Какой повторный штраф за платон. Штрафы гибдд по платону. Что такое система «Платон» и как она работает

Уже несколько лет в России действует система Платон, которая взымает плату с грузового автотранспорта, имеющего массу превышающую 12 тонн. Собранные средства перечисляются в центральный и местные бюджеты.

Они предназначаются на ремонт автодорог и строительство новых. Не все собственники многотонников знают, что в Административном кодексе предусмотрены за невнесение платежей в эту систему. Мы рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за неуплату взносов в Платон.

Системы похожие на Платон действуют во многих странах.

Их деятельность направлена на сбор взносов с многотонных грузовиков за ущерб, который они наносят дорожному покрытию трасс, по которым передвигаются. По мнению экспертов и простых автолюбителей, самый большой ущерб дорогам наносят именно большегрузы.

Поэтому вполне справедливо, чтобы те, кто их разбивают, частично компенсировали, наносимый дорожному полотну вред. У многих название системы ассоциируется с именем известного древнегреческого философа, а на самом деле оно не имеет к нему никого отношения. В названии зашифрована цель деятельности системы – плата за тонны.

Системой управляет компания РТИТС, заключившая с Росавтодором концессионное соглашение. Она разработала и ввела в эксплуатацию Платон.

Компания-концессор РТИТС взымает с собственников многотонных грузовиков плату за проезд по автодорогам, а затем перечисляет её в федеральный и региональные бюджеты. Государство в свою очередь ежегодно погашает часть расходов потраченных на запуск системы. Только в её разработку было вложено свыше 29 млрд. рубл.

Как работает

Владельцам грузовиков, имеющих вес свыше 12 тонн, необходимо зарегистрироваться в системе, а затем вносить авансовые платежи за предстоящий километраж по дорогам страны.

Вносить плату можно двумя способами:

  1. Установить бортовое устройство, способное определять расстояние, которое проехала машина при помощи навигационной системы GPS/ГЛОНАСС. Автовладелец имеет свой счёт, с которого система списывает деньги за преодолённые километры.
  2. Водитель заранее определяет маршрут своего передвижения и покупает на него карту.

На дорогах федерального значения установлены камеры фото и видеофиксации, следящие за автомобильным потоком. В ФЗ «Об автомобильных дорогах» введена норма, запрещающая грузовикам с массой свыше 12 тонн ездить, не оплачивая взносы в систему Платон. За невыполнение статьи закона предусмотрена ответственность по ст. 12.21.3 КоАП РФ. Вождение большегрузного грузовика, без внесения платы за износ дорожного покрытия наказывается штрафными санкциями.

Тарифная политика системы

Разработчики системы предусмотрели тариф за 1 км на уровне 3,73 рубл., но многочисленные страйки дальнобойщиков привели к внедрению переходного периода, во время которого тарифы Платон будут постепенно возрастать до запланированной суммы:

  • до завершения 2017 года тариф равен 1,53 рубл.;
  • до окончания 2018 года его размер подымиться до 3,06 рубл.;
  • в 2019 году введут полный тариф – 3,73 рубл.

Какие отрасли платят в систему Платон?

За неуплату авансовых обязательных взносов накладываются штрафные санкции. Также, в обязательном порядке выписываются штрафы за отсутствие Платона. Причем, сума наказания зависит от того физическое или юридическое лицо осуществляет грузоперевозку.

Оспорить неправомерно выписанный штраф можно не только в судебном порядке, но и на официальном сайте Платона в разделе «Не согласен со штрафом». Там нужно оставить сообщение, в котором детально, но по существу обрисовать, сложившуюся ситуацию. Практика показывает, что аналогично следует поступить, когда наказали при форс-мажорных обстоятельствах.

Кому предусмотрены льготы

Льготы предусмотрены для тяжеловесных грузовиков, находящихся на госслужбе. Они должны быть на балансе медицинских, пожарных, МЧС и полицейских служб. Все машины оборудуются специальными устройствами для подачи звуковых и световых сигналов.

Грузовые машины, перевозящие технику для армии. Автотранспорт, перевозящий людей, кроме грузового транспорта, переделанного под перевозку пассажиров.

Со второй половины 2016 года было внесено изменение в Налоговый кодекс РФ и автовладельцы, зарегистрированные в Платоне, могут оформить себе льготу на транспортный налог. Сумма налогового платежа равна разнице между начисленным налогом и годовыми перечислениями в Платон. Чтобы получить льготу необходимо в свою налоговую инспекцию подать заявление и документ о годовых перечислениях в систему.

На многих сайтах дальнобойщики спрашивают, как узнать приходят ли штрафы за Платон с камер фото и видеофиксации. Проверить наличие неоплаченных штрафов можно на сайте ГИБДД, портале Госуслуг либо региональных порталах.

За что оштрафуют

Штрафы за неуплату в систему Платон.

Штраф за езду без Платона предусмотрен в следующих случаях:

  1. Автомобиль не имеет устройства для фиксации километража либо приобретённой в Платоне карты маршрута.
  2. Оператор системы не получает достоверной информации о передвижениях грузовика из-за того, что водитель отключает бортовое устройство либо оно поломано.
  3. На счету автолюбителя закончились деньги, а автомобиль не остановился.
  4. Водитель передвигается не в соответствии с маршрутом, указанным в карте.

Таким образом, ездить с неработающим или выключенным бортовым оборудованием, контролирующим передвижение транспорта, категорически нельзя.

Выполнение этой нормы проверяют сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. Если в остановленном авто обнаружат описанные проблемы, то последует наказание. Устранить проблемы необходимо сразу, иначе машину отправят на штрафплощадку, а это дополнительные траты.

Платон можно на сайте ГИБДД, через платежный терминал либо в отделении банка. Пополнить в системе счет автовладельца можно банковским переводом, а также используя мобильное приложение или терминал.

Какое предусмотрено наказание

Как работает Платон и какой штраф за неуплату.

Штраф за отсутствие авансов в систему Платон и вождение автомобиля без установленного либо включённого бортового оборудования накладывается в одинаковом размере. Как мы уже писали, его размер зависит от того, кто осуществляет грузоперевозки.

Рассмотрим все варианты:

  1. Для физических лиц первый штраф 5 тыс. рубл., а повторный – 10 тыс. рубл.
  2. Для должностного лица, отвечающего за грузовой автотранспорт предприятия, либо индивидуального предпринимателя (ИП) сумма санкции равна 40-41 тыс. рубл.
  3. Для юридических лиц предусмотрена самая большая санкция в размере 450-455 тыс. рубл.

Когда грузоперевозку осуществляет иностранная компания, то ответственность несет водитель. Если грузовик-нарушитель запечатлен на протяжении суток несколькими камерами фотофиксации, то штраф выписывается только за первое нарушение. Автовладельцу, имеющему несколько грузовиков, едущих не уплатив взнос в систему, выпишут штраф на каждое авто.

Для меня, как для дальнобойщика с серьезным стажем, внедрение новой системы «Платон» стало не просто причиной для новых расходов, но и самой настоящей проблемой, в связи с выяснением ситуации со штрафными санкциями.

Пока я сам не разобрался в том, как и где проверить штрафы по «Платону» все время находился в неведении относительно имеющихся долгов.

Для начала давайте ответим на очень простой вопрос – что же такое система «Платон» и зачем она была создана. Существенным моментом также является дата начала ее функционирования.

Дело в том, что с этого момента появились первые штрафы и вполне возможно, что не все водители имеют о них представления.

Итак, уникальный контрольный сервис был разработан для того, чтобы компенсировать ущерб, который большегрузы наносят дорожному покрытию во время проезда по трассам федерального значения и общего пользования. Плата взимается с автомобилей, тоннаж которых составляет более 12 тонн.

Необычное название система получила в результате сложения первых букв фразы «плата за тонны». Оплата взимается с перевозчика и передается в соответствующее ведомство для последующего проведения ремонта трасс, дорог, шоссе.

Впервые сервис заработал в 2015 году, хотя создан был на год раньше. В указанный период плата с водителей–дальнобойщиков еще не взималась, однако, такой порядок начала действовать в мае 2016 года. Именно в эти дни и были зафиксированы первые штрафные санкции.

На каких основаниях выписывают штрафы

Следует отметить, что проверить штрафы по «Платону» недостаточно. Важно еще и получить информацию о том, по какой причине такая санкция была применена к конкретному водителю. Все законные основания для взимания штрафа, четко прописаны в программе, определяющей работу новой системы.

Сразу стоит отметить, что речь идет о весьма крупных суммах и стоит заведомо иметь представление об уже имеющемся долге, чтобы не допустить возникновения новых.

Итак, давайте рассмотрим, за какие проступки могут быть назначены штрафные санкции:

  • за использование неисправного или выключенного контрольного устройства во время движения автотранспорта;
  • совершение поездки без специального контрольного прибора, необходимого для расчета суммы к оплате;
  • передвижение без наличия суммы, необходимой для оплаты начислений;
  • отклонение автотранспорта от маршрута;
  • продолжение движения по заданному маршруту даже после того, как денежные средства подошли к концу.

В целом можно отметить, что все и вышеуказанных причин легко устраняются, поэтому не стоит пренебрегать подобной возможностью, чтобы в будущем не оплачивать штраф в крупных размерах.

Какие размеры взысканий приняты

Особый интерес для водителей представляет то, какие суммы будут взыскиваться с гражданина при нарушении установленных правил. Суммы штрафов могут быть следующими:

Не все так просто, поскольку даже небольшие цифры могут превратиться в существенную сумму. Особенно чревато такое наказания при повторном возникновении такой ситуации.

Как узнать об имеющихся штрафах

Вот мы и добрались до ответа на вопрос, заданный в начале статьи. Достаточно многих владельцев грузового автомобиля и пользователей новой системы, волнует вопрос получения необходимых сведений о наличии/отсутствии штрафов за допущенные правонарушения. Ответ в этом случае весьма прост.

Можно воспользоваться персональным компьютером и доступом в Интернет. Для получения информации потребуется всего лишь ввести некоторые данные, позволяющие системе обнаружить вынесенные санкции, если таковые в принципе имеются. Существуют два способам:

  1. Следует зайти на сервис (http://www.gibdd.ru/check/fines/), предоставляемый ГИБДД для осуществления проверки транспортного сервиса по номеру и другим данным.
  2. Необходимо зайти в систему «Платон» и проверить данные именно на сайте oplatone.ru, путем заполнения и отправления стандартной формы.

Все сказанное следует дополнить тем, что оба способа являются действующими и никакой регистрации проходить не требуется.

Важно правильно ввести необходимые данные и дождаться ответа выбранного сервиса. Используя полученные сведения, можно попытаться опротестовать начисления, руководствуясь отдельными пунктами и положениями соответствующего законопроекта.

Заключение

Получить сведения о том, есть ли у водителя большегруза штрафы, можно при помощи одного из действующих способов. Процедура весьма простая и доступная всем россиянам. Если во время поиска обнаружились штрафные взыскания, то не следует откладывать их погашение, а лучше сделать это как можно быстрее.

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения - десяти тысяч рублей.

По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.

КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:

1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

2) транспортное средство свыше 12 тонн;

3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.

Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:

1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.

Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.

В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.

Пункт 3 устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.

Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».

Наибольший вред асфальтовому покрытию наносят большегрузные автомобили. Предотвратить ухудшение качества дорог, а также частично покрыть убытки, наносимые отечественным автотрассам, можно двумя способами: контролированием предельно допустимой массы грузовиков и взиманием платы за проезд. При этом штраф за «Платон» в 2019 году может быть наложен не только за превышение грузоподъёмности, но и за сбои в самой системе. При повторной фиксации нарушения водитель или собственник грузовика может быть оштрафован в двукратном размере от предыдущего штрафа.

Можно ли ездить без «Платона»? Если гражданин является владельцем легкового автомобиля, то плата за проезд по любым дорогам федерального значения (за исключением платных) ему не грозит. Не нужно оплачивать «Платон» и тем водителям, которые сидят за рулём грузовиков, общая масса которых не превышает 12 тонн.

Система взимания платы предусмотрена в первую очередь для большегрузных фур и других крупнотоннажных транспортных средств. Именно они наносят основной урон качеству автомобильных дорог.

Принцип работы системы «Платон» довольно прост. Водитель или собственник грузовика обязан иметь в кабине специальное устройство, отслеживающее перемещение автомобиля. Аналогом аппарата является маршрутная карта.

В устройстве или карте отображается маршрут автомобиля. Каждый километр проезда по дороге федерального значения требует оплаты. На сегодняшний день тариф составляет 1,90 руб. за 1 км. Большая часть из этих денег, за исключением комиссии обслуживающего систему оператора, перечисляется на счет Дорожного фонда РФ, из которого финансируется капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог по всей стране.


Тем водителям, которые не желают платить или умышленно изменяют показания прохождения маршрута, грозит штраф за «Платон». Для юридических лиц, а также для физических лиц он одинаков. Согласно статье КоАП 12.21.3, штраф за «Платон» составляет 5000 рублей. Повторное нарушение, совершенное спустя сутки, карается штрафом в 10000 рублей. Если же повторное игнорирование правил системы было зафиксировано в течение 24 часов после первого нарушения, то взыскание за него не начисляется.

За что будут штрафовать

Несмотря на то, что штраф за езду без «Платона» был уменьшен (до 2016 г. он достигал 40 тысяч рублей), это не отразилось на основаниях для административного взыскания. В частности, взыскание может быть выписано при наличии следующих причин:

  • отсутствие в кабине водителя устройства «Платон» или оформленной маршрутной карты;
  • выезд на федеральную трассу с неработающим устройством «Платон»;
  • отсутствие на балансе устройства достаточных средств для оплаты проезда;
  • выезд по другому маршруту и в другой день, чем это было указано в маршрутной карте.

Многие водители интересуются, какой штраф будет за невключенный «Платон», и можно ли включить в транспортный налог сумму, уплаченную за проезд по федеральной трассе? По первому вопросу ответ однозначен: неработающее устройство даёт все основания для наложения штрафа в размере 5000 рублей. Включение же суммы, оплаченной в системе «Платон», в транспортный налог допускается на общих основаниях. Штрафом погасить налог нельзя.

Для уменьшения размера транспортного налога владелец грузовика должен подать в ФНС заявление с информацией о внесении платежей в систему «Платон» за отчетный период. При этом учитывается лишь стоимость проезда 12 тонников за 1 км по федеральным трассам. Если оплаченная сумма превысит размер ежегодного транспортного налога, то оплачивать его не придётся. Если же размер оплаты меньше, то эта сумма вычитается из налогового платежа.

Водителям стоит учесть, что или не имеют прямого отношения к системе «Платон» или административному взысканию за нарушение правил платы за пользование трассами федерального значения. Основания и размер штрафа в каждом из упомянутых случаев определяются согласно отдельной статье КоАП РФ.

Способы проверки штрафов

Как проверить штрафы «Платон»? Для этого необходимо зайти на официальный сайт МВД РФ, с главной страницы перейти по ссылке «Онлайн-сервисы» - «Сервисы ГИБДД». Нажав на последнюю ссылку, гражданин попадает на сайт ГИБДД, где он может проверить наличие штрафа, введя номерной знак своего транспортного средства и номер свидетельства о его государственной регистрации. В качестве альтернативного способа проверки можно использовать онлайн-сервис Госуслуги.