Конспект НОД познание «Профессия — спасатель» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Классный час "на страже нашей безопасности" Служба спасения история для детей

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут —

Такой у них опасный труд!

Вы, конечно, догадались, что речь идет о спасателях. Эти бесстрашные люди всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасая жизни людей во время бурь, смерчей, ураганов, селей1, снежных лавин и других стихийных бедствий.

Как же это им удается?

Спасатель — профессия особенная! У многих спасателей спортивные разряды по альпинизму и скалолазанию, владеют они и профессией водолазов, имеют самое современное снаряжение. В их распоряжении новейшие технические средства, спасатели умеют оказывать экстренную4 помощь пострадавшим.

Именно спасатели извлекали людей живыми из-под завалов разрушенных землетрясением домов. Рискуя жизнью, вывозили пострадавших во время наводнений.

К помощи спасателей мы обращаемся и в житейских ситуациях, когда нет никаких стихийных бедствий.

Вот малыш засунул руку между двумя секциями батареи парового отопления. А вытащить назад не может!

Мама тут же позвонила в службу спасения, и спасатели разрезали батарею и освободили маленького пленника.

Или такой случай: женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Она стала звать на помощь. Кто-то их соседей услышал ее крик и вызвал бригаду спасателей.

Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а потом и балконную.

Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело.

Можно привести множество примеров, когда спасатели помогали людям, выручая их из беды.

Какими качествами должен обладать человек, избравший профессию спасателя, я думаю, вы догадались.

Конечно, это смелость, сила, самоотверженность, хорошая спортивная и физическая подготовка, умение мгновенно оценить ситуацию и принять единственно верное решение, горячее желание помочь людям, попавшим в беду. В общем, спасатель — профессия настоящих мужчин!

Кто спасает людей во время стихийных бедствий?

К кому мы обращаемся, если попали в беду в бытовых условиях?

Какие качества нужны спасателям?

Какие требования предъявляет к людям эта профессия? Хотели бы вы стать спасателем?

(Лобановой П.Б., Пашкевич О.В., СПДО Уральского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России)

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с деятельностью спасателей МЧС России, формирование доверия к спасателям, а также готовности в экстремальной ситуации обращаться в службу спасения МЧС России.

Задачи:

1. Знакомство со спасателем.

2. Знакомство с деятельностью спасателя.

3. Ознакомление участников с правилами обращения в службу спасения.

Количество участников : 15-25 человек (группа детского сада)

Продолжительность: 50-60 минут

Необходимые материалы:

1. Небольшой резиновый мячик

2. Заградительная лента

3. Мобильный телефон

4. Нейлоновая веревка

5. 6 стульев

РАЗМИНКА

Знакомство, презентация темы занятия

Цель : знакомство участников с ведущими.

Продолжительность :5 минут

Ведущий: Здравствуйте, ребята, мы добровольцы психологического отряда ________ филиала. Нас зовут ________. Сегодня мы пришли к вам рассказать о профессии спасателя МЧС России.

Спасатель: Здравствуйте, ребята! Я _______ спасатель поисково-спасательного отряда МЧС России. Сегодня мы вам расскажем о том, кто такие спасатели, чем они занимаются и как их можно вызвать.

Ведущий: Но для начала давайте все познакомимся. Сейчас каждый из вас скажет свое имя. (Дети по очереди представляются). Вот мы и познакомились. Ребята, скажите, вы знаете, кто такие спасатели? А чем они занимаются? (Ответы детей).

Упражнение «Мячик»

Цель: актуализировать и скорректировать представления детей о том, в каких ситуациях нужно обращаться к спасателям.

Продолжительность: 5 минут

Ход упражнения: Ведущий кидает детям мячик, называя разные ситуации. Если он называет ситуацию, где нужна помощь спасателя, то дети ловят мяч, а если нет – то ребята мяч отбрасывают. Пойманный мяч, дети кидают обратно ведущему, а отброшенный мяч ведущий сам поднимает и называет следующую ситуацию.

Инструкция : Сейчас я брошу кому-нибудь из вас мячик и назову ситуацию. Если в этой ситуации нужна помощь спасателя – вы ловите мячик, если нет – отбрасываете. Если поймали мяч, то кидаете его мне обратно. Например, я бросаю мячик и говорю «Наводнение». При наводнении зовут на помощь спасателей? Да. Значит, ловим мячик.

