Классификация пожарных судов. Многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев». старейшее в мире пожарное судно «Edward M. Cotter»

Пожарные корабли (суда). Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

К пожарным кораблямотносятся:мореходные, базовые и речные,
к пожарным судам – пожарные катера. При небольших размерах корпуса
и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов,
а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для
защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Российского Речного регистра.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов
и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная
палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом
с ним устанавливается радионавигационное оборудование, находятся штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигателис генераторами переменного или постоянного тока .

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность
к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии (линия по борту,
до которой судно погружается в воду при осадке). Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при
напоре до 100 м.


На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 12.48.

Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они доставляют к месту пожара боевые расчеты, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества и подают забортную воду в очаги горения. Наличие на кораблях запаса пенообразователя позволяет тушить горящие нефтепродукты. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

Пожарные корабли могут быть мореходные, базовые и речные. К пожарным судам относятся и пожарные катера. При небольших размерах корпуса и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарный корабль должен обладать рядом специфических свойств, прежде всего, навигационными качествами. К ним относятся:

Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, нарушающим его равновесие, и возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после заполнения одного или нескольких отсеков.

Ходность – способность судна развивать заданную скорость при минимальной мощности главного двигателя.

Управляемость – способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления.

Автономность – это продолжительность плавания корабля без пополнения эксплуатационными материалами, провизией и водой.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов, а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Регистра страны. Он является органом государственного контроля, который рассматривает и согласовывает проекты судов, наблюдает за их постройкой, ремонтом и осуществляет контроль их технического состояния.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, иловую установку, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом с ним устанавливается радионавигационное оборудование, штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигатели с генераторами переменного или постоянного тока .

Дизельные двигатели оборудуются двумя системами запуска – от аккумуляторных батарей и при помощи сжатого воздуха. Управление двигателями осуществляется как из машинного отделения, так и из ходовой рубки или центрального поста управления.

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии*. Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при напоре до 100 м.

На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов. Один из них устанавливается на верхней палубе, а второй в той оконечности, которой он отшвартовывается для боевой работы.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 16.27.


Рис. 16.27. Продольный разрез пожарного судна:

1 – лафетные стволы; 2 – монитор на подъемной мачте (башне); 3 – вьюшка для пожарных шлангов; 4 – камбуз; 5 - цепной ящик; 6 – кубрик команды; 7 – цистерна пресной воды; 8 – топливная цистерна; 9 – главный пожарный насос; 10 – главный дизель; 11 – главный генератор; 12 – гребной электродвигатель; 13 – распределительный щит; 14 – топливная цистерна; 15 – кормовая дифферентная цистерна

Наиболее совершенным можно назвать пожарный корабль «Генерал Гамидов». Некоторые его технические данные представлены в табл. 16.14.

Таблица 16.14

Корабль может использовать свою технику для тушения пожаров при волнении воды до 4 баллов.

Непотопляемость его гарантируется при заполнении водой даже одного любого отсека.

Автономность судна обеспечивается запасом топлива 77 т, с мертвым его запасом 6 т. На корабле имеется запас питьевой и котельной воды в количествах, равных 26 и 18 т, соответственно. Запас пенообразователя около 16 м 3 .

Корабль оснащен двумя главными двигателями типа 40 ДМ мощностью каждый по 1850 кВт. Запуск и управление ими производится из центрального поста или с постов у главных двигателей в машинном отделении.

На корабле имеются три генератора переменного тока напряжением 400 В. Два генератора мощностью 200 кВт работают от двигателей 7Д-12 и один, мощностью 100 кВт, – от двигателя типа 7Д-6С.

Средства пожаротушения на корабле достаточные для тушения пожаров водой и пеной кратностью 9 – 12. Четыре насоса ДПЖН-14 подают воду по 1000 м 3 /ч (277,7 л/с) и развивают напор 100 м.

Специальная противопожарная система обеспечивает тушение различных пожаров, в том числе горящих нефтепродуктов и электрооборудования. Подача пенообразователя во всасывающие магистрали насосов производится специальными дополнительными насосами. Подача пены в очаги горения осуществляется стационарными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами и ручными стволами. На корабле установлена одна гидропушка с диаметром спрыска 95 – 110 мм, обеспечивающая подачу воды 1100 – 1400 м 3 /ч на расстояние 130 – 140 м.

