Как правильно расходовать бюджетные средства. Обжалование выводов контролирующих служб. Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.


Структура бюджетной системы

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть пока не будет определено новое назначение для них.


ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности. Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется. К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.


Определение состава преступления

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это , которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.


Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда - преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей). Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы. Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Наказание за нецелевое использование

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

наложение административного штрафа на в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность в России

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Комментарий! На момент июня 2018 года крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.


Наказание за нецелевое использование бюджетных средств наступает согласно санкциям статьи:

  1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в крупном размере:
  • штраф (100 – 300 тыс. руб.);
  • – срок до 2-х лет;
  • арест – длительность до полугода;
  • лишение свободы – до 2 лет.

Дополнительной санкцией по данному преступлению является:

лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трех лет.

Применение дополнительного наказания происходит по усмотрению суда независимо от основного.

Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определённой деятельности длительностью до трёх лет.

Помимо непосредственного наказания по ст. 285.1 УК РФ, могут инкриминироваться и другие деяния виновного лица. Уголовный Кодекс допускает объединение преступлений. Нецелевое использование бюджетных средств может сопрягаться:

Освобождение от ответственности

Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

Для примера используем ситуацию из судебной практики, когда руководителем района были получены средства для реконструкции футбольного стадиона. Часть денег была расходована в соответствии с планом, а часть осталась на счете учреждения по причине наступления холодов. Из-за резкого ухудшения погоды потребовалось срочно провести ремонтные работы и восстановить водоснабжение в части города. Для оплаты работ были использованы средства, предусмотренные для ремонта стадиона. В результате расследования действия руководителя были признаны обоснованными, санкции не применялись.


Судебная практика

Анализировать судебную практику в делах о расходовании ассигнований из бюджета непросто. Статистика судебных дел демонстрирует, что побеждает обвинение, если дело попадает в суд. В результате работы защиты можно достигнуть назначения более мягкого наказания из представленных в УК РФ. Примеров победы обвиняемых, исключая случаи фактических процессуальных ошибок в ведении следствия и оформления документов, выявлено не было.

Судебные решения по ст. 285.1 УК РФ могут оспариваться наравне с другими приговорами. Примером успешного оспаривания в рамках кассации можно назвать Дело № 30-О07-15, рассмотренное в ВС РФ 25.09.2007 г. Примером обращения в Конституционный Суд РФ можно назвать Жалобу гражданина РФ А.А. Сучкова. Своим решением от 20.12.2016 г. КС РФ отказал в рассмотрении обращения, дав комментарий, что жалоба А.А. Сучкова не соответствует требованиями, применимым к жалобам, принимаемым к рассмотрению КС РФ.

Несмотря на открытость и прозрачность распределения бюджетных средств в России, проблема нецелевого использования денег из бюджета стоит остро. Строгость санкций, по мнению общественности, недостаточна для препятствования развития коррупции и личного обогащения ответственных лиц. Общественные взгляды, возможно, найдут отзыв среди депутатов.


Своё мнение, относительно тяжести наказания за нецелевое расходование бюджетных денег, вы можете выразить в комментариях к статье.

Прошло уже больше двух лет с тех пор, как вступила в силу новая редакция ст. 15.14 КоАП РФ " " (). С 4 августа 2013 года к субъектам правонарушения, предусмотренного данной статьей, относятся не только получатели бюджетных средств, но и бюджетные и автономные учреждения, которые таковыми не являются, а также их должностные лица.

Как органы государственного и муниципального финансового контроля трактуют положения ? Всегда ли с ними соглашаются суды? Каким образом учреждения могут минимизировать риски и отстоять свои права? Сейчас, по прошествии двух лет с момента внесения поправок, пришло время подвести первые итоги и обобщить практику наложения ответственности за этот проступок.

Общие положения

Первый вопрос, который сразу же возник у многих специалистов бюджетных и автономных учреждений при прочтении новой редакции , – "При расходовании каких средств может быть применена административная ответственность?"

Теперь, анализируя практику, можно четко сформулировать ответ на него: к таким средствам относятся любые средства, получаемые непосредственно из бюджета:

  • субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий ();
  • субсидии на иные цели ();
  • гранты в форме субсидий ();
  • субсидии на осуществление капитальных вложений ().

