Как на самом деле погиб Сергей Есенин. Сергей есенин - биография, фото, стихи, причина смерти, личная жизнь поэта Сколько было есенину на момент смерти

Утром 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» нашли повешенным Сергея Есенина. Экспертиза установила, что произошло самоубийство, хотя есть и другая версия о насильственной смерти. Поэта похоронили на Ваганьковском кладбище.

Сергей Есенин – один из самых интересных и ярких поэтов России первой половины ХХ века. К сожалению, он погиб в расцвете лет, хотя мог бы создать еще много литературных шедевров. Трагическая гибель великого певца крестьянской России, точные причины смерти Есенина до сих пор волнуют историков и литературоведов. И отличить правду от вымысла здесь довольно сложно.

Место и дата смерти

Выдающийся литератор скончался в 30 лет в Ленинграде, за несколько дней до наступления нового года. Это произошло 28 декабря 1925 г. Судмедэкспертиза установила, что смерть Есенина наступила около 5 утра по московскому времени. Поэт умер в номере ленинградской гостиницы «Англетер».

Около 9 утра в гости к Сергею Александровичу зашел его давний друг Вольф Эрлих (именно он помог Есенину снять номер в роскошной гостинице «Англетер» за несколько дней до трагических событий). Когда Эрлих постучал в дверь, ему никто не открыл. Точно зная, что Есенин никуда не выходил, Эрлих всерьез обеспокоился и позвал на помощь сотрудников гостиницы. Вскрыв номер, они обнаружили мертвое тело поэта.

Эрлих вспоминает, что за день до этих печальных событий поэт передал ему листок со своеобразным завещанием в стихотворной форме и велел прочитать его в полном одиночестве. Некоторые исследователи утверждают, что, из-за отсутствия чернил в гостиничном номере, Есенин сделал себе разрез на руке и написал прощальное стихотворение кровью. Однако эта версия до сих пор не имеет официального подтверждения. У мертвого поэта действительно были обнаружены порезы на руках, но он мог нанести себе увечья на почве «белой горячки» (алкогольного психоза). Легенду о написанном кровью стихотворении обыгрывает Маяковский в своем посвящении «На смерть Сергея Есенина».

Причины, названные врачом

Судебные медики, осмотревшие тело, вынеси заключение о том, что знаменитый поэт совершил суицид и погиб в результате повешения. Также в официальном протоколе исследования трупа говорится о том, что:

  • гибель наступила в результате длительной асфиксии;
  • на обеих руках были найдены длинные порезы, вероятно, сделанные бритвой;
  • на лбу оказалась обширная гематома, которая могла возникнуть от удара о твердую поверхность или в результате избиения;
  • в крови литератора был обнаружен алкоголь.

Войдя в номер, сотрудники гостиницы увидели затянутое в петлю тело поэта, повисшее возле окна номера. Обстановка в номере наводила мысль на то, что пьяный Есенин учинил дебош перед смертью; вероятно, Сергей с кем-то дрался или оказывал сопротивление нападавшим на него. Прикроватная тумба была опрокинута, тяжелый канделябр валялся на полу перевернутым.

На первый взгляд, версия о суициде очевидна. Однако, принимая во внимание небольшой рост литератора, эта версия развития событий представляется невозможной. «Англетер» - гостиница с высокими потолками, а рост Сергея Александровича был всего 1 м 68 см. Для того, чтобы поместить шею в петлю, он должен был встать на твердый предмет в 2 м высотой. Тумба, обнаруженная в номере, была гораздо ниже.

Церемония прощания с Сергеем Есениным

Великого певца российской деревни провожали в последний путь за 2 дня до Нового года, 29 декабря. Прощание состоялось в Ленинграде. После этого тело литератора поездом доставили в столицу, где также состоялась печальная церемония прощания. Есенин был захоронен 31 декабря после отпевания в церкви, хотя Русская Православная Церковь не благословляет отпевать людей, совершивших суицид. Да и сам поэт не сильно почитал церковные обычаи, хотя был крещеным. На похоронах присутствовали выдающиеся писатели, литературные критики первой половины ХХ века:

  • Павел Лукницкий;
  • Галина Серебрякова;
  • Борис Лавренев;
  • Николай Браун.

В тот момент в Москве свирепствовал небывалый мороз, но это не помешало верным почитателям поэта прийти и проводить своего кумира в последний путь.

Очевидцы вспоминают, что судебные врачи, реставрировавшие лицо покойника, изменили его внешность до неузнаваемости. Г. Серебрякова писала, что великий поэт напоминал «раскрашенную румянами куклу». Однако, несмотря на обильный грим, можно было разглядеть следы обширной гематомы на лбу и вмятину на переносице. Шрам на переносице по форме напоминал вмятину от пистолетной рукоятки.

Могила поэта

Знаменитый литератор был захоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, в 17 квартале. В 1955 году, когда скончалась мать поэта, ее похоронили вместе с сыном. Первый памятник в месте захоронения представлял собой простую по дизайну прямоугольную каменную плиту, на которой в овальном медальоне был выбит рельеф с профилем поэта, выполненный в стиле античных камей. Надпись под портретом состояла всего из двух слов: «Сергей Есенин».

До установки памятника на месте захоронения стоял только крест.

Современный памятник на могиле представляет собой прямоугольную плиту, увенчанную каменным бюстом. Поэт изображен со скрещенными на груди руками; взор его мечтательно устремлен вдаль. На плите выбиты фамилия, имя и даты жизни. У памятника Сергею Александровичу всегда многолюдно, и никогда нет недостатка в цветах. В каждую годовщину смерти здесь проводятся мемориальные мероприятия.

Интересный факт! Отпевание Есенина по православному обряду совершил отец Иоанн Смирнов. Этого священника можно назвать духовником Есенина. Именно он крестил маленького Сережу. Мальчик получил имя Сергий, согласно церковным святцам. Поэт родился 3 октября (по новому стилю), а 8 октября православные празднуют день памяти преподобного Сергия Радонежского.

События, накануне самоубийства

Известно, что накануне самоубийства (или убийства?) поэт несколько месяцев переживал «черную полосу» в жизни:

  • склонный к алкогольной зависимости, Есенин часто выпивал и впадал в депрессию на алкогольной почве;
  • в пьяном виде он часто буянил и дебоширил, имел много приводов в милицию;
  • литератор переживал неудачи в личной жизни. Его главная любовь и муза Айседора Дункан оставила его, а очередная супруга, родная внучка Льва Толстого, ушла от Есенина, не выдержав его пьяных загулов и измен;
  • советская власть неожиданно ополчилась на стихи Сергея Александровича, считая их «антисоветскими».