Возможные ситуации:

1. Наводнение

2. Потерялся в лесу

3. Украли телефон

4. Машины столкнулись на дороге

5. Потерялся в магазине

6. Провалился в колодец

7. Поссорился с другом

8. Потерял любимую игрушку

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли было играть в эту игру?

· Знаете ли вы, в каких ситуациях можно не обращаться к спасателям?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Информирование о едином телефоне спасения

Цель: информирование детей о едином телефоне спасения.

Продолжительность : 3 минуты

Инструкция:

Ведущий: Ребята, вы знаете, как позвать спасателя? По какому номеру нужно позвонить? Что нужно сказать, когда звонишь спасателям?

Ведущий: Правильно, чтобы вызвать спасателей нужно позвонить по телефону 112 и сказать, что произошло, где вы находитесь и как вас зовут. Однако вам лучше всего обратиться к взрослому и попросить его позвонить 112.

Ситуационная игра

Цель: информировать о том, как действовать, если ты увидел людей попавших в опасную ситуацию или сам оказался в ней.

Продолжительность: 30 минут

Процедура проведения : игра представляет собой сценку с несколькими действующими лицами: пострадавшие (упавшие в яму дети), очевидцы (проходящие мимо ребята), спасатель. Сюжет: Дети, играя рядом с местом, где ведутся строительные работы, упали в канаву, мимо проходили другие ребята и увидели упавших детей. Очевидцы-ребята обращаются к взрослым с просьбой позвонить в службу спасения и вместе с пострадавшими дожидаются спасателей.

· дети, попавшие в опасную ситуацию (2-е ребят + доброволец-ведущий)

· дети, ставшие свидетелями происшествия (остальные ребята из группы + доброволец-ведущий)

· прохожий (доброволец-ведущий)

· спасатель (спасатель Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России)

Заранее (до начала занятия) необходимо огородить территорию «ямы». Для этого можно использовать несколько стульев и заградительную ленту.

Инструкция:

1-й ведущий : Вы видели большие ямы, которые рабочие роют, чтобы починить водопровод? Они глубокие? Знаете, какие у них высокие стенки? Как-то раз трое ребят, Маша, Петя и Коля играли в снежки возле такой ямы и провалились вниз. Они не ушиблись, но испугались и перепачкались. Я, как будто, буду Колей. А ты и ты, как будто, будете Машей и Петей (1-й ведущий выбирает двух ребят и идет вместе с ними на огороженную территорию).

Помните, что у ямы очень высокие стенки? А зимой они замерзшие и очень-очень скользкие. Выбраться сами мы не можем. Что нам нужно сделать? (дети отвечают, 1-й ведущий отмечает как верный ответ «позвать на помощь»).

1-й ведущий: Ой, у нас здесь телефон не работает. Ребята, давайте сейчас вместе позовем на помощь. Те, кто проходят мимо, смогут нас услышать (1-й ведущий несколько раз повторяет вместе с ребятами: «Помогите! Мы здесь, внизу!») .

2-й ведущий, «очевидцам» : Представьте, что мы с вами находимся возле того места, где Коля, Маша и Петя свалились в яму. Слышали, как сейчас ребята звали на помощь? Поможем им? А что для этого нужно сделать? (дети отвечают, 2-й ведущий отмечает как правильный ответ «обратиться к взрослому»).

2-й ведущий, «очевидцам» : Смотрите, а вот там как раз девушка с телефоном, давайте расскажем ей, что случилось и попросим позвонить спасателям!

3-й ведущий, «очевидцам» : Ребята, что случилось? (дети отвечают, 3-й ведущий направляет их к тому, чтобы они ясно описали ситуацию).

3-й ведущий, «очевидцам»: И что же мне делать? (дети отвечают, 2-й ведущий отмечает как правильный ответ «позвонить в службу спасения»).

3-й ведущий, «очевидцам»: А как мне им позвонить? Какой у них номер телефона? (дети отвечают, 3-й ведущий отмечает как правильный ответ «112»).

