Какая пошлина для апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба на решение районного суда: образец, правила подачи, госпошлина. Как распределяется государственная пошлина

Форма государственного устройства – это национальногосударственная и административно-территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Форма государственного устройства может быть простой или сложной. Простое государственное устройство – унитарное государство – отличается полным политическим единством. Сложным государственным устройством является федерация.

В табл. 2.2 показаны основные различия между унитарным и федеративным государством.

Таблица 2.2

Федерация и унитарное государство

Федерация

Унитарное государство

Союзное, децентрализованное государство, состоящее из государственных образований, в котором разграничивается компетенция между федеральными органами власти и органами власти его частей (субъектов)

Единое государство

Признаки федерации

Признаки унитарного государства

  • – административно-территориальные единицы не имеют признаков государственности;
  • – единая конституция;
  • единая система высших органов власти;
  • – единое гражданство;
  • – единая налоговая

и финансовая системы;

местные органы подчиняются центральной власти

Современные унитарные государства отнюдь нс являются одинаковыми. В силу исторических, социально-экономических, национальных и других особенностей развития эти государства приобрели, наряду с общими, и особые черты.

Если территория унитарного государства делится только на административно-территориальные единицы – это простое унитарное государство. Унитарное государство может быть сложным, если наряду с административно-территориальным делением включает в себя автономные образования.

Автономия в широком смысле означает предоставление любой части государства или всем однопорядковым частям (например, всем областям в Италии) какой-либо формы самостоятельности, внутреннего самоуправления.

По степени зависимости местных органов от центральных, унитарные государства могут быть:

  • централизованными (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники);
  • децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью);
  • смешанными (сочетают в себе черты централизованного и децентрализованного государств).

Как и унитарные государства, федерации также могут быть различными. Разные виды федеративных государств показаны в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Виды федеративных государств

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции. Исключением был бывший СССР, в конституции которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным, механизм его осуществления в конституции нс устанавливался, а закон СССР (1989 г.) о порядке выхода союзных республик из состава СССР по существу свел это право на нет.

Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа нрава наций на самоопределение.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение нрав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации на самоопределение над правами человека всегда следует задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выход из федерации, образование самостоятельного государства.

К специфическим формам государственного устройства следует также отнести формы межгосударственных объединений , прежде всего, конфедерацию, а также содружество, сообщество и ассоциация.

Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Конфедерация – государственный союз суверенных государств. Основные характеристики конфедерации показаны в табл. 2.4.

Классический пример конфедеративного союза – США с 1781 по 1787 г. С 1815 по 1848 г. конфедерацию образовывали швейцарские кантоны (официальное название этого государства – Швейцарская конфедерация – не отражает его федеративного устройства). С 1958 по 1961 г. существовала Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии, а в 1980-е гг. – конфедерация Гамбии и Сенегала.

Еще более "размытыми" являются такие формы государственного устройства, как содружества, сообщества, ассоциации.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Таблица 2.4

Характеристика конфедерации

Основные характеристики

В конфедерации отсутствуют

  • – Создается для решения определенных задач: политических, военных, экономических, социальных и др.;
  • – государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свой суверенитет;
  • – общие руководящие органы создаются только для выполнения задач союза;
  • – субъекты конфедерации могут свободно выходить из ее состава (право сецессии);
  • юридическое оформление происходит путем заключения договора;
  • – в развитии имеет две тенденции: к распаду (если цель достигнута)

и к трансформации в федерацию (если сложились устойчивые связи)

  • – Суверенитет конфедерации;
  • – гражданство конфедерации;
  • – единая территория;
  • – конституция и законодательство: органы конфедерации могут издавать нормативные документы, но они носят рекомендательный характер или для вступления в силу они должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации;
  • – общие налоги;
  • – общая конфедеративная собственность

Объединяющие эти государства признаки могут касаться:

  • – экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);
  • – права (уголовного, гражданского права, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);
  • – языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций);
  • – культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных, элементов);
  • – религии (но не всегда).