А что же со средствами обязательного медицинского страхования (ОМС)? Контролирующие органы и суды полагают возможным применение положений и в отношении таких средств ( , решение Палехского районного суда Ивановской области от 28 октября 2014 г. по делу № 12-22/2014, решение Ивановского районного суда Ивановской области от 19 февраля 2015 г. № 12-201/2014).

Добавим, что понятие "нецелевое использование" бюджетных средств не должно применяться к средствам бюджетных и автономных учреждений, поступающим в связи с осуществлением ими приносящей доход деятельности. Даже если нарушены условия целевого использования гранта из внебюджетных источников или пожертвования, к организации могут применяться только те санкции, которые предусмотрены двусторонними соглашениями о предоставлении этих средств.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со применяется только в том случае, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. УК РФ предусматривает два состава преступлений в области расходования бюджетных средств, причем эти составы различаются по субъектам.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ " ", являются только должностные лица получателей бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения, напомним, к получателям бюджетных средств не относятся ().

Субсидии из бюджета предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на основании соглашений ( , ). Эти соглашения – двусторонний документ, подписываемый уполномоченными должностными лицами учреждения и органа, осуществляющего в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя.

В соглашения могут быть включены любые дополнительные условия по целевому расходованию средств субсидий, которые обязательно должны учитываться при квалификации действий учреждения или его должностного лица по . Конечно, эти дополнительные условия не могут противоречить нормам действующего законодательства. Например, в качестве условия о целевом использовании средств бюджетной субсидии нельзя установить требование о приобретении за счет средств этой субсидии товаров у конкретного поставщика, если закупка должна осуществляться путем проведения конкурентных процедур согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " ".

Важно знать, что не всякие условия предоставления бюджетной субсидии определяют требования по целевому характеру расходования денежных средств. За нарушение получателем субсидии иных условий ее предоставления применяется ответственность, предусмотренная ("Нарушение условий предоставления субсидий"): штраф на граждан и должностных лиц в размере 10-30 тыс. руб., а на юридических лиц – от 2% до 12% суммы полученной субсидии.

Например, порядком предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, установленным уполномоченным органом в соответствии с , в качестве условия предоставления субсидии может быть определено выполнение задания. По мнению специалистов Минфина России, в этом случае при невыполнении задания к бюджетным и автономным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания ( , ). Однако факт невыполнения задания в полном объеме по отдельным видам услуг не может служить основанием для применения ().

Средства также могут быть израсходованы с нарушением требований действующих нормативных правовых актов (локальных актов учреждения), однако оснований для квалификации расходов в качестве нецелевых и в этом случае не возникнет. Например, переплата заработной платы (выплата окладов, надбавок сверх установленных норм) за счет субсидии на выполнение задания работникам, занятым оказанием услуг в рамках задания, является финансовым нарушением. Однако рассматривать это нарушение в качестве нецелевого использования бюджетных средств не совсем корректно – в данном случае средства были направлены строго на выполнение задания.

ВНИМАНИЕ!

Согласно положениям бюджетного законодательства после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета ( , ). Соответственно, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения , о применении бюджетных мер принуждения ().

Даже при установлении факта нецелевого использования бюджетных средств необходимость привлечения должностных лиц и организаций к ответственности будет увязываться судами с обстоятельствами конкретного дела. Так, например, согласно при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. ВАС РФ в свое время разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям ().

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных , составляют уполномоченные должностные лица:

  • органов внешнего государственного финансового контроля – Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ ();
  • органов внутреннего государственного финансового контроля в пределах бюджетных полномочий этих органов – Росфиннадзора и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере ( , );
  • полиции ().

При осуществлении муниципального финансового контроля протоколы об административном правонарушении, предусмотренном , вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления в соответствии с установленным законом субъекта РФ перечнем ().

Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов

Для определения целевого характера расходов средств этой субсидии, как правило, применяются два основных критерия:

1

Направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 мая 2015 г. № 12-562/2015).

2

Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии, установленном в публично-правовом образовании в соответствии с , а также соглашением о предоставлении субсидии (решение Волгоградского областного суда № 07-450/2015 от 17 апреля 2015 г.).

Нецелевым использованием средств субсидии может быть признано расходование средств на выплату заработной платы работникам, трудовая функция которых не связана с выполнением государственного (муниципального) задания, а также на иные цели, не связанные с выполнением задания (решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2015 г. по делу № 12-34/2015, решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. по делу № 12-1140/2015, решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 8 октября 2015 г. по делу № 12-229/2015, решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 8 октября 2015 г. по делу № 12-230/2015).

