Как работают шлюзы на канале

Находящимся в 1,5 км от него к юго-западу, входит в состав Тушинского гидроузла, который связывает (Канал имени Москвы) и , позволяя преодолевая на сравнительно коротком участке перепад высоты в 36 метров (разница между уровнем Химкинского водохранилища и уровнем реки).


Вид на верхнюю камеру шлюза №7 со стороны Химкинского водохранилища. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Шлюз №7 - двухкамерный: зайдя в первую камеру суда поднимаются или опускаются, а затем переходят во вторую камеру шлюза. Минимальное время прохождения судном шлюза - 1 час. У верхней головы камеры шлюза №7 (со стороны водохранилища) перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних - двухстворчатыми воротами. У нижней камеры шлюза №7 канал пересекает .

Габариты шлюза: длина камеры - 290 метров, ширина - 30 метров, глубина - 5,50 метров. Шлюз находится на балансе Тушинского района гидросооружений . Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.



Вид на нижнюю камеру шлюза №7 и пешеходный мост из верхней камеры шлюза. 2009 г. Фото: Михаил Архипов



Вид на нижнюю камеру шлюза №7 с пешеходного моста. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

В шлюзе №7 возможно проведение встречного шлюзования, когда суда, следующие в разных направлениях, шлюзуются одновременно одно в верхней, а другое в нижней камерах. Происходит это следующим образом: одно судно заходит в верхнюю камеру, а другое - в нижнюю. Вода из верхней сбрасывается в нижнюю, в результате чего одно судно поднимается, а другое опускается.



Встречное шлюзование в шлюзе №7. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

Строительство шлюза было начато в 1933 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят, вместе с Каналом имени Москвы, 15 июля 1937 года. Архитектурное решение Тушинского гидроузла выполнил архитектор В. Ф. Кринский: двенадцать башен (на шлюзах №7 и №8), архитектурно оформленных по общему классическому мотиву, образуют аллею, украшающую водную магистраль.



Вид на шлюз №7 со стороны шлюза №8. 2012 г. Фото: Михаил Архипов

Верхние башни шлюза №7 украшены горельефами (разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей), изображающими комсомольцев 1930-х годов. У средних башен установлены фигуры комсомольцев.



Скульптура у средней башни шлюза на левом берегу. 2015 г. Фото: Михаил Архипов







Горельеф на башне шлюза №7. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Для использования перепада при сбросе обводнительного расхода из водораздельного бьефа канала в реку Москву и для возвращения в результате этого части энергии, затраченной на накачку воды из Волги, на южном склоне трассы возведена Сходненская ГЭС, находящаяся западнее шлюза №7 (Сходненский тупик, дом 3).

Участок канала между шлюзом № 7 и проходит в высоких дамбах. В месте пересечения канала с руслом реки Химки, пропускаемой под каналом, высота дамб достигает 17 метров, а перед верхней камерой шлюза №8 под дном канала проходят

August 16th, 2015 , 12:43 am

Давно я хотел пройти шлюзы №7 и №8 канала имени Москвы, но все никак не предоставлялось удобного случая. Рейсы с прохождением этих двух шлюзов на пассажирских теплоходиках случаются чрезвычайно редко. Но вечером в минувшую пятницу мое желание наконец-то сбылось:)

На небольшом теплоходике «Ровесник» (тип «Москвич») от причала на правом берегу Химкинского водохранилища в Тушино, что на Лодочной улице, мы отправились на четырехчасовую прогулку через шлюзы в Троице-Лыково.

Общий вид нашего теплохода будет в конце поста, а пока посмотрите на его интерьеры. «Ровесник» (изначально «М-50») был построен в 1950 году и с небольшими переделками неплохо сохранился до настоящего времени.

02.

На теплоходе есть два внутренних салона. Это носовой (вид в сторону носа).

03.

Носовой салон (вид в сторону кормы).

04.

Кормовой салон.

05.

Его я еще сфотографировал поздно вечером, когда мы в полной темноте шли по Москве-реке к причалу в Троице-Лыково.

06.

