Как открыть убойный цех — мобильная бойня. Скотоубойные пункты и убойные площадки

Одним из вопросов повестки совместного заседания постоянных комиссий Думы ГО ЗАТО Большой Камень, состоявшегося в четверг, 17 апреля, было принятие положительного решения (с вынесением на Думу для окончательного утверждения) о поддержке обращения депутатов Кавалеровского муниципального района к губернатору и Законодательному Собранию Приморского края.
Речь в обращении кавалеровских коллег-депутатов идёт о том, чтобы власти Приморья приняли все возможные меры для отсрочки вступления в силу норм технического регламента, связанных с организацией специальных площадок для забоя продуктивных животных на территории края.

Суть вопроса
С 1 мая 2014 года вступает в силу технический регламент, Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», утверждённый решением Совета Евразийской экономической комиссии № 68 от 09.10.2013 г. и нормы Технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утверждённого решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880. Они запрещают подворовой забой скота, кроме использования мяса для личных нужд. Убой продуктивных животных (иначе говоря, предназначенных для продажи) допускается только на специально оборудованных убойных площадках с обязательным исполнением ряда требований, предусмотренных проектом приказа Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении ветеринарно-санитарных правил по организации деятельности убойных пунктов средней и малой мощности».
Специалисты службы ветеринарного надзора уже предупредили сельхозпроизводителей, что с 1 мая 2014 г. они прекращают клеймить мясо, предназначенное для реализации, если скот не будет забит на специально оборудованных убойных площадках.
Однако сегодня таких площадок, отвечающих всем требованиям правил нет ни в одном муниципальном образовании Приморского края, включая как Кавалеровский район, так и ГО ЗАТО Большой Камень.

Объект санитарной безопасности
Что такое убойная площадка? Это комплекс производственных помещений, на котором осуществляется процесс убоя продуктивных животных, переработка продуктов убоя и производство мясной продукции. В зависимости от потребности территории, такие площадки могут быть средней или малой мощности, стационарные или передвижные.
«Стационарные убойные площадки, - рассказывает главный специалист управления экономики администрации Оксана МЕДВЕДЕВА, - это целый комплекс сооружений, предусматривающих свободный доступ транспортных средств, соблюдение технологии убоя животных, вывоз мяса, утилизацию продуктов убоя, а также наличие базы для предубойного содержания животных, их осмотра ветеринарным врачом. Сооружение должно быть оборудовано разделочными пунктами и агрегатами, системой водоснабжения и водоотведения, очистными сооружениями, вентиляцией, холодильными установками и т.д. Разделка туш должна проводиться при строгом соблюдении ветеринарно-санитарных норм. Место для строительства или размещения убойных пунктов должно быть согласовано с органами исполнительной власти и отвечать требованиям ветеринарии. Поэтому прежде, чем начать свою производственную деятельность, такой объект должен быть принят в эксплуатацию, а предприятие - официально зарегистрировано».
До настоящего времени в Большом Камне проблем с забоем животных вроде бы не существовало: владельцы личных подворий и фермеры забивали скот на продажу обычным способом и сдавали уже готовое мясо в ветлабораторию. Основным документом, регламентирующим процесс убоя продуктивных животных были «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности». Они и брались за основу нормирования.

Со вступлением в силу нового закона каждое муниципальное образование, будь оно сельскохозяйственной направленности или нет, должно иметь свою специализированную бойню.
Сегодня в ЗАТО Большой Камень зарегистрировано порядка 500 личных подворий и чуть более 20 фермерских хозяйств, где выращиваются сельскохозяйственные животные. Количество голов производственных животных в общей сложности составляет около двух тысяч. Однако на мясо, по информации большекаменского ветеринарного участка, в 2013 году было забито менее 300 голов, включая крупный рогатый скот, свиней и овец. Это немного. Поэтому большая скотобойня (с посуточным исчислением количества животных) на территории городского округа, скорее всего, не понадобится. Однако же строительство даже малого забойного стационара потребует дополнительных бюджетных средств. А ещё нужно будет определить место, где она сможет размещаться без нарушения санитарных норм.

Плюсы и минусы
Разрабатывая настоящий технический регламент, законодатель исходил из благих побуждений: защитить жизнь и здоровье человека, обезопасить окружающую среду от отходов мясного производства, обеспечить рынок сельхозпродукции только качественным мясом, исключить проникновение на него недобросовестных производителей.
Более того, наличие в мясной цепочке убойных производств для крупных сельхозпроизводителей - выгодно. Они смогут сдавать в убойные пункты по несколько десятков голов скота, а на выходе получать уже готовое мясо. Стоимость «убойных» услуг потеряется в значительных объёмах продукции. Другое дело - фермер или владелец частного подворья. Его животинка на выходе сильно «похудеет». Понятно, что дополнительные затраты лягут на плечи потребителей. И это в лучшем случае. В худшем - торговать на ярмарках и в специализированных мясных отделах станет нечем.
Такой поворот сильно беспокоит депутатов Думы Кавалеровского муниципального района, имеющего сельскохозяйственный уклон.

Что нас ждёт?
«Пострадает сельское хозяйство, - пишут депутаты Кавалеровского муниципального района в своём обращении к властям и законодателям Приморья. - Законопослушные производители животноводческой продукции вынуждены будут ликвидировать поголовье скота, предназначенное для реализации мяса и мясной продукции. Это в целом приведёт к значительному уменьшению поголовья скота в Приморском крае. По нашим расчётам, в ближайшие пять лет в личных подсобных хозяйствах валовое производство мясной продукции может снизиться в 3-4 раза. В крупных крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей поголовье сократится до 50 голов, большая часть мелких хозяйств может быть ликвидирована. Будут потеряны рабочие места - источники дохода для многих семей сельских тружеников. Снизятся налоги в бюджеты. Введение новых правил по организации деятельности убойных пунктов средней и малой мощности станет причиной развала животноводческой отрасли не только в Кавалеровском районе, но и на всей территории Приморского края. Большая часть сельхозпроизводителей уйдёт в «тень», игнорируя проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясной продукции. Пострадают также сельскохозяйственные рынки, так как лишатся арендаторов, реализующих мясо и мясную продукцию населению. Пострадает розничная торговля, принимающая мясо от местных производителей на реализацию, в также местные предприятия по переработке мяса. В конечном итоге пострадает потребитель, у которого не будет возможности приобретать свежую качественную продукцию местных производителей, проверенную ветеринарной службой».
По мнению депутатов Кавалеровского района, переход к цивилизованному процессу забоя промышленных животных должен носить планомерный характер. Помимо отсрочки для начала реализации технического регламента, они предлагают губернатору и Законодательному Собранию Приморья разработать и принять краевую целевую программу по строительству в муниципальных районах и городских округах специально оборудованных убойных пунктов средней и малой мощности.

