Краткая история сирии

Сирия. Про страну.

Введение.
Прежде чем поехать куда либо, я всегда составляю свой собственный путеводитель по той стране, которую собираюсь посетить. Страну надо знать и иметь о ней реальное представление.
К настоящему времени у меня таких описаний-путеводителей скопилось около сотни стран.
Вот пример некоторого авторского предварительного описания страны Сирия. Конечно, большая часть материалов, это результат творческкой переработки различных источников интернета, адаптированных к собственному маршруту и программе осмотра страны.

Сирия. Общая информация.
Сири́йская Ара́бская Респу́блика (арб: аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя) - государство на Ближнем Востоке, на Восточном побережье Средиземного моря. Граничит с Турцией на севере, Ираком на востоке, Иорданией и Палестиной на юге. Западная оконечность страны граничит с Ливаном и омывается Средиземным морем.
Название Сирия происходит от древнегреческого названия колоний Ассирии, образованных от семитского слова «Сирион».
История сирийской цивилизации насчитывает более 6 тысяч лет. Число, совершенно не сопоставимое с историей любого Европейского государства. Археологами доказано, что Сирия явилась колыбелью большинства древних цивилизаций мира. Уже в 2400-2500 годах до н. э. огромная Семитская империя, часть которой была территория современной Сирии, с центром в Эбле простиралась от Красного моря до Закавказья. Язык Эблы считается древнейшим в семье семитских языков. В библиотеке Эблы, обнаруженной в 1975, найдены более 17 тысяч глиняных табличек, посвященных промышленности, сельскому хозяйству и искусству.
Список империй и государств, владевших территорией современной Сирии, велик. Она попадала под владычество египтян, ханаанитов, арамейцев, ассирийцев, вавилонян, персов, греков, армян, римлян, набатейцев, византийцев, арабов и крестоносцев. Дольше всех Сирия находилась под властью Османской империи.
Ислам закрепился в Сирии в 636, когда Дамаск стал столицей Арабского халифата. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. И Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира.
В середине XIII века Дамаск был провинциальным центром Империи мамлюков.
В 1400 Сирия подверглась нападению со стороны татаро-монголов. Тамерлан разгромил отряды мамлюков, разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд.
В 1517 Сирия на несколько столетий попала под владычество Османской империи.
После поражения в Первой мировой войне Османская империя распалась и в 1920 году было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске (протекторат Франции).
В 1936 году между Сирией и Францией был подписан договор, предусматривающий независимость Сирии, но в 1939 году Франция отказалась его ратифицировать.
27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куватли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи.
В 1958 году, на волне популярности панарабского движения Сирия и Египет объединились в одно государство - Объединённую арабскую республику с центром в Каире. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер. В 1961 году, в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот, Сирия вновь объявила независимость. После выхода Сирии из конфедерации страну возглавил либерал Назим Аль-Кудси (президент).
В марте1963 года в Сирии произошёл очередной военный переворот и к власти пришла партия Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, ар. «БААС» - «Возрождение»). Была принята новая конституция, в которой была закреплена ведущая роль ПАСВ. Страну возглавил Амин Хафез, начавший радикальные социалистические реформы. В феврале 1966 года случился очередной переворот (пятый за 4 года). Амин Хафез был свергнут и к власти пришло правительство, которое возглавил Хафез аль-Асад, правивший страной почти 30 лет. После кончины 10 июня 2000 Хафеза аль-Асада, президентом стал его сын Башар аль-Асад.

Географическое расположение:
Площадь Сирии составляет 185,2 тысяч км². Вдоль всей страны протянулась горная цепь Ансари́я, которая разделяет страну на влажную западную часть и засушливую восточную. На плодородной прибрежной равнине, простирающейся вдоль берега Средиземного моря от турецкой до ливанской границы, сосредоточено практически все сельское хозяйство страны. Большая часть сирийской территории, это засушливое плато, испещренное горными цепями, средняя высота которых 250 - 800 метров. К северу от гор расположена пустыня Хамад, к югу - Хомс. На востоке Сирию пересекает Евфрат, вдоль течения которого, развито сельское хозяйство. В 1973 в верхнем течении Ефрата была построена дамба, образовалось большое водохранилище, названное Озером Асада.
Политическая система: Как государственное образование, Сирия насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Республика, возглавляемая Президентом (генеральным секретарем партии Баас), избираемым общим голосованием каждые 7 лет (количество сроков пребывания у власти подряд не ограничено). Парламент, избираемый прямым голосованием каждые 4 года и кабинетом, возглавляемый премьер-министром. С 1963 года республика находится под управлением партии Баас. Почти 30 лет страной бессменно управлял один президент - Хафиз Асад. Власть в Сирии наследуется от отца к сыну и сейчас президентом государства является Башар Асад - сын прежнего. В Сирии портреты, статуи и скульптуры этих двух президентов, по отдельности и вместе, друг за другом, будут встречаться вам на каждом шагу, куда бы вы не зашли.

Образование.
Будучи напрямую, профессионально, связан с образованием, я всегда интересуюсь с вопросами организации этого процесса в тех странах, которые я посещаю. Образование - это уровень общей культуры и значит, предполагаемых контактов с населением этой страны.
В Сирии обязательное бесплатное образование в начальной школе, с 6 до 11 лет. Полный цикл школьного обучения составляет 12 лет и состоит из 6 лет обязательной начальной школы, трех лет общеобразовательной и ещё трех лет специальной подготовки, необходимой для поступления в университет. Уровень грамотности высокий и составляет 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин. Средняя продолжительность жизни - 70 лет.

Столица - Дамаск.
Это один из древнейших постоянно заселенных городов мира. Согласно справочнику Бедекера, Дамаск - самая древняя из существующих столиц мира.

