялись научные методы отбора и оценки кандидатов: летчики, операторы, космонавты, спортсмены и пр. Этот период отмечен бурными дискуссиями о месте психодиагностики в системе психологического знания, о принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. В 70-е годы проводятся первые специализированные конференции по психодиагностике в Таллине.

· В 1982 году впервые в русском переводе вышел учебник Анны Анастази «Психологическое тестирование». В 1987 году выходит отечественный учебник «Общая психодиагностика». С середины 70-х и преимущественно в 80-е годы издается целый ряд оригинальных работ по психодиагностике. Адаптируются западные и создаются отечественные тесты.

· В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соответствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных источников или устаревших. Повышение профессионализма в использовании диагностических методик ведет к более качественному уровню применения тестирования.

· Большую работу в создании высокопрофессиональных психодиагностических методик в настоящее время проводят коллективы факультета психологии Московского госуниверситета и Центра «Гуманитарные технологии» А.Г. Шмелева при нем, психодиагностической лаборатории Психологического института РАО под руководством М.К.Акимовой, Института прикладной психологии Л.Н. Собчик, «Когито-центра» при Психологическом институте РАН (г. Москва); психологической лаборатории Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, фирмы ИМАТОН (г. Санкт-Петербург), Научно-производственного центра «Психодиагностика» (г. Ярославль) и некоторых других.

Билет №6: Классификация психодиагностических методик.

Классификация методов по Й.Шванцара:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

4. по психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

· проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные многозначные стимулы;

· исполнительные. Испытуемый совершает какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификация методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову:

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттела или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Коса, «сложение фигур» из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость выполнения, тесты мощности, смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено, исследователя интересует как успешность выполнения, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Изложение истории психодиагностики обычно осуществляется наиболее простым способом - воспроизведением истории людей, занимающихся психологией или социальными исследованиями и активно использующих тесты в качестве основных методов своей работы. Традиция эта довольно прочно вошла в наше сознание как неоспоримый факт. Представление о человеке, изучающем психологическую проблему, измеряющем некие ее параметры и сводящем в единый континуум количественные и качественные знания, лежит в основе многих историко-психологических публикаций. Видимо, это верно и с точки зрения целостности психодиагностики как части психологической науки.

По существует и другой взгляд на историю науки. Он отражает историю идей посредством провозглашения акцента на приоритете парадигмы.

Объем данной книги позволяет обратиться лишь к ее основным вехам, отчасти отразив, как люди в современной им социальной ситуации использовали психологические методы, модифицируя и дополняя их новыми оригинальными психодиагностическими средствами. Тем самым попытаемся совместить историю идей и историю людей в единой формуле развития этапов психологического исследования. И этот краткий экскурс построим в виде обзора важных, на наш взгляд, пунктов исторического пути развития психологических подходов к оценке особенностей индивида и группы.

Прежде чем исследовать проблемы диагностики в рамках психологии, следует понимать, что на практике оценка особенностей человека, его поведения и деятельности осуществлялась постоянно, на протяжении всей истории человечества. Поэтому допустимые с точки зрения современных взглядов методы зачастую вплетались в канву так называемых ненаучных, эзотерических техник.

Психодиагностика как научно-практическая дисциплина сформировалась лишь в конце XIX - начале XX в. Она имела общие корни, с одной стороны, с экспериментальной психологией, психофизикой, психофизиологией, психометрией, а с другой - с психотехникой, которая изучала проблемы практической деятельности людей в прикладном аспекте.

В отличие от классического экспериментирования в основу психодиагностического метода был положен констатирующий эксперимент, т.е. сам процесс измерения интересующих психолога переменных. В результате диагностического действа определенная реакция испытуемого сигнализировала экспериментатору о его принадлежности к определенному личностному типу или наличию у него определенной особенности, черты и т.д.

Практика применения методов психодиагностики связана с развитием необходимости оценки качеств людей, их индивидуальных особенностей, уровня развития способностей, мотивации к выполнению тех или иных личностных, профессиональных или творческих задач.