Наша мера - поддержка
Депутаты ГО ЗАТО Большой Камень на совместном заседании постоянных комиссий Думы поддержали обращение кавалеровских коллег. Вопрос о присоединении к обращению был вынесен с положительным заключением на заседание очередной Думы, которая состоится в четверг, 24 апреля.
Хорошая новость

Напомним, что заседание постоянных комиссий Думы проходило 17 апреля, а днём позже, 18 апреля, в Спасске-Дальнем состоялась краевое совещание врачей муниципальных ветеринарных участков. На нём руководитель инспекции - главный государственный ветеринарный инспектор федеральной ветеринарной инспекции в Приморском крае Дмитрий КУЗИН сообщил, что срок реализации технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» переносится на конец 2015 года.
Это значит, что у руководства края и муниципалитетов есть время для разработки соответствующей целевой программы и для начала строительства соответствующих производственных объектов, а у предпринимателей - возможность подготовиться к новым правилам.

Елена Бодосова.

БОЙНИ

Организация и порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы на мелких убойных пунктах и при подворном убое.

Бойни представляют собой немехани­зированные предприятия по переработке животных на мясо. Основной задачей боен является обеспечение мясом и некоторы­ми мясными продуктами жителей насе­ленных пунктов (рабочие поселки, рай­онные центры).

Производственный процесс на бойнях предусматривает: убой и первичную пе­реработку скота, т. е. получение туш, суб­продуктов и шкур. Дальнейшей перера­боткой этих продуктов убоя на бойнях не занимаются. Некоторые продукты убоя (кровь, желудки, кишечник) подвергают соответствующей обработке, обеспечива­ющей сохранность этих продуктов в те­чение времени, необходимого для достав­ки их на мясокомбинаты. Мощность боен небольшая и составляет 10-15 т мяса в смену.

Бойни устроены с соблюдением тех же общих ветеринарно-санитарных пра­вил, которые предусмотрены для любого боенского предприятия. Территория бойни должна быть обнесена высоким плот­ным забором.

На территории бойни расположено одноэтажное производственное здание. Оно включает следующие отделения: убойно-разделочное, кровосборное, субпродукто­вое, кишечное, жировое, остывочное, а также помещение для консервирования шкур. Кроме того, в этом здании бойни размещены ветеринарная служба, разде­валки, душевое отделение; здесь же име­ются комнаты для отдыха рабочих.

Для хранения мяса и других продук­тов на бойне имеется холодильник. Ско­тобаза бойни имеет закрытые помещения и открытые загоны для животных. На ее территории оборудуется навозохранилище. Карантинное отделение и изолятор бойни устроены и расположены в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями. На территории бойни предусмотрены ад­министративно-хозяйственные помеще­ния. Источником воды для бойни слу­жит водопроводная сеть населенного пун­кта. При необходимости бойни могут иметь автономное водоснабжение.

Скотоубойные пункты - это неболь­шие стационарные предприятия малой мощности по убою и переработке живот­ных на мясо. На скотоубойном пункте можно переработать на мясо в смену до 20 голов крупного рогатого скота, до 60 голов свиней или до 100 голов мелко­го рогатого скота.

Скотоубойные пункты размещают в небольших районных центрах, рабочих поселках, в 000, ЗАО и других агропро­мышленных предприятиях.

На убойных пунктах могут быть пре­дусмотрены не только убой и первичная переработка животных на мясо, но и не­обходимая обработка субпродуктов, же­лудков, кишечника и консервирование шкур. Мясо и другие продукты убоя охлаждают в холодильных ка­мерах с последующим крат­ковременным хранением.



Разновидностью скотоубой-ного пункта может быть поле­вой убойный пункт. Это временная убойная пло­щадка, предназначенная для убоя и переработки животных в походно-полевых условиях. Для убоя животных в поле­вых условиях можно ограни­читься треногой.

В лесу можно использо­вать два рядом стоящих дере­ва. Между этими деревьями помещают перекладину. В центре перекладины за­крепляют блок, через который проходит веревка или трос, позволяющие поднять тушу в вертикальное положение для лучшего обескровливания.

На некотором расстоянии от убойной площад­ки выкапывают яму для сброса всех отходов, а также тех продуктов убоя, которые невозможно использовать в полевых условиях (кровь, половые органы и др.).

По окончании убоя очищают убойную площад­ку - срывают верхний слой почвы, дезинфицируют площадку и засыпают ее песком.

  • Мобильные бойни
        • Похожие бизнес-идеи:

Спрос на частные бойни в последующие годы может значительно возрасти - отрасль мясного животноводства в нашей стране по-прежнему развивается, однако не каждое предприятия по выращивание свиней и КРС располагает собственной бойней. Кроме этого, существует бесчисленное количество частных подворий, которые в большинстве случаев готовы сдавать скот на убой специализированным бойням. Перспектива открытия частной бойни имеет и законодательную основу - с мая 2014 года вступает закон о запрете забоя скота на личных подсобных хозяйствах для продажи. Теперь, по требованию закона, забивать скот можно только на специализированных площадках. В данном случае действует обратное экономическое убеждение: «есть предложение - будет и спрос».

Мобильные бойни

Передвижных мобильных боен в России открыто не так много, но направление активно развивается. Особенно в регионах, где сильно развито домашнее животноводство и мелкое фермерство. Собственных убойных цехов, по понятным причинам в личных подсобных хозяйствах нет, а самостоятельный забой дело не такое простое — чтобы забить животное по всем санитарным и гигиеническим нормам требуется специальное оборудование и соответствующая подготовка.

Услуга забоя скота стоит порядка одной тысячи рублей — это не большие затраты, которые могут позволить себе многие фермеры. Однако выезжать на забой менее десяти голов для мобильной бойни не имеет смысла — утверждает Арсалан Сандаков, директор ООО «Буян» из республики Бурятия.