Однако, содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

Содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза государств.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств.

В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения. В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств) и надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Монархические государства могут быть объединены в унии (личные или реальные), вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Как правило, насильственным объединением государств является империя. Объединение осуществляется либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления. Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, к примеру, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но, в основном, империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического) и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

Таким образом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если па начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития.

Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. (Вспомним, что одним из признаков государства является территориальная организация государственной власти). То есть это элемент формы государства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства, как соотносятся между собой составляющие ее элементы.

Различают следующие виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Унитарное (от лат. unitas – единство) государство – это простое, единое государство, составные части которого являются административно-территориальными образованиями, не обладающими политической властью, признаками суверенитета.

К признакам унитарного государства относятся:

· единство и однородность территории;

· деление страны по административно-территориальные единицы (районы, края, округа и т.д.);

· отсутствие на территории государства частей, обладающих статусом государственного образования;

· единая конституция;

· единый законодательный, исполнительный и судебный органы;

· единое гражданство;

· единая правовая система.

В рамках унитарного государства могут быть автономные образования, пользующиеся определенной самостоятельностью, но политической властью они не обладают.

К унитарным государствам относятся большинство современных государств.

Федеративным (от лат. foederatio – союз, объединеие) является государство, представляющее собой форму политико-территориального или национально-государственного устройства - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Если в унитарном государстве составляющие его части являются административно-территориальными образованиями, то здесь - образованиями политическими, то есть осуществляющими политическую власть. Следовательно, в отличие от унитарного государства здесь имеются и общие (федеральные) органы власти, и ораны власти отдельных субъектов федерации.

Признаки федерации:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые в то же время не обладают полным суверенитетом;

· субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам;

· субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции;

· высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру. При этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

· организация государственной власти и система органов федерации определяется Конституцией страны и федеральным законодательством.

Государственные образования, входящие в состав федерации, (субъекты федерации) могут называться по-разному: штаты, провинции, земли, кантоны, республики и т.д. Иногда в одном и том же государстве, например, в России, субъекты имеют различное наименования (республики, края, области).

Федерации организуются по различным основаниям. Они могут быть как территориальными, так и национальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения субъектов по территориальному принципу. В этом случае компетенция субъекта федерации определяется лишь территорией, на которую распространяется ее власть. По территориальному принципу построены большинство федераций (США, Мексика, Бразилия, ФРГ и т.д.).

В национальных федерациях субъекты объединяются на основе проживания в них национальностей. По этому принципу были образованы СССР, Югославия, Чехословакия. С учетом национальных моментов построены федерации Бельгии, Канады, Индии, Нигерии.

Трудно отдать приоритет той или иной форме федерации, однако, как показывает исторический опыт, создание и управление национальной федерацией сложнее, ибо национальный вопрос порождает массу проблем в государственной организации. Неслучайно распались социалистические федерации, основанные по национальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия).

Отдельные федерации образованы по смешанному принципу (территориальному и национальному). Таким образом организована, например, Российская федерация.

По своему статусу, положению субъектов федерации бывают симметричными , в которых все субъекты имеют одинаковый статус (таковы, например, Австрия, Австралия, ФРГ), и асимметричные , для которых характерно неравенство положения субъектов (Российская Федерация, Швейцария).

Различны и способы образования федераций. По этому основанию различают договорные и конституционные . В первом случае образование Федерации происходит путем объединения политических образований в единый союз (единое суверенное государство) путем договора. Во втором случае факт образования федерации закрепляется законодательно, конституционным путем. Примером договорной федерации является, например, СССР (Договор 1922 г.), в конституционном порядке образовалась федерация США (Конституция 1787 г.).

Особой формой государственного устройства является конфедерация. Конфедерация (от лат. Cofoederatio – сообщество) представляет собой союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом. Однако их союз имеет характер не международно-правовой, а именно как государственно-правовой , так как государства – члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций. Для осуществления этих функций они имеют единые (совместные) органы, решения которых обязательны для их граждан. Члены конфедерации в полной мере сохраняют свою самостоятельность, ограничение их суверенитета касается лишь тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения.

