Кредитно-балльный учет в рамках системы непрерывного медицинского образования. Общая информация для специалистов здравоохранения Образовательный сертификат для врачей как получить

Сертификационный экзамен на получение сертификата специалиста проводится с целью определения готовности к самостоятельной профессиональной деятельности граждан с высшим медицинским образованием, со средним медицинским образованием.

Сертификационный экзамен проводится на основании Закона Российской Федерации об охране здоровья граждан ст.54 "Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью".

Сертификационная комиссия в своей работе руководствуется законадательными актами Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативно-правовыми документами в сферах здравоохранения и образования.

Сертификационный экзамен на получение сертификата специалиста включает в себя три этапа:

  1. Тестовый контроль с целью определения уровня и качества знаний, включающий все разделы специальности.
  2. Оценка практических умений и навыков специалиста проводиться по результатам обучения и представления с места работы с оценкой достигнутых качественных и количественных показателей в практической работе.
  3. Заключительное собеседование проводится с целью оценки профессионального мышления специалиста, его умения решать профессиональные задачи, анализировать имеющуюся информацию и принимать по ней соответствующие решения.
Перечень документов, представляемых медицинскими работниками для проведения сертификационного экзамена и формирования личного дела.

«Медицина – это не сфера
обслуживания в виде медицинских
услуг, а искусство
врачевания»

В.В. Путин

Президент Российской Федерации


«Внедрение системы непрерывного
медицинского образования является
настоятельным требованием времени и должно
проводиться максимально комфортно»

Д.А. Медведев

Председатель Правительства Российской Федерации


«Качество медицинской помощи
напрямую зависит от
квалификации медицинских
работников»

В.И. Скворцова

Министр здравоохранения Российской Федерации


«Аккредитация – принципиально
новая система, а не смена
названия»

Т.В. Семенова

Заместитель Министра здравоохранения
Россиийской Федерации

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:

  • в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой аккредитации специалистов;
  • в соответствии с после 1 января 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации;
  • в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 года №334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» , первый этап периодической аккредитации предусматривает оценку отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

Однако в условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926 , непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через :

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ("формальное образование" );
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций ("неформальное образование" );
  • индивидуальную познавательную деятельность ("самообразование" ).

С 2016 года инструментом управления образовательной активностью и учета её результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России сайт (далее – Портал), который содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования (Схема 1.).


Схема 1. Компоненты непрерывного образования и соответствующие им образовательные элементы Портала сайт

Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.

На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием;
  • специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минимальные требования к обучению зависят от предстоящей Вам процедуры допуска к профессиональной деятельности.

Сертификационный экзамен

Если Ваш допуск к профессиональной деятельности заканчивается до 1 января 2021 года, т.е. предыдущий сертификат специалиста был получен до 1 января 2016 года

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 августа 2016 года N 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» из средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или несколькими образовательными технологиями: стажировки, симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также в сетевой форме.

Вы можете выбрать программу повышения квалификации для обучения за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС исключительно с использованием настоящего Портала.

Формируемая на Портале заявка на обучение по соответствующей программе после согласования с работодателем является основанием для направления Вас на ее освоение за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС (Схема 3.)


Схема 3. Алгоритм обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС

Фото с сайта mpgu.edu

Глава Минздрава Вероника Скворцова объяснила Владимиру Путину, что такое образовательный сертификат для врачей. Разговор произошел во время совещания с членами правительства под руководством президента РФ.

Глава государства напомнил, что в его послании к Федеральному Собранию “прозвучало” несколько идей относительно развития системы здравоохранения. “В том числе это касалось подготовки специалистов и сертификата. Есть определенные непонимания того, что это такое. Пожалуйста, разъясните так, чтобы вопросов уже не оставалось”, - попросил Путин.

Скворцова пояснила, что создание симуляционно-тренинговых центров в России позволяет сформировать и внедрить современный образовательный сертификат для врачей. Она добавила, что с появлением тренинговых центров и интерактивных дистанционных программ в РФ появились условия для внедрения такого сертификата. Его будут выдавать медицинские организации врачам сроком на один год.

Структура этого сертификата будет состоять из трех компонентов: теоретического, симуляционно-тренингового, а также практической стажировки. По словам Скворцовой, у врача будет возможность выбирать образовательную программу и медицинскую организацию, в которой он хочет пройти обучение.

Образование для врачей будет бесплатным. Сертификат будет оплачиваться территориальным ФОМС за счет средств “нормированного страхового запаса, сформированных из штрафных санкций, наложенных на медицинские организации”, пояснила министр.

Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию 4 декабря. Рассуждая о проблемах системы здравоохранения он предложил предусмотреть “специальный образовательный сертификат” для врачей. Президент не уточнил конкретно, о чем идет речь, сказав только, что сертификат позволит медицинским работникам выбрать оптимальную образовательную программу.

Комментарии (15)

    10.12.2014 14:02

    Маразм Роттердамский

    Опять странный перевод с английского? Я так и не понял что это за сертификат такой.

    10.12.2014 14:09

    Статья не понятна, честно говоря. Что за сертификат, зачем, почему всего на год... Врачам, по мнению Скворцовой, заняться нечем, чтоб каждый год непонятно что получать?

    10.12.2014 14:45

    Эндохирург

    10.12.2014 16:20

    Трюфель

    Вообще-то он необходим каждому врачу. На ровне с дипломом квалификационного ликбеза и сертификационного аттестата минимального практицизма. При условии,что еще в багаже есть подтвержденный квалификационной комиссией рефлексирующий протокол практических навыков обучения,ну и прохождения теста о совместимости с лекарственными аппаратами и оборудованием.Да и обязательную справку о дератизационной и антипедикулезной обработки с отпечатками пальцев-без них до работы вообще не допускать.

    10.12.2014 17:03

    Эндохирург

    2_Трюфель
    А смехуёчки-то скоро станут реальной действительностью. Сегодня проходил принудительный профосмотр, так мне в "бегунок" вложили направление - сдать мазок на триппер. Я говорю, ребята, вы немного заблуждаетесь в сущности моей работы, я не только..., но и руками в стерильных перчатках до мрази не дотрагиваюсь, только эндоскопическими инструментами, вот их на триппер и проверяйте. "Ну тогда кал на я/г" - тоже отбой,-говорю, по себе не судите, лично я,- жопой не работаю. Вот психиатр - это дельно, давно пора провериться не дурак-ли я, что всё продолжаю в этом быдлятнике за такие деньги работать.

    10.12.2014 20:21

    Эндохирург

    2_Vladimir Ramenskii
    "Бред собачий. Что тут обсуждать???" Ну не скажите, есть хоть над чем постебаться. "В 2013 году страховые компании удержали с медорганизаций 50 миллиардов рублей". Это законно украденные "для сэбэ" из бюджета здравоохранения деньги. Теперь еще образовательный сертификат раз в год за счет средств ОМС... Эти денежки опять пойдут в карман прихлебателям. А денежки-то народные и мои, кстати, тоже, так что это не бесплатно получается.

    10.12.2014 21:43

    To Vladimir Ramenskii

    " создание симуляционно-тренинговых центров в России " - это чистый распил народных денег - Эта МАДАМ уже столько напилила на гнилых программах, что скоро Васильева будет АНГЕЛОМ казаться!

    11.12.2014 06:30

    Врач А.С.

    А ещё лучше выдавать его на один месяц. Стоимость сделать 1 штуку, врачи сразу заплатят 12 и будут свободны. Относительно "образования врачей". Его нет,так как врачи не читают свободно на бурж.языках и не имеют доступа в библиотеки. А в принципе,оно им и не надо,ибо что там читать о буржуазных извращениях,всё равно они недоступны большинству врачей.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 года одно из Поручений Правительству РФ - внедрение образовательного сертификата для профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей, обеспечивающего им право выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ, форм обучения, включая стажировку, и образовательных технологий.

Материалы и методы

Образовательный сертификат предоставляет его обладателю право на обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательный сертификат имеет порядковый номер, содержит сведения о фамилии, имени, отчестве, сведения о специальности и месте работы его обладателя, а также сведения о наименовании программы дополнительного профессионального образования и объеме (в академических часах).
После формирования индивидуального плана обучения, медицинские работники бронируют место слушателя, направляя Заявку на обучение и Образовательный сертификат, в Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы.

