Косильщик травы разбил стекло в квартире. Претензия в управляющую компанию о возмещении ущерба повреждением автомобиля. Претензия в управляющую компанию о возмещении ущерба

Кристина Труфанова, координатор проектов фонда «Благотворительное общество «Адреса милосердия»

«По закону мы имеем право тратить около 20% от пожертвований на содержание нашего фонда — оплату труда специалистов, аренду помещения, обучение сотрудников и прочее. Однако пожертвования существуют разные. Те, что совершаются специально для поддержания деятельности фонда, мы используем полностью. Если же средства начисляются в помощь нашим подопечным, мы стараемся на нужды фонда тратить не более 8-10% от этих сумм. Существуют также адресные пожертвования, направленные определенным людям, нуждающимся в срочном лечении. По этическим соображениям мы не берем полагающуюся нам часть средств из таких пожертвований».

пользователей рунета чаще участвовали в благотворительности, если бы им предоставляли проверенную информацию о проектах помощи (Источник: Проект «Добро Mail.ru» в партнерстве с ВЦИОМ, декабрь 2013)

пользователей рунета отказываются от участия в благотворительности из-за недоверия к соответствующим организациям (Источник: Проект «Добро Mail.ru» в партнерстве с ВЦИОМ, декабрь 2013)

2. Зачем люди работают в благотворительных фондах? Вы там все идейные или вам платят хорошие зарплаты?

Олеся Кашаева, президент благотворительного фонда «Дорога в жизнь»

«Сомневаюсь, что в благотворительные фонды идут работать из-за зарплат, поскольку у сотрудников таких организаций они минимальные. Большинство людей работает за идею, ради искреннего желания помогать людям и менять мир к лучшему. К примеру, наш фонд занимается помощью матерям, которые оказались в трудной финансовой и человеческой ситуации. Когда женщина беременна или находится в отпуске по уходу за ребенком и при этом совершенно не чувствует поддержки от своих родственников, она обращается к нам. Мы помогаем таким женщинам получить образование, найти удобную работу на дому, открыть свой бизнес, то есть реализоваться по мере собственных сил. Так получилось, что в нашем фонде в основном работают именно такие молодые матери, многие из которых находятся в декретном отпуске. Разумеется, здесь не приходится говорить о каких-то «хороших зарплатах». Например, руководитель проекта получает 20 тыс. руб., а PR-специалист — 15 тыс. рублей».

3. Можно ли верить фотографиям несчастных детей в соцсетях и призывам жертвовать им деньги на операцию? Как отличить мошенников от тех, кому на самом деле нужна помощь?

Екатерина Милова, директор по развитию фонда ОРБИ

«Помогать адресно, лично стоит, только если вы знаете этого человека. Если речь идет о фонде, то в первую очередь нужно посетить его сайт, изучить документы: свидетельство о госрегистрации, устав, цели, задачи. Кроме того, любая подлинная благотворительная организация после каждого мероприятия или сбора средств публикует у себя на сайте подробный отчет. Там можно увидеть данные о каждом переводе средств — на что пошли собранные деньги. Если вы все же с предубеждением относитесь к удаленной помощи, то лучше всего приехать в фонд и посмотреть на все своими глазами. Это был мой путь: я сама из тех людей, кто пришел в благотворительность извне и относился к ней с некоторым недоверием. Тогда я приехала в фонд «Созидание» для участия в сборе посылок с вещами для малоимущих людей из разных регионов России. Я увидела, как работает фонд, как сотрудники отвечают на звонки, как люди реально работают.

Я всегда прошу друзей очень аккуратно относиться к сбору средств в сети и не делать бездумных перепостов. Если история зацепила и вы хотите сделать перепост или перевести деньги, то посмотрите, кто изначально автор поста, свяжитесь с ним и задайте вопросы. Чаще всего в ответ будет тишина».

4. Как вы привлекаете известных людей к благотворительной деятельности? Все ли знаменитости соглашаются и хотят ли они чего-то взамен?

