Извещение о дтп образец заполнения. Извещение о ДТП: как заполнять, правила оформления, рекомендации и образец. Ещё кое-что полезное для Вас

При оформлении обязательной автостраховки компания выдает бланк извещения о ДТП по ОСАГО. При наступлении страхового случая, когда ущерб нанесен только движимому имуществу, возможно получение возмещения без вызова инспекторов ДТП.

Компенсация производится при наличии действующей страховки у обоих участников аварии и обоюдном желании автовладельцев, когда сумма повреждений не является большой.

Правила составления бланка Европротокола

Основные условия для применения Европротокола в 2020 году включают следующие обстоятельства:

  1. Страховым случаем является столкновение на дороге (ДТП).
  2. Отсутствуют расхождения по описанию полученных видимых повреждений, либо они есть, но внесены замечания в специально отведенном месте извещения (об этом подробнее ниже).
  3. На руках оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО.
  4. Допускается возможность расхождений при определении суммы ущерба и характера полученных повреждений, однако необходимо подтвердить показания фотографиями или видеоматериалом. Для машин, оборудованных системой ГЛОНАСС, передают имеющиеся данные.

Важным условием, которое ограничивало возможность возмещения, являлась сумма максимальной выплаты в 50 тысяч рублей, однако, начиная с июня 2018 года, отдельным указанием Центробанка вводится повышение лимита до 100 тысяч рублей. Данное правило устанавливается для всех субъектов Федерации, а в Москве и Санкт-Петербурге уже действует безлимитный Европротокол.

Чтобы получить положенное возмещение, необходимо знать правила заполнения извещения и порядок обращения в страховую. Рекомендуется хранить незаполненные бланки в салоне автомобиля, чтобы иметь возможность оформить аварию по упрощенной схеме. Если принято решение самостоятельно зафиксировать страховой случай и в наличии у водителей имеются действующие страховки, нужно совместно заполнить и подписать извещение. Далее каждой из сторон его следует передать своим страховщикам.


Внесение информации организуется по следующим правилам:

  1. Все графы документа должны быть разборчиво заполнены полными достоверными данными.
  2. Графы на лицевой стороне должны подписывать оба водителя. После подписания бумаги внести корректировку будет невозможно, поэтому перед тем, как ставить подпись, необходимо тщательно проверить сведения.
  3. При отказе от заполнения извещения одной из сторон, другой участник вносит сведения самостоятельно, указывая данные об автомобиле виновника (марка, цвет, госномера) и по возможности дополняя показаниями свидетелей.
  4. Оборот извещения заполняется каждой из сторон по отдельности, а при отсутствии свободного места, недостающие сведения прилагают на отдельном чистом листе, сделав отметку об имеющемся приложении.

На связь со страховщиком отводится не более 5 дней, если передать бланк позднее этого периода, то можно не рассчитывать на возмещение.

Пример заполнения извещения о ДТП

Извещение – важный документ, от которого будет зависеть успешное получение компенсации на ремонт автомобиля. Не допускаются ошибки, исправления в одностороннем порядке, использование карандаша, фломастера, гелевой ручки. Так как предусмотреть вероятность страхового случая невозможно, рекомендуется всегда возить с собой пустой бланк и шариковую ручку. А предварительно стоит изучить рекомендации о том, как правильно заполнить извещение, образец которого можно для ознакомления.

Закон не устанавливает четкого регламента, какая из сторон должна предоставлять свой бланк для заполнения. Главное, чтобы лицевая сторона заполнялась совместно, а оборот – содержал сведения по каждому из участников, вовлеченному в ДТП. Пример заполнения нужно , чтобы верно внести все сведения и успешно получить положенные выплаты.

Лицевая сторона

На первой странице бланка приводятся пункты для заполнения основной информации о ДТП (месте, времени, участниках), а также о компаниях, выдавших полис. Важно описать как все видимые повреждения, так и сами обстоятельства ДТП подробно и ясно.

Участник аварии вносит сведения о себе и своем автомобиле. За исключением первых восьми пунктов с общими сведениями и пунктом 17 со схемой аварии, они должны быть заполнены совместно.

Из общих сведений требуется указать:

  • место (город, улицу, ближайший дом, если столкновения произошло в городе, либо трассу, направление, километр при аварии за городом);
  • время, день аварии;
  • количество ТС, получивших повреждения;
  • определение ущерба, нанесенного другому транспорту и иному имуществу;
  • информация о свидетелях, если таковые имеются.


