Классный час. Ребенок и его права. Классный час по правам ребёнка Дети и жизнь правовая защита классный час

Классный час: «Права ребенка – твои права»

Цель:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход занятия

    Приветствие. Психологический настрой

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

    Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату.

Давайте вспомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость ).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность) .

Какое слово выделилось? (право ).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3. Работа с толковым словарем.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

4. Вводная беседа учителя.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Составьте слово КОНВЕНЦИЯ (из разрезанных букв) Презентация

Дата 20 ноября выбрана не случайно . Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка . Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Презентация.

    Закрепление. Игра «Разрешается – запрещается»

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается ).


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить

Это ( разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

6. Игра «Права литературных героев»

Презентация

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».

В какой сказке нарушено право на жизнь? «Колобок»

В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? «Золушка»

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на жесткое, бесчеловечное обращение? Буратино

Герои какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? «Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница»

В какой сказке подтверждается право на получение бесплатной медицинской помощи? «Айболит»

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

7. Заключительная часть. Презентация

Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

    Давайте подведём итог:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права- положения из конвенции вы знаете?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

А ещё? (Уважай свои и чужие права)

Использованные источники:

1. http://www.deti-66.ru

2. http://www.zavuch.info

3. http://www.proshkolu.ru

5.

6. http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

7. http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;

9. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

10. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia Права детей

11. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г

КЛАССНЫЙ ЧАС

«РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА»

Цели:

Оборудование : презентация.

Слово учителя:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Стихотворение

Обязанности и права, ты должен знать,
Как дважды – два.
В наш, бурный, век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим: ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Государство защищает права ребёнка. Все они записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка».«Конвенция о правах ребенка» Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. До скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

На доске пишется 4 варианта ответов:

до 14 лет;

до 16 лет;

до 18 лет;

до 21 года.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся отвечают) Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Чтение стихов с иллюстрированием прав ребенка

1. Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:

"Я – полноправный страны гражданин!”
право на жизнь


2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.
Право на сохранение семейных связей


3.Есть еще такое право
помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.
Право на досуг


4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.
Право на защиту от физического и психологического насилия


5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.
Право на мед. помощь


6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.
Право на образование


7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.
Право на образование


8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать
. Право на качественное и полезное питание


9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.
Право на равные права всех детей

10.Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
Право на заботу со стороны взрослых

11.К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Можно ли выделить среди прав главные? Какие?

В каких сказках есть нарушение прав какого-либо героя?
- А теперь ответим на более сложные вопросы.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?
В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)

Игра «Наши права»

Вопросы игры разделены на 5 категорий.

За правильный ответ даётся 1 балл.

В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.

Действия в соответствии с законом. (Обязанность)

Законные возможности. (Права)

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)

Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)

Открытое столкновение. (Конфликт)

Норма, поддерживаемая государством. (Закон)

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)

Какое право говорит о том, что ребенок не может расти без взрослых? (право на заботу со стороны взрослых)

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее, среднее)

Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?(До 14 лет)

С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?(С 16 лет)

Вверх по радуге”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаешь вниз, как с горки. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства улучшатся.

Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

Какие преступления были совершены в сказке “Золотой ключик”?

Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –

Дюймовочку).

Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Подведение итогов, рефлексия

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вы запомнили?

В каком международном документе записаны права детей?

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

классного часа «Ребенок и его права».

Общие сведения

Название мероприятия классного часа «Ребенок и его права».

Классы:2,3 классы

Организаторы мероприятия:

классные руководители: Шалова А.М. Скидан Т.И

Вид деятельности : классный час.

Цели:

- познакомить детей с основными положениями Конвенции;

- соотнести права и обязанности детей;

- способствовать осознанию ответственности за свои права;

- формировать положительное отношение к правам других.

Анализ хода классного часа.

Для проведения был составлен конспект классного часа с учетом возрастных особенностей. Все ученики данных классов были включены в проведение мероприятия. Узнали, как называются главные документы «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», и о том какой нужен документ, чтобы защитить себя.

Читали стихи о правах детей. Через сказки и сказочных героев узнали, какие права в жизни мы нарушаем.

Играли в иргу «Наши права», в которой закрепили знания о правах.

Общая оценка классного часа.

Классным руководителям в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Для данного возраста воспитательная ценность проведенной работы очень велика.

КГОБУ Лесозаводская КШИ

Учитель: Потапова Мария Михайловна

Урок по обществознанию

«Права ребенка »

Цель : Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, что мы уже взрослые, умные, дисциплинированные. Для этого вам надо хорошо себя вести, не кричать с места, вести себя достойно.

2. Звучит гимн России (слайд 1)

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны - гимн России.

Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

3. Основная деятельность учеников. (учеба)

4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

"Права ребенка"

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

В этом ему помогает Конституция РФ.

