История возникновения и развития конституционного контроля в россии. Становление института конституционного контроля в россии

Конституционная юстиция в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели. В Интернет - интервью В.Д. Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ отметил, что «у нашего Конституционного Суда нала - жены конструктивные двусторонние взаимоотношения с ведущими конституциионными судами Европы. Организация конституционных судов Европы - это сегодня постоянно действующий и весьма эффективный орган, который позволяет нам взаимодействовать и выявлять общее и специфическое в конституционном право - судии. Только вместе, сообща, может происходить процесс отстаивания конституционных принципов. Эти принципы в разных конституционных судах конкретизируются по-разному, но они одни и те же в своем ядре. Обсуждая общее и раз - личное, мы определяем магистральный путь развития. И свернуть с общего пути практически невозможно. Общий процесс тебя обязательно подхватит и поведет туда, куда надо. Одному Суду, изолированному от своих коллег в других странах, крайне трудно существовать и тем более развиваться в современном мире. Один суд - это все равно что государство за железным занавесом. Для нормального функционирования нам, конституционным судьям, чрезвычайно важно понять не только европейские правовые тенденции, но и то, какое место занимает Россия в правовом пространстве Европы. Россия и Европа движутся в общем направлении - в направлении упрочения единства правового европейского пространства, принципов и общих стандартов в области прав и свобод человека». Интернет-интервью с В.Д. Зорькиным, Председателем Конституционного Суда РФ: "15-летие Конституционного Cуда Российской Федерации", 2006, В подготовке и проведении интервью с В.Д. Зорькиным участвовали специальный корреспондент компании "Консультант Плюс" Д.В. Буянов и редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина. Постоянный адрес: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002933

Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в 1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов.

Первый период российского Конституционного Суда, который внёс определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на её основе был принят Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Новый Закон о Конституционном Суде РФ внёс значительные изменения в компетенцию и структуру Суда.

По новому Закону увеличивалось число судей до 19, установлен срок пребывания в должности судьи - 12 лет и предельный возраст пребывания в этой должности - 70 лет (для вновь назначаемых судей), повышен минимальный возраст для кандидатов в судьи до 40 лет. В отличие от прежней однопалатной структуры Суда теперь в нём образованы две палаты (по 9 и 10 судей), которые равноправны и решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом. Конституционный Суд стал более самостоятельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах. Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в прежнем законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства. Из полномочий Суда исключена оценка правоприменительной практики; она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд приобрёл некоторые новые полномочия. Он приобрёл право давать абстрактное (т.е. вне связи с конкретным делом) официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кроме того по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. После завершения полного комплектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возобновил свою деятельность.

Конституция РФ (ст. 125) учреждает Конституционный Суд РФ в системе судебной власти, четко определяя (в отличие от других высших судов) его состав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конституционного Суда регламентируются в ряде других статей Конституции РФ: ст. 100 (о посланиях Конституционного Суда Федеральному Собранию), ст. 104 (о праве законодательной инициативы), ч. 2 ст. 82 (о присутствии судей Конституционного Суда при принесении присяги Президентом РФ). Помимо этих специальных норм, организация и деятельность Суда регламентируются общими для всех судебных органов конституционными положениями. Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом «верховный» или «высший», так как он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции. «Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов». Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» М., ЮРИСТЪ. 2001, с. 262.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 5
1.1 Становление конституционного контроля в России 5
1.2 Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1 Основные задачи и полномочия конституционного суда Российской Федерации 13
2.2 Проблемные вопросы деятельности конституционного суда Российской Федерации 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на протяжении всей истории человечества. XX век отличился тем, что зародились специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу столетия утвердились более чем в ста странах мира. Данные феномен уже сам по себе представляет особый интерес, стал объектом пристального внимания представителей различных областей науки.
Вообще под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Общепризнанным во всех странах является положение о том, что конституция имеет высшую юридическую силу. Поэтому любой закон, административный или иной правовой акт, противоречащий конституции, является недействительным и не должен применяться.
Отсюда вытекает и само понятие конституционного контроля как формы проверки на соответствии конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции. Объектом конституционного контроля являются нормативные правовые акты, их нормы.
С разных точек зрения конституционный контроль классифицируется по различным основаниям, а именно: предварительный и последующий, внутренний и внешний, консультативный и постановляющий, обязательный и факультативный, абстрактный и конкретный, полный и частичный, формальный и материальный, а также „ex tunc” и „ex nunc”. 1
Актуальность темы конституционного контроля заключается в том, что система специализированного конституционного контроля, особенно для стран, находящихся в переходном периоде, создает большие возможности для правового разрешения политических разногласий. По сути, появляется реальная возможность для конституционного, правового выхода из любых тупиковых ситуаций. конституционный контроль суд
Также следует сказать, что вопрос обеспечения конституционности нормативных актов перестал быть исключительно или преимущественно вопросом защиты прав человека. На первый план выдвинуты обеспечение стабильности общества, придания его развитию устойчивого динамизма и задача привлечения всех органов государственной власти, как и граждан, к активному и взаимосогласованному участию в этом процессе.
Объектом исследования данной курсовой работы является система надзора за соблюдением законодательства. Предметом исследования данной работы является конституционный контроль Российской Федерации. Поэтому во второй главе данной работы мы и рассмотрим конституционный контроль российской федерации.
Задачами исследования в соответствии с планом являются:
    Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.
    Раскрыть сущность и выяснить отличительные признаки Конституционного Суда РФ.
    Рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
    Выявить проблемные вопросы в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
    Сделать выводы.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

