Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанности гражданина РФ. Конституционные права и обязанности граждан России

Конституционные обязанности гражданина

Наряду с правами и свободами Конституция РФ устанавливает основные обязанности человека и гражданина, т.е. конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные . К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно: обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ; обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы. Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц: так, за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования; за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях; за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы; за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.

Итак, к основным обязанностям Конституция РФ относит:

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

Обязанность защищать Отечество (ст.59). Конституция РФ в определяет защиту отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Употребление моральной категории «долг» указывает на особое значение обязанности по защите Отечества среди других конституционных обязанностей гражданина России, выражает единство правовых и нравственных начал в обязанности защиты отечества. Основной формой реализации обязанности защиты Отечества выступает несение военной службы. При этом обязанность несения военной службы по призыву сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту. Конституция РФ также устанавливает, что если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Важнейшей обязанностью является обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15). Следует также иметь в виду, что ч.3 ст.17 предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих начал в человеке.

В ч.2 и 3 ст.38 Конституции РФ закреплены две обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. В гражданском и семейном законодательстве предусмотрено материальное обеспечение соответствующих обязанностей граждан.

В ч.4 ст.43 на каждого гражданина возлагается обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, -- обязанность обеспечить получение детьми этого образования.

Конституция возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44). Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения». Субъекты РФ вправе принимать аналогичные нормативно-правовые акты, закрепляющие перечень таких объектов на своей территории, имеющих местное значение. Некоторые обязанности изложены Конституцией как бы косвенно, опять-таки в тесной связи с закрепленным правом. Так, из закрепленного в ст. 20 Конституции РФ права на достоинство личности явно вытекает обязанность уважать достоинство других людей.

Таким образом, граждане обладают многими правами. Они помогают ему свободно развиваться, но в обществе он живет не один и предоставляя гражданину права, общество добивается уважения к своим требованиям. Соотношение прав и обязанностей граждан представим в виде следующей схемы (рис.4).

Рисунок 4 - Соотношение прав и обязанностей граждан

право гражданин свобода конституционный

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

§ 1. Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

§ 2. Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распро­страняется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не со­блюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Кон­ституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключе­ний.

Данную конституционную обязанность не следует ограничи­вать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что гра­ждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юри­дической, силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, сущест­вует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституцион­ную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

§ 3. Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Кон­ституции устанавливает, что осуществление прав и свобод челове­ка и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным наруше­нием норм как права, так и морали, это путь к конфликтам меж­ду людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закре­пляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собст­венных и чужих прав.

§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Вч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституцион­ные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны забо­титься о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди­телях. Эти обязанности граждан отражают личную ответствен­ность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные по­требности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частно­сти материальное обеспечение. Гражданское и семейное законо­дательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рас­сматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая ох­рану соответствующих им прав.

§ 5. Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного обще­го образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека яв­ляется невозможность поступления без аттестата зрелости в выс­шее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми ос­новного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

§ 6. Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не мо­жет лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отноше­ния в этой области регулируют Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использова­нии памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия феде­рального (общероссийского) значения, включающий такие объ­екты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохране­ние материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

§ 7. Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к чело­веку и гражданину, который живет в обществе и пользуется блага­ми государственной деятельности. С помощью налогов государст­во обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в ин­тересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавли­ваться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделя­ются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уп­лачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро­ки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных слу­чаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами нало­гоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с мате­риалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавли­вающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют.

§ 8. Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде зако­нодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окру­жающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природ­ным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обя­занность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы исроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при поль­зовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установле­на имущественная, административная и уголовная ответствен­ность.

§ 9. Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обя­занностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В дан­ном случае правовая обязанность соединяется с моральной кате­горией (долгом), тем самым образуя непреложный закон граж­данского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культу­ры, духовности многонационального народа России. Отечест­во - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неру­шимость границ и прочность государственности. Но защита Оте­чества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на гра­ждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миро­творческой деятельности. Федеральный закон «О порядке пре­доставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федераль­ным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федераль­ным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в воен­ное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважи­тельной причины или получивший путем обмана незаконное ос­вобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответ­ственности за уклонение от призыва. Предусматривается воз­можность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Поло­жением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих опреде­лено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в ре­дакции от 6 января 2007 г.).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочис­ленным народам, имеют право на замену военной службы аль­тернативной гражданской. Такое правило закреплено в Консти­туции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной граждан­ской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подве­домственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в ка­честве специально уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости иМинистерство обороны РФ. Те федеральные органы исполни­тельной власти, которые заинтересованы в прохождении альтер­нативной службы гражданами в подведомственных им организа­циях, представляют соответствующие предложения по видам ра­бот, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отме­тил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на дей­ствительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоот­ношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное пра­во на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго­ловного правонарушения.

Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профес­сиональной основе, повлечет существенное изменение законода­тельства о военной службе.

Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и

свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта

конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституци онно-правовых статусов.

Вместе с тем конституционное право закрепляет основные обязанности человека и

гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, другие только к гражданину Российской Федерации. Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества,

государства, других граждан. Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской

Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).

Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не

ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.



В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества -долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Это положение развито и закреплено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», который вступает в силу с 1 января 2004 г.

32. Институт уполномоченного по правам человека в РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, с 1997 г. в России действует ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (УППЧ) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

УППЧ назначается на должность Государственной Думой на 5 лет из числа граждан РФ, достигших 35-летнего возраста, имеющих познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты, кандидатуры могут предлагаться Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. УППЧ не может являться депутатом, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. УППЧ не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. УППЧ может быть досрочно освобожден от должности Государственной Думой в случае занятия им деятельностью, несовместимой со статусом УППЧ, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении УППЧ и др.