Результаты

За год работы на Портале НМО Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы разместил 43 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по 17 направлениям, реализуемые с применением образовательного сертификата. Это хирургия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, гематология, нейрохирургия, неонатология, оториноларингология, робот-ассистированная хирургия и т.д.
В личный кабинет Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы Портала НМО поступило более 1500 Заявок на обучение. Из них прошло обучение более 1000 специалистов. В личном кабинете на Портале НМО у каждого обученного медицинского работника отражены информация об успешном прохождении цикла и зачетные единицы трудоемкости. На бюджетной основе прошло обучение – более 800 человек, на договорной – более 100 человек и с применением образовательного сертификата Министерства здравоохранения РФ – более 30 человек. Из двенадцати лечебно-профилактических учреждений более тридцати специалистов воспользовались доступом к образовательному сертификату и применили его для обучения в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы. Это специалисты Московской области, Владимирской области, Воронежской области, республики Саха, республики Башкортостан, республики Тыва, Ханты-Мансийского автономного
округа, и т.д.
С использованием специалистами Образовательного сертификата наиболее востребованные курсы повышения квалификации за 2016 год:
- Диагностическая и лечебная артроскопия коленного сустава;
- Диагностическая и оперативная гистероскопия;
- Основы диагностической и оперативной эндоскопии. Продвинутый курс;
- Основы лапароскопической хирургии. Базовый и продвинутый курс;
- Сердечно-легочная реанимация. Базовый курс.

Обсуждение

Портал непрерывного и фармацевтического образования Минздрава РФ является информационной системой планирования и учета образовательной активности и обеспечивает возможность выбора специалистом различных видов образовательной активности, форм обучения и образовательных технологий, провайдеров образовательных услуг. С 1 января 2016 года по 1 января 2021 года система повышения квалификации специалиста зависит от срока «последней» сертификации или аккредитации. Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, повышают квалификацию в рамках системы непрерывного медицинского (фармацевтического) образования. Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию до 1 января 2016 года, могут повышать квалификацию на «традиционных» циклах повышения квалификации или в рамках модели отработки основных принципов НМО. Согласно Приказу Минздрава России от 27 августа 2015 года № 599 медицинские работники, которые успешно прошли регистрацию на интернет-ресурсе Портал НМО в модуле Личный кабинет, получают доступ к виртуальному образовательному сертификату и реестру программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата. Сертификат является инструментом обеспечивающим формирование индивидуального плана обучения и обеспечивает возможность создания предварительной заявки по выбранной образовательной программе. Согласно п.5 Приказа Минздрава РФ от 4 августа 2016 года № 575н «Об утверждении порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» выбор образовательной программы и образовательной организации осуществляется медицинским работником, обучение которого включено в заявку медицинской организации на включение в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации. Форма Заявки на включение медицинской организации в План мероприятий утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332 “Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования”. После подписания Соглашения, медицинские работники приходят на обучение в Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы с документами для зачисления на цикл, Заявкой на обучение и Образовательным сертификатом. По окончании обучения специалистом Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы в интернет-ресурсе Портал НМО вносятся результаты обучения медицинского работника. После успешного ввода результатов, в личном кабинете медицинского работника на Портале НМО отражается информация об успешно пройденном цикле

Действующее российское законодательство разрешает заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью лицам, у которых есть соответствующий документ: сертификат специалиста (полученный до 1 января 2016 года) или свидетельство об аккредитации специалиста (выданное после 1 января 2016 года).

Справка. Согласно ст. 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (далее – ФЗ № 323), до 1 января 2016 года право заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью имеют лица (назовем их врачи/фармацевты), у которых есть соответствующее образование и сертификат специалиста (п. 1 ст. 100 ФЗ № 323). Сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Срок действия составляет 5 лет (п. 2 ст. 100 ФЗ № 323).

Сертификат специалиста является документом государственного образца (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», далее – Приказ № 982н). Документы государственного образца вправе выдавать только образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию своей образовательной деятельности (вывод следует из систематического толкования п. 4 ст. 60 и п. 4 ст. 59 ФЗ №323).

Условиями для получения сертификата специалиста являются (п. 5 Приказа № 982н):

  • наличие у соискателя документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (для лиц, получающих сертификат впервые).

То есть, чтобы врачу/фармацевту продлить заканчивающийся сертификат специалиста, нужно сдать сертификационный экзамен. Для сдачи сертификационного экзамена нужно предъявить комиссии, в числе прочих, документы, подтверждающие обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышения квалификации, профессиональной подготовке), иными словами, удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке.

Справка. Согласно ст. 69 ФЗ № 323 заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью вправе лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Данная статья вступает в силу и будет действовать с 1 января 2016 года. Свидетельство об аккредитации специалиста выдается по результатам прохождения процедуры аккредитации, которая осуществляется не реже 1 раза в 5 лет (п. 3 ст. 69 указанного выше ФЗ № 323, которая также вступает в силу с 1 января 2016 года).

