Какая отрасль права регулирует порядок заключения сделок. Какие существуют отрасли права. Административное право различных государств

Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм , их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про-явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи-тельно самостоятельных комплексов правовых норм , регулирующих од-нородные группы общественных отношений (отраслей права).

Отрасль права - это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча-сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо-бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы - исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.

В системе современного российского права объединены следую-щие основные отрасли:

1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак-репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу-дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно-мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.

2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше-ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор-мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен-ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин-ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс-кий кодекс РФ.

3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об-щественные отношения в сфере государственного управления, исполни-тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до-рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо-жарных норм и т.п.).

Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде-рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи-мые кодификационные действующие акты в этой области.


4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас-ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен-ности за нарушение трудовой дисциплины.

Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко-декс.

5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе-ре финансовой деятельности государства (формирование государствен-ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова-ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо-вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт - Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей-ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело-веческого общества.

7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли-вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре-доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос-ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ-ных посягательств.

9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.

Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста-навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно-шению друг к другу, меры защиты этих отношений.

Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж-данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле-нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз-нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж-данского и уголовного, семейного и земельного и др.).

Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе-еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель-ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто-янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив-ной.

Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм, их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про­явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи­тельно самостоятельных комплексов правовых норм, регулирующих од­нородные группы общественных отношений (отраслей права).

Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча­сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо­бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы -исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.

В системе современного российского права объединены следую­щие основные отрасли:

1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак­репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу­дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно­мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.

2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор­мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен­ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин­ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс­кий кодекс РФ.

3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере государственного управления, исполни­тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до­рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо­жарных норм и т.п.).

Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде­рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи­мые кодификационные действующие акты в этой области.

4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас­ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен­ности за нарушение трудовой дисциплины.

Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко­декс.

5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе­ре финансовой деятельности государства (формирование государствен­ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова­ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо­вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт -Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей­ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело­веческого общества.

7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли­вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре­доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос­ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ­ных посягательств.

9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.

Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста­навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно­шению друг к другу, меры защиты этих отношений.

Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж­данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле­нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж­данского и уголовного, семейного и земельного и др.).

Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе­еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель­ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто­янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив­ной.

Отрасли права

Система права и правовые системы. Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1. Понятие системы права и правовых систем.

2. Отрасли права.

Система права – это объективно существующая внутренняя структура прав, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений. Её первичным элементом является правовое предписание – норма права.

Деление системы права на отдельные части зависит от того, какую область общественных отношений регулируют те или иные нормы, т.е. критерием выделения отраслей в системе права становится предмет правового регулирования. Дополнительный критерий для выделения отраслей в системе права – метод правового регулирования.

В современном мире существует три вида правовых систем :

1) романо-германская (характеризуется строгой системностью, основной источник права- закон, нормативно-правовые акты, которые подлежат кодификации и систематизации),

2) англо-саксонская (основные источника права - судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, система права казуистична),

3) традиционно-религиозная и мусульманская (основной источник права - религиозные каноны, догмы, обычаи).

Отрасль права совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Кроме выделения отраслей в структуре права, юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, обеспечивающих частный интерес отдельных личностей, коллективов, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами.

Публичное право образуют нормы, защищающие общее благо, публичный интерес, оно связано с полномочиями и организационно-властной деятельностью государственных органов, закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное право. Это совокупность норм, закрепляющих основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения граждан России, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство Российской Федерации и систему ее государственных органов. Нормы государственного права определяют политическую и экономическую основу общества, деятельность государства в области социального развития и культуры, внешней политики и защиты Отечества, регулирует взаимоотношения государства и личности, устанавливают систему, порядок образования и принципы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления. Государственное право – ведущая отрасль права, так как оно закрепляет основы всей государственной и общественной организации страны.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства. Более того, по структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс .

Административное право совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, а также определяющих структуру и компетенцию этих органов. Именно нормы административного права регламентируют деятельность управленческих органов (правительств, кабинета министров), министерств, федеральных служб и агентств, органов местного самоуправления.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности участников этих отношений. Гражданское право определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательственные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и с их участием. К числу неимущественных прав относятся защита чести, достоинства и деловой репутации, возмещение морального вреда и др. Участниками регулируемых гражданским правом отношений являются граждане и организации; в них могут также участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Парламентское право – особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ним организационные отношения, сам процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти и избирательным корпусом. Парламентское право трудно полностью отделить от конституционного права, так как, во-первых, оно вышло из недр конституционного права, а во-вторых, нормы конституционного права составляют неотъемлемую часть парламентского права, его основные начала. Вместе с тем парламентское право не только проявило все качества самостоятельной отрасли права, но и все больше обособляется от конституционного права. Парламентское право включает в себя материальные и процессуальные нормы, но со значительным преобладанием последних. Парламентское право является подотраслью конституционного права (однопорядковой в этом смысле с избирательным правом).

Трудовое право отрасль права, регулирующая общественные отношения между работниками и работодателями по поводу непосредственного приложения труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и т.п.), между администрацией и профсоюзными органами, порядок рассмотрения трудовых споров.

Уголовное право отрасль права, нормы которой устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Регулирует отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными управомоченными органами.

Уголовно-исполнительное право система юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия.

Кроме «материальных» отраслей права, перечисленных выше, существуют и отрасли «процессуального права», связанные с применением правовых норм судами.

Гражданское процессуальное право отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, т.е. осуществления правосудия по гражданским делам, а также порядок исполнения (в том числе и принудительного) постановлений судов и некоторых других органов.

Уголовно-процессуальное право - отрасль права, которая регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел; ее порядок и содержание, возникающие при этом правоотношения.

Международное право совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения.

Вопросы и задания по теме:

1. Что лежит в основе выделения различных отраслей права?

2. Сравните предметы регулирования гражданского и уголовного права.

3. Какой отраслью права регулируются общественные отношения между работниками и работодателями?

4. Рассмотрите частные случаи и подумайте, какой отраслью права будут регулироваться сложившиеся в них отношения:

а) остановка водителя сотрудником ГИБДД (ГАИ) за превышение скоростного режима;

б) покупка жилого помещения;

в) товарно-денежные отношения между гражданином Российской Федерации и иностранной компанией;

г) раздел имущества при разводе;

д) побег военнослужащего срочной службы из воинской части;

е) появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения;

5. В последнее время возникают новые отрасли права: корпоративное, медицинское, образовательное, парламентское, страховое, экологическое, экономическое и др. Попытайтесь охарактеризовать предмет регулирования названных отраслей права.

6. Охарактеризуйте систему права и правовую систему.

Правовые акты и литература:

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 1999.

3. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

4. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Основы российского права. М., 2001.

5. Основы права: учебник /под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

6. Правоведение: учебник для неюрид. вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

4. Общая характеристика отраслей российского права

Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

1. Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право . Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

4. Земельное право . Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы - не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования - диспозитивный.

8. Семейное право . Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный.

10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это свидетельствует о признании конструктивного влияния России как великой державы на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики.

С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Сегодня граждане РФ могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.

Административное право

Администрати́вное пра́во - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, налоговым правом, экологическим правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, был правовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право - наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния. Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

Понятие административного права

Административное право - совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

Административное право существует в «двух „данностях“ - в сфере государ­ственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на авто­номный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право - их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

  • Военное право
  • Право государственной безопасности
  • Право внешних сношений
  • Таможенное право
  • Экономическое право
  • Финансовое право
  • Социальное право

Межотраслевые институты:

  • институт гражданства
  • институт государственной службы
  • институт административной ответственности[источник не указан 212 дней ]

Классификация административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

  1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
  2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: Отношения, в которых один из участников подчинен другому, - вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права. Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, - горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными членами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
  3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются административными правонарушениями.

