История возникновения международного дня борьбы с коррупцией. Когда и почему появился Международный день борьбы с коррупцией? Свобода от коррупции

9 декабря ежегодно, начиная с 2004 года, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Дата – 9 декабря – назначена 31 октября 2003 года инициативой Генеральной ассамблеи организации объединенных наций (ООН) на политической конференции в мексиканском городе Мерида.

Представители ста государств, в том числе и Россия в течение трёх дней поставили подпись под этим международным документом, который вступил в силу в декабре 2005 года. Действия этого всемирного Договора – Конвенции в настоящее время распространяется в 173 государствах мира.

Всемирная борьба с коррупцией предусматривает различные меры и мероприятия по ее предупреждению, наказанию виновных лиц, механизмы сотрудничества между народами, обязывает государства целенаправленно проводить против коррупционную политику, назначать специальные органы профилактики и ликвидации этого разрушающего основы бытия общества явления.

Используя информационные материалы этого сайта, Вы сможете подготавливать планы мероприятий, сценарии, посвященные антикоррупции, проводить собрания, лекции, классные часы в школе, в доу, в администрации. С этим Днем поздравления принимают прокуратура, правоохранительные органы.

Определение коррупции

Понятие «коррупция », трактуется как злоупотребление государственной властью с целью получения выгоды в личных интересах либо в целях третьих лиц или групп. Сюда же относятся и все известные способы незаконного присвоения общественных средств для частного применения. К явлениям коррупции относятся семейственность, кумовство (непотизм).

В планах и рамках антикоррупционных мероприятий во многих странах всего мира 9 декабря проходят шествия, встречи, митинги, конференции, семинары, приуроченные ко Всемирному дню борьбы против коррупции. В организациях происходят заседания трудовых коллективов с проведением бесед, зачитыванием лекций и обращений к сотрудникам, клиентам предприятий с содержанием информации об антикоррупционной направленности.

Коррупция разрушает права человека, а деятельность органов государственной власти делает губительной для народа. Экономическое положение коррумпированной страны приходит в упадок. Расхищаются не только миллиарды средств, но и отсутствуют социальные объекты (или приходят к краху – не снабжаются финансово-экономическими активами) – дороги, больницы, школы и прочее. Проблемы экологии также усугубляются.

Это очень сложное явление, объединяющее в себе социальные, экономические и политические сферы нашей жизни, разрушающее государственные устои, демократические институты, живущее одним вымогательством взяток.

Установлено, что при эффективно проводимой борьбе против коррупции, доходы в государственной казне возрастают в 4 раза!!!

Представляете, в общем рейтинге 2014 года по оценке восприятия коррупции Россия заняла 136 место! Вместе с Ливаном, Ираном, Камеруном, Нигерией и Киргизией! Хуже нас только в Туркмении. А на последнем месте – Сомали и Северная Корея.

Плохо то, что коррупция очень широко распространена и переплетена с организованной преступностью и проникает в органы государственной исполнительной власти.

Национальная стратегия и план противодействия коррупции

Президентом Российской Федерации задача борьбы с коррупцией поставлена как приоритетная. С той поры в России проделана большая работа по принятию антикоррупционных мер как в области профилактики коррупции, так и ее пресечению. Создана новая законодательная база, приняты организационные меры и активизирована деятельность правоохранительных органов.

При Президенте Российской Федерации создан рабочий орган – Совет по противодействию коррупции. Он координирует все антикоррупционные усилия государства и оперативно рассматривает практические вопросы реализации государственной антикоррупционной политики.

Принят Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года “О противодействии коррупции”. В нем установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, приведение к снижению и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Утверждены основы Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальный план противодействия ей.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции ставится искоренение причин и условий, ее порождающих в российском обществе.

