Как я соблюдаю законы. Почему необходимо соблюдать законы может ли существовать государство без. Закон устанавливает справедливость

Обществознание как система наук изучает человеческое общество и процессы, происходящие в нем. Как социальные существа, люди не только глубоко интегрированы в социум, но и обязаны подчиняться всем его законам - писанным и негласным. Почему важно соблюдать законы, принятые в системе, чем чревато неповиновение и что говорит по этому поводу история? Об этом речь пойдет ниже.

Социальная природа человека - объект изучения обществознания

Прошли сотни тысяч лет с тех пор, как человек обособился от остальной живой природы, стал жить в общине и принял первые правила этой непростой, но вместе с тем подталкивающей к развитию жизни. Как по теории Дарвина труд сделал из обезьяны человека, так общение превратило высшую нервную систему в высокоорганизованную, и таким образом подняло людей на качественно иную ступень эволюции.

Со времен, когда наши прародители начали жить в племени, прошли сотни тысяч лет. С тех пор изменилось абсолютно все: внешний вид людей, их мышление, окружающая природа, быт. Технологическая эволюция принесла все необходимые блага цивилизации, и даже больше. Неизменным с тех времен осталось одно: вовлеченность человека в общественную жизнь. Назад пути нет: люди не могут существовать обособленно.

Обществознание занимается изучением человека в контексте его взаимодействия с социумом. Система наук исследует развитие общества и те нормы и правила, которые в нем установлены. Почему важно соблюдать законы, кто и когда их установил, могут ли они быть неоднозначными - на все эти вопросы отвечает учебная дисциплина. В процессе исследования ученые используют данные многочисленных исследований, обращаются ко множеству исторических фактов.

Законы: виды и формы

Как уже было сказано выше, много эпох тому назад люди стали социальными существами. С того времени каждому из нас приходится соблюдать не только законы природы, но и те нормы и правила, которые являются непосредственно объектом обществознания. Почему важно соблюдать законы, какими бывают они, кем и для чего были сформулированы? На первый взгляд, ответы на эти вопросы очевидны каждому, и нет нужды говорить об этом подробно. Но это ошибочное мнение: многие догмы содержат в себе гораздо более глубокие основания, чем может показаться.

По своей форме общественные законы бывают:

  • всеобщими;
  • общими;
  • частными.

В зависимости от своего характера нормы и правила общества подразделяются на:

  • Законы строения. Предполагают определенную организацию социума в тот или иной исторический период.
  • Законы развития. Движущие силы эволюционного процесса в обществе.
  • Законы функционирования. Определяют устойчивость и неизменность в течение определенного времени структуры социума.

Свойства законов

Свойства норм, догм, правил, царящих в социуме, может объяснить простой урок обществознания. Почему важно соблюдать законы - вопрос более фундаментальный. Чтобы на него ответить, необходимо для начала досконально исследовать свойства изучаемого предмета. Итак, законам присущи такие характеристики:

  1. Функционирование лишь в зоне деятельности социума. В отличие от законов природы, существующих вне зависимости от человека, нормы общественные предполагают обязательное наличие объекта - человека и общества.
  2. Изменчивость. Ни для кого не секрет, что с течением времени многие правила могут меняться сообразно тенденциям развития человеческого коллектива.
  3. Субъективность. Как бы не стремились люди сделать свои законы объективными, будучи творцами этих догм, они вносят в них человеческий фактор.
  4. Способность менять ход истории и влиять на массы. Законы, особенно искусственно созданные, могут оказывать огромное влияние на развитие человечества в целом.
  5. Двойственность. Как ни странно, при всем желании человека установить такие правила, которые бы не могли трактоваться двусмысленно, многие законы все же оставляют лазейки и несут в себе двойной смысл и множественные стандарты.

Законы государства

Особое место в системе общественных отношений занимают законы, устанавливаемые на уровне государства. Как аппарат управления это понятие появилось гораздо позже, нежели общность людей вообще, но те правила, которые диктует нам этот управленческий орган, являются не просто обязательными к исполнению. Почему важно соблюдать законы государства? Ответ на этот вопрос даст любой школьник: по причине того, что за несоблюдение предусмотрена ответственность. Порой нормы государства могут показаться неидеальными, не всегда справедливыми, но эти правила сформировались на основе исторических условий и предпосылок, и на самом деле несут в себе тысячелетний опыт поколений.