Обычно не возникает проблем с подтверждением направленности на выполнение задания тех расходов, которые осуществляются за счет субсидии на выполнение задания и в явном виде учитывались при определении размера этой субсидии. Данное правило относится и к расходам на содержание имущества.

ПРИМЕР

С 2016 года нормативные затраты на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества на федеральном уровне применяются при расчете объема финобеспечения на 2016, 2017 и 2018 годы (). Речь идет о недвижимом и особо ценном движимом имуществе, закрепленном за учреждением или приобретенном за счет предоставленных учредителем средств. Соответственно, при направлении учреждением средств субсидии на выполнение задания на содержание такого имущества в ближайшие годы у контролирующих органов претензий не будет.

С другой стороны, для подтверждения факта целевого использования субсидии достаточно представить документы, согласно которым планировалось провести ремонт (реконструкцию, перепланировку) для приведения имущества в состояние, пригодное для выполнения задания (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 г. № 13АП-25263/13). При этом судьи указывают: отсутствие в помещении персонала само по себе себе не означает, что такое помещение не используется учреждением в деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг.

Если же при определении размера субсидии какие-то расходы в явном виде не учитывались, дело обстоит сложнее. А такие расходы время от времени возникают в каждом учреждении. И это может быть что угодно: от затрат на проведение внепланового выездного мероприятия до дистанционного зондирования земельного участка, не закрепленного за учреждением.

В подобных ситуациях желательно располагать документами, подтверждающими направленность расходов на выполнение задания и наличие текущей экономии средств субсидии. Подобная рекомендация обусловлена следующими обстоятельствами.

Средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (). Специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) ( , ). Осуществление таких расходов само по себе не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств ( , решение Первомайского районного суда г. Омска от 1 июня 2015 г. по делу № 12-126/2015, решение Первомайского районного суда г. Омска от 5 марта 2015 г. по делу № 12-436/2014).

Отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение задания на момент осуществления расходов может стать одним из аргументов проверяющих при квалификации расходов учреждения в качестве нецелевого использования бюджетных средств (решение Арбитражного суда Ивановской области от 28 августа 2015 г. по делу № А17-2519/2015). Не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств недовыполнение задания по одним видам услуг и перевыполнение по другим с одновременным перераспределением экономии средств выделенной субсидии между услугами ().

Вопрос о том, каким образом может быть "зафиксирована" экономия, запланированная и достигнутая учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым – проблема должна быть урегулирована на уровне локальных актов организации.

Направленность расходов на выполнение задания обычно определяется на момент их осуществления. Так, например, имущество может быть приобретено за счет субсидии, но по объективным причинам уже после приобретения отпадет необходимость в его использовании для выполнения задания и имущество начнет использоваться для оказания платных услуг. В этом случае с высокой долей вероятности учреждение сможет обосновать правомерность расходов.

ВНИМАНИЕ!

По завершении финансового года для обоснования целевого характера расходов, не учитываемых в явном виде при определении размера субсидии на выполнение задания, появляется дополнительный аргумент. Подтверждением соблюдения учреждением целей предоставления этой субсидии является достижение установленных заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы) (). Осуществляется такое подтверждение на основании отчета о выполнении задания, предоставляемого органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.

Можно уверенно констатировать: даже временное отвлечение средств субсидии на осуществление расходов, связанных с приносящей доход деятельностью, контролирующие органы будут пытаться квалифицировать в качестве нецелевых расходов. Не факт, что учреждению поможет даже ссылка на письмо, в котором специалисты финансового ведомства допускают возможность такого отвлечения с последующим восстановлением расходов за счет средств от приносящей доход деятельности ().

А вот если речь идет о расходах прошлых лет, возможны такие аргументы:

  • на момент проверки или рассмотрения дела в суде установлено, что задание выполнено в полном объеме и с должным качеством;
  • законодательство позволяет учреждению расходовать остатки субсидии, в том числе и в рамках приносящей доход деятельности (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ " ", ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ " "; далее – закон об автономных учреждениях).

Есть даже пример решения, в котором эти аргументы были приняты во внимание судьями ().