Национальный уровень

Мероприятия Национального плана призваны решать следующие главные задачи:

  1. совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
  2. обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции;
  3. активизация антикоррупционного просвещения граждан;
  4. реализация требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Региональный уровень

Принимаются также меры на региональном уровне. В Волгоградской области утверждена программа противодействия коррупции, образована Межведомственная комиссия по противодействию коррупции в области, которую возглавляет Губернатор – Андрей Иванович Бочаров.

Утверждены:

  1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области.
  2. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания.

Коррупция бывает нескольких видов

  • взяточничество,
  • незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления,
  • кумовство (когда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи),
  • оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды.

Для уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

По сей день, несмотря на предпринимаемые в государстве и обществе меры, коррупция по-прежнему очень затрудняет функционирование общественных механизмов, препятствует проводить социальные преобразования и модернизацию в национальной экономике, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В текущем году прокуратурой Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции в ряде учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области. В ходе проверок установлено, что в учреждениях не в полном объеме принимаются необходимые меры по противодействию коррупции.

Послесловие

Нет государств полностью свободных от коррупции, для которой нет никаких государственных границ. Общественность всех стран требуют от публичных должностных лиц открытости и подотчетности. В своем послании Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН, в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией 2014 года 9 декабря провозгласил:

“Я призываю всех помочь покончить с коррупцией и объединиться в деле борьбы за глобальную справедливость и равенство. Мир и его население больше не могут позволить себе оплачивать коррупцию и мириться с ней”.

Для успеха в борьбе с коррупцией нужен перелом общественного сознания. Необходимо создавать условия, когда у людей будет возникать ассоциативная неприязнь к явлению коррупции. Каждый должен понять: невозможно решать проблемы через дачу взятки чиновнику. Хорошую роль в этом сыграет правовое просвещение.

Источник

Статья написана по материалам веб-сайтов, а также с помощью отдела правового и кадрового обеспечения комитета социальной защиты населения Волгоградской области.

Эксперт Центра, Хвыля-Олинтер Н.А.

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией. Отмечается этот день по инициативе ООН, так как в 2003 году этой организацией была предложена для подписания «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции». Принята она была на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 2003 года, а в декабре на специально организованной конференции ее подписала, в том числе, и Россия и ратифицировала в 2006 году.

Интересным является тот факт, что ратификации подлежала почти вся Конвенция, кроме статьи 20-й, которая гласит «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать» . Для ратификации этой статьи требуется внесение некоторых изменений в российское законодательство, например, в Уголовный кодекс, в котором не прописан такой состав преступления как «незаконное обогащение чиновников».

Сам термин «коррупция» произошел от латинского «corruptio», что значит «подкуп, порча». И если первое значение указывает на непосредственное межсубъектное взаимодействие, то второе хорошо иллюстрирует роль данного явления в масштабах всей страны.

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 года, говорится следующее: «Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене». Одной из важнейших задач обеспечения общественной безопасности является противодействие коррупции, а реализация Концепции предполагает, в том числе, «мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».

Методики измерения масштабов коррупции существуют различные, но по причине специфики исследуемого явления они чаще опираются на косвенные методы оценки – социологические опросы групп населения, экспертные оценки и так называемые комплексные интегральные методики, основанные на анализе данных разных рейтингов. В качестве дополнительных показателей используются, например, такие: степень доверия к государственным институтам и учреждениям, пережитый опыт коррупционной направленности, оценка качества государственных услуг населением и т.д. Оценивая любой социальный феномен, важно проанализировать его динамику, пространственные характеристики, а также общественное и экспертное мнение по данному вопросу.

Обратимся к данным социологических опросов населения. По данным мониторинга, проводившегося с 2005 года, обеспокоенность российских граждан уровнем коррупции в стране растет – если в 2005 году эта проблема замыкала десятку самых острых, то в 2013 году она замыкает топовую тройку и считается одной из тех, что наиболее тревожат население (см. рис.1).

Рис.1. Динамика численности граждан РФ, отметивших коррупцию как одну из главных проблем страны (%).