Какое оборудование выбрать для убойного цеха

Новый, полностью укомплектованный убойный цех «на колесах» будет стоить не менее 10 млн. рублей. В полностью заводской готовности мобильная бойня устанавливается на 12-ти метровую передвижную низкорамную колесную платформу. Для установки достаточно выбрать любую ровную площадку с твердым покрытием. Комплектация бойни включает все необходимое оборудование и коммуникации для полного технического цикла первичной обработки мяса и утилизации отходов убоя. В комплектацию также входит холодильная установка на 35м2. Вывоз отходов и мусора осуществляется с помощью авторефрижератора.

Такая бойня соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям СЭС, нормам пожарной и электробезопасности. Это очень важное условие для убойных цехов, к которым контролирующие органы уделяют повышенное внимание.

Передвижная бойня может подключаться к существующим коммуникациям водо- электроснабжения и канализации, так и оборудоваться собственными передвижными ёмкостями и электрогенераторами. Таким образом, мобильный убойный цех может работать практически в любых условиях, независимо от наличия тех или иных инженерных коммуникаций.

Убойные цеха работают по следующему принципу. Перед тем, как забивать животное, его некоторое время содержат без пищи. Время так называемого «голодания» зависит от вида животного. Так, крупный рогатый скот должен голодать 24 часа, свиньи — 12 часов, кролики и птица — около 18 часов. Желудочно-кишечный тракт животного перед убоем обязан освободится — это способствует улучшению санитарных условий обработки забитого животного, съемки шкуры и нутровки туши. Воду дают, но перестают поить животное за 4 часа до убоя.

В предубойный загон животных приводят за час до убоя. Свиней моют теплой водой в течении 5 минут, крупному рогатому скоту при помощи шланга промывают конечности.

Непосредственно процесс убоя начинается с оглушения животного, подъема на подвесной путь, обескровливания, съемки шкуры, нутровки туши, распиловки и разрубки туш на части и клеймением. Переработка беконных свиней, используемых для копченостей, проводится с применением опалки и шпарки, шкура в таком случае не снимается. Забой птицы начинается с оглушения и обескровливания, удаления пера, потрошения, формовки и заканчивается туалетом, сортировкой, клеймением и упаковкой тушек.

Процесс забоя животных должен проводится со строгим соблюдением ветеринарно-санитарных и гигиенических режимов. Так, туши обработанных животных передвигают по подвесным путям не соприкасаясь с полом, оборудованием и стенами цеха. С помощью спусков с подвесными ковшами осуществляется транспортировка субпродуктов, жира-сырца и кишок. Для передачи пищевого сырья спуски делают раздельными, а трубопроводы для транспортировки крови разъемными — чтобы была возможность промывать их и дезинфицировать.

Время забоя одного бычка и его обработка составляет порядка 50 минут. Еще порядка 30 минут уходит на установку передвижной бойни в рабочее состояние. Таким образом за 12-часовой рабочий день одна бригада способна «забить» до 10-12 голов КРС. При среднерыночной стоимости услуги забоя скота равной 1 тысячи рублей, выручка убойного цеха составит порядка 10-12 тысяч рублей в смену.

Еще раз о преимуществах мобильной бойни:

  1. Мобильность убойного цеха позволяет осуществлять услугу забоя скота в любых населенных пунктах, что называется «на месте заказчика». Таким образом, клиентская база убойного цеха не имеет границ, разве что только в пределах конкретного региона.
  2. Приобретая передвижную бойню «под ключ» предпринимателю не нужно заботится о технологической и санитарно-гигиенической составляющей цеха. Мобильная бойня — полностью готовая укомплектованная система забоя скота, соответствующая всем требованиям Роспотребнадзора, Пожарного надзора, Ростехнадзора.
  3. Последние изменения в законодательстве должны обязать всех фермеров и частных хозяйств, желающих реализовывать мясо оптом и в розницу, забивать скот на специализированных площадках, оборудованных всем необходимым оборудованием. Все это должно увеличить спрос на частные бойни в несколько раз — таким образом, у мобильных убойных цехов появится большое количество потенциальных заказчиков.

Об утверждении ветеринарно-санитарных правил по организации деятельности убойных пунктов средней и малой мощности

В целях осуществления комплексных мер по обеспечению благополучия эпизоотической обстановки на территории Российской Федерации, предупреждению особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, на территории Российской Федерации и в соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации , 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791), п р и к а з ы в а ю:

утвердить прилагаемые « Ветеринарно-санитарные правила по организации деятельности убойных пунктов средней и малой мощности»

Министр

Н. Федоров

_________________________________________________________________

Проект приказа вносит Депветеринария

Исп. (4

Визируют: зам. Министра

Россельхознадзор

Депветеринария

Депправо

Депуправделами

Приложение к приказу Минсельхоза России

от «___»________2013 г.

Ветеринарно-санитарные правила по организации

1. Общие положения и область применения

1.1. Ветеринарно-санитарные Правила по организации деятельности убойных пунктов средней и малой мощности (далее - Правила) являются ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями к убойным пунктам средней и малой мощности при проведении убоя сельскохозяйственных животных, переработки и получения от них мясных туш и других продуктов убоя, а также обязательными для исполнения и применения всеми юридическими и физическими лицами занятыми разведением, содержанием, транспортированием, убоем, охраной здоровья и безопасностью в ветеринарном отношении убойных животных, заготовкой, переработкой, хранением, транспортированием, реализацией и обращением, полученного от них мяса и других продуктов убоя, предназначенных для пищевых и иных целей.

1. 2. Основные термины и определения.

Убойный пункт средней мощности - это стационарное предприятие по убою и переработке животных на мясо, на котором перерабатывается в смену до:

50 голов крупного рогатого скота;

90 голов свиней или;

130 голов мелкого рогатого скота.

Убойный пункт малой мощности - это небольшое стационарное предприятие по убою и переработке животных на мясо, на котором перерабатывается в смену до:

20 голов крупного рогатого скота;

60 голов свиней или;

100 голов мелкого рогатого скота.

1.3. Правила регламентируют ветеринарно-санитарные требования и мероприятия при убое животных, а также первичной обработке (разделке) и хранении, полученных от них мясных туш и других продуктов убоя.

2. Ветеринарно-санитарные требования к организации, проектированию и

строительству убойных пунктов малой и средней мощности

2.1. При планировке и строительстве убойных пунктов средней и малой мощности должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для предубойного содержания животных и производства продуктов животноводства, а также для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.

