Как правильно отказаться от предложенной взятки. Отказ от взятки и психика. ○ Что считается взяткой, понятие взятки

Р.В. Полтарыгин,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

И.Р. Сахапов,

адъюнкт (КЮИ МВД России)

стимулирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел поощрением за отказ от взятки (опыт мвд по республике татарстан)

В статье рассмотрен положительный опыт МВД по Республике Татарстан по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: Коррупция, органы внутренних дел Российской Федерации, стимулирование антикоррупционного поведения, отказ от взятки.

The article describes the positive experience of the Ministry of the Interior of the Republic of Tatarstan to promote anti-corruption behavior of police officers.

Key words: Corruption, internal affairs agencies of the Russian Federation, the promotion of anticorruption behavior, refusal of a bribe.

Проблема коррупции является одной из центральных и наиболее актуальных в общественной жизни современной России. Не случайно в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (12 декабря 2012 г.) главными проблемами, стоящими перед руководством страны, определены «...низкая эффективность государственной власти и коррупция». Особенно высокую опасность представляет коррупция в правоохранительных ор-

ганах, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с данным негативным явлением на всех уровнях государственного управления.

Несмотря на реализацию руководством МВД России комплекса профилактических мероприятий по укреплению дисциплины, количество преступлений среди личного состава органов внутренних дел остается значительным.

Годы 2011 2012 9 мес. 2013

Кол-во сотрудников ОВД, совершивших преступления коррупционной направленности 782 600 397

Количество сотрудников ОВД, за-держанных за получение взятки 343 225 201

Не случайно на коллегии МВД России, которая проходила в феврале 2013 г., Президент России В.В. Путин отметил, что необходимо искоренить бытовую коррупцию «. и с ней нужно систематически бороться».

В настоящее время в Российской Федерации применяются различные меры по борьбе и предупреждению преступлений среди сотрудников ОВД, в том числе и коррупционных.

1 По данным ГИАЦ МВД России (форма статистической отчетности 1-КОР).

К таковым, несомненно, следует отнести дополнение части 1 статьи 63 «Обстоятельства, отягчающие наказание» Уголовного кодекса Российской Федерации новым пунктом «о», признающим отягчающим обстоятельством «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел».

Распространено мнение, что криминализация деяния удерживает человека от подобного поведения, а применение наказания к тем, кто совершил преступление, предупреждает совершение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. На практике расчет на подобный эффект оправдывается далеко не всегда.

Правовое регулирование осуществляется не только распределением прав и обязанностей, но и нормативным закреплением средств психологического воздействия, склоняющих к желаемому поведению. Наряду с угрозой государственного принуждения роль стимулятора - и притом не в меньшей степени - играет обещание и предоставление определенного рода поощрений.

Основной целью поощрительных мер и, соответственно, норм является стимулирование социальной переориентации лиц, еще не совершивших или уже совершивших преступление.

Дословный перевод термина стимул (от лат. stimulus) - острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола, запряженного в повозку.

В современной науке стимулирование трактуется следующим образом:

Как метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредствованного через его мотивацию;

Побуждение к труду через удовлетворение различных потребностей личности, что выступает в качестве компенсации за трудовое усилие;

Ориентация на получение удовлетворения от трудового процесса и результатов труда в целом;

Побуждение человека к определенному позитивному поведению.

В определении понятия «стимулирование» в качестве исходной дефиниции вы-

ступает «стимул», понимаемый как рычаг внешнего воздействия на человека, ориентирующего его деятельность на достижение целей организации; как побудительная причина, толчок; заинтересованность в чем-нибудь; как внутреннее или внешнее стремление дать стимул к чему-нибудь, заинтересовать чем-нибудь, активизировать деятельность.

В свою очередь в зависимости от содержания стимулы делятся на моральные и ма-териальные.

Стимулирование (как моральное, так и материальное) представляет собой метод опосредованного, через мотивацию, воздействия на поведение человека.

Моральное стимулирование в системе МВДвыражается: в поощрении государственной или ведомственной наградой, занесением в Книгу почета, помещением фотографии на Доску почета, присвоением звания с вручением диплома «Лучший по профессии» и т.д.