Конфедерации имеют следующие признаки, позволяющие отличить их от федерации:

· непрочность связей, объединяющих членов конфедерации:

· временный характер объединения. Как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование;

· отсутствие единой территории;

· отсутствие единого гражданства;

· конфедерация не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы;

· акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения органами государств, входящих в конфедерацию;

· право свободного выхода из союза;

· незначительный круг вопросов совместного ведения;



· армия состоит из воинских контингентов – участниц союза, бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.

Конфедерация – относительно редкое государственное образование. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., с 1958 по 1961 г. существовала конфедерация Сирии и Египта - Объединенная Арабская Республика. В настоящее время конфедераций в мире нет. Последняя конфедерация Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) , созданная в Африке в 1981 г. , распалась в 1988 г.

Конфедерацию как форму государственного устройства следует отличать от межгосударственных образований - содружеств и сообществ.

Содружество – союз самостоятельных, суверенных государств созданных в целях сохранения и развития существующих связей . Таково, например, Британское Содружество. После распада британской колониальной системы члены последней объединились для сохранения существующих экономических, политических, юридических связей. При образовании они объединялись общим главой британской империи – монархом Великобритании. Члены Содружества являются самостоятельными государствами, одни имеют собственных президентов (Индия, Пакистан), в других – главой государства считается британский монарх, представленный в данной стране генерал-губернатором (Австралия, Канада, Ямайка и др.). Определенные особенности имеет Содружество Независимых Государств (СНГ). В его состав входят 12 государств, бывших республик СССР. Оно имеет свою парламентскую ассамблею, Совет глав государств, Совет глав правительств. Однако достаточно эффективным образованием его признать пока нельзя.

Другой сходной формой межгосударственного объединения является сообщество. Это, как и Содружество - союз самостоятельных, суверенных государств, объединившихся для решения общих (экономических, социальных, политических) вопросов. Таковым, является, например Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы. Бывшие ранее самостоятельными, они объединились для решения прежде всего экономических вопросов (Европейское экономическое сообщество – ЕЭС). Затем объединению подлежали вопросы политические, военные, социальные. Сегодня после ряда дополнительных соглашений интеграция в Евросоюзе значительно возросла. Союз имеет Европарламент, члены которого избираются прямым голосованием избирателей. Среди органов Союза есть Совет министров, Европейский Суд, другие органы, введена единая денежная единица (евро), между членами Союза ликвидированы таможенные посты и т.д. Иногда в дискуссиях речь идет о создании Соединенных штатов Европы и избрании единого президента, но пока до этого еще далеко.

Указанные объединения следует отличать от международных организаций, в которые входят суверенные государства, действующие от своего имени при решении каких-либо общих вопросов. Примерами могут служить Североатлантический альянс (блок НАТО), Организация государств-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства, наконец, самая глобальная - Организация Объединенных Наций (ООН).

Особым видом государственного устройства выступает империя - объединение под началом жесткой централизованной власти национальных и территориальных образований на основе отношений «центр-провинция», «метрополия-колония». Хотя в беллетристике выражения «империя» используется достаточно широко («имперское мышление», «империя зла» и т.д.), особенности этой формы исследованы недостаточно. Можно выделить следующие особенности:

· объединение большой по площади территории;

· наличие сильной централизованной власти;

· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями;

· этнически и культурно разнородный состав населения;

· наличие правящей элиты, стремящейся к дальнейшей территориальной, экономической и политической экспансии;

· наличие общей политической идеи, обладающей приоритетом над интересами различных социальных групп.

В разное время имперский характер был присущ Древнему Риму, Византии, России и др.

Третьим элементом формы государства является форма политического режима.

Оплата госпошлины за апелляционную жалобу, предъявление документа, свидетельствующего об этом, является одним из обязательных требований закона в случае, если Вы желаете оспорить решение суда первой инстанции.