Анастасия Черепанова, директор фонда «Галчонок»

«Все знаменитости, которых мы привлекаем к благотворительной деятельности, помогают нам безвозмездно. Например, среди членов нашего попечительского совета есть две актрисы — Юлия Пересильд и Юлия Снигирь. Они оказывают нам очень большую поддержку, участвуют во внутренней работе фонда, различных совещаниях, мероприятиях, навещают наших подопечных, которым приятно видеть известных актрис. Кроме того, девушки привлекают к участию в проектах своих друзей, многие из которых тоже известные люди. Знаменитости охотно соглашаются нам помочь, ведь им не безразличны проблемы наших подопечных — детей с инвалидностью. Однажды наш фонд участвовал в аукционе, и мы решили написать балерине Ульяне Лопаткиной. Она охотно откликнулась на письмо и предоставила аукциону свои пуанты. В итоге они оказались самым дорогим лотом и помогли оплатить несколько курсов реабилитации для наших подопечных».

5. Все ли способы привлечения денег на благотворительность хороши?

Елена Смирнова, директор благотворительного фонда «Созидание»

«Я считаю, что репутация фонда намного важнее, чем деньги, собранные не самым достойным способом. Мы очень принципиально подходим к вопросу о том, к кому обращаться за помощью и где ее получать. Например, за время работы фонда бывали случаи, когда нам предлагали собирать средства в стриптиз-барах. Я считаю это недопустимым. Кроме того, мы бы не стали ставить ящики для пожертвований в Госдуме. Если правительство хочет помочь развитию благотворительности в стране, то пусть оно примет соответствующие законы. Помимо этого мы не любим давить на жалость, рассказывая о том, что нуждающиеся в средствах люди страдают и могут умереть. Наш фонд стремится к тому, чтобы все мероприятия были веселыми и жертвовать деньги было радостно, а не скорбно».

6. Когда собирают деньги, часто говорят: даже ваши 100 руб. могут спасти жизнь. Это правда? Откуда в фонды приходит больше денег — от тех, кто жертвует по 100 руб., или от крупных жертвователей?

Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца»

«Многие люди считают, что при желании миллионеры могут спасти всех — достаточно лишь пожертвовать в каждый благотворительный фонд крупную сумму. На самом деле это огромное заблуждение хотя бы потому, что миллионеров на земле не так уж много, а людей, которые нуждаются в помощи, с каждым годом не становится меньше. Так уж исторически сложилось, что наш фонд изначально был ориентирован на большое количество маленьких пожертвований, нежели на крупные суммы, приходящие от одних и тех же лиц. И мы считаем, что это правильно.

В «Детских сердцах» существует «Секретная группа ангелов» — сообщество людей, каждый из которых переводит на счет фонда по 100 руб. в месяц. Стать «секретным ангелом» может любой человек. А вообще, если удастся собрать по 100 руб. с каждого в 15-миллионной Москве, то у нашего фонда не будет проблем со средствами».

7. Благотворители часто устраивают для детей из детских домов разные праздники и акции. Не лучше ли потратить эти деньги на помощь потенциальным приемным родителям?

Елена Фортуна, основатель журнала для приемных родителей «Родные люди», мама шести приемных детей

«Праздники и бесконечные подарки сильно затрудняют дальнейшую адаптацию ребенка в обществе. Сама система детских интернатных учреждений устроена так, что ребенка полностью обслуживают и у него нет понимания, что какие-то вещи надо зарабатывать, что просто так подарки на голову не падают. Если ребенок из хорошего, богатого детского дома попадает в семью в сознательном возрасте, у него правильная расстановка материальных приоритетов отсутствует еще очень долго. У нас старший ребенок в семье пять лет, и до сих пор, когда мы ему что-нибудь привозим, он говорит: «Это нам бесплатно дали?»

Нужно заниматься людьми, которые реально могут помочь этим детям, — кровными родителями, которые не сдадут их в детский дом (я говорю сейчас об асоциальных семьях), либо будущими приемными родителями. Конечно, есть дети, трудно устраиваемые в семьи. Очевидно, что из большого количества мальчиков-подростков, которые сейчас в детдомах, семью найдет процентов пять. Потому хорошо бы вкладываться в их лечение, обучение, профориентацию — в то, что поможет им жить дальше. А лучший подарок — это если волонтер, который хочет помочь, будет постоянно общаться с ребенком, станет ему другом, близким человеком».

8. Сотрудники благотворительных фондов подают милостыню нищим и инвалидам в метро?