Каждый из установленных лафетных стволов с диаметром спрыска
63 – 65 мм подает 300 – 530 м 3 /ч воды на расстояние 100 – 110 м.

На корабле имеется четыре лафетных ствола, обеспечивающих подачу пены средней кратности в пределах 4500 – 6000 м 3 /ч на дальность до 80 м.

Для распределения огнетушащих веществ по рукавным линиям на судне имеются три шестиклапанные колонки с клапанами ДУ-80 и 1 – 2 раздаточные клинкеты (запорные приспособления с клиновидными задвижками) с ДУ-150.

Для отгона горящей на воде пленки нефтепродуктов и предохранения судна от теплового воздействия на нем имеется специальная система отгона пленки и водяная завеса.

На судне оборудованы установки жидкостного пожаротушения СЖБ с емкостями 78 л для внутренних нужд и 40450 л для тушения пожаров на аварийных объектах.

Корабль укомплектован 8 переносными лафетными стволами, пенными стволами, 8 ГПС-200. Кроме того, на нем имеется три погружных электронасоса ЭСП 16/П, электроэжектор ВЭЖ-21 и другое оборудование.

Для спасания людей на палубе имеются: катер, шлюпки, надувные жилеты.

Для маневрирования и удержания корабля в районе пожара на нем имеется подруливающее устройство, а для грузовых операций на нем установлен электрокран грузоподъемностью 1 т.

Тушение пожаров на причальных сооружениях портов осуществляется подачей огнетушащих веществ по развертываемым рукавным линиям. Оно может осуществляться с любой оконечности корабля присоединением рукавов с диаметрами 150, 88 и 66 мм к переносным раздаточным колонкам.

Для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре возможно использование ряда пожарных судов. Их тактико-технические характеристики приведены в табл. 16.15.

Таблица 16.15

На рассматриваемых судах используются в основном пожарные насосы и пожарно-техническое вооружение, применяемое на пожарных автомобилях.

Пожарно-спасательный водометный катер КС-110-39 – глиссирующий речной стальной катер с водометным двигателем. Он предназначен для:

доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, запаса ОВ и комплекта аварийно-спасательного оборудования;

подачи в очаг пожара воды из открытого водоема через стационарный лафетный ствол и ручные стволы;

подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатных пенобаков.

Катер предназначен для эксплуатации на реках разряда «Р» по классификации Российского Речного регистра, в том числе, с малыми глубинами, засоренным фарватером.

Катер по санитарным правилам отнесен к группе судов без проживания людей на борту.

Дальность плавания по топливу на свободном ходу до 300 км. Продолжительность непрерывной работы двигателя пожарного насоса не менее 6 часов.

Размещение оборудования на катере показано на рис.16.28. В пожарном отсеке 3 размещено пожарное оборудование. Оно состоит из стационарной водопенной установки и переносного пожарно-спасательного оборудования.

Рис.16.28. Пожарно-спасательный водопенный катер КС-110-39

1 – главный двигатель; 2 – топливные баки; 3 – пожарный отсек; 4 – двигатель пожарного насоса; 5 – пожарный насос; 6 – водозаборник; 7 – санблок; 8 – пульт управления; 9 – каюта; 10 – диван; 11 – рубка; 12 – стол-тумба с раковиной; 13 – шкаф; 14 – пенобак; 15 – трап в пожарный отсек; 16 – аварийно-спасательное оборудование; 17 – стволы, генераторы пенные; 18 – выхлопная система главного двигателя; 19 – реверс-рулевое устройство

Стационарная водопенная установка включает: пожарный насос НЦПН-100/100 МК (поз.5 на рис.16.28) с приводом от дизеля ЯМЗ-238НДУ (поз.4), водозаборник (поз.6), бак для ПО (поз.14) и другое оборудование.

Лафетный ствол ЛСД-С100/150У с дистанционным управлением установлен на крыше пожарного модуля. Рядом с ним находится патрубок для соединения с рукавными линиями, обеспечивающими подачу воды на берег. Внешняя магистраль обеспечивается ПНР различных диаметров, общей длиной до 800 м. На катере предусмотрена система водяной защиты по бортам.

На катере имеется контейнер для хранения мотопомпы МЦП-800/80.

Переносное пожарно-спасательное оборудование комплектуется по индивидуальному договору с заказчиком.