Незадолго до смерти поэта в отечественной литературе появилось такое понятие, как «есенинщина». Этим словом пренебрежительно называли молодых поэтов, писавших лирические стихи в есенинской манере.

Вольф Эрлих вспоминает, что накануне суицида его приятель был особенно мрачно настроен. Стихи «До свиданья, мой друг», переданные Эрлиху 27 декабря 1925 года и считающиеся «завещанием» поэта, были написаны кривым, нетвердым почерком. Из этого стихотворения можно сделать вывод о том, что душевное состояние поэта оставляло желать лучшего.

Версия убийства

Версия о том, что знаменитого стихотворца могли убить, основана на следующих фактах:

  • Есенин физически не мог повеситься в гостиничном номере по причине маленького роста;
  • у мертвого поэты были обнаружены гематомы на лице и вмятина на переносице от тяжелого металлического предмета;
  • мебель в номере была перевернута вверх дном;
  • современники вспоминают, что в гробу великий автор выглядел «замученным», то есть его могли пытать перед смертью.

Эта версия, в частности, обыгрывается в современном фильме «Есенин» с Безруковым в главной роли, где правда и художественный вымысел тесно переплетаются между собой. Однако насильственная гибель до сих пор не подтверждена официально. Многое так и остается тайной.

В последние годы у Сергея Александровича были крайне напряженные отношения с властями. Он даже написал сатирическую поэму «Страна негодяев», в которой открыто критиковал многие реалии Советской России. В этой поэме он создал колоритный отрицательный образ «еврейского комиссара», в котором можно без труда узнать Троцкого. Властям не нравилось то, что в своих стихах Есенин часто вспоминал о православии, о Боге. Однажды литератор даже в отчаянии написал одному из близких друзей, что ощущает себя «пасынком» на родине.

Трагическая гибель Есенина – наглядная иллюстрация того, что гений редко бывает счастливым человеком. Последние месяцы биографии поэта были наполнены горем, отчаянием и алкогольным дурманом. И все-таки он навсегда останется в сердцах русских людей как настоящий патриот, воспевающий свою красивую, но многострадальную родину.

Видео о смерти Есенина:

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Бег за все убыстряющим свое движение к новому «поездом»-эпохой надломил силы поэта. О своей жизни все чаще он говорит в прошедшем времени: «все укатилось» , «все пролетело… далече… мимо… сердце остыло и выцвели очи» , «я все прожил» , «эту жизнь прожил я словно кстати, заодно с другими на земле…» .

С высоты прожитых лет он удивляется былому озорству, веселью:

Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, -
Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралась осанка… .

Вполне закономерно на этом фоне возникает мотив ухода, прощания с жизнью:

На душе - лимонный свет заката… ,
………………………………
Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край ,
………………………
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю….

Поэт все чаще думает о собственной смерти как о чем-то близком и неизбежном:

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу
Под аллилуйные
Стенания дьячка.
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка .

Все, о чем просит поэт, чтобы ему дали «на родине любимой… спокойно умереть» .

Чувство усталости, обреченности нарастало, как снежный ком. Ощущая себя «как лошадь, загнанная в мыле» , далеко не убежишь. Развязка приближалась…

«Безнадежная грусть… стала песней моей…»

Весьма важная предпосылка самоубийства Есенина - трагедийная составляющая мироощущения поэта.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей , -

говорит автор «Больных дум». По стилю подражательные, ученические, по содержанию эти строки уже есенинские. Взятая однажды высокая трагическая нота останется характерной чертой художественного мира Есенина на протяжении всех лет творчества.

Истоки трагедийного мироощущения - в полученной в детстве психической травме.

В нашей работе 1993 года сказано: «Поэт очень рано разочаровался в родительской любви. Это разочарование было обусловлено обстоятельствами его детства… С двух лет Есенин был отдан на воспитание в семью деда… он ощущал себя бесконечно одиноким… мечтал о том времени, когда родители заберут его к себе», но «любящая» мать не спешила за сыном», и «в какой-то момент должно было произойти событие, которое окончательно разрушило веру ребенка в родительскую любовь… учитывая обстоятельства детства… легко объяснимо признание Есенина-юноши: «мать нравственно для меня умерла уже давно…» …отчужденность поэта от родителей сохранилась и позже» . Современные российские исследователи Н. Кубанёв и Л. Набилкина, участники ежегодной конференции на родине Есенина, отмечают: «Невротический склад характера Есенина идет из детства, а точнее из взаимоотношений с матерью. С матерью у Есенина складывались очень сложные и далеко не радужные отношения. Сергей не был ни долгожданным, ни любимым ребенком. Презрение здоровой, полной сил и естественных желаний молодой красивой женщины к своему «квелому» мужу, который к тому же редко бывал дома, перенеслось и на ребенка. В раннем детстве Сергей воспринимал мать как чужую женщину. Горькой обидой лег на сердце будущего поэта и эпизод с саваном: тяжело заболевший подросток Сергей не мог забыть плачущую мать с «живенько снующими пальцами», шившими ему смертную одежду. Так с раннего детства Сергей Есенин чувствовал внутреннее одиночество, отсутствие родимой и любящей души» . Таким образом, именно пережитая в детстве психическая травма, заключавшаяся в утрате веры в родительскую любовь, обусловила трагическое мировосприятие Есенина.

Уже первые литературные опыты Есенина обнаруживают чувствительность восприятия поэта к несовершенству окружающего мира и души человека. Корень, причину мучений и бед человека он видит, в первую очередь, в самом человеке, в инерции и консервативности его природы, не поддающейся преображению: «живой души не перестроишь ввек» . Лишь малая часть людей - творчески мыслящее меньшинство – способна воспринять новые идеи, загореться жаждой самосовершенствования, однако это настолько незначительная часть от общей массы, что оказать какое-либо влияние на жизнь человечества она не в состоянии. «Напев», зовущий к преображению, «всколыхнет… Брюсова и Блока, встормошит других», тем не менее, все останется по–прежнему: «все так же тень взойдет с востока, так же вспыхнет миг» . Поэт уверен, что «не изменят лик земли напевы», что зло, лежащее в основе человеческой природы, вечно: «Навсегда простер глухие длани звездный… Пилат» .