Кормовой салон (вид в сторону кормы). За закрытыми дверями находится небольшой камбуз.

07.

Открытая палуба теплохода. Средняя часть. На фото виден вход в кормовой салон.

08.

Он же, но с другой стороны.

09.

Но самое выгодное для наблюдения за путешествием место располагалось в носовой части теплохода на открытой палубе, здесь-то все в основном и тусовались. dr_kitaetsc , покажи фоточки:) Что у тебя в итоге получилось?

10.

Но вернемся к нашей прогулке. Сразу после отправления от причала в Тушино попасть в шлюз №7 не удалось, пришлось немного подождать. Встали у стенки ожидания в верхнем бьефе. Место оказалось вовсе не безлюдное. На стенке ожидания расположилась парочка с этюдниками и баночкой «Балтики №9». Помню, я как-то давно под вечер купил это зелье, выпил и очнулся только утром. Да, я не художник:)

11.

Тем временем нам разрешают войти в камеру шлюза.

12.

Всем интересно. Событие-то неординарное! Многие пассажиры нашего рейса здесь еще не ходили.

13.

А кто-то и в шлюзах еще ни разу не был.

14.

Кстати, шлюзы №7 и №8 двухкамерные, т.е. в итоге мы пройдем два шлюза, но по две камеры в каждом. Шлюзоваться будем не одни. Перед нами идет состав: буксир-толкач «Владимир Барсуков» с баржей.

15.

Путь в Химкинское водохранилище отрезан сегментным затвором верхней головы шлюза №7.

16.

Назад дороги нет!

17.

Только вниз! К Москве-реке!

18.

Опустились в верхней камере седьмого шлюза и сразу переходим в нижнюю.

19.

Наш теплоходик немного дымит. Вид на верхнюю камеру шлюза №7 КиМ.

20.

Средние ворота седьмого шлюза закрываются. Только после этого мы сможем продолжить шлюзование.

21.

Неудачное время выбрали организаторы для этой прогулки. Да, шлюзы №7 и №8 – это интересно, но уже вечер. Проходим только вторую камеру из четырех, а уже темнеет. Что же мы будем дальше разглядывать?

22.

Все же это удивительно, что для прохождения шлюзов даже из Москвы никуда уезжать не надо.

23.

Средняя голова шлюза №7 и опорожненная нижняя камера.

24.

Первым в открытые нижние ворота из шлюза выходит «Владимир Барсуков» с баржей, обгонять здесь нельзя.

25.

Мы покидаем камеру только по команде диспетчера шлюза.

26.

Привет, зеваки!

27.

Пройдя межшлюзовой бьеф южного склона канала имени Москвы, подходим к шлюзу №8. Здесь нас тоже ждут две шлюзовые камеры.

28.

Но сначала мы пройдем уникальное место в Москве. Обычно автомобильный дороги проходят по мостам над каналом. Но тут все наоборот. На теплоходе мы проходим над Волоколамским шоссе, а шоссе, заключенное в тоннель, проходит под нами!

29.

У нашего теплохода есть носовая аппарель, которая в общем-то иногда мешает смотреть вперед и норовит влезть в кадр.

30.

Верхняя голова шлюза №8.

31.

Огоньки вдали – шлюз №7.

32.

Вы заметили, что во время шлюзования теплоходы стоят вплотную к стенке шлюзовой камеры, а не в центре камеры или еще как?

33.

Как им удается сохранять свое местоположение при изменении уровня воды в камере?

34.

Ответ простой. В стенке шлюза есть шахты, а в них огромные поплавки с крюками – плавучие рымы. Рымы спокойно перемещаются по своим шахтам в соответствии с уровнем воды. Теплоход, войдя в камеру шлюза, накидывает швартовы на плавучие рымы и спокойно «держится» за них во время шлюзования. Но тут надо быть внимательным. Рымы иногда заклинивает в шахтах. В этом случае надо срочно травить швартовы, а то утянет под воду или подвесит теплоход на стенке шлюза (актуально для маломеров).

35.

А мы отшлюзовались в верхней камере восьмого шлюза, и теперь нас ждет нижняя.

36.

