Конспект система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Система противопожарной безопасности в РФ. Государственная противопожарная служба

Как на предприятии организовать систему обеспечения пожарной безопасности подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда» .

«Систему обеспечения пожарной безопасности должны иметь все организации. Задача такой системы - предотвращать пожары, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество.

Об этом говорится в статье 5 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон).

Система обеспечения пожарной безопасности состоит:

 из системы предотвращения пожаров;

 из системы противопожарной защиты;

 из комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.*

Ситуация: кто несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в здании - арендодатель или арендатор

Законодательство не разграничивает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) между арендодателем и арендатором. Поэтому разграничить ответственность можно в самом договоре аренды.

К ответственным относятся собственники имущества, а также лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся имуществом или назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Поскольку к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности можно привлечь и арендодателя и арендатора, то сотрудники госпожнадзора накладывают штраф исходя из конкретных условий, вида нарушений и наличия вины. При этом учитывают, какую часть помещения занимает арендатор, в чем состоит правонарушение и какие требования нарушены.

Четких критериев, по которым в данном случае определяют конкретного субъекта, чтобы наложить штраф, не существует.

Что включает в себя система предотвращения пожара*

Задача системы предотвращения пожаров - не допустить возгорания. Система позволяет исключить возможность:

 образования горючей среды;

 попадания в нее источников зажигания.

Эти задачи решают как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации.

Исключить условия образования горючей среды можно следующими способами:

 применять негорючие вещества и материалы;

 ограничить массу или объем горючих веществ и материалов;

 использовать наиболее безопасные способы размещения горючих веществ и материалов;

 изолировать горючие среды от источников зажигания;

 поддерживать безопасную концентрацию в среде окислителя или горючих веществ;

 понижать концентрацию окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

 поддерживать температуру и давление среды, при которых распространение пламени исключается;

 автоматизировать технологические процессы, связанные с обращением горючих веществ;

 устанавливать пожароопасное оборудование в отдельных помещениях или на открытых площадках;

 применять устройства защиты производственного оборудования, исключающие выход горючих веществ в помещение, или устройства, исключающие образование в помещении горючей среды;

 удалять из помещений технологического оборудования и коммуникаций пожароопасные отходы производства, отложения пыли, пуха.

Эти способы перечислены в статье 49 Закона.

Исключить условия образования в горючей среде источников зажигания можно следующими способами:

 применять электрооборудование, соответствующее классу пожароопасной или взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

 использовать быстродействующие средства защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающие появление источников зажигания;

 применять оборудование и режимы проведения технологического процесса, исключающие образование статического электричества;

 обеспечивать здания и оборудование молниезащитой;

 поддерживать безопасную температуру нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

 применять способы и устройства ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

 использовать искробезопасный инструмент при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

 ликвидировать условия для теплового, химического или микробиологического самовозгорания веществ, материалов и изделий;

 исключать контакты с воздухом пирофорных веществ;

 применять устройства, исключающие возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Эти способы перечислены в статье 50 Закона.

Что включает в себя система противопожарной защиты*

Система противопожарной защиты уберегает людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара или ограничивает его последствия.

Системы противопожарной защиты должны быть надежными и устойчивыми к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для обеспечения пожарной безопасности.

Защитить людей и имуществ от воздействия опасных факторов пожара можно следующими способами:

 применять объемно-планировочные решения и средства, ограничивающие распространение пожара за пределы очага;

 устраивать безопасные эвакуационные пути;

 устанавливать системы обнаружения пожара (пожарные сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

 применять системы коллективной защиты (в т. ч. противодымной) и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

 использовать огнестойкие строительные конструкции и материалы;

 применять огнезащитные составы (в т. ч. антипирены и огнезащитные краски) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

 устраивать аварийные сливы пожароопасных жидкостей и аварийное стравливание горючих газов из аппаратуры;

 организовывать на технологическом оборудовании системы противовзрывной защиты;

 применять первичные средства пожаротушения;

 использовать автоматические или автономные установки пожаротушения.