Подобные суждения поэта о «душе» человека не позволяют усомниться в том, что именно трагедийная нота составляла основу, сердцевину его мироощущения. Конечно, это не значит, что ею исчерпывалось все богатство идейно-художественного содержания его творчества, а именно в таком утверждении упрекают меня Ю. Мамлеев и О. Воронова . Безусловно, голос Есенина в разные периоды творчества, в разных произведениях имеет разные, порой взаимоисключающие, оттенки. Но констатация данного факта не опровергает тезис, выдвинутый нами. У Пушкина тоже изредка встречаются строки пессимистического толка (например: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»), но мы же не причисляем его на этом основании к трагическим поэтам? Бывают оптимисты, которые впадают в меланхолию, точно также встречаются и пессимисты, проявляющие признаки безудержной веселости.

Все есенинские прорывы сквозь экзистенциальные тупики существования к свету заканчивались разочарованием и отрицанием света. Дело не только в количественном преобладании произведений с трагическим содержанием, но и в преобладании качественном, которое проявляется в идейно-художественной эволюции есенинских тем. От чего к чему приходит лирический герой поэта? От воспевания отчизны, чьих «коровьих глаз» «нет лучше, нет красивей» , к разочарованию («Что родина? Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый бог весть с какой далекой стороны…» ), от первоначальной одержимости революцией в цикле «революционных» поэм к горькому выводу: от революции остались только «клюнь да трубка», от надежды обрести гармонию в любви к ее утрате (как это случилось с лирическим героем «Любви хулигана» и «Персидских мотивов»).

Как романтик экзистенциалистского толка Есенин проявил себя не только в мироощущении, но и в образах своего творчества.

Экзистенциальный ужас художника перед неразрешимыми противоречиями жизни, ее «свинцовыми мерзостями», которые влекли в бездну отчаяния, запечатлен в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , «Песнь о хлебе» , «Мир таинственный, мир мой древний…» , поэмах «Сорокоуст» , «Черный человек» и др. Это и «прощальная обедня кадящих листвой берез» , и «луны часы деревянные», которые «прохрипят… двенадцатый час» поэта, и «каменные руки шоссе», «сдавившие за шею деревню» , и образ «страшного вестника», тянущего «к глоткам равнин пятерню» .
Одним из наиболее жизнеутверждающих образов русского фольклора, крестьянской поэзии является образ жатвы. Восприятие поэта так переиначивает традиционный образ этого светлого праздника, что сам процесс жатвы предстает чуть ли не как вселенский апокалипсис:

Режет серп тяжелые колосья,
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп - овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома - это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице - зубами
В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть .

Смерть одного дает жизнь другому - таков непреложный закон природы. Именно против закона смерти, делающего конечным существование любого индивидуума, и направлен экзистенциализм как философское направление; именно против смерти, понятой экзистенциалистски, восстает герой есенинского стихотворения.

Чем не экзистенциалистский пейзаж изображен в стихотворении

Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой ,
……………………………………………
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости

и в стихотворении «Сторона ль ты моя, сторона!» :

В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову… ,
……………………………………….
…меж скелетов домов
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов ,

а также в стихотворении «Отговорила роща золотая» :

… каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом ,
………………………………………………………
Стою один среди равнины голой… ,
………………………………………………………
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть ?

Таким образом, наша попытка проложить тропинку от мироощущения поэта к экзистенциалистскому восприятию действительности вполне оправданна. Именно экзистенциальный ужас перед тяжелой поступью нового времени, страх перед неотвратимостью вступления человека и человечества в новую, постиндустриальную эру, ощущение катастрофичности происходящего, породив щемящую есенинскую тоску, страх перед новым в жизни, и повлекли потребность отвлечься, забыться:

Я на всю эту ржавую мреть (курсив мой - А.Л.)
Буду щурить глаза и суживать… ,
……………………………………………..
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином .

Трагедийное восприятие действительности опасно не само по себе, а своими возможными последствиями. Вкупе с другими рассмотренными выше факторами (неустойчивость эмоциональной сферы поэта, мучительное переживание отчуждения, крах социальных иллюзий), пессимистическое мироощущение убеждало поэта в бессмыслице существования и оправданности «ухода». Но все названные факторы - это лишь предпосылки самоубийства, но не его действительная причина. Причина всегда вещественна, материальна, ее почти можно потрогать, почувствовать, наблюдая за метаниями погруженного в меланхолию индивидуума.
Все-таки каждому человеку дан сильнейший инстинкт самосохранения, который денно и нощно стоит на страже его жизни.

Какая причина усыпила бдительность инстинкта, ослабила его контроль над ситуацией и тем самым предопределила ход событий по трагическому сценарию?

Дальнейшее осмысление проблемы потребует иных - медицинских критериев ее решения.

«Осыпает мозги алкоголь…»

На мой взгляд, непосредственная причина самоубийства Есенина лежит в сфере медицины. Я вижу по меньшей мере две причины, убедительно объясняющие самоубийство поэта.

Первая из них связана с так называемым «инстинктом смерти», «любовью к смерти», открытым З. Фрейдом стремлением любой органической материи вернуться назад, к первоначальному неорганическому состоянию.
Существование неосознанного стремления к смерти легко подтверждается образами, мотивами творчества поэта.

В ряде стихов герой Есенина призывает смерть:

…уже лучше тогда поскорей
Пусть я уйду до могилы,
Только там я могу и лишь в ней
Залечить все разбитые силы ,
………………………………………………………………..
Я хочу… умереть ,
………………………………………………………………..
Научи, чтоб можно было
Никогда не просыпаться ,
………………………………………………………………..
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг и т.п.

Предвидя трагическую «точку» в конце, в самом начале творческого пути поэт создает стихотворение «Исповедь самоубийцы» , представляющее собой предсмертный монолог человека, решившего покончить с жизнью. Причины, побуждающие самоубийцу к этому шагу, лежат не в социальной, а в личностной сфере. В отказе от жизни виновато не общество, а «холодный яд в душе» самоубийцы, не позволяющий ему «жить среди людей». Он говорит:

И то, чем жил, и что любил
Я сам (курсив мой - А.Л.) безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной .

Человеческая жизнь в стихотворении осмысляется как «песня похорон».

О самоубийстве говорится также в стихотворении «Русалка под Новый год» , в котором желанием лишить себя жизни одержима героиня стихотворения, а по сути сам поэт.
В стихотворении «Устал я жить в родном краю…» он предсказывает способ ухода:

В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь .

Но точно еще не было известно орудие убийства:

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в рукав лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь .

Это стихотворение было записано автором в дневнике М. П. Мурашова на вечере писателей после прослушивания произведений Глинки «Не искушай…» и «Сомнение». В тот же вечер оно было прочитано А. Блоком. Последний спросил Есенина: «Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?» «Серьезно, - чуть слышно ответил Есенин» .

Стихотворение «Слушай, поганое сердце…» - одно из самых пессимистичных в лирике Есенина. Тягу к смерти герой объясняет невозможностью отыскать в жизни смысл. «Если и есть что на свете - это одна пустота», - приходит к выводу он . Идеал человечества в виде справедливого, гуманистического мироустройства предстает в стихотворении в образе «вечной сгнившей дали», к которой поэт устал «стремиться» .

В письме Маше Бальзамовой - одной из первых, робких своих любовей - поэт признается в первой попытке самоубийства: «мне стало обидно на себя. Я не вынес того, что про меня болтали пустые языки, и… и теперь оттого болит моя грудь. Я выпил, хотя и не очень много, эссенции. У меня схватило дух, и почему-то пошла пена; я был в сознании, но передо мной немного все застилалось какою-то мутною дымкой. Потом - я сам не знаю почему, вдруг начал пить молоко, и все прошло…» .

Мотив «любви к смерти», широко представленный в ранней лирике поэта, усиливается в его творчестве последних двух лет.

Поэт жалуется на усталость от жизни, говорит о какой-то тяжелой болезни:

Устал я жить в родном краю ,
………………………………………………………………….
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова ,
……………………………………………………
Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца (курсив мой - А.Л.) ,
……………………………………………………………………
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет .

В 1925 году Есенин осуществляет давний замысел и пишет цикл «зимних» стихов. В этих стихах явственно звучит мотив «охлаждения» к жизни, «сердце» поэта «остыло», а очи «выцвели» , «все прошло! Поредел мой волос…» , герой «все прожил. Юношам счастье, а мне лишь память снежною ночью в лихую замять» . Главная мысль, пронизывающая «зимние» стихи поэта, может быть выражена словом «эх…», неоднократно повторяющимся в них.

В «зимнем» цикле Есенина одним из центральных является мотив «прощания». Поэт прощается с молодостью, с жизнью, с родимой стороной и отчим домом:

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз .

Определяя состояние поэта последних лет жизни, критик Ф. Жиц писал: «Мне пришлось однажды видеть на охоте жуткое дыхание охотничьей сумки - в ней шуршали крылья не метко убитого вальдшнепа. Вот этой шуршащей сумкой и кажется мне творчество Есенина последнего, наиболее зрелого периода» .

Собственно, все у Есенина вело к смерти. Он искал смерть, иначе чем объяснить бесконечные пьяные скандалы, после которых он оказывался в большевистских тюрьмах, строки типа «Я готов дойти хоть до дуэли», актуализацию в стихах пушкинского «Блажен, кто не допил до дна и не дослушал глас свирели» ?

Все-таки лично я считаю более вероятной другую причину смерти Есенина. Поэт болел алкоголизмом.

Алкоголизм - в случае Есенина - был болезнью вторичной (то есть обусловленной другой, истинной болезнью - меланхолией, страхом перед не устраивавшей поэта действительностью, тенденциями в развитии цивилизации, несогласием с правилами жизни, принятыми в социуме). В «Черном человеке» об этом говорит двойник поэта: «Счастье… - есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны. Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты. В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство» . Вот она, настоящая болезнь, причина развития алкоголизма - отчуждение и самоотчуждение личности в современном мире, необходимость казаться, а не быть в социально и морально деградировавшем социуме, постоянно «играть» предписанную социальную роль, не быть искренним, не быть самим собой.

Но какова бы ни была причина самого алкоголизма, от этого его течение не становится менее опустошающим и разрушительным.

Развитие болезни химической зависимости - в основном за пределами лирики, но симптомы заболевания хорошо известны современной медицине: формирование психической и физической зависимости от наркотика, деградация личности, хроническая интоксикация организма и постепенное разрушение его, возникновение соматических и психических заболеваний (в случае Есенина - алкогольного делирия или, по меньшей мере, галлюциноза). От 50 до 80% самоубийств во всем мире совершается в результате вызываемых алкоголизмом психических состояний личности. Это установленный факт. И, уверен, именно алкогольное изменение личности, деформация психики подтолкнули поэта к роковому шагу. Это была главная составляющая смерти поэта, главная причина его преждевременного ухода.

Как и всякий поэт, Есенин много думал о смерти, писал о ней, тем самым изживая меланхолию. Но все это не означало неизбежность самоубийства. Есенин и стихотворение, написанное кровью, уверен, передал своему ленинградскому «другу» для того, чтобы спасли, уберегли, остановили (он чувствовал приближение «костлявой»). Трагедия поэта в том, что не оказалось рядом действительно родного, близкого, неравнодушного к судьбе поэта человека, который бы почувствовал всю тяжесть ситуации, выслушал, пожалел, предостерег, согрел теплотой своей души.

Сегодня мы говорим об алкоголизме как об острейшей проблеме современной России. Как бы и в этом великий национальный поэт разделил общую судьбу русского народа, испил до дна чашу с ядом, которой со времен Бориса Годунова настойчиво потчуют русского человека равнодушные к его судьбе правители.

В этом смысле судьба Есенина должна стать уроком для будущих поколений россиян, которые, надеюсь, сумеют избавиться от пагубной зависимости и возродят русскую нацию.

Выводы

Анализ обстоятельств смерти Есенина склоняет нас к выводу, что самоубийство поэта произошло в результате развития алкогольной фобии. Это не Есенин совершил самоубийство, его убил «черный» двойник, сумевший «отключить» сознание поэта.

При измененном сознании Есенину могло показаться, что его преследуют, он мог слышать звуки, голоса, видеть людей и просто фантастических существ, которые склоняли его к самоубийству, пугали, угрожали. Совершенное при таких обстоятельствах самоубийство всегда спонтанно, и никогда самоубийцы не оставляют предсмертных записок. У них просто нет на это времени.