(слайд 3) Конституция РФ - основной закон в котором перечислены все наши права.

Главное право человека - право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Конвенция - это соглашение между государствами, а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.

Запишите в тетрадь определение.

В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны,которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.

Какие же права детей вы знаете?

Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)

В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!

Ребята, давайте поиграем.

- Игра «Имена»

Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.

Я начинаю первой: Мария- мудрая

Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.

Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.

А, что еще там записано? Кто знает? (родители)

Правильно. (слайд 5)

Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)

- Консультация - это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Запишите определение в тетрадь.

- Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»

Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)

К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».

- К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?

Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка - ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

- Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.

- Гарри Поттер , просит разъяснить такую ситуацию:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)

Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)

Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.

Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)

Прочитайте строчки из текста.

Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)

Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.

На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.

(ответы детей)

Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»

-Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.

- Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)

4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)

Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.

Победила дружба!

У каждого человека не только права, но и обязанности.

Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.

Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.

Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга - единственный способ решения любого конфликта.

Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:

Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.

ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.

Спасибо за урок.Молодцы,сегодня хорошо работали все ребята.

Данные об авторе

Грищенко Л.В.

Место работы, должность:

Г.Гай МОУ "СОШ №8" учитель начальных классов

Оренбургская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Цели: познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции; соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Классный час на тему:

"Изучаем Конвенцию о правах ребенка "

4 класс.

Цели:

  • познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;
  • соотнести права и обязанности детей;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Слово учителя.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что - то новое узнать

Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире.

Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная АссамблеяООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН

“Права человека. Изложение фактов №10”:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению...

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой - побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться

теми, кто его подписал.

(На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

· Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

· Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

· Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

· Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

· Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

· Ребёнок имеет право на образование.

· Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

· Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

· Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель:

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

- Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей)

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» / выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

На доске анаграммы:

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Подведение итогов состязания.

Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей).

Итог:

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Татьяна Шарапова
Классный час «Права ребёнка - это ваши права»

Классный час ""

Цель : Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка . Дать представление о правах ребенка .

Планируемые результаты :

Познавательные УУД : знакомство детей с конвенцией о правах ребенка . Извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД : Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

Регулятивные УУД : Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Личностные : Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Деятельность классного руководителя Деятельность учащихся

Вводная часть.

Учитель : Добрый день, дорогие ребята. Вы знаете, что 6 декабря в нашей стране празднуется День Юриста? А вы знаете, кто такие юристы?

Юрист - это специалист, который прекрасно знает и применяет законы. Он консультирует по любым правовым вопросам , готовит и составляет различные документы.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Тогда возникли и главные вопросы : что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют ? И юристы взялись за решение этих вопросов : в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека , в которой изложено много различных прав взрослых людей .

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка , которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

Так вот тема нашего сегодняшнего классного часа звучит так :

«Права ребёнка - это ваши права » .

Кто-нибудь уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Основная часть.

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека » .

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по законам, что в ней написаны. В этом документе прописано, что каждый человек имеет право на труд , отдых, образование, на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии .

Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка » . Конвенция – договор, т. е. несколько стран договорились защищать права детей .

1) Просмотр серии мультфильмов

«Смешарики» - Я имею право .

С последующим обсуждением. (6-7 минут)

Какие права детей иллюстрируют нам эти мультфильмы?

2) Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация» .

Ребята, когда нарушаются наши права , мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства . Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация» . Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей . И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права .

(Золушка, Гуси-лебеди, Три поросенка, Айболит) .

А вы знаете еще какие-нибудь примеры сказок, в которых есть нарушения конвенции о правах ребенка ?

3) Итак, мы сегодня с вами узнали, что

у каждого человека есть свои права . Поговорили о двух очень важных документах. Побывали в роли юристов.

А теперь я предлагаю вам каждому создать свою версию «Конвенции о правах ребенка » . (Выдаются карандаши, листочки) Ваша задача заключается в том, чтобы в парах оформить обложку книги и 1 статью.

Заключение.

1) Итак, наша встреча подходит к концу, я надеюсь, что вам все понравилось. Давайте подумаем, нужна ли на самом деле миру Конвенция о правах ребенка ? Почему да или нет?

2) Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае , если не будет ущемлять права других людей . И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности , разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей , Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права , которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

3) Рефлексия.

Сейчас каждый из вас получит лепесток, на котором я прошу вас написать, что нового вы узнали на нашем занятии и какое у вас настроение на данный момент.

О конвенции о правах ребенка .

каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

дети имеют право жить с родителями ;

дети имеют право на заботу , любовь и медицинскую помощь;

дети имеют право на обучение ;

дети имеют право на отдых ;

дети имеют право на охрану и защиту .

Работа в парах. Создание обложки для Конвенции о правах ребенка и оформление одно статьи внутри.

Мини-выставка детских работ.