Суть методов административного права

  1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Функции административного права

  1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
  4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

Источники административного права

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

На федеральном уровне:

  1. Конституция РФ
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
  3. Постановления Конституционного Суда РФ
  4. Законы РФ о поправке к Конституции РФ
  5. Федеральные конституционные законы
  6. Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ
  7. Нормативные указы Президента РФ
  8. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
  9. Нормативные постановления Правительства РФ
  10. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
  11. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ
  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  3. Законы субъектов РФ
  4. Нормативные акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ
  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

  1. Уставы муниципальных образований
  2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
  3. Нормативные акты главы муниципального образования
  4. Нормативные акты местной администрации

Система административного права

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права

  • Общая часть
    • Предмет
    • Формы и методы
    • Субъекты административного права
    • Ответственность по административному праву
    • Административный процесс
  • Особенная часть
    • Экономическая сфера
    • Социально-культурная сфера
    • Административно-политическая сфера
    • Межотраслевая

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Граждане и юридические лица (граждане РФ, иностранные граждане, негосударственные (неправительственные) организации)
    3. Федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства)
    4. Государственная служба (гражданская, военная, дипломатическая, силовая)
    5. Акты государственной администрации
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации
    1. Подчинённых Президенту
      1. Оборона
      2. Государственная безопасность
      3. Внутренние дела
      4. Иностранные дела
      5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
      6. Юстиция
    2. Подчинённых Правительству
      1. Экономика
      2. Финансы
      3. Здравоохранение
      4. Образование
      5. Транспорт
      6. Связь и информация
      7. Культура, спорт, туризм
      8. Социальная сфера
    3. Прочей подчинённости
      1. Счётная палата
  3. Специальная часть. Административная ответственность (нормы из КоАП РФ).

Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М. Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду «мобильности» самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

Административное право различных государств

Административное право Беларуси

Основная статья: Источники административно-правовых норм в Беларуси

Административное право Украины

Основная статья: Административное право Украины

Административное право Канады

Основная статья: Административное право Канады

Административное право Канады - вторая отрасль публичного права Канады. Оно занимается организацией государственной службы и отношениями этих служб с частными лицами.[источник не указан 2374 дня ]

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления – административным правом, брачно-семейные отношения – семейным правом и др.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права.

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные отрасли регулируют объем прав и обязанностей субъектов (гражданское, трудовое, уголовное право). Процессуальные отрасли регулируют порядок производства по гражданским и уголовным делам (гражданский, уголовный, арбитражный процессы). Процессуальные отрасли содержательно, функционально связаны с материальными, раскрывают порядок разрешения конфликтов, когда права и обязанности субъектов не могут реализоваться, например, из-за правонарушения. Это двусторонняя и взаимная связь.

Краткая характеристика основных отраслей права означает рассмотрение конкретного предмета и метода правового регулирования.

Конституционное право – отрасль права, устанавливающая основы конституционного строя, правовое положение личности, форму правления и государственного устройства. Преобладающий метод правового регулирования – императивный. В конституционном праве сосредоточены основные правовые режимы, находящие детализацию в других отраслях права. «Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения».

Административное право – регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства; преобладающий метод – императивный. Административное право является публично-правовой отраслью. Административно-правовые отношения складываются «в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов».

Гражданское право – является совокупностью норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод – диспозитивный. Подотраслями гражданского права являются: вещное право, обязательственное право, личные неимущественные права, право интеллектуальной собственности, наследственное право.

Гражданское право составляет основу всего частноправового регулирования. «Общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на это счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства. Это касается семейного права, а также ряда институтов трудового, природоресурсного, экологического права».

Уголовное право – регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, устанавливая определенную систему наказаний и освобождения от наказания. Преобладающий метод регулирования – императивный. Уголовное право является совокупностью норм, «определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания».