Порядок и размеры оплаты госпошлин регулирует процессуальное и налоговое законодательство государства. Неисполнение его требований помешает Вам инициировать разбирательство в суде второй инстанции.

Зачем и в каком размере платить госпошлину в суды второй инстанции?

Государственная пошлина является одним из видов государственных сборов, который взимается при обращении граждан в различные органы с просьбой о совершении в отношении их определённых юридически значимых действий. Это единственный платёж, который вносится государству за предоставление услуг. Требование других платежей недопустимо (исключением являются только услуги, предоставляемые консульскими учреждениями).

Одним из объектов, за которые государство взимает пошлину, является апелляционное заявление, предъявляемое в суд, который вынес неправомерное решение.

Институт госпошлин за обращение в суд преследует две цели:
  • частичную компенсацию государству расходов, связанных с деятельностью судов;
  • поддержание процессуальной дисциплины – эта цель проявляется в отсеивании желающих оспорить решение суда первой инстанции в каждом случае, так как факт необходимости уплаты сбора заставляет взвесить и пересмотреть необходимость подачи жалобы.

Подлежит оплате в гражданском, административном и арбитражном процессе.

Итак, в каком размере оплачивается госпошлина за апелляционную жалобу?

  1. На основании налогового законодательства в гражданском процессе она составляет половину суммы пошлины, оплачиваемой при подаче иска в первую инстанцию. Таким образом, за подачу заявления, не связанного с имуществом и его передачей, госпошлина для физических лиц равняется 150 рублей и 3 000 рублей – для предприятий.
  2. Регулирование правовых отношений в сфере оплаты пошлины в административном производстве осуществляется теми же нормами, что и в гражданском процессе и также составляется 150 и 3 000 рублей.
  3. Стоимость подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд второй инстанции равняется:
  • для физических лиц: 150 рублей за обжалование споров в делах о банкротстве и при оспаривании разъяснительных актов; 3 000 рублей – в делах о признании сделок незаконными и в случае нарушений, вытекающих с договорных отношений; 1 500 рублей – в остальных случаях (при обеспечении иска, выдаче исполнительных документов и т.д.);
  • юридическим лицам необходимо платить 1 000 рублей при оспаривании разъяснительных актов в сфере патентов; 1 500 рублей – по вопросам обеспечения иска, выдаче исполнительных листов, оспаривании ненормативных актов; 2 250 рублей – при оспаривании иных разъяснительных документов; 3 000 рублей – в делах о банкротстве, в корпоративных спорах, и при решении иных дел неимущественного характера.

Квитанция об оплате прилагается к заявлению о пересмотре дела в обязательном порядке. Иначе судья в течение пяти дней выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без движения.

Данное определение можно обжаловать в частном порядке, а можно устранить причину вынесения судебного акта, оплатив государственный сбор и подав заявление снова. Если повторная подача жалобы производится в разумный срок, считается, что заявление принято в первый раз.

Таким образом, при отсутствии у заявителя определённых льгот несоблюдение требования оплаты государственной пошлины повлечёт оставление жалобы без движения. Поэтому при обращении в суд апелляционной инстанции, будьте готовы понести определённые издержки.

Субъекты, освобождённые от оплаты пошлины

Существует две категории субъектов, которые имеют льготы при обращении в суд. Первая группа безусловно освобождается от уплаты госпошлины, а вторая – только при условии, что цена иска менее 1 000 000 рублей (в противном случае оплата госпошлины будет составлять половину суммы иска, превышающей миллион рублей).