История оценки психологических свойств людей при помощи определенных методов, в том числе тестов, уходит в глубокую древность. Есть сведения о том, что уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов. В Древнем Египте к обучению искусству жреца допускались наиболее способные люди, прошедшие жесткий, в том числе и психологический, отбор. Пифагор, получивший более чем тридцатилетнее образование в Индии, Вавилоне и Египте, отбирал в свою школу учеников, способных преодолеть серию различных испытаний, причем приоритетным методом диагностики являлась физиогномика. А. Шопенгауэр указывал, что эзотерическое учение Пифагора держалось в тайне, под клятвою посвященных. Открытая часть его учения состояла из морально-этических проповедей и распространялась среди народа. «Настоящие же ученики должны были в течение пяти лет проходить через разнообразные испытания; лишь немногие выдерживали этот искус так, что получали доступ к истинному, обнаженному от иносказаний учению Пифагора (intra velum); остальные же воспринимали это учение лишь в символическом одеянии. Пифагор хорошо понимал, что большинство людей неспособно постичь ту истину, которая открылась глубочайшим мыслителям... что они не понимают их и видят в них опасность для своего суеверия... Поэтому он с помощью разнообразных испытаний... хотел отобрать наиболее способных из тех, кто приходил к нему...» 1 .

Более чем за два тысячелетия до н.э. существовала система диагностики ряда определенных способностей чиновников правительственного аппарата в Древнем Китае . Есть свидетельства тому, что в монастыре Шаолинь существовала очень жесткая и оригинальная система оценки мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, речемыслительных и физических способностей, нравственно-этических и других качеств .

В традициях Дальнего Востока известны факты использования психодиагностических процедур в системе медицинского образования государства чжурчжэней Цзинь 1 . В средневековом Вьетнаме особое внимание уделялось оценке качеств при назначении на должности гражданских и военных чиновников. Психологические испытания активно применялись для определения склонности к религиозному служению.

Таким образом, приведенные исторические факты донаучного использования психодиагностических процедур подтверждают их важность для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлемой части общественной жизни многих цивилизованных народов .

На рубеже XIX и XX вв. социальная практика выдвинула научную проблему изучения способностей людей и их индивидуальных различий.

С 1884 г. начинается эпоха научной психодиагностики с использованием тестов - стандартизированных измерительных процедур. Родоначальником тестологии - науки о разработке и применении тестовых процедур и технологий - как части психодиагностики по праву считается английский психолог Ф. Гальтон. Он провел свои исследования на обширной экспериментальной выборке - 9337 человек. В результате этой работы были получены эмпирические данные по физическим, физиологическим возможностям организма и психическим свойствам человека - всего по 17 показателям. По меткому выражению Дж. Кеттелла, психология стала действительной и точной наукой . В 1885 г. он увидел в тестах средство измерения «не измеряемых свойств человеческой психики» и, преодолевая противодействие В. Вундта , уже в 1890 г. предложил к использованию 50 лабораторных тестов.

У тестологии появились свои сторонники и противники. Противники активного тестологического исследования указывали (и, видимо, вполне обоснованно) на крупные недостатки тестов (прежде всего на низкую концептуальную и содержательную валидность), что, по их мнению, могло привести практическую психологию к тестомании. Однако сторонники тестологии, невзирая на различные противодействия, настойчиво вливались в исследования и практику решения жизненных проблем Следует подчеркнуть, что в то время непривычной, сомнительной или но крайней мере претенциозной казалась сама идея психологического измерения как чуждый для гуманитарной науки уклон.

Тем не менее в лоне популярного тогда интроспективного подхода возросло применение методов математической статистики в процессе обработки и интерпретации эмпирических данных. Появилась психометрия - наука или процедура, круг вопросов, касающийся измерений в психологии.

Психодиагностика, тестология и психология труда, взаимно проникая друг в друга, преобразовались в психотехнику - ветвь психологии, изучающую проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте.

В 1891 г. немецкий психолог Г. Мюнстерберг предложил серию тестов для отбора вагоновожатых. Бурное развитие тестология получила в школе. Особое внимание тестам определения умственного развития детей уделялось в США. В 1894 г. здесь функционировали 27 лабораторий для изучения психики детей, издавались четыре специализированных журнала. Во Франции в 1904 г. была создана комиссия для обследования умственно отсталых детей.