Опрос студентов МГУ, проведенный в 2013 году, показал, что дача взятки находится на четвертом месте среди наиболее вероятных поступков, которые они готовы совершить, уступая возможности проехать без билета на транспорте, употребить в речи нецензурные выражения или ударить человека в ссоре. Получается, что значительная часть молодежи, являющей собой элиту страны, относится к этому явлению как к чему-то обыденному и привычному. См. рис.2.


Рис. 2. Какие поступки студенты считают для себя возможным совершить? (%)

Основной причиной взяточничества, по мнению россиян, является неэффективное устройство государственной власти, при котором как предприниматели, так и рядовые граждане свои проблемы вынуждены решать коррупционными методами. Часть россиян видят причины коррупции в самом характере нашего народа, утверждая, что люди не привыкли жить честно. Далее по степени распространенности следует фактор отсутствия контроля над властью, ее безнаказанность, а также переходный период развития российского общества, для которого распространение коррупции в принципе характерно. См. рис. 3.


Рис. 3. Почему в России, по мнению населения, так широко распространены взяточничество и коррупция? (%)

В экспертном рейтинге восприятия коррупции, ежегодно проводимом международной организацией Transparency International, Россия заняла в 2012 году 133 место из 176 возможных, расположившись в одной группе с Гондурасом, Ираном, Казахстаном, Коморскими островами и Гайаной (заодно проверьте свое знание географии) – см. табл.1. Сам рейтинг рассчитывается в большей степени на основе оценок коррупции экспертами, проживающими в данной стране и зарубежными, используется и официальные статистические данные. В результате страны ранжируются по шкале от 0 (самый низкий уровень коррупции) до 100 (самый высокий уровень).

Индекс восприятия коррупции стран мира в 2012 году

Финляндия

Новая Зеландия

Сингапур

Швейцария

Австралия

Норвегия

Нидерланды

Коморские острова

Гондурас

Казахстан

Азербайджан

Пакистан

Другой авторитетный рейтинг – рейтинг свобод (в том числе от коррупции), составляемый Фондом Heritage Foundation. По данным на 2012 год Россия занимает 144-е место в рейтинге в целом, а по уровню коррупции – на 166 месте среди 179 стран. Методика расчета утверждает, что 40% уровень свободы является пограничным и трактуется как значительное ущемление свобод, Россия который год держится на уровне 20%, что является крайне неблагоприятным показателем. В таблице 2 представлена оценка различных экономических свобод, рассчитанная для России на 2012 год.

Табл.2 Оценка экономической свободы в России по рейтингу Фонда Heritage Foundation, 2012.

Балл

Тренд

Средний уровень в мире

Свобода бизнеса

Свобода торговли

Фискальная свобода

Участие правительства

Монетарная свобода

Свобода инвестиций

Финансовая свобода

Права собственности

Свобода от коррупции

Свобода труда

Динамика преступлений освящается официальной статистикой, которая тоже пытается прояснить общую картину, так по данным Росстата с 2006 года постепенно снижается уровень преступности, а с 2010 – численность зарегистрированных преступлений, квалифицированных как взяточничество (см. рис.4).


Рис.4. Динамика преступлений в России, в том числе взяточничества.

Президент РФ 01.11.2013 на Заседании Совета по противодействию коррупции заявил следующее: «По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более 34 тысяч, если точнее – то 34 049, то в первом полугодии 2013 года – 29 501. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть – 32 процента. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 700 человек – 692, если быть более точным».

Но является ли численное снижение данного вида преступлений отражением повышения правосознания российского населения? Если посмотреть на то, какую долю взяточничество составляет в общей массе зарегистрированных преступлений, то окажется, что никакой положительной динамики нет, наоборот, наблюдается рост числа данного вида правонарушения (см. рис.5).


Рис.5. Динамика преступлений, в том числе взяточничества, в РФ.