1.1 Становление конституционного контроля в России

Конституция - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Конституционный контроль – это специальный демократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства. . 2
Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применение законов и других актов, противоречащих конституции. Специализированный конституционный надзор - важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним действуют и другие виды контроля: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции.
Конституционный контроль в Российской Федерации самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Его осуществляют не только Конституционный суд, но и иные государственные органы. Доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией и развивающими её иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе не конституционных актов, толкования конституции. В Российской Федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.
Конституционный Суд Российской Федерации – это вновь созданный институт, существенно отличающийся от Комитета конституционного надзора СССР порядком формирования, полномочиями и функциями. При формировании Конституционного суда и определении его полномочий усиливались органические пороки института конституционного надзора и были предприняты меры, гарантирующие от их повторения. Эти пороки не могли быть преодолены деятельностью членов ККН СССР, заслуживающей уважения и в целом позитивной оценки 3 .
Конституционный суд был утверждён на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона РСФСР), которым предусматривалось, что он избирается Съездом народных депутатов РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом о конституционном суде РСФСР, утверждённым Съездом народных депутатов РСФСР. Названный закон был принят Верховным Советом РСФСР в первоначальном виде 6 мая 1991 года, а 12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил этот закон в первой редакции, включив в него главу 3 раздела III «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики».
Позднее в компетенцию Конституционного Суда привносились пункты изменений и дополнений действовавшей в тот период Конституции существенные новеллы, хотя Закон о Конституционном суде не менялся. Расширение круга полномочий этого органа обуславливалось также интеграцией в государственное строительство России принципов федерализма и подписанием Федерального договора, потребовавшего дополнения Основного Закона.
Конституция и прежний Закон о Конституционном Суде Российской Федерации не установили порядка выдвижения кандидатов судьи. На практике выдвижение кандидатов осуществлялось различными фракциями Верховного Совета Российской Федерации. Выдвинутые кандидатуры обсуждались комитетами парламента, затем – Верховным Советом. Обсуждение кандидатов в судьи, набравших наибольшее число голосов в процессе предварительного рассмотрения, было продолжено на пятом Съезде народных депутатов Российской Федерации. В частности, на заседаниях трёх комитетов Верховного Совета были предварительно рассмотрены тридцать восемь кандидатур, но двадцати из которых комитеты вынесли положительное заключение. Кроме того, комитетами Верховного Совета по законодательству, по вопросам законности, порядка и борьбы с преступностью и правам человека были рекомендованы ещё три кандидатуры, не набравшие установленного числа голосов 4 .
30 октября 1991 года одиннадцать судей Конституционного Суда были приведены к присяге и торжественно поклялись истинно добросовестно исполнять обязанности судей Конституционного Суда, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более. Эту дату можно считать днём рождения Конституционного Суда Российской Федерации.На своём первом организационном заседании Конституционный Суд избрал Председателем Суда Зорькина В.Д.. Заместителем Председателя был избран Витрук Н.В., секретарём суда – Рудкин Ю.Д.
Фактически Суд начал действовать в январе 1992 года и по сентябрь 1993 года рассмотрел более тридцати дел. Однако события сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное течение политического процесса в стране. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации» прекратил «осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» (пункт.1). В ответ Верховный Совет констатировал прекращение полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и переход полномочий Президента Российской Федерации к вице-президенту Российской Федерации А.В. Руцкому.
3-4 октября противостояние с исполнительной и законодательной властей достигло апогея. Уличные столкновения и обстрел из орудий Дома Советов Российской Федерации привели к многочисленным человеческим жертвам. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов, вице-президент А.В. Руцкой и другие защитники Дома Советов были арестованы. Первый парламент России, законодательно обеспечивший начало преобразований в стране, прекратил своё существование. Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года №1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» утверждалось, что суд оказался в глубоком кризисе. Дважды в течение 1993 года он своими постепенными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд бездействовал. Также говорилось, что Конституционный Суд из органа конституционного правосудия превратился в орудие политической борьбы, представляющее «исключительную опасность для государства».
В связи с этим Президент Российской Федерации констатировал « невозможность деятельности Конституционного Суда в неполном составе». В Указе было прямо подписано не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. Будущему Федеральному Собранию, в свою очередь, было предложено рассмотреть в качестве первоочередного вопроса об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации. Это означало приостановление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Указом Президента исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации было предложено лишь обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации, об организационно-правовых нормах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации, подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации. 5
Принятие Конституции Российской Федерации открыло новый этап становления и развития конституционного правосудия в России. Но понадобилось ещё семь месяцев, чтобы 12 июля Совет Федерации одобрил принятый Государственной Думой 24 июня 1994 года Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 21 июля 1994 года этот закон явившимся первым в ряду федеральных конституционных законов, принятие которых предусматривается Конституцией Российской Федерации 1993 года, был подписан Президентов Российской Федерации и со дня официального опубликования 23 июля 1994 года вступил в силу.
В феврале 1995 года завершилось формирование полного состава Конституционного Суда. По представлению Президента Российской Федерации судьями были назначены профессора М.В. Баглай, В.Г. Стрекозов, В.А. Туманов, О.С. Хохрякова, а также авторитетные практики Ю.М. Данилов и В.Г. Ярославцев. В марте 1995 года Председателем Суда был избран В.А. Туманов, заместитель Т.Г Моршакова, секретарём суда Ю.Д. Рудкин. Тем самым было положено начало реальному функционированию модели конституционного строя России, базирующегося на принципе народовластия как основе государства, федерализме, государственном суверенитете, правах и свободах человека как высшей ценности, верховенства права, политическом плюрализме, разделении властей, многообразии форм экономической деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе.