А. Биие и Т. Симон разработали набор тестов (30 заданий) для дифференциации детей по уровню умственного развития. В 1908 г. они предложили шкалу определения коэффициента интеллектуальности (IQ ), которую позже усовершенствовал В. Штерн, заменив абсолютную меру интеллекта (разность) относительной.

Большие усилия по распространению в США шкалы Бине - Симона приложил американский психолог С. Холл. Он выявил сильную статистическую связь между эффективностью педагогической практики и результатами экспериментальных исследований интеллекта учащихся.

Значительное распространение психотехнические изыскания получили в армии. В 1917 г., в период Первой мировой войны, в США был создан Комитет помощи войне (Американская психологическая ассоциация), в которой успешно работали Р. Йеркс, Э. Боринг, А. Отис и др. В этот период разрабатываются невербальные батареи психологических тестов для отбора новобранцев в армию («Армия

Альфа», «Армия Бета»), при помощи которых было обследовано более двух миллионов человек.

В качестве тестового материала наряду с методами оценки интеллекта активно применялись тесты способностей и тесты достижений.

Работы по созданию методик оценки способностей начинают свою историю с исследований английского психолога

Ч. Спирмена, продолженных американскими психологами Т. Килли и Л. Тэрстоном. В основу тестов способностей была положена парадигма факторного анализа взаимосвязи признаков как целостного конструкта, на базе которой были разработаны тестовые батареи оценки предрасположенности человека к определенной деятельности.

Идея факторного анализа в психологической диагностике, реализованная при помощи тестов, состояла в том, что отдельные психические функции, которые измеряются в конкретной ситуации или деятельности, представляли собой жестко связанный и взаимодействующий узел. Он и являлся в математическом смысле фактором. Отсюда вытекало предположение о том, что успешность психических действий в реальной ситуации определяется не конкретным единичным качеством, чертой или психической функцией, а целостным фактором - способностью. Такой подход распространен во многих школах современной психотехники и в настоящее время.

В историю психодиагностики одна из ярких страниц вписана американским психологом Э. Торндайком, который сформулировал процедуру использования и стандартизации элементов научения.

Приблизительно с 1845 г. начинается применение стандартизированных тестов, в которых, по оценке их авторов, во многом нейтрализовался субъективизм диагностических оценок. В частности, с 1872 г. стандартизированные тесты достижений стали активно применяться в практике диагностической оценки особенностей психики государственных служащих .

Особо следует отметить роль и влияние на генезис психотехнических исследований российской психологии начала XX в. Одним из основоположников этого направления практической психологии в России был В. М. Бехтерев. В частности, им были заложены фундаментальные принципы рефлексологии, на основе которых разработана методика оценки некоторых психофизиологических качеств человека. В 1909 г. в Военном ведомстве были подготовлены «Указания по проведению медицинского освидетельствования лиц, поступающих в воздухоплавательные команды» (позже аналогичные указания были разработаны для офицеров и нижних чипов подводного флота), в которых уделялось пристальное внимание оценке нервно-эмоциональной устойчивости и интеллектуального развития.

Значительный вклад в развитие тестологии внес русский психолог Г. И. Россолимо. Решая задачу количественной оценки психических процессов применительно к норме и патологии, он разработал графическую систему представления измерений психологического профиля человека.

Наибольший экспериментально-теоретический подъем тестологии в России наблюдался в 1920-е и 1930-е гг. Хотя некоторые советские психологи отмечали относительно низкую валидность тестовых процедур, все же экстенсивное развитие психодиагностики дало свои плоды. Именно в это время определился широкий круг русских исследователей, получивших мировое признание. Это И. П. Павлов и Л. А. Ор- бели, Л. С. Выготский и А. А. Ухтомский, Б. М. Теплов и многие другие. Ими и их соратниками были заложены фундаментальные основы отечественной экспериментальной психологии.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования в России представляла разработанная

А. П. Болтуновым (1928) измерительная шкала ума. Несмотря на аналогию со шкалой Бине - Симона, методика Болтунова имела ряд специфических особенностей. Были предложены новые оригинальные методы оценки умственного развития человека, составлены новые инструкции, методики ведения хронометража, разработаны групповые формы использования тестов, а также определены возрастные ступени их применения 1 .