Население Сирии.
Составляет около 20 млн. жителей (данные 2009 г.). Преимущественно арабы (более 80 % населения, в том числе ок. 400 тысяч палестинских беженцев). Крупнейшее национальное меньшинство - курды (10 % населения, большинство проживает в северной части страны, на границе с Турцией). 3 % населения Сирии - ассирийцы, в основном - христиане, также проживают на севере и на северо-востоке страны. Кроме того, в Сирии проживает до 400 тысяч черкесов (адыгов) и около 200 тысяч армян. На границе с Турцией (Алеппо, Латакия и в Дамаске), проживает около 900 тысяч турок. Большая часть населения проживает вдоль берегов плодородной долины Евфрата и на побережье Средиземного моря.

Государственный язык - арабский.

Климат.
Субтропический средиземноморский на побережье и сухой континентальный во внутренних районах. На протяжении всего года в Сирии преобладает теплая и сухая погода. Средние температуры января от +4 в восточных районах до +12оС на побережье, летом (июль) от +33 до +26оС соответственно, с дневными максимумами до +50оС. Короткие дожди бывают в период с ноября по март. Лето жаркое, но благодаря сухому климату жара переносится легко. В пустынных районах и на возвышенностях ночью довольно прохладно даже в летний период.

Религия.
Основная часть населения исповедует ислам, около 13% жителей являются христианами.
Сирия занимает важное место в истории христианства - согласно Библии, Павел принял христианскую веру в Антиохии, где им была основана первая христианская церковь (см. описание моих поисков этой церкви при визите в Дамаск).

Валюта.
Сирийский Фунт (SP), называемый в Сирии и других арабских странах "Лира". Деньги можно обменять в аэропорту, отелях и редких обменных пунктах (банках). Оплата товаров и услуг – в местной валюте. Курс: 1 евро = 68 лир, 1 доллар США = 45 лир

Виза Сирии.
Для въезда в страну гражданам России нужна виза, которую можно получить в посольстве страны в Москве. Проще и быстрее получить визу по прилету в аэропорту Дамаска или на сухопутных границах. Стоит это удовольствие $20 и действует виза 15 дней. Выездной сбор - 550 сирийских лир. Обычная туристическая виза дает право на пребывание в стране в течение 2 недель. Если вы намереваетесь остаться там дольше, вам нужно будет пройти процедуру продления пребывания в стране. При необходимости визу можно легко продлить.
Внимание. Вы не сможете получить визу, если у вас в паспорте есть любые отметки государства Израиль. Желательно не иметь при себе ничего, связанного с этим государством и не поминать это государство в своих рассказах. Часть Сирии оккупирована Израилем и эти две страны в настоящее время находятся в состоянии войны.

Транспорт.
Для передвижения по стране удобно использовать рейсовые автобусы, которые очень дешевы. Так как большая часть дорожных указателей на арабском, то надо иметь хорошую карту местности и чаще спрашивать. Следует учитывать, что доступ к некоторым редко посещаемым достопримечательностям затруднен, и к ним можно доехать только по грунтовой дороге. Предварительно уточняйте маршрут и его сложность.

Электричество: 220 В.

Связь: Код связи с Россией - 00+7. В стране действует мобильная связь, есть много недорогих интернет-кафе (1 долл/час).

Что купить на память.
Традиционные арабские кофейники, дамасские ножи и сабли, засахаренные фрукты, одежда и обувь… Лучше всего покупать сувениры и одежду на базарах в Дамаске и в Алеппо. Базары работают без выходных. Цены низкие. Большое обилие и разнообразие товаров.
Я, как всегда, покупал национальные головные уборы. Дешево и качественно.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Глава 1. Древняя история Сирии

История Древней Сирии так перенасыщена событиями, что более-менее основательно изложить ее потребуется не меньше пяти увесистых томов. Посему мне придется начать ее с сухого и скучного перечня грандиозных и интересных событий.

Важно отметить, что Сирия как страна в современных границах сформировалась лишь в 20-х гг. ХХ века. А до этого она находилась в составе более чем двух десятков государств, и современники включали в состав Сирии многие города и территории, ныне находящиеся вне ее. Характерный пример: для греков, римлян, византийцев и крестоносцев Антиохия была классическим сирийским, а не чьим-либо иным городом.

Первые следы пребывания человека на территории нынешней Сирии относятся к эпохе раннего палеолита. В неолитическую эпоху и последующие тысячелетия страна являлась своего рода мостом между Междуречьем, Малой Азией, Аравией и Египтом. Туда неоднократно переселялись соседние народы и племена.

О древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале III тысячелетия до н. э. Тогда население уже занималось земледелием и скотоводством, а политическая власть находилась в руках племенных вождей. Через побережье современного Ливана в Сирию проникало египетское культурное влияние.

«На основе раскопок в районе Телль-Мардиха, в 40 км к югу от Халеба, установлено, что около 2500 г. до н. э. там располагалась столица богатого и сильного государства Эбла.

При раскопках была обнаружена дворцовая библиотека, состоящая из 17 тыс. глиняных табличек, среди них - самый ранний из известных в мире двуязычный словарь. Выборный глава и сенат Эблы, состоявший из знати, правили Северной Сирией, Ливаном и частью территории Северной Месопотамии. Его главным противником было царство Мари в долине Евфрата. Эбла вела активную торговлю древесиной, тканями и металлическими изделиями с небольшими государствами-городами долины Евфрата и северной Персии, а также с Кипром и Египтом. Между Эблой, с одной стороны, и ассирийским городом Ашшур на севере Месопотамии и городом Хамази на севере Персии - с другой, были заключены договоры о дружбе. В XXIII веке до н. э. Эбла была завоевана Аккадом, ее столица была стерта с лица земли.

После 2300 до н. э. в Сирию несколькими волнами вторглись ханаанские племена. В стране сложились многочисленные мелкие государства, а на побережье утвердились финикийские города (Угарит и др.). В последующие века ее территория стала объектом завоеваний со стороны соседних государств. Около 1760 г. до н. э. Сирию завоевал вавилонский царь Хаммурапи, уничтоживший государство Мари. В XVIII–XVII вв. до н. э. страна находилась под властью гиксосов, затем северными районами завладели хетты, а в 1520 г. до н. э. установилось господство царства Митанни. С 1400 г. до н. э. во внутренние районы Сирии стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев. На юге с XVI века до н. э. существовал город Дамаск, ставший крупным торговым центром. Первоначально он находился под властью египетских фараонов.

Ожесточенная борьба за Сирию развернулась между египетским Новым царством и державой хеттов. После 1380 г. до н. э. власть над Сирией принадлежала хеттам. Фараон Рамзес II пытался отвоевать ее, но не сумел добиться успеха в решающей битве при Кадеше (в окрестностях современного Хомса) в 1285 г. до н. э. Но после распада державы хеттов (около 1200 г. до н. э.) Сирия вновь распалась на ряд мелких государств, возглавлявшихся местными династиями.

В конце XI века до н. э. Дамаск и другие районы Южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже во второй половине Х века до н. э. Дамаск вновь обрел независимость и стал самостоятельным арамейским царством. В IX–X веках до н. э. Сирия была завоевана ассирийцами, в 605 г. до н. э. - вавилонянами, в 539 г. до н. э. - персами».

12 ноября 333 г. до н. э. у города Исс состоялась решающая битва между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария. Персы были наголову разбиты и бежали.

Стремительно наступавшая македонская конница без особого труда овладела Дамаском. Там был захвачен обоз с сокровищами Дария, который он всегда возил с собой.

Вместо того чтобы преследовать Дария, ушедшего в глубь Персии, Александр овладел всем средиземноморским побережьем вплоть до Газы, а затем двинулся в Египет.

13 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский умер в Вавилоне. Его полководцы начали делить огромную империю Александра. В 301 г. до н. э., после битвы при Ипсе, они разделили империю на несколько самостоятельных частей. Так, например, Кассандру достался трон Македонии, Лисимаху - Фракия и большая часть Малой Азии, Птолемею - Египет, Селевку достались обширные земли от Сирии до Инда.

Новые государства организовывались по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Появилась так называемая эллинистическая культура, представлявшая синтез греческих и восточных элементов.

Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, а сельское население, продолжавшее жить по-старому, медленно, через несколько поколений меняло свои обычаи.

Религия эллинистических государств - множество культов греческих и восточных богов, зачастую искусственно переплетенных друг с другом.

Замечу, что сами термины «эллинизм» и «эллинистические государства» были введены германским историком Иоганном Густавом Дройзеном, автором труда «История эллинизма», вышедшего в 1840 г. Термин прижился, и поэтому государства - наследники империи Александра стали называться эллинистическими.

Первоначально государство Селевкидов занимало огромную территорию и включало в себя регионы с древними цивилизациями - Вавилонию, Ассирию, Финикию, Пергам, и в то же время земли племен, находившихся на стадии родоплеменных отношений. Такой конгломерат народов и племен постепенно стал разрушаться. Сирия, как наиболее развитая в экономическом отношении территория и важная в геостратегическом отношении, играла важную роль в государстве. Недаром в титуле царей Селевкидов первым значился «царь Сирии».

Меняла свое место и столица государства. Первоначально это был Вавилон. В конце IV века до н. э. Селевк I основал в Месопотамии город Селевкию на Тигре и перенес туда свою резиденцию. Около 300 г. до н. э. в Сирии, в 20 км от побережья, была основана новая столица - Антиохия на реке Оронт. Еще раз повторяю: Антиохия во все века считалась сирийским городом. Но в 20-х гг. ХХ века вошла в состав Турецкой республики и находится там по сию пору под названием Антакья.

В эллинистические времена Антиохия делилась на 4 квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, а вместе они были обнесены еще более высокой и укрепленной стеной. Находясь на перекрестке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Во главе государства Селевкидов, как и других эллинистических государств, стоял царь. Власть царя была абсолютной. А сама его личность воспринималась как существо неземного порядка, почти бог. В документе, датированном 180 годом до н. э., в качестве главных божеств названы Зевс, Аполлон и… Селевк Никатор.

К началу II века до н. э. Сирия составляла большую часть территорию державы Селевкидов. После смерти последнего селевкидского царя Антиоха XIII римский полководец Гней Помпей осенью 64 г. до н. э. захватил Сирию и сделал ее римской провинцией.

Административным центром римской провинции Сирия стал город Антиохия. Первоначально в провинции дислоцировались три римских легиона, защищавших границы империи.

В I веке н. э. провинция Сирия занимала площадь 20 тыс. кв. км и имела население до 10 млн человек.

Римские императоры Марк Антоний и Тиберий застроили Антиохию улицами с рокошными домами из мрамора, театрами и стадионами.

Любопытно, что эпизодически Антиохия становилась столицей Римской империи. Так, с июля 362 г. по март 363 г. в Антиохии правил римский император Юлиан Отступник. В 371–378 гг. в Антиохии находился двор императора Валента (364–378), последнего римского императора - сторонника ариан.

Согласно преданию, первая христианская община в Сирии была основана около 37 года апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии.

Епископом этой Церкви был «муж апостольский святой Игнатий Богоносец» (умер во II веке н. э.). Пресвитер Лукиан (умер в 312 г.) основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие.

Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и защитники православия: святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (умер около 780 г.), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; преподобный Иларион Великий (умер около 371 г.), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков, и многие другие.

На I Вселенском соборе, проходившем в Никее в 325 г., была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохии находились Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр и Месопотамия.

После III Вселенского собора, проводившегося в Эфесе в 431 г., от нее откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство.

На IV Вселенском соборе, прошедшем в Халкидоне в 451 г., Антиохия получила статус патриархата, причем Антиохийский патриарх получил преимущество чести после патриархов Рима и Константинополя. По решению этого же собора 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви.

Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофизитству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова «мельк» - император, то есть сторонников византийского императора), принявшие монофизитство - яковитов. Православные преобладали в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии.

Свой отпечаток на развитие монофизитской смуты наложили противоречия, существовавшие между греками и семитским населением Антиохийского патриархата. Контроль над патриаршей кафедрой переходил попеременно от мелькитов к яковитам, а с 550 г. Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церковь (при этом яковиты по-прежнему называют себя православными).

В период с 702 по 742 г. Антиохийский патриарший престол оказался вакантным, этим воспользовались монахи, чтившие отшельника Марона своим покровителем, и образовали свой собственный маронитский патриархат Антиохии.

Антиохия и ряд других городов Сирии серьезно пострадали в ходе землетрясений, происшедших там в 526 и 528 гг. Первое, по свидетельству современников, видимо, сильно преувеличенному, привело к гибели 250 тыс. человек. В ходе стихийных бедствий Антиохия была разрушена целиком, пострадали также Дафна, Лаодикия, Селевкия, Пиерия. Так же был разрушен Бейрут в результате землетрясений 50-х гг. VI века.

Огромный ущерб Антиохии наносили и непрерывные войны с Персией. Так, в 528 г. возобновились пограничные столкновения в Месопотамии, в 530 г. византийский полководец Велисарий отразил персидское наступление на Дару. На следующий год персы при поддержке своих арабских союзников обошли с юга византийские укрепления Месопотамии и вторглись в слабозащищенные местности Сирии на правобережье Евфрата. Осенью 532 г. между обоими государствами был заключен мир, оказавшийся, впрочем, недолгим, поскольку Персия была весьма обеспокоена военной экспансией Византии при Юстиниане.

Весной 540 г., когда лучшие войска империи были сосредоточены на западе, персидский шах Хосров I, опрокинув слабые византийские заслоны, вторгся в Сирию. Не пытаясь закрепиться на захваченных территориях, персы стремились нанести максимальный урон византийским землям. Иераполь, Вероя, Апамея, Эмеса были захвачены и обложены тяжелой контрибуцией. Антиохийцы оказали персам серьезное сопротивление. Тем не менее город был взят, методично разграблен и разрушен, множество жителей уведено в плен. Катастрофа 540 г. значительно пошатнула престиж византийской власти на Ближнем Востоке. Правительство Юстиниана предпринимало значительные усилия по восстановлению Антиохии, однако город не достиг и малой доли прежнего величия.

Тут волей-неволей придется вновь вернуться к истории различных течений в христианстве в Сирии и на Ближнем Востоке, начиная с IV века.

Монофизитство (евтихианство, произошло от греческого слова????? - «только один, единственный» + ????? - «природа, естество») - еретическая христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной-единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378–454).

На соборе 449 года в Эфесе (2-й Вселенский собор) Евтихий изложил свое исповедание, и поскольку в нем не было обнаружено никакой докетической ереси, константинопольский игумен был оправдан.

Церковь будоражило, царил «теологический хаос».

На Халкидонском соборе (Халкидон - предместье Константинополя), созванном императором Маркианом в 451 г., Евтихий был осужден.

«Чтобы успокоить империю, несколько императоров кряду издавали противоречащие друг другу документы, то отменяющие результаты Халкидонского собора, то их восстанавливающие. Наиболее значимым среди этих документов стал энотикон Зенона (482) - вероисповедальное послание императора, призванное примирить враждующие партии через возврат веры Церкви к временам трех Вселенских соборов. То есть предлагался отказ как от Второго Эфесского, так и Халкидонского соборов, равно претендующих на статус Четвёртого Вселенского. Соответственно главными еретиками объявлялись: с одной стороны, Несторий, с другой стороны - Евтихий. Это был компромисс, и миафизиты ради общецерковного отвержения Халкидонского собора подписывались под энотиконом, чем приносили Евтихия в жертву, признавая его еретиком-докетом, в чём он и обвинялся диофизитами. Невзирая на приведший к т. н. “Акакианской схизме” демарш Римской церкви, на основе энотикона было достигнуто единство восточных патриархатов. В самом конце V века, ради единства с церковью Византии, к энотикону присоединились и находящиеся вне империи церкви Армении, Грузии и Кавказской Албании. Так имя константинопольского игумена Евтихия попало в списки анафематствованных ересиархов и в этих церквях. В 519 году, ради устранения раскола между Константинополем и Римом, новый император Юстин I отверг энотикон Зенона и провозгласил Халкидонский собор святым и Вселенским.

Когда Армения немного пришла в себя после персидского разгрома, ей пришлось как-то ориентироваться в теологическом хаосе. Армяне поступили просто: они выбрали ту веру, которой придерживалась Византия, а Византия в те годы придерживалась энотикона Зенона, то есть фактически монфизитства. Через 40 лет Византия откажется от энотикона, а в Армении эта философия укоренится на века. Те армяне, что окажутся под контролем Византии, останутся православными - то есть, “халкидонитами”.

В 491 году собрался собор церквей Закавказья (Вагаршапарский собор), который отверг постановления Халкидонского собора, как слишком похожие на несторианство.

В 505 году собрался Первый Двинский собор Закавказья. Собор еще раз осудил несторианство и принял документ “Послание о вере”, который не сохранился до наших дней. В этом документе церкви Армении, Грузии и Албании осудили несторианство и крайнее монофизитство, признав основой веры умеренное монофизитство».