Уголовно-исполнительное право – отрасль, которая регулирует условия и порядок назначения и отбывания наказания, устанавливает виды исправительных учреждений в соответствии с характером и степенью тяжести совершенного преступления, порядок функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы, права и обязанности осужденных и др. «Основанием возникновения уголовно-правового отношения является факт совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, а уголовно-исполнительного – обвинительный приговор суда; уголовно-правовое отношение возникает в момент совершения указанного деяния, уголовно-исполнительное – с момента вступления обвинительного приговора в силу».При этом указывается, что субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее общественно опасное деяние и государство, а субъектами уголовно-исполнительного отношения– осужденный и учреждения, исполняющие наказания.

Уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам (дознания, следствия, судебного разбирательства). Уголовный процесс является деятельностью правоохранительных органов «по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности».Уголовный процесс является формой жизни уголовного закона.

Гражданско-процессуальное право – является совокупностью норм права, регулирующих порядок процедурных (процессуальных) действий по гражданским делам. В рамках гражданского процесса выделяют в основном исковое производство, производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений и особое производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение, дела об усыновлении, о восстановлении прав по утраченным документам и др.). «Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность гражданских процессуальных норм, регламентирующих правоприменительную деятельность судов общей юрисдикции по защите оспариваемых или нарушенных субъективных прав граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также организаций, как пользующихся, так и не пользующихся правами юридических лиц».Таким образом, предметом гражданского процесса как специальной деятельности суда в определенной процессуальной форме, является рассмотрение в суде конкретных гражданских дел. Другими словами, гражданское процессуальное право «регулирует порядок осуществления гражданского процесса, выступающего в качестве основного элемента данной отрасли права. Российское гражданское процессуальное право относится не к частному, а к публичному праву, поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется от имени государства».Наиболее тесно гражданское процессуальное право связано с материально-правовыми отраслями частного права: гражданского, трудового, семейного и др.

Финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию, контроль за порядком исчисления и взимания налоговых платежей и в целом – отношения по накоплению и распределению финансовых потоков. Финансовая деятельность государства включает в себя деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Оно регулирует общественные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства для обеспечения его задач и функций.Финансовое право включает в себя прежде всего бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и расходов, порядок банковской деятельности, денежных расчетов, валютное регулирование и др. Н.И.Химичева определяет, что финансовое право является «совокупностью норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач».

Семейное право – это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения, устанавливает права и обязанности супругов, родителей, детей, опекунов, попечителей и других субъектов по отношению друг к другу и к обществу и государству в целом. Оно подробно регулирует порядок заключения и расторжения брака, имущественный и другие режимы совместной деятельности сторон, основанные на факте заключения брака или на основе иных фактов, подпадающих под соответствующие методы регулирования (алиментные отношения, отношения по признанию отцовства (материнства), охрана прав несовершеннолетних детей, законный и договорной режим раздела имущества, отношения по воспитанию детей и попечению за нетрудоспособными родителями, другими родственниками). М.В.Антокольская отмечает, что «семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, – между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей».Семейное право на современном этапе детально регулирует семейные правоотношения, брак, правоотношения родителей и детей, алиментные обязательства, усыновление, опеку и попечительство над несовершеннолетними, семейные отношения с участием иностранного элемента.

Трудовое право – объединяет нормы, которые устанавливают порядок трудовых отношений, заключения и расторжения трудового договора, отношения социального партнерства, режим рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и охрану труда, материальную ответственность сторон трудового договора, порядок защиты прав работников, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, особенности регулирования труда отдельных категорий работников и ответственность за нарушение трудового законодательства. Трудовое право «регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России».В систему трудовых правоотношений входят также отношения по организации труда и управления трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и др.

Земельное право – отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей. Оно включает в себя порядок регулирования права собственности и иных вещных прав на землю, правовые основы землепользования. Основным предметом регулирования земельного права являются: государственное управление земельным фондом, охрана земель, а также правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения, режим земель поселений и предоставленных для целей недропользования, земель лесного фонда, водного фонда, земель запаса и особо охраняемых территорий.