2.1.1. Предоставление земельного участка под строительство убойных пунктов средней и малой мощности допускается только при наличии заключений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (регионального государственного ветеринарного надзора) о соответствии размещения данных предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.

2.2. На территории убойных пунктов предусматривают (для обеспечения всех необходимых функций убойного пункта) ровные, твердые, водонепроницаемые дороги, с легкодоступными для мойки и дезинфекции покрытиями.

2.3. Мусоросборники устанавливают на площадках с твердым покрытием, в местах удаленных от разгрузки животных и их передержки, а также мест отгрузки в реализацию мяса и других продуктов убоя.

2.4. Водоотводы для сточных вод с базы предубойного содержания скота, санитарного блока и топливного хозяйства осуществляют за счет поперечных и продольных уклонов территории, на которой размещено предприятие.

2.5. Здания и сооружения на площадке убойного пункта размещают с учётом обеспечения свободной доступности транспортных средств, технологии убоя животных и вывоза мяса и других продуктов убоя.

2.5.1. Здание убойного пункта, включая строения, помещения должны быть из прочных материалов, содержаться в хорошем состоянии и необходимые для убоя животных, переработки, обращения и хранения мяса и других продуктов убоя так, чтобы указанное не привело к порче мяса и других продуктов убоя или антисанитарным условиям.

2.5.2. Расположение зданий, строений, сооружений и устройств на территории убойного пункта должно обеспечить возможность передвижения грузов без пересечения путей транспортирования живых животных, готовой мясной продукции и отходов производства .

2.6. Для организации производственных процессов на убойном пункте в проектах предусматривают следующее:

Ограждение территории высоким забором, исключающим проникновение животных на территорию;

Отведение участка для автомобильной платформы;

Установка дезинфекционного барьера для автотранспорта или площадки при въезде для дезинфекции колес транспортных средств;

Оборудование площадок для мойки и дезинфекции автотранспорта, доставляющего животных на убой, после выгрузки животных, а также площадок для временного хранения (передержки) навоза, каныги, с соблюдением ветеринарно-санитарных и гигиенических норм;

Строительство очистительного сооружения сточных вод;

Размещение на территории убойного пункта предубойной базы для передержки убойных животных с загонами (открытого и закрытого типа);

Выделение участка и оборудование карантинного отделения и изолятора;

Собственное электроснабжение (рабочее, аварийное и ремонтное электроосвещение); теплоснабжение (котельная, теплоноситель - вода с параметрами от 60°С до 85°С) либо газоснабжение ;

2.8. На территории убойного пункта располагают производственное здание, у входов и выходов оборудуют устройства для очистки и дезинфекции обуви.

2.9. При строительстве убойных пунктов средней мощности предусматривают следующие производственные отделения: убойно-разделочное, кровосборное, субпродуктовое, опалочное, кишечное, жировое, остывочное (накопитель), холодильник, стерилизационное для обезвреживания условно-годного мяса, а также помещение для консервирования шкур.

2.10.1. Стены, полы и потолки в помещениях должны быть построены из прочных водонепроницаемых материалов, устойчивым к дезинфекционным средствам, выполненные с соблюдением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

2.10.1. В этом же здании размещают помещения ветеринарной службы (в том числе лабораторию, которую оснащают необходимым оборудованием, для обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии) и санитарно-бытовые помещения (раздевалки, душевые, комнаты для отдыха ветеринарных специалистов с соблюдением «Санитарных правил для животноводческих предприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 000-87 (далее – СП).

2.11. Водоснабжение производственного здания должно быть запроектировано и выполнено в соответствии в соответствии с требованиями Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (СП - 4542-87; ГОСТ Р « Вода питьевая» ).

2.12. Хозяйственно-бытовая канализация должна быть запроектирована для отвода сточных вод от санитарно-технических приборов - санузлов и душевых.

2.12.1. Сточные воды от изоляторов, карантинов, производственных помещений собирают в отдельные канализационные колодцы и перед выпуском их в общую канализационную сеть очищают и обеззараживают.

2.13. На территории убойного пункта предусматривают хозяйственно - складские помещения с соблюдением СП - 4542-87.

3. Требования к организации производственного процесса

3.1. В организации работы убойного пункта предусматривается снижение рисков загрязнения окружающей среды, распространения инфекционных возбудителей для человека и животных, получения зараженной пищевой продукции и кормов от инфицированных животных.

3.2. Территорию и производственные объекты убойного пункта содержат в чистоте в соответствии с СП - 4542-87.

3.3. Расположение производственных цехов, участков, отделений, вспомогательных, складских помещений на предприятии должно обеспечивать поточность, последовательность технологических процессов, возможность проведения производственного ветеринарно-санитарного контроля за безопасностью сырья, изготовляемой мясной продукции, уборки, мойки и дезинфекции и исключать перекрестную контаминацию (загрязнение), исключив противопотоки технологических процессов.

3.4. На убойном пункте при производственном процессе применяют следующие технологические операции:

Оглушение одним из разрешенных способов оглушения;

Обескровливание, сбор крови на пищевые и технические цели с учетом рисков загрязнения содержимого желудочно-кишечного тракта, крови и продуктов убоя;

Съемка шкур;

Шпарка, зачистка и опаливание шкуры или крупона (для свиней);

Извлечение внутренних органов;

Разделывание туш;

Зачистка и туалет туш, полутуш, четвертин;

Охлаждение, заморозка, другая консервация и хранение туш, полутуш, четвертин и других продуктов убоя.

3.4.1. При переработке каждую тушу крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, лошадей и иных животных, а также голову (кроме голов овец и коз), ливер, желудочно-кишечный тракт и шкуру нумеруют одним и тем же номером.

3.5. Бокс для оглушения животных оборудуют на входе в помещение убоя (режимы и способы оглушения, должны исключать возможность остановки сердца животного в момент оглушения и попадания мертвого животного в дальнейший процесс переработки).

3.5.1. Транспортирование туш и других продуктов убоя на линиях переработки животных должно исключать возможность соприкосновения перерабатываемых туш друг с другом, с полом и стенами.

3.6. Место, предназначенное для технологической операции (шпарка, очистка от (волоса) шерсти и мойка) оборудуют с соблюдением требований к указанному производству в соответствии с Санитарными правилами для предприятий мясной промышленности (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 27.03.1985 № 000-85, Минмясомолпромом СССР 05.08.1985 (далее – СП 3238-85).