В итоге сейчас в большей или меньшей мере монофизитской является Армянская церковь, приверженцы которой и сейчас есть в Сирии, копты в Египте и какое-то число яковитов в Сирии.

В конце VII века, в связи с арабским завоеванием, марониты потеряли связь с Константинополем и поэтому в 687 г. избрали собственного патриарха - Иоанна Марона. Ему приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими ее мелькитами и яковитами. В 694 г. войска Византии разорили монастырь св. Марона, убив при этом множество маронитских монахов.

В начале VIII века из-за непрекращавшихся преследований маронитские монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока. Дальнейшая миграция маронитов привела к их появлению на Кипре (XII век), Мальте и Родосе (XIV век).

В XII веке, когда крестоносцами было основано Антиохийское княжество, марониты вошли в контакт с латинской Церковью. В 1182 г. марониты формально подтвердили свое единство с Римом, однако большинство маронитов считают, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. Существует мнение, что до контактов с крестоносцами марониты были монофелитами, последователями учения, основанного на сочинениях монофизитского патриарха Александрии Евтихия, однако оно опровергается самими маронитами. В любом случае не вызывает сомнений, что с 1182 г. марониты исповедуют ортодоксальную христологию.

Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199–1230) стал первым маронитским патриархом, посетившим Рим, где в 1215 г. он участвовал в работе 4-го Латеранского собора. Этот визит положил начало тесным связям с Римом и тенденции к латинизации Церкви.

В XVI веке родину маронитов завоевали турки, и начался длительный период владычества Османской империи. В конце XVI века маронитские патриархи созвали ряд синодов, на которых ввели в церковную жизнь постановления Тридентского собора и отчасти латинизировали литургию. В 1584 г. в Риме была основана Маронитская коллегия, в которой получили образование многие выдающиеся представители Маронитской церкви и которая способствовала более глубокому пониманию наследия маронитов на Западе. В 1606 г. в Маронитской церкви был введен григорианский календарь.

В 1736 г. на горе Ливан был созван главный собор этой Церкви, проведший важные реформы. Легатом папы римского был известный востоковед Иосиф Ассемани. На соборе приняли свод канонов Маронитской церкви, согласно которым Церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. С начала XIX века западные государства, особенно Франция, стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. Резня маронитов, которую учинили в 1860 г. друзы в союзе с турецкими властями, вызвала вооруженное вторжение французов.

Начиная с 1790 г. резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки, в 25 милях от Бейрута.

В состав церкви входят восемь архиепархий - Антелиаса, Бейрута, Триполи и Тира (все в Ливане), Кипрская архиепархия, Алеппо, Дамаска (обе в Сирии), Хайфы (Израиль); 17 епархий и два патриарших экзархата. Церковь насчитывает 1033 прихода, 1359 священников и 41 епископа. Маронитская церковь - самая многочисленная в Ливане, в неё входит 37 % христиан и 17 % населения Ливана. К 2015 г. в Сирии насчитывалось до 50 тысяч маронитов.

Несколько слов стоит сказать и о культуре Сирии в IV–VI веках, когда она входила в состав Византии. Так, в Сирии и Палестине греческий язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и литературы. Латынь долгое время употреблялась в административной сфере. Богослужение велось на греческом и на сирийском. Сирийский был языком бытового общения для большинства населения.

«В Месопотамии существовала обширная литература на сирийском языке. Еще до византийского времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление арабской письменности.

Для этого региона, особенно в IV–V веках, было характерно сосуществование христианства и античной языческой культуры, особенно сильной в больших эллинизированных городах. Театральные представления были широко популярны даже среди христиан, как свидетельствуют обличительные сочинения церковных авторов. В Антиохии в IV–VI веках проводились местные Олимпийские игры, постепенно, впрочем, приходившие в упадок в общем контексте ослабления сословия куриалов, все менее способных нести бремя расходов на муниципальные нужды. В сирийских городах жили философы-неоплатоники, софисты и риторы, самым знаменитым из них был Ливаний (Либаний) (314–393) - антиохийский оратор, преподаватель и государственный деятель, поклонник языческого прошлого, учитель императора Юлиана и святого Иоанна Златоуста. Уроженцем Антиохии был последний античный латинский историк Аммиан Марцеллин».

Однако христианство начало доминировать в сирийской культуре.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

ГЛАВА 1 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 1. Древняя история Северной Евразии

Из книги Славянское завоевание мира автора

Глава 5 Древняя Русь, всемирная история и всемирная география глазами средневековых скандинавских географических

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора

Глава I. Насколько достоверна древняя и средневековая история Китая? Для того, чтобы мои дальнейшие выводы не были еще более неожиданны для читателя, чем «Татарское иго», я должен показать фантастичность средневековой истории Китая раньше, чем в дальнейшем обработаю

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

I. Древняя история степей: скифы и гунны Античный мир степной цивилизации Первый евроазиатский путь, с которым мы сталкиваемся, является путем северных степей. Этим путем, начиная с эпохи палеолита, ориньякская культура распространяется в Сибири. "Ориньякская Венера"

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

1. Вступление. Древняя история и эпоха Талмуда Древнейший (библейский) период своей истории еврейский народ пережил среди народов Востока, в соседстве с Египтом, Сирией, Ассирией, Вавилонией и Персией. Вавилония и Персия одна за другой утверждали свое владычество в

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Древняя история якутов На северо-востоке Сибири ко времени прихода туда русских казаков и промышленников самым многочисленным народом, занимавшим видное место среди других народов по уровню развития культуры, были якуты (саха). К 30-м гг. ХVII в. основные племена их