Арина Венедиктова, исполнительный директор фонда «Цвет жизни»

«Не могу сказать за других сотрудников нашего фонда, но сама я милостыню подаю практически всегда. Мне кажется, люди часто смешивают понятия «благотворительность» и «милостыня», хотя это совершенно разные вещи. В первом случае мы говорим о явлении социальном, а во втором — о глубоко личном, зачастую связанном с религиозными взглядами. Но вообще, наша работа, безусловно, откладывает определенный отпечаток на мировоззрение. Если в метро я вижу нищего с очевидными недугами вроде отсутствия рук или ног, то даю ему деньги. Конечно, я прекрасно понимаю, что он на кого-то работает и за свое место отдает большую часть заработанных денег. Но вместе с тем я знаю и то, как тяжело живется инвалидам в нашей стране. Я уверена, что какая-то часть поданных мной денег достанется этому человеку. Тем не менее существуют те, кому я никогда не подам милостыню. Во-первых, беременным или женщинам с детьми. В сфере благотворительности существует очень большое количество организаций, которые способны им помочь. Женщины, которые просят деньги в метро, вероятно, не обращаются за социальной поддержкой осознанно и вдобавок подвергают опасности своих детей. Кроме этого я не подаю военным, выступающим на улицах, если при этом они не инвалиды. Считаю, что такие люди поступают недостойно».

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы сейчас и базируемся. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Последние двое соревнований пропустили из-за отсутствия денег.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной можно через соцсети.или пишите на почту [email protected].Ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UC4AHkKA-LDAwjALyHr0JzEw/videos?view_as=subscriber Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Руководитель проекта «Добро Mail.Ru »:

Если хочется помочь по-настоящему, стоит включать не только сердце, но и голову. Для начала, не стоит подавать деньги людям на улице, в метро и на вокзалах. Казалось бы, передача денег лично в руки должна быть максимально эффективной, вот только в данном случае деньги идут мафии мошенников, а не тем людям, которые нуждаются в деньгах. Прежде чем жертвовать деньги, стоит удостовериться в том, что они отправятся по назначению.

Не стоит начинать благотворительность с перевода больших денег: начните с какой-нибудь необременительной суммы, а заодно посмотрите, как организация отчитывается о распределении средств. В дальнейшем можно будет настроить автоматическое списание суммы со своего счета в пользу благотворительного фонда, чтобы он мог лучше планировать свою работу.

Большая часть людей начинает заниматься благотворительностью с оказания помощи детям, меж тем самый незащищенный слой населения — тяжелобольные взрослые. Мы провели исследование совместно с ФОМ и выяснили, почему люди не склонны помогать взрослым: у людей есть стереотипы о финансовой состоятельности взрослых и установка «дети — наше будущее». Обратите внимание на фонды помощи взрослым: «Живой», ОРБИ, Фонд борьбы с лейкемией и другие. Также часто люди обходят вниманием организации, которые помогают детям-сиротам получить профессию или занимаются профилактикой социального сиротства — помогают семьям в кризисных ситуациях и делают так, чтобы ребенка не отобрали. Такие программы очень нуждаются в поддержке.

Люди, которые хотят кому-то помочь, делятся на три группы. Представителям первой достаточно просто сказать: «Ой, беда», и они несутся решать проблему любым способом, особенно перепостами. Их невозможно заставить проверять информацию, которую они передают дальше. Они уверены, что благими намерениями можно оправдать любой неблагоразумный поступок. Эта группа — питательная среда для интернет-мошенничества под видом благотворительности, изменить их невозможно, и я стараюсь их не осуждать. Представители второй группы более осторожны и полагаются исключительно на персональные рекомендации от знакомых. Третья группа людей просто хорошо дружит с «Гуглом»: когда их приглашают перевести средства в пользу какой-либо организации, они проверяют ее историю и смотрят на отчеты о проделанной работе.

Вы не представляете, сколько в интернете происходит банального хулиганства, когда люди без всяких соображений личной выгоды пытаются запустить цепную реакцию в виде репостов. В Рунете, например, до сих пор циркулируют призывы писать в больницу мальчику, сочинившему сказку о лунном лучике , хотя мальчик давно умер.

При этом не стоит бояться того, что за фотографией больного ребенка в интернете будет стоять одна из благотворительных организаций, которые учреждаются чиновниками для отмыва средств — они не занимаются публичными акциями. Эти люди заводят свои отмывочные «помойки» уже с пониманием того, под какие средства и подношения бизнесменов они устроят свой «фонд». Госчиновник собирает на особняк в том ведомстве, в котором он служит, и в публичное поле не лезет.