3.7. Рабочее место для опорожнения желудков выделяют отдельно и отгораживают перегородкой для снижения рисков загрязнения содержимого желудочно-кишечного тракта мяса и других продуктов убоя.

3.8. В помещении убоя, на линии переработки размещают места для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, которые должны быть:

Соответственно оборудованы;

Оснащены необходимыми приборами и инструментами удобными для осмотра голов, внутренних органов и туш;

Хорошо освещены,

Обеспечены:

а) подведением горячего и холодного водопровода ;

б) устройствами для регистрации выявленных случаев заболеваний животных;

в) сигнальной системы для остановки процесса убоя при выявлении острозаразного (особо-опасного) заболевания;

г) емкостями для ветконфискатов;

д) стерилизаторами для инструментов;

е) средствами для санитарной обработки рук;

ж) дезинфицирующими средствами для обработки рабочего места, спецодежды и пр.

3.19. Перед остывочным отделением, устанавливают весы для взвешивания полученной продукции животного происхождения.

3.10. Кишечное помещение, предназначенное для обработки кишок и их консервирования, должно быть обеспечено холодной и горячей водой, оборудовано техникой, специальными машинами для отжима кишок и их шлямовки, а также центрифугой для обработки слизистых продуктов. Осуществляется сбор и утилизация содержимого кишок (каныги) с учетом имеющихся рисков, с соблюдением СП 3238-85. В помещении обработки кишок предусмотрено хранение соли в ларях.

3.11. Шкуропосолочная оборудована столом для посолки шкур, ларем для хранения соли и емкостью для засолки шкур. Отгрузку шкур проводят через отдельный выход.

3.12. Опалочная должна быть оснащена оборудованием и инструментарием для мойки, опаливания и зачистки конечностей.

3.13. Конфискаты из убойного пункта направляют на ветеринарно - санитарные утильзаводы, а при их отсутствии денатурируют сильно пахнущим веществом (креолин каменноугольный, денатурированный спирт) и уничтожают путем сжигания в специально оборудованных печах, предназначенных для этих целей, под контролем государственных ветеринарных врачей подведомственных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 000 (далее - Положение о государственном ветеринарном надзоре).

3.14. Помещения по убою и переработке животных и продукции животного происхождения обеспечивают гигиеническими средствами и оборудованием соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области ветеринарии в соответствии с « Инструкцией по санитарной обработке технологического оборудования и производственных помещений на предприятиях мясной промышленности» (утв. Ростехрегулированием 14.01.2003), вместе с "Инструкцией по санитарной обработке технологического оборудования и помещений производственных цехов для специализированных предприятий по выработке продуктов для детского питания ", (утв. Минсельхозом РФ 18.12.2001).

3.15. На убойных пунктах регулярно осуществляют мероприятия по санитарной обработке помещений и оборудования, борьбе с насекомыми и грызунами.

3.16. По окончанию рабочей смены, а также при выявлении особо опасных заболеваний, оборудование, полы, панели, стены, стоки, столы, вешала, крючки, напольный транспорт, емкости и другой вспомогательный инвентарь, подвергают очистке, мойке и дезинфекции.

3.18. Допускается проведение ритуального убоя в соответствии с требованиями к соответствующему виду убоя, с соблюдением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

4. Требования к организации предубойного ветеринарного осмотра убойных животных при отправке их на убойный пункт, приемке, направлению на убой, и ветеринарно-санитарной экспертизе мяса и других продуктов убоя

4.1. Предубойный ветеринарный осмотр убойных животных, ветеринарно-санитарную экспертизу голов, внутренних органов и туш животных, лабораторные исследования, ветеринарно-санитарную оценку, ветеринарное клеймение мяса и других продуктов убоя, выдачу ветеринарных (ветеринарно-санитарных) заключений об их использовании и оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляют государственные ветеринарные врачи подведомственных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.

Государственные ветеринарные врачи подведомственных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии должны вести учет и ветеринарную отчетность, первичную регистрацию и обобщение данных по результатам предубойного ветеринарного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы (включающие лабораторные исследования) на убойных пунктах средней и малой мощности (рекомендуемые формы по ветеринарному учету и другие формы ветеринарных документов в приложениях №№ 1-5) применительно к инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности (в ред. Инструкции, утв. Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР от 01.01.2001).

4.2. Не допускают убой на мясо и отправку на убойные пункты и другие боенские предприятия животных, больных и подозрительных в заболеваниях, запрещенных к убою законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза (ред. от 01.01.2001)"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции").

Кроме того, не допускают убой на мясо и отправку на убойный пункт убойных животных:

Без ветеринарных сопроводительных документов;

С не установленным диагнозом болезни;

Подвергнутых лечению сывороткой против сибирской язвы, до истечения 14 суток,

С повышенной или пониженной температурой тела;

С клиническими признаками бруцеллеза и туберкулеза без разрешения и контроля органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии;

После введения антибиотиков , антгельминтиков и других ветеринарных препаратов с лечебной, диагностической и (или) профилактической целью, до истечения срока, указанного в инструкциях по их применению;

Обработанных пестицидами до истечения сроков, указанных в инструкциях по их применению;

После введения гормональных препаратов до истечения сроков полного выведения из организма, указанных в инструкциях по их применению;

После введения запрещенных к применению веществ и лекарственных средств на территории Российской Федерации и государств-членов Таможенного союза;

После последнего скармливания им рыбы, рыбных отходов и рыбной муки в течение 30 суток (птицу - 10 суток).

4.3. Убойные животные перед отправкой на убойный пункт и непосредственно перед убоем на убойном пункте, подлежат предубойному ветеринарному осмотру, включающему выборочную термометрию тела.

4.4. Перед отправкой на убойный пункт животные должны быть выдержаны без кормления в хозяйстве:

Крупный и мелкий рогатый скот, верблюды и олени - не менее 15 ч; - свиньи - не менее 5 ч;

Кролики - не менее 12 ч;

Сухопутная птица ч и водоплавающая ч.

4.4.1. В случаях, если животные не подвергались предубойной выдержке в хозяйстве, их подвергают предубойной выдержке на убойном пункте, продолжительность которой составляет:

Для крупного и мелкого рогатого скота, оленей и верблюдов - не менее 15 ч;

Свиней - не менее 10 ч;

Кроликов - не менее 5 ч после приемки.

4.4.2. Поение животных не ограничивают, но прекращают за 3 ч до убоя.