Есть очень важный фактор, на фоне которого нужно рассматривать динамику практически любых явлений социума, выраженных в абсолютных величинах – демографическая ситуация. Численность населения в России последние 15 лет неуклонно снижалась, с 2010 года наблюдается некоторое улучшение демографической ситуации, хотя о причинах этого следует дискутировать отдельно (см. рис. 6).


Рис. 6. Динамика численности населения в РФ.

Понятно же, что на фоне снижения общей численности населения неверно утверждать положительную динамику преступности, ориентируясь только на численность совершенных преступлений – если в стране останется 1 гражданин, то преступность как явление исчезнет совсем, но это отнюдь не является идеальным состоянием, к которому нужно стремиться. Вычислим, сколько совершенных преступлений приходится на 1000 человек, и сколько уголовных дел, квалифицированных как взяточничество, приходится на 100000 человек (см. рис.7 и 8).


Рис.7. Динамика численности преступлений в РФ (на 1000 человек)


Рис.8. Динамика численности преступлений, квалифицированных как «взяточничество» в РФ (на 1000 человек)

Итак, положительная динамика действительно наблюдается, но снижение числа преступлений, квалифицированных как взяточничество, происходит гораздо более медленными темпами относительно общего числа преступлений, совершаемых в России.

По оценке Генеральной Прокуратуры РФ сумма материального ущерба от преступлений коррупционной направленности, совершенных в России, составила 20,8 млрд. рублей в год. Это оценка последствий, произведенная по выявленным преступлениям, тогда как сам рынок коррупции оценивается в 300 млрд долларов в год, причем 90% этой суммы приходится на различные сферы госсектора, и на бюджетные средства.

Сферы деятельности выявленных коррупционеров, а, следовательно и области причинения ущерба, самые разные, но лидирует здесь правоохранительная и правоприменительная сферы, здравоохранение, социальное обеспечение, образование и наука (см. рис. 9).


Рис. 9. Сферы деятельности коррупционеров от общего числа преступлений коррупционной направленности по направленным в суд уголовным делам.

По данным МВД РФ в 2012 году средний размер взятки составил 78200 рублей, а в ситуациях, когда использовался посредник, сумма уже значительно крупнее – 536000 рублей. Управление экономической безопасности МВД РФ оценивает средний размер взятки в 2012 году по России около 300000 рублей. Причем взяточничество имеет свои региональные особенности, например, в Москве средний размер взятки примерно в 20 раз больше, чем в регионах. На рисунке 10 представлена динамика роста суммы средней взятки по России с января 2010 года по апрель 2012.


Рис.10. Динамика роста среднего размера взятки в РФ.

Возникает закономерный вопрос – как можно объяснить столь резкий скачок аппетитов коррупционеров? Одно из предположений заключается в том, что в мае 2011 года Медведев подписал закон о кратном увеличении штрафов вместо уголовного преследования за взятки. Этот закон разграничивает виды взяток в зависимости от их размера, кроме того он вводит такую альтернативу как штраф вместо уголовной ответственности. Для ясности приведем пример – за взятку в размере 2 млн. рублей осужденного коррупционера ожидает либо штраф 200 млн рублей, либо срок от 8 до 15 лет со штрафом 140 млн рублей. Очевидно, что альтернативы абсолютно не сопоставимы и обвиняемая сторона приложит все усилия, чтобы в качестве наказания ей был выбран первый вариант. Таким образом, эта законодательная инициатива не только способствовала росту размеров взяток, но и, видимо, подстегнула рост коррупции в целом.

А теперь посмотрим на распределение состава осужденных по размеру взяток – в 2012 году 60% людей были осуждены за взятки размером от 5000 до 10000 рублей, 21% - за взятки размером от 10000 до 50000 рублей. То есть большую часть осужденных являют собой люди, попавшиеся на относительно мелких суммах. Такой же вывод следует из рассмотрения данных о сроках, полученных осужденными за коррупцию граждан. Всего в 2012 году за преступления коррупционной направленности было осуждено 6014 человек, из них реальные срока получили только 506 человек. Получается, что только каждый двенадцатый человек, осужденный за коррупцию, получил реальный срок. Характер полученного наказания показан на рисунке 11, где видно, что большинство осуждены были на относительно небольшие сроки, а, значит и за относительно небольшие суммы.