3-й ведущий, «в трубку»: Называет адрес, описывает ситуацию, называет свое имя. Да, конечно, мы дождемся вашего приезда.

3-й ведущий, обращается к «Коле», «Пете» и «Маше»: Мы вызвали помощь, спасатели скоро приедут и достанут вас. Как вы?

1-й ведущий: Мы в порядке, вот только я замерз. Ребята, что нужно делать, чтобы согреться? (дети отвечают, 1-й ведущий отмечает как правильный ответ «активно двигаться, приседать и т.п.»).

Появляется спасатель, «достает» ребят из «ямы».

Спасатель: Здравствуйте, ребята. Я ________, спасатель поисково-спасательного отряда. Сейчас я помогу вам выбраться (спасатель подводит итог игры и проговаривает правила безопасного поведения в ситуации, если упал в яму).

Спасатель, обращается к «Коле», «Пете» и «Маше»: Как же вас зовут на самом деле?

Спасатель, обращается к ребятам по имени: Дайте мне слово, что вы всегда будете обходить такие ямы стороной.

Спасатель, обращаясь ко всем: Запомните! Если вы сами попали в беду – зовите на помощь, пока вас не услышат. Если вы увидели, что кто-то попал в беду, сразу же обратитесь к взрослому, объясните ему, что случилось, и попросите позвонить в службу спасения. Если взрослого рядом нет, звоните нам сами по телефону 112. Скажите, что и где случилось, и следуйте тому, что вам ответят.

Вопросы для обсуждения:

· Ребята, чтобы спасать людей, спасателю нужно быть сильными, правда? А ловкими? А умными? А дружными?

· А вы хотите быть сильными, ловкими, умными и дружными, как настоящие спасатели? Давайте с вами сейчас тоже потренируемся.

Упражнение «Паутинка»

Цель: физическая разминка.

Продолжительность: 10 минут

Процедура проведения: Перед группой стоит два стула, между которыми натянута несложная «паутинка». В ходе упражнения ведущие придерживают стулья.

Инструкция: Перед вами преграда, которую вы можете пройти только все вместе, взявшись за руки. Пожалуйста, возьмите за руку своего соседа. Вот такой цепочкой мы будем проходить эту преграду. Тот, кто стоит первым, поведет всех остальных. Вам необходимо перешагнуть эту преграду. Главное, вы не должны касаться преграды ничем - ни одеждой, ни руками, ни ногами, ни головой, ни туловищем. Если коснетесь, то вам надо будет снова ее перешагнуть, не задев». Готовы? Начали!

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам преодолевать препятствие?

· Трудно ли было вам перелезать через ограждения?

· А хотите узнать, как спасатели делают свою работу?

(Спасатель в доступной для детей форме рассказывает о задачах и методах работы аварийно-спасательных формирований МЧС России).

Спасатель: Мы – спасатели поисково-спасательного отряда. Мы делаем все, чтобы выручить людей, попавших в беду. Если кто-то заблудился в лесу, мы его находим. При автомобильной аварии мы достаем раненых людей из машины и передаем врачам, чтобы те увезли пострадавших в больницу. Для работы у нас есть специальные инструменты. Этот инструмент называется «кусачки». Им можно перерезать стержень или трос, даже металлический. Мы его используем, например, чтобы высвободить пострадавшего. А этот прибор используется для поиска пострадавших. Он улавливает даже тихие сигналы. Используя его, мы можем определить, где именно находится человек (по возможности – принести прибор для поиска и кусачки, если нет – показывать картинки). А еще нам помогают специально обученные собаки – они отлично умеют находить людей. Среди спасателей есть водолазы, летчики, альпинисты, химики. Все эти люди долго готовились, чтобы стать спасателями. И сейчас много тренируются, чтобы всегда быть готовыми оказать помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратная связь

Цель : подведение итогов занятия, обратная связь.

Продолжительность: 5 минут

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось вам наше занятие?

· Что больше всего запомнилось?

Молодцы! Теперь мы прощаемся с вами. Спасибо за участие!

Цель:

Познакомить с деятельностью МЧС России.

Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни

Познакомить детей с историей развития пожарной охраны. С профессией пожарного.

Учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии.

Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии. Воспитывать у детей такие качества как мужество и самоотверженность.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

Вступление

Жизнь, какой бы сложной она ни была, самое дорогое для каждого человека. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. По нелепой случайности или неожиданно, по стечению обстоятельств, можно оказаться в ситуации, когда минуты решают все. Вывод один - надо уметь предвидеть опасности, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё.

Но есть опасность, которая угрожает сразу многим людям (чрезвычайные ситуации). Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Чрезвычайные ситуации возникают на промышленных объектах при работе технологического оборудования, при пожарах, при выбросах радиоактивных и химических веществ и т.д.

Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов.

История

Спасатель-профессия героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего.

Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий.

Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей.

С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС.

Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так-Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России. Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Телефон службы спасения 01, короткий, легко запоминается.

Слайд 2,3

Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. Прочитайте, какой это героический человек.

Слайд 4,5

Деятельность

Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений.

Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты, которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде.

Слайд 6,7

МЧС России входит в пятёрку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы является сотни тысяч спасённых жизней.

Слайд 6-25

Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели - собаки. В наше время для спасательных работ посте схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используются ньюфаундленды, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держаться на воде и понимают свое важное предназначение. Сенбернары, как мы уже говорили, специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.

Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека: подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

Слайд 25-28

А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей. Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

Слайд 29, 30

Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог.

Слайд 31

На помощь к нам в разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.

Слайд 32,33

Легошин Владимир Данатович

Сотрудники «Центроспаса», в том числе и В.Д.Легошин, принимали участие в боевых действиях в период Первой и Второй чеченских войн. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению. Несколько сотрудников МЧС России погибли в Чеченской Республике. 28 мая 1995 года мощное землетрясение стерло с лица Земли город Нефтегорск на Сахалине. В.Д.Легошин прибыл туда с первым самолётом МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые В.Д.Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету В.Д.Легошина.

Хочется подробно остановиться на одной из структур МЧС - пожарной охране.

История развития пожарной охраны на Кубани.

Пожарная охрана на Кубани появилась когда строился город Екатеринодар.

Сначала об организации пожарной охраны в городе речи тогда не было. Все силы направляли на строительство города. Первоначально это были землянки, турлучные хатки-мазанки, крытые камышом и соломой. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в море огня.

Когда 28 февраля 1795 года выгорела одна из землянок, то выяснилось, что для тушения пожаров «не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного».

Тогда 3 марта 1795 года Войсковое правительство издает распоряжение - «завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах ко утушению пожара всегда готовых», а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с «имущественных» по 20, а с не имущественных по 10 копеек денег. Это были первые официально учрежденные меры пожарной безопасности в г. Екатеринодаре.

Дата - 3 марта 1795 года - считается датой учреждения пожарной охраны в г. Екатеринодаре.

3 марта 2010 года исполнилось 215 лет пожарной охране на Кубани. В настоящее время пожарно-спасательная служба Краснодарского края включает в себя 48 отрядов в составе 181 частей и 2 отдельных частей, в которых трудятся более 7 тысяч человек личного состава.

Противопожарная служба - одна из первых государственных служб, созданных в Российском государстве. И вот уже 360 лет стоит она на защите от пожаров.

Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

В настоящее время пожарные применяют новые методы ликвидации крупных и сложных пожаров на газонефтяных промыслах, морских судах, высотных домах. Они достойно выполняют свои задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

На счету пожарных сотни тысяч потушенных пожаров, многие десятки тысяч спасенных людей, буквально вынесенных из огня. Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. И не надо дразнить любителей поспать, что, мол. с лают экзамен на пожарника. Это совсем неуместные шутки.

Профессия пожарника

Трудна и опасна профессия пожарного. Последние социологические исследования показали, что профессия пожарного вышла на одно из первых мест в ряду самых опасных.

Все службы ежедневно имеют начало и конец... Пожарная же служба-вечная, беспрерывная - все 24 часа в сутки каждый пожарный на службе, не исключая ни одного дня в году.

Пожарные - люди необыкновенные. Бесконечная гонка по тревоге и постоянная схватка с огнем для них - повседневная, обычная, очень нужная работа.