  • марка, модель машины из СТС или паспорта;
  • личные данные владельца машины.

Информация о человеке, который находился за рулем в момент аварии, заполняется в п. 11 (информация о рождении, адресе, телефоне, правах). Если владелец и водитель – разные лица, вносят информацию о документе, на основании которого передано управление (например, нотариальная доверенность). Далее вносят информацию о страховщике и полисе (номер, срок действия).

После внесения информации о водителях, транспорте, основных параметрах аварии, приступают к описанию схемы и повреждений, полученных в аварии:

  • в пункте 13 указывают место, куда был нанесен первый удар (определяют стрелкой);
  • в пункте 14 дают описание видимых повреждений (выбирают характер нанесенного ущерба – царапина, деформация, трещина).

Если пункт 14 не будет заполнен, это даст право страховой компании отказать в возмещении на том основании, что повреждение конкретной детали или узла могло быть получено не в обстоятельствах ДТП, а до или после него. Описание должно содержать данные об ущербе, определяемом визуально. Остальные дефекты выявляют позже, по факту назначенного осмотра и оценки ущерба экспертом.

Особое внимание уделяют составлению схемы ДТП, с указанием улиц, направлений, иных ориентиров, обстоятельств аварии и положения транспорта. Описывают любые важные детали, вплоть до линии разметки, установленных дорожных знаков, по возможности указывают особенности рельефа, грунта, дорожного полотна, расположение следов торможения. Если впоследствии возникнут спорные ситуации или судебное разбирательство, детали составленной схемы станут основанием для аргументирования позиции.

В дальнейшем описании обстоятельств аварии не должно быть противоречий с данными, использованными в схеме. Должны быть описаны все маневры автомобиля.

Все, что не было отражено в пункте 16, можно дополнить в разделе с замечаниями и заверяющими подписями. При несогласии с некоторыми деталями описаний, указанными другим водителем, эта информация вносится в п. 15. Если разногласий не выявлено, оба участника столкновения ставят подписи в п. 18.

Бланк извещения выполнен таким образом, что данные с лицевой стороны копируются на втором листке. После того, как первая сторона документа заполнена, бланк разъединяют, и водители подписывают оба листка (1-й и 2-й экземпляр). Далее заполнение извещения происходит по отдельности, а в лицевую часть никакие изменения и исправления не вносят.

Оборотная сторона

На обороте извещения также есть поля и графы, которые требуют заполнения (дополняющая информация о ДТП и сведения об участвовавшем в столкновении автомобиле). Каждый из водителей заполняет вторую страницу сведениями о собственном транспортном средстве.


Раздел с обстоятельствами аварии состоит из данных об автомобиле и деталях происшествия на дороге (название улицы, местоположение, где находилась машина в момент аварии направление движения и др.)

Далее требуется указать, кто был за рулем авто (владелец или просто водитель). Если машин в аварии было несколько, записывают данные других пострадавших средств передвижения. Дополнительно указывают, повреждалось ли другое имущество, и способно ли авто двигаться самостоятельно.

При наличии видеорегистратора и возможности передать в СК запись с места событий, делают соответствующую отметку в п. 7.

При отсутствии места для записей на обороте бланка, информацию излагают на отдельном листке и прилагают извещению, делая в нем ссылку на то, что имеется приложение к определенному пункту и указывая лицо, сделавшее запись.

Заполняя бланк, необходимо следить за его целостностью и разборчивостью текста. Если извещение будет серьезно повреждено, испорчено, нечитабельно, документ придется составить заново.

Что делать дальше?

После того, как обе стороны извещения заполнены информацией, водители подписывают оба экземпляра. С момента подписания никакие исправления, дополнения в него не вносятся, а при выявлении ошибок придется оформлять новое извещение. Вне зависимости от того, какая сторона признана виновной в аварии, оба водителя должны организовать подачу извещения в свою страховую компанию не позже 5 дней после ДТП.

При отказе от подписи извещения или совместного заполнения, другой водитель вносит сведения о ДТП самостоятельно, заполняя доступную ему информацию о другом автомобиле и водителе (марка, модель, цвет, номера). По возможности привлекают свидетелей и вносят в бланк их контактные данные. Даже если вторая сторона не согласна с некоторыми данными в извещении, данный факт не станет поводом для отказа от выплат компенсации. Для оформления страхового случая понадобится только бланк Евпропротокола от водителя пострадавшего авто и фотографии с места происшествия.