Рис.11. Распределение осужденных в 2012 году за преступления коррупционной направленности по длительности полученных сроков.

В России есть регионы, в которых проблемы коррупции стоят более остро, а есть такие, где ситуация относительно благополучна, это отражается и на уровне развития в них частного сектора и экономическом потенциале в целом. Всемирный банк в России опубликовал данные Обследования деловой среды и деятельности предприятий (BEEPS), показывающие уровень коррупции в 37 регионах России (см. табл.3) . Оценка проводилась по четырем индексам:

1. индекс административного бремени – сложный индекс, отражающий административную нагрузку на предприятия (результат ответов на вопросы о потенциальных проблемах ведения бизнеса);

2. индекс административной коррупции – ответы на вопрос о том, является ли обычной практикой дача взятки чиновникам при работе на таком предприятии, как то, на котором работают респонденты – оценивается мнение;

3. индекс взяточничества – процент взаимодействия работников предприятий с чиновниками, в которых им пришлось давать взятку (по утверждению респондентов) – оценивается непосредственный опыт;

4. индекс поглощения государства – определяется как «действия индивидуумов, групп лиц или предприятий как государственного, так и частного сектора, осуществляемые с целью оказания влияния на подготовку законопроектов, нормативных актов, указов, а также на формирование другой государственной политики в своих собственных интересах посредством противозаконного и непрозрачного предоставления личных выгод государственным служащим».

Табл. 3. Составные индексы, характеризующие ситуацию в регионах: семерка лидеров и семерка отстающих (регионы, попавшие в высший и низший квинтили)

Лидеры

Индекс

административного

бремени

Индекс

административной

коррупции

Индекс

взяточничества

Индекс поглощения

государства

Смоленская область

Ставропольский край

Смоленская область

Хабаровский край

Белгородская область

Ульяновская область

Новосибирская

Курская область

Ставропольский край

Липецкая область

Санкт-Петербург

Ульяновская область

Иркутская область

Республика Мордовия

г. Москва

Республика Мордовия

Республика Мордовия

Томская область

Приморский край

Омская область

Республика

Башкортостан

Республика Татарстан

Ленинградская

Томская область

Томская область

Республика Саха

Челябинская область

Воронежская область

Отстающие





Волгоградская область

г. Москва

Самарская область

Калужская область

Калининградская

Краснодарский край

Ярославская область

Белгородская область

Санкт-Петербург

Иркутская область

Пермский край

Тверская область

Краснодарский край

Челябинская область

Нижегородская

Краснодарский край

Самарская область

Ростовская область

Краснодарский край

Ростовская область

Ленинградская область

Тверская область

Республика

Башкортостан

Иркутская область

Ростовская область

Приморский край

Воронежская область

Приморский край

Видно, что среди лидеров выделяется Республика Мордовия, которая попала в пятерку лучших в трех номинациях. Среди отстающих самый проблемный регион – Краснодарский край, находящийся в пятерке худших по всем четырем показателям. Именно с этим регионом связаны недавние коррупционные скандалы, тиражированные СМИ.

Итак, мы рассмотрели динамику, актуальное состояние и региональные особенности коррупции в России. Утверждать, что уровень коррупции снижается, не правомерно, так как, несмотря на уменьшение числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, объемы финансовых средств, вовлеченных в данные преступления, резко возросли, как растет и доля взяточничества в общей массе совершаемых преступлений. Наблюдается резкая эскалация размеров взяток. Обеспокоенность населения проблемой коррупции остается значительной, а численность граждан, встревоженных данной проблемой, увеличивается.