Таким образом, Сергея Есенина убил не Троцкий, не Блюмкин и не кто-то из недругов поэта, его убил главный убийца русского человека, на счету которого гораздо больше русских жизней, чем на счету всех тиранов, вместе взятых, - наркотик по имени «алкоголь», главный убийца и чума ХХ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аринштейн Л. Исчезнувшее письмо Есенина // Литературная Россия. - 1989. – 29 сентября. – С. 21.
2. Банчуков Р. Мифы о смерти Сергея Есенина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/98/1208/koi/banch.htm. – Дата доступа: 31. 03. 2009.
3. В мире Есенина: Сб. ст. : / К 90-летию со дня рождения // Сост. А. А. Михайлов, С. С. Лесневский. М. : Сов. Писатель, 1986. – 656 с.
4. Воронова О. Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. А. Есенина // Вестник Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина. - 2003. – № 1 (9). – С. 48 – 57.
5. Воронский А. К. Памяти Есенина: (Из воспоминаний) // Красная новь. – 1926. – № 2. – С. 207–214.
6. Есенин С. А. Избранные сочинения. – М. : Художественная литература, 1983. – 432 с.
7. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 6 т. – М. : Художественная литература, 1977 – 1980. – 6 т.
8. Жиц Ф. Почему мы любим Есенина (этюд) // Красная новь. – 1926. – № 5. – С. 216–222.
9. Кубанев Н. А., Набилкина, Л. Н. Сергей Есенин - «русский Гамлет»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.. – Дата доступа: 31.03.2009.
10. Лагуновский А. М. Художественная концепция действительности в творчестве С. Есенина (проблема отчуждения) [Текст] : автореф. Дис… канд. филол. наук. – Минск: 1993. – 21 с.
11. Мамлеев Ю. В. Есенин и кризис современной цивилизации // Столетие
Сергея Есенина: Международный симпозиум. М., 1997. Вып. 3. – С. 368–375.
12. Хлысталов Э. А. Неизвестный Есенин // Москва. – 1990. – № 8. – С. 198–199.

The cause of Sergei Yesenin’s suicide

The article proves that the initial reason for Sergei Yesenin’s suicide was the negative emotional conditions surrounding the poet during all his life. Among them were the peculiarities of the artist’s emotional sphere, his traits of character such as excessive vulnerability, suspiciousness, drastic mood alterations; excruciating experience of self-alienation, alienation from the society, caused by the failure of his social hopes (degeneration of the Revolution, anxiety about the lot of the state and Russian rural population); psychic trauma experienced in childhood which called forth his tragic worldview. All the reasons mentioned had a destructive impact upon the poet’s mind; they led to the necessity of finding oblivion and, as a result, caused his chronic alcoholism. Mental phenomena begotten by the disease such as alcoholic delirium and hallucinosis led to the tragedy in the Hotel Angleterre. Сайт Александра Лагуновского

В ночь с 27 по 28 декабря 1925 года Сергей Есенин был убит. Его тело обнаружили в пятом номере отеля «Англетер». Следствие назвало причину смерти – самоубийство. Эта притянутая версия вызвала недоверие у современников и потомков поэта…

Есенин в номере "Англетер". Рис. В. Шилов

Январь 1926 год, Ленинград

В этот вечер "помполит" К* прибыл в пятый номер гостиницы «Англетер». Отужинав, товарищ К* уселся за письменный стол, желая поработать перед сном. Ему не давал покоя его партийный коллега. Появилось опасение, что он обойдет товарища К* по партийной лестнице очень быстро. Товарищ К* решил действовать незамедлительно, судьба конкурента была решена...
Стрелки на часах показывали полночь. Товарищ К* ощутил необъяснимый пронизывающий холод… Затем за спиной послышались чьи-то тяжелые шаги, вызвавшие у «помполита» необъяснимый ужас… Постоялец хотел закричать, но голос не повиновался… Товарищ К* почувствовал, что его ноги холодеют, и он не может сдвинуться с места. Неизвестный подошёл к нему и остановился… Повинуясь неведомой силе, «помполит» медленно повернул голову…

…Товарища К* нашли утром на полу номера. Когда он пришёл в себя, то начал истерично смеяться, болтая какой-то невнятный бред. Бывалый партийный боец твердил о привидении с веревкой, намотанной на шею. Начальник гостиницы распорядился немедленно вызвать бригаду «скорой помощи» психиатрической больницы, чтобы антисоветская пропаганда мракобесия, навязчиво повторяемая товарищем К*, не смущала добропорядочных советских граждан.

Призрак отеля «Англетер»
Слухи о призраке поэта Есенина стали появляться сразу после его гибели. Разумеется, все рассказы о сверхъестесвенном официально приписывались антисоветскому мракобесию.


Фото Есенина за месяц до смерти, ноябрь 1925 года
Сейчас трудно точно утверждать, каким он был. Если судить по фото - это добрый человек

В январе 1926 года фотограф Пресняков сделал по просьбе Софьи Толстой, жены Есенина, фото гостиничного номера, где было найдено тело поэта.

На фото можно заметить, что оборки шторок пририсованы штрихами от руки. Если присмотреться, то видно, что пририсованные штрихи скрывают белый силуэт человеческой фигуры.


Штора справа с пририсованными краями

Можно, конечно, объяснять дефектом печати, но тогда зачем супруга поэта хранила именно эту некачественную фотографию (фотограф, наверняка, сделал несколько снимков)? И зачем были пририсованы края штор?

«Души людей, насильственно умерщвленных, не скоро покидают места своей гибели. На фотографии могла проявиться душа человека, погибшего здесь», - высказывала мнение одна из экстрасенсов.

Старое здание гостиницы было разрушено в 80-е годы прошлого века и построено заново. Несмотря на то, что отель «Англетер» - новодел, до сих пор встречаются рассказы постояльцев о призраке поэта, который бродит по коридорам. Призраки привязываются к месту трагической смерти, даже если дом был снесен.


Так выглядело фото без пририсованных краёв

Факты – упрямая вещь
Сам Есенин опасался убийства.
«Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!» - говорил он.

Нестыковку фактов в версии о самоубийстве подметили следователи-криминалисты, которые решили разобраться в обстоятельствах гибели поэта спустя десятилетия.

Э.А. Хлысталов, старший следователь Главного управления внутренних дел г. Москвы (с 1963 года) отмечает:
«И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение…»

«На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека…».


Фото убитого Есенина на диване гостиницы. На лбу у переносицы видна вмятина от удара.
На руке порезы

Вызывает вопрос и рана на руке Есенина. Сторонники версии самоубийства утверждали, что поэт сначала перерезал себе вены, а потом передумал и решил повеситься.