К первой группе субъектов относятся:
  • истцы по делам в области незаконных административных постановлений относительно них; в сфере оплаты труда и получения пособий; об алиментах; о защите прав инвалидов; о принудительной госпитализации в учреждение, оказывающее психиатрическую помощь; о компенсации вреда от увечья, смерти кормильца или от уголовного посягательства;
  • стороны при расторжении брачных отношений;
  • прокуроры;
  • субъекты, потерпевшие от репрессий, переселенцы и беженцы по административным вопросам, связанным с их статусом;
  • Роспотребнадзор, а также иные органы власти в делах о защите потребителей;
  • лица, ходатайствующие о правах детей, а также об усыновлении или удочерении;
  • Уполномоченный по правам человека, органы государственной власти и местного самоуправления;
  • авторы плодов интеллектуальной деятельности в некоторых категориях дел в сфере интеллектуальной собственности.
Во вторую группу лиц входят:
  • инвалиды 1 или 2 группы, заявляющие индивидуальные апелляции и жалобы от имени объединений;
  • ветераны военных и боевых действий;
  • истцы о нарушении их прав, как потребителей;
  • пенсионеры при подаче апелляционной жалобы о выплате пенсии.

Каждое лицо, доказавшее свою несостоятельность или неспособность оплатить сумму пошлины, может ходатайствовать об отсрочке или рассрочке платежа сроком до одного года.

Распределение оплаты между участниками процесса

Оплата госпошлины осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  1. При подаче коллективной апелляционной жалобы, госпошлина уплачивается истцами в равных частях.
  2. При наличии льгот у кого-то из заявителей его часть другими не оплачивается. Таким образом, сумма пошлины уменьшается на долю лица, имеющего льготу.
  3. При удовлетворении апелляционного заявления обязанность по уплате пошлины ложится на проигравшую сторону.
  4. Акт суда обычно возлагает на ответчика обязанность возместить сумму сбора в течение десяти дней с момента принятия решения.
  5. При частичном удовлетворении требований жалобы сумма госпошлины делится пропорционально между сторонами. Допустим, при удовлетворении половины требований, госпошлина делится в равных частях между истцом и ответчиком. При удовлетворении четвёртой части иска, ответчик оплачивает ¼ суммы пошлины.

Если заявитель уверен в незаконности решения суда первой инстанции, то может рассчитывать на возврат ответчиком суммы оплаченной государственной пошлины при пересмотре решения в его пользу.

Оплата государственных услуг, связанных с судебным рассмотрением, производится по установленному регламенту и размерам, указанным в ст.333.19 НК РФ. Налоговый кодекс устанавливает размер платежа для физических и юридических лиц, подающих в вышестоящую судебную инстанцию.


Рассмотрение дела производится при предоставлении квитанции об уплате госпошлины, которая должна быть грамотно рассчитана. При наличии ошибок в сумме или реквизитах суда жалоба в работу не принимается, поэтому следует обратить внимание на обязательный платеж по пошлинным сборам.

Основные положения по пошлине за апелляцию

Апелляция подается в суд высшего подчинения при несогласии с принятым постановлением. Подать жалобу можно до вступления решения в силу, то есть в течение 30 дней. Заявителями имеют право выступать участники процесса, заинтересованные лица и надзорный орган в лице представителя прокуратуры. Сформированный пакет документов с приложенной квитанцией об уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы подается в тот судебный орган, где выносилось постановление по делу.

Документы проверяются на соответствие правилам заполнения и передаются в суд апелляционной инстанции официальным путем.

Пропуск установленного срока и восстановление права апелляции производится через судебное рассмотрение и обусловлено объективными причинами. Государственную пошлину оплачивает заявитель, при рассмотрении претензий по административным делам платеж не взыскивается.

К ним относятся:

  • дела, заявителем по которым являются государственные органы;
  • вопросы защиты прав и интересов несовершеннолетних;
  • жалобы от инвалидов 1 и 2 групп;
  • претензии по авторскому праву;
  • вопросы, связанные с защитой потребительских прав.


При объективных и доказанных материальных проблемах, заинтересованное лицо имеет право подать прошение на рассрочку платежа сроком до одного года. Подать апелляцию можно на неустраивающую часть решения или полностью на все постановление. Возможность заявить свое мнение имеет сторона ответчика по апелляционной жалобе после ознакомления с информацией, предоставленной заявителем. Рассмотренный на заседаниях апелляционного суда вопрос заканчивается частичным удовлетворением, полностью отменяет или утверждает первичное постановление.