1.2 Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации

Как уже упоминалось ранее основным органом системы конституционного контроля в Российской Федерации является Конституционный Суд. 6
С институциональной точки зрения Конституционный Суд – один из высших государственных органов, независимо и самостоятельно существующий и действующий наряду со всеми другими высшими органами государственной власти Российской Федерации. С позиции функциональной характеристики Конституционный суд представляет собой судебный орган, осуществляющий свою деятельность в форме конституционного судопроизводства. Этот аспект, если его соотнести с практикой организации судебной власти, является преобладающим. Именно поэтому решения Конституционного Суда, по смыслу Конституции и Закона о Конституционном Суде, не являются актами выражения политической воли; суд не рассматривает политические вопросы, его решения всегда должны быть решениями о праве. Важной особенностью юридической природы Конституционного Суда Российской Федерации является то, что он должен не только применять Конституцию и право, но и «находить» право. Этот аспект правовой природы судебного конституционного контроля является предметом спора и в странах, обладающих давними и прочными традициями такого контроля.
В правовой системе России официальное толкование Конституции согласно статье 125 предоставлено только и исключительно Конституционному Суду Российской Федерации. Это не означает, что толкование не предпринимается другими органами государственной власти. Оно осуществляется правоприменителем, а также гражданами, но только Конституционный Суд принимает такие акты толкования, которые строго обязательны для всех субъектов российского права и обладает по существу нормативным характером. Это отличает конституционный суд от всех иных судов или иных органов государственной власти, которые могут в своей деятельности руководствоваться краткосрочными интересами или принимать решения под влиянием давления различных общественных групп. Конституционный суд в этом смысле, является хранителем долгосрочных конституционных ценностей, на основе которых выверяются решения органов законодательной или исполнительной власти.
Конституционные суды являются не только судебными, но и такими конституционными органами, которым предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властью. В данном смысле органы конституционного контроля сами представляют высшую государственную власть. Такова главная особенность конституционного правосудия, отличающая его от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Этим качеством Конституционного Суда обусловлена его интегрирующая роль как гаранта политического мира в обществе и государстве. Об этом свидетельствует практика деятельности конституционных судов Итальянской республики и ФРГ, конституционного совета Французской республики. Названная функция конституционного суда Российской Федерации может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства и с соблюдением всех установленных законом процессуальных правил и норм. Именно в этом случае его позиция в качестве арбитра, миротворца имеет правовое значение и влечёт юридические последствия, обязательные для всех участников спора. В заключении обратим внимание на следующие обстоятельства, также имеющие значение для адекватной оценки правовой природы конституционного правосудия в России. Контроль, осуществляемый, Конституционным Судом, является последующим: суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской федерации уже вступивших в силу нормативных актов и договоров между органами государственной власти. Единственное исключение из этого правила предусмотрено для международных договоров: Конституционный Суд проверяет конституционность подписанных, но не вступивших в силу международных договоров.

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Основные задачи и полномочия конституционного суда Российской Федерации

Конституцией РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 1) декларируется курс на построение правового государства в Российской Федерации, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств показал, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля - конституционным судом.
Поэтому конституционный контроль – одна из главных функций Конституционного Суда Российской Федерации и судебной власти в целом. Конституционный Суд олицетворяет в государстве судебную власть. Конституционный суд Российской Федерации представляет собой орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судоп
и т.д.................

