Какими органами осуществляется судебная власть в рф. Понятие и признаки судебной власти и правосудия. Суды общей юрисдикции

одна из ветвей власти государства, устанавливающая факты нарушения конституции и закона и определяющая на основе закона санкции за их нарушение. В Российской Федерации «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (см. Конституция РФ. Ст. 118)

Отличное определение

Неполное определение

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые от имени государства вершат правосудие, и в этом состоит их особая юридическая и политико-социальная роль и значимость. Поэтому в политологии судебная власть рассматривается как ветвь государственной власти, точнее ее орган, а не правоохранительная и правоприменительная системы. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам. Программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Верховенство закона абсолютно на всей территории Российской Федерации.

Чтобы обеспечить самостоятельность и независимость судов, Конституция устанавливает также, что финансирование производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого существования правосудия в соответствии с федеральным законом.

Судебная власть состоит из трех частей: Конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционные суды занимаются проверкой на конституционность актов органов публичной власти; разрешают споры о компетентности между федеральными органами государственной власти, между ними и субъектами федерации, а также между субъектами федерации; даю толкование Конституции РФ и др. Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Именно с ними может иметь "дело" любой гражданин, поскольку им подсудны (особенно районные (городские) суды) практически все дела. Арбитражные суды рассматривают споры в сфере экономики, управлении, о банкротстве и т.п., при которых одной стороной выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель.

Начавшаяся в России правовая реформа призвана закрепить и развить верховенство закона для всех граждан, социальных общностей людей, политических институтов, чтобы обеспечить движение общества и государства к правовому государству и гражданскому обществу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько су­ществует государство как форма организации общества. Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой ос­новные направления (ветви) государственной власти следовало бы раз­делять и вверять “в разные руки”. Это должно будет мешать узур­паторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу.

Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживают­ся мнения, что государственная власть в целом включает три направ­ления (ветви) :

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Сфе­ры их реализации подлежат четкому разграничению . Они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основы­вать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдержива­ло бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и баланси­ровало.

Судебная власть - одно из проявлений государственной власти в целом . Сле­довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и поня­тия государственной власти, в частности.

Общее опре­деление власти тоже является весьма широким. В него нередко включают прежде всего способность и возмож­ность оказывать определяющее воздействие на деятельность, пове­дение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое вли­яние, правовые веления, принуждение и т. п.

Другими словами, власть - это не какое-то лицо, орган, объеди­нение, учреждение. Они - действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели.

Более узким является понятие государственной вла­сти . В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект - народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегирует­ся то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т. е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ). Соответственно, властью государ­ственной (политической) принято считать возможность и способ­ность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воз­действие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.

Судебная власть - возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воз­действовать на поведение людей и социальные процессы.

Понятие судебной власти уже понятия государственной власти, это одна из ветвей государственной власти.

Субъект судебной власти - суд, который обладает присущими только ему возможностями и спо­собностями воздействия на поведение людей, а через это - и на про­цессы, происходящие в обществе.

Понятию судебной власти свой­ственно два компонента:

  1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением - судом;
  2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолиро­вать друг от друга или противопоставлять.

Примечание

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учрежде­нию, государственному органу (нередко говорят: “Судебная власть - это суд”). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уров­ня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность на­зывать судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встреча­ющиеся рассуждения об “организации судебной власти”, “об усовер­шенствовании структуры и организации такой власти” и т. п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состо­янии сделать. По существу, это полномочие, но не ее испол­нитель.

Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо ут­верждать, что власть - это роль, но не актер.

Довольно распространено также неоправданное стремление сво­дить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятель­ности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия и наоборот. Судебная власть и пра­восудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тож­дественные. Правосудие - важное проявление судебной власти, но не един­ственное. Судебная власть может проявляться во многом.

Упомянутые в приведенном определении понятия судебной влас­ти “возможности” и “способности”- это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть ре­ализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие . Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это спе­цифически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образу­ющих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами при­нуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Подробнее

Закон, к приме­ру, прямо провозгласил общеобязательность многих видов вступив­ших в законную силу судебных решений. Он требует от организаций и должностных лиц, неукоснительного подчинения велениям органов, осуществляющих судебную власть. При определенных в законе обстоятельствах может воз­никнуть вопрос и о применении самых стро­гих мер юридического воздействия - мер .