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава VIII Древняя ли это история или просто современная литература гебров - парсов, выработанная под влиянием апокалипсиса? Если судить по суеверным обычаям и до сих пор существующим у немногочисленных и почти уже оевропеившихся гебров (или парсов) Индии, то момент смерти

Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

Древняя История ***>Увы, но после прочтения таких вот «перлов» из описания жизни древних славян: «Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов;, а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Глава 1 ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Когда в 539 г. до н. э. Кир вошел в Вавилон, мир был древним. И что еще более важно, мир знал о своей древности. Его ученые составили длинные династические списки, и простое сложение, казалось, доказывало, что цари, памятники которым еще можно было

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВВЕДЕНИЕ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ! Ведя свой род из крепостного крестьянства, спешу принести Освободителю дань сердечной, глубокой благодарности. Русское государство, в образе происхождения и в ходе событий, представляет совершенное различие

Из книги Возрождённая Русь автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Древняя история казачества Славьтесь, славьтесь, казаки, Удальцы природны, Славьтесь, храбрые донцы, Вы на все пригодны. Не страшат вас пуля, меч, Не страшат ядро, картечь, Горы и долины, Топи и стремнины. Казачья песня Действительно, ничто не страшно казаку, только страшны

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 1 Древнейшая и древняя история человечества

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи Murad ADZHITHE KIPCHAKS An Ancient Historyof the Turkic People and the Great SteppeThe Steppe is our Homelandand the Altai is our cradleIntroductionMany people, in fact billions of them around the Earth, speak Turkic languages today, and have done so since the beginnings of history, from snow-swept Yakutia in Northeast Asia to temperate Central Europe, from chilly Siberia to torrid India, and even in a

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Традиционная древняя и средневековая история неверна Она не отражает действительного положения в относительно давнем прошлом, отстоящем от нас на 5–7 столетий, не говоря уже о еще более ранних временах. Неверна в первую очередь номенклатура исторических эпох, событий,

История Сирии (араб. سوريا / Сурия, англ. Syria) насчитывает более пяти тысячелетий - это связующее звено для трех континентов, колыбель одной из самых старых цивилизаций. Эта страна не перестает интересовать археологов, учёных, туристов. Самые первые следы человека на территории нынешней САР (Cирийской Арабской Республики), обнаруженные в районе Латакии и реки Оронт, исчисляются возрастом около миллиона лет. В долине Евфрата, находится значительная часть тех мест, где человек перешел от кочевого образа жизни к земледелию. Выгодное географическое положение Сирии на стыке трех континентов - Европы, Азии и Африки - способствовало во все времена развитию торговли и процветанию городов.

В VI в. до н.э. вся территория Сирии входит в состав древнеперсидского царства Ахеменидов, а после его разгрома в 333 г. до н.э. греко-македонской армией вошла в империю Александра Македонского. Охватив не только Сирию, но и ряд других стран Передней Азии, Северной Африки и даже Европы, арабское завоевание привело к возникновению Арабского Халифата. , попавший в 635 г. в руки арабских завоевателей, стал столицей первой из арабских династий - Омеядов, а Сирия - их коронной провинцией.

В начале XV в. Сирия подверглась короткому (меньше года), но крайне опустошительному нашествию Тамерлана. В 1516 г. после сражения в местечке Мардж Дабик, Сирия стала провинцией Османской империи. Турецкое владычество, продолжавшееся четыре столетия, оставило тяжелый след в истории Сирии, способствовало упадку ее хозяйства и культуры, обнищанию населения. В сентябре 1918 г. на юге Сирии началось антитурецкое восстание, и к концу 1918 г. османы были изгнаны из Сирии. В Д амаск, столицу Сирии, вошли войска под командованием эмира Фейсала ибн аль-Хусейни, который в 1920 г. был провозглашен королем Сирии, но в этом же году был вынужден покинуть страну. Сирия и Ливан были переданы под мандат Франции, которая установила колониальный режим. После сирийского национального восстания 1925-27 гг. Франция изменила явно колониальные методы управления.

С января 1944 г. действие мандата официально прекратилось, и страна формально была провозглашена независимой. Сирия стала членом ООН, а в марте 1945 г. выступила одним из инициаторов создания Лиги арабских государств. День эвакуации иностранных войск из Сирии 17 апреля 1946 г. ежегодно отмечается в стране как национальный праздник.

с овременный флаг Сирии (العلم السوريا) впервые появился в 1958 и использовался три года, в период Объединённой Арабской республики (две звезды обозначали Сирию и Египет). Повторно он стал национальным символом 30 мая 1980 года.

Зелёный - цвет ислама; красный - кровь мучеников; чёрный - тёмное колониальное прошлое; белый - цвет мира.

География

Сирия - государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере, непосредственно примыкая к восточному побережью Средиземного моря, с береговой линией 173 км. Общая протяженность границ 2414 км. Площадь государства - 185,180 км (86 место в мире). Территория государства весьма неоднородна. Северо-западные, пограничные с Турцией территории занимают отроги гор Тавра . Прибрежная зона является рифтовой, с протянувшейся параллельно побережью впадиной Аль-Габб, по которой протекает вторая по величине река Сирии Аль-Аси (Оронт). Со стороны побережья впадину обрамляет горная цепь Джабаль-ан-Нисаирия, разделяя страну на влажную западную часть и засушливую восточную. Плодородная прибрежная равнина расположена на северо-западе Сирии и простирается на 130 км с севера на юг вдоль берега Средиземного моря от турецкой до ливанской границы. Здесь сосредоточено практически все сельское хозяйство страны. Самая высокая точка Сирии - Джабаль Аль-Шейх , упоминавшаяся в Библии как гора Хермон. К югу от гор расположена Сирийская пустыня Бадийят Ашшам, вместе с оазисом Пальмира в северной части этого аридного края.