Особое место в истории отечественной психодиагностики занимают работы М. Ю. Сыркина (1929), в которых была экспериментально подтверждена гипотеза А. Бине о наличии линейной, относительно стабильной статистической связи между показателями методик и социальными признаками людей по развитию речи, положению в социальной структуре общества и пр. Также была поднята проблема противоречивости и неоднозначности интерпретации тестовых показателей в рамках психологии индивидуальных различий .

Задачи восстановления экономики, укрепления государственности и обороноспособности России в 1920-1930 гг. послужили мощным толчком к развитию науки в целом и психотехники в частности.

Зарождение и развитие психологии труда и психотехники в России неразрывно связано с именем И. М. Сеченова, уделявшего большое внимание их прикладным аспектам. К основоположникам психотехники и психологии труда в полной мере можно отнести отечественных ученых

А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева, П. М. Керженцева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Н. А. Бернштейна,

А. К. Гастева, С. Г. Геллерштейна, И. Н. Шпильрейна и др.

В этот период было основано более 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по психодиагностике и проблематике психологии и организации труда, издавалась обширная психологическая литература.

В 1920-е гг. была принята программа научно-исследовательской и научно-практической работы, в которой отмечались три основных направления исследований: 1) изучение человека как «субъективного момента труда»; 2) изучение и приспособление орудий труда и «материальной обстановки труда»; 3) изучение рациональных методов организации труда 1 .

В середине 1930-х гг., когда стало ясно, что зарубежные психотехнические наработки «носят архибуржуазный характер» , так как известная формула «все имеют равные возможности» (в США и, в несколько иной редакции, в России) подвергалась экспериментально обоснованной критике со стороны психологов. Произошло столкновение партийных установок с результатами экспериментальных наблюдений. Нейтральность и объективность, внеклассо- вость и внепартийность психологии поставили психотехнику и психологию труда в очень зыбкое положение. Критики психодиагностики того времени активно подчеркивали, что тестологическая процедура становилась орудием расовой дискриминации 1 и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее «о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установлениями» .

Все это послужило причиной принятия в 1936 г. памятного документа ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Вследствие этого в короткий срок были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, значительно свернута работа ЦИТа и местных институтов труда. Уничтожается или сдается в закрытые фонды архивов психотехническая литература. Немногочисленные труды ученых-нсихотех- ников 1920-1930-х гг. ныне сохранились лишь в личных библиотеках и труднодоступны для широкого круга читателей. Молодое поколение психологов знает о них лишь понаслышке, а иногда и вообще находится в неведении об их существовании .

Только к концу 1950-х гг. психодиагностика вновь вышла на научно-исследовательскую ниву. В 1958 г. под руководством К. К. Платонова была осуществлена первая научно-исследовательская работа по психотехнической проблематике.

Психодиагностические изыскания в США на протяжении последующих за 1930-ми годами лет тоже проходили далеко не безоблачно. Значительное количество специалистов и населения (до 50%) выступало против практического использования методов психодиагностики. Конгресс США неоднократно рассматривал вопрос о запрещении тестоло- гии как практической процедуры отбора персонала.

С. Брим усматривал в людях, которые активно противодействовали практическому использованию диагностики, явно выраженные характерологические черты консервативности, нежелание самопознания и самосовершенствования, авторитарность в межличностных отношениях и неприятие социальных перемен.

Однако следует подчеркнуть, что и в России, и на Западе в рамках специальных, закрытых практических разработок диагностика, тестология, психотехника и прочие «ненаучные» ветви психологии успешно развивались и совершенствовались.

1960-е гг. отмечены бурным ростом количества и качества психодиагностических и экспериментальных исследований. Появляется компьютерная, или «адаптивная», психодиагностика 1 , где ключевое место занимают компьютер и математические методы. В психологических экспериментах активно используется электронно-вычислительная техника. Между философами, психологами и кибернетиками разгорается дискуссия о возможности создания искусственного интеллекта. Формализованные компьютерные экспериментальные и психодиагностические методики все громче и отчетливее заявляют о себе.