Благодаря Европротоколу водители избавляются от необходимости ждать приезда инспекторов. Чтобы не иметь проблем при фиксации страхового случая, следует всегда иметь в салоне пустые бланки-извещения, и знать, где взять их в момент ДТП. Самостоятельное заполнение документов дает возможность быстро освободить проезжую часть, не затрудняя движения основного потока. Если извещение заполнено правильно и есть все необходимые сведения, на возмещение ущерба или ремонт страховщику отводится 20-дневный срок. При наличии каких-либо проблем в процессе рассмотрения страхового случая, компания оповещает об этом в течение 5 дней.

Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение . Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки . В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП . Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон) . Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона . На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия . Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения ;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия ;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто . На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП . Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона . Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет
100 000,00 рублей.

Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, лимит может быть составлен и 400 тыс. рублей, при условии фиксации обстоятельств ДТП одним из следящих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Часто задаваемые вопросы

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

  • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
  • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.

При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

При получении полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании, сотрудник, представляющий страховщика должен выдавать такой бланк в любом случае. Если этого не было сделано, по тем или иным причинам, необходимо попросить – напомнить представителю страховой компании о его обязанности.

Но бывает так, что автовладелец в момент оформления полиса не знает о необходимости иметь под рукой документ, о котором идет речь. А потом узнает, что бумага может понадобиться. Где в таком случае ее брать?

Если «озарение» пришло до ДТП, то можно заехать в свою страховую и взять бланк у страховщика. Если же происшествие на дороге уже случилось, то ситуация осложняется.

Конечно, если офис страховщика рядом, то можно, оставив автомобиль, обратиться в организацию за документом. Но такую ситуацию, если честно, сложно представить. Человек, находясь в стрессовом состоянии, куда-то бежит, оставляя свою поврежденную машину на дороге или на обочине. А что, если офис страховщика находится далеко? Это же придется потратить много времени.

Есть альтернативный вариант: вызвать аварийных комиссаров и купить у них вместе с их услугами. Эти люди зарабатывают себе на хлеб, оформляя ДТП. Необходимые бланки у них есть. Проблема только в том, что за услуги аварийных комиссаров нужно будет внести им определенную плату. Но есть и другие варианты, о которых речь еще будет вестись в настоящей статье.

Нюансы оформления, если полис ОСАГО электронный

Если полис ОСАГО покупался через интернет, то есть два варианта:

  1. Заехать в офис СК и взять чистые бланки.
  2. Оформлять извещение о ДТП в электронном виде.

Законодательство разрешает заполнения извещения через интернет, данное правило регламентируется Указанием Банка России от 08.10.2019 N 5283-У . Так называемые е-ОСАГО, а теперь и е-Извещение, могут значительно упростить всем жизнь:

  • нагрузка на страховщиков становится меньше, потому что документ подготавливает сам автовладелец;
  • нет необходимости возить с собой бланки;
  • нет необходимости ехать в СК и лично отвозить документ;
  • если в процессе заполнения допущена ошибка, можно набрать информацию заново.

Можно ли распечатать извещение самому?

Действующее законодательство устанавливает, что бланк Извещения должен иметь определенную форму. Но требования о том, что его нужно обязательно получить у представителя СК нет. Конечно, те экземпляры, которыми обладает страховщик, имеют определенное преимущество. Дело в том, что в СК бланки Извещения изготовлены на специальной бумаге. Говоря просто – на копирке.

Закон устанавливает, что у каждого участника происшествия должен остаться экземпляр Европротокола. Таким образом, если бланк получен у страховщика, то его не нужно заполнять дважды – экономится время ( ?). Стороны оформляют один лист, а на второй вся информация копируется автоматически. Но это единственное преимущество. Европротокол можно распечатать и из интернета и возить с собой.

Совет: стоит имеет под рукой не только чистый бланк Извещения, но и его заполненный образец, чтобы в случае ДТП не возникло никаких сложностей с оформлением.

Где взять документ?

В принципе, можно сделать это, где угодно. Главное, чтобы форма бланка была той, которая предусмотрена действующим законодательством. Если это так, то страховщик не может предъявить претензию относительно того, что документ получен не у него.

Если же форма или содержание Европротокола не соответствуют установленным требования, то с печатью могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше использовать авторитетные источники.