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться: войти в задымленный подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Из всегда отличала любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

В мирное время пожарные всегда солдаты На войне, объявленной огню. О безоблачном небе мечтая, Эту жизнь бесконечно любя, Они свой долг только так понимают -Принимая огонь на себя!

Стихотворение « Пожарные»

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным. Поверьте!

Не хочу себя хвалить,

Но струсишь - и огонь не победить.

Знает весь честной народ,

Что пожар - такой же фронт...

Против огненной лавины

Вместе с нами в свой черед

В бой - пожарные машины,

Катера и вертолет...

Вы не верьте анекдотам:

Мол, легко пожарным жить,

Дескать, вся - то их работа

На пожаре воду лить.,

Шутка есть и будет шуткой,

Спор решится сам собой

Посмотреть бы вам минутку,

Как ведет с огнем он бой.

Как горит, но не сгорает,

Задыхается в дыму.

И как пламя умирает,

Покоряется ему.

И тогда вам ясно станет,

Как опасен этот труд!

Ученик

Не хочу быть "новым русским".

Не хочу кабриолет.

Смелым буду я пожарным

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

И спасибо говорить,

А пожары и тревоги

Стороною обходить.

Труд пожарного не лёгок,

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Ко всему ты будь готов!

Спит будильник среди ночи,

Ты летишь по мостовой:

Чей-то домик полыхает,

Сизый дым стоит стеной.

В тишине сирена воет,

Затихая пол дождём.

Неизвестные герои

Смело борются с огнём.

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди сгят, пожарный тушит.

Так бегут _ днями дни.

Люди, будьте осторожны! Берегите свой очаг

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак

После школы непременно

Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым

В жизни я не пропаду.

Началом нового витка в развитии прогрессивных методов предупреждения и тушения пожаров, а также ликвидации ЧС явилось объединение 1 января 2002 года двух структур - пожарных и спасателей в единое мощное Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации Главные задачи пожарно-спасательной службы края - предупреждение, спасение, помощь. Основные показатели, характеризующие деятельность сравнительно молодой объединенной структуры, свидетельствуют о снижении в Краснодарском крае числа гибели людей и возникновения пожаров, ЧС техногенного характера. А, значит, поставленные задачи выполняются!

Факты

Крупномасштабные чрезвычайные ситуации, имевшие место в 2011 г.:

Террористический акт в аэропорту «Домодедово»,

Крушение теплохода «Булгария» и плавучей буровой платформы «Кольская»,

Авиационные катастрофы в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике

потребовали значительных усилий органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В 2011 г. сократилось: количество чрезвычайных ситуаций - на 17,5%, число пожаров - на 6,3%, количество погибших - на 8,5 5 (1108 чел.) при пожарах, на водных объектах, при ликвидации дорожно-транспортных проишествий и в других чрезвычайных ситуациях спасено более 200 тыс. человек и материальных ценностей на сумму более, 43,6 млрд руб..

Заключение

Слайд 35

Спасатели - бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель - профессия особенная! 27 декабря в России празднуется День спасателя.

В 1990 году 27 декабря вышло постановление Совета министров РСФСР об образовании МЧС и это день является Днем спасателя.

Пройдет время вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

Известно

В моей родной стране:

Спасатели отважные

Всю жизнь, как на войне.

В минуту жизни сложную,

Когда близка беда,

Спасатели надежные

Нас выручат всегда!

В сложнейшей ситуации,

Коль случай непростой,

Нас выручат спасатели,

Медведь в плену и изгнание духов. Невыдуманные истории из жизни спасателя Надежда Уварова

/ Надежда Уварова

Спасатель с 15-летним стажем Вячеслав Рытый рассказ АиФ.ru о трудностях работы, самых частых «клиентах» и самых странных вызовах.

27 декабря в России отмечают День спасателя. Сотрудник челябинской службы Вячеслав Рытый в профессии уже 15 лет. Обладатель трёх высших образований, спортсмен и многоборец сейчас отправляется только на непростые задания. Правда, в службу он сначала пришёл как обычный водитель, но постепенно «подрос» до начальника отряда. За годы работы он успел поплавать подо льдом, принять участие в ритуале изгнания дьявола и помешать свершиться «инопланетному контакту».