Материальное стимулирование предполагает реализацию комплекса различного рода материальных благ, получаемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.

В ходе изучения практики морального и материального стимулирования установлены примеры сочетания одновременного применения таких мер.

Если обратиться к историческому опыту предпринятых попыток государственного стимулирования правопослушного поведения должностных лиц, то ярким примером может послужить указ Петра I от 1713 года, согласно которому лицу, заявившему на коррумпированного чиновника, доставалось все движимое и недвижимое имущество этого должностного лица, а в случае если это сделает достойный гражданин, то ему доставался и чин лица, злоупотребляющего по должности.

В настоящее время актуализируется необходимость разработки программы (мероприятий) по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, в особенно-

сти органов внутренних дел. В связи с этим представляет интерес интервью Статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации С.П. Бу-лавина газете «Комсомольская правда» в котором он озвучил положительный опыт Республики Татарстан в данном направлении: «... в МВД по Республике Татарстан на протяжении десяти лет существует программа поощрений за отказ от взятки. Полицейский, изобличивший взяткодателя, получает премию в размере предложенной ему суммы вознаграждения. Оно выплачивается лишь в том случае, если факт взятки документально подтвержден и по нему возбуждено уголовное дело». Заместитель министра также высказал мнение и о том, что такой подход заслуживает внимания.

Имеющийся личный опыт одного из авторов работы в подразделениях по профилактике коррупционных и иных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует систематизированная информация о количественных характеристиках мероприятий, связанных со стимулированием отказа от взяток на территории Российской Федерации. Однако известны факты поощрения сотрудников ОВД за отказ от взятки в ряде регионов Российской Федерации.

Обобщение практики применения такого вида материального стимулирования показывает, что в органах внутренних дел применяются следующие виды поощрения за отказ сотрудника от предложенной взятки:

1) Разовые акции по премированию отдельных сотрудников ОВД;

2) PR-кампании по выплате денежных премий в рамках определенного подразделения внутренних дел;

3) Сложившаяся практика, в ходе которой применяются меры материального стимулирования на постоянной основе.

В настоящее время существует опыт систематических выплат денежных премий за отказ от взятки в Республике Татарстан. Так, с 2002 года в целях: профилактики коррупционных проявлений в органах МВД по Республике Татарстан; совершенствования

системы морального и материального стимулирования личного состава в МВД по Республике Татарстан - действует установленный порядок выдачи денежного вознаграждения сотрудникам, отказавшимся от получения незаконного денежного вознаграждения при исполнении служебных обязанностей.

Механизм поощрения реализовывался следующим образом: на основании мотивированного ходатайства руководителя органа или подразделения внутренних дел на имя Министра внутренних дел по Республике Татарстан, с приложением копии приговора суда, постановления о возбуждении уголовного дела в отношении взяткодателя, уведомления о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, служебной характеристики и справ-ки-объективки на сотрудника, издавался отдельный приказ о поощрении. Премирование по данным приказам осуществлялось исключительно за счет средств республиканского бюджета (за год сумма выплаты варьировалась от 100 до 550 тысяч рулей).

После 1 января 2012 года, в связи с переходом на федеральное финансирование, такой вид поощрения стал включатся в один из пунктов ежемесячного приказа «О награждении сотрудников МВД по Республике Татарстан» под фабулой: «За добросовестное исполнение служебных обязанностей, проявленную инициативу и профессионализм при раскрытии преступлений коррупционного характера» за счет средств федерального бюджета. При этом механизм реализации поощрения не претерпел изменений.

За период с 2002 года по настоящее время за отказ от предложенной им взятки поощрены 182 сотрудника органов внутренних Республики Татарстан на общую сумму 2 966 520 руб.

По итогам проведенного нами исследования и практики поощрения за отказ от взятки предложено следующее определение понятия «отказ от взятки».

Отказ от взятки - это активная, деятель-ностная форма поведения сотрудника органов внутренних дел, которая выражается в информировании в установленном порядке вышестоящего должностного лица о фак-

те обращения к нему (сотруднику) третьих лиц с целью его склонения к совершению коррупционных преступлений (в форме дачи взятки), и обязательном согласии сотрудника на организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях документирования действий взяткодателя.

Отсутствие утвержденных программ материального стимулирования сотрудников

ОВД, действующих на постоянной основе;

Отсутствие четкой регламентации алгоритма действий сотрудника ОВД по фактам обращения к нему с целью склонения к совершению коррупционных преступлений;

Отсутствие разработанной методики по документированию и фиксации противоправных действий взяткодателя.

Полагаем, что создание механизма по стимулированию антикоррупционного поведения сотрудников ОВД за отказ от взятки станет одной из эффективных мер по предупреждению проявлений коррупции среди личного состава ОВД.

литература

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=138990 (дата обращения: 30.10.2013).

2. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/news/17461 (дата обращения: 30.10.2013).

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 122-ФЗ // Российская газета. 2010. 26 июля.

4. Маляева Е.О., Маляев К.В. К вопросу о поощрительных нормах // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2001. № 2. С.177-180.

5. Мескон М.Х., Альбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. М., 2000. С.365.

6. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М., 1999. С.344.

7. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб./ А.Я. Кибанов и др.; под. ред. А.Я. Кибанова. М., 2011. С.11.

8. Например, в 2011 году за отказ от взятки денежной премией и медалью МВД России «За доблесть в службе» поощрен заместитель начальника полиции по оперативной работе межмуниципального отдела МВД России «Адыгейский» Марат Рамазанович Гиш // Официальный сайт газеты «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2013/01/30/reg-ufo/premia-anons.html (дата обращения: 30.10.2013).

9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 16. Кн.8. С.485-486.

10. Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.ru/ daily/25833/2807605/ (дата обращения: 30.10.2013).

11. Республика Адыгея - официальный сайт газеты «Российская газета». URL: http://www. rg.ru/2013/01/30/reg-ufo/premia-anons.html (дата обращения: 30.10.2013); Республика Марий Эл - официальный сайт информационного агентства «Reg-num». URL: http://www.regnum.ru/ news/1079258.html (дата обращения: 30.10.2013); Республика Татарстан - официальный сайт газеты «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/393700 (дата обращения: 30.10.2013); Республика Хакасия - официальный сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.ru/ daily/24555.4/730806/ (дата обращения: 30.10.2013); Вологодская область - официальный сайт информационно-справочного портала «Pravda.ru». URL: http://www.pravda.ru/society/how/ defendrights/16-05-2012/1115135-vzyatka-0/ (дата обращения: 30.10.2013); Ивановская область - официальный сайт газеты «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2006/08/09/vzjatki.html (дата обращения: 30.10.2013); Калужская область - официальный сайт информационно-спра

вочного портала «Gorod48.ru». URL: http://gorod48.ru/news/9051/ (дата обращения: 30.10.2013); Пензенская область - официальный сайт информационного портала «Newsland». URL:http:// newsland.com/news/detail/id/830305/ (дата обращения: 30.10.2013); Тюменская область - официальный сайт ГИБДД Тюменской области URL: http://gibdd72.ru/index.php?id=264 (дата обращения: 30.10.2013).

12. Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Пензенская область.

13. PR-кампания - мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или социальной задачи, нацеленной на улучшение имиджа (образа, репутации) субъекта связей с общественностью и поддержание гармоничных отношений с общественностью. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз: учебник. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

14. В 2009 году ГИБДД ГУВД по Тюменской области провела акцию «Честь дороже взятки». Сотрудники ГИБДД, которые зафиксировали факт дачи им взятки и процессуально верно его оформили, получили премию, в 10 раз превышающую предлагавшуюся сумму. Официальный сайт ГИБДД Тюменской области URL: http://gibdd72.ru/index.php?id=264 (дата обращения: 30.10.2013).

15. Республика Татарстан, Республика Хакасия.

16. По проведённому автором личному исследованию фактов премирования сотрудников ОВД Республики Татарстан за отказ от взятки (исследованию было подвергнуто абсолютное число всей совокупности приказов о поощрении личного состава МВД по Республике Татарстан за период 2002-2013 гг.).

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Сумма взятки

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.

Значительный, крупный и особо крупный размер взятки

В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки - по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Иные материальные блага и ценности. Отличие от взятки

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

Дача взятки

Понятие

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки - это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность и наказание за дачу взятки. Судебная практика

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ - то есть «простая» взятка.