См.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. См.: http://www.kremlin.ru/acts/19653

Левада-центр. Последний опрос проведен в августе 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. См. http://www.levada.ru/03-09-2013/problemy-i-trevogi-rossiyan

Юридический факультет МГУ, мониторинг «Ценностно-нормативные ориентации студентов», 2013.

Левада-центр. Опрос проведен 20-24 июня 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. http://www.levada.ru/17-07-2013/prichiny-vzyatochnichestva

Эта знаменательная дата провозглашена Генассамблеей ООН, которая приурочила ее к открытию для подписания в 2003 году Конвенции ООН против коррупции. Россия одной из первых подписала этот нормативный правовой акт, а в 2006 году ратифицировала его. С этого времени началась активная работа по формированию национального антикоррупционного законодательства, которое в настоящее время не просто соответствует всем передовым мировым стандартам, но и в отдельных вопросах содержит более жесткие требования.

В ноябре 2003 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, который в 2007 году был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган, в который вошли высшие должностные лица государства, руководители ряда правоохранительных и иных органов, ведущие эксперты и общественные деятели, стал незаменимой опорой главы государства в вопросах формирования и реализации государственной антикоррупционной политики.

За последнее десятилетие парламентом проделана обширная работа по формированию законодательной базы, как в сфере профилактики коррупционных правонарушений, так и в области ответственности за их совершение.

Так, если с 1991 по 2006 годы в рассматриваемой сфере было принято восемь нормативных правовых актов, то с 2006 года - более ста. Примерно половина из них - федеральные законы.

Со временем менялся и вектор развития антикоррупционного законодательства. Если ранее в качестве приоритетного рассматривалось уголовно-правовое воздействие, то в последние годы все большее значение приобретает превентивная составляющая антикоррупционной работы. На этом этапе в законодательство были внедрены такие передовые правовые механизмы, как:

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Контроль за доходами и расходами лиц, занимающих должности в органах власти, а также иных организациях,

Ограничения на владение счетами и финансовыми инструментами за рубежом,

Антикоррупционная экспертиза.

Большая работа была проделана и в ходе работы Государственной Думы 7-го созыва.

Вот лишь некоторые из законов, которые находились на рассмотрении в Комитете по безопасности и противодействию коррупции.

В апреле этого года подписан Федеральный закон (№ 64-ФЗ от 03.04.2017), устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проверять достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности глав исполнительных органов муниципальной власти.

Этим законом также урегулированы вопросы участия отдельных категорий должностных лиц в управлении различными некоммерческими организациями.

В июле принят Федеральный закон (№ 132-ФЗ от 01.07.2017), предусматривающий создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В народе этот реестр уже назвали «доской позора».

Федеральным законом № 98-ФЗ от 01.05.2017 должностные ограничения и запреты, а также меры антикоррупционного контроля распространены на временно исполняющих обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Сформированная в последние годы новая законодательная база оказала положительное влияние и на состояние дел в сфере борьбы с коррупцией.

За последние три с половиной года за совершение преступлений коррупционных направленности к уголовной ответственности привлечено более 45 тыс. человек. Среди них 4,5 тыс. сотрудников правоохранительных органов, более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Все чаще в сферу правоохранительной деятельности стали попадать не мелкие коррупционеры, а лица, замещающие высокие и ответственные государственные посты. Это и главы регионов, и высокопоставленные чиновники федеральных органов власти. Впервые в новейшей истории уголовному преследованию подверглось должностное лицо ранга федерального министра.

Вырос и средний размер выявляемых взяток, который в 2016 году составил почти 330 тысяч рублей, что почти на 75% выше, чем в 2015 году (188 тысяч рублей).

Ходу расследования подобного рода уголовных дел придавалась широкая общественная огласка. И это не случайно. Очевидно, что государство направляет коррупционерам четкий посыл: такой базовый принцип, как равенство всех перед законом и судом будет обеспечен невзирая ни на какие чины и статусы. Неприкасаемых быть не может!

Все большие обороты набирает и введенный в России относительно недавно в целях реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции механизм обращения в доход государства имущества, законность приобретения которого на законные доходы не была доказана.

С 2013 года выявлено свыше 14,6 тыс. подобного рода фактов. По ним инициировано более 900 процедур контроля за расходами, заявлены десятки исков об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, на сумму более 12 млрд руб. Ярким примером тому стали исковые требования прокуратуры об обращении в доход государства имущества полковника Дмитрия Захарченко почти на 9 млрд рублей, заявленные именно в рамках данного правового инструментария.

Работа по совершенствованию превентивных правовых механизмов противодействия коррупции продолжается.

16 октября 2017 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях».

Законопроект предусматривает дополнительные меры защиты государством лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях.

Продолжается работа и по устранению коррупциогенных факторов из отраслевого законодательства, регламентирующего наиболее коррупциоемкие сферы деятельности. В частности, в настоящее время Комитетом разрабатываются дополнительные меры, направленные на профилактику коррупционных проявлений в в сфере государственных закупок. Кроме того, изучаются вопросы формирования правовых механизмов возврата из-за рубежа коррупционных капиталов, нажитых в России, повышение уровня возмещаемости ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, расширение сферы применения правового института конфискации имущества.

Продолжается активная работа и по совершенствованию доктринальных основы государственной антикоррупционной политики. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы возвел борьбу с коррупцией на качественно новый еще более высокий уровень. Этот программный документ впервые комплексно предусмотрел новый базовый элемент антикоррупционной политики - комплексное формирование антикоррупционного правосознания. В общественное сознание предполагается внедрить устойчивые установки на отторжение коррупции как крайне негативного явления, разлагающего устои государственности. Ведь зачастую порождению этого явления способствуют даже не сами коррупционеры, а граждане, желающие решить проблему за взятку. Об этом свидетельствует и судебная статистика, согласно которой количество осужденных за дачу взятки вдвое превышает число лиц, ее получивших.

Правильность такого подхода очевидна. Без опоры на гражданское общество в корне изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции невозможно.

Формированию антикоррупционного правосознания способствовало бы введение в процесс среднего образования такого предмета, как основы антикоррупционной политики, а высшего профессионального образования - новой дисциплины - антикоррупционного права.

Созданные социальные предпосылки приведут к тому, что в будущем именно гражданское правосознание, а не жесткие юридические санкции, станет основным драйвером снижения уровня коррумпированности общества.

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции — первый международно-правовой документ, направленный на борьбу с коррупцией. В настоящий момент к Конвенции присоединились 172 государства.

Документ обязывает подписавшие его государства принимать следующие основные меры по предупреждению коррупции:

  1. Разрабатывать и проводить скоординированную политику противодействия коррупции путем создания органа или системы органов, осуществляющих предупреждение коррупции, обеспечения его самостоятельности и независимости в рамках системы разделения властей;
  2. Разрабатывать эффективную и прозрачную систему приема на работу, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц;
  3. Внедрять кодексы или стандарты поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций;
  4. Осуществлять финансовый контроль, представляющий собой контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны;
  5. Создавать условия для формирования публичной отчетности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц;
  6. Криминализировать взятки, хищения, присвоения, растраты, совершенные с использованием своего служебного положения, отмывание коррупционных доходов, злоупотребление влиянием в корыстных целях, незаконные обогащения, сокрытие преступлений, а также воспрепятствование осуществлению правосудия;
  7. Принимать меры по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер;
  8. Развивать сотрудничество по противодействию коррупции на международном и региональном уровнях, в частности путем возвращения активов, выведенных из страны - участника Конвенции преступным путем, обратно собственнику имущества.

С целью повышения эффективности противодействия коррупции и углубления сотрудничества государств-участников Конвенции учреждена специальная постоянно действующая Конференция, секретарское обслуживание которой обеспечивается Генеральным секретарем через Управление ООН по наркотикам и преступности. Генеральный секретарь предоставляет необходимую информацию государствам-участникам, а также обеспечивает координацию на региональном и международном уровне. Конференция проходит каждые два года. Шестая сессия Конференции состоялась в 2015 году в Российской Федерации.

Помимо Конвенции ООН против коррупции Российская Федерация участвует в различных международных и региональных организациях, группах и программах, направленных на борьбу и имплементацию механизмов противодействия коррупции. Среди них: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Группа государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

3 декабря 2014 года международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий. В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место. В 2016 году Россия получила уже 29 баллов и заняла 119 место. По мнению экспертов Transparency, для улучшения ситуации в России, в частности, должна появиться персональная ответственность для глав регионов и органов исполнительной власти за невыполнение антикоррупционных норм. Данная мера наряду с другими войдет в новый национальный план по противодействию коррупции на ближайшие два года.

Каждый хочет жить в государстве, в котором происходит процветание экономики и демократических институтов, где граждане могут реализовать свое избирательное право, а принятые нормативно-правовые акты являются одинаковыми для всех. Однако все страны в разной степени затрагивает явление, тормозящее развитие всех этих процессов - коррупция. Она создает барьеры, разрушает развитие общества и государственные устои. Борьбе с ней и посвящен этот всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. Он был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года № A/RES/58/4. Впервые его отметили в 2004 г. В 2019 году дату справляют 16-й раз. Россия присоединяется к международному празднованию.

Кто празднует

Международный день борьбы с коррупцией отмечает население всех стран-участниц ООН, которые поставили свои подписи и ратифицировали Конвенцию против коррупции. В России в этот день проводятся различные акции и мероприятия, печатаются плакаты и листовки.

История праздника

Обеспокоившись проблемами, которые порождает «взяточничество», Генеральной Ассамблеей ООН была разработана Конвенция против коррупции и открыта для подписания с 9 декабря 2003 года всеми странами-участницами. В соответствии со ст. 68 (1), она вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее одной из первых, а ратифицировала 8 марта 2006 года (Федеральный Закон № 40-ФЗ). Именно дата 9 декабря (день подписания Конвенции) и стала Международным днем борьбы с коррупцией.

Статистические исследования установили, что во время борьбы с коррупцией доходы государства могут увеличиваться в 4 раза (в долгосрочной перспективе), бизнес способен развиваться интенсивнее на 3%, а уровень детской смертности может снизиться на 75%.

По данным Верховного Суда РФ, за 1 полугодие 2012 г. более 1300 граждан были осуждены за дачу взятки и 544 должностных лица за ее получение.

По данным международной организации Transparency International за 2014 год, из 174 стран самое низкое проявление коррупции установлено в Дании. Россия занимала 136-е место (в 2012 году - 133-я позиция из 180 стран, а в 2011 году - 143-я из 183). У Украины 142-е место, она считается самой коррумпированной в Европе. 174-ю позицию в рейтинге разделили Сомали и Северная Корея.

По данным издания The Daily Beast, Узбекистан в 2011 году занимал 1-е место в области коррупции, а согласно Transparency International за 2012 год, он находился на 7 месте.

Самый низкий уровень коррупции зафиксирован в Новой Зеландии, Дании и Швеции.

Самая большая взятка в Польше равнялась 1 млн. евро, а в Украине в 2008 году - 42 млн. долларов.

В России Петром I была создана специальная служба - фискальная, деятельность которой заключалась в выявлении взяток.

Самое неслыханное и безнравственное проявление коррупции зафиксировано в Зимбабве. Там во время принятия родов акушеры штрафуют женщин, которые кричат в процессе схваток. Каждый крик равняется 5 долларам. При этом необходимо учесть, что за роды также установлена плата в 50 долларов.

Более 1 триллиона долларов составляет общий объем взяток во всех странах мира. Такие данные приводит Всемирный банк.