Общее положение о властном характере выполняемых судами фун­кций сформулировано в ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей следующим образом: “Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юри­дических или физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по тре­бованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряже­ний судей влечет установленную законом ответственность”.

Анало­гичное предписание содержится и в ч. 1 ст. 6 Закона о судебной сис­теме.

Соотношение ветвей власти

Обобщенное знание полномочий судов (их “возможностей и спо­собностей”) ориентирует относитель­но их роли и места в системе всех учреждений, реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкретным содержа­нием широко употребляемое, хотя и несколько упрощенное объясне­ние сути разделения властей:

  • законодатель - законодательствует,
  • ис­полнительные органы - исполняют законы, а
  • суды - судят.

Во всяком случае, один только приведенный выше перечень су­дебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой “суды судят” скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, которая в целом существенно отличается от того, что должны делать зако­нодательные и исполнительные органы.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть при­звана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями влас­ти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, равноправ­ности и паритетности всех ветвей власти .

В современном мире четко просматривается признание положения о том, что суды должны занять свое место на вершине пирамиды правоохрани­тельных органов .

Признание высокой социальной значимости судебной власти про­явилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституционно­го контроля как одного из ее основных полномочий. Это закреплено сначала в Конституции РФ, а затем и в за­конах о Конституционном Суде РФ 1991 и 1994 гг. Следующим ша­гом стало предоставление всем судам возможности проверять закон­ность решений местных представительных и всех исполнительных органов.

Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эволю­ции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: “Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц мо­гут быть обжалованы в суд”. Это конституционное положение суще­ственно развито и дополнено другим: “Суд, установив при рассмотре­нии дела несоответствие акта государственного или иного органа за­кону, принимает решение в соответствии с законом” (ч. 2 ст. 120 Кон­ституции РФ). Еще более детально конкретизирует такого рода пол­номочия судов ч. 3 ст. 5 Закона о судебной системе, где сказано: “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государствен­ного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Рос­сийской Федерации, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, общепризнанным принципам и нормам международ­ного , международному договору Российской Федерации, кон­ституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с право­выми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу”.

За сравнительно непродолжительное время, прошедшее после при­нятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широко­го привлечения судов к контролю за действиями и решениями орга­нов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших су­дебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь бу­дут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в рас­ширяющихся масштабах.

Подробнее

К числу таких решений можно было бы отнести, к примеру, при­нятые в 1995-2002 гг. постановления и определения Конституцион­ного Суда РФ, ориентирующие на расширение судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий правоохрани­тельных органов, занимающихся выявлением и расследованием пре­ступлений.

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов-РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если-отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде» Российской Федерации от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

2) суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ;

3) арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный. Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные, суды действуют на основе Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Согласно Конституции РФ не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционно-правовой статус судей - это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Судья - должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Гарантии независимости судей, а также присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; И) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей.

Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

2. ИЗОБРАЗИТЕ СХЕМАТИЧЕСКИ СИСТЕМУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАДАЧА

Кто из ниже перечисленных граждан не может избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления:

– признанные, судом недееспособными;

– подозреваемые в совершении тяжкого преступления;

– военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте;

– находящиеся на лечении в психиатрическом стационаре.

Ответ

Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Таким образом, из перечисленных граждан не могут голосовать только признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г.

    Федеральный конституционный закон: от 31.12.96 N 1-ФКЗ « #G0О судебной системе Российской Федерации» // #G0Российская газета N 3. 06.01.97.

    Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 05.04.2005 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.

    Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.95 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 25.03.2004 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.

    Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99 // СЗ РФ, 1999, №26, ст. 3170.

    ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

    Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 № 188-ФЗ // СЗ РФ 1998. № 51, ст. 6270.

    Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М., 2006.

    Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России // Российский юридический журнал. 2000. № 3.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

    Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2006.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. СУДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ. НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

Конституционного;

Гражданского;

Административного;

Уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особый статус выразителей судебной власти - судей.

Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

Подчинение Конституции РФ

Законность.

Демократичность.

Открытость.

Гласность.

Гуманизм.

Соблюдение прав человека и гражданина.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношениес другими ветвями государственной власти. Разделение властей

1.2 Признаки судебной власти

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда

РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции

2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

2.4 Конституционный Суд РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, - это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.

Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, - судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.


1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть - одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами .

Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками .

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство - разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

7. Процессуальный порядок деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43-83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д. - см. § 3 гл. 16 учебника) с целью реализации судебных решений.