Пример. З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

Как избежать ответственности за дачу взятки

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

  • - Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.
  • - Оказано активное содействие в раскрытии преступления.
  • - Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

Получение взятки

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки - это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Пособничество в получении и даче взятки

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 - чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

Провокация взятки

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку - то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству - добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

Вымогательство взятки

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

Действия при вымогательстве

  1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы - важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!
  2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:
  • - В отношении сотрудников полиции - в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.
  • - В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) - в полицию или прокуратуру.
  • - В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов - в следственный комитет или ФСБ.
  1. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой - ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

Действия при обвинении в даче взятки

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката - с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой - свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

Действия при обвинении в получении (вымогательстве) взятки

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон - в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например - подбросив деньги в документы или кабинет?

  1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.
  2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.
  3. Используйте все возможные способы защиты:
  • - Записи с камер наблюдения по месту работы.
  • - Показания коллег, которые слышали ваш разговор.
  • - Показания знакомых взяткодателя - говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.
  • - Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя - решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.
  1. Если прямых доказательств - аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде - сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение; тяжелая жизненная ситуация и т.д.

Если официальному лицу предлагают взятку, а он от неё отказывается, то это наносит гораздо больший вред его психике, чем согласие взять незаконные материальные средства. А объясняется это тем, что человек болезненно переносит тот экономический ущерб, который сам себе и наносит. Так по-крайней мере заявляют испанские специалисты, которые провели ряд исследований по этому щепетильному вопросу.

К отказу от взятки людей побуждает страх перед наказанием и стремление к той модели поведения, которая одобряется обществом. Человек, скрепя зубами, мужественно отодвигает от себя пухлую пачку купюр, но при этом испытывает сильный эмоциональный стресс, базирующийся на элементарной жадности и желании "срубить" большие деньги по-лёгкому.

Специалисты-психологи организовали эксперименты, в каждом из которых приняли участие 3 игрока: 2 фирмы, участвующие в тендере, и официальное лицо, от которого зависело принятие решения. При этом сотрудники одной фирмы знали, что принимают участие в эксперименте, а сотрудники другой фирмы и чиновник об этом даже не догадывались.

Фирмы демонстрировали свои товары и услуги, чтобы выиграть государственный тендер. Чиновник принимал решение в пользу одной из фирм, а перед другой вставал вопрос: давать должностному лицу взятку, чтобы он изменил решение, или нет. Соответственно, у государственного мужа возникали сомнения: брать взятку или отказаться от ней.

В то же врем та фирма, которой официально объявляли, что она проиграла тендер, имела право инициировать проверку в отношении других участников эксперимента. Если бы факты коррупции были выявлены, то это привело бы к расторжению договора и лишению прибыли.

По словам исследователей, в большинстве случаев испытуемые выбирали социально одобряемую модель поведения и пренебрегали личной экономической выгодой от взятки. Всего же в экспериментах приняли участие 89 человек. Все они были проверены на физиологические реакции с помощью полиграфа.

В результате этого выяснилось, что 82% чиновников, размышляя о взятке, думали о личной выгоде, а 18,5% во главу угла ставили этику и мораль. Наиболее сильное эмоциональное потрясение вызывал вопрос об упущенных материальных благах. Человек глубоко переживал потерю, нанося тем самым вред своей психике. Однако его пугало наказание. Именно оно и подталкивало чиновника к правильному социальному поведению.

В целом исследователи отметили, что отказ от взятки провоцировал бурную физиологическую и эмоциональную реакцию и у тех, кто предлагал взятку, и у тех, кто не решался её взять. Таким образом, видно, что незаконные действия всегда негативно воздействуют на психику.

Следует напомнить, что в последние годы Испания сталкивается с серьёзными экономическими проблемами. Согласно опросу общественного мнения 82,1% испанцев считают, что никого улучшения экономики не происходит. Однако 76,3% винят в этом общую тяжёлую экономическую ситуацию в Европе и лишь 39,5% видят причину трудностей в коррупции.