Справочно-правовые системы

Существуют две крупные компании (Консультант и Гарант), которые занимаются тем, что публикуют на страницах своих сайтов тексты правовых актов, образцы и бланки различных документов.

Чтобы получить бланк Извещения, нужно зайти на один из этих сайтов и ввести в поиске: «Бланк Европротокола» или «Бланк Извещения о ДТП». Нет сомнений в том, что в результатах поиска найдется необходимый документ. Его нужно распечатать в нескольких экземплярах – чтобы подстраховаться – не у всех получается с первого раза правильно при ДТП ( ?). Далее эти листы бумаги необходимо положить в машину и возить с собой всегда.

РСА

Российский союз автостраховщиков – это организация, которая, во многом, контролирует и регулируют деятельность страховых компаний, занимающихся ОСАГО и КАСКО в России.

На официальном сайте РСА можно найти массу полезных советов и документов, которые могут пригодиться водителям. Есть там и бланк Извещения о ДТП. Его можно скачать по этой ссылке .

Сайт страховой компании

Чтобы получить документ, о котором идет речь, как и в случае с полисом, вовсе не обязательно ехать в офис страховщика. Достаточно зайти на официальный сайт.

На сайтах, как минимум, крупнейших компаний имеется раздел, где можно скачать нужный бланк. Например:

В принципе, не обязательно заходить на сайт именно той компании, в которой был приобретен полис. Как отмечалось, бланк имеет установленную форму, поэтому каких-то различий быть не должно.

Таким образом, отсутствие бланка на руках – это не беда. Его всегда можно получить одним из вышеуказанных способов. Проще всего, конечно, когда у человека под рукой есть компьютер и принтер. Тогда, даже не возникнет необходимости выходить из дома.

Лучше позаботиться о получении документа, о котором шла речь в настоящей статье, заранее. Потому что искать бланк после того как произошло ДТП – не лучший вариант. Если происшествие случилось, то возникает масса других забот и проблем. Осуществлять поиски бумаги не будет ни желания, ни времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Документ под названием «Извещение о ДТП» знаком, наверное, подавляющему большинству водителей. Счастливчики избежали опыта более плотного контакта с ним; менее же удачливые некогда сталкивались с необходимостью корпеть над отнюдь не живописными полями данного бланка.

Конечно, инструкции по оформлению «Извещения» находятся в открытом доступе и, как правило, прикладываются к самой бумажной форме. Но, во-первых, стрессовое состояние после дорожного инцидента не способствует внимательному изучению и без того нудноватых указаний. Во-вторых, сами эти указания не идеальны.

Водитель забора

Начнём с пункта 3.10 Правил ОСАГО , обязывающего претендующего на выплату потерпевшего приложить к заявлению Извещение о дорожно-транспортном происшествии. Не важно, оформлен ли инцидент в ГИБДД или нет. Никаких исключений позиция Правил не содержит.

Откуда взять Извещение, например, собственнику повреждённого в ДТП забора?

Ну хорошо – у водителя, только что совершившего аварию, есть бланк. Или в любом офисе страховой компании (мол, все замрите, я за бланком и обратно). Но далее закономерен вопрос, должен ли владелец повреждённого имущества (не авто) заполнять форму. Пункт 3.5 Правил ОСАГО чётко указывает, что делать это обязаны водители транспорта. Собственник забора таким в рассматриваемой ситуации не является, как и забор – транспортным средством. Получается, заполнять бланк Извещения ему не нужно. А в страховую компанию предъявлять – нужно.

Если следовать формальной логике, решением выглядит оформление единственным имеющимся водителем своего бланка (только со своей стороны) и передача «заборовладельцу» одного из двух его экземпляров. Что делать последнему, если виновник ничего не заполнил, ничего не отдал или просто уехал – остаётся загадкой. Справедливости ради отметим, что страховщики редко проявляют въедливый формализм в отношении такого рода случаев. Однако фактически выгодоприобретатель оказывается зависим от политики конкретной организации.

Каждому водителю – по печати!

Именно так можно понять формулировку в инструкции на сайте РСА, касающуюся юридических лиц. Впрочем, будем откровенны – это не единственная её возможная трактовка. Документ гласит:

«Если на обратной стороне извещения вам не хватает места, ... сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено, поставить свою подпись (для юридических лиц – заверить печатью )».