Правило первое: благотворительность должна быть честной. Это значит, что нужно понимать, кому и на что вы собираетесь дать деньги. Если на улице к вам подходят непонятные люди с непонятными ящиками, то они, скорее всего, нечестные. Если же у фонда есть адрес, городской телефон и какая-то история, то он занимается честной благотворительность. Но это не всегда значит, что она разумная.

Отсюда следует второе правило благотворительности: она должна быть разумной. Послать ребенка за миллионы денег на реабилитацию в Германию — все равно что отправить человека на две недели в лучший спортклуб: он от этого олимпийским чемпионом не станет. Есть доказательная медицина, основанная на том, что эффективность тех или иных методик доказывается мультиклиническими, слепыми и рандомизированными исследованиями, результаты которых публикуются в рецензируемой научной прессе. Все, что не относится к вышеописанному, является хиромантией и мракобесием. Вы можете собрать деньги ребенку на поездку к целительному источнику, в действенность которого верит мать ребенка, — это будет честная, но неразумная благотворительность.

Нельзя людям запрещать заниматься неразумной благотворительностью, потому что людям часто хочется сделать какую-нибудь трогательную глупость. Среди моих подопечных есть девочка с ДЦП, которая мечтала иметь фигурные коньки. Но она не может ходить, поэтому не смогла бы на них кататься. Однако одна женщина подарила их ей на день рождения. Тратить деньги таким образом неразумно, но запрещать это делать — все равно что запрещать дарить близким людям цветы, которые завтра завянут.

Третье правило: благотворительность должна быть эффективной. Есть такое заболевание — аспергиллез, которое поражает людей с низким иммунитетом, например, больных раком, и обычная плесень, растущая на стенах, становится для них смертельно опасной. Лекарство от аспергиллеза для одного ребенка стоит 26 тысяч долларов. При этом в основном грибок попадает в организм через уколы. Поэтому, если использовать современные и качественные расходные материалы для капельниц — катетеры, переходники и другое, то можно избежать попадания грибка. На 100 тысяч долларов можно закупить столько правильных материалов для капельниц, что их хватит на всю страну на год. То есть на одну и ту же сумму можно спасти четверых детей, если вы покупаете лекарство уже заболевшим, или уберечь от него две тысячи больных раком детей. Значительно сложнее, хоть и эффективнее, смотивировать людей скинуться на капельницы, переходники и катетеры для всех, чем пожертвовать деньги на спасение одного. Значительно эффективнее построить в больницах хорошую вентиляцию, чтобы плесневые грибки не заводились и инфекция не распространялась, но мы пока еще не дошли до того, чтобы люди давали деньги на строительство вентиляции для всех, а не на спасение одного ребенка, который умирает из-за плохой вентиляции.

Роман Белоусов, основатель частного приюта для животных 50 Pets :

В случае с животными иногда пропиарить бездомную собаку в соцсетях бывает полезнее, чем перевести денег ей на еду — так она быстрее найдет владельца. Кого стоит остерегаться, так это людей в разноцветных жилетках, которые ходят по электричкам с щенками на руках и рассказывают о том, что помогают животным, прося помощи и разводя на истерику. Когда вбиваешь в поисковик название их организации, то понимаешь, что у них даже нет сайта, а рядом с упоминанием названия вертится какое-то юридическое лицо, и выручаемые этим «фондом» средства идут, соответственно, на зарплату руководителю этого юрлица и нескольким волонтерам. У приюта должен быть сайт, а на сайте или в пабликах приюта в соцсетях должны быть фотографии, которые показывают истории пристраиваемых животных в развитии, а не просто набор картинок из интернета.

Вред транспортным средствам в большинстве случаев причиняется в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). В отдельных ситуациях возможно причинение вреда транспортному средству в результате происшествий, совершенных с участием транспортного средства, при прекращении его движения не в результате ДТП. Возмещение вреда, причиненного транспортным средствам, в подобных ситуациях осуществляется на основании общих норм обязательств вследствие причинения вреда (глава 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Судебной практике известны следующие споры о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в ситуациях, за исключением ДТП:

  1. споры о возмещении вреда, причиненного транспортному средству при выполнении каких-либо работ (оказании услуг) либо ненадлежащем выполнении работ (оказании услуг);
  2. споры о возмещении вреда, причиненного в результате возгорания транспортных средств;
  3. споры о возмещении вреда, причиненного объектами окружающей природной среды, во время стихийных бедствий;
  4. споры о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в результате противоправных действий иных лиц.