4.4.3. Предубойная выдержка лошадей, ослов, мулов на убойном пункте во всех случаях должна быть не менее 24 ч (до результатов маллеинизации).

4.4.4. Телят и поросят направляют на переработку через 6 ч после их приемки.

4.4.5. Птица, не прошедшая предубойной выдержки в хозяйстве, отправке на убой не подлежит.

4.5. Животные поступают на убой в сопровождении ветеринарного сопроводительного документа, с указанием сведений, о плановых диагностических исследованиях, благополучии по заразным болезням, а также последних сроках применения антибиотиков, гормональных и стимулирующих препаратов, о сроке предубойной выдержки животных в хозяйстве.

4.6. Вывоз и вывод принятых на убой животных с территории зоны предубойного содержания и убоя не допускается (запрещается).

4.7. В день прибытия животных на убойный пункт ветеринарным врачом при их приемке должна быть проведена документарная проверка и предубойный ветеринарный осмотр.

4.7.1. Документарная проверка включает в себя анализ ветеринарных сопроводительных документов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области ветеринарии в соответствии с действующими Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов , в том числе :

Благополучие местности выхода животных;

Соответствие данных, указанных в них о наличии поступившего поголовья животных фактическому;

Применение кормовых антибиотиков, лекарственных, тиреотропных и гормональных препаратов, кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, а также в согласованности ли их применение с государственными органами или учреждениями Российской Федерации в области ветеринарии;

Соблюдение сроков ожидания выведения ветеринарных препаратов из организма животных перед направлением их для убоя на убойный пункт;

Соблюдение правил вакцинаций и диагностических исследований;

Соблюдения сроков предубойной выдержки.

4.7.2. Предубойный ветеринарный осмотр проводят с применением выборочной или поголовной термометрии, оценивают общее состояние каждого животного партии скота на наличие у животных симптомов болезни или расстройства их общего состояния, способного сделать мясо и другие продукты убоя непригодным для потребления человеком;

4.7.3. На основании полученных результатов дается указание о порядке выгрузки и направлении их на убой или размещении в ветеринарно - санитарной зоне (на предубойной базе) предприятия и установить ветеринарное наблюдение за состоянием здоровья этих животных. Животных, имеющих после длительной транспортировки признаки утомления, ставят на отдых продолжительностью не менее 48 ч при нормальном поении и кормлении, а в дальнейшем с ними поступают, как указано выше.

4.8. Предубойный ветеринарный осмотр убойных животных проводят также непосредственно перед убоем, если они находились в загоне предубойной базы более 24 часов.

4.9. Предназначенные для убоя лошади, ослы, мулы и верблюды подлежат предубойному ветеринарному осмотру и обязательному повторному исследованию на сап. При отрицательных результатах исследования на сап животные направляются на убой в общем порядке.

4.9.1. Животные, реагирующие на маллеин, подлежат уничтожению, а давшие положительную реакцию при исследовании сыворотки крови для уточнения диагноза, обследуются с применением подкожной малеиновой пробы. При отрицательном результате подкожной малеиновой пробы животные считаются благополучными по сапу и направляются на убой.

4.9.2. При убое животных на боенском предприятии без предварительного исследования на сап мясо и другие продукты убоя направляются на утилизацию.

4.9.3. В случае вынужденного убоя животных проводится исследование сыворотки крови в пластинчатой РА. При получении положительного результата все продукты убоя направляются на утилизацию.

4.10. Вынужденный (экстренный) убой животных на убойных пунктах осуществляется по разрешению и под контролем официального ветеринарного врача органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре.

4.11. Убойные животные, направляемые в помещение убоя, должны быть немедленно убиты под контролем ветеринарных специалистов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии в соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре.

4.11.1. Ответственность за проведением и выполнением ветеринарно - санитарных и гигиенических мер несет владелец убойного пункта.

4.12 . После окончания убоя больных животных проводят тщательную санитарную обработку и дезинфекцию производственных объектов, контактирующих с указанными животными, и полученными от них мясом и другими продуктами убоя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и безопасности пищевых продуктов животного происхождения в соответствии с Правилами проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора (утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 N 13-5-2/0525) .

4.13. Непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.

4.14. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам.

4.15. Ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях:

Установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технического регламента «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

Установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.

4.16. Мясные туши и другие продукты убоя, полученные при убое и разделке убойных животных в условиях убойных пунктов, подлежат обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе (в том числе послеубойному ветеринарно-санитарному осмотру, которая включает в себя так же ветеринарно-санитарную оценку и ветеринарное клеймение), в процессе которой устанавливается и подтверждается их безопасность или опасность в ветеринарно-санитарном отношении.

4.16.1. Свиные туши, а также туши других восприимчивых животных, (100%) подлежат исследованию на трихинеллез.

4.16.2. Процедура (порядок) проведения ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии (Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утв. ГУВ МСХ СССР от 01.01.2001, по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР (с изменения и дополнения от 17.далее – Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, 17.07.1988) требованиями и правилами Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза (ред. от 01.01.2001) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"(вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции") Статья 30. Ветеринарно-санитарная экспертиза.)

4.16.3. До завершения ветеринарно-санитарной экспертизы мясные туши и другие продукты убоя, кроме желудочно-кишечного тракта, шкур всех видов животных, ног и ушей крупного рогатого скота, голов и ног овец и коз, не разрешается удалять из помещения убоя.

4.17. При выявлении ветеринарно-санитарной экспертизой в мясе и других продуктах убоя типичных признаков патоморфологических изменений, характерных для особо опасных болезней, общих для человека и животных, применяют меры, руководствуясь строго в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии, а также техническими регламентами Таможенного союза. Обо всех случаях выявления этих болезней немедленно сообщают орган государственной власти Российской Федерации в области ветеринарии, орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, администрации территории и хозяйствам-поставщикам или владельцам убойных животных.(«Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации).

4.18. Ветеринарные врачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящие ветеринарно-санитарную экспертизу, послеубойное обследования туш и других продуктов убоя, контролируют проведение санитарной обработки и дезинфекции рук, инструментов, вспомогательных материалов , спецодежды людей, занятых на производстве при убое животных и переработке продуктов убоя, исключая риски распространения заразных агентов и получения небезопасной продукции животного происхождения, с соблюдением требований и норм законодательства Российской Федерации (Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, 17.07.1988) , «Положение о государственном ветеринарном надзоре» утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2013 № 000) и Таможенного союза.