Экологическое право – представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. специфически экологические отношения по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов, режим особо охраняемых природных объектов и др. Экологическое право как отрасль права определяет экологические функции государства, экологические права и обязанности граждан, право собственности на природные ресурсы, право природопользования и его виды, юридическую ответственность и др.

Предпринимательское право – комплексная отрасль права, определяющая порядок ведения предпринимательской деятельности (связанной с получением прибыли) для граждан и юридических лиц, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, государственное регулирование (налоговое, правовое), договорные отношения, способы обеспечения обязательств, правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей, ответственность за нарушение договорных обязательств, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и др. Предметом предпринимательского права является «нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих общественные отношения в области предпринимательской деятельности».Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, государственные предприятия, производственные кооперативы, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с учредительными документами.

Коммерческое право (торговое) право регулирует отношения, возникающие в сфере торговли, т.е. предметом регулирования коммерческого права является порядок осуществления торговой деятельности.

Жилищное право – является системой правовых норм, регулирующих отношения в связи с использованием жилых помещений государственного, ведомственного, муниципального и частного жилищных фондов, порядок найма жилья и проживания, отношения по управлению жильем, приватизации жилья, ответственности за нарушение жилищного законодательства.

В науке также принято деление отраслей права на профилирующие (главные, базовые отрасли), специальные (регулирующие особые сферы отношений) и комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей). Путем создания комплексных отраслей права (предпринимательского, коммерческого, экологического и др.) происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно-процессуальное, административно-процессуальное и др.

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.

Различные отрасли права отличаются друг от друга предметом регулирования. Предмет правового регулирования отрасли права – это однородная группа отношений, регулируемых группой правовых норм.

Кроме того, некоторые отрасли права сформированы по объектам правового регулирования. Так, в Конституции говорится о следующих отраслях законодательства: земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, жилищное законодательство, а также семейное законодательство и трудовое законодательство. Они отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ).

Конституция РФ является исходной базой всех других отраслей права. Закрепленные ею принципы выступают ведущим правовым началом всех остальных его отраслей.

Можно выделить следующие основные отрасли права :

1) конституционное (регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ);

2) административное (связано с осуществлением исполнительной власти);

гражданское (регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права);

3) земельное (предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей);

4) семейное (посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями);

5) трудовое (рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности);

6) уголовное (предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение) и иные.

Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих правоотношения в определенной сфере. Отрасли права не изолированы друг от друга. Каждая отрасль права находится в устойчивой связи с другими отраслями права. Связанность общих институтов выражается в том, что они имеют нормы, которые относятся к разным отраслям права. Отраслей права, которые бы резко дисгармонировали с другими, действующая система российского права не знает.

Классификация отраслей права:

1) материальные – в том случае, если они регулируют материальные или общественные отношения (гражданское право, уголовное);

2) процессуальные – предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное).

Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Разъяснение

Отрасль права - это совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасль права это наиболее крупная составная часть системы права. В России большинство отраслей права регулируются соответствующим кодексом (например, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и т.д.).

Отрасли права подразделяют на:

1) Базовые отрасли права - конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;

2) Специальные отрасли права - трудовое право, земельное право, финансовое право, налоговое право, право социального обеспечения, семейное право;

3) Комплексные отрасли, регулирующие конкретные сферы деятельности. В комплексных отраслях соединяются правовые институты базовых и специальных отраслей права. Примеры комплексных отраслей праа: торговое право, морское право.

Отрасли права подразделяются и на:

Материальные отрасли права - регулируют непосредственно общественные отношения (Гражданское право, Уголовное право и т.д.)

Процессуальные отрасли права - регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей (Гражданско-процессуальное право, Уголовно-процессуальное право).

В книге "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 разъясняется:

"Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образу ют качественно новый компонент системы права - отрасль права.

Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязан ных правовых институтов, регулирующих относительно самосто ятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Каждая отрасль права имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, оп ределяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.

В пределах отрасли определяется также своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях. Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет."