Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабые позиции звуков. Сильные и слабые позиции фонем

Произнесение гласных звуков в потоке речи меняется в зависимости: 1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах); 2) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова); 3) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми), и от некоторых других условий.

В словах [ вал ] и [ вада ] - вода в первом слоге произносится звук [а], но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением, а поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо. В словах [ мал ] и [ м’а л ] - мял гласные звуки стоят под ударением, но и они не одинаковы, так как в слове [ м’а л ] гласный [’а] стоит после мягкого согласного звука [м’] и получает более переднюю артикуляцию. Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков русского языка.

Сильную позицию гласные занимают под ударением: [ мал ], [ мол ], [ мул ], [ м’э л ], [ мыл ], [ м’и л ]. Ударные гласные характеризуются неослабленным произнесением и наиболее отчетливым разграничением. Однако ударные гласные несколько изменяются под влиянием предшествующих согласных. Особенно заметные изменения происходят после мягких согласных; ср.: [ шэс’т’] и [ с’э с’т’]. Поэтому в сочетаниях «мягкий согласный + гласный» проявляются оттенки гласных звуков (фонем) или неосновной вид гласных звуков (фонем). Без существенных изменений, вызванных влиянием соседних звуков, т. е. в своем основном виде, гласные произносятся в начале слова перед твердым согласным под ударением (остров, арка, эхо, ухо, иск) или в качестве самостоятельного слова (звук ы, союз а, предлог у и т. п.).

Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге (вода, весна, переход и т. д.) и в абсолютном начале слова (огород, абрикос, эхолот и т. п.). В других безударных положениях гласные занимают вторую, слабую позицию (пятачок, стулом и др.). В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных звуков в слабых позициях также зависит от качества предшествующего согласного - твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].

Согласные изменяются в потоке речи. Их изменение вызвано положением согласного в слове. Сильную позицию занимают все согласные звуки перед гласными. Именно в этих фонетических условиях различается наибольшее число согласных звуков: дом - том - лом - ком - сом; год - кот - ход и др. В сильных позициях согласные могут изменять свое качество под влиянием последующих гласных. Так, губные гласные огубляют (лабиализируют) предшествующий согласный: в словах там и том согласный [т] произносится не одинаково (во втором слове огубленно). Полнее всего различаются и менее всего изменяются согласные перед гласным [а]: там - дам, мал - мял, сад - рад - чад и др. Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией. Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных. Сильными позициями для шумных согласных, парных по звонкости- глухости, являются: 1) положение перед гласными зуд - суд, жар - шар, гость - кость и т. п., 2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в’] (с последующим гласным) - груб - круп, злой - слой, гнут (глагол) - кнут, зверь - сверь. Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают 1) в конце слова - код [ кот ] - кот [ кот ], луг [ лук ] - лук [ лук ]; 2) перед звонкими и глухими согласными - свадьба [ свад’б ъ ] - пастьба [ паз’д’б а ], пряжка [ п р’ашкъ ] - пешка [ п’эшкъ ] и т.п. В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставляются: на кон- це слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными - шумный звонкий. Категория твердости- мягкости является более характерной, определяющей в русской фонетике. Оппозиции по твердости-мягкости - самый большой соотносительный ряд, он охватывает 30 согласных фонем: Сильными позициями для согласных, парных по твердости-мягкости, являются: 1) положение перед гласными (кроме [э]): к[р]уг - к[р’]юк, [м]ал - [м’]ял, [н]ос - [н’]ёс; 2) положение в конце слова: пло[т] - пло[т’], тро[н] - тро[н’]. Слабую позицию по твердости-мягкости согласные занимают: 1) перед гласными переднего ряда - сено, синий, руке (ср. рука; в исконно русских словах согласные перед мягкие: [п’]ел, [б’]ел, [м’]ера, [в’]ера, [т’]ело, [з’]елень); 2) перед согласными - пастух - пасти [ пас’т’и ], снасть - снять [с’н’а т’] 3) перед фонемой: [п’j ]ю, [б’j ]ю, се[м’j ]я, пла[т’j ]е и др. Непарные твердые фонемы во всех положениях звучат твердо. Непарные мягкие во всех положениях звучат только как мягкие согласные.

Русский язык - сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова "мёд" - [м"от] и "медок" - [м"идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Речь - это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах "воды", "совы". Или звук [г] в словах "другу", "кругом".

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом . Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб - зубной, липовый - сосновый, поход - поезд, к лампе - к воде . В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова "сом", "сам". Это - сильная позиция гласного.

Совсем другое дело - безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова "сома́" и "сама́". Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • "аканье", когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова "дома", "дала");
  • "иканье", при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах "мячом" и "мечом").

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как "глухой-звонкий" и "твердый-мягкий". Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку "глухой-звонкий" для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова - трава, слой - злой;
  • перед буквой "в": творец - дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л"], [н], [н"], [р], [р"], [м], [м"], [й"]. Фонемы [х], [ц], [х"], [щ"] и [ч"], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз - глас, дуб - туп, сук - луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить - [зб]рить, отдать - о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка - ло[шк]а, вход - [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз - глаза, глас - гласа, дуб - дуба, туп - тупой, сук - суком, луг - луга; сбрить - сложить, отдать - отъехать; ложка - наложить, вход - влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как "твердый-мягкий". Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква "ы" (цыпленок) или "и" (цирк).

Звуки [ч"] и [щ"] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов "ча-ща" и "чу-щу". Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] - [м"ал], [вол] - [в"ол], [лук] - [л"ук], [быт"] - [б"ит"];
  • на конце слова: [кон] - [кон"], [брат] - [брат"];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л"]: во[лн]а - во[л"н]а, по[л"з]а - по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а - го[р"к]о, и[зб]а - ре[з"б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий - ию[н"с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий - сентяб[р"с]кий, ма[нж]ета - де[н"ж]ата.

Слабые позиции по характеристике "мягкость - твердость"

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й"]: ворон - воро[н"й"о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й"]: [вй"эст] - въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с"т"]е, [з"д"]есь.
  • Перед фонемами [ч"] и [щ"] для звука [н]: бараба[н"щ"]ик, руло[н"ч"]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку "твердый-мягкий согласный". Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м"] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м"].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове "зуб" звук на конце оглушается. Позиция по признаку "звонкость-глухость" будет слабой. Но она же является сильной по шкале "мягкий-твердый". Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку "звонкий-глухой", так и по характеристике "мягкий - твердый". Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить "ошибкоопасное" место в слове и вспомнить соответствующее правило.

фонетические процессы

Видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессывызываются взаимодействием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука вслове.

Фонетические процессы бывают:

1) комбинаторными:

а) ассимиляция (уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции;

ассимиляция бывает полной и частичной, прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной);

б) диссимиляция (расподобление артикуляции соседних согласных);

в) аккомодация (взаимодействие соседних гласных и согласных);

г) диэреза (выкидка, разделение ): выпадение звука в сложном сочетании звуков (вм. солнце [сó"нцъ]);

2) позиционными фонетическими процессами:

а) редукция (количественная, качественная);

б) сингармонизм.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м"и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л"э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сÙ ды́ / съдÙ во́т//].

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:

а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: [б а́р – п а́р / г о́ркъ – к о́ркъ /д "э́лъ – т "э́лъ];

б) положение звонких и глухих перед сонорными: [б л"э́ск – п л"э́ск /п "ĵу́ – б "ĵу́ / г ну́т –к ну́т];

в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками [в], [в"]: [д во́įь – т во́į / с в"э́т – з в"э́р"];

г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.

2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:

а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: [ло́п / но́ш / са́т / с"н"э́к ];

б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: [ло́т къ / но́ш къ / проп къ];

в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: [про́з "бъ / вÙг за́л / мълÙд "ба́];

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:

а) перед гласными: [с а́т – с" а́т" / л у́к – л у́к / с э́р – с" э́р];

б) позиция в абсолютном конце слова: [в"э́с – в"э́с" /тро́н – тро́н" / дво́р – дв"эр" ];

в) перед заднеязычными: [ба́н къ – ба́н" къ / го́р къ – го́р" къ / д"э́т к"и – д"а́т" к"и];

г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.

2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:

а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: [л"и́с" т"ик / ф" с"о́ / в "з"а́т"];

б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: [ба́н" ш̅"ик / збо́р "ш̅"ик];

в) положение твердых зубных перед [ĵ]: [с" ĵэ́л /друз" ĵа́ / в" ĵу́гъ];

г) положение твердых зубных перед мягкими губными: [бÙм" б"и́т" / з" м"э́į / т"э́р" п"ит].

(В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)

д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: [бунта́р" ® бунта́р ск"иį / м"э́т" ® м"э́д ныį ].

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими .

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ – [ш̅"], может быть только долгим звуком: щ ука – [ш ̅"у́ка], прощ ай - [прÙ ш̅ "а́i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: ка сс а (ср.: к о са), ба лл (ср.: ба л ), коло сс (ср.: коло с ).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Ро сс ия, жу жж ать, дро жж и и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [Ùт ̅"и э б"а́] – от т ебя, [рÙс ̅" в"э́т] – расс вет, [в ̅Ùз"и́т"] – вв озить, [ч"угу́н ̅ыi] - чугунн ый и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: алл ея – [ал "э́iь], искусс тво - [иску́с твъ], артилл ерия - [Ùрт"ил" э́р"иiь], барри када - [бър" ика́дъ], грамм атика - [грÙм а́т"икъ], колл екция - [кÙл" э́кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелест ный - [пр"л"э́сныi], но прелест ь - [пр"э́л"ьс"т" ], позд но - [по́знъ], но опозд ал - [ÙпÙзд а́л], свист нуть - [с"в"и́снут"], но свист еть - [с"в"ис"т" э́т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

о́ м / ма́ к / м"и́ р / ды́ м / лу́ к / хл"э́ п ].

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой : [трÙ ва́ / дрÙ ва́ / м"и э ста́].

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро ́д оба безударных гласных [о] произносятся как [Ù] ; а в слове молоко ́ первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): ъ лÙко́].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и ] после твердых согласных произносится как ]: цирк – [ц ы́ рк], жизнь - [ж ы́ зн"], ширь - [ш ы́ р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio – приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией : [ч"а́с / ч"и э сы́ / ч"ь сÙ фш̅"и́к]; [го́лъ ву / гÙ ло́ф / гъ лÙ ва́]; [во́ды / вÙ да́ / въ дÙ во́с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией : [лу́к / лу га́ / лу гÙво́i], [сы́р / сы ры́ ].

Анализируя позицию согласной фонемы, следует помнить, что сильная позиция – это позиция различения, т.е. позиция, в которой обе фонемы, парные по определенному признаку, могут реализовываться, сохраняя свою различительную способность. Позиция <т> перед <о> является сильной позицией по участию голоса и шума, т.к. в данной позиции может выступать парная ей по глухости/звонкости <д>, например: <то>м - <до>м. В позиции же абсолютного конца слова <т> будет находиться в слабой позиции по данному признаку, т.к. в этой позиции невозможно противопоставление фонем <д> - <т>. Однако фонема <т> в позиции абсолютного конца слова оказывается в сильной позиции по твердости/мягкости, т.к. в абсолютном конце слова могут реализовываться как твердая фонема <т 1 >, так и парная ей мягкая фонема <т’ 1 >: <т 1 > <сут 1 >,<сут’ 1 >. Отсутствие в определенной позиции одного из членов пары фонем позволяет рассматривать позицию как слабую, поскольку в ней фонема теряет различительную способность.

Примечание: Сильные и слабые позиции определяются только для фонем, парных по определенному признаку.

Позиция, являющаяся слабой по признаку глухости/звонкости, но сильной по признаку наличия/отсутствия палатализации, обозначается индексом 1 .

Позиция, слабая по признаку твердости/мягкости, но сильная по признаку участия голоса и шума, обозначается индексом 2 .

Позиция согласных фонем, слабая одновременно и по глухости/звонкости, и по твердости/мягкости, обозначается индексом 3 .

По глухости/звонкости

Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости.

В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к 1 >. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с 1 >ко; поя<с>о́к – поя<с 1 >ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с 1 >.

Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.

Сильные и слабые позиции согласных фонем

По твердости/мягкости

В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́ ; пле́<т 1 к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а.

В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п 2 р’>иве́т; о<п 2 р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з 2 на́л> - <с 2 -на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные.

Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:

Сильные позиции по твердости/мягкости Слабые позиции по твердости/мягкости
1. Перед гласной фонемой, в том числе перед фонемой <е> <да́>ма - <д’а́>дя; <со́>к - <с’о́>к; интер<не́>т - <н’е́>т 1. Позиция любой согласной фонемы перед фонемой в пределах одной морфемы (в этой позиции могут выступать только мягкие согласные фонемы): <р’jа´н αı>
2. В абсолютном конце слова пло́<т 1 >- пло́́<т’ 1 >; мо́<л> - мо́<л’> 2. Губные фонемы перед переднеязычными (могут выступать только твердые губные) <п 2 р>а́во; <п 2 р’>еде́л
3. Переднеязычные фонемы перед заднеязычными сте́<нк>а - Сте́<н’к>а; ва́<рк>а - Ва́<р’- к>а 3. Переднеязычные зубные фонемы перед зубными и небно-зубными (перед мягкими фонемами выступают только мягкие аллофоны фонем, перед твердыми фонемами – только твердые аллофоны): <з 2 л’и́т’>; < с 2 л’и́т’>; <з 2 ло́j>; <с 2 ло́j>. Исключение: фонемы <л> - <л’>; <н> - <н’> (см.: «Сильные позиции по твердости/мягкости», № 6)
4. Губные фонемы перед заднеязычными со́<п 1 к>а - сы́<п’ 1 -к>а; ста́<ф 1 к>а - ста́<ф’ 1 -к>а 4. Небно-зубные <р> - <р’> перед губно-зубными и переднеязычными (могут выступать только твердые аллофоны фонем): <р 2 в’о́т 1 >; <р 2 ва́л>
5. Переднеязычные фонемы перед губно-губными фонемами <см>о́й - во<с’м>о́й; то́<рб>а - гу<р’б>а́ 5. Губные согласные фонемы перед губными: <р’и́ф 2 мα 1 > (Им.п.); <р’и́ф 2 м’α 1 > (Д.п., Пр.п.)
6. Фонемы <л> и <л’> перед любой согласной фонемой, кроме ко́<лб>а - па<л’б>а́; по<лк>а́- по́<л’к>а; по́<лн>ый - во́<л’н>ый 6. Заднеязычные фонемы перед любой согласной фонемой: <к 2 ну́т 1 >, <мок 2 н’ α 1 т 1 >
7. Фонемы <н> и <н’> перед фонемами <ж> и <ш> пла<нш>е́т - ме́<н’ш>е; ма<нж>е́т - де<н’ж>а́та

Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.

Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с 2 р>а́зу - <з 2 р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<ф ı > - кро́<ф’ ı >, шка́<ф ı > - ве́р<ф’ ı >. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с 3 т>о́н. Фонема <с 3 > находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.

Состав гласных фонем в системе русского языка определяется на основе их смыслоразличительной роли в сильной позиции. Для гласных фонем русского языка абсолютно сильной (и перцептивно, и сигнификативно) является позиция под ударением не между мягкими согласными. Однако в перцептивно слабой позиции фонема не вступает в нейтрализацию с другими фонемами, поэтому для определения состава гласных фонем достаточно учитывать, какая позиция является сигнификативно сильной. Для гласных фонем русского языка это позиция под ударением. В этой позиции различаются шесть гласных: [а] – [о] – [и] – [ы] – [э] – [у]. Но два гласных звука позиционно чередуются: [и]/[ы]. Позиционно чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы. В перцептивно сильной позиции – после и между твёрдыми согласными выступает [ы], однако в начале слова встречается только [и], поэтому его принято считать основным вариантом фонемы, а [ы] только вариацией фонемы <и>. Итак, состав гласных фонем русского языка таков: <а><о>–< и>–< э>–< у> (она [ʌна ], оно[ʌно ], они [ʌн’и ],те – [т’э ], ту – [ту ]).

Сигнификативно слабой для русских фонем является позиция не под ударением. Однако для каждой фонемы это индивидуально. Так, фонема <у> не вступает в нейтрализацию ни с какой другой фонемой. Для <а>, <о> слабыми являются все безударные позиции. В позиции первый предударный слог после мягких согласных вступают в нейтрализацию четыре гласные фонемы <а> –< о> – < э> – < и>: ч[и э ]сы, м[и э ]док, р[и э ]ка, л[и э ]са. Перцептивно слабыми для русских гласных являются позиции: после мягких согласных мят [м’ˑат], перед мягкими согласными мать [маˑт’] и между мягкими согласными мять [м’äт’].

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:

1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а (<з> – <с>);

2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить (<з’> – <’с>);

3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить (<з’>– <’с>).

Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:

1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] (<д>нейтрализуется с<т> в варианте [т]);

2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а (<с’> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]);

3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а (<д> нейтрализуется с <т> варианте [т]).

Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.

По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:

1) Перед гласными <а>, <о>, <и>, <у>, <э>: саду – сяду (<д> – <д’>), нос – нёс (<н> – <н’>), лук – люк (<л> – <л’>), мыл – мил (<м> – <м’>), шест – щель (<ш> –<ш’:>);

2) На конце слова: кон – конь (<н> – <н’>), угол – уголь (<л> – <л’>);

3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько (<р> – <р’>), полка – полька (<л> – <л’>).

Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:

1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить (<з> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]), песнопение – песня (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе (<в> нейтрализуется с <в’> в варианте [в’]);

4) Для зубной <н> – перед передненёбными <ч’> и <ш’:>: кабан – кабанчик (<н> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]), обман – обманщик (<н’> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]).

Особых комментариев требует позиция перед гласной <э>. На протяжении столетий в русском языке действовал закон: согласный, попадая в позицию перед <э>, смягчался. Действительно, в исконно русских словах перед <э> согласный всегда мягкий: лес, река, свет, лето, ветер. Исключение – твёрдые шипящие (шелест, жест), но ведь они исконно были мягкими. Следовательно, позиция перед <э> для согласных была слабой по твёрдости-мягкости. В 20-30 г.г. ХХ века произошли изменения в фонетической системе русского языка. С одной стороны, активно образуются аббревиатуры, которые становятся общеупотребительными словами: НЭП, ДНЕПРОГЭС , ЛЭП . С другой стороны, многие заимствования, переходя в разряд освоенных, минуют стадию фонетической адаптации. Так, к общеупотребительным, без сомнения, относятся слова: антенна, ателье, стенд, теннис, кашне. Согласный перед <э> в этих словах произносится твёрдо. Таким образом, перед <э> в современном русском языке возможны твёрдые и мягкие согласные. Значит, позиция из слабой превратилась в сильную.

Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:

1) Смягчение согласных перед : семья [с’и э м’jа], вьюга [в’jугъ], соловьи [сълʌв’jи], но подъезд [пʌдjэст];

2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].

По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.

Особое положение в системе у заднеязычных согласных. Твёрдые и мягкие заднеязычные согласные позиционно чередуются: мягкие заднеязычные возможны только перед гласными переднего ряда <и>, <э>. В этих позициях не встречаются твёрдые заднеязычные: ру[к]а – ру[к’]и, ру[к’]е; но[г]а – но[г’]и, но[г’]е; сти[х]а – сти[х’]и, о сти[х’]е. Следовательно, твёрдые и мягкие заднеязычные – представители одних фонем. Поскольку в большинстве позиций возможны твёрдые заднеязычные, их считают основными вариантами согласных фонем – <г>, <к>, <х..

Таким образом, состав согласных фонем русского языка таков: <б> – <б’> – <п> – <п’> –<в> – <в’> – <ф> – <ф’> – <д> – <д’> – <т> – <т’> – <з> – <з’> – <с> – <с’> – <м> –<м’> – <н> – <н’> – <л> – <л’> – <р> – <р’> – <ж> – <ж’:> – <ш> – <ш’:> – <ч’> – <ц> – – <г> – <к> – <х> (труба – [труб а], трубя – [труб’ а], тупа – [туп а], тупя – [туп’ а], трава – [трʌв а], травя – [трʌв’ а], графа – [грʌф а], графя – [грʌф’ а], вода – [вʌд а], водя [вʌд’ а], крута – [крут а], крутя – [крут’ а], гроза – [грʌз а], грозя [грʌз’ а], коса – [кʌс а], кося [кʌс’ а], тома – [тʌм а], томя – [тʌм’ а], вина – [в’и э н а], виня – [в’и э н’ а], бела – [б’и э л а], беля - [б’и э л’ а], гора – [гʌр а], горя – [гʌр’ а], дрожа – [дрʌж а], жужжа – [жуж’ :а], спеша – [с’п’и э ш а], треща – [тр’и э ш’ :а], свеча – [с’в’и э ч’ а], моя – [мʌj а], рука – [рук а], нога – [нʌг а], стиха – [с’т’и э х а]).