УППЧ рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов (кроме законодательных), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном (административном) порядке, но не согласен с принятым по его жалобе решением. В особых случаях УППЧ вправе принять меры по своей инициативе.

По результатам рассмотрения жалобы УППЧ вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также участвовать в процессе; 2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного решения; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Ежегодно УППЧ направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, данный доклад опубликовывается в «Российской газете».

33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,

Конституционные обязанности представляют собой равноценную составную часть правового статуса личности и представляют собой обязательное поведение человека и гражданина, закрепленное нормами Конституции РФ. Государственные органы, органы местного самоуправления и другие физические лица имеют право требовать выполнение этих предусмотренных Конституцией правил.

Между правами и обязанностями граждан существует тесная связь, которая находит подтверждение в Конституции РФ.

Замечание 1

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей состоят в том, что они опосредуют наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность человека и государства не представляется возможной. Конституционные права, свободы и обязанности составляют юридическую базу для всех других прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, потому что в них содержатся исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.

Конституционные обязанности являются элементом правового статуса личности. Правовой статус представляет собой сложную собирательную категорию, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Элементами структуры этого понятия представлены:

  • правовыми нормами, устанавливающими данный статус;
  • правосубъектностью;
  • основными правами и обязанностями;
  • законными интересами;
  • гражданством;
  • юридической ответственностью.

Рассмотрим основные признаки конституционных обязанностей граждан РФ :

  1. Верховенство конституционных обязанностей. Конституционные обязанности являются основными, и все другие обязанности должны им соответствовать. Должностные лица и государственные органы не вправе принимать решение или правовой акт, противоречащие конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
  2. Конституционные обязанности выступают в роли юридической базы для всех обязанностей , установленных законодательством.
  3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Детализируются и конкретизируются они в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
  4. Конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства , иностранцев и лиц без гражданства.
  5. Круг конституционных обязанностей одинаков для каждого гражданина Российской Федерации , что говорит о равноправии и принципе правового положения граждан.
  6. Конституционные обязанности имеют непрерывный, постоянно действующий характер. Они неисчерпаемы, поскольку лицо может реализовывать свои обязанности до тех пор, пока оно является гражданином Российской Федерации.

Конституционные обязанности несут в себе ответственность личности перед обществом, человека перед государством. За несоблюдение конституционных обязанностей предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Виды конституционных обязанностей

Как уже отмечалось ранее, конституционные обязанности – это составная часть правового статуса личности. Рассмотрим основные конституционные обязанности граждан (рис. 1).

Конституционные обязанности граждан РФ делятся на две группы :

  • общие;
  • частные.

К общим относятся обязанности, которые распространяются на любого человека: соблюдение Конституции РФ и федеральных законов; уважение прав и свобод других; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы. Эти обязанности являются обязательными для всех категорий граждан.

Группу частных обязанностей составляют только обязанности, касающиеся определенных категорий населения: родительские обязанности; обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять соответственно родители, трудоспособные совершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и другие конкретные категории людей.

В соответствии с Конституцией РФ к основным обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и федеральных законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;
  • забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы;
  • уплата установленных налогов и сборов;
  • воспитание и обеспечение образование детей;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • защита Отечества.

    Обязанность соблюдения Конституции РФ и законов. Ст. $15$ Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Эта обязанность распространяется на всех субъектов правоотношений. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда подразумевает обязанность человека и гражданина своей деятельностью оказывать содействие практической реализации конституционных принципов и положений законодательства.

    За несоблюдение положений Конституции РФ и законов предусмотрена юридическая ответственность.

    Уважение прав и свобод других лиц. Конституция РФ устанавливает, что осуществляя свои права и свободы граждане не должны нарушать права и свободы других лиц.

    В процессе реализации своих прав и свобод люди взаимодействуют друг с другом, вступая время от времени в противоречия с интересами, правами и поступками других людей. И здесь самой главной задачей является согласование этих интересов и достижение компромиссов. Недопустимо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявляя эгоизм, своеволие и анархию.

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Забота о детях и их воспитание является правом и обязанностью родителей, а в соответствии с ч. $4$ ст. $434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.

    По достижении детьми $18$ летнего возраста, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак реализация родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей подробно изложены в Семейном кодексе РФ. Вместе с Конституцией РФ, обязанности родителей по образованию детей регулируются Федеральным законом «Об образовании».

    Конституция РФ также закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших $18$ лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти отношения глубоко личностные и зависят от чувства долга повзрослевших детей, их воспитания, нравственных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей либо были лишены родительских прав, трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных родителей.

    Забота о памятниках истории и культуры. В Конституции РФ (ч. $3$ ст. $44$) закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность беречь памятники культуры и истории распространяется на всех субъектов правоотношений, а также на объекты, прибывшие на территорию нашей страны из-за границы.

    Уплата налогов и сборов. В соответствии со ст. $57$ Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Налогоплательщиками являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Условия налогообложения регламентируются Налоговым кодексом РФ.

    Сохранение природы и окружающей среды. В Конституции РФ (ст. $58$) сказано, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Охранять окружающую природную среду обязаны не только граждане, но и органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица. За нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

    Защита Отечества. Основной обязанностью и долгом гражданина Российской Федерации является защита Отечества. Это правовое и нравственное требование к каждому гражданину, его моральный долг и правовая обязанность. Защита Отечества направлена на обеспечение обороны страны, безопасности государства, а также защиту населения и материальных и духовных ценностей общества.

В соответствии с ч.$2$ ст. $59$ Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Воинская обязанность граждан состоит из:

  1. воинского учета;
  2. обязательной подготовки к военной службе;
  3. призыва на военную службу;
  4. прохождения военной службы по призыву;
  5. пребывания в запасе;
  6. призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе.

Рисунок 1. Основные конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность , лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их.воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет , не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской . Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.