Криминалист Э.А. Хлысталов пишет по этому поводу:
«Внимательно изучив всю обстановку в номере гостиницы, понял, что эта версия не выдерживает никакой критики. Судите сами. Поэт разрезает себе глубоко руку и ждет, когда начнется обильное кровотечение. Ждет. Сознание не теряет. Через - какое-то время он решает повеситься. Начинает искать веревку. Находит. Отвязывает от чемодана. Затем высоко забирается под потолок (3 метра 80 сантиметров) и начинает ее привязывать к вертикальному стояку. Чтобы дотянуться до верха, поэту необходимо было поставить предмет с точкой опоры около двух метров. (Его рост 168 сантиметров). Причем с обязательным условием, что этот предмет должен стоять рядом со стояком. Таких предметов рядом с местом предполагаемого повешения не имелось».


Посмертная маска Есена. Вмятина от удара на лбу у переносицы явно заметна

Вызывает удивление и якобы предсмертное стихотворение, написанное кровью из порезанной вены. «Пока строчку напишешь, кровью изойдешь…» - отмечает исследователь Э.А. Хлысталов.
Надо заметить, что «предсмертное письмо» экспертами не исследовалось, анализ не проводился – поэтому доказательств, что оно написано кровью Есенина - нет.

Порез на правой руке Есенина. Левшой он не был. Если бы он хотел перерезать вены, то порезал бы левую руку.

Сам текст стихотворения по смыслу не напоминает предсмертную записку, адресатом которой называл сам себя Вольф Эрлих, служивший в ОГПУ. И странно, что предсмертные строки были адресованы именно представленному партийному соглядатаю.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Спустя много лет появилась информация, что эти строки были написаны гораздо раньше декабря 1925 года. Стихотворение посвящено не Вольфу Эрлиху, а расстрелянному другу Есенина - поэту Алексею Ганину.


Есенин в гробу. Лицо сильно загримировано, но следы побоев заметны

Версия самоубийства явно притянута. Остаются только варианты:
- Есенина убили по приказу партийного руководства.
- Есенин умер при жестоком допросе от побоев – и палачам пришлось наскоро создать видимость самоубийства.




Так выглядел отель "Англетер" (здание слева) во времена Есенина.


Новый отель "Англетер" в наши дни (мои фото). Кстати, похоже на оригинал построили.

Мнение современников
О смерти Есенина шептались и недоумевали. В версию самоубийства не верилось.
Даже знаменитый поэт революции Владимир Маяковский писал:
«Почему? Зачем? Недоуменье смяло».
«Не раскроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный».


Портрет Есенина. Рис. В. Скоробеев

Поэт Василий Наседкин (муж сестры Есенина, Екатерины) говорил: «На самоубийство не похоже... Мозги вытекли на лоб...»

Один из друзей поэта В. Князев заметил, что следов от веревки, который обычно остается на шее висельников, на шее Есенина не было:
В маленькой мертвецкой у окна -
Золотая голова на плахе:
Полоса на шее не видна -
Только кровь чернеет на рубахе...


Фото Есенина на паспорте (1923 год)

Друзья поэта - Николай Браун и Борис Лавренев отказались подписать протокол, в котором говорилось о самоубийстве Есенина.
Протокол был подписан сотрудником ОГПУ Вольфом Эрлихом. Что интересно, видевшим Есенина незадолго до смерти, и якобы ему были посвящены предсмертные стихи поэта.

Николай Браун упрекал Всеволода Рождественского, тоже поставившего свою подпись под протоколом: «Сева, как же ты мог под этим подписаться! Ты же не видел, как Есенин петлю на себя надевал!»
Он ответил: «Мне сказали - нужна еще одна подпись».


Есенин в образе Орфея. Рис. ormona

Борис Лавренев опубликовал статью «Памяти Есенина» с подзаголовком «Казненный дегенератами» и эпиграфом «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь».
Автор очень смело высказался: «И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнаженную правду и назвать палачей и убийц палачами и убийцами, черная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».

«Он был умучен!» - вспоминал Николай Браун.
Возникло даже предположение, что Есенина пытали в застенках ОГПУ, а в гостиницу принесли уже мертвое тело, после чего инсценировали самоубийство.

Бывший работник ОГПУ Павел Лукницкий, эмигрировавший в Париж, писал в мемуарах: «Был изуродован, на одежде следы крови, а левого глаза «не было».
«Есенин был мало похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же… в верхнем углу правого глаза - желвак… и левый глаз - плоский: он вытек. Синевы в лице не было: оно было бледно, и выделялись только красные пятна и потемневшие ссадины».


На могиле Есенина сначала стоял крест

Есенина отпевали в церкви, а на могиле поэта первоначально был поставлен крест. Церковь не хоронит самоубийц по-христиански. Современники понимали истинную причину гибели, поэтому священник не отказался провести обряд и дал согласие поставить крест на могиле.

Есенин и власть большевиков
Идеологию советской власти Есенин не принял, как и все здравомыслящие люди того времени.
Стихи ясно отражают его презрение.

Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же, ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И законом революции всех взяли в плен.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Люди обычаи чтут как науку,
Да только какой же в том смысл и прок,
Если многие громко сморкаются в руку,
А другие обязательно в носовой платок.
Мне до дьявола противны
И те и эти.
Я потерял равновесие...
И знаю сам -
Конечно, меня подвесят
Когда-нибудь к небесам.
Ну так что ж!
Это еще лучше!
Там можно прикуривать о звезды...
. . . . . . . . . . . . . .
Я ведь не такой,
Каким представляют меня кухарки.
Я весь - кровь,
Мозг и гнев весь я.
Мой бандитизм особой марки.
Он осознание, а не профессия.
Слушай! я тоже когда-то верил
В чувства:
В любовь, геройство и радость,
Но теперь я постиг, по крайней мере,
Я понял, что все это
Сплошная гадость.
Долго валялся я в горячке адской,
Насмешкой судьбы до печенок израненный.
Но... Знаешь ли...
Мудростью своей кабацкой
Все выжигает спирт с бараниной...
Теперь, когда судорога
Душу скрючила
И лицо как потухающий фонарь в тумане,
Я не строю себе никакого чучела.
Мне только осталось -
Озорничать и хулиганить...

Всем, кто мозгами бедней и меньше,
Кто под ветром судьбы не был нищ и наг,
Оставляю прославлять города и женщин,
А сам буду славить
Преступников и бродяг.

Банды! банды!
По всей стране,
Куда ни вглядись, куда ни пойди ты -
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я...

А когда-то, когда-то...
Веселым парнем,
До костей весь пропахший
Степной травой,
Я пришел в этот город с пустыми руками,
Но зато с полным сердцем
И не пустой головой.
Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются,
Все сонмы народов,
И рас, и племен.

Но к черту все это!
Я далек от жалоб.
Коль началось -
Так пускай начинается...