1. Споры о возмещении вреда, причиненного транспортному средству при выполнении каких-либо работ (оказании услуг) либо ненадлежащем выполнении работ (оказании услуг).

При рассмотрении данных исков важным является определение надлежащего ответчика — лица, ответственного за причинение вреда транспортному средству. При определении надлежащего ответчика по делу следует учитывать положения ч. 1 п. 1 ст. 937 ГК, в силу которых юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В большинстве случаев по рассматриваемой категории дел вред причиняется работниками организаций, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей. При разбирательстве дела целесообразно также учитывать положения соответствующих договоров в части определения лиц, ответственных за причинение вреда транспортному средству. Примером тому является договор безвозмездного пользования.

Пример 1 (17).

Автомобилю А., припаркованному возле дома, причинены повреждения мусорным контейнером (повреждена задняя левая дверь). Контейнер стоял на склоне и не был надлежащим образом зафиксирован работниками жилищно-эксплуатационной организации. А. обратился с исковым заявлением в суд. Представитель ответчика жилищно-эксплуатационной организации N 1 заявил ходатайство о замене предприятия как ненадлежащего ответчику надлежащим жилищно-эксплуатационной организацией N 2 по тем основаниям, что с указанным предприятием заключен договор на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда. Данному ответчику были переданы контейнеры, принадлежащие СООО «Р» для хранения мусора, а поэтому оно несет ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц при содержании контейнеров. Поскольку по делу было установлено, что указанные контейнеры переданы жилищно-эксплуатационной организации N 2 по договору безвозмездного пользования, суд с учетом положений ст. 643, 651 ГК взыскал причиненный автомобилю А. вред с СООО «Р».

Решение суда по данному делу было постановлено с учетом ст. 651 ГК, в соответствии с которой ссудодатель (в рассматриваемой ситуации — СООО «Р») отвечает за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи (в рассматриваемой ситуации — мусорных контейнеров), если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя (в рассматриваемой ситуации — жилищно-эксплуатационной организации N 2). Поскольку умысел или грубая неосторожность в действиях жилищно-эксплуатационной организации N 2 СООО «Р» доказана не была, решение суда постановлено в соответствии с законом.

При рассмотрении отдельных дел ответчики отрицают наличие вины в причинении вреда, ссылаясь на действия третьих лиц. При непредставлении доказательств, подтверждающих вину третьих лиц в причинении вреда транспортному средству, суд расценивает подобные доводы как голословные, выдвинутые с целью избежать ответственности за причинение вреда. Определенную сложность по указанной категории споров представляет доказывание отдельных условий гражданско-правовой ответственности за причинение вреда транспортному средству. Исходя из распределения бремени доказывания в обязательствах по возмещению вреда доказывание причинной связи между наступившим вредом — повреждением транспортного средства — и действиями ответчика является обязанностью истца по делу.

Пример 2 (18).

В исковом заявлении П. указал, что обнаружил повреждения припаркованного возле дома автомобиля (разбито переднее стекло правой пассажирской двери). Из салона ничего не похищено. В это время работник жилищно-эксплуатационной организации косил траву газонокосилкой в непосредственной близости от его автомашины. П. вызвал сотрудников милиции и зафиксировал факт повреждения его автомашины. В протоколе осмотра места происшествия зафиксировано повреждение автомобиля. Также установлено, что стекло после попадания в него какого-то предмета сразу не осыпалось, а осыпалось уже в присутствии работника милиции при осмотре. Ответчик — жилищно-эксплутационная организация — иск не признал. Свидетелем происшествия является Б., находившийся во время происшествия на балконе своего дома. Других людей возле дома и автомашины не было. Б. как в милиции, так и в суде подтвердил факт работы с газонокосилкой в непосредственной близости от автомобиля П. Балкон Б. выходил на сторону двора. Свидетель слышал какой-то щелчок, которому не придал значения. Б. выходил во двор к истцу и видел поврежденное стекло. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что автомобиль истца был поврежден действиями работника жилищно-эксплуатационной организации, что подтверждается приведенными выше доказательствами, в том числе письменными материалами дела. Иск П. о возмещении вреда судом удовлетворен.