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.

Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:

1) Выполнить фонетическую транскрипцию;

2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);

3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);

4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.

5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.

Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.

О б р а з е ц.

1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];

2) [п’ьр’и э -п’ис-к-ъ];

3) [п’ ь р’ и э -п’ и с-к-ъ];

+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)

+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)

4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).

5) После проверок переносим запись в фонематическую транскрипцию: <п’эр’эп’иска>.

Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.

Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.

1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?

2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?

4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?

5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?

7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.

8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.

9) Каков состав согласных фонем русского языка?

Практические задания

№1 . Выпишите в рабочую тетрадь определение фонемы. Обоснуйте каждое слово в этом определении.

№2 . Подберите ряды слов, в которых смыслоразличительную функцию выполняют гласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные. Докажите, что смыслоразличительную функцию может выполнять порядок звуковых единиц в слове.

№3. Установите, какие чередования наблюдаются в следующих случаях: а) дом- дома - домовик; б) следы – след; в) подыграть – подпись г) пасти- пастбище; д) зло – злить; е) честь – честный; ж) ходить – хожу; з) морозы – морозить; и) стол – о столе. Какие из этих чередований относятся к фонетическим позиционным? Подберите аналогичные примеры фонетических позиционных и фонетических непозиционных чередований.

№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).

№6 . Докажите, что для чередований [с’]/[ш] и [д‘]/[ж] в парах носить – ношу, ходить – хожу есть исключения и, следовательно, эти чередования относятся к фонетическим непозиционным.

№7 . Покажите, какими разными звуками может быть представлена фонема /з/ (в предлоге без ). Укажите основной вариант данной фонемы, её вариации, варианты.

№8. Затранскрибируйте слова и определите, каким рядом позиционно чередующихся звуков представлены Фонемы <э>, <о>, <а>: бег, бегом, беготня; ход, ходил, ходоки; грозы, гроза, грозовой; злость, мудрость; запись, записать, записывать.

№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?

№10. Подберите примеры, иллюстрирующие нейтрализацию фонем: <б> <п>; <и> <э>; <э> <о>; <д> <д’>.

№11. Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции для гласных фонем: домовик, медонос, золотой, заводной, подписка, рассказ, доброта, юность, копировщик, вата, поле , строгий. Подберите проверки для гласных звуков в слабой позиции. Представителями каких гласных фонем они являются?

№12 . Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости. Подберите фонемные проверки: краб, след, гроз, долог, ястреб, кос (краткое прилагательное), ловкий, кошка, деревяшка, косьба, резьба, вперемежку, подпись, отзвук, отпрыгнуть, бессердечный, беззвучный, рассмешить, разбить.

№13 . Запишите слова в фонетической транскрипции, обозначив сильные и слабые позиции для согласных фонем по твёрдости-мягкости: слон, конь, горка, горько, козлик, песня, вместе, с Витей, гонщик, кабанчик, винтик, разница, съёмный, разветвление . Подберите проверки для фонем в слабой позиции.

№14 . Какие гиперфонемы есть в перечисленных ниже словах: акварель, багровый , левкой, бирюза, жена, склоняться, вдруг, воск, став, свет, везде ?

№15. Приведите примеры слов, в которых есть гиперфонемы: <а/о>; <и/э>; <а/о/э>; <а/о/э/и>; <с/з>; <г/к>; <с’/з’>; <т’/д’>; <с/c’/з/з’>.

№16. Выполните фонематическую транскрипцию слов: молод, летел, показ, прозаик, пробыть, загадка, тихий, кресло, море, подыграть, мыться, керосин , ослеп, снабдить, шкаф, восторг, асфальт, здесь.

№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов

-ость-, -чик-, -от-, -изн- ; в) окончаний имён существительных разных типов склонения, имён прилагательных, личных окончаний глаголов; г) суффикса инфинитива -ть и постфикса -сь возвратных глаголов.