Спасти косолапого

Животные - распространённые герои звонков в спасательную службу. Снять с дерева кота, выручить застрявшую собаку - таких звонков за неделю десятки. «Такая служба - не служба, а радость, им помогать приятно, и они-то точно не виноваты, что попали в передрягу», - говорит спасатель. Однажды Рытому пришлось спасать медведя. Позвонили из челябинского зоопарка: помогите мишку достать. Оказалось, белый медведь Алтын в своём вольере пролез в толстую автомобильную шину, которую считал любимой игрушкой, а назад вылезти не мог. Животное злилось, каталось по земле, пытаясь скинуть ненавистную резину, но тщетно: толстый сальный живот не позволял колесу слететь. Работники зоопарка сами подойти к медведю побоялись, вызвали спасателей. Рытый говорит, на такой вызов сразу поехал сам. Ветеринар-зоолог приготовил раствор, чтобы временно усыпить буйного медведя. Рытый выстрелил в зверя заряженным шприцем, дальше предстояла ювелирная работа - распилить шину, не разбудив животное. Спасатель говорит, было страшно и интересно. Проверка себя на точность и аккуратность. Всё получилось. Медведь проснулся и даже, кажется, забыл, в какой передряге побывал.

Медведь Алтын застрял именно в этом колесе - своей любимой игрушке. Фото: АиФ / Надежда Уварова «Думал, труп, оказалось, куртка»

Год назад пассажирская маршрутка, следующая через плотину водохранилища в Челябинске, пробила ограждение и вылетела в воду. Тонкий лёд треснул, машина с пассажирами медленно погрузилась под лёд. Спасти ехавших на работу людей удалось двоим молодым парням - Денису Чишкову и Павлу Рогожину, своевременно выбившим стекло. Студент и рабочий одному за другим подавали руки растерянным пассажирам, помогали выйти из салона, в который заливалась вода и попадали осколки тонкого битого льда.

К счастью, пассажиры были спасены и отделались переохлаждением и испугом. Но никто не помнил точно, все ли, кто ехал в 56-м автобусе, спаслись. Поднятые по тревоге спасатели, пожарные, милиция и медики сновали по берегу, глядя на огромное отверстие во льду, в котором скрылась маршрутка.

«Конечно, никто к водолазным работам третьего декабря не готовился, - рассказывает Вячеслав. - Учебные погружения и испытания оборудования происходят летом. А тут представьте - холод, автобус ушёл под лёд. Я надел водолазный костюм ещё по дороге, в машине. Прямо в нём выбежал на берег, баллон был рассчитан на час, столько я под водой и пробыл.

Под водой предметы кажутся иными, чем на суше, какой марки маршрутка, я не знал; думал, «Газель», а в «Хёндае» задняя дверь не открывается. Я понимаю, что всё надо делать быстро, если в салоне есть кто-то из пассажиров, счёт идёт на секунды. Но тут сразу замечу: как правило, водолазы достают уже трупы - тех, кого ещё можно спасти, поднимают спасатели с поверхности».

Вячеслав помнит, как открыл, наконец, боковую дверь затонувшей маршрутки, ощупал все сиденья - никого. Подплыл к водительскому креслу, открыл дверь - что-то резко упало в руки. Рытый невольно отпрянул: когда он подъезжал к Шершням, видел водителя, который, как и пассажиры, в растерянности сидел на берегу, даже не отойдя на безопасное расстояние от полыньи. Спасатель решил, что, наверное, в машине кто-то остался. Разглядев в темноте предмет, вывалившийся из кабины, Вячеслав понял: это смытая куртка. Спасены все, можно выходить на берег.

Вячеслав не ездит на спасение кошек с деревьев, ему достаются самые сложные вызовы. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Вячеслав ездит только на особые вызовы: там, где просто захлопнулась входная дверь или человек зажал руку в батарее, спасатели вполне обойдутся без начальника. Недавно в Челябинске обрушился строящийся дом, под завалами погибла вся семья - туда Рытый прибыл в числе первых.