При возникновении подобных споров следует иметь в виду, что возмещение вреда, причиненного транспортному средству в результате попадания камней при покосе травы работниками соответствующих организаций, возможно в рамках добровольного страхования гражданской ответственности и расходов организаций, создающих повышенную опасность для окружающих. Наличие добровольного страхования позволяет минимизировать причиненный вред транспортным средствам, принадлежащим третьим лицам. Объектом данного вида страхования являются в том числе имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя по обязательствам причинения вреда имуществу выгодоприобретателя деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

В данном случае страховое возмещение определяется в размере вреда, причиненного выгодоприобретателю в результате наступления страхового случая, а размер вреда исчисляется как сумма восстановительных расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось непосредственно перед наступлением страхового случая, по ценам на день составления калькуляции на восстановительные работы с учетом износа замененных на новые поврежденных частей, узлов, агрегатов и деталей, но не более действительной стоимости имущества на день страхового случая.

Пример 3 (19).

В исковом заявлении Г. указал, что в результате попадания камня при покосе травы работниками предприятия по озеленению и благоустройству городских и загородных территорий было разбито стекло задней двери принадлежащего ему автомобиля. Стоимость стекла и его установки превысили размер страхового возмещения. Г. просил суд взыскать солидарно со страховой организации и предприятия по озеленению и благоустройству городских и загородных территорий понесенные им расходы в полном размере. В иске отказано, поскольку при определении размера вреда, подлежащего взысканию, Г. не учел износ поврежденной части транспортного средства.

В отдельных случаях по спорам о возмещении вреда, причиненного транспортному средству при выполнении каких-либо работ (оказании услуг), могут иметь место иные сложности при определении размера вреда, причиненного транспортному средству. В подобных ситуациях является важным разграничение повреждений, полученных в результате ДТП, и повреждений, причиненных, например, при транспортировке (эвакуации) автомобиля, не относящихся к ДТП.

Пример 4 (20).

М., управляя автомобилем, не справился с управлением, съехал в кювет и опрокинулся, после чего был доставлен в больницу. Автомашина была отбуксирована в соседнюю деревню, затем погрузчиком погружена на тракторный прицеп с помощью металлических тросов. В результате транспортировки автомашине были причинены повреждения. Судом при рассмотрении иска М. была назначена судебно-товароведческая по определению стоимости восстановительного ремонта автомашины в результате полученных повреждений при осуществлении транспортировки транспортного средства, также были проведены автотехнические экспертизы, которыми разграничены повреждения, образованные в автомобиле в результате ДТП, хранения и при его транспортировке. В заключении эксперта отражено, какие элементы автомашины, поврежденные в результате ДТП, подверглись дополнительной деформации при транспортировке автомашины с помощью металлических тросов.

При рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам при их эвакуации, возникает необходимость в целях быстрого и правильного рассмотрения споров объединения нескольких исковых требований для их совместного рассмотрения в одном исковом производстве в соответствии со ст. 250 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Пример 5 (21).

Л. обратился к водителю эвакуатора Б. с просьбой эвакуировать принадлежащий ему автомобиль с места ДТП к нему во двор. В процессе разгрузки автомобиль Л. соскочил с поддона и ударился о припаркованную рядом автомашину, принадлежащую Е. Владельцы поврежденных автомобилей Л. и Е. обратились в суд с иском к Б. о возмещении причиненного им вреда в размере стоимости восстановительного ремонта, расходов по производству оценки автомашин и расходов по уплате государственной пошлины. Судом иски Л. и Е. объединены, рассмотрены в одном производстве и удовлетворены.

При разрешении споров о возмещении вреда, причиненного транспортному средству в результате недостатков оказываемых работ (услуг), при ссылке ответчика на непреодолимую силу доказывание ее наличия — обязанность ответчика. Следовательно, утверждение последнего, что судом необоснованно отвергнуты его доводы о причинении вреда в результате внезапно возникших природных аномалий, например сильного ветра, являются несостоятельными.

Пример 6 (22).