Более подробно со способами защиты можно ознакомиться в статье 52 Закона.

Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации

Технические меры не будут работать без организационных мероприятий. Поэтому каждая компания должна разработать локальные документы по пожарной безопасности. Их перечень может варьироваться в зависимости от отрасли, в которой работает организация. Ниже мы приведем основные документы по пожарной безопасности.

Приказы по пожарной безопасности

Приказами руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность и порядок проведения противопожарных мероприятий.

В организации должны быть следующие приказы:

 о назначении ответственных за пожарную безопасность, за обеспечение и исправное состояние первичных средств пожаротушения, за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

 о порядке проведения противопожарных инструктажей;

 о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;

 о порядке осмотра и закрытия помещений;

 о порядке уборки горючих отходов и пыли;

 об определении и оборудовании мест для курения.

Внимание: в небольшой организации можно установить противопожарный режим одним приказом «О пожарной безопасности» и перечислить в нем все необходимые мероприятия: назначить ответственного за пожарную безопасность, определить порядок обучения работников, установить места для курения и т. д.

Инструкции по пожарной безопасности

Обязанности сотрудников по пожарной безопасности и их действия при пожаре фиксируют в следующих инструкциях:

 для ответственного за пожарную безопасность;

 о мерах пожарной безопасности в организации;

 по техническому обслуживанию огнетушителей;

 по эксплуатации противопожарного водопровода.

Документы по обучению работников

Все сотрудники организации проходят противопожарный инструктаж. Пожарно-техническому минимуму обучают сотрудников, перечисленных в разделе 3 норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Порядок обучения закрепляют следующими документами:

 программой вводного и первичного противопожарных инструктажей;

 программой пожарно-технического минимума;

 перечнем вопросов для проверки знаний;

 планами и графиками обучения, проверки знаний и противопожарных тренировок;

 протоколами проверки знаний;

 удостоверениями о прохождении пожарно-технического минимума.

Журналы по пожарной безопасности

Информацию о проведении противопожарных мероприятий заносят в специальные журналы:

 регистрации вводного противопожарного инструктажа;

 регистрации противопожарных инструктажей;

 учета первичных средств пожаротушения;

 технического осмотра огнетушителей;

 учета пожарных кранов;

 проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов;

 проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Техническая документация и знаки пожарной безопасности

В организации должна быть следующая техническая документация и знаки пожарной безопасности:

 планы эвакуации при пожаре;

 таблички с указанием эвакуационных выходов и телефонов пожарной охраны, мест размещения огнетушителей;

 регламенты технического обслуживания систем пожарной автоматики, оповещения о пожаре, огнетушителей;

 сертификаты на материалы и вещества, которые используют в производстве;

 эксплуатационные паспорта огнетушителей;

 графики и акты проверки сопротивления заземляющих приборов;

 наряды-допуски на выполнение огневых работ.*

Ситуация: обязательно ли наличие табличек в кабинетах организации с указанием ответственных за пожарную безопасность

Нет, таких требований действующие нормативные правовые акты не содержат.

Руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность и соблюдение ее требований на объекте (п. 4 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).

В прежних правилах ППБ 01-03 (п. 753) было указано, что во всех производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях и у наружных сооружений должны быть вывешены:

 таблички с указанием ответственного за пожарную безопасность работника;

 инструкции о мерах пожарной безопасности;

 номера телефонов пожарной охраны.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» сохранило требования по наличию табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, планов эвакуации людей при пожаре, знаков безопасности «Места для курения» и т. д. Однако упоминания о табличке «Ответственный за пожарную безопасность» в этом документе уже нет.

Инспектор во время проверки уже не может оштрафовать за отсутствие указанных табличек.

Ситуация: готовимся к проверке пожарной инспекцией. Что будет проверять инспектор

Пожарный инспектор обратит внимание на соблюдение Правил пожарной безопасности, установленных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.