Как всякое научное исследование, экспериментально- диагностическая процедура подчинена технической схеме, заимствованной у естественных наук. Эта схема, начиная действовать, сама становится объектом исследования и перестает зависеть от субъективизма исследователя. Таким образом, экспериментально-диагностическая процедура развивается но крайней мере тремя путями. Первый основан на редукции измеряемого качества к операциональной переменной, второй - на сохранении известной дистанции между операциональными конструктами и истинными параметрами измеряемого объекта, третий «характеризуется удивительным и причудливым возникновением “истинного” качества из факторизации переменных» .

Следует сказать несколько слов о психометрических разработках. Идеи, изложенные в работе немецкого физика и психолога Г. Фехиера «Элементы психофизики» (I860), оказали огромное влияние на психологические исследования в целом и легли в основу одного из направлений измерительных процедур.

Параллельно с фехнсровским подходом в изучении психики индивида развивался математический метод. Как отмечал М. Г. Ярошевский, дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность развития психики . Статистический подход выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку.

Практика измерений восходит в своих началах к истокам науки, однако логические основания психологического измерения не изучались вплоть до конца XIX - начала XX в., когда Г. Гельмгольц изложил основные идеи репрезентаци- онной теории измерения 1 , а О. Гельдер развил аксиоматику измерения экстенсивных величин .

История непараметрических методов начинается еще с работ английского математика Дж. Арбетнота в 1710 г., когда он использовал критерий знаков для проверки гипотезы о равенстве вероятностей половых различий при рождении детей. В XIX в. Г. Фехнер и Ф. Гальтон стали применять ранги и коэффициенты ранговой корреляции. Работами Ч. Спирмена (1904) было привлечено пристальное внимание психологической общественности к ранговым методам, а труды А. Н. Колмогорова (1933), Н. В. Смирнова (1935), К. Сигеля (1956) и других сделали непараметрическую статистику самостоятельной ветвыо математической статистики .

Родоначальником параметрического измерения в психологии являлся Ф. Гальтон. Его воззрения основывались на работах одного из создателей современной статистики

А. Кетле, который подчеркивал, что поведение людей подчиняется определенным математическим закономерностям. В частности, была показана возможность вероятностного прогноза человеческого поведения по средним показателям. В основу нормы была положена гипотеза о среднем значении поведения популяции в форме кривой нормального распределения (закон распределения Гаусса - Лапласа).

Конкретный вклад в развитие психодиагностики внесли исследователи, составившие плеяду талантливых представителей практической психологии. Этот список по достоинству возглавляет Ф. Гальтон. В 1869 г. вышла в свет его книга «Наследственный гений», в которой излагался ряд оригинальных мыслей относительно применения статистических методов при исследовании человеческих способностей. Он определил проблематику отклонений от нормальной кривой и сделал вывод о возможности оценки вероятности этих отклонений от «среднего рисунка» способностей. По его мнению, причиной этих отклонений являются факторы наследственности. Это убеждение Ф. Гальтона лейтмотивом проходит через многие его статьи и другие работы, объединенные под общим заглавием «Исследования о человеческих способностях и их развитии» (1883). Провозглашение закономерности связи наследственности индивида и его способностей привело Ф. Гальтона в лоно евгеники и прочно связало его имя с расистскими настроениями в плане возможности применения психодиагностики в политических целях.

Одной из неоценимых заслуг Ф. Гальтона является разработка методических средств психологии. Наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между эмпирическими переменными, который позже был усовершенствован английским математиком К. Пирсоном и послужил базой для возникновения факторного анализа 1 .

Таким образом, к началу 1930-х гг. авторы теорий социального измерения попытались нащупать переход «от эклектической практики сбора эмпирических данных... к прямым стандартным способам измерения “субъективных показателей”». Однако неразработанность проблематики выборки и измерения делали эти попытки сильно уязвимыми для критики. Поэтому возникала необходимость поиска методов квантификации психологической информации, решения задач обеспечения внешней валидности эксперимента и измерения, репрезентативности экспериментальной выборки , составления самих измерительных шкал (работы Э. Богардуса, Ф. Олпорта, Л. Терстоуна, Р. Ликерта и др.), отражения критики противников социального измерения .

Одним из основателей научной, т.е. объективной, эмпирически ориентированной социальной психологии является американский психолог Г. Олпорт. Основной его вклад в проблематику методов социального измерения заключался в том, что он пытался связать актуальные проявления поведения с личностными конструктами испытуемых.