Возникает целый перечень вопросов:

  1. Что нужно заверить печатью – само Извещение или Приложение? Или и то, и то?
  2. Чья должна быть печать – собственника или, например, арендатора транспорта?
  3. Откуда у обычного водителя взяться печати предприятия? Или оформление Извещения должно происходить в бухгалтерии организации, где она хранится?
  4. И кстати – мелочь, но заодно – почему страховщики не выдают эти самые «чистые листы бумаги», которые нужно прикладывать «к основному бланку»?

В стремлении к истине вопросы были заданы оператору контакт-центра РСА. Девушка несколько раз просила подождать на линии – видимо, поиск ответов потребовал коллегиальных обсуждений. В итоге, не найдя каких-либо пояснений в текущих нормативных установках, представитель Союза «дал уклончивый ответ» – наверное, последовав примеру персонажа одного известного анекдота. А при возникновении спорных моментов было рекомендовано направлять сканированную копию извещения специалистам РСА.

За виртуальное извещение – виртуальная выплата?

Остановимся теперь на пункте 1.4 Правил ОСАГО, который гласит:

«Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются... два бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.»

И всё хорошо, если бы не электронные полисы , текущая доля которых перевалила за 15% от общего количества. Как именно выдаются бланки Извещения страхователю, оформившему ОСАГО дистанционно? Правильно – никак. Ссылка на электронный вариант бланка или версия последнего в формате pdf-файла по e-mail не в счёт: заполнение виртуальной формы затруднительно, да и такой вариант не устроит страховую компанию. А самостоятельная распечатка для многих связана с финансовыми и временны́ми затратами, хоть в основном и незначительными.

Увы, пока не было замечено страховщиков ОСАГО, вдогонку к е-страховкам направляющих курьера с бланками Извещений о ДТП.

Посему пользователи удалённых каналов приобретения соответствующей услуги фактически остаются один на один с неудобствами, которые Правилами не предусмотрены. Кто-то распечатывает бланки собственными силами, кто-то охотится за ними по офисам продающих компаний, а кто-то вспоминает об этих «бумажках» лишь после аварии.

Мелочь или прецедент?

Понятно, что затронутые недочёты некритичны. Тем не менее, факт их наличия после почти уже полутора десятков лет жизни ОСАГО является любопытным показателем. Получается, что РСА, Центробанк и законодательные органы не смогли за этот срок «нарисовать» чёткую безошибочную схему «на все случаи жизни». В то же время автолюбителям страховые компании далеко не всегда прощают ошибки при использовании Извещения о ДТП.

Извещение о ДТП, образец заполнения 2020 года, который представлен ниже, заполняется непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия. В этом документе отображаются все моменты, которые касаются случившейся аварии. Важно, чтобы извещение было заполнено максимально полно и грамотно, так как на его основе страховая фирма будет принимать решение о выплате компенсации.

Что представляет собой извещение о ДТП

Такое явление, как извещение о ДТП появилось в России недавно, с момента введения правил составления правил Европротокола. Извещение о ДТП заполняется всегда, вне зависимости от тяжести случая. Документ заполняется в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «Об ОСАГО» . Специфика практического обращения бланка извещения о ДТП в том, что никаких документов, кроме него заполнять не потребуется. Если данные в бланке будут отражены не полностью или искажены, то .

Извещения о ДТП являются типографскими бланками и относятся к документации строгой отчётности; их нельзя печатать через компьютерные программы или расчерчивать.


Страховщик в момент выдачи водителю полиса КАСКО или ОСАГО передает в руки автомобилиста бланки на случай возможной аварии. К бланку прилагается инструкция по его заполнению. Неважно, получает ли автомобилист , инструкция должна прилагаться к каждому из бланков.

Каждый водитель должен быть в курсе, как заполняется извещение о ДТП. При несоблюдении регламента сотрудники ГИБДД могут выписать штраф, размер которого 1000 рублей.
После заполнения извещение о ДТП отдаётся в ту страховую фирму, которая выдала полис ОСАГО или КАСКО.

Где взять бланк извещения

Страховые компании выдают автомобилистам бланк извещения о ДТП при выдаче полиса. Если по какой-либо причине у водителя отсутствуют эти документы, необходимо обратиться в Российский союз страховщиков и получить их. Также можно скачать бланк извещения о ДТП на официальном сайте Госавтоинспекции; там же можно найти пример заполнения извещения о ДТП.