Население

Население 19 405 000 человек обеспечивает Сирии 55-место в мире (на начало 2008 г.). Средний темп прироста населения страны 2,5 %, что в 6 раз выше, чем в странах ЕС. В большинстве своем сирийское население состоит из арабов (87,8% всего населения). Около 400 тыс. человек составляют палестинские арабы - беженцы 1947 и 1967 гг. Из национальных меньшинств наиболее многочисленные курды (10% населения) и армяне (более 200 тыс.). Кроме того, в Сирии живут айсоры (ассирийцы), туркмены, черкесы, евреи. Основная масса населения сосредоточена на побережье, вдоль берегов Евфрата, горных склонах, в межгорных котловинах и в западной части восточного плоскогорья. Наибольшая плотность размещения населения характерна для областей Дамаска и Латакии.

Язык

Современный арабский литературный - государственный язык в Сирии и ещё в 21 государстве с совокупным населением около 330 млн. человек. Арабский язык является одним из шести рабочих языков ООН. Во всех арабских странах, наряду с официальным - классическим языком (фусха - الفصحى ), используемым в СМИ и государственных структурах, в обычной жизни все говорят на местном наречии.

Религия

В представлении большинства россиян Сирия – это далекая мусульманская страна, ничем не отличающаяся от других государств арабского мира. Но это далеко не так. В стране практически отсутствуют конфликты на религиозной почве. Подавляющее большинство населения не приемлет религиозной нетерпимости. Здесь любой гражданин - прежде всего сириец, а уже потом – мусульманин или христианин. Когда-то Сирия была вообще христианской страной, а сегодня большинство ее жителей исповедует ислам , однако Конституция гарантирует всем гражданам равные права, а всем религиям – одинаковую защищенность. 89% верующего населения исповедуют ислам (в том числе 79% - сунниты, 8% - алавиты, 2% - друзы, принадлежащие к сектам шиитского толка), остальные - христиане.

Связь

В последние годы резко возросло количество мобильных телефонов , сеть стандарта GSM развита повсеместно. В Сирии два оператора сотовой связи - MTN (жёлтые вывески) и Syriatel (красные вывески). Для более чем недельного пребывания в Сирии, рекомендуется приобрести сим-карту местного оператора. Приобрести её можно в любом салоне сотовой связи. Для этого необходима копия вашего паспорта, анкета, где указываются имена ваших родителей и, не удивляйтесь, отпечаток большого пальца руки. Все входящие звонки бесплатно. Связь с Россией осуществляется по коду 007-код города или моб. оператора - номер телефона (или +7), связь внутри страны через 0, аналогично нашей 8. Интернет. Интернет распространен в Сирии практически повсеместно. Интернет-кафе, компьютерные клубы предлагают воспользоваться интернетом (иногда не очень быстрым), услугами по сканированию и печати документов. Есть сайты, которые закрыты для доступа, например Youtube, Facebook. Цены разняться от 60 лир в обычных кафе до 650 лир в дорогих отелях за час работы.

Время

В Сирии время отстает от московского на один час. Вся страна находится в одном часовом поясе. Сирия, как и Россия, переходит на летнее время.

Сирийская Арабская Республика .

Название страны происходит от наименования древнего государства - Ассирия.

Площадь Сирии . 185200 км2.

Население Сирии . 16 700 тыс. чел.

Расположение Сирии . Сирия - государство в Западной , растянувшееся от до . На севере граничит с , на востоке - с Ираком, на юге - с , на западе - с и .

Административное деление Сирии . 13 мухафаз (губернаторств) и приравненный к ним муниципалитет Дамаск.

Форма правления Сирии . Республика.

Глава государства Сирия . Президент, избираемый сроком на 7 лет.

Высший законодательный орган Сирии . Народный совет (однопалатный парламент), срок полномочий которого 4 года.

Высший исполнительный орган Сирии . Правительство.

Крупные города Сирии . Халеб, Хомс, Латакия, Хама.

Государственный язык Сирии . Арабский.

Религия Сирии . 90% - мусульмане, 10% - христиане.

Этнический состав Сирии . 90% - арабы, 10% - , армяне.

Валюта Сирии . Сирийский фунт =100 пиастрам.

Полезная информация для туристов

Завтрак подают рано, часто в 6 утра. Он представляет собой легкую трапезу из оливок, сыра, йогурта и турецкого кофе. Самым важным является обед, время которого назначено на 14.00, после него отдыхают. Начинается он с закусок, которые называют mezze, затем наступает черед гуляша из курицы или баранины, салатов, овощей, хлеба, а завершают пирожками и фруктами. Поздним вечером приступают к ужину, обычно легкому, если это не праздник или не Рамадан. После каждой трапезы пьют очень крепкий и сладкий турецкий кофе и чай. Гостеприимные сирийцы зачастую не дают гостю встать из-за стола, пока все на столе не будет съедено. Даже есть арабская поговорка, согласно которой количество еды, поглощенной гостем, отражает силу его привязанности к хозяину.

Чаевые принято давать только в дорогих отелях и ресторанах, обычно 5-10% от стоимости обслуживания.

Вошла в состав Македонского царства .