Портрет Есенина. Рис. А. Кузнецов

Литературе той эпохи Есенин тоже дал точную оценку.
«Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть перед искусством. Выработав себе точку зрения общего фронта, где всякий туман может казаться для близоруких глаз за опасное войско, эти типы развили и укрепили в литературе пришибеевские нравы… Давно стало явным фактом, как бы не хвалил и не рекомендовал Троцкий разных Безымянских, что пролетарскому искусству грош цена…»

Верно замечено, и никакие литературные потуги "помполитов" до потомков не дожили. Хотя раньше их навязывали в рамках школьной программы.


Портрет Есенина. Рис. А. Трескин

Жёстко отзывался Есенин и о трудах любимчика партии и борца с религиозным мракобесием Демьяна Бедного (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов).
…Когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна.
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна...
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером немало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрей, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

Надо отметить и «героев», развернувших в свое время литературную травлю Есенина. Конечно верные «борцы за свободу народа» (бывшие уголовники), редакторы московских журналов: Лев Сосновский, один из организаторов расстрела царской семьи, и Борис Волин, организатор массовых расстрелов крестьян. Против Есенина они действовали вместе, но при этом писали доносы друг на друга в ЦК партии.
Вот такое оно типическое лицо «героев революции».


Портрет Есенина. Рис. Г. Улыбин

Мотивы убийства
Возможно решение высшего руководства партии – убрать неугодного. Есенин стал противником советской власти, стал неудобен. От таких обычно избавляются, которые «много шумят».

Или вероятно спонтанное решение партийных соглядатаев. Чекисты опасались, что Есенин из Ленинграда уедет за границу, в этом случае голову им бы снесли. Об этом мотиве говорил друг поэта Николай Браун.
Расстрелянный Алексей Ганин перед смертью успел передать Есенину свои статьи, в которых называет советскую власть властью «изуверов и садистов», и просил опубликовать их за границей.
Поэт писал другу в сентябре «Чтоб избавиться кой от каких скандалов… махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки».

Особую роль могла сыграть и зависть коллег по перу, по совместительству сотрудников ОГПУ. Есенин был запрещен, но его стихи читали, тайно передавая книги друг другу, и романсы на его тексты распевали везде «от благонадежных гостинных до воровских тюрем». Обласканные властью поэты-соглядатаи не могли похвастать народной любовью к их творчеству. Ситуация не нова, когда гений сталкивается со злодеями.


Портрет Есенина. Рис. В. Шилов

Если скрывают, значит, есть причины
Доступ к материалам дела Есенина до сих пор остается под грифом «Секретно».
Разрешения на эксгумацию и проведение экспертизы родственники Есенина до сих пор не получили. Даже площадка вокруг могилы Есенина была забетонирована.

Возможно, эксгумация невозможна, потому что тела Есенина в могиле нет.
Шофер, работавший в ОГПУ в 20-е годы, позднее рассказывал «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок».


С. Безруков в роли Есенина

Документальный фильм о Есенине на основе уникальных архивных материалов «Дорогие мои! Хорошие!» режиссера Владимира Паршикова, получивший награды кинофестивалей, не принимали к показу федеральные каналы.

Эпизод передачи «Битвы экстрасенсов», посвященный Есенину, был сильно сокращен. Светлана Петровна Есенина, племянница поэта - гость передачи, говорила, что версию о насильственной смерти подтвердили семь из девяти экстрасенсов. Но при «умелом» монтаже в итоге в эфир вышло нечто невнятное.



Почтовые марки с портретом Есенина

Если до сих пор пытаются скрыть обстоятельства смерти Есенина, значит, кому-то это выгодно. Возможно, ниточки «дела Есенина» как-то дотянулись и до нашей эпохи…

Как отмечают биографы Есенина, власти приложили усилия, чтобы подчеркнуть негативный образ поэта: бабника и алкоголика. Конечно, мёртвый уже не может возразить.


Граффити с портретом Есенина

Писатель Леонид Леонов сказал:

– Крупнейший из поэтов современья…
– Его песни поют везде – от благонадежных наших гостинных до воровской тюрьмы. Потому что имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе носил…
– Он уже больше не придет и не пошумит, Есенин…
– Он вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в истории ХХ столетия.


"Дай, Джим, на счастье лапу мне". Авторы М. Бернацкая и К. Патов

Благодаря родственникам поэта и исследователям, мы получаем возможность получить хотя бы крупицы информации о смерти Есенина, понять, насколько притянута версия о самоубийстве.

Племянница поэта Светлана Петровна Есенина в одном из интервью отмечает:
«Мы хотим лишь снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотим его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности».

29.09.2015

Сергей Есенин погиб совсем молодым, в расцвете славы. Его узнавали на улицах, его стихами зачитывалась и молодежь, и старшее поколение. На выступления, где он декламировал свои произведения, собирались толпы народа. Талант его обрел полную силу. Поэту исполнилось 30 лет - казалось бы, жизнь заиграла перед ним самыми яркими красками, все двери открыты. И вдруг страну облетает страшная новость - Есенин обнаружен повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Как?! Почему?! Ничего не предвещало страшной развязки…

Сразу пошли толки, однако первая версия следствия была безапелляционной - Есенин самостоятельно свел счеты с жизнью, никто ему в этом не «помогал». Специальная комиссия пришла к этому выводу после проведения экспертизы. Было установлено следующее. Есенина нашли висящим на трубе отопления, причем с момента смерти прошло уже довольно много времени. На лбу его присутствовала отчетливая вмятина, на одной руке - три неглубоких пореза. Следствие пришло к выводам, что вмятина образовалась от длительного соприкосновения с горячей батареей.

Агонизируя, Есенин с силой прижался к ней лбом. Ранки на руке не могли быть смертельными. Поэт нанес их себе сам, поскольку хотел собственной кровью начертать стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Это, по сути, была его предсмертная записка. Почему ран несколько? Кровотечение было слабым и быстро останавливалось, поэтому Есенин делал новые надрезы, торопясь дописать стих. Следователи провели анализ, изучили место происшествия и вынесли вердикт - Сергей Есенин совершил самоубийство.

Поэта похоронили, дело было надолго закрыто. Однако, в 70-80-е годы прошлого века появилась новая версия. Крестьянского поэта убили сотрудники ОГПУ, выполняя поручение «сверху». Особый вклад в распространение этой версии внес следователь московского уголовного розыска Э. А. Хлысталов. Полковник Хлысталов был уверен - это убийство. В доказательство он говорил, что вмятина на лбу образована от удара каким-то тупым предметом, порезы на руках и синяки на теле - следствие борьбы.