В результате падения шифера с крыши жилого дома поврежден автомобиль Ц. В исковом заявлении Ц. просил суд обязать ответчика — жилищно-эксплуатационную организацию — устранить недостатки жилищно-коммунальной услуги: безвозмездно произвести ремонт кровли дома, взыскать стоимость ремонта автомобиля. Суд пришел к выводу о наличии недостатков в оказываемой жилищно-коммунальной услуге по техническому обслуживанию конструктивных элементов (кровли) и обоснованно обязал ответчика их устранить — произвести надлежащее закрепление кровельного покрытия (листов шифера). При этом сам факт частичного разрушения кровли дома (срыв листов шифера) порывами ветра свидетельствует о ненадлежащем их закреплении, что, в свою очередь, говорит о наличии причинной связи между некачественным оказанием данной услуги и причинением вреда имуществу истца в результате частичного разрушения кровли дома. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика денежных средств в возмещение причиненного вреда (стоимости ремонта автомобиля). Ответчиком суду не представлено доказательств того, что усиление ветра на территории города привело к другим негативным последствиям помимо повреждения кровли дома и автомашины истца, что свидетельствует о локальном характере произошедшего и опровергает доводы ответчика о наличии стихийного бедствия.

При разрешении гражданских дел о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в ситуациях, за исключением ДТП, возникает необходимость проведения экспертиз, результаты которых позволяют подтвердить факт причинения вреда ответчиком. В отдельных случаях данные экспертизы проводятся правоохранительными органами при рассмотрении в досудебном порядке заявления потерпевшего о повреждении транспортного средства.

Пример 7 (23).

Б. поставил возле своего дома принадлежащий ему автомобиль. На следующий день обнаружил, что его автомобиль имеет повреждения лакокрасочного покрытия, в связи с чем обратился в милицию. По заключению эксперта лакокрасочный материал светло-бежевого цвета, образующий наслоение на лакокрасочном покрытии автомашины истца, по родовым признакам совпадает с лакокрасочным покрытием торцевых фасадов дома, возле которого была припаркована автомашина. Из сообщений ООО, ЖРЭО следует, что во время, когда была повреждена автомашина истца, работниками ООО осуществлялись работы по тепловой модернизации торцов жилого дома. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля истца произошло при осуществлении работ по тепловой модернизации, окраске здания работниками ООО. Поскольку ущерб причинен работниками ООО, то с данной организации в пользу истца взыскана стоимость восстановительного ремонта и судебных расходов. Также с ООО в пользу организации, производившей экспертизу, взысканы расходы, связанные с ее проведением. Суд посчитал несостоятельными и отверг доводы представителя ответчика и его работников о том, что при производстве работ не использовался лак, в связи с чем в иске следует отказать, поскольку применяемые при производстве работ материалы, как видно из заключения и пояснений эксперта, являются лакокрасочными материалами, которыми был причинен ущерб истцу вследствие залития его автомобиля.

2. В судебной практике встречаются споры, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате возгорания транспортных средств.

Особое значение по указанной категории споров имеет заключение пожарно-технической экспертизы. При установлении причин пожара судом опрашиваются все необходимые лица: стороны, свидетели, эксперты, в необходимых случаях проводятся дополнительные экспертизы. Судом не ставится под сомнение заключение эксперта, подготовленное экспертом, имеющим необходимые познания, составленное по результатам осмотра автомобиля с изучением материалов по факту пожара с выводами, согласованными с обстоятельствами дела, установленными в суде, а также подтвержденное показаниями свидетелей.

Пример 8 (24).

В исковом заявлении М. указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль. В результате пожара автомобиль был уничтожен по вине ответчика К., находившегося в салоне автомобиля во время возникновения пожара. На полу автомобиля в районе переднего пассажирского сиденья, где находился ответчик, лежали газеты и журналы. Согласно заключению пожарно-технической экспертизы возгорание произошло в передней правой части автомобиля на уровне пола, причиной возникновения пожара послужило неосторожное обращение с огнем (возможно при курении) в зоне установленного очага пожара. Какой-либо иной причины возникновения пожара из представленных материалов дела не усматривается. Из показаний допрошенного в суде эксперта следует, что возможность возгорания автомобиля в результате неисправности проводки исключена, так как автомобиль был заглушен. Доводы ответчика, что причиной возгорания автомобиля послужило короткое замыкание в электропроводке автомобиля, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами. Доводы о том, что автомобиль истца не проходил технического осмотра, не могут служить основанием к отмене решения и отказу истцу в иске, поскольку судом достоверно установлено, что пожар в автомобиле истца возник по вине ответчика, а не в результате самовозгорания автомобиля. Иск М. о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, судом удовлетворен.