История Сирии
Телль Хазна l
Угарит
Мари
Эбла
Эмар
Катна
Шубат-Энлиль
Ямхад
Митанни
Хеттское царство
Сиро-хеттские царства
Арамейский Дамаск
Новоассирийское царство
Нововавилонское царство
Держава Ахеменидов
Государство Селевкидов
Апамея
Пальмира
Римская Сирия
Пальмирское царство
Византийская Империя (Сирия Прима , Сирия Секунда , Феодориада
Арабское завоевание
Омейядский халифат
Антиохийское княжество
Эдесское графство
Мамлюкский султанат
Сельджукская империя
Османская Империя (Эялет Дамаск , Эялет Алеппо , Вилайет Сирия , Вилейет Алеппо, Вилайет Бейрут)
Арабское восстание
Арабское королевство Сирия
Французский мандат в Сирии и Ливане
Сирийская революция
Арабо-израильский конфликт
Объединённая Арабская Республика
Сирийская Арабская Республика
Исламистское восстание в Сирии
Гражданская война в Сирии
Портал «Сирия»

В пещере Дедерьех (Dederiyeh Cave), находящейся в долине реки Африн , найдены останки нескольких неандертальцев .

Около 10 тыс. лет до н. э. Сирия стала одним из центров докерамического неолита A , где впервые в мире появились скотоводство и земледелие. Для последующего докерамического неолита B характерны прямоугольные дома Мурейбетской культуры. В эпоху докерамического неолита местные жители использовали сосуды из камня, гипса и обожжённой извести. Находки обсидиана , происходящего из Анатолии , свидетельствуют о древних торговых отношениях.

11000 лет назад община в Тель Карасса стала родоначальником сельского хозяйства. Открытия, сделанные в Tell Qarassa North, являются старейшими свидетельствами одомашнивания трёх видов зерновых: один вид ячменя и два вида пшеницы (полба и спельта) .

Поселение Телль Халула IX-VIII тыс. до н. э. на севере Сирии имело площадь 8 га. Исследование ДНК жителей Телль Халула и Телль Рамад на юге Сирии показало, первые европейские поселения основали жители Ближнего Востока .

Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы сделаны на ранненеолитическом поселении Джа"де эль-Мугара в северной Сирии и относятся к VIII тысячелетию до н. э. (калиброванные же радиоуглеродные даты составляют 10 650 - 10 250 лет назад). Молекулярно-генетический анализ данных находок позволяет сделать вывод, что всё поголовье нынешних коров произошло от 80 туров , приручённых в поселениях Джа"де эль-Мугара и Чайоню-Тепеси в юго-восточной Турции .

В 5 тыс. до н. э. на севере современной Сирии существовала халафская культура , которая враждовала с убайдской культурой и была ею поглощена.

В Северной Месопотамии начало городской жизни можно увидеть в Нагаре (ныне Тель-Брак в северной части Сирии). К 3800 году до н. э. город имел большие здания, обширные мастерские и предполагаемое население 20 тыс. человек, не считая его пригороды. Первым значительным поселение на юге Месопотамии был Эриду около 3700 г. до н.

В эпоху позднего неолита и раннего бронзового века важную роль играли города Хамукар и Эмар .

Арам

Одной из ярких эпох его ранней истории были X-VIII века до н. э., когда после завоевательных походов царей Ризона I и Таб-Риммона город Дамаск стал центром могущественного арамейского царства, сделавшегося вскоре гегемоном всей Сирии. Это главенствующее положение сохранялось и при их потомках. В начале IX в. до н. э. сын Таб-Риммона, Бен-Хадад I , воевал с царством Израиль и отторг у израильтян часть северной Галилеи. Но спустя несколько десятилетий гегемонии Дамаска стали угрожать стремительно усиливавшиеся ассирийцы. Впервые они собрали дань с правителей Сирии в 859 до н. э. Чтобы успешней противостоять врагу, местные владетели решили объединить свои силы. Сыну Бен-Хадада I, Бен-Хададу II , удалось создать мощный антиассирийский союз, в который вместе с ним вошли царихаматский , израильский , арвадский , аммонский и некоторые другие. В 853 до н. э. под стенами города Каркара, на берегу реки Оронт, произошла ожесточенная битва . Она была очень кровопролитной, но закончилась безрезультатно. Некоторое время спустя ассирийский царь Салманасар III опять вторгся в Сирию, осадил Дамаск , но взять его не смог.

Однако опасная для ассирийцев коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. Вскоре между израильским царем Ахавом и Бен-Хададом II (библ. Венадад ) началась война. В сражении при Римот-Гилеаде в 850 до н. э. израильтяне были разбиты, а Ахав был убит (4Цар. ). Затем в 843 до н. э. умер и сам Бен-Хадад II - один из его приближенных, некто Азаил , воспользовавшись тем, что царь был болен, придушил его одеялом и сам захватил власть. В 834 до н. э. 120-тысячное ассирийское войско во второй раз подступило к Дамаску. Царь Ассирии Салманасар III обнаружил, что сирийцы заняли позиции на горе Сенире, одной из горных вершин Ливана, и окопались там. Ассирийцы сумели разбить сирийское войско, а сам Азаил вынужден был бежать в Дамаск. Ассирийцы окружили город и вырубили рощи в его окрестностях. Салманасар III смог захватить большую добычу, но взять город не удалось и на этот раз.

Античный период

Французский мандат

Конституция 1969 года определила Сирию как демократическую, народную, социалистическую республику с плановой экономикой, с ограниченной рамками закона частной собственностью. 16 ноября 1970 года в результате военного переворота был свергнут президент Салах Джадид , и президентом республики в 1971 году стал Хафез аль-Асад , чьё правление фактически являлось диктатурой. Явный советский уклон сирийского руководства был уравновешен реверансами в сторону ислама. Арабо-израильские войны в и 1973 годах способствовали увеличению роли Сирии в общем противостоянии.

В годы правления Хафеза Асада Сирия стремилась ограничить влияние Израиля в регионе. Под контроль Израиля перешли сирийские Голанские высоты , однако своеобразной «компенсацией» за эту потерю стал почти полный политический контроль Сирии над Ливаном , установленный во время гражданской войны в этой стране.

В -1982 годах в Сирии произошла серия вооружённых выступлений