Становление института судебного конституционного контроля в нашей стране проходило с существенной спецификой. Освоение темы необходимо начать с периодизации этого процесса, предложенной М.А. Митюковым. Это: 1) зарождение идей конституционного правосудия в России (ХIХ-начало ХХ веков); 2) приспособление Верховного Суда СССР к осуществлению «подсобной» роли в конституционном надзоре (1924-1933 годы); 3) осуществление конституционного контроля в «квазипарламентских» формах (1936-1987 годы); 4) охрана Конституции посредством специализированного конституционного надзора (1988-1991 годы); 5) образование и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации (с 1991 года по настоящее время).

Истоки конституционного правосудия можно обнаружить ещё в конституционных проектах XVIII-XIX веков, трудах дореволюционных юристов (М.М. Ковалевского, Н.И. Лазаревского, В.Н. Дурденевского, С.А. Котляревского, Л.А. Шалланда). Эти идеи и воззрения, однако, не были востребованы советской властью после принятия Конституции РСФСР 1918 года.

В дальнейшем попытки преобразовать существовавшие в начале XX века механизмы правовой охраны Конституции в конституционный контроль североамериканской модели не увенчались успехом. Верховный Суд СССР осуществлял конституционный надзор лишь в течение девяти лет (1924-1933 годы). Очередное практическое начинание в этой сфере – предложение о создании конституционного суда, также окончившееся неудачей – было предпринято при разработке проекта Конституции СССР 1964 года.

Реальными, хотя и ограниченными полномочиями по осуществлению конституционного надзора обладал учреждённый в 1988 году Комитет конституционного надзора СССР. А с 1991 года в России появился специализированный орган судебного конституционного контроля – Конституционный Суд, действующий до настоящего времени.

Подробнее стоит рассмотреть этапы деятельности Конституционного Суда, включая его кризис в 1993 году и переходный период (1993-1995 годы). Студент должен иметь представление, в каком направлении шли дискуссии о конституционном контроле при подготовке проекта Конституции Российской Федерации на Конституционном совещании 1993 года.

Необходимо рассмотреть вопрос о развитии института судебного конституционного контроля в России после принятия действующей Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», а применительно к субъектам Российской Федерации – также Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». Нужно знать и содержание изменений, вносившихся в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в 2001-2007 годах.



С чем связано отсутствие в советский период специализированных органов конституционного контроля? Означает ли это, что конституционный контроль в нашей стране в то время не осуществлялся вовсе?

Опишите полномочия Комитета конституционного надзора СССР. Чем они отличались от полномочий ныне действующего Конституционного Суда Российской Федерации?

Какими нормативными правовыми актами регулировалась конституционное правосудие в нашей стране в период с 1990 по 1993 год?

В чём суть кризиса, произошедшего в 1993 году в Конституционном Суде? Была ли приостановлена его деятельность?

Назовите организационные формы межгосударственного сотрудничества конституционных судов, в которых принимает участие Конституционный Суд Российской Федерации.

Часть II. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СУДЕБНО-КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Тема 4. Конституционный Суд Российской Федерации: природа, место в системе органов государственной власти, полномочия

Для начала следует определить особенность природы Конституционного Суда Российской Федерации как специфичного политико-правового органа. Его функционирование связано с разрешением вопросов права, но нельзя отрицать, что оно оказывает влияние и на политическую жизнь в государстве. Необходимо уяснить, каким должно быть соотношение права и политики в деятельности Конституционного Суда, в каких случаях и почему ему следует быть активным, а в каких – самоограничивать себя.

На основе изучения норм Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» студент должен уяснить, для достижения какой цели формируется судебный орган конституционного контроля, и каковы задачи, стоящие перед ним.

Далее исследуется вопрос о месте Конституционного Суда Российской Федерации в системе государственных органов. На этот счёт у учёных нет единой точки зрения: одни утверждают, что он представляет собой специализированный суд (В.В. Ершов), другие – контрольный орган (В.Е. Чиркин), третьи – орган, обладающий двоякой контрольно-судебной природой (Н.В. Витрук), и т.д. Следует помнить, что Суд относится к числу высших федеральных органов государственной власти, компетенция которого прямо установлена в Конституции Российской Федерации (ст. 125). В то же время Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» считает его частью судебной системы России.

Усвоение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации предваряется изучением основных и дополнительных направлений его деятельности – функций. К числу основных функций конституционных судов относится нормоконтроль, разрешение споров о компетенции, толкование конституции, защита прав и свобод человека и гражданина. Набор дополнительных функций индивидуален для каждой страны. Студент должен определить, какие основные и дополнительные функции характерны для Конституционного Суда Российской Федерации.

Как и функции, полномочия конституционных судов подразделяются на основные и дополнительные. Их основные полномочия являются юрисдикционными, т.е. связанными с разрешением конкретных дел. Дополнительные полномочия бывают как юрисдикционного, так и неюрисдикционного характера (к числу последних относится, например, выступление с законодательной инициативой). Необходимо установить, как определён круг полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в Конституции России, Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», регламентированы ли они там исчерпывающим образом, как интерпретирует их сам Конституционный Суд Российской Федерации.

Для полноты освоения материала необходимо обратиться к нормам Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» и проследить динамику изменения полномочий Конституционного Суда.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Какие гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены российским законодательством?