Размер госпошлины за апелляционную жалобу

При обращении физические лица оплачивают 50% от суммы неимущественного иска по первой инстанции. Сумма составляет 150 рублей для граждан и 300 рублей для организаций. Госпошлина на решение мирового суда отменяется для льготных категорий граждан, поскольку они не оплачивали по тем же основаниям судебный процесс первичного рассмотрения. Например, при рассмотрении апелляции по трудовому спору работник освобождается от выплаты пошлины, работодатель обязан ее заплатить.

При положительном решении вопроса апелляционной инстанцией, средства за уплаченный сбор заявителю возвращаются ответчиком. При частичном удовлетворении оплата распределяется согласно положительным и отрицательным постановлением. Например, при заявленных трех претензиях были удовлетворены две из них. Ответчик обязан вернуть заявителю средства в размере 2/3 от суммы платежа. Отрицательное решение не даст повода для пересмотра и возврата пошлинного сбора.

При рассмотрении апелляции в арбитражном суде, граждане и юридические лица оплачивают дело в зависимости от величины материального или процессуального иска. Претензии процессуального характера потребуют выплаты сбора в размере 300 рублей для граждан и 3 тыс. рублей для организаций. Материальные претензии оплачиваются в прямой зависимости от величины иска, но составляют при этом 50% от первоначальной неимущественной пошлины в суде низшей инстанции.


Налоговый калькулятор устанавливает границы взыскания. Например, для материальных споров до 100 тыс. рублей сумма пошлины рассчитывается в 4%. Оплата нематериальных споров в арбитражных апелляционных инстанциях составляет для всех категорий заявителей 6 тыс. рублей. Если вопрос о госпошлине за апелляционную жалобу касается споров по нормативным государственным актам, то граждане погашают сумму в 300 рублей, а юридические лица оплачивают 3 тыс. рублей.

Госпошлина за подачу кассационной жалобы по неимущественным делам составляет для физических лиц 200 рублей, организации предоставляют квитанцию об оплате 4000 рублей.

Платеж не может превышать 50% от первоначально заплаченной госпошлины на неимущественные дела. Если по первоначальному рассмотрению сбор не платился, то при подаче кассации заявитель погашает сумму в размере 100 рублей.

Россияне в большинстве своем не знают, необходимо ли платить налог, куда вносить средства и какой размер имеет госпошлина за рассмотрение судом апелляционного заявления. Чтобы это понять, потребуется изучить действующее законодательство РФ, обратить внимание на нюансы и специфику вопроса. Некоторые случаи предусматривают обязательное внесение денег, в бюджет страны, а другие освобождают от этого.

В чем же особенность жалобы, как обстоит дело с перечислением денег, чтобы дело оказалось апелляционной структурой? Когда процесс был проигран, а основные требования отклонены судебным органом, можно смело оспаривать решение. Разобраться в данном вопросе поможет детальное знание законов и собственных прав.

Порядок действий

Обращаться с заявлением в апелляционный суд сможет любое лицо, принимающее участие в процессе. Это регламентируется статьей 320 пунктом 1 ГПКРФ, включая:

  • Истцов;
  • Лиц, проходящих по делу в качестве ответчика;
  • Прокуроров;
  • Граждан России, которые обратились за правосудием с целью отстаивания прав.

Подачу обращения рекомендуется выполнять посредством мирового судьи, которым ранее было вынесен вердикт, что описано в статье 320ГПК. Любое решение на протяжении определенного времени можно оспорить, путем написания жалобы в письменном виде. В противном случае, оно вступит в свою законную силу, согласно статье 209 и 321ГПК. Основные требования к составлению обращения изложены в статье 269 и 270 ГПК России. В конце документа проставляется подпись заявителя, либо его официального представителя, действующего на основании оформленной доверенности. Текст жалобы должен содержать следующую информацию:

  • Основные сведения заявителя и место его жительства;
  • Наименование государственной судебной инстанции, куда будет отправлено обращение;
  • Полное название суда, в котором было получено оспариваемое постановление;
  • Данные об участниках, присутствующих на процессе;
  • Перечень прилагаемых документов;
  • Основные требования со ссылками на статьи закона.

Подачу жалобы следует делать в установленном законом порядке. Для этого потребуется следующий пакет документов:

  • Оригиналы и копии решений суда, которые предстоит оспорить;
  • Платежные документы, свидетельствующие об оплате пошлины;
  • Доверенность и другие бумаги, разрешающие представителю выступать от имени заявителя;
  • Подтверждающие факты в письменном виде того, что другие участники процесса были официально уведомлены о рассматриваемой апелляции.

Если хоть один из перечисленных пунктов не выполнен, суд будет вынужден отказать в приеме заявления, ссылаясь на статью 272 ГПК. Кроме всего он может сослаться и на статьи 263 и 264 УПК.

Если оспариваемое решение либо его копия отсутствует, обращение допускается к рассмотрению, поскольку все необходимые данные есть в материалах. Иначе государственной инстанцией предоставляется срок, на протяжении которого возможно будет предоставить необходимые бумаги. Важно понимать, что рассмотрение обращения временно приостанавливается, а постановление суда вступает в силу от даты его принятия, на основании статьи 329 ГПК.

Руководствуясь статьей 264 ГПК РФ, жалоба может быть возращена в следующих случаях:

  1. Оспариваемый акт не входит в перечень решений, по которым возможна апелляция.
  2. В судебные органы обратился представитель, не имеющий на это законных прав.
  3. При наличии ходатайства заявителя с просьбой возврата жалобы.
  4. Прошли установленные законом сроки.
  5. Игнорирование обстоятельств, послуживших поводом для приостановки рассмотрения дела.

Следует учитывать, что обращение, связанное с административными вопросами, не требует уплаты государственной пошлины.

Оплата обращения и основания для этого

Закон обязывает платить госпошлину по пересмотру дел по апелляции как физическим, так и юридическим лицам. Существует категория людей и субъектов, которым уменьшен размер пошлины, либо она вовсе отменяется:

  1. Лицо, обратившееся с требованием защиты свобод и прав детей.
  2. Государственный орган, отстаивающий собственные интересы в суде.
  3. Граждане РФ, имеющие ограниченные возможности и являющиеся инвалидами первой или второй группы.
  4. Заявитель, защищающий свое авторское право.

Освобождаются от уплаты госпошлины и лица, подавшие заявление по линии защиты прав потребителей. Если в настоящий момент человек не способен платить установленный размер пошлины ввиду временных материальных трудностей, ему может быть дана отсрочка на срок не более 12 месяцев.

Касательно уголовных дел, как и любых других производств, органом наивысшей юрисдикции считается Верховный Суд России. Именно на него возложена обязанность разъяснения порядка расчета госпошлины, ее уплаты и оспаривания, что прописано в статье 126 Конституции нашей страны.

Жалоба на решение суда первой инстанции, подается лицом, которое участвует в деле, либо тем, кого оно любым образом затрагивает. Ее рассматривает арбитражный орган апелляции. Обжалование ведется согласно статье 188 АПК РФ:

  • Определение, препятствующее рассмотрению дела, когда был выдан отказ в отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины;
  • Определение, которое реально обжаловать по действующим законодательным актам.

Практика показывает, что определение по гражданским вопросам вполне под силу обжаловать своими силами. Сюда можно включить следующие виды:

  • О встречном обеспечении, согласно статье 94;
  • О наложении административного взыскания за, то при подаче в суд требуемых бумаг и доказательной базы были нарушены сроки и условия, прописанные законодательством в статье 66 АПК;
  • Об отмене обеспечения искового процесса, либо был выдан отказ в этом - статья 97;
  • Об обеспеченности иска, либо невыполнение этого - статья 93 АПК;
  • О невозможности возобновления ушедших сроков, согласно статье 117.