Инспектор может проверить:

 организацию повседневной работы по обеспечению пожарной безопасности;

 эксплуатацию эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта;

 обеспеченность первичными средствами пожаротушения;

 организацию выполнения пожароопасных работ;

 наличие локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности, их соответствие установленным требованиям;

 организацию обучения работников мерам пожарной безопасности.

При проверке основное внимание инспекторы обращают:

 на установленный на объекте противопожарный режим, его соблюдение работниками;

 на наличие пожарно-технической комиссии и добровольного пожарного формирования (с учетом реальных возможностей и потребностей работодателя);

 на наличие локальных по обеспечению пожарной безопасности (инструкций о мерах пожарной безопасности на объекте и по видам работ, выполняемых на объекте, инструкций и схем (планов) эвакуации при пожаре и т. п.);

 на наличие лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

 на исправность противопожарных систем и установок, а также исправность и достаточность наружного освещения объектов работодателя, устройств самозакрывания дверей (доводчиков);

 на наличие предупредительных обозначений, надписей и т. п. в помещениях (на оборудовании и т. п.), имеющих повышенную пожарную опасность;

 на оборудование и содержание мест для курения и сжигания отходов (тары), контейнеров для сбора использованных обтирочных материалов, кладовых для хранения спецодежды;

 на состояние противопожарных перекрытий, огнезащитных покрытий, чердачных помещений, цокольных и подвальных этажей.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок должны быть установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Кроме того, каждая организация независимо от организационно-правовой формы обязана иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая содержит следующие обязательные сведения:

 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

 порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

 порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

 расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

 порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

 допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

 порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

 предельные показания контрольно-измерительных приборов, отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

 обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в т. ч. в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений.

Если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре следует разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. При этом необходимо не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех работников и обязательно фиксировать этот факт в журнале противопожарных инструктажей (п. 12 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»)».*

Система предотвращения пожара

Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания;

Исключение или ограничение доступа окислителя;

Подсистему контроля газовой среды;

Подсистема молниезащиты зданий и сооружений.

Система пассивной противопожарной защиты включает в себя:

Противопожарные технические решения по генеральному плану;

Определение требуемой степени огнестойкости;

Противопожарные объемно-планировочные решения;

Технические решения по противопожарным преградам;

Противопожарные технические решения по противовзрывной защите;

Комплексную противодымную защиту;

Противопожарные технические решения по огнезащите;

Конструктивные и планировочные решения эвакуационных путей и выходов;

Технические решения по наружному водоснабжению для целей пожаротушения;

Противопожарные технические решения по энергоснабжению.

Система активной противопожарной защиты включает в себя:

Подсистему автоматического обнаружения и извещения о пожаре;

Подсистему телевизионного наблюдения;

Подсистему оповещения и управления эвакуацией;

Подсистему телефонной и радиосвязи аварийно-спасательных служб;

Подсистему управления комплексной противодымной защитой;

Подсистему водяного пожаротушения;

Подсистему пенного пожаротушения;

Подсистему автоматического газового пожаротушения технических помещений;

Подсистему автоматического порошкового пожаротушения;

Подсистему аэрозольного пожаротушения;

Роботизированные установки пожаротушения.

Система организационно-технических мероприятий включает в себя:

Подраздел проекта организации строительства и производства работ;

Программное обеспечение автоматизации подсистем активной противопожарной защиты;

Инструкции по эксплуатации подсистем активной противопожарной защиты;

Регламенты тестирования и сервисного обслуживания подсистем активной противопожарной защиты;

Приточную вентиляцию;

Вытяжную вентиляцию;

Инженерные системы жизнеобеспечения, влияющие на развитие, локализацию, ликвидацию пожара;

Инструкции о мерах пожарной безопасности и поведения персонала;

Создание пожарно-технических комиссий и добровольных дружин;

Распорядительные документы о пожарной безопасности.

Система ликвидации ЧС и пожара оперативными подразделениями включает в себя:

Оперативный план пожаротушения;

План спасения людей;

Технические решения и средства обеспечения спасения людей;

Технические решения для обеспечения успешного тушения;

Взаимодействие оперативных подразделений ГПС с другими аварийными и оперативными службами согласно оперативного плана пожаротушения.

