Как принять на работу иностранца со свидетельством о предоставлении временного убежища? Беженец с Украины: правила приема на работу Можно работать в рф с временным убежищем

В связи со сложной ситуацией на Украине и увеличивающимся количеством людей, которые пытаются найти убежище в России, возникает масса вопросов. Кто такие беженцы? На каком основании они могут находиться в пределах России? Какими правами и обязанностями они обладают? И наконец, смогут ли они найти работу, и как потенциальным работодателям принимать их на работу? Мы постараемся подробно рассмотреть каждый из этих вопросов, но больше внимания уделим именно вопросу трудоустройства беженцев.

Беженец - это гражданин иностранного государства, либо лицо без гражданства, который ищет убежище, потому что гражданин подвергся преследованию по национальной, расовой принадлежности или вероисповедания и иным причинам.
Правительство России издало постановление, в котором урегулировало вопросы предоставления временного убежища гражданам Украины (постановление от 22.07.2014 г. № 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке"). Новый порядок сократил время и упростил саму процедуру рассмотрения документов для предоставления временного убежища.
Людям, которые приехали из Украины, дается временное убежище по личному заявлению. Делается это только в том случае, если есть причины для признания его переселенцем, либо из гуманных побуждений. Заявитель обязан пройти некоторые этапы идентификации личности. В частности, это дактилоскопия и фотосъемка. Также в десятидневный срок с момента прибытия нужно пройти медосмотр.
Далее беженец может прийти в орган ФМС, либо Многофункциональный центр для предоставления госуслуги с заявлением на выплату денежной помощи и направления в Центр временного содержания. В таких Центрах беженцы находятся для соблюдения санитарно-карантинных правил.
Как правило, убежище предоставляют на 3 месяца. Те, кто решил остаться в России на более длительный срок, проходят более сложную процедуру, для получения статуса беженца и соответствующего удостоверения.
Удостоверение беженца будет для гражданина Украины основным документом, удостоверяющим личность. С этим документом он может пойти в органы занятости населения или искать работу самостоятельно. Чтобы получить удостоверение беженца, иностранцу нужно пройти процедуру признания его беженцем. Эту процедуру можно разделить на несколько этапов:
- Гражданин обратиться с ходатайством, представленные им документы будут предварительно рассмотрены;
- Будет принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства. С таким свидетельством гражданин будет ожидать принятие основного решения о присвоении статуса;
- Физлицо либо получит удостоверение беженца, либо отказ в присвоении статуса беженца. Всё это он узнает лично.
В целом, этапы получения удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Устройство на работу
При устройстве на работу иностранцу, который получил статус беженца или временное убежище, нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, а так же документы об образовании и трудовую книжку. Документом, удостоверяющим личность, будет свидетельство о предоставлении убежища (как мы сказали ранее) либо удостоверение беженца, так как свой паспорт они оставляют в ФМС, где получали статус беженца.
Остановимся подробнее на заполнении трудовой книжки. В пределах нашей страны действительны трудовые книжки установленного образца. Трудовые книжки иностранного государства российскими компаниями не ведутся. Если у сотрудника есть трудовая книжка, оформленная ранее (по образцам 1938, 1973, 2003 годов), в компании могут ее принять. Если у сотрудника нет такой трудовой книжки, или у него трудовая книжка иностранного государства, ему нужно оформить новую трудовую книжку.
Не стоит забывать об обязательном пенсионном страховании. Все работники подлежат обязательному пенсионному страхованию. Но будет ли распространено это требование законодательства на беженцев? Обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие застрахованные лица (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ): граждане России, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства.
На иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, компания так же уплачивает страховые взносы (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Если у работника не было страхового стажа (т.е. он устроился на работу впервые), в фирме должны ему оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Работник-беженец должен предъявить документ, подтверждающий получение образования. Надо отметить, что документ об иностранном образовании, представляемый при трудоустройстве должен быть легализован, то есть, проставлен апостиль и переведен на русский язык.
В легализации образовательных документов нет необходимости, если есть договор между двумя или несколькими государствами, который отменяет или делает проще эту процедуру. В случае трудоустройства беженца из Украины процедура легализации не применяется. Украина является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22.01.1993 в Минске. В данном случае необходим лишь перевод документов, заверенный нотариусами, или консульскими учреждениями РФ.
Необходимо также знать, что на Работников-беженцев, имеющих (имевших) судимость, как и на граждан России, распространяются ограничения по приему на работу с несовершеннолетними (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты, детско-юношеского спорта, искусства и культуры). Для подтверждения факта отсутствия судимости, необходимо обратиться в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" за получением справки о наличии (отсутствии) судимости. Срок выдачи такой справки составляет 30 дней. Данная справка должна быть представлена Работником при трудоустройстве.
Документы воинского учета беженцами, не предъявляются, так как иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу.

Документы при трудоустройстве:

Как мы видим, различия в предоставлении документов незначительны, так же как и сама процедура оформления приема на работу беженцев.
На сегодняшний день, для многих беженцев очень остро стоит проблема трудоустройства на территории России. В общем, процедура приема таких соискателей достаточно проста и не займет у работодателя много времени и ресурсов. Поэтому, российским работодателям не стоит бояться принимать к себе на работу новых работников-беженцев.