Рассчитывать на апелляцию можно на протяжении одного календарного месяца от момента, когда появилось решение суда. Имеются и исключения, в частности определение возврата иска, препятствующее продвижению процесса, на обжалование которого дается 10 дней. Пропущенные сроки на подачу заявления, возможно, восстановить в предусмотренных законом случаях:

  • Наличие уважительной причины;
  • Обращение лица в течение 180 дней, от утверждения обжалуемого акта, что прописано в статье 292 части 4 АПК РФ.

После того, как заявитель согласился платить указанный размер пошлины, выполнил подачу жалобы, суд направляет ее копию всем участникам дела. При несогласии второй стороны с общей постановкой вопроса, рекомендуется оформить письменное заявление, с документальным подтверждением своей позиции, на основании статьи 325 ГПК.

Размер государственного сбора

Суд любой юрисдикции, в том числе областной или районный, обязан выполнить извещение каждого участника о том, что поступило конкретное прошение, рассмотрение которого будет выполняться в определенном месте и время. Апелляция подается как на полное решение инстанции, так и на ее часть. Стоит понимать, что ни одна ее составляющая не будет работать до окончания полной проверки ее по существу.

Арбитражный суд наделен правом установления новых фактов и обстоятельств дела, прикрепления свежих доказательств и ведения независимого разбирательства, по статье 327. Ему законом предоставлено право:

  • Выносить новое решение, при этом аннулировав определение мирового судьи низшей юрисдикции;
  • Не выполнять любые правки решения суда низшей инстанции, при этом обеспечивать соответствующее определение;
  • Отклонять апелляционные тезисы, рассмотренные судом низшей юрисдикции, по причине возникновения новых обстоятельств и критериев.

Законом предусмотрена оплата государственной пошлины, как и за любую другую услугу федерального значения. Безусловно, многих интересует размер и как правильно ее платить. Обращение в судебный орган общей юрисдикции потребует от вас уплаты ½ от установленной госпошлины за подачу неимущественного заявления. В среднем для физического лица размер суммы составляет около 150 рублей, а для юридического не более 3000 рублей.

Обжалование решения районного суда осуществляется через написание прошения в областной, арбитражный или Верховный суд. Определившись, куда выполнить подачу заявления и как платить госпошлину, рекомендуется отправить его с квитанцией о выполнении сбора в апелляционный орган. Внесение государственной пошлины по апелляции можно избежать в случае, если заявитель относится к льготной категории граждан. Ярким тому примером может считаться обжалование вопросов по трудовым отношениям, когда работник ничего не обязан платить, а вот работодатель уплачивает госпошлину в полном объеме.

Заявление в арбитраж

Обращение на определение арбитражного суда обязывает заявителя платить госпошлину. Ее размер зависит от многих факторов. По завершению судебного процесса, уполномоченный служащий распределяет понесенные затраты уплаченной государственной пошлины между всеми участниками разбирательства. Возможно принятие следующих решений:

  • Отказ в возврате сбора при неудовлетворении жалобы;
  • Возмещение потерь за подачу заявления, размер которых определяется из квитанции, второй стороной, если арбитражный суд удовлетворил требование обратившегося и отменил решение первой инстанции;
  • Дольная оплата пошлины в ситуации, когда апелляция была удовлетворена частично.

Выполняя подачу иска, стоит знать, что арбитраж предусматривает уплату сбора, размер которого может варьироваться, зависеть от суммы выставленного возмещения и составляет 50%. Материальные притязания при гражданском рассмотрении дела определяются общей тарифной сеткой. Сумма уплаты в процессах с нематериальными требованиями для обычных граждан РФ, и для предприятий любой формы собственности составляет не более 6000 рублей.

Понимание общей судебной специфики, того, как правильно выполнить подачу апелляционного заявления, куда его отправлять и как выполнить оплату услуг, позволит избежать ряда проблем и потери времени на оспаривание конкретного решения.