Обязанности руководителей, работников организаций и граждан в области пожарной безопасности.

Обязанности руководителей и должностных лиц организаций

Руководители и другие должностные лица организаций:

1) обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;

2) предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций, создают при необходимости организационно-штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;

3) обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;

4) внедряют научно-технические достижения в противопожарную защиту объектов, проводят работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожарной опасности технологических процессов производств;

5) обеспечивают выполнение и соблюдение требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования;

6) создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу;

8) организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

9) обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;

10) представляют по требованию органов государственного пожарного надзора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции;

11) принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновников пожара;

12) предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.

Обязанности работников

Работники обязаны знать и выполнять требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, являющихся составной частью их профессиональной деятельности.

Обязанности граждан

Каждый гражданин обязан знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту и производственной деятельности, оказывать посильную помощь в ликвидации пожаров.

Собственники квартир, домов и квартиросъемщики обязаны предоставлять возможность должностным лицам органов государственного пожарного надзора и представителям внештатных пожарных формирований проводить пожарно-технические обследования жилых и подсобных помещений в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Обучение должностных лиц, работников и граждан правилам пожарной безопасности.

Органы местного самоуправления городов и районов обязаны организовать обучение мерам пожарной безопасности на своих территориях и назначить организации и лиц, ответственных за его проведение.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Виды, задачи и цели обучения мерам пожарной безопасности

Обучение мерам пожарной безопасности подразделяется на следующие виды:

Противопожарный инструктаж;

Противопожарная подготовка по специальным программам в учебных заведениях и в процессе повышения квалификации,

Пожарно-технический минимум;

Лекционная противопожарная подготовка.

Основными задачами обучения мерам пожарной безопасности являются:

Повышение уровня противопожарных знаний населения;

Привитие навыков пожаробезопасного поведения, соблюдения противопожарного режима на объектах и в быту, пользования первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной помощи и действий

в случае пожара.

Основными целями обучения мерам пожарной безопасности

являются:

Предупреждение пожаров;

Предупреждение гибели и травмирования людей на пожарах;

Снижение потерь и других тяжких последствий от пожаров.

Планирование противопожарных мероприятий.

Пожарная безопасность производственных объектов обеспечивается разработкой:

Системы предотвращения пожаров;

Системы пожарной защиты.

Система предотвращения пожара должна разрабатываться по каждому объекту из расчета, что нормативная вероятность возникновения пожара принимается равной не более 10-6 в год в расчете на отдельный пожарный элемент данного объекта (ГОСТ 12.1.004-76).

Образование очагов пожаров и их развитие зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений и пожароопасности технологических процессов.

По пожарной опасности объекты подразделяют на 5 категорий.

Здания и сооружения по огнестойкости делятся на 5 степеней:

1. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов, а несущие конструкции обладают повышенной сопротивляемостью к воздействию огня.

2. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов.

3. С каменными стенами и деревянными оштукатуренными перегородками и перекрытиями.

4. Оштукатуренные деревянные здания.

5. Деревянные неоштукатуренные строения.

Наиболее опасными являются здания и сооружения, выполненные из сгораемых материалов 3-й, 4-й, 5-й степеней огнестойкости. Ориентировочное время развития пожара до полного охвата его огнем: для зданий и сооружений 1-й и 2-й степени – не более 2 часа; 3-й степени – не более 1,5 часа; 4-й и 5-й степеней – не более 1 часа.

Чем больше расстояние между зданиями, тем медленнее будет распространяться пожар на другие здания.

Для увеличения сопротивляемости к воздействию к огню деревянные поверхности покрывают огнезащитными покрытиями.