Рынок образовательных услуг в медицине предлагает не только разнообразные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки, но и начисление обучающимся врачам/фармацевтам некие баллы, нередко позиционируя их начисление в рамках системы непрерывного медицинского образования (далее – НМО).

Предложение рынка отражает наличие спроса, который связан с бытующим в медицинском сообществе мнением о том, что нужно обязательно накапливать баллы (возможные названия: «кредиты», «образовательные кредиты», «образовательные баллы», «баллы», «зачетные единицы»), потому что накопленные баллы будут в будущем где-то учитываться, что поможет проще и быстрее получить сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Предлагаем разобраться, что же представляет собой система НМО, что новое она несет и для чего нужна, а также выяснить, что же представляют из себя баллы?

Система НМО – это попытка реформировать и модернизировать систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, упростить, по-видимому, процедуры получения врачами/фармацевтами необходимых для ведения медицинской деятельности документов и, вероятно, примирить положения норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с нормами ФЗ «Об обучении в РФ».

Участие в пилотном проекте для врачей/фармацевтов добровольное и бесплатное.

В проекте Концепции развития системы непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ (http://www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/pro.pdf) предлагается повышать квалификацию путем организации непрерывности обучения и установления не менее 50 кредитов (зачётных единиц) для каждого врача в год и не менее 250 кредитов в 5 лет.

Образовательные кредиты предполагается начислять также за участие в различных мероприятиях: семинарах, лекциях, конференциях, – которые могут проводиться не только образовательными организациями.

Нужно заметить, что существует целый комплекс неопубликованных (то есть, не имеющих обязательной юридической силы) документов Минздрава по вопросу НМО***. В частности, к таким документах относится Приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций», из которого следует, что врачи, участвующие в реализации модели, проходят обучение по разработанным образовательным программам, получают некое количество баллов и по окончании освоения образовательных программ сдают сертификационный экзамен (для получения сертификата специалиста).

Образовательные программы, реализуемые в рамках модели, имеют следующие характеристики:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки должен составлять более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения составляет не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • должны быть согласованы медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ;
  • учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

Образовательные программы, за прохождение которых Координационным советом начисляются баллы в рамках пилотного проекта, могут быть подготовлены Координационным советом или профессиональными медицинскими сообществами, но во втором случае они обязательно должны быть одобрены Координационным советом (баллы Координационный совет начисляет только за одобренные образовательные программы) (http://www.sovetnmo.ru/pages/documents.html?SSr=4901337af312ffffffff27c_...).

Вследствие того, что система НМО существует на уровне пилотного проекта (то есть, не является обязательной), образовательные кредиты (баллы), которые начисляются Координационным советом, а также баллы, которые различные организации (образовательные и не очень) пытаются начислять, начисляют и даже указывают в выдаваемых документах (например, сертификатах об участии в мероприятиях), не помогут в получении сертификата специалиста. Баллы невозможно конвертировать в сертификат специалиста: экзамен необходимо будет сдавать все равно, вне зависимости от того, какое количество баллов набрано, потому что по действующему законодательству для получения сертификата специалиста понадобится предъявить сертификационной комиссии не баллы, а документы, подтверждающие прохождение обучения.

Таким образом, мнение медицинского сообщества о том, что баллы пригодятся и будут учитываться, соответствует действительности только в той части, которая касается пилотного проекта Координационного совета. За прохождение аккредитованных Координационным советом образовательных программ (модулей) и участие в аккредитованных им мероприятиях действительно начисляются образовательные кредиты, которые учитываются в рамках пилотного проекта. И только.

Автор статьи считает, что в ближайшем будущем (во всяком случае, до изменения законодательства и введения системы НМО с баллами в качестве обязательной) баллы (даже баллы Координационного совета) не пригодятся и использовать их для получения сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации не удастся.

Автор разделяет мнение о том, что накопленные баллы/кредиты в системе НМО должны будут учитываться или даже должны обуславливать получение врачом/фармацевтом сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации специалиста), потому что другой практический интерес баллов в системе НМО представить сложно.

Из всего вышесказанного есть еще один вывод: если вы являетесь врачом или фармацевтом, то вам лучше позаботиться о продлении своего сертификата специалиста до 1 января 2016 года, потому что не очень ясно, как будет в дальнейшем развиваться законодательство и как в будущем будет реализовываться система аккредитации (больше информации: http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/03/12/848accreditation/ , http://medobr.ru/en/jarticles/288.html?SSr=13013352440736fa4bfd27c__36f9...).