4.19. Для этого рабочие места ветеринарных врачей и персонала убойного пункта переработки туш и других продуктов убоя оснащают необходимым оборудованием (горячей водой, стерилизаторами и пр.) и материалами (дезсредства, средства личной гигиены и др.).

4.20. Ветеринарные конфискаты после разрешения и под контролем ветеринарных врачей органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации («Положением о государственном ветеринарном надзоре» утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 000) должны своевременно удаляться из помещения убоя в специально оборудованные контейнеры (с маркировкой - «утиль», «уничтожение»).

4.21. По результатам проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы ветеринарные врачи органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации признают мясо и другие продукты убоя (другие продукты убоя), и иную подконтрольную мясную продукцию животного происхождения:

Безопасной и пригодной для пищевых целей без ограничений;

Безопасной и пригодной для пищевых целей после обезвреживания (обеззараживания);

Подозрительной и задержанной до получения результатов лабораторного исследования (испытания);

Непригодной для пищевых целей, подлежащей утилизации, технологической переработке для изготовления кормов или технического использования;

Опасной для здоровья человека и животных, подлежащей уничтожению.

4.22. Туши (тушки) и других продукты убоя, прошедшие ветеринарно - санитарную экспертизу, подлежат ветеринарному клеймению, которое осуществляет ветеринарный врач органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и Таможенного союза. По окончании ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарного клеймения мясных туш, их направляют на взвешивание.

4.23. При отгрузках мяса и других продуктов убоя, прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу, оформляют ветеринарные сопроводительные документы.

5. Требования к организации и проведению лабораторного контроля

мяса и других продуктов убоя

5.1. На убойном пункте организуют и оборудуют производственную лабораторию, осуществляющую первичный контроль за безопасностью мяса и других продуктов убоя. Производственную лабораторию убойного пункта обеспечивают необходимым лабораторным оборудованием , а также укомплектовывают квалифицированными специалистами.

5.2. Порядок и периодичность исследований (испытаний) должны осуществляться в соответствии с действующими ветеринарными и санитарными правилами, другими нормативными документами. (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии).

5.3. Мясо и другие продукты убоя подвергают исследованию на соответствие показателям качества и безопасности органолептическими, физико-химическими, радиологическими и бактериологическими методами.

5.4. Организуют лабораторный контроль за эффективностью проведения санитарной обработки и дезинфекции помещений, оборудования и вспомогательного инвентаря.

Приложение

Деятельности убойных пунктов средней и малой мощности

(форма № 1 вет-сан уб. п.)

ОПИСЬ

убойных животных доставляемых на убойный пункт

от «___ »_____________ 20 ___г.

наименование хозяйства, муниципального образования , субъекта Российской Федерации

Направляются на убой на______________ ________________ следующие животные:

наименование убойного пункта

Вид животного

Вид животного

Индивидуальный номер животного (секция откорма)

Подпись и печать Дата

Примечание: В графах 3 и 6 указывается регистрационный номер животных, в случае с частными владельцами - кличка; при поступлении животных с комплексов по откорму указывают номер секции откорма.

Приложение

к ветеринарно-санитарным Правилам по организации

Деятельности убойных пунктов средней и малой мощности

(форма № 2 вет-сан уб. п.)

Журнал учета результатов предубойного ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя на убойном пункте

(Четная страница)

С %

Дата поступления животных

Вид животных

Количество голов

Название организации, предъявившей животных, фамилия и адрес владельца животных

Номер и дата официального ветеринарного документа (фамилия ветврача)

Результаты предубойного ветеринарного осмотра

данные клинического осмотра и измерения температуры тела

заключение ветврача - ветсанэксперта

(Нечетная страница)

Результаты Ветеринарно- санитарной экспертизы

Результаты

По результатам ветсанэкспертизы из проинспектированного мяса и других продуктов убоя направлено, кг

Подпись ветврача проводившего предубойный

ветосмотр животного и ветсанэксперти

мяса и других продуктов убоя

название выявленной болезни

количество случаев

бактериологического исследования и трихинеллоскопии

(номер и дата исследования)

на техническую переработку и утилизацию

на обезвреживание (обеззараживание)и промышленную переработку

выпущено без ограничений

Примечание:

Журнал ведут ветеринарные специалисты, осуществляющие ежедневный ветеринарно-санитарный контроль на убойном пункте средней и малой мощности. Учету подлежат все убойные животные, доставленные для убоя на боенское предприятие. На убойных пунктах в журнале учитывают, доставленных для убоя (на пункт) животных, принадлежащий хозяйству, а также другим организациям или владельцам.

В графе 5 указывается принадлежность животных. В графу 6 записывают официальные ветеринарные документы установленной формы, а при убое животных, на убойном пункте или убойной площадке, принадлежащих данному хозяйству, указывают фамилию ветеринарного специалиста (Ф. И.О. ветеринарного врача), разрешившего убой животного или направившего его для экстренного (вынужденного) убоя.

В графе 8 записывают заключение ветврача о возможности или невозможности убоя животных. В графе 9 указывают диагноз болезни, установленный на основании данных ветеринарно - санитарной экспертизы туши и внутренних органов, который влечет браковку туши, ее частей или других продуктов убоя.

к ветеринарно-санитарным Правилам по организации

Деятельности убойных пунктов средней и малой мощности

(форма № 3 вет-сан уб. п.)

Журнал учета трихинеллоскопии на убойном пункте

Регистрационный номер партии или наименование сдатчика животного, кол. гол., поступивших на убой

Дата исследования

Вид животного

Количество исследованных туш

Результаты трихинеллоскопии

Подпись ветеринарного специалиста, проводившего трихинелл оскопию


Приложение

к ветеринарно-санитарным Правилам по организации

Деятельности убойных пунктов средней и малой мощности

(форма вет-сан № 4 уб. п.)

Журнал учета хранения (в холодильной камере)

изолированной продукции

(мясо, другие продукты убоя другая мясная продукция)

(Четная страница)

Дата

Наименование

Владелец

Температур хранения в

Количество

продукции

продукции

камере (Т°С)

мест

кг

(Нечетная страница)

Причина хранения

Заключение

Подпись ветери­нарного врача

Возвращено владельцу

Направлено на

обезвреживание

Направлено на утилизацию или уничтожение

дата

мест

кг

дата

мест

кг

дата

мест

кг

Приложение

к ветеринарно-санитарным Правилам по организации

Деятельности убойных пунктов средней и малой мощности

(форма № 5 вет-сан уб. п.)