Вред, причиненный в результате возгорания, обеспечивается страховым покрытием по добровольному страхованию наземных транспортных средств. В судебной практике имеют место споры, связанные с отказом от выплат страхового возмещения. В связи с возникновением спора о наличии страхового случая у страховщика возникает необходимость определения обстоятельств, характера и размера ущерба, причиненного транспортному средству. Препятствия в реализации проведения дополнительного исследования автомобиля могут повлечь отказ в удовлетворении исковых требований страхователя и соответственно отказ в выплате страхового возмещения.

Пример 9 (25).

Р. в заявлении суду указал, что между ним и ответчиком — страховой организацией — заключен договор страхования транспортного средства. На застрахованном автомобиле произошел пожар, огнем были уничтожены сиденья, внутренняя отделка автомобиля, электрическая проводка и приборы управления автомобилем. Причиной возникновения пожара послужило короткое замыкание. В связи с наступлением страхового случая Р. обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, в чем ему было отказано. Представитель ответчика иск не признал, поскольку случай не является страховым, к тому же Р. чинил препятствия в проведении экспертизы: не предоставлял транспортное средство экспертам, затем реализовал его, не называл покупателя. Представители страховой организации отказали в выплате страхового возмещения, поскольку был установлен факт нарушения изоляции проводов в ходе эксплуатации транспортного средства. Согласно заключению судебной пожарно-технической экспертизы возможными причинами возгорания могли быть неисправность электрической системы автомобиля и занесенный источник огня. Выводы экспертизы сделаны на основании материалов проверки по факту пожара и носят вероятностный характер. В материалах дела есть информация, согласно которой автомобиль плохо содержался, а также показания инспектора по пожарному надзору, полагавшего, что возгорание имело место в результате повреждения изоляции электрических проводов в ходе эксплуатации. Судом в иске отказано.

При рассмотрении споров, связанных с возмещением вреда, причиненного транспортному средству в результате его возгорания, необходимо принимать во внимание, что возгорание транспортного средства может быть обусловлено техническими недостатками транспортного средства, выявленными в период действия гарантийных сроков. В подобных ситуациях отсутствует страховой случай по добровольному страхованию наземных транспортных средств, но имеют место правоотношения в сфере защиты прав потребителей. В некоторых случаях при установлении факта продажи товара ненадлежащего качества — автомобиля — проводится комплексная судебная пожарно-автотехническая и автотовароведческая экспертиза, результаты которой позволяют разрешить возникший спор.

Пример 10 (26).

В исковом заявлении суду П. указал, что во время движения принадлежащего ему автомобиля произошло его самовозгорание, в результате чего автомобиль значительно поврежден. Просил взыскать со страховой организации, с которой заключен договор добровольного страхования наземных транспортных средств, сумму страхового возмещения. Впоследствии П., принимая во внимание, что самовозгорание автомобиля произошло в течение гарантийного срока ввиду выхода из строя двигателя, что свидетельствует о том, что ему продан товар ненадлежащего качества, изменил исковые требования. П. просил суд обязать СООО произвести безвозмездно гарантийный ремонт автомобиля, продлить гарантийный срок, взыскать компенсацию морального вреда и пеню. СООО, привлеченное в дело в качестве ответчика, обратилось в отдел специальных исследований ОО для исследования причины выхода из строя двигателя автомобиля П. При осмотре автомобиля специалистами ОО был произведен демонтаж и поэлементная разборка двигателя. Согласно заключению специалистов ОО каких-либо особенностей конструкции транспортного средства, которые могли привести к имевшему место воспламенению топливной смеси в каталитическом нейтрализаторе с последовавшим повреждением двигателя, с технической точки зрения не имеется, что свидетельствует об отсутствии влияния на данные процессы каких-либо дефектов производственного (заводского) характера. Вместе с тем определением суда по настоящему делу назначена комплексная судебная пожарно-автотехническая и автотовароведческая экспертиза, по результатам которой установлено, что наиболее вероятной с технической точки зрения причиной выхода из строя двигателя автомашины П. явилось нарушение в работе двигателя. Экспертами также установлено, что в действиях водителя П. каких-либо несоответствий требованиям руководства для владельцев автомобиля в части запуска двигателя с технической точки зрения не усматривается. В связи с изложенным на основании установленных фактов суд пришел к выводу, что П. был продан товар ненадлежащего качества (легковой автомобиль), недостатки товара выявлены в период действия гарантийного срока, в связи с чем иск П. подлежит удовлетворению.