Р.S. Автору настоящей статьи довелось на практике столкнуться с интересным явлением начисления баллов. Клиенту, который оказывает образовательные услуги в сфере дополнительного медицинского образования, предложили сотрудничество на следующих условиях: контрагент будет начислять некие баллы обучающимся клиента, а клиент будет платить ему за эти услуги. Баллы контрагент позиционировал как баллы в рамках системы непрерывного медицинского образования, которые будут учитываться самим контрагентом в его системе учета баллов.

Баллы контрагент был готов начислять за разовые лекции, семинары, конференции, проводимые клиентом, и указывать это на документах об участии. Напомним, что такой документ (назовем его сертификат об участии в мероприятии) подтверждает только факт участия и не подтверждает факт получения образования/квалификации или факт обучения, потому что не является удостоверением о повышении квалификации и дипломом о профессиональной переподготовке.

Автор настоящей статьи после анализа ситуации предложил клиенту взвесить при принятии решения все риски, которые связаны с обучающимся (потребителем), в частности, учесть необходимость информирования о содержании оказываемой образовательной услуги: что начисляемые по итогам участия в разовых семинарах, лекциях, конференциях баллы не являются образовательными кредитами/зачетными единицами в рамках системы НМО и для целей получения сертификата специалиста /свидетельства об аккредитации не пригодятся.

***Справка. Координационный совет был создан 18 февраля 2013 года Приказом Минздрава № 82 «О координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ», который не был опубликован.

Министерство здравоохранения РФ является федеральным министерством (федеральным органом исполнительной власти), руководство деятельностью которого осуществляется Правительством РФ.

Согласно п. 9, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений , применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России, опубликован 30 апреля 2013 года на сайте: http://www.economy.gov.ru) сказано, что «модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования , системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики».

В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (опубликован вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» сказано, что реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение, в том числе, задачи по обеспечению «подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования , повышению профессионального уровня и внедрению передовых медицинских технологий, разработку стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализацию образовательных программ».

В п. 2 ст. 82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (опубликован и вступил в силу 1 сентября 2013 года), указано, что «реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации».

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

Данным приказом утверждена модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для ряда врачей (перечислены в названии документа), которую планировалось реализовывать на базе ряда ведущих вузов России с 01.12.2013 г. по 31.01.2015 г. Модель состояла в следующем: ведущие вузы России (образовательные организации) разрабатывают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по специальностям «Педиатрия», «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)» с участием общественных профессиональных организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Характеристики таких программ:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • согласование общественной профессиональной организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ.

Врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе, на основании договора об образовании в рамках государственного задания на подготовку специалистов.

Врачи проходят обучение по разработанным образовательным программам и по их окончании должны сдать сертификационный экзамен , к проведению которого привлекаются представители общественных профессиональных организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, принимавших участие в разработке образовательной программы.

Методическое сопровождение, анализ текущих и итоговых результатов, а также формирование отчета о реализации модели и направление его в адрес Минздрава России осуществляет ГБОУ ДПО «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения РФ. Основу анализа результатов и сформированного отчета о реализации модели составляет информация, представляемая образовательными и иными организациями, общественными профессиональными организациями.

2. В неопубликованный Приказ № 837 были внесены изменения неопубликованным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9.06.2015 г. № 328 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. №837…».

Что изменилось?

Действие модели распространено на всех специалистов с высшим медицинским образованием. Модель реализуется путем обучения специалистов с высшим медицинским образованием (врачи) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ, по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Допускается участие иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по согласованию федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции и полномочия учредителя данных организаций, с Минздравом России.
Образовательные организации разрабатывают в рамках модели дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по специальностям медицинского образования с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Характеристики образовательных программ остались теми же, за двумя исключениями:

  • согласовывать их должны медицинская профессиональная некоммерческая организация и орган государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшие участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • введена новая характеристика – учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу.

Основу анализа результатов и сформированного отчета о реализации модели составляет информация, представляемая образовательными и иными организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Врачи так же сдают сертификационные экзамены, но вместо общественных профессиональных организаций привлекаются медицинские профессиональные некоммерческие организации.

3. Приказ от 24 марта 2014 г. № 260 «О внедрении модели непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых».

Директорам ГКУ дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО, ЮАО г. Москвы было предписано обеспечить участие врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых, работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в реализации образовательных программ по непрерывному