«Владимир Барсуков» с баржей уже в нижней камере.

37.

Проходим средние ворота. Темно и прохладно.

38.

Думаю, что днем здесь поинтереснее.

39.

Над нижней камерой шлюза №8 проходит железнодорожный мост Рижского направления Московской железной дороги.

40.

Электричка на мосту.

41.

Опускаемся.

42.

«Владимир Барсуков» пошел.

43.

Мы следом. Прощальный взгляд на восьмой шлюз.

44.

Жилой комплекс «Алые паруса» и проходящая в ночи «Москвушка» на его фоне.

45.

До завершения нашей прогулки остается 30 минут.

46.

Мы уже идем по Москве-реке.

47.

ЖК «Алые паруса».

48.

Строгинский мост. В мае 2013 года здесь произошла авария, когда

... или сказ о том, как замечательно у нас стратегические объекты охраняются.

Бывает зайдёшь случайно на территорию какой-нибудь засранной никому нафиг не нужной халупы, и сразу на тебя выбегает с матюками охранник, что типа это частная территория, хрен ли ты сюда залез, и нефиг тут вообще ошиваться. А многие другие такие же никому, кроме хозяина-коммерсанта, нафиг не сдавшиеся участки обнесены забором чуть ли не с колючей проволокой и охраняются собаками-церберами с верзилами-мордоворотами, скалящимися на тебя, маленького простого безоружного человека так, будто ты уже пришёл отбирать эту высоко ценную территорию у её владельца. А уж если ты, не дай Бог, достал фотоаппарат с целью сделать фотоснимок, на который может попасть кусок священного пространства, то шквал угроз и проклятий из которых самое мягкое это обещание сломать камеру, на твою голову будет неминуем. Удивительно, как иногда всё-таки коммерсанты за свою несчастную собственность трясутся (прям как за половые органы..).. При этом сложно сказать, чтобы на этом охраняемом кусочке земли было что-нибудь ценное, отнюдь. За последние несколько недель, мне довелось дофига таких мест увидеть, в некоторых охраняемая территория представляет из себя настоящий пустырь, на котором абсолютно ничего нет, кроме будки охранников, охраняющих это самое ничего. Такой вот у нас город, всё больше и больше дверей закрыто, всё больше и больше мест недоступно...


зато!..

существует в нашем городе, такое интересное явление, как канал имени этого самого города. Тянется он от самой Волги-матушки, привнося в красавицу-столицу её бурные воды. Разность в высотах начала и конца канала составляет больше 200 м, поэтому на всём его протяжении стоят шлюзы, которые регулируют уровень воды в нём и в Москве-реке и позволяют осуществлять судоходство. Последние два шлюза находятся на территории Москвы. Понятное дело, что все шлюзы носят стратегический характер - канал питает водой всю Москву, а неисправные шлюзы вполне могут привезти к наводнению.
Учитывая всё вышеизложенное, а также находясь уже под впечатлением от обилия охраняемых резерваций в черте города, куда вход простому смертному заказан, я не питал никаких сомнений, что территория шлюзов будет охраняться капитально, и подойти к ним близко, это из области ненаучной фантастики...
КАК ЖЕ Я ОШИБАЛСЯ!

Это вид на башни шлюза, находящимися над Волоколамским шоссе. Именно здесь пароходы проплывают над машинами и трамваями:
вот он, мостоканал
ну это то понятно, здесь вроде всегда можно было ходить, и вообще это до начала шлюза.

С эстакады открываются восхитительные виды на тушинское аэрополе, Строгино, Строгинскую пойму, Алые Паруса, ну собственно и на ворота шлюзов. Сколько раз приходилось видеть эти пейзажи из окна поезда, идущего на дачу, или электрички. А вот теперь, наконец появилась возможность осмотреться. Вообще, обычно железнодорожные мосты охраняются и проход по ним запрещён, но для этого, видимо в силу особенностей водоёма решили сделать исключение:)

Впрочем, даже с моста железной дороги видно, что вдоль канала с обеих сторон идут заборы, пересекать которые явно не рекомендуются. Так, ощущение того, что проникновение на территорию шлюзов это фантастика, о которой и мечтать смысла нет, не покинуло меня.