Когда речь идет о законах страны, то их соблюдение регламентировано, и регулируется системой норм принуждения. Одной внутренней морали в большинстве случаев недостаточно, поэтому государство имеет в своем арсенале особый институт, решающий вопросы, связанные с несоблюдением тех или иных законов, и особые органы, осуществляющие контроль и наказание.

Урок по теме «Почему важно соблюдать законы» в дисциплинах правоведения и обществознания на данный момент занимает важное место в учебном плане, поскольку, именно раскрывая данную тему, учитель имеет возможность повлиять не только на конкретного школьника, но и на будущее всего общества в целом.

Личность и законы социума

Как уже было сказано, любые правила общества имеют смысл только в самом социуме. Но каким же способом личность, как единица коллектива, может принимать или отвергать те или иные правила, и чем при этом руководствуется индивид? Отвечая для себя на вопрос, почему важно соблюдать законы, каждый человек мыслит с точки зрения:

  • Личностной ответственности и морали.
  • Общественной этики.
  • Административной и уголовной ответственности.

В социалистическом обществе было принято делать упор на первые две составляющие. В личности государство пыталось воспитать высокоморальные качества, ответственность, понимание роли влияния своих поступков на жизни других людей.

Касаемо современного общества, психологи и социологи определяют смещение акцента именно на боязнь ответственности, определенных взысканий, штрафов и страх перед системой наказаний. Именно эти внешние факторы определяют сегодня степень повиновения законам общества и государства.

Исторические примеры соблюдения законов

Почему важно соблюдать законы, в 7 классе среднеобразовательной школы знают все. На уроках истории учителя рассказывают о примерах выдающихся исторических личностей, повиновавшихся правилам, какими бы несправедливыми они ни были.

Одной из таких персон является Сократ, который, к слову, и выделил в структуре науки того времени именно пласт знаний о человеческой личности. Получив несправедливое обвинение и будучи приговоренным к смертной казни, ученый имел возможность сбежать из тюрьмы с помощью своих друзей, скрыться от правосудия и таким образом сохранить жизнь. Но именно уважение к системе и внутренняя мораль не позволила философу этого сделать. Когда пришел час казни, Сократ, произнеся свою знаменитую речь, достойно принял свою участь, самостоятельно выпив яд.

Известные примеры неповиновения государству

На собственном примере узнать, почему важно соблюдать законы, имели возможность некоторые личности и группы лиц, известные сегодня.

В отечественной истории одним из примеров неповиновения законам и правилам стали жители Пскова и Новгорода, отказавшиеся платить непомерно высокие суммы за хлеб в середине XVII века. Царь Алексей Михайлович отправил на мятежников свои войска, которые разбили восставших. Несмотря на неправомерность слишком высоких цен, закон был един для всех, и допустить его несоблюдения царь не мог.

Более поздним примером неповиновения стало восстание на броненосце «Потемкин». Матросы, отказавшиеся подчиняться, подняли бунт, убили нескольких офицеров, но из-за отсутствия предварительного плана были вынуждены впоследствии сдаться.

Основания соблюдать законы государства

Почему важно соблюдать законы? Уроки 7 класса в рамках программы по обществознанию показывают школьникам, по каким причинам необходимо подчиняться закону. Это исходит из самого определения общественных правил.

  1. Закон обеспечивает порядок.
  2. Закон восстанавливает общественную справедливость.
  3. Закон предоставляет свободу действий в рамках ненанесения вреда окружающим.
  4. Закон гарантирует наказание с целью неповторения беззакония в будущем.

Все эти обоснования подчеркивают внешнюю составляющую мотивации подчиняться правилам, определяемым обществом и управленческими структурами.

Личностные мотивы

Важнейшим моментом в рассматриваемом вопросе остается значение личностных моральных качеств человека. Почему важно соблюдать законы, обществознание 7 класса определяет исходя из осознания учениками внутренних побуждений следования правилам. Основными положениями личностных мотивов в данном случае являются:

  • Целостность личности, нежелание деструктивного влияния человека на самого себя.
  • Осознание последствий своих действий для окружающих.
  • Понятие итогов несоблюдения законов для самого себя в перспективе.