На практике возможна такая ситуация. Заданием оказание определенной услуги или выполнение определенной работы прямо не предусмотрено (возможно, по "недосмотру" отдельных должностных лиц). Учреждение оказывает (выполняет) ее безвозмездно. В таких случаях следует помнить, что речь все равно идет о приносящей доход деятельности и, следовательно, все связанные с этой услугой (работой) расходы не могут быть произведены за счет субсидии на выполнение задания (п. 4 Раздела "Результаты контрольного мероприятия" Отчета о результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года (совместно с ФСБ России)" (контрольное мероприятие проведено согласно п. 2.8.11.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год).

Важное значение имеет организация раздельного учета кассовых и фактических расходов по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы). В некоторых ситуациях при отсутствии раздельного учета контролирующие органы могут попытаться квалифицировать в качестве нецелевых расходов всю сумму расходов даже в том случае, когда часть из них относится к деятельности по выполнению задания.

Объекты имущества могут частично использоваться в приносящей доход деятельности. Расходы по их содержанию целесообразно распределять между субсидией на выполнение задания и приносящей доход деятельностью на основании экономически обоснованных показателей. Если данный вопрос не урегулирован учредителем, рекомендуем решить его в локальном правовом акте учреждения. Тем самым будет выполнено основное целевое предназначение средств субсидии – финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период. На сегодняшний день можно констатировать: данной проблеме органы государственного (муниципального) контроля пока не уделяют должного внимания. Однако не факт, что и в дальнейшем сохранится подобное положение дел.

Субсидия, предоставляемая учреждениям согласно положениям , имеет строгое целевое назначение – она предназначена для финансового обеспечения выполнения задания. А если толковать буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года.

Таким образом, оплата за счет субсидии текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, пусть и образовавшейся в рамках деятельности по выполнению задания, отдельными контрольными органами и судами трактуется как нецелевой расход (решение Волгоградского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу №07-333/2015, решение Кировского районного суда г. Волгограда от 13 апреля 2015 г. по делу № 12-82/2015). Поэтому погашать такую задолженность лучше за счет остатков субсидий прошлых лет или за счет средств от приносящей доход деятельности. Наконец, учредитель может предоставить для этого целевую субсидию.

Учитывая изложенное, желательно без крайней необходимости не перечислять за счет субсидии текущего года аванс контрагентам за услуги (товары, работы), необходимые для выполнения задания следующего года.

С 4 ноября прошлого года федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами может быть предусмотрен возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. При этом бюджетными и автономными учреждениями должен быть возвращен не весь остаток средств, а только сумма, соответствующая не достигнутым показателям задания (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 301-ФЗ " ", ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ " ", ).

ВНИМАНИЕ!

Согласно положениям бюджетного законодательства после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета ( , ). Соответственно, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения , ().

Возможна иная ситуация: задание учреждением не выполнено, но требование о возврате в бюджет остатка субсидии в публично-правовом образовании не предусмотрено. Раньше и в такой ситуации остаток субсидии на выполнение задания можно было потратить на любые цели, ради которых создано учреждение, в том числе в рамках приносящей доход деятельности. Теперь же при расходовании этого остатка придется строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.

У некоторых бухгалтеров возникает вопрос: может ли рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств превышение расходов по отдельным направлениям над соответствующими показателями Плана ФХД?

Учитывая последние разъяснения специалистов финансового ведомства, с большой долей уверенности можно дать отрицательный ответ на этот вопрос. Такой вывод следует, например, из содержания . Добавим, что указание на возможность квалификации в подобных ситуациях нецелевого использования бюджетных средств встречается крайне редко. Например, в достаточно давнем .

В то же время нет сомнений в том, что несоответствие кассовых операций показателям утвержденного Плана ФХД является финансовым нарушением. В связи с этим в Минфине России обсуждается возможность включения в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей административный штраф за подобные нарушения.

Порядок применения кодов КОСГУ и иных кодов бюджетной классификации не используется для определения целевого характера расходования средств субсидии на выполнение (государственного) муниципального задания. Конечно, если иное не было оговорено сторонами при подписании соглашения о предоставлении этой субсидии.

В отдельных случаях контролирующие органы все-таки пытаются использовать КБК для квалификации расходов за счет субсидии на выполнение задания в качестве нецелевых, однако суды их, как правило, не поддерживают (решение Магаданского областного суда от 23 октября 2015 г. по делу № 12-337/2015).

Целевые субсидии. Критерии оценки целевого характера расходов

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:

1

Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:

  • порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с ;
  • соглашением о предоставлении субсидии.

2

Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.

Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом ( ; ; , утвержденный ). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.

Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.

ВНИМАНИЕ!

Если целевая субсидия предоставляется бюджетному или автономному учреждению в рамках реализации целевой программы, то при определении целевого характера расходов необходимо руководствоваться не только содержанием соглашения о предоставлении субсидии, но и положениями этой программы (решение Арбитражного суда Курской области от 10 февраля 2015 г. по делу № А35-8409/2014).

Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств ( , ). Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте и такая операция квалифицирована быть не может.

Средства ОМС. Критерии оценки целевого характера расходов

Как правило, в качестве нецелевого использования средств ОМС квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:

ВНИМАНИЕ!

При наличии в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы других направлений расходования средств проверка использования средств ОМС на указанные цели осуществляется с учетом соответствующих документов, регламентирующих порядок проведения таких расходов, объема средств, предусмотренных на данные расходы в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи и утвержденной сметой расходов, а также условий заключенных договоров (

По ст. 38 БК целевое назначение означает, что соответствующие ассигнования и лимиты обязательств доводятся до конкретных субъектов. При этом указываются направления, в которых они будут потрачены. В качестве субъектов выступают главные получатели бюджетных средств. Рассмотрим далее особенности распределения лимитов обязательств и ассигнований, а также за нарушение действующего финансового законодательства.

Нормативная база

Решением/законом о бюджете определяется распределение ассигнований по каждому основному распорядителю. Это осуществляется в разрезе кодов подразделов, статей, разделов, классификаций затрат, отражающих направления финансирования. Нецелевое расходование бюджетных средств определяется в ст. 306.4 БК. В ч. 1 указано, что под ним следует понимать направление ассигнований и оплату обязательств, не предусмотренных в решении/законе, сметой, договором или другим документом, выступающим в качестве юридического основания для их предоставления.

Получатель бюджетных средств

Это уполномоченный орган, наделенный рядом специальных полномочий. В частности он вправе принимать/исполнять обязательства от лица публично-правового образования за счет ассигнований. Контроль над ним устанавливает распорядитель бюджетных средств. Структурой, принимающей/исполняющей обязательства, может выступать орган гос. власти, управления гос. фондом, местного самоуправления или территориальной администрации, казенное учреждение. Получатель бюджетных средств - это также казначейство. Оно находится на самом высоком уровне в иерархии При этом казначейство выступает и как основной распорядитель бюджетных средств.

Государственный сектор

Он выступает как первостепенный получатель бюджетных средств. Это означает, что структуры, входящие в его состав, несут ответственность за правильное распределение принятых ассигнований. В государственном секторе работают предприятия непроизводственных, народнохозяйственных производственных отраслей, а также предоставляющие общеобязательные услуги. Первые специализируются на удовлетворении ключевых потребностей населения. В частности такими предприятиями являются учреждения здравоохранения, образования, культуры и проч. Их финансирование осуществляется по сметам. В таких организациях непосредственный получатель бюджетных средств - это руководитель либо гл. бухгалтер. Аналогичные лица являются ответственными за принятие финансирования и на производственных предприятиях. Для руководителя и главного бухгалтера ключевой обязанностью в финансовой сфере является целевое использование бюджетных средств.

Важный момент

Следует учесть, что в соответствии со второй частью ст. 306.1, действие/бездействие, которое нарушает БК и прочие правовые акты, регламентирующие финансовые отношения, совершенные субъектом, который не является участником бюджетного процесса, предполагает ответственность. Соответствующие меры устанавливаются законодательством. Применение конкретного наказания осуществляется в зависимости от серьезности допущенного нарушения.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Возможные нарушения БК могут состоять в:

  1. Направлении поступлений на оплату затрат, не предусмотренных в плане финансово-хозяйственных операций на соответствующий год.
  2. Несанкционированном перемещении средств по статьям. В частности имеются в виду случаи, когда руководство организации решает выделить бюджетные средства, поступившие для финансирования одних нужд, на другие потребности.
  3. Направлении финансирования на покрытие затрат, которые должны производиться за счет поступлений из фондов другого уровня.
  4. Использовании средств на оплату расходов, возмещаемых деньгами внебюджетных фондов.
  5. Оплате услуг и работ, не относящихся к деятельности учреждения, оказании помощи коммерческим предприятиям, в том числе для их создания или покрытия их затрат.
  6. Финансировании объектов и строительства, не включенных в план, расходов, не предусмотренных в сметной документации.

