Конституция монако. Конституция княжества монако. История княжества Монако

По форме правления Монако - конституционная монархия, с некоторыми вторичными признаками дуализма. Главой государства является князь.

Государственное устройство страны регулируется конституцией, введённой в действие 17 декабря 1962 года. Конституция, в частн

ости, хоть и провозглашает принцип разделения властей, однако власть князя абсолютна (ничем и никем не может быть ограничена). В 2002 конституция княжества была пересмотрена. Официально были несколько расширены полномочия законодательного органа (Национального совета).

Исполнительная власть представлена Государственным министром (главой правительства) и возглавляемым им Государственным советом (правительством) из четырёх человек. Государственный министр является французским гражданином, который утверждается князем на срок в 3 года по представлению французского правительства.

Законодательная власть

поделена между князем и однопалатным Национальным Советом (парламентом) из 24 членов, избираемых каждые 5 лет на основе всеобщего избирательного права. В 2002 году парламент получил право законодательной инициативы (ранее оно принадлежало только князю). Совет может вносить поправки к правительственным проектам, утверждает введение налогов. Также он ратифицирует международные договоры, изменяющие существующее внутреннее законодательство.

Судебная ветвь власти также возглавляется князем; различные судебные инстанции вершат правосудие от его имени.

Глава государ

ства - князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 - Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944-1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако - Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 - по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.


Исполнительная власт
ь исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.
В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

The Конституция Монако, впервые принят в 1911 году после Монако революции и сильно пересмотрены князя Ренье III, 17 декабря 1962 года, выделяет три ветви власти, в том числе несколько административных и ряда советов, которые разделяют консультативную и законодательную власть с принцем.

Конституция также определяет линию преемственности в Монако престола; этот раздел был изменен 2 апреля 2002 года.

    1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть 4 Внешние ссылки

Исполнительная власть

Принц сохраняет самый высокий исполнительную власть, но голова княжества правительства является государственный министр, который председательствует на Совете шести членов правительства, помогает советую принца, и несет ответственность за исполнение законов.

Местные дела княжества (т.е., администрация четырех кварталов Monaco-Ville, Ла-Кондамин, Монте-Карло, и Фонвьей) направляются коммунального совета, который состоит из пятнадцати избранных членов и возглавляется мэром.

Законодательная власть

Под 1962 конституции, принц разделяет свою власть с однопалатным Национальным советом, законодательного органа княжества. Хотя это зависит от принца и может действовать вопреки его желаниям, его подпись требуется, чтобы подтвердить любой предлагаемой ею законов.

Судебная власть

Юридическая сила вкладывается в принца, который делегирует правовые процедуры для различных судов, которые правосудие во имя Его. Независимость судей гарантируется Конституцией. Верховный суд Монако состоит из пяти главных членов и двух помощников судей, названных принца на основе выдвижения кандидатур Национальным Советом и другими органами власти. Верховный суд является высшей судебной инстанцией для судебных обращений, а также трактует положения конституции, когда это необходимо. Правовая система Монако, тесно связана с Франции, по образцу Кодекса Наполеона.

Статья была переведена автоматически.

Считая, что институты Княжества должны быть усовершенствованы, чтобы лучше отвечать потребностям хорошего управления страной, а также удовлетворять новым потребностям, вызванным общественной эволюцией ее населения,

Мы решили даровать государству новую Конституцию, которая по Нашей суверенной воле отныне будет рассматриваться как основной закон государства и может быть изменена только в предписанном Нами порядке.

ТИТУЛ I

Статья 1

Княжество Монако является суверенным и независимым государством, действующим в рамках общих принципов международного права и особых соглашений с Францией.

Территория Княжества неделима.

Статья 2

Принцип правления – наследственная и конституционная монархия.

Княжество является правовым государством, приверженным уважению фундаментальных прав и свобод.

Статья 3

Исполнительная власть подчинена высокой власти Князя.

Личность Князя неприкосновенна.

Статья 4

Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным советом.

Статья 5

Судебная власть осуществляется судами и трибуналами.

Статья 6

Разделение административной, законодательной и судебной функций обеспечено.