Таким образом, исторически сложилось, что человек как социальное существо просто обязан соблюдать некоторые правила. Речь идет и о государственных законах, и об общечеловеческих. Мотивы повиновения могут быть разными, определяются они внутренними и внешними факторами, как бы там ни было, главным остается одно: закон един для всех и соблюдение его обязательно для каждого.

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.
Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.
Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

Закон устанавливает порядок в обществе

Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.
Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.
Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.
Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.
К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.
В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.
Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.
Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».
А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».
Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.
Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.
Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…
Статья 19. Все равны перед законом и судом.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.
Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.
Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?
Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.
Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.
У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.
Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс

1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».

Закон — это правила, которые:
1) устанавливает государство;
2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

1) упорядочивают жизнь
4) облегчают принятие решения
5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Изначально, функцию законов исполняли обычаи.

3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их - идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти - наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие - целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона - философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
С точки зрения того времени противоречия нет.
С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Тема: Почему важно соблюдать законы

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникно­вения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; пони­мать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; метапредметные - 1) комму никативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

Вопросы к классу .

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Почему важно соблюдать законы».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1.Закон устанавливает порядок в обществе.

2.Закон стремится установить справедливость.

3.Закон устанавливает границы свободы поведения.

Введение в новый материал

На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила по­ведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

Удается ли законам защитить человека? Почему люди стре­мятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

Работа по теме уроков

1. Закон устанавливает порядок в обществе

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы па доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятие «закон».)

Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на во­просы.

Текст учебника

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж, одним словом -непорядок. Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже 16-XVII вв. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Федорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей гибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре. 1

Смута поселилась прежде всего в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться ее недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости. Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

Дополнительный материал

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством пра­вил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского го­сударства - предусматривались не только различные наказания за при­чинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «пра­вильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Вопросы к классу

Чем грозит государству отсутствие законной власти?

Зачем люди принимают законы?

Почему важно соблюдать законы?

(Ответы учеников.)

Вывод. Порядок-это правильное устройство, вся наша жизнь основывается на определенном порядке. Люди работают, учатся, отдыхают, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно. Люди придумали юридические законы. - правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

К сожалению не все люди соблюдают законы.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто со­блюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не счи­тает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою по­зицию, подтвердив ее примерами.

Вопрос к классу

Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

(Ответы учеников.)

2. Закон стремится установить справедливость

Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к не­обходимости соблюдения закона.

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? По­пробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

Игра «Незрячий - поводырь». Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ро­лями. Не существует никаких правил и ограничений при пере­движении.

Вопросы к классу

Легко ли было передвигаться? Что мешало?

Какие правила игры вы бы хотели установить?

Какие выводы вы сделали?

(Ответы учеников.)

Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюде­нии взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не мо­жет уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

Жил в Древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он был не только вы­дающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государствен­ных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполне­ния гражданских обязанностей - посеще­ния народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

Сократ не раз критиковал тех государствен­ных деятелей, которые допускали неспра­ведливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Од­нажды по ложному доносу Сократа при­влекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равно­сильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако фило­соф наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? - говорил он друзьям. - А кроме того, какой дурной пример для молодё­жи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

Вопросы:

Сергей заявил, что Сократ все-таки должен был послушаться совета друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осужден несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты бы дал Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

    Какая позиция вам ближе?

    Кто, на ваш взгляд, прав?

(Ответы учеников.)

Вывод:

Объясни, в чем состоит смысл справедливости? Почему люди к ней стремятся?

Чтобы каждый получал то, на что он имеет право. Она помогает устанавливать добрые отношения между людьми, определять права и обязанности каждого члена общества, вознаграждать за добрые дела, за плохие-наказывать

Каков наиболее надежный способ установить справедливость в обществе?

С помощью законов, они устанавливают равенство перед законом, определяют права и обязанности каждого. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

3.Закон устанавливает границы свободы поведения

Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

Задание: работая в группах и используя слова для справок характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, кара­ет, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

(Закон защищает граждан от произвола властей. Закон уста­навливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавли­вает нарушенную справедливость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

    Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и ува­жать закон» на с. 30 учебника.