Судовой пожарный инвентарь включает: два кара, огнетушители, лом пожарный, топор пожарный и покрывало пожарное.

На катере предусмотрена система объемного пожаротушения.

На катере имеется ручная переносная лебедка с канатом, длиной 30 м. Она предназначена для снятия катера с мели.

Для обеспечения управления на катере предусмотрено радиооборудование.

Радиостанция «Гранит-2Р-24» работает на внешнюю антенну. Ее питание от судовой сети 24В осуществляется через блок питания СВЭ-24. Радиостанция устанавливается стационарно.

Носимая радиостанция «Гранит-2Р-44» заряжается от судовой сети 12В. Вторая радиостанция носимая УКВ – радиотелефонная станция с зарядкой от сети 24В постоянного тока.

Транспортировка катера (без демонтажа) осуществляется по железной дороге или автомобильным транспортом (автомашинами МАЗ или
КамАЗ).

На водных объектах (озера, моря, океаны) и прибрежных зонах пожары случаются ничуть, ни реже, чем на суше. Тушение пожара в океане, и устранение его последствий для экологии предполагает использование специальных кораблей.

Такие суда не только участвуют в тушении непосредственно огненного очага, но и проводят профилактические работы на нефтегазодобывающих объектах в море. Участвуют в осуществлении эвакуации горящего судна и помогают в спасении пострадавших людей.

Тушение пожара на водном объекте осуществляется не только при помощи крупных кораблей, но и при помощи малогабаритных катеров.

Фото Пожарные корабли

Виды и характеристика

Все водные суда, включая катеры, могут быть мореходными, базовыми и речными. Существует ряд специфических характеристик, которым должны соответствовать все корабли.

К ним следует отнести:

  1. Ходность. Характеристика, при которой судно развивает и поддерживает необходимую скорость, заданную заранее.
  2. Непотопляемость. Заполнение водой даже нескольких отсеков судна не должно влиять на его работоспособность и равновесие судна.
  3. Автономность говорит о том, сколько времени судно сможет обходиться без дополнительного пополнения водой, материалами и провизией.
  4. Управляемость — способность корабля моментально реагировать на любое изменение в положении руля.
  5. Остойчивость, т.е. способность судна сохранять равновесие при воздействии внешних сил.

Корпус корабля, участвующего в тушении возгорания гладкопалубный и сделан из стали. Плавные очертания имеет и носовая часть корабля. Особенностью кораблей является то, что по его периметру существуют завесы воды, которые обеспечивают защиту корпуса от воздействия высоких температур при участии в тушении огня.

Тушение пожара с корабля требует от судна повышенной маневренности, которая обеспечивается подруливающими устройствами, ходовыми машинами двухвальными и установкой специальных водометов. Базовая комплектация пожарных кораблей обязательно включает в себя: насосы, системы орошения, корпус с надстройкой, водо — и пенные коммуникации, иловую установку.

Тушение пожара нефтепродуктов в море предполагает незамедлительную помощь, и для этого нужен особый корабль.

Является наиболее используемым на водных объектах. Это судно отличается быстроходностью, и эффективно при экстренной помощи на береговых объектах, судах в условиях пожара. Данный вид пожарного судна укомплектован необходимыми веществами в случаи горения нефтепродуктов.

Однако для решения всех задач по тушению пожаров использование пожарных кораблей не всегда является достаточным. В некоторых случаях тушение пожара пожарным катером является более эффективным. Первым пожарным маломерным судном, который был спущен на воду, был катер модели «UMC-1000». Его проект предполагал тушение пожара катером только на надводных объектах. Также катер из-за своих малых габаритов прекрасно применялся для спасения утопающих. Наиболее современной моделью пожарно-спасательных катеров с водометным движителем является КС-110-30. Относится он, согласно Речному Регистру РФ, к классу «Р», что означает место его применения — река.

Согласно отчету специалистов, данный катер иногда является единственной возможностью при тушении пожаров в городских районах с плотной застройкой, где пропускная способность дорог имеет ограничения. Также его используют при пожарах на гидросооружениях, небольших островах, лесных поселках.

Тушение пожара на воде предусматривает использование, в зависимости от площади очага, самых различных противопожарных судов.

Распространены такие модели как:

На данный момент судна для предотвращения возгораний становятся все более высокоэффективными и оснащаются современными техническими средствами.