Кроме того, последние годы жизни Есенина были омрачены начавшимися конфликтами с советской властью. Любивший выпить и частенько буянивший молодой поэт начинал мешать властям, его «неустойчивый моральный облик» не вязался с представлениями о пролетарском писателе. Слухи об убийстве и инсценировке самоубийства были столь упорными, что в 1992 году начала работу новая комиссия в составе судебных экспертов В. Плаксина, В. Крюкова, С. Абрамова, С. Никитина.

Тщательное и серьезное расследование позволило подтвердить выводы в пользу самоубийства. Было доказано, что тупым предметом нанести травму, подобную той, что на лбу Есенина, невозможно. Возражения о том, что самостоятельно повеситься на вертикальной трубе нельзя, не получили подтверждения. Следственная группа провела ряд экспериментов, которые показали, что Есенин смог сам закрепить узел и дотянуться до батареи с помощью стола, на который он встал.

Почему же случилась эта трагедия, которой никто не ждал? После изучения стихов и писем Есенина, а также воспоминаний очевидцев стало ясно - несколько последних лет перед совершением отчаянного поступка поэт находился в глубокой депрессии. Перед самым самоубийством он как раз закончил курс реабилитации в психиатрической лечебнице. В тот роковой день он выпил шампанского с друзьями.

Известно, что алкоголь - даже малая доза - для человека столь ранимого может сыграть роковую роль, усугубив и без того тяжелое депрессивное состояние. В стихах последних лет Есенин часто говорит о смерти. Отношения с властями у него действительно испортились, однако нет никаких свидетельств и документов, которые раскрывали бы желание «верхов» расправиться с поэтом. Гораздо выгоднее было использовать его талант «на службе» советской власти.

Возможно, большое количество внутренних противоречий вкупе с алкоголем и стало причиной рокового шага. И не забудем еще один момент. Есенин был человеком очень одиноким. Он так и не нашел личного счастья, не встретил свою любовь - ту, что навсегда. Вот и ходил за ним по пятам «черный человек» - живущий внутри души дьявол, коварно подталкивая поэта к страшному шагу. Однажды поэт не выдержал и шагнул - прямо в пропасть, откуда уже нет выхода…

Тайна смерти Есенина [ВИДЕО]

Уже почти век уход поэта не даёт покоя историкам, исследователям и поклонникам его творчества.

Протокол с нарушениями

Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела Сергея Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в профессиональном плане. Человеку, работавшему в активно-секретном отделении уголовного розыска, должно быть известно, что этот документ называется протоколом и составляется по образцу. Вынимать тело из петли, как и описывать место происшествия и улики, по всем правилам должно в присутствии понятых. Акт же Горбова (или только подписанный его фамилией?) не дает ясной картины произошедшего. Да и сложно представить, что этот участковый надзиратель был настолько безграмотен, ведь 19 лет до этого он работал наборщиком в типографии. Почерк и подпись этого человека можно восстановить по его сохранившимся документам: заявлению и автобиографии. Ни почерк, ни подпись не совпадают.

Отсутствие гостиничной регистрации

Не найдено ни одного документа, подтверждающего, что Есенин жил в гостинице "Англетер" в декабре 1925 года. Да и неясно, зачем поэту было останавливаться в ней, если он мог остановиться у своих близких друзей. Вероятно, Есенин никогда и не жил в "Англетере". Тогда версия, что его убили в другом месте, а уже после разыграли историю с самоубийством в гостиничном номере, выглядит более убедительной.

Неполная медэкспертиза

Сомнительной кажется и акт медицинской экспертизы, составленный судебным экспертом Гиляревским. Его заключение гласит: "На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время". Однако почему-то в этом акте указаны не все повреждения, имевшиеся на лице поэта. Это подтверждает и фото Есенина, сохранившееся в Национальной публичной библиотеке в Петербурге в особом отделе. На этой фотографии отчетливо различимо пулевое отверстие во лбу поэта и след от удара под правым глазом. Удар этот мог быть нанесен рукояткой пистолета, который, к слову, имелся и у самого поэта.

Затруднительное положение

Тогда возникает вопрос: зачем было вешать Есенина? Не проще ли было его застрелить, чтобы представить дело как самоубийство? Многие историки склоняются к версии, что убийство поэта одобрил лично Троцкий. А черная работа была доверена известному революционеру Якову Блюмкину, который попал в затруднительное положение во время убийства, и поэтому ему пришлось разыгрывать вариант с повешением.

Почему повешение?

Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?

Ценный свидетель

В журнале "Чудеса и приключения" было опубликовано письмо отставного военного Виктора Титаренко из Хабаровского края, в котором он рассказал о своей беседе в середине 70-х годов с бывшим заключенным Николаем Леонтьевым . По его словам, в 1925 году он служил в ОГПУ вместе с Блюмкиным. Однажды Блюмкин получил приказ от Троцкого достойно наказать физически Есенина. Чекисты планировали лишить поэта мужественности и вроде бы шутя стали стягивать с него брюки. Поэт схватил медный подсвечник и ударил им по голове Блюмкина. Тот упал без сознания, а перепуганный Леонтьев выхватил наган и выстрелил в Есенина. Титаренко рассказывает, что Блюмкин, очнувшись, ударил рукояткой нагана в лоб Есенина, а затем связался с Троцким и договорился с ним об инсценировке самоубийства и о мерах по устранению кровавых следов. А Николая Леонтьева через несколько дней отправили на Дальний Восток на подпольную работу в ставке атамана Семенова. Там после войны за измену чекистскому делу он получил 25-летний срок. Сложно опираться в рассуждениях на одно письмо. Но на рисунке В. Сварога, сделанном утром 28 декабря 1925 года, брюки поэта расстегнуты и приспущены. Художник сообщает также, что заметил следы борьбы в номере и множество ворсинок от ковра на сорочке и в волосах поэта. В. Сварог еще тогда предположил, что Есенина после убийства заворачивали в ковер.

Травля

Жить в 1923-1925 годах в СССР было непросто. Троцкий считал убийство оправданным средством утверждения коммунистической идеи. "Мы должны, - писал он, - превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которой мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда даже жителям Востока. Путем кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупления, до идиотизма, до животного состояния…" Есенин, кажется, знал, что мешает плану:

И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужой Мешал я спать Стране родной.

Известно также, что в последние годы жизни поэта власти подвергали его массированной психологической травле. Правда о смерти последнего поэта деревни раскроется только вместе с архивами НКВД (