Случаи заполнения извещения о ДТП

Извещение о ДТП заполняется только тогда, когда отсутствует необходимость вызывать ГИБДД. Это происходит в следующих случаях:

  • в ДТП нет пострадавших;
  • в ДТП участвовало только две машины;
  • сумма ущерба составляет не больше 50 тысяч, а для Санкт-Петербурга и Москвы – не больше 400 000 тысяч.

Если в аварии есть пострадавшие, то о самостоятельном заполнении извещения речи не идет, так как предусматривает административную или уголовную ответственность.

Когда в аварии только один пострадавший (въехал в столб или в дерево), то необходимо дождаться сотрудников ГИБДД, чтобы оформить протокол и в дальнейшем предоставить его в страховую фирму. В этом случае виновник всего один, поэтому возместить ущерб можно только через страховую фирму.

Получение извещения о ДТП

На дорогах часто встречаются непредсказуемые ситуации, поэтому нелишним будет возить в бардачке не только страховку ОСАГО, но и несколько экземпляров извещений о ДТП. Получить извещение можно одновременно с полисом ОСАГО. Сотрудники страховых компаний должны выдать их вместе с бланком полиса. Если же страховщик не выдал извещение сразу, то можно скачать бланк извещения о ДТП у нас на сайте.

Инструкция заполнения бланка извещения

Правильно заполненное извещение о ДТП является гарантией отсутствия проблем при подаче документов на страховую выплату. Образец извещения о ДТП по ОСАГО представлен на нашем сайте. Бланк извещения о ДТП имеет копирку с тыльной стороны. Один экземпляр отдается пострадавшей стороне, а другой – виновной. Извещение заполняется с лицевой и оборотной стороны следующим образом.

Как заполнить бланк извещения о ДТП смотрите в видеосюжете:

Лицевая сторона

На лицевой стороне бланка указывается следующая информация:

  • дата и время, а также координаты ДТП;
  • описание места происшествия с указанием улиц, расположенных поблизости, описание дороги с направлением движения;
  • данные о страховщике и страховом полисе;
  • описание месте, куда пришелся удар, а также описание повреждений на автомобилях;
  • фамилия, имя и отчество автовладельца, данные его машины;
  • схема ДТП, а также все важные обстоятельства ДТП.

В случае, когда на место ДТП вызывали инспектора, нужно указать на лицевой стороне бланка информацию о медицинском освидетельствовании и номер нагрудного знака сотрудника. Полицейский должен проставить на бланке свою роспись. После заполнения бланк извещения разрывается, каждый из участников ДТП получает по одному экземпляру. Затем каждый из них должен проставить свою подпись и на каждом экземпляре. Образец заполнения извещения о ДТП по ОСАГО вы также сможете взять на нашем сайте.

Оборотная сторона

Оборотную сторону бланка каждый водитель должен заполнить самостоятельно и указать следующую информацию:

  • данные о том, кто вел машину;
  • если в ДТП было больше двух автомобилей, то указывается информация о них;
  • на оборотной стороне можно дописать любые дополнительные сведения.

Если закончилось место для записи в извещении о ДТП, образец последующего заполнения не требуется. Продолжить описание ситуации можно на чистом листе бумаги.

Плюсы и минусы извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП, скачать который можно у нас на сайте, удобно использовать потому, что не нужно ждать сотрудников ГИБДД и можно быстро покинуть место происшествия, не оставляя затор на дороге. В большинстве случаев, при подаче в страховую компанию бланка извещения, выплаты производится в полном объеме.

К минусам использования извещения о ДТП можно отнести тот факт, что одна из сторон легко сможет ввести в заблуждение другую. Поэтому при заполнении такого бланка следует быть уверенным в оценке повреждений. Также извещение неудобно заполнять зимой или в дождь.

Статьи закона, регулирующие процедуру заполнения извещения о ДТП

Данные по этому вопросу отражает ФЗ от 25 апреля 2002 года (статья 5, пункт 1) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» . Центральный Банк РФ предусматривает порядок реализации обязанностей сторон, которые отражены в договоре обязательного автострахования. Согласно «Положению о правилах обязательного страхования ответственности водителей транспортных средств»(пункт 3.5) . автомобилисты, которые причастны к произошедшему ДТП, должны в обязательном порядке заполнить бланки извещений о ДТП. Бланки выдают страховые фирмы, где ранее застраховал свой автомобиль водитель, попавший в ДТП. Делается это не зависимо от того, какие документы оформляют на месте ДТП прибывшие сотрудники Госавтоинспекции.

Если у вас остались вопросы по теме, можете задать их в комментариях