Конспект открытого мероприятия по правовому воспитанию «Викторина-конкурс «Я имею право. Занятие-игра «права сказочных героев» для подготовительной группы с икт по проекту юнеско «правовое воспитание детей дошкольного возраста Интеллектуальные викторины п

Викторина по правам ребенка

обществознание 5 класс

Цели викторины :

Образовательные - проверка знаний учащихся8- 9-х классов по курсу обществознания, в частности знаний основ конституционного строя России, прав и свобод человека и гражданина, прав ребенка, международных документов о защите прав человека и ребенка.

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Ход викторины:

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”..(презентация (Слайд № 1)

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).(Слайд № 2.)

“Конвенция о правах ребенка” - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.(Слайд№3)

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право-знаете ли вы? Мы узнаем из викторины.

Вопросы I тура.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? – 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – 1989 г.

7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка? –1959 г.

8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

9. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

11. Как называется вступительная часть к Конституции? – Преамбула.

12. Сколько субъектов в РФ? – 89.

13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина? – Во II-й главе.

14. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний)(Слайд № 4).

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).(Слайд № 5)

Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.)

Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).(Слайд № 6.)

Вопросы III тура.

Попробуйте рассудить ситуацию

(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

– Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.(Слайд № 7.)

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).(Слайд № 8.)

Ситуация №3.

Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.

Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!

Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!! (Слайд № 9).

Разъясните ситуацию.

В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.

Ситуация №4.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

(Слайд № 10)

Разъясните ситуацию.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители:

Приложение №1

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг . – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Приложение №2

Викторина по правам ребенка

    Ответить на вопросы.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека?.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека?

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека?

5. Что такое ЮНИСЕФ?

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка?

8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

9. В каком году была принята Конституция РФ?

10. Какой День является Днем Конституции?

11. Как называется вступительная часть к Конституции?

12. Сколько субъектов в РФ?

13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина?

14. Что такое презумпция невиновности?

15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

    Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

    Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

    Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

    Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

    Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

    Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство.

    Попробуйте рассудить ситуацию

(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Приложение №3

АНКЕТА

    Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

    Что обязан делать ученик?_____________________________

    С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5.Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказочная викторина «Ваши права»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский

Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что он имеют право и на что не имеют? Главные вопросы

Всеобщая декларация прав человека

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? Чьи права были нарушены в этой сказке?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать

Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом

Чьи еще права были нарушены в этой сказке? Права на защиту и право на семью

О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? Право на неприкосновенность жилища

Кто нарушил это право? Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

Каким правом воспользовалась лягушка? Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? Право м на свободное передвижение

Кто из героев нарушал права в этой сказке? Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера? Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать

Каким правом воспользовался Балда? Право на труд

На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес? Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью

Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом? Право на неприкосновенность жилища

Назовите главных героев сказки. Какие и чьи права нарушены в этой сказке? Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать? Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на Родину

В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой? Посягательство на честь и репутацию

Какие еще права они нарушили? Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Источники информации Кондратьева А.А. Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права ». Gostei.ru - детская онлайн библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказочной постановки "The Snowman and The Winter"

Сказка была представлена учениками 5а и 6а классов. Такая форма работа моим детям особенно нравиться....

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказке" для учащихся 7 класса

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказках" для учащихся 7 класса". Задачи составлены с использованием сюжетов из "Сказки народов мира". Данный материал можно и...

Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов

Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации...

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

МКС (К) ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида».

Игра – викторина «Права ребёнка» (для учащихся 1-4 классов)

Воспитатель: Беккер Наталья Викторовна

С. Красное, 2013 г. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности. Задачи: -дать первоначальные правовые знания; - сформировать понятия «закон, порядок, права»; -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ; -познакомить с правами ребенка; -формировать представления о правах школьника; -воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра «Разгадай шифровку». Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза. Права ребёнка.
Б А Р П А Н К Ё Е Р А В

    Введение в тему.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы? Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Упражнение «Собери слово из букв» Воспитанникам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция . Коррекционное упражнение на развитие внимания, мышления.
Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан , есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав. В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация . Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ. В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство. Четвертая глава определяет деятельность президента РФ. Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ: -право на жизнь, -право на неприкосновенность жилища, -право на свободный труд, -право на охрану здоровья и медицинскую помощь, -право на образование. Права - те правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Физминутка «Распускается цветок»
    Путешествие по стране «Правознайке».
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы викторины: 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа: Право на бесплатное образование. Право на свободный труд, защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины: 1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки.
Загадки: Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право.__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?

Дети отвечают:
1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключительная часть.

Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

Блицопрос

1. Что такое Конституция? (Главный закон страны)

2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

В заключение нашего занятия ребята прочтут стихи

1 - й чтец. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 - й чтец. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й чтец. Нужны реки и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 - й чтец. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Список используемой литературы

1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.

2.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.

3.Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с

4.Конвенция о правах ребенка (любое издание).

5.Конституция РФ (любое издание, не позднее 1993 года.

Презентации к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.











Назад Вперёд

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”

Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.

  • Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса . А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц . Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса . Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель : подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель . Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса . Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.

Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

У Снегурочки появилась семья.

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.

О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями . Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.

15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель . А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель . Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

(Ответы детей).

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

Снова прошу вашего внимания.

18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:

Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель . А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Приступаем.

Индивидуальная работа с детьми.

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

21 слайд - Я ребенок. Я имею право... (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, до свидания.

Литература.

  1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада , М.: Просвещение, 2006.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.