В практике надзорных органов выявляются и иные серьезные нарушения.

Административная ответственность

Бюджетный кодекс устанавливает, что к нарушителям действующего в сфере финансов законодательства могут применяться меры, предусмотренные в нормах. В зависимости от последствий, ответственность может быть административной или уголовной. В первом случае, если ответственный субъект нарушил Бюджетный кодекс, к нему применяется ст. 15.14 КоАП. В норме устанавливается ответственность за направление ассигнований на покрытие затрат, не предусмотренных в законе/решении, сводной росписи, смете, соглашении/договоре или ином документе, выступающем в качестве основания для предоставления соответствующих сумм. При этом для применения административного наказания в составе деяния должны отсутствовать признаки преступления. Нарушителям в соответствии со ст. 15.14 КоАП грозит штраф в сумме:

  • 20-50 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • 5-20% от размера средств, которые были получены из бюджета и использованы не по целевому назначению.

Должностным лицам денежное взыскание может быть заменено на дисквалификацию на 1-3 г.

Нюанс

В соответствии со ст. 78.1 БК (ч. 1), для предусмотрены субсидии на финансирование выполнения ими Они рассчитываются исходя из нормативных затрат на предоставление услуг организациям и гражданам, а также на содержание имущества. Субсидии могут предоставляться и на иные цели. Правила отчисления устанавливаются Правительством, исполнительной структурой региональной власти либо местного самоуправления. К примеру, субсидии на прочие цели предоставляются учреждениям по правилам, определенным по согласованию с Минфином структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Данный порядок должен предусматривать положения об условиях, сроках, размере, направлениях распределения сумм. Из этого следует, что соглашение, которое учреждение заключает с учредителем, выступает в качестве правового основания для выделения бюджетных средств.

Уголовное наказание

Кроме административной предусматриваются и по УК. Соответствующие меры фиксируются в ст. 285.1. В части первой наказание назначается за расходование средств должностными лицами на цели, которые не соответствуют условиям их принятия, утвержденным законом/решением, сметой, и совершенное в крупном размере. За такое деяние установлены наказания в виде:

  1. Штрафа в сумме 100-300 тыс. руб. или равного доходу за 1-2 года.
  2. Принудительных работ не более 2 лет или тюремного заключения на такой же срок. Дополнительно может устанавливаться запрет на замещение ряда постов или ведения отдельных видов деятельности в течение 3 лет
  3. Ареста до полугода.

Крупным размером считается сумма более 1,5 млн руб. В части второй нормы предусматривается ответственность за указанные деяния, совершенные с отягчающими обстоятельствами.

Оспаривание результатов проверки

Стоит сказать, что случаи, когда организация не согласна с выводами инспекции, не являются редкостью. В соответствии с общими правилами, оспаривать результаты о нецелевом расходовании ассигнований можно в судебном и претензионном порядке. В первом случае организации следует воспользоваться положениями 198 статьи АПК (ч. 1). Для обжалования решения проверяющих необходимо направить иск с требованием признать документ недействительным. Досудебный порядок регламентируется, как правило, нормативными актами, устанавливающими правила осуществления контрольными органами их деятельности. К примеру, по положениям Административного регламента Росфиннадзора, проверяемая организация может направить письменное возражение на акт в пятидневный срок с даты его получения. В сообщении следует указать, с какими именно выводами не согласно учреждение. Возражение должно быть мотивированным. Для обоснования своей позиции следует ссылаться на нормы законодательства.

Заключение

По ст. 18 БК для формирования и исполнения бюджетов используется специальная классификация. Она представлена в виде группировки доходов, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее состав, в числе прочего, входит КОСГУ - комплекс операций, выполняемых в секторе гос. управления. Для эффективного планирования и распределения поступлений вопросы, касающиеся отражения затрат по статьям, могут регламентироваться сметой, гос. заданием, методическими рекомендациями распорядителя средств. Как указывает Минфин в письме № 02‑07‑10/534 от 27 февраля 2012 г., рассматривая нарушения, которые выявляют контрольные органы, следует объективно, всесторонне и полно установить все обстоятельства в комплексе. Кроме этого, нужно определить условия и причины нецелевого расходования в каждом отдельном случае.