Кстати, каналу исполнилось недавно 70 лет.

Вот у этой башенки и обнаружилось, что калитка, ведущая к вторым центральным воротам, где сосредоточено сердце шлюза, открыта настежь и что в общем то, проход на сию территорию вполне возможен. Ну возможен, так возможен, какие проблемы

Второй шлюз, правда сейчас на ремонте. внизу копошились мужики вторые ворота шлюза а воды в шлюзе нет, она вся утекла. Как говорится, если в шлюзе нет воды.. вид с этих же ворот на мост с мотрисой по мосточку я пройду.. Так, я облазил там, всё что мог (вниз правда только не спускался), обфотографировал всё со всех ракурсов и хоть бы кто поинтересовался, чего типа я тут делаю. ну и напоследок. поскольку себя я сфоткать не мог (ставить на автоспуск было бы уже капитальной наглостью), посему исторический кадр достался моему напарнику, по совместительству транспортному средству:)

Вот так вот. Ходишь по Москве и не перестаёшь удивляться всяческим несуразностям и нелепостям. А кому это сооружение показалось интересным - спешите, пока заветную калиточку не закрыли.

Канал имени Москвы является звеном Единой глубоководной системы Европейской части России. Он соединяет Москву-реку с Волгой , а по Волге и другим каналам можно попасть в Балтийское, Белое и Каспийское, Азовское и Черное моря. Через Канал имени Москвы в столицу подается около 60% воды из Волги .

С Северного речного вокзала , расположенного на Химкинском водохранилище, отправляются в круизы многие туристические теплоходы, также отсюда можно отправиться и в путешествие на прогулочном судне.

Берега водохранилищ являются зонами отдыха москвичей, здесь расположены пляжи, дачи и базы отдыха, санатории и пансионаты.

Карта канала имени Москвы

Основные характеристики

  • Протяженность сооружения составляет 128 км, из них лишь на протяжении примерно 20 км расположены водохранилища, а остальная трасса - это созданный канал
  • Ширина на поверхности – 85 метров, по дну – 35 метров
  • Глубина – 5,5 метров
  • Примерно 32 км трассы проходит в выемках, глубина которых достигает более 20 метров, а есть участки, проложенные высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой до 14 метров.

Из истории

Впервые идея соединить каналом две великие реки возникла еще при царе Алексее Михайловиче, а при его сыне Петре Алексеевиче инженер Генинг разработал соответствующий проект. Петру Первому проект понравился, но в то время такие сметы для молодой Российской империи были не по карману.

При Николае Первом в 1825-1850 годах был сооружен Екатерининский канал, соединивший реки Волгу и Москву, но он просуществовал всего лишь 10 лет. После открытия железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву стало ясно, что перевозить грузы по железной дороге гораздо выгодней, чем по воде. Вскоре водный путь был заброшен, превратился в заросший ручей, о котором мало знают даже местные жители.

В 30-х годах XX века в столице не хватало питьевой и технической воды. Москва-река к этому времени обмелела настолько, что в районе Кремля , там, где находится Большой каменный мост, ее можно было перейти вброд. Тогда и было решено использовать воду из Волги для водоснабжения столицы и для судоходства.

Из нескольких предложенных проектов был выбран Дмитровский вариант, предусматривающий строительство водного пути от устья реки Дубны до района Тушино с лестницей шлюзов через Клинско-Дмитровскую гряду.

Для строительства канала были привлечены заключенные ГУЛАГа, для них создали Дмитровлаг - Дмитровский исправительно–трудовой лагерь, разместившийся в комплексе зданий Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове.

Строители работали в неимоверно тяжелых условиях. До сих пор нет данных о числе погибших здесь от истощения, болезней и расстрелов. В 1997 году, в год 60-летия открытия сооружения, в память о погибших на трассе канала при подходе к шлюзу N4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших.

Стройка проходила высокими темпами: на ней работало около 200 экскаваторов, к месту строительства были проложены железнодорожные пути и новые шоссейные дороги. В ходе работ было вынуто свыше 200 миллионов куб. метров земли и уложено около 7 миллионов тонн бетона.