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутрен­ней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учиты­вает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижа­ют других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в ча­сти 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь­ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается про­паганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ста­вит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной мно­гих неприятностей для окружающих и для самого наруши­теля.

Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона на­носит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отноше­ния с окружающими.

Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

Вопросы к классу

К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

Почему свобода не может быть беспредельной?

Подведение итогов уроков

Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сфор­мулирует выводы.

Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

Как жила Россия в период Смутного времени?

Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

С чего начинается порядок?

Какие законы вы знаете?

Как поступает государство по отношению к тем, кто нару­шает законы?

Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

Выводы, к которым пришла первая группа

1.Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

2.Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

3.Законов много, и каждый из них помогает налаживать по­рядок в какой-то определенной области нашей жизни.

4.Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непре­менно наказывать.

5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы стремятся установить справедливость.

Вопросы для второй группы

Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

Почему справедливость нужна людям?

Каким способом люди издавна стремились утвердить спра­ведливость в обществе?

Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает уста­новить справедливость в обществе?

Выводы, к которым пришла вторая группа

1.Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанав­ливать добрые отношения между людьми.

2.Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

3.Самый надежный способ добиться справедливости в обще­стве - с помощью законов.

4.У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

5.Наказание провинившегося должно быть справедливым.

6.Конституция РФ помогает установить справедливость в об­ществе.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объ­ясните, почему законы устанавливают границы свободы поведе­ния человека в обществе.

Вопросы для третьей группы

В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

Как юридическая наука определяет смысл термина «сво­бода»?

Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

Почему законы действуют ради свободы человека?

Выводы, к которым пришла третья группа

1.Законы действуют ради свободы человека.

2.Свобода - нормальное состояние человека.

3.Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

4.Свобода имеет границы и ограничения.

5.Быть свободным - не значит вольничать.

6.Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально) из рубрики «В классе и дома»

5.В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

6.Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи при­меры. Каковы могут быть последствия нарушений?

В человеке внутри заложено стремление к упорядочиванию чего-либо. Люди часто собирают модели железных дорог, городов, которые упорядочены, доведены до совершенства. Это касается и обычной уборки в доме. Каждый школьник берется за такую работу без энтузиазма, но со временем, выработав определенную систему, он приводит комнату в порядок, желая довести его до идеала, но порядок сохранить на долгое время никогда не получается (рис. 1).

Каждый человек является маленькой частью глобальной системы, и то, что происходит с ним в жизни, – это небольшой прообраз того, что происходит в обществе. Человек убрался в квартире, создал порядок в своем быту, то же касается и общества, человек и его должен упорядочить, чтобы не было хаоса, так как тогда человеческая жизнь будет неопределенной и неуравновешенной. Люди нуждаются в тепле, в пище, в получении образования, получении медицинского обслуживания, в организованном отдыхе. Механизмы, с помощью которых эти процессы организовываются, выдуманы давно и называются они законами.

Законы

Закон – писаные правила поведения человека. Существует один главный закон, который определяет границы для того, чтобы были написаны все остальные законы. Такой закон называется Конституцией. Он и формулируется как основной закон государства. Конституция – рамочное соглашение, потому в ней описаны все стороны, определяющие жизнь людей в той или иной стране. Если там написано, что гражданин отдельно взятого государства ни при каких обстоятельствах не может быть лишен жизни, это значит, что ни один закон, написанный в последующем, не может посягнуть на человеческую жизнь. И это касается всего остального.

Конституция – Основной Закон государства

Современное общество – очень сложный механизм. В нем много всевозможных связей, ситуаций, возникающих каждый день, потому никакой единый закон, какой бы полный он ни был, не может описать все те события, которые происходят с человеком в его повседневной жизни, а тем более Конституция, которая носит самый общий характер. Для того чтобы регламентировать повседневную жизнь людей, существует масса узконаправленных законов («Закон об образовании», «Закон о здравоохранении»), всевозможные кодексы – своды законов, касающиеся разных направлений общественной жизни (Кодекс законов «О семье», «Трудовой кодекс» и т. д.).

Законы и кодексы

Законов великое множество, и знание их требует изучения специальной дисциплины, обучения специалистов по правоведению. Таких специалистов называют юристами. Их деятельность охватывает большое количество разных сфер и направлений, обладающих определенной спецификой. Существует множество юридических профессий: адвокат, прокурор, судья и т. д. (рис. 2).