Проанализируйте положения Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и определите, какие особенности присущи Конституционному Суду Российской Федерации как самостоятельному органу государственной власти, а какие обусловлены принадлежностью его к судебной системе.

Установите, есть ли границы у полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

В каких случаях Конституционный Суд Российской Федерации может и должен устанавливать фактические обстоятельства? Какие фактические обстоятельства устанавливаются Конституционным Судом?

Продумайте, какими полномочиями по осуществлению нормоконтроля обладают суды общей юрисдикции, арбитражные суды России. Как соотносятся они с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации?

Существуют ли законы, которые не могут проверяться на конституционность Конституционным Судом Российской Федерации?

Тема 5. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

Логическим продолжением предыдущей темы является изучение особенностей решений, выносимых Конституционным Судом Российской Федерации, и содержащихся в них правовых позиций.

Сначала следует определиться, в каком значении Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» употребляет термин «решение Конституционного Суда». Оно двоякое.
Во-первых, решением называется вывод суда по существу рассматриваемого им дела (признание соответствующим либо не соответствующим Конституции Российской Федерации проверяемого нормативного акта, договора и т.д.). Во-вторых, решение Суда – это правовой акт, которым опосредуется его деятельность.

Следующий вопрос темы – специфика юридической силы и действия решений Конституционного Суда Российской Федерации. Из Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует, что она равна юридической силе самого российского Основного закона. Они общеобязательны на всей территории Российской Федерации; их невозможно обжаловать, пересмотреть, преодолеть повторным принятием нормативного правового акта, аналогичного признанному не соответствующим Конституции Российской Федерации; действуют прямо, не требуя подтверждения другими органами государственной власти (ergo omnes).

Далее рассматривается классификация актов Суда. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» подразделяет их на итоговые и иные. К итоговым он относит постановления и заключения, которые выносятся в результате рассмотрения конкретного дела по существу. Надо иметь в виду, что в практике Конституционного Суда Российской Федерации появился ещё один вид итоговых решений – отказные определения с позитивным содержанием (или определения о распространении правовой позиции), которые завершают т.н. «письменный» процесс, производимый без рассмотрения дела по существу в судебном заседании. Следует изучить и иные процессуальные, специальные и организационно-управленческие акты Конституционного Суда России.

Актуальным будет знакомство с новым юридическим феноменом – правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. Студент должен знать понятие правовой позиции, а также уметь объяснить, как соотносится она с решением Суда; в какой части определения, постановления или заключения она может содержаться; обладает ли она самостоятельной юридической силой. Нужно учитывать, что вышеуказанные вопросы в российской юридической литературе относятся к числу дискуссионных.

В завершение изучения темы необходимо рассмотреть классификацию правовых позиций на материально-правовые (сформулированные по существу поставленного перед Конституционным Судом вопроса) и процессуальные (касающиеся собственной деятельности Суда).

Тема 6. Состав, формирование и структура Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации – коллегиальный орган государственной власти. Конституция Российской Федерации установила его численный состав в количестве 19 судей (ст. 125). Студенту следует проанализировать положения Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» о составе органа конституционного контроля в период с 1991 по 1993 год, который был иным.

Не совпадали в разное время и способы формирования Конституционного Суда. Согласно Закону РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» его судьи избирались Съездом народных депутатов РСФСР по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР. По ныне действующему законодательству судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В настоящее время в Суде осуществляют полномочия как судьи, избранные Съездом народных депутатов РСФСР, так и судьи, назначенные Советом Федерации.

В рамках вопроса о формировании Конституционного Суда Российской Федерации необходимо изучить перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», конституционным судьёй может стать гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией (ст. 8).

Говоря о структуре Конституционного Суда Российской Федерации, следует различать организационно-правовые формы его деятельности и его административное строение.

Организационно-правовые формы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации бывают основными (осуществляемыми в заседаниях Суда) и вспомогательными (предназначенными для решения организационных, финансовых, кадровых и иных подобных вопросов). Основными организационно-правовыми формами являются пленарные заседания и заседания палат; вспомогательными – рабочие совещания и комиссии.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации распределяются между его пленумом и двумя палатами Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.ст. 21, 22). Надо иметь в виду, что Законом РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» предусматривались только пленарные заседания органа конституционного контроля.

Немаловажно знать административную структуру Конституционного Суда, исследовав полномочия его должностных лиц (Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря) и аппарата Суда, уделив особое внимание его Секретариату.

Тема 7. Особенности статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Прежде всего, необходимо вспомнить общие положения о статусе судьи с учётом норм Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». Затем надо определить, в чём состоит специфика нормативно-правового регулирования статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации по сравнению с общим судейским статусом.

Последовательная характеристика структурных элементов статуса судьи Конституционного Суда (принципов, прав, обязанностей и т.д.) предваряется исследованием видов такого статуса. Из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и других нормативных правовых актов следует возможность выделения статуса действующего судьи; статуса судьи, полномочия которого приостановлены; статуса судьи, пребывающего в отставке. Студент должен иметь представление об особенностях, присущих каждому из них. Кроме того, надо знать, каков срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда (на сегодняшний день полномочия судьи ограничены лишь предельным возрастом – 70 годами) и как изменялось его законодательное регулирование.

Далее исследуются принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Необходимо уяснить содержание принципов независимости, несменяемости, неприкосновенности, равноправия судей и знать их гарантии, в том числе материальные.

Для обеспечения независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается круг занятий и действий, не совместимых с данной должностью. Он не может занимать государственные и общественные посты, осуществлять предпринимательскую деятельность, быть членом политической партии, должен воздерживаться от совершения иных поступков, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 11). Надо знать, что судья обязан руководствоваться также этическими нормами поведения, принятыми в судейском сообществе. Например, он не должен дискредитировать Конституционный Суд в своих публичных выступлениях.

Важно изучить права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, которые могут быть применены к нему в случае невыполнения обязанностей.

Завершающий вопрос темы – приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Необходимо знать основания этих процедур, по решению каких органов и в каком порядке они осуществляются, какие последствия влекут для конституционного судьи.

Развивался отдельными этапами, которые прерывались длительными периодами, к таким этапам относятся:

· первый этап, связанный с деятельностью первого департамента правительствующего сената Российской Империи 1906-1917;

· второй этап, связанный с детальностью верховного суда СССР 1924-1933;

· третий этап, связан с комитетом конституционного надзора СССР 1990-1991;

· четвёртый этап, связанный с деятельностью конституционного суда в России 1991

Как только в России появляется первая писаная конституция 1906г. сразу же возникает институт судебного контроля. В числе полномочиями, который наделен сенат, это публикация правовых актов. Структурно сенат делился на отдельные департаменты. Возник ряд проблем, связанный с реализацией судебного контроля. Сенат был упразднён в 1917 году.

Второй этап, связан с детальностью Верховного Суда СССР 1923 г. Конституция СССР относился к числе полномочий разрешение споров компетенции между союзными органами власти республик и проверка на соответствие правовых актов союзных республик. Процедура реализации функций судебного контроля носила специфический характер. Дела рассматривались верховным судом СССР по инициативе прокурора при верховном суде, при этом окончательных решений верховный суд не принимал, а направлял соответствующие постановления в президиум ЦИК СССР, а он то как раз и принимал решения. В конце 20 годов наметился определённый конфликт между Верховным судом и органами прокуратуры. В конце 1920 годов органы прокуратуры приобрели полномочия в сфере общего надзора, в результате образовались полномочия по общему надзору осуществляемыми прокуратурой и надзор осуществляемый судом.

Третий этап, связан с деятельностью комитета конституционного надзора. 1988 году в рамках реформирования высших органов советской власти был создан ряд новых органов: съезд народных депутатов СССР, учреждена должность президента и др. В 1989 были внесены поправки в конституцию СССР и принят закон СССР о конституционном надзоре. Согласно этому закону комитет конституционного надзора выбирался съездом народных депутатов количеством до 25 членов, сроком на 10 лет. В его компетенцию входило проверку на соответствие конституции СССР правовых актов союзных республик, разрешение споров о компетенции и другие полномочий. Члены комитета конституционного надзора, формально не являясь судьями, де-факто функционировали на тех же сами принципах, что и суды. Комитет конституционного надзора начал свою деятельность в марте 1990 года и в декабре 1991 года в связи с распадом союза СССР прекратил комитет свою деятельность. Юридическая сила комитета конституционного надзора была различна, его решения об отношение правовых актов в связи с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, являлись общеобязательными и не подлежали пересмотру. Его решения в отношение других правовых актов союзного уровня могли быть пересмотрены съездом народных депутатов большинством голосов и его решения в отношении правовых актов органов союзных республик влекли приостановление действий правовых актов.


Четвертый этап, связан с деятельностью конституционного суда. В мае 1991 года был принят закон о конституционно суде РСФСР, учредивший данный орган гос. власти. Согласно закону в состав входило 15 членов избираемых съездом народных депутатов без ограничения сроков полномочий, но с предельным возрастом в 65 лет. Члены конституционного суда имели полный статут судей. В компетенцию конституционного суда входила проверка конституционности правовых актов органов государственной власти российской федерации, орланов гос. власти субъектов РФ. Первый состав конституционного суда был выбран 30 октября 1991 года. Первое дело было рассмотрено в январе 1992 года. В дальнейшем, на протяжение 92 и 93 годов возник и нарастал конфликт между верховым советом РФ и президентом и правительством- с другой стороны. В конфликт оказался вовлечён и конституционный суд РФ.

Вопрос 2. Тетрадь!!!

Вопрос 3. КС – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его место в российской судебной системе. Полномочия и принципы деятельности Конституционного суда РФ

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Феде-рации» КС - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ - орган правосудия. Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом специфично, также как и его полномочия. Так, ст. 125 Конституции РФ возлагает на особый орган правосудия - Конституционный Суд РФ полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и некоторые иные дела.

Другие суды (судебные органы) Конституция РФ полномочиями по проверке конституционности перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, не наделяет.

Основные полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ закреплены не только в ст. 125 Конституции РФ, но и в ст. ст. 3, 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», где отмечено, что Конституционный Суд РФ вправе:

1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешать споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) давать толкование Конституции РФ;

5) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка конституционного судопроизводства и другими принципами.

Вопрос 4. Тетрадь!!!

Вопрос 5. Тетрадь!!!

конституционный контроль суд федерация

Важнейшим и наиболее эффективным элементом механизма правовой охраны конституции выступает конституционный контроль (надзор). Следует отметить, что термин конституционный контроль (надзор) не является общепринятым в научной литературе. В ряде случаев этот институт именуется “контроль конституционности права”, “контроль соответствия права Конституции”, “контроль за конституционностью законов”, “контроль конституционности законов”, “исследование конституционности законов”, “контроль за конституционностью законодательства”, “конституционное судопроизводство”.

В юридической литературе даются различные определения понятия “конституционный контроль”. Так, М.А. Нудель характеризует его как проверку законов с точки зрения их соответствия конституции. Д.Л. Златопольский определяет конституционный контроль как проверку соблюдения конституции и конституционных законов, а также проверку соответствия всех других актов высших органов государства конституции. В.С. Нерсесян под конституционным контролем понимает обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный, антиправовой характер.

Следует отметить, что каждое из этих определений представляет значительный научный интерес и вносит свой вклад в правовую науку. Но в настоящей дипломной работе во избежание терминологических споров и громоздких оговорок в дальнейшем используется термин “конституционный контроль”, который понимается как любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально или фактически) для осуществления публичной власти.

Конституционный контроль обладает рядом специфических черт по сравнению с контрольной деятельностью в целом, что и позволяет придать ему особый ранг. Это своеобразие хорошо показала Ж. И. Овсепян на примере судебного конституционного контроля, выделив следующие его особенности:

  • 1) это связанная с реализацией государственных полномочий разновидность института социального, государственного контроля, осуществляемого постоянно действующими органами государства;
  • 2) это форма профессионального государственного контроля, причем высшая среди специализированных форм контрольной деятельности;
  • 3) судебный конституционный контроль есть контрольная, правоохранительная деятельность, основанная на преобладании юрисдикционных способов, черт;
  • 4) по сравнению с общим государственным контролем судебный конституционный контроль распространяется не только на сферу управления, но, прежде всего, охватывает сферу нормотворчества; он включает не только нормотворчество, осуществляемое аппаратом управления, но и нормотворчество в системе законодательной власти;
  • 5) судебный конституционный контроль представляет собой специализированный механизм охраны нормативного акта высшей юридической силы - конституции государства;
  • 6) судебный конституционный контроль есть высшая (после парламента и референдума) форма конституционного контроля.

Что же собой представляет конституционный контроль как система?

Во-первых, конституционный контроль не ограничивается только рамками судебного контроля. Ибо следует иметь в виду также и функциональную роль законодательной и исполнительной властей, порядок и традиции сохранения нравственных, национальных и духовных ценностей. Во-вторых, конституционный контроль как система, как совокупность сложных и требующих гармоничного функционирования органов, имеющих разные правомочия, может существовать и результативно действовать, только при наличии определенных предпосылок. Из них необходимо выделить конституционное упорядочение общественных отношений, закрепление демократических принципов развития общества (во время революции или при диктатуре данной системы нет места), независимость контроля, его всеобъемлющий характер, доступность членам общества, гласность конституционного контроля и т.д.

Конституционный контроль может осуществляться:

  • а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония);
  • б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (напр., Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария);

в) специальными конституционными судами, для которых Конституционный контроль - главная функция (Австрия, ФРГ, Италия, Турция, Кипр);

г) особым органом несудебного характера (напр., Конституционный совет во Франции).

Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло и для каждого государства этот набор объектов индивидуален. В связи с этим назовем лишь основные.

К ним относятся в первую очередь нормативные акты (законы, нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях), международные договоры. Помимо нормативных актов объектами конституционного контроля являются правоприменительные акты, в том числе и акты судебных органов, действие должностных лиц в порядке их конституционной ответственности, организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов. Остановимся на рассмотрении некоторых из перечисленных объектов.

Естественно, что конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

Конституция обладает наивысшей силой по отношению ко всем иным правовым актам, в связи с чем последние должны исходить из конституционных предписаний и строго им соответствовать. Приоритет основного закона - неотъемлемый и непременный признак правового государства. Следовательно, в сфере конституционного контроля конституция выступает в качестве отправной точки. Все вопросы в данной области рассматриваются, прежде всего, под углом зрения соответствия основному закону всех иных нормативных актов.

Также необходимо выяснить, должны ли политические вопросы являться объектами конституционного контроля. Проблема достаточно сложна. Это связано в первую очередь с тем, что анализ законодательства, и в особенности практики деятельности органов конституционного контроля, свидетельствует о том, что функционирование этих органов в значительной степени носит политический характер. Такая ситуация возникает, прежде всего, из того факта, что, обладая правом пересмотра решений президента, парламента, правительства, они располагают мощными средствами контроля за функционированием политической системы и тем самым активно влияют на политическую ситуацию в государстве.

Проблема участия органов конституционного контроля в решении политических вопросов постоянно находится в поле зрения ученых зарубежных стран, особенно США, где существует мнение (так называемая теория «судебного атавизма»), что «целевая ориентация» судьи должна быть направлена на достижение «правильного» результата в споре, по которому выноситься решение.

Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах (в частности в Иране) заключается в том, что законы и иные акты проверяются на соответствие не только конституции, но и Корану.

Широкая сфера применения конституционного контроля позволяет классифицировать его по ряду признаков. Можно выделить:

  • 1) (по времени осуществления - предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие.
  • 2) по обязательности проведения - обязательный или факультативный конституционный контроль. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта.
  • 3) по форме - абстрактный или конкретный конституционный контроль. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности.
  • 4) по содержанию - формальный или материальный конституционный контроль. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть, входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.
  • 5) по месту осуществления - внутренний и внешний конституционный контроль. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний - иным органом. С точки зрения правовых последствий - консультативный или постановляющий конституционный контроль. Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой - юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу. 6) по объему - полный или частичный конституционный контроль. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например, на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

Действительно, конституционный контроль, являясь специфической функцией обеспечения верховенства конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов. Он выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного равновесия. Введение государством в свою правовую систему конституционного правосудия указывает на то, что государство предпочитает предоставить полномочия по принятию решений о конституционно правовых вопросах специализированным учреждениям, стоящим как бы над обычными суда - ми. Ведь очевидно, что решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам. Специфика судебной власти по сравнению с законодательной и исполнительной заключается в её относительной стабильности и нейтральности. Поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля.

Институт конституционного контроля есть власть, предоставленная лицам, в него назначенным, контролировать и в случае необходимости санкционировать соответствие конституции актов, принятых публичными властями и особенно законов, вотированных представителями избранными суверенным народом. Роль конституционного суда в политическом процессе громадна. В то же время конституционный суд призван решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. Конституционный суд выступает не просто в роли арбитра политических властей и политических решений, но и в качестве гаранта экзистенциальных прав организованного в государство социального союза. Причем эта функция конституционного суда не является проистекающей из воли какого-либо института власти, а непосредственно возлагается на конституционный суд правом, высшим законом государства - конституцией.

В научной литературе к одной из форм конституционного контроля относят референдум. Причем, в ряде случаев его определяют как высшую форму в данной области. С такой позицией следует согласиться, но с определенными оговорками. Путем референдума принимаются, прежде всего, новые конституции, новые законы и в них вносятся изменения. Естественно, что в рамках данного института не возможно квалифицированно осуществить выявление, констатацию и устранение несоответствия конституции, законам. Однако путем референдума решаются наиважнейшие вопросы

Если говорить об истории становления института конституционного контроля, то следует отметить, что конституционный контроль имеет длительную историю. Его характер, принципы осуществления, формы и методы, организационные системы претерпели серьезные изменения и сегодня находятся на стадии активного совершенствования. Обеспечение гармоничной деятельности органов государственной власти не является чем-то неизменным и требует постоянного контроля за стабильностью системы. В настоящее время в мире функционирует около 100 специализированных органов конституционного правосудия.

Сама идея конституционного контроля появилась в начале XVII века в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний или общему праву. Однако конституционный контроль в современном понимании, изложенном выше, впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Медисона в 1803 году. Верховный суд под представительством Дж. Маршала объявил, что федеральная Конституция - высший Закон страны и любой Закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным. Этот пример позднее был заимствован рядом государств.

Для обоснования конституционного контроля использовались три основные теории:

  • 1. Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция - акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должен противоречить акту учредительной власти.
  • 2. Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение сфер компетенции центра и субъектов федерации.
  • 3. Естественно-правовая теория или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

Конечно же, необходимость конституционного контроля обусловлена прежде всего иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом есть следствие иерархичности в системе органов власти, управомоченных на правотворчество. К тому же число правовых норм в ХХ веке, можно сказать, обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился.

Итак, уникальность миссии конституционного суда заключается в том, что это единственный орган государственной власти, в прямую обязанность которого входит подчинение политики праву, политических акций и решений конституционно-правовым требованиям и формам. Предназначение специализированных институтов конституционного контроля заключается именно в том, что конституционный суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных конституцией. Конституционный суд призван не допускать узурпации государственной власти, постоянно поддерживать состояние, при котором возможна лишь ограниченная правом власть.