В 1936 году на объекте работало более 192 тысячи заключенных. Одним из них был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. По одной из версий, он был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства, осужден на три года и отбывал срок на этой стройке.

Одним из этапов сооружения канала было создание Иваньковского водохранилища на Волге, так называемого Московского моря. Вода из него была пущена по каналу к Москве. В результате уровень воды у Кремля поднялся на три метра.

Надо отметить, что трасса канала проходила через множество селений, попадавших в зону затопления. В связи с этим были перенесены 200 сел, в которых находился 6261 двор.

15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала Москва-Волга и по новой рукотворной артерии началось движение пассажирских и грузовых судов. В 1947 году, в честь празднования 800-летия столицы, Сталин переименовал водный путь в Канал имени Москвы.

Описание канала имени Москвы

Канал имени Москвы называли Сталинским зеркальным мостом и начинался он от Волги около Дубны и заканчивался Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте столицы. Протяженность трассы составляет 128 км и ее можно разделить на три основных участка:

  1. Участок в 74 км - длинный Волжский подъем - северный склон, обращенный к Волге. Этот участок начинается от Иваньковского водохранилища, образованного плотиной и дамбой, и шлюза №1 в Дубне. При этом плотина поднимает уровень воды в Волге на 11 метров. Далее на северном склоне расположены еще 5 шлюзов (№2-№6) с насосными станциями, подающими воду вверх:
  • Шлюз №2 – на 6 метров
  • Каждый из шлюзов с №3 по №6 – на 8 метров.

На этом участке канал пересекает Клинско-Дмитровскую гряду и суда как бы въезжают в эту горку. Перепад высот от уровня нижнего бьефа шлюза №2 до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 38 метров.

Посередине первого участка канала между шлюхами №1 и №2 расположен интересный водный перекресток: здесь канал проходит по высокой насыпи, а внизу протекает река Сестра. Совсем рядом, справа по ходу судна, мы видим железнодорожный мост через нее. Река пересекает канал под прямым углом, проходя под насыпью в двух огромных бетонных трубах.

  1. Волжско-Окский водораздел, участок длиной 50 км, включающий водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское.

Это самый высокий участок водного пути, он проходит на высоте 162 метра над уровнем Балтийского моря и приблизительно 38 метров над уровнем Московского моря.

Большинство пассажирских судов заканчивает свой путь у Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище. Суда, которые следуют дальше спускаются к Москве-реке через два шлюза - № 7 и № 8.

  1. Это самая короткая часть трассы – южный Москворецкий склон, имеющий длину около 8 км и состоящий из двух участков:
  • На первом из них расположены два двухкамерных шлюза N7 и №8, опускающие суда на 36 метров. Между этими шлюзами канал проходит над Волоколамским шоссе, который проходит по тоннелю и увидеть во время круиза это место нельзя
  • Далее - второй участок Москворецкого склона, по которому суда идут к шлюзу №9 в районе Нижних Мневников, где опускаются на 6 метров и далее идут по нешлюзованному участку Москвы-реки, проходящему через весь город до шлюзов №10 и №11 на юго-востоке Москвы, в Перерве. Эти шлюзы опускают суда, следующие в Оку, на 6 метров.

Сооружения

Во время строительства канала было возведено 240 объектов, в том числе:

  • 11 шлюзов, каждый из которых имеет полезную длину 290 метров, ширину - 30 метров. Шлюз №1 расположен на Волге, семь шлюзов (№2–№8) - на трассе канала, а три (№9-№11) - на Москве-реке
  • 10 плотин, из них три – железобетонных и семь земляных
  • 8 водохранилищ, в том числе Иваньковское и Химкинское, Клязьминское (Пироговское) и Пяловское, Учинское и Пестовское, Икшинское и Яхромское
  • Особенностью канала является то, что он не самотечный, а машинный и подъем воды в его самую высокую часть (водораздельный бьеф) производится с помощью пяти насосных станций, расположенных по одной при каждом шлюзе северного склона канала
  • Гидроэлектростанции: основные – Иваньковская и Сходненская, Карамышевская и Перервинская, Малые ГЭС - Пироговская, Акуловская и Листвянская
  • 8 специальных заградительных ворот, которые используются для перекрытия отдельных участков канала, их осушения, очистки и ремонта
  • Три главные пристани - Большая Волга, Дмитровская и Северный речной вокзал в Химках, а также многочисленные пристани местных линий.