  1. Понятие нецелевого использования средства
  2. Кто нарушитель?
  3. Форма ответственности

Расходы могут быть социальными, военными, экономическими, внешнеэкономическими или направленными на содержание судебной или законодательной системы. Направленные на выплату социальных пособий, содержание армии, или инвестирование передовых программ, они должны быть потрачены в полном объеме на установленные задачи. Расходование денежных средств на другие цели является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена и уголовная ответственность.
Понятие нецелевого использования средств
Распределение государственного бюджета осуществляется исходя из положений, принятых в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Именно он говорит о том, что все средства, выделяемые из казны, обязательно имеют строгие указания относительно использования (ст.38 БК РФ).
В этом кодексе есть и определение нецелевого задействования бюджетных денег. Под ним понимается оплата услуг или товаров, не предусмотренных в документе, определяющем ассигнование. Таким документом является бюджетная смета, свободная бюджетная роспись, закон о бюджете, контракт на предоставление субсидии или другой правомочный документ.
Виды нецелевого использования средств

Нецелевые расходы, допущенные главным распорядителем, управляющей компаний или получателем бюджетных средств, имеет свои последствия, кроме правовых бывают и фактические. Они напрямую определяются уровнем и формой совершенного правонарушения. Допустить его могут как участники бюджетного процесса, так и непосредственно сами автономные организации. Разновидности нецелевого использования формируются исходя из практики. Самыми распространенными нарушениями являются:

  • растраты на ведение хозяйственной деятельности в течение финансового года, если бюджетом они не предусматривались;
  • полученная прибыль была потрачена на другие цели, нежели были предусмотрены финансовым планом;
  • некорректное движение средств по статьям бюджетной квалификации, распределяющей все операции по секторам гос. управления;
  • произошло смешение разделов бюджета: на нужды одних были задействованы средства других;
  • объекты были профинансированы до того, как принята проектная смета;
  • деньги, выделенные из казны, потратили арендаторы, и впоследствии, расходы не были возмещены;
  • средства были использованы для оплаты услуг сторонней организации, вне деятельности учреждения, которое было профинансировано;
  • деньгами оплатили цели, которые планировались финансироваться на источники вне бюджета;
  • погашение расходов из федерального бюджета, в то время как они были предусмотрены на муниципальном уровне.

Требования в части нарушений расходования бюджета предусмотрены административным законодательством, а именно КоАП РФ. Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем. Осуществляет его Счетная палата РФ, Федеральное казначейство (оно приняло контролирующую функцию контроля в финансово-бюджетной сфере после упразднения Росфинннадзора), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба (в рамках контроля валюты), а также контрольно-счетные органы.
Нецелевое расходование субсидий
Из бюджета выделяются средства не только предусмотренные сметой, но и на основании заключенного соглашения. В этом случае речь идет о субсидировании деятельности социально важной организации. Полученные деньги должны тратиться, согласно установленных в договоре положений. Судебная практика отмечает следующие случаи нарушения оговоренных целей:

  • Внесение средств на счета сторонних организаций за услуги содержания чужой собственности. В особенности это касается имущества, не принадлежащего профинансированному учреждению.

    Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.

  • Перевод средств на счета сторонних организаций, за услуги, которые не были оказаны. В практике встречаются случаи, когда по документам подрядчик все предусмотренное условиями соглашения выполнил, о чем свидетельствуют акты приема-передачи, но при проверке по факту они не были выполнены полностью или в какой-то части. В этом случае речь идет об административном правонарушении, за которое предусмотрена .
  • Списание денег, выделенных из бюджета за услуги, не предусмотренные договором. К примеру, средства были потрачены на страховые полисы, в то время как юридические услуги оплачиваются из внебюджетных средств.

Ситуаций на практике бывает гораздо больше, и все они имеют свои особенности. В судах доказывают не только наличие факта нарушения, но и его необоснованность. В последнем случае организации требуется доказать, что она действовала только в рамках гос. задания.
Кто нарушитель?


Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила. До окончания разбирательства, деятельность юридического лица временно . Также вину несет должностное лицо, в ведении которого было распоряжение выделенными средствами из бюджета. Для него предусмотрены следующие санкции:

  • лишение свободы на срок, установленный законом.