К ним относятся:

ü эмаль ХВ, ГОСТ ТУ51-69-6-10-75 (четырехкратное нанесение);

ü краска «Экран», ГОСТ 310-74 (двукратное нанесение);

ü краска вспучивающаяся ВПМ – ТУСП-115-75;

ü обмазка суперфосфатная, состоящая из:

Суперфосфата – 70%, воды – 30%;

ü поверхностная пропитка МС, состоящая из:

Диаммоний фосфат – 20%;

Супосфат аммония – 5%;

Вода – 72%;

Керосиновый контакт – 3%;

ü обмазка ИГС, состоящая из:

Известь – 74%;

Пушонка – 4%;

Глина – 11%;

Поваренная соль – 11%.

На объекте экономики необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов, приспособленных для тушения пожаров.

Емкость искусственных водоемов следует принимать до 1500 м 3 на 1 км 2 территории. Они должны размещаться на расстоянии не более 500 м друг от друга. К ним должны устраиваться подъезды, обеспечивающие удобный забор воды в любое время года.

1. Исключить возможность образования горючей среды.

2. Предотвратить возникновение в горючей среде источников зажигания.

1. Предотвращение образования горючей среды достигается:

Применением герметичного производственного оборудования;

Максимально возможной заменой в технологических процессах горючих веществ и материалов – негорючими;

Ограничением количества применяемых и хранимых горючих и взрывоопасных веществ, а также правильным их размещением;

Изоляцией горючей и взрывоопасной среды;

Организацией контроля за состоянием воздуха в помещениях;

Применением рабочей и аварийной вентиляции;

Отводом горючей среды в специальные безопасные места;

Использованием ингибирующих добавок.

2. Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания достигается:

Соответствующей эксплуатацией машин, механизмов и др. оборудования, которые могут явиться источником зажигания горючей среды;

Применением электрооборудования, соответствующего классу пожаро- и взрывоопасных зон;

Устройством молниезащитных зданий, сооружений;

Недопущением температуры нагрева горючих веществ, материалов и конструкций;

Применением не искрящего инструмента при работе с легковоспламеняющимися веществами;

Ликвидацией условий для теплового, химического, микробиологического самовозгорания образующихся веществ, материалов, изделий и конструкций.

Для предотвращения пожаров на производстве необходимо:

Назначить приказом ответственных за пожарную безопасность цехов, участков, складов, помещений и т. п.;

Организовать пожарную охрану объекта (оборудование пожарной и охранно-пожарной сигнализацией помещений, складов, оборудовать первичными средствами пожаротушения);

Организовать обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности;

Разработать планы по внедрению современных средств пожаротушения и по возможности их внедрять;

Разработать инструкции и довести до рабочих и служащих о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами;

Разработать инструкции и довести до рабочих и служащих объекта о действиях их при возникновении пожара (см. приложение № 1 «Инструкция о мерах пожарной безопасности»);

Установить соответствующие знаки пожарной безопасности (показать знаки на стендах в классе);

Назначить комиссию по проверке пожарной безопасности объекта;

Оснастить всем необходимым команду (отделение) пожаротушения, которое создается на объекте;

Обработать деревянные поверхности огнезащитными покрытиями;

Оборудовать эвакуационные выходы из производственных зданий и помещений. Выходов должно быть не менее двух. Они располагаются рассредоточено;

В помещениях, в которых работают с горючими веществами и материалами, должно быть два огнетушителя на 100 кв. метров помещения.

Планирование противопожарных мероприятий на объекте в мирное время заключается в следующем:

Приказ о назначении и составе пожарно-технической комиссии объекта экономики;

План работы пожарно-технической комиссии на квартал;

Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность территорий, зданий, сооружений, помещений цехов, участков, технологического оборудования, электросетей;

Ведение журналов учета прохождения противопожарного инструктажа;

Приказ о создании и составе пожарных команд или отделений пожаротушения;

Приказ (инструкция) об установлении противопожарного режима:

Ø определены и оборудованы места для курения;

Ø определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Ø установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

Ø определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Ø регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытие помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара;

Ø определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

После этого преподавателю необходимо отметить, что разрабатывает начальник противопожарной службы в военное время. Здесь необходимо преподавателю отметить, что начальник противопожарной службы разрабатывает и корректирует «План службы по обеспечению пожарной безопасности объекта военного времени».

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.


Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.