Нам же следует понимать, что отказ от взятки и психика имеют самую прямую связь. При этом человек испытывает мощнейший стресс, негативно влияющий на него. Поэтому лишь суровое наказание может заставить чиновника категорически сказать "нет" взяткодателю. А вот моралью и этикой люди руководствуются в гораздо меньшей степени.

Прекращение физическим или юридическим лицом преступных намерений не считается законодательством преступлением. Если намерение не осуществлено, то речь идет о добровольном отказе от преступления.

Существуют объективные предпосылки к подобной квалификации, которые должны присутствовать при расследовании вопроса. Совокупность признаков и условий добровольного и самостоятельного прекращения противоправных намерений позволяет снять с лица уголовное преследование.

Гражданин отказывается от намерений, не доводит замысел до фактического выполнения самостоятельно, без влияния правоохранительных органов. Согласно ст.31 УК РФ, лицо должно осознавать возможность преступления, но лично прекратить действия или бездействия, приводящие к его совершению. Преследование возможно, если на этапе подготовки к рассматриваемому преступлению, лицо совершило иные, сопутствующие нарушения, рассматриваемые другими статьями УК РФ.

Уголовное право позволяет провести квалификацию по ст.31 при наличии и исполнении следующих условий:

  • преступные намерения не осуществлены до конца;
  • подозреваемый осознавал возможность совершения преступления, но отказался от намерений;
  • добровольность и осознанность отмены преступных намерений;
  • гражданин окончательно отказывается от намерений совершить данное преступление.

Отказаться от намерений возможно до определенного момента, после прохождения некоторых начальных этапов сделать такой шаг невозможно.

Например, лицо готовило преступление, но по независящим от него обстоятельствам событие не произошло. Такая ситуация не позволяет рассмотреть проступок и приготовление к нему как добровольный отказ.

Следуя судебной практике, если произведен выстрел на поражение, но произошел промах, пострадавший остался жив, а преступник не стал повторять попытки, то это не повод для признания добровольного отказа. Налицо преступный замысел, не доведенный до конца по сопутствующим обстоятельствам (промах). Момент, после которого преступник перестает контролировать ситуацию, является точкой не возврата. После определенных действий, независимо от желания лица прекратить преступные намерения, совершенные поступки будут определены как преступные.

Если лицо осознает, что препятствий к совершению преступления нет, но при этом отказывается от намерений, позволяет снять с него обвинения. Примером может служить отказ от получения взятки, зафиксировать и предотвратить дачу которой невозможно. Добровольный отказ от преступного сговора позволяет применить уголовное наказание исключительно к взяткодателю, освободив от преследования лицо, не совершившее получение взятки.

Добровольное прекращение является обязательным при квалификации по ст.31. Если отказаться от намерений пришлось под давлением, угрозой или иными действиями третьих лиц, то содеянное определяется законом как покушение на преступление. Последним признаком является окончательный отказ от намерений. Если преступление продолжено во времени, имеет несколько эпизодов, не приведших к окончательному совершению, то это не дает возможности определить добровольный отказ.

Например, взломщик не смог открыть сейф, вернулся через определенный промежуток времени с новым инструментом для взлома. В первом эпизоде он не отказался от своих намерений, ему помешали обстоятельства. Имеет место приостановление и продление преступных планов, но не добровольный отказ. При рассмотрении и ведении судебного разбирательства не принимается в расчет мотив, по которому подозреваемый отказался от совершения противоправного поступка.

Различие между добровольным отказом и деятельным раскаянием

В первом случае законом рассматриваются события, когда преступление задумано, но не совершено по причине самостоятельного отказа от исполнения. Второе юридическое понятие основано на уже совершенном проступке, но при наступлении раскаяния до открытия преследования со стороны государственных структур. Другими словами, человек совершил проступок и пришел с повинной, когда о событии ничего не известно правоохранительным органам.


Примером деятельного раскаяния может служить явка с повинной одного из участников преступной группы и передача имеющихся сведений о совершенном преступлении. Значимое различие состоит в том, что добровольный отказ не предусматривает уголовного наказания. Если же проступок совершен, то при наличии деятельного раскаяния возможно смягчение, но не отказ от наказания.

Оба понятия играют важную роль при вынесении судебного постановления или рассмотрения в надзорных органах и стимулируют профилактику предотвращения уголовных преступлений.