Ветеринарно-санитарное заключение №

несоответствия мяса и других продуктов убоя

«___ »___________________ 2________ г.

Выдано______________________ ___ _________________________

(ФИО, адрес владельца мяса и других продуктов убоя)

на ____________________________________________________________________

(наименование мяса и других продуктов убоя

в количестве ___________________________________________

(вес мяса и других продуктов убоя)

произведенную _____________________

(наименование убойного пункта-производителя мяса и других продуктов убоя)

На основании

Ветеринарно – санитарная экспертиза №

является некачественной и опасной для использования, в связи с чем:

пригодна для пищевых целей после дополнительной технологической обработки, непригодна для пищевых целей

(пометить знаком X в соответствующей клетке)

Подпись выдавшего заключение________________________ ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Переработка животных осуществляется на предприятиях, имеющих различия по производительности, конструктивным особенностям, оснащению и механизации. К ним относят мясокомбинаты, мясоперерабатывающие, колбасные и консервные заводы, хладобойни, убойные пункты, оленебойни и птицекомбинаты. Независимо от типа предприятия должны: производить доброкачественные продукты питания и животное сырье, отвечающие государственным стандартам, техническим условиям и требованиям Ветеринарного законодательства; не допускать в процессе производства проникновения в окружающую среду заразного начала, ядовитых веществ и загрязнений; стремиться организовать свое производство по безотходной технологии. Вынужденный убой животных осуществляют на специализированных предприятиях - убойных пунктах. Это предприятия с небольшой производительностью, выполняющие переработку животных, обработку кишечного сырья и шкур. При некоторых создаются колбасные цеха.

Строят убойные пункты по типовым проектам. Убойные пункты хозяйств предназначены для убоя животных на внутрихозяйственные цели и для вынужденного убоя, а потребкооперации - для убоя личного скота населения. Убой однокопытных животных на убойных пунктах не разрешается.

Выбор места для строительства пункта определяет Госветслужба. Он должен соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям.

К предприятиям по переработке животных пре определенные предъявляются ветеринарно-санитарные и технические требования. На ветеринарно-санитарное состояние предприятий по переработке животных существенное влияние оказывает ряд факторов, в частности: выбор места застройки, привязка объектов, водоснабжение и канализация, внутренняя отделка цехов, вентиляция помещений (воздушная среда), их освещение, антикоррозийная устойчивость оборудования, инвентаря и др.

Выбор места, планировка и застройка должны проводиться согласно «Санитарным правилам для предприятий мясной и птицеперерабатывающей промышленности». Выбор территории под строительство промышленного животноводческого хозяйства осуществляется при участии Государственной ветеринарной службы с обязательным учетом ветеринарно-эпизоотической обстановки в данной местности.

Участок застройки должен находиться с наветренной стороны по отношению к сантехустройствам и предприятиям, выделяющим производственные, вредные выбросы и пахучие вещества, и сподветренной стороны - к жилым районам. Уровень стояния грунтовых вод на участке должен быть не менее 1,5 - 2,0 м. Рельеф местности предусматривают неподъездные пути. Территорию озеленяют, асфальтируют и обносят забором высотой 2 метра. При въезде на территорию устанавливают дезбарьеры, а при выезде у границы территории оборудуют место для дезинфекции автотранспорта.

Фундамент служит опорой для несущих конструкций, поэтому он должен быть прочным. Он предохраняет стены от почвенной влаги и промерзания. Возводят его из камня, кирпича и бетона. Глубина залегания фундамента зависит от свойств грунта, но не должна быть менее 50 - 70 см.

Основанием стен служит цоколь. Он защищает стены от атмосферной к почвенной влаги, для чего между ним и основанием стены закладывают слой водоизоляционного материала, наименьшая высота цоколя 20 -30см.

Стены, перегородки убойного пункта делают из водонепроницаемого материала. Пол также должен быть водонепроницаемым, чтобы при мытье его вода не впитывалась, нескользким, ровным, с уклоном поверхности к сточным подам. Полы делают из асфальта, метлахских плиток или кирпича -железняка, уложенного елочкой. Панели облицовывают глазированным кирпичом или керамической плиткой. Высота панелей в производственных помещениях должна быть 1,8 м. Стены должны быть гладкими, а полы с уклоном в 1 - 2 в сторону стоков.

Для окраски стен и потолков применяют алкидные краски, при этом в разных цехах соответствующей цветовой гаммы. Так, для основных производственных цехов рекомендуется светло-зеленый, балки окрашивают в цвет слоновой кости, а оборудование - в желтый. В помещениях с пониженной температурой стены окрашивают в темные тона, а оборудование - в светло-зеленый. Не разрешается применять свинцовые белила, сурик, а также краски с медью, кадмием и сурьмой.

Вода, используемая на убойном пункте должна отвечать санитарным показателям питьевой воды: быть прозрачной, бесцветной, без постороннего запаха и привкусов, количество в ней хлоридов должно быть в пределах 20 -30 мг/л, фтора не более 1,5 мг.

Предприятия по переработке животных обеспечиваются водой из городской водопроводной сети или же из собственных водопроводных сооружений. Если водозаборные скважины располагаются на территории мясокомбината, они должны находиться на расстоянии не ближе 50 м от помещений и сооружений скотобазы.

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Рациональное освещение обеспечивает благоприятные производственные условия и способствует правильному осуществлению требований технологического режима и повышению качества ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов переработки животных. При достаточном освещении повышается работоспособность и производительность труда, легче обнаруживаются те или иные погрешности в технологическом процессе и нарушениях санитарного режима.

Освещение может быть искусственным или естественным. Искусственная освещенность бывает местной, общей и комбинированной. Для искусственного освещения применяют люминесцентные лампы и лампы накаливания. Люминесцентные лампы дают равномерно рассеянный свет, больше приближенный к естественному, они не дают тени, мощность тепловых излучений этих ламп значительно меньше, чем у ламп накаливания. Однако яркость их света меньше, чем у ламп накаливания. При использовании для освещения электроламп необходимо пищевую и техническую продукцию оберегать от попадания осколков стекла. Для этого к лампам приделывают предохранительные устройства - абажуры, чехлы и другие защитные приспособления.