Чаще всего ответственным должностным лицом является руководитель, в ведении которого находятся экономические вопросы. Определяется лицо, исходя из подписи на финансовых документах, без нее не возникает последствий правового действия. Если подписывал важные бумаги в период отсутствия руководителя его заместитель, и все полномочия он получил официально, согласно приказа, то ответственность он несет единолично.

То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

Форма ответственности
При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2019 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

  • Административная. Санкции описаны в КоАП РФ, применяются если в действиях должностных лиц отсутствует уголовное деяние. В этом случае учреждение обязуется выплатить штраф, в сумме от 5 до 20% от выделенных средств из бюджета. Должностное лицо отстраняется от исполнения своих обязанностей сроком до 3 лет и обязуется выплатить от 20 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная. Санкции описаны в УК РФ. Согласно им в отношении виновного могут быть применены кроме штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы сроком до 3-х лет, арест на полгода, или отбывание наказание в тюрьме сроком до 2-х лет, с последующим запретом занимать определенные должности (или без такого ограничения).

Наказание ужесточается, если нецелевое расходование средств было спланировано группой лиц, и в совершении таких действий был умысел.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 285.1]

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.


3 комментария к записи “Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств”

    Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

    Комментарий к статье 285.1

    1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.
    Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
    2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.
    Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
    Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
    Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.
    3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
    Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.
    Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.
    4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
    5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.
    6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.
    7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).

    Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

    Комментарий к статье 285.1

    1. Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. ст. 1, 38 БК РФ). Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
    2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, на нужды, не содержащиеся в бюджетной росписи и не включенные в смету расходов и доходов. Это может быть финансирование расходов по смете, которая не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях, в том числе другим документам (финансирование расходов сверх запланированных лимитов). Преступные действия направлены исключительно на противоправное расходование бюджетных средств вопреки основаниям и условиям, для которых они выделены. Согласно Бюджетному кодексу (ст. 219, п. 1 ст. 227) расходованием бюджетных средств является процедура финансирования, выполняемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления выполняют функции органов, подтверждающих бюджетные обязательства. Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений. Расходование бюджетных средств проходит три обязательных этапа: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета, что означает момент окончания комментируемого состава преступления.
    3. Нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ) является их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Правовым основанием получения бюджетных средств является обязательное наличие: а) утвержденного бюджета соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомления о бюджетных ассигнованиях; г) сметы доходов и расходов; д) иного правового основания их получения.
    Основные направления расходов бюджетов различных уровней регламентируются положениями главы 10 БК РФ, где предусмотрены основания формирования бюджетов, расходные части бюджетов, расходы (капитальные, текущие, закупки, реестры закупок и т.п.). Формы расходов могут быть самими различными (ст. 69 БК РФ): средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам, кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований и др.
    4. Расходование денежных средств состоит из трех основных этапов: 1) утверждение сводной бюджетной росписи и доведение ее показателей до всех нижестоящих получателей бюджетных средств; 2) составление получателем сметы доходов и расходов и ее утверждение вышестоящим органом; 3) наличие обязанности (бюджетное обязательство) по расходованию денежных средств бюджета и их использование согласно бюджетной росписи и утвержденной смете.
    5. Преступление считается оконченным с момента незаконного, вопреки уведомлению об ассигнованиях и утвержденной смете, списания бюджетных средств со счета в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ является сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей.
    6. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, где виновный осознает общественную опасность совершаемого им незаконного, вопреки бюджетным документам (уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета расходов) нецелевого расходования бюджетных средств в крупном размере и желает этого.
    7. Субъект данного преступления специальный. Это обязательно должностное лицо (более подробно изложено в параграфе 1 данной главы) и сотрудник, занимающий соответствующую должность и работающий непосредственно в органе распорядителя бюджетных средств.
    8. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору. При этом важное значение имеет участие в данном преступлении двух и более должностных лиц, представляющих интересы получателя бюджетных средств. Особо крупным размером признается незаконно израсходованная сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. рублей.
    9. Размещение бюджетных денежных средств на банковских счетах либо передача их на правах доверительного управления не содержит признаков комментируемого состава преступления. В подобных случаях действия должностного лица следует квалифицировать по признакам злоупотребления должностным положением (ст. 285 УК), а при присвоении либо приобретении на бюджетные средства права путем обмана совершенное следует квалифицировать по совокупности преступлений, квалифицируемых по ст. ст. 285, 159, 160 УК.