«Помешали изгонять духов»

А вот смешных и нелепых случаев на памяти Вячеслава больше, чем трагических. Помнит, несколько лет назад приехали на вызов соседей: с потолка ванны лила ручьями вода. Соседи сверху на стук не реагировали. Затопленные вызвали спасателей и полицию.

Начальник отряда уверен: спасатели, конечно, придут на помощь, но лучше беречь себя самим. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Так получилось, мы приехали быстрей, - рассказывает Вячеслав. - Стучимся в странную квартиру, нам открыли дверь, идём в ванную. Мы едва успели отскочить, как в проёме двери разлилась вода из двух вёдер. Полицейскому меньше повезло, он за нами следом подошёл, не успел отпрыгнуть, его какие-то дамочки «окропили». Оказалось, здесь действовала секта, это мне потом рассказал участковый. Женщины проводили «обряд изгнания духов из заблудших душ». Они обливали десятилитровыми вёдрами воды девушку в белой одежде, которая тряслась от холода и пронзительно кричала, аж соседей напугала. Пришлось спасать её душу другими способами».

На учениях. Спасатели должны уметь плавать, Вячеслав аттестован как водолаз. Фото: АиФ / Надежда Уварова

А ещё нелепей ситуацию увидели спасатели, когда прибыли на вызов к главному корпусу Южно-Уральского университета. Молодая женщина уцепилась за шпиль центрального корпуса учебного заведения и о чём-то разговаривала с небесами. Спасатели сразу поняли, что она была очень пьяна. Кое-как, проявив чудеса сноровки и акробатики, спасатели аккуратно сняли девушку с высоты. Но она постоянно говорила, что ей мешают общаться с инопланетянами, на контакт с которыми она только что вышла. И очень обиделась.

Испытания нового оборудования. Теперь камера на снаряжении водолаза фиксирует всё, что происходит в воде, изображение выводится на экран, а водолаз может разговаривать с диспетчером. Фото: АиФ / Надежда Уварова Неприятности у взрослых

Вячеслав за пятнадцать лет службы понял одно: происшествие гораздо легче предотвратить, чем потом исправлять положение. Говорит, несколько лет назад приехал на жалобу жильцов дома на непонятный запах из подвала. Выяснилось: там хранятся вещества, которые улетучиваются и могут привести даже к взрыву бытового газа. Забили тревогу, всё убрали, собственников квартир успокоили. «Вот такая рутина - тоже наша работа, - говорит спасатель, но вообще, каждый должен заботиться о себе сам, чтобы не стать «клиентом» службы 911.

Горная местность, учения. Нередко спасатели ищут заблудившихся туристов. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Нередко помощь требуется вездесущим детям, которые просовывают руки в батареи, а вытащить не могут, застревают на горках, залезают под сараи и не могут вылезти назад. Но чаще всего неприятности случаются со взрослыми - с теми, что пьёт, не зная меры.

Вячеслав всегда помогает подчинённым. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Вячеслав всегда приводит такой пример: его вызывали на карьер Изумрудный, где накануне тёплым июльским днём изрядно повеселилась молодёжь. Проснувшись и ещё не протрезвев, молодые люди засобирались на работу, а один из компании сказал: «Я сейчас нырну последний раз». Тот раз действительно оказался последним: на карьере множество знаков, предупреждающих, что купание запрещено. Алкоголь сыграл трагическую роль. Рытый говорит, тело водолазы-спасатели нашли только через пару месяцев.

Похожих историй, увы, много в праздничные дни, особенно новогодние. «Мой совет, а может, просьба ко всем: не портите праздник ни себе, ни людям, которые должны будут вас спасать, - рассуждает Вячеслав Рытый. - Лучше, чем вы сами, о вас никто не позаботится».

Спасатель МЧС - специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерство чрезвычайных ситуаций. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Спасатель - один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.

Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.

Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.

Спасатели по призванию

В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы . Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».

Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.

Важные качества

Дисциплинорованность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость, крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

Знания и навыки

Чтобы стать спасателем, нужно пройти подготовку в оперативно-спасательной службе. Для этого достаточно среднего образования и хорошей физической формы.

  • Чтобы рассчитывать на руководящие должности, нужно окончить один из вузов системы МЧС:
  • Академия гражданской защиты МЧС России
  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России