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы , подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии . Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии , что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах , береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества , диспергенты , устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

См. также

  • Пожарная машина
  • Пожарный самолёт
  • Пожарный вертолёт

Уже пять лет на Москве-реке несет службу многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев». Судно поистине уникальное, т.к. может выполнять самые разные задачи, как на воде, так и на суше. Этот корабль предназначен для тушения пожаров, спасения людей на воде. Осуществляет контроль за экологическим состоянием акватории. Вместе с пожарным и специальным спасательным оборудованием доставляет боевой расчет к месту чрезвычайной ситуации. Обеспечивает работу водолазной службы. При чрезвычайных ситуациях проводит работы по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно на реках, озерах, водохранилищах.

Давайте поближе познакомимся с этим интересным кораблем.

Корабль был построен в 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе Ленинградской области. Изначально носил имя «Атаман», но приказом Главного управления МЧС России по г.Москве и управления гражданской защиты Москвы от 29 марта 2010 года №135/70 в целях увековечения героического поступка полковника внутренней службы Чернышева Евгения Николаевича многоцелевому пожарно-спасательному кораблю присвоили имя «Полковник Чернышев».

02.

Длина корабря 31,5 м, ширина 6,09 м, осадка 1,5 м. Максимальная скорость хода 30 км/ч. Дальность плавания 1400 км. Автономность 3 суток. Экипаж 8 человек (+ есть возможность размещения спасенных людей).

03.

Система пожаротушения корабля: 4 автоматизированных насоса производительностью 86 л/сек каждый, 2 дистанционно управляемых стационарных ствола производительностью 60 л/сек типа «PYTHON» фирмы Ziegler (Германия), один дистанционно управляемый водно-пенный ствол производительностью 90 л/сек, система водораспыления и водяных завес, емкости для пенообразователя (общим объемом 4 кубометра), 4 пеногенератора «Пурга», передвижной пеногенератор «Пурга–0», 2 переносных лафетных ствола производительностью 20 л/сек.

04.

Также на корабле есть 4-х местная рабочая шлюпка с подвесным мотором, гидравлический кран–манипулятор грузоподъемностью 500 кг, роллы для постановки боновых заграждений, 100 м легких боновых заграждений, нефтесборное оборудование, оборудование для проведения дегазации и дезактивации, оборудование для обеспечения работы трех легких водолазов, включая компрессор для набивки баллонов ВВД.

05.

Благодаря тому, что у судна класс Речного Регистра О2,0 (лед 20), то оно работает круглый год. Зимой случается любопытное взаимодействие «Полковника Чернышева» с пожарными вертолетами. Например, пожарный вертолет не может своим водозаборником прорубить лед на Москве-реке и набрать воды. В такой ситуации помогает многоцелевой пожарно-спасательный корабль. «Полковник Чернышев» приходит в место забора, крошит лед, встает носом в берег и начинает винтами отгонять льдинки чтобы вода оставалась чистой. Теперь вертолет спокойно набирает воду и улетает сбрасывать её на очаг возгорания.

06.

На фотографии видно, как «Полковник Чернышев» включил управляемые стволы и систему водяных завес (тушит пожар и себя защищает). Одна такая струя бьет аж на 120 метров! А еще многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев» способен на целый километр по рукавным линиям подавать воду необходимого давления на берег.

07.

А теперь проберемся на борт корабля!

08.

Осмотр начнем с носовой части.

09.

Бак корабля, управляемые стволы. Кстати, во время посещения многоцелевого пожарно-спасательного корабля «Полковник Чернышев», у него наблюдался небольшой крен на левый борт.

10.

В носовой части расположен небольшой салон отдыха.

11.

12.

13.

Внутренние коридоры корабля.

14.

15.

Корма корабля. Боновые заграждения.

16.

Поднимаемся на верхнюю палубу, рубка судна.

17.

Капитан Константин Артамонов.

18.

19.

20.

Пульт управления лафетными стволами.

21.

При выходе из ходовой рубки фотографирую закладную табличку и кренометр. Да, крен на левый борт есть.

22.

Посмотрим, что еще можно увидеть на верхней палубе за рубкой. Что это за таинственный белый контейнер на верхней палубе корабля, .

23.

И почему на контейнере наклейка «Мостурфлот»,