Статья 7

Княжеский штандарт включает герб Дома Гримальди на белом фоне.

Национальный флаг состоит из двух равных горизонтальных полос белого и красного цвета, красная – в верхней части, белая – в нижней части.

Использование названных символов регламентируется Княжеским ордонансом от 4 апреля 1881 года.

Статья 8

Французский язык является официальным государственным языком.

Статья 9

Римско-католическая, апостольская религия является государственной религией.

ТИТУЛ II

КНЯЗЬ, ПЕРЕДАЧА КОРОНЫ

Статья 10

Наследование трона, свободного вследствие смерти или отречения, проводится по прямой и законной нисходящей линии потомков правящего Князя в порядке первородства, с приоритетом по мужской нисходящей линии в том же уровне родства.

В отсутствие законного потомка, усыновленный ребенок или его собственные законные потомки по нисходящей линии вправе наследовать престол.

Статья 11

Для осуществления суверенных полномочий возраст совершеннолетия установлен в двадцать один год.

Порядок и условия осуществления регентства в период несовершеннолетия Князя или в случае невозможности осуществления им своих функций определены статутами княжеской семьи.

Статья 12

Князь осуществляет свою княжескую власть в соответствии с положениями Конституции и законодательства.

Статья 13

Князь представляет Княжество в его сношениях с иностранными державами.

Статья 14

После консультации с Советом Короны Князь подписывает и ратифицирует договоры и вносит их для ознакомления в Национальный совет. Кроме того, договоры, касающиеся конституционного устройства, могут быть ратифицированы только в силу закона.

Статья 15

После консультации с Советом Короны Князь осуществляет право помилования и амнистии, а также право натурализации и восстановления в гражданстве.

Статья 16

Князь награждает орденами, титулами и другими знаками отличия.

ТИТУЛ III

ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА

Статья 17

Монегаски равны перед законом. Между ними не существует привилегий.

Статья 18

Монегасками являются все лица, рожденные в Монако или за рубежом от отца-монегаска.

Закон регламентирует другие способы получения гражданства.

Закон регламентирует условия лишения гражданства, полученного путем натурализации.

Утрата монегаского гражданства во всех случаях может быть предусмотрена только в силу закона, вследствие добровольного получения другого гражданства или незаконной службы в иностранной армии.

Статья 19

Свобода и личная безопасность гарантированы. Никто не может подвергаться преследованию, иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанном им судебном порядке.

Кроме случаев задержания с поличным, никто не может быть арестован иначе как в силу мотивированного постановления судьи, которое должно быть подписано в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов. Любому заключению под стражу должен предшествовать допрос.

Статья 20

Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено, иначе как в силу закона.

Уголовные законы должны обеспечивать уважение личности и человеческого достоинства. Никто не может подвергаться жестокому, бесчеловечному и унижающему обращению.

Смертная казнь упразднена.

Уголовные законы не могут иметь обратной силы.

Статья 21

Жилище неприкосновенно. Никакой домашний обыск не допускается иначе как в случаях, предусмотренных законом, и на условиях, им предписанных.

Статья 22

Любое лицо имеет право на уважение своей частной и семейной жизни и тайну своей корреспонденции.

Статья 23

Свобода культов, их публичное отправление, а также свобода выражения своих мнений по любым вопросам гарантированы, кроме преследования за правонарушения, совершенные в случае пользования этими свободами.

Никто не может быть принужден ни к отправлению культовых актов и обрядов, ни к соблюдению выходных дней.

Статья 24

Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения.

Статья 25

Свобода труда гарантирована. Ее осуществление регламентировано законом.

За монегасками обеспечен приоритет в доступе к публичным и частным должностям на условиях, предусмотренных законом или международными конвенциями.

Статья 26

Монегаски имеют право на помощь государства в случае нужды, безработицы, болезни, инвалидности, старости и материнства на условиях и в формах, предусмотренных законом.

Статья 27

Монегаски имеют право на бесплатное начальное и среднее образование.

Статья 28

Любое лицо имеет право защищать свои профессиональные и служебные права и интересы посредством профсоюзной деятельности.

Право на забастовку признано в рамках законов, его регулирующих.

Статья 29

Монегаски имеют право собираться мирно и без оружия в соответствии с законами, которые могут регулировать осуществление этого права, не подчиняя его предварительному разрешению. Эта свобода не распространяется на собрания на открытом воздухе, к которым применяется полицейское законодательство.

Статья 30

Монегаски имеют право свободно объединяться при соблюдении конституционных норм.

Статья 31

Каждый имеет право обращаться с петициями к публичным властям.

Статья 32

Иностранец пользуется в Княжестве всеми публичными и частными правами, которые формально не зарезервированы за коренными жителями.

ТИТУЛ IV

ПУБЛИЧНОЕ ДОСТОЯНИЕ, ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Статья 33

Публичное достояние неотчуждаемо и незыблемо.

Использование имущества публичного достояния в иных целях может быть предписано только на основании закона. Закон предписывает передачу имущества в частный сектор государства или коммуны в зависимости от обстоятельств.

Состав и режим публичного достояния определяется законом.

Статья 34

Имущество Короны предназначено для поддержания суверенитета.

Оно неотчуждаемо и незыблемо.

Его состав и режим определяются статутами княжеской семьи.

Статья 35

Имущество и права на недвижимость в частном секторе государства отчуждаются только в соответствии с законом.

Статья 36

Свободное и бесхозное имущество является частным достоянием государства.

Статья 37

Национальный бюджет включает все публичные доходы и все расходы Княжества.

Статья 38

Национальный бюджет выражает экономическую и финансовую политику Княжества.

Статья 39

Бюджет является предметом законопроекта. Он голосуется и промульгируется в форме закона.

Статья 40

Расходы суверенного дома и княжеского двора устанавливаются бюджетным законом и пользуются приоритетом перед общими бюджетными поступлениями.

Статья 41

Превышение доходов над расходами, констатируемое после исполнения бюджета и закрытия счетов, поступает в фонд конституционного резерва. Превышение расходов над доходами покрывается отчислением из того же фонда, предписываемым законом.

Статья 42

Контроль финансовой деятельности осуществляется Высшей счетной комиссией.

ТИТУЛ V

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 43

Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

Статья 44

Государственный министр представляет Князя. Министру принадлежит высшее руководство органами администрации. Он распоряжается Вооруженными Силами. Он председательствует в Совете Правительства с правом решающего голоса.

Статья 45

Княжеские ордонансы принимаются в Совете Правительства. Они представляются Князю за подписью Государственного министра; в них напоминаются решения, на которые они ссылаются. Они подписываются Князем; подпись Князя придает им обязательную силу.

Статья 46

Освобождены от обсуждения в Совете Правительства и представления

Государственному министру княжеские ордонансы:

По вопросам, подведомственным дирекции юридических служб;

О назначения членов Княжеского Дома, членов дипломатического и консульского корпуса, Государственного министра, советников Правительства и чиновников, близких по рангу последним, судей общей юстиции;

О экзекватуре консулов;

О роспуске Национального совета;

О награждении почетными знаками отличия.

Статья 47

Министерские постановления принимаются в Совете Правительства и подписываются Государственным министром; в них напоминаются решения, на которые они ссылаются. Они передаются Князю в двадцать четыре часа после их подписания и приобретают обязательную силу только при отсутствии возражения Князя, высказываемого в течение десяти дней после передачи Государственным министром.

Кроме того, Князь может сообщить Государственному министру, что он не намерен использовать свое право возражения по некоторым постановлениям или категориям постановлений. Последние обретают обязательную силу с момента их подписания Государственным министром.

Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции.
Территория - 1,95 кв. км. Столица - г.Монако.
Население - около 32,5 тыс. чел. (1998 г.); из них коренные жители монегаски - около 6 тыс., французы - около 13 тыс., итальянцы около 5 тыс.
Официальный язык - французский.
Религия - католицизм.
С XV в. Монако - самостоятельное княжество под протекторатом Генуи, в 1524-1641 гг. - под испанским, затем под французским протекторатом, в 1793-1814 гг. - в составе Франции. В договоре, подписанном в 1918 г. между Францией и княжеством, говорится, что Монако обязуется "осуществлять свои суверенные права в полном соответствии с политическими, военными, морскими и экономическими интересами Франции" и должно "согласовывать с французским правительством все мероприятия, касающиеся международных отношений княжества". Франция представляет Монако за рубежом.