Профессия юриста

Неоднократно было отмечено, что все люди разные, и к сожалению, многие не имеют чувства справедливости и ответственности. Некоторые люди нарушают законы, и это плохо, вредно и опасно. Любой человек может подумать, что ничего страшного в небольшом отходе от буквы закона нет, если так он добьется определенного успеха в каком-нибудь деле. Но право человека ограничивается правом его соседа, и обходить закон, написанный для всех, по определению нельзя.

Нарушение закона

Совершив какое-то противоправное действие, нарушая закон, человек тем самым нарушает всю систему. На примере обычной вазы можно показать и хрупкость системы. Сделав противоправный поступок, человек разбивает целостность вазы (системы) (рис. 3).

Рис. 3. Ваза как символ человеческого общества ()

Уголовный кодекс

Для людей, которые совершают преступления, существует Уголовный кодекс.

Уголовный кодекс – свод законов, который регламентирует поведение общества относительно тех людей, которые переступают закон, нарушая в опасной форме жизнь и деятельность общества и отдельно взятых граждан. Это жесткая система мер наказания вплоть до лишения свободы (рис. 4).

Рис. 4. Итог преступных действий ()

Свободное общество

В каждом государстве существует система законов, государство имеет специальный аппарат чиновников, которые должны следить, чтобы граждане исполняли законы. Государство имеет свои правоохранительные органы и систему, исполняющую постановления суда.

В философии существует мысль о том, что человеческое общество может жить и без государства, существовать без всей мощной структуры охраны порядка. Для этого необходимо лишь четкое понимание каждым человеком того, что надо соблюдать законы. Если каждый будет исполнять законы, не ущемлять интересы другого человека, тогда никому не будут нужны милиционеры, тюрьмы, прокуратура, все чиновники, на которых тратится огромное количество денег по их содержанию, и само государство. Проблема здесь лишь в одном. Построить такое общество, а это анархия – общество, в котором нет государства, – крайне сложно. Все люди разные, одни выполняют законы, другие сознательно пренебрегают ими, считая, что их эгоистические интересы важнее интересов всего остального общества. Результат построения свободного общества предвидеть сейчас нельзя, так как построить такое справедливое общество всеобщего благоденствия, скорее всего, невозможно. Возможно, в будущем, когда люди станут намного умнее и научатся все, без исключения, выполнять законы, такое общество будет построено.

Для чего соблюдают законы?

Даже такая жесткая система наказаний основана по принципу справедливости. Философы говорят: «Справедливость – это когда каждому воздается по его правам». Если человек нарушает права, то он должен понести за это ответственность, если чьи-то права были ущемлены, то они должны быть компенсированы.

Законы не защищают слабых от сильных. Законы защищают добропорядочных и законопослушных людей. Для того чтобы был порядок, необходима система, любое нарушение системы разрушает ее, потому и существуют законы. Всякого рода ограничения и правила, законы служат, чтобы сохранить человеческую свободу. Оговаривая рамки человеческого поведения, законы устанавливают именно то поле, где человек абсолютно свободен.

Подводя итог, нужно отметить, что у человеческого общества нет другого пути. Если люди не хотят глобальной катастрофы, если люди не хотят в будущем увидеть мир в том виде, в котором его представляют фантасты, где правит только сильный – надо соблюдать законы. «Dura lex, sed lex» – «Закон суров, но это закон» – говорили древние римляне. Эта основа римского права и сейчас остается основой человеческого общества.

Домашнее задание

  1. Запишите несколько причин, почему надо исполнять законы.
  2. Найдите в интернет-ресурсах несколько правовых систем древнего мира и средних веков, чем они отличались от современного права?
  3. Напишите небольшое сочинение на тему: «Исполнение законов – моя гражданская обязанность».
  4. *Проведите опрос в классе, насколько часто ваши сверстники делают мелкие административные правонарушения (перебегают дорогу на красный свет или переходят ее в неположенном месте, не покупают билет в городском транспорте и т. д.). Сделайте выводы. Как вы считаете, можно ли решить эту проблему, и каким способом

Источники