Эта небольшая статья поможет руководителю сориентироваться в перечне необходимых документов, которые желательно бы получить при приёме на работу беженца с Украины.

Прежде всего следует помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Более того, лицо, признанное беженцем, имеет право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ в соответствии с федеральным законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах»).

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (абз. 5, 6 ст. 11 ТК РФ).

Статус беженца автоматически не присваивается, для его получения человек, имеющий украинское гражданство, должен подать ходатайство в территориальный орган ФМС России.

Пока будет рассматриваться данное ходатайство, человеку выдаётся свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Форма свидетельства содержится в приложении № 2 к приказу ФМС России от 05.04.11 № 87.

После того как человек получит статус беженца, ему выдаётся удостоверение по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 10.05.11 № 356.

Таким образом, российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

Требовать паспорт не стоит: украинские паспорта сдаются беженцами на хранение в территориальные органы ФМС России, т. е. у них их просто нет.

Нельзя требовать и разрешения на работу. Удостоверение беженца по сути и является разрешением на работу (подп. 9 ч. 1 ст. 8 закона № 4528-1). Иностранные граждане, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации, до утраты ими соответствующих статусов имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешений на работу (ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

При приёме на работу, которая требует специальных знаний и навыков, работодатель вправе и обязан потребовать дополнительные документы, например об образовании и (или) об отсутствии судимости (для преподавателей, воспитателей в детском саду), но, как мы помним, это требование общее для всех работников, как для российских, так и для беженцев.

Перечень документов, подлежащих предъявлению работодателю при поступлении на работу, установлен статьёй 65 ТК РФ. Он включает в себя, в частности:

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Так, статьёй 351.1 ТК РФ определено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Таким образом, украинские граждане при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства (Административный регламент МВД, утв. приказом МВД России от 07.11.11 № 1121).

Что до украинских дипломов и вообще до документов об образовании, то они признаются на территории России (ч. 2 и 3 ст. 107 Федерального закона «Об образовании»). Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

По-прежнему действуют российско-украинские договоры, такие как:

Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.);
Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях (Москва, 26 мая 2000 г.);
Протокол между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28 января 2003 г.).

В данных документах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.

Следует помнить, что в некоторых сферах работа иностранцев исключена в принципе, например на территориях:

закрытых административно-территориальных образований;
с регламентированным посещением для иностранных граждан;
на которых введено чрезвычайное или военное положение;
на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
закрытых военных городков;
в пределах которых (на которых) введён правовой режим контртеррористической операции, -

а также в зонах экологического бедствия, в приграничной зоне, на объектах и в организациях Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований, на объектах, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Нужно ли работодателю известить ФМС или других органы о найме украинских беженцев?

Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с ними трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

Несколько слов об уплате НДФЛ и страховых взносов в случае заключения трудового договора с украинским беженцем. НДФЛ с его зарплаты должен уплачиваться по ставке 30 % до тех пор, пока физическое лицо не станет резидентом Россииской Федерации (т. е. когда срок его пребывания в России превысит 183 дня в течение 12 последующих месяцев). Когда этот срок будет превышен, то весь доход, включаемый в налоговую базу по НДФЛ за данный календарный год, облагается по ставке 13 %. В связи с чем осуществляется перерасчёт исчисленной и удержанной суммы налога. Возврат излишне удержанной суммы НДФЛ осуществляется в соответствии со статьей 231 НК РФ.

На выплаты беженцам, уже получившим удостоверения, взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС начисляются на общих основаниях. Если же человек только подал заявление на получение статуса беженца, то взносы следует начислять как для временно пребывающих иностранцев, т. е. без уплаты в ФСС России и ФФОМС, и взносы в ПФР по тарифу 22 % в пределах 624 000 руб. и тарифу 10 % с сумм превышения.

В случае если организация-работодатель имеет право на применение пониженных страховых тарифов, то взносы на обязательное пенсионное страхование следует начислять по тарифу, установленному по страхователям в целом. Так, для организации на «упрощёнке», основным видом деятельности которой является вид, указанный в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», тариф в 2014 году составляет 20 % в пределах 624 000 руб., суммы же превышения взносами не облагаются.

Российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства.

Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с беженцами трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

Ксения РАМАЗАНОВА, юрист Правовой компании «Фемида»

Здравствуйте, Татьяна

Вам в первую очередь необходимо уведомить УФМС

В соответствии с ПриложениемN 4
к приказу Федеральной
миграционной службы
от 28 июня 2010 г. N 147

Порядок
представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина

1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - организация), уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина в территориальные органы ФМС России, в том числе порядок его заполнения, приема и сроков представления.
2. Организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления.
4. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
5. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
6. Уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России регистрирует полученное уведомление с проставлением на нем регистрационного номера.

Форму уведомления для заполнения Вы можете найти пройдя по ссылке (http://base.garant.ru/12177712/#block_3000).

Ни налоговые органы, ни центр занятости о приеме иностранного работника уведомлять не нужно

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», N 115-ФЗ от 25.07.2002

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ3;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Дмитрий Хоруженко - эксперт журнала «Кадровик»

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право