Государственное устройство

Монако - унитарное государство. В административном отношении состоит из 4 слившихся округов - городов: Монако, Монте-Карло, Ла-Кондамин и Фонвьель.
Действует Конституция, дарованная монархом в 1962 г. и сменившая первую монакскую конституцию 1911 г. По форме правления Монако конституционная наследственная монархия (княжество). Политический режим демократический. Официально в Монако нет политических партий: имеются различные политические организации.
Законодательная власть принадлежит Князю и Национальному совету (парламент), состоящему из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего прямого голосования. Полномочия парламента ограничены: он не имеет права контролировать деятельность правительства, а также выступать с законодательными инициативами.
Глава государства - Князь (Prince), которому, согласно ст.3 Конституции, принадлежит исполнительная власть. Князь в Монако назначает и отзывает членов правительства, может в любое время распустить парламент, представляет Монако в государственных сношениях и имеет право заключать и ратифицировать договоры, издает ордонансы во исполнение таких договоров и законов. Князю помогают совещательные органы: Совет Короны, консультирующий главу государства по вопросам международных договоров, роспуска парламента, амнистии и помилования, и Государственный совет, который дает заключение на проекты ордонансов и законов.
Исполнительную власть на практике осуществляет Правительственный совет, возглавляемый государственным министром (Ministre d"Etat). В соответствии с договором 1918 г. между Монако и Францией 2 места из 4 в Правительственном совете занимают представители Франции, включая пост государственного министра. Последний назначается Князем из списка трех кандидатов, предложенных Президентом Франции. Князь назначает и других членов Правительственного совета: советника по внутренним делам, советника по проблемам социальной политики и общественной занятости и советника по делам финансов.

Правовая система

Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье и имеет значительное сходство с правовой системой Франции. В целом ряде областей (страхование, телекоммуникации, почтовые услуги и др.) непосредственно действуют французские законы.
Конституция (ст.2) закрепляет за княжеством статус правового государства, основанного на уважении основных прав и свобод человека.
Основной источник гражданского права - ГК 1881 г., представляющий собой вариант ГК Франции 1804 г. Торговый кодекс Монако также весьма близок французскому аналогу.
Экономическое законодательство Монако нацелено на привлечение в страну иностранных капиталов путем предоставления сверхльготного налогового режима. В стране действует около 800 международных компаний и 50 банков.
Трудовое право Монако в целом соответствует международным стандартам. Работники могут свободно объединяться в профсоюзы. Конституцией закрепляется право на забастовку в соответствии с законодательством. Закон запрещает бастовать государственным служащим. Установленная законом рабочая неделя - 39 часов.
Главный источник уголовного права - УК Монако. Смертная казнь за все преступления была отменена Конституцией 1962 г. (ст.20). Последняя смертная казнь имела место в 1847 г.
В судопроизводстве, за некоторыми исключениями, также господствует французское законодательство. Согласно Конституции (ст.19) арест (кроме ареста на месте преступления) допускается только на основании судебного ордера, выданного не позднее 24 часов с момента ареста.

Судебная система. Органы контроля

Согласно Конституции судебная власть принадлежит Князю, который, однако, в полном объеме делегирует ее осуществление местным судам и трибуналам, действующим от имени главы государства.
Судебная система состоит из мировых судей, судов первой инстанции, Апелляционного и Кассационного судов. Имеется также Верховный суд (Tribunal Supreme), состоящий из 5 членов и 2 заместителей, назначаемых Князем на 4 года. Кандидатуры судей представляются по одному на каждое место парламентом, Государственным советом, Советом короны, Апелляционном судом и гражданским судом первой инстанции. Верховный суд выполняет некоторые функции конституционного контроля и является высшим органом административной юрисдикции. Судьи других судов также назначаются монархом и являются обычно французскими гражданами.