Поскольку канал строился в сталинский период башни шлюзов выполнены в торжественном стиле сталинский ампир, в отличие от Волго-Балтийского канала , который сооружался позже и для экономии средств все его шлюзы выполнены по типовому проекту. Особенно привлекательно оформление шлюзов №3 и №6:

  • Башни шлюза №3 украшены декоративными моделями - каравеллами Колумба «Санта-Мария» , выполненными из красной меди по проекту архитектора Владимира Мовчана
  • Башни шлюза №6 оформлены колоннами, а венчают строение фигурные скульптуры, автор проекта - архитектор Георгий Вегман
  • На выходе шлюза №6 установлена скульптура девушки с парусником , работа мастера Юлии Кун. Девушка символизирует Волгу, а корабль - плывущие по ней суда. Такая же скульптура установлена в парке Северного речного вокзала в столице.

По каналу перевозятся строительные материалы, лес и зерно, нефть и уголь и другой груз, при этом используются суда грузоподъемностью до 5000 тонн.

Следует иметь в виду, что движение судов под парусами по каналу запрещено, яхты должны идти только на моторе.

5 июля 2007 года в административном здании Яхромского района гидросооружений, расположенном в поселке Деденево, открылся музей истории и современности Канала имени Москвы. Экспозиции музея отражают историю объекта за период 1932 – 2007 годы. Материалы посвящены проектированию и строительству, роли канала в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Много рассказывается о людях, которые отдали все свои знания и посвятили свою жизнь служению одному из лучших каналов мира.

Посетить музей можно только по предварительной договоренности, поскольку экскурсовод приезжает из Москвы.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что канал выполнил и продолжает выполнять свои основные задачи: он поставляет чистую воду и служит прекрасным водным путем, благодаря которому столица стала портом пяти морей. Кроме того, Канал имени Москвы украсил Подмосковье, а Москва-река стала красивейшей градообразующей осью города.

Фотографическое описание всей трассы канала имени Москвы. От Северного речного вокзала до Дубны: порты, шлюзы, памятники, интересные сооружения. Примечательные факты о канале и фото.

В Москве находится два речных вокзала: северный на Ленинградском шоссе и Южный в районе Нагатино. 90% речных круизов начинаются или заканчиваются на северном речном вокзале.

Отсюда теплоходы отправляются в Санкт-Петербург (один из наиболее популярных маршрутов), по Волге до Астрахани и Ростова-на-Дону, на Урал, в Пермь и Уфу и на Белое море к Соловецким островам.

Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы в 1937 году, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был поднимался, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.

Так как здание является памятником архитектуры и охраняется государством оно, естественно, находится в ужасающем состоянии. По крайней мере с внешней стороны. Внутри получше: большинство помещений отремонтировали арендовавшие там места туркомпании. С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.

Причалы северyого речного вокзала после открытия несколько раз удлиняли и теперь их протяженность составляет чуть более километра. Большая часть отдана круизным судам, небольшой пятачок занимает прогулочный флот.

С пассажирским портом соседствует грузовой порт. Так как он занимает весьма привлекательное место на берегу то существовало уже несколько проектов по его закрытию и возведению там жилых комплексов и торговых центров. Но пока не сложилось.

Северный порт принимает насыпные и генеральные грузы, сейчас туда завозят нерудные материалы для строительства: песок, гравий. Еще в Москве находятся два порта: почти разрушенный западный в районе Сити и южный. Туда возят такие же грузы, в южный еще привозят периодически оборудование и уголь. В обратную сторону из Москвы везут либо металлолом в Череповец, либо вообще ничего. Раньше увозили оборудование, машины и все возможные товары.

Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.

На противоположенной стороне Химкинского водохранилища находится район Северное Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького.

В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.

Экраноплан "Орленок" с Каспийского моря (с июня 2007 года).

У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его потаскали по водохранилищу вдоль причалов.

Знакомство с вокзалом, портом и окрестностями закончено и можно отправиться в путь по Каналу Москвы. Рейс пассажирского теплохода до Питера занимает 7 дней, до Астрахани 10, до Ростова 12, до Перми или Уфы около 7 дней, в одну сторону со стоянками.

Канал имени Москвы - до 1947 канал Москва - Волга, соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской области, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами) и соединяется с Москвой-рекой в Москве, в районе Тушино. Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932-1937. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 - 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м.

Первым на пути мы проходим мост Ленинградского шоссе. Это уже второй мост построенный в этом месте через канал: первый был разобран в 70-х годах. В 2009 году рядом с существующим было начато строительного еще одного моста-дублера.

Вид на Канал со следующего моста МКАДА. На фото - главный герой фильма "День выборов". На борту "Сергея Абрамова" проходили почти всей действия этой комедии.

Железнодорожный мост Октябрьской дороги.

Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.

Мост Савеловской железной дороги.

Гарантированная глубина на канале - 5.5 метра, например такие глубины почти на всем протяжении канала от Темпов до Икши. В районе Химки - Водники и Темпы - Дубна находятся самые глубокие участки (9-11 метров). 17.5 метров у шлюза №1 в Дубне, 23 метра у причалов Водного стадиона в Москве.

После Водников суда проходят под мостом Дмитровского шоссе, затем по 5 водохранилищам и соединяющим их участкам канала.

Заградворота №114.

Яхт-клуб поселка "Аврора".

Заградворота №108 разделяющих Икшинское и Пестовское водохранилища.

Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу - №6 в Икше.

На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенета), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).

Шлюзовая камера.

Ворота.

Над камерой проходит пешеходный мост, с которого удобно смотреть за шлюзованием и фотографировать. Добраться сюда можно электричкой с Савеловского вокзала (40 минут до станции Икша).

В прямой видимости от шлюза №6 находится шлюз №5: вид на этот участок с пешеходного моста.

Перед шлюзом, со стороны Москвы, скульптура аналогичная той, что стоит и в Москве, в парке Северного речного вокзала. Скульптор Ю.А. Кун.

Справа находится насосная камера.

Камера шлюза №5. Архитектор - Д.Б. Савицкий: Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту.

После шлюза №5 канал пересекает автомобильный мост в районе станции Морозки (участок Московского Малого Кольца).

Затем справа в канал впадает река Скородайка.

В прежние время на канале работало от 7 до 9 паромных переправ. В настоящее время осталось всего две в северной части. Все остальные либо полностью разобраны, либо представлены в таком виде.

Ночью, у причальной стенки шлюза №4.

Камера шлюза №4 (архитектор А.Л. Пастернак) днем. Вид при движении со стороны Москвы.

Между шлюзом 4 и 3 канал снова пересекает железнодорожный мост Савёловского направления.

Слева, после моста и перед шлюзом №3 находится водосброс в речку Яхрома.

Северные башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Архитектура гидроузла В.Я. Мовчаном.

Общий вид шлюза №3. Во время Великой Отечественный войны шлюз был взорван советскими войсками при отступлении, так как немцы смогли прорвать оборону и захват такого важного стратегического сооружения был не допустим. После войны шлюз восстановили.

Сразу за шлюзом находится Яхромский автомобильный мост, построенный в 2005 году. Прежний мост, построенный в 1937 году был разобран в 2004-м.

Порт города Дмитрова ориентирован на грузоперевозки. Несколько лет назад отсюда осуществлялись прогулочные рейсы по Каналу в сторону Дубны на судах типа "Москва".

По северной границе порта проходит Рогачёвский автодорожный мост ведущий в Дмитров.

Следующим через десяток километров канал пересекает Татищевский мост, построенный в 1996 году. За поворотом находится поселок Орево, заградворота №103 и берега украшенные белыми фигурами пионеров.