Особое место в этом ряду занимает американский психолог Л. Терстоун, который усовершенствовал метод парных сравнений и в 1929 г. создал совместно с Э. Чейвом упрощенную процедуру равнокажущихся интервалов, основанную на субъективной метрике допущения перцептивного равенства интервалов. Метод стал классическим и оказал огромное влияние на развитие измерения в психологии. В 1930-х гг. начался настоящий бум конструирования измерительных шкал в социологии, социальной и экспериментальной психологии.

В 1932 г. американский социолог Р. Ликерт предложил альтернативу терстоуновской шкале, исключающую использование экспертных оценок. В его методе суммирования рангов использовалась процедура вычисления «дискри- минативности» пунктов для «крайних групп», выделенных но суммарному баллу. Шкала Ликерта была более удобной в массовых обследованиях в отличие от терстоуновской, более надежной для малого числа пунктов 1 .

Современный взгляд на определение популярных измерительных шкал связан с именем американского ученого С. Стивенса. В 1946 г. он опубликовал работу о методе прямого шкалирования психологических переменных и доказал, «что существует изоморфизм между свойствами числовых рядов и эмпирическими операциями, которые мы можем производить с объектами» . Первоначально были выдвинуты четыре типа соотнесения числовой системы с эмпирическими данными, которые обусловили четыре соответствующие шкалы (или уровня) измерения: шкала наименований (номинальная), шкала порядка (ординальная), шкала интервалов (интервальная) и шкала отношений. Каждая шкала допускала определенные операции и математические преобразования: номинальная шкала - равенства-неравенства; ординальная - равенства-неравенства и больше-меньше, т.е. ранжирование; интервальная - равенства-неравенства, больше-меньше и равенства-неравенства интервалов, т.е. введение единиц измерения признаков; отношений - равенства-неравенства, больше- меньше и равенства-неравенства интервалов и отношений, т.е. осуществление всех арифметических действий. Математик К. Кумбс, развивая идеи Стивенса, предложил (1952) эквивалентный подход к дифференциации шкал посредством различения характера арифметических операций 1 .

Значителен вклад в развитие психологического измерения американского социолога и психолога П. Лазаре - фельда. Особенно его интересовали проблемы валидности субъективного измерения, общности/идентичности психодиагностических показателей, обеспечивающих адекватное понимание смысла вопросов тестов для испытуемых (1935), проблемы применения аналитических типологий для классификации данных «анализа случаев» с последующим созданием новых переменных, проблема использования четырехклеточных таблиц сопряженности для оценки категориальных переменных .

Гипотеза об адекватности понимания смысла вопросников повлияла на разработку Лазарсфельдом классификационных схем для тематического анализа сырых ответов испытуемых в соответствии со следующими правилами:

  • - общие категории кодирования должны разделяться на специфические категории (артикуляции);
  • - специфические категории должны быть исчерпывающими и взаимоисключающими (логически правильными);
  • - кодирование должно схватывать логическую структуру исследуемого явления;
  • - кодирование должно отражать субъективное мнение исследователя о данном вопросе.

Ключевое место в психологическом измерении занимают также модели шкалирования, под которыми понимается способ выведения баллов, определение уровня полученного измерения (типа шкалы) и выбор способов оценки функционального единства полученного инструмента измерения . В процессе реализации моделей прямого и косвенного шкалирования выявлялись различные исследовательские ситуации и формальные модели. Например, в процессе прямого ординального шкалирования применялся коэффициент конкордации М. Кенделла, позволяющий оценить согласованность рангов 1 . С. Стивенс подчеркивал, что для измерения психологических явлений прямое шкалирование, основанное на прямой оценке субъектом величины стимула, есть обоснованная и дающая согласованные результаты процедура. Метод последовательных интервалов, предложенный в 1937 г. М. Сэффиром, был основан на законе категориального суждения У. Торгерсона. Суть косвенного шкалирования данного типа сводилась к выполнению обследуемыми задачи отнесения объекта в наиболее подходящую категорию на континууме предпочитаемое™ .

Таким образом, проблематика формализации методов психодиагностики в последней трети XIX в. вступила в фазу преобразования эмпирического гуманитарного знания в форму точной научной дисциплины, позволяющей от описания психологических феноменов перейти к их объяснению. Вследствие этого изменился статус самой психологической науки. На эту тенденцию указывал еще С. Л. Рубинштейн. «Фактический экспериментальный материал, которым располагает психология, - писал он, - значительно возрос; методы, которыми она работает, стали разнообразнее и точнее; облик науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило ее этим новым для нее, очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки»

Введение

Понятие психодиагностики

Истоки психодиагностики

Возникновение тестирования

Другие виды диагностических методик

Список использованных источников

Введение

Изучение исторического пути науки - необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение иразвитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем. Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как ее составной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика. История науки - это и история изменений социально-экономических условий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собой одну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества. Это относится и к психологической диагностике.

Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленность ее этапов и закономерности исторического пути, психолог начинает осознавать главные направления ее развития, характер происходящих изменений, лучше ориентируется в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности в решении разных практических задач. Историческое видение, включение современных знаний в исторический контекст поможет новым поколениям ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых заблуждений и эффективно использовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников.

Не менее важно знать историю психодиагностики обществу, тем его представителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью к профессиональным диагностам. Невозможно ставить перед последними адекватные задачи, абстрагируясь от становления и развития концепций и методов психодиагностики, неверно оценивая ее возможности. Так, в истории психодиагностики уже был период, когда неоправданно высокие ожидания в отношении нее привели к разочарованиям и резкой критике со стороны общества за невозможность соответствовать требованиям практики. Это период так называемой "эпидемии тестирования" (20-е гг. XX в.), когда огромный спрос со стороны коммерческих и образовательных организаций привел к появлению наспех разработанных методик и неудачным попыткам подбора персонала, когда на многие предприятия нанимали неквалифицированных работников. Следствием этого стали утрата доверия и ослабление внимания к психодиагностике.

Обращение к историческому опыту позволяет не только не повторять прошлых ошибок, но и выбирать наиболее перспективные направления развития, опираясь на анализ современных проблем в исторической перспективе, в контексте целостного исторического процесса. А это - залог эффективности, практической действенности психодиагностики.


Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика - наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции психологической диагностики - научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово "диагноз" (от греч. diagnosis ) означает распознавание, обнаружение.

Разработка диагностической методики - сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым "психологическим тестом" считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми. Среди них были, например, такие: "Какой телескоп является самым большим в мире?", "Каков вес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?", "Какой город в Соединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?". Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого "теста", и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.

В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание методик требует большой исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.

Истоки психодиагностики

Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт(1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

· естественно-научного, опирающегося на эксперимент;

· культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры ("психология народов").

По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона(1822-1911). Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.

В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз(1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты - формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации ("забегания" восприятия вперед).

Добрый вечер, уважаемые читатели информационного сайта!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, как возникла психодиагностика?

Стоит отметить, что предмет психология очень обширный и многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе. Рассмотрим для начала фундаментное понятие «ПСИХОЛОГИЯ» .

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей (или общества). После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

Что же такое психодиагностика? ПСИХОДИАГНОСТИКА – это такая отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика прошла сложный путь развития и становления, а его история уходит корнями вглубь. Люди давно еще поняли, как важно оценивать особенности людей, изучать их поведение и анализировать явления на основе происходящего. Так, из античной эпохи до нас дошла одна из работ Теофраста «Характеры» , в которой описываются «типы», то есть присущие определенному множеству людей формы проявления личностных особенностей.

Так, например, история древних цивилизаций представляет нам достаточно много свидетельств использования разнообразных, порой даже изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. В Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось огромное внимание вопросам отбора чиновников. Выдающийся философ и математик Пифагор в основанную им математическую школу допускал лишь только тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал огромное значение смеху, улыбке и походке. Его ученик должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещер е.

Таким образом мы можем сделать следующий вывод, что стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с еще с самых древних времен. Лишь спустя долгое время данному понятию было присуще наименование «ПСИХОДИАГНОСТИКА». Стоит запомнить, дорогие читатели, что данная отрасль психодиагностики является неотъемлемой и многоуровневой, ее основы служат фундаментом в понимании психики и анализа психического мира человека. На этом занятие подошел к завершению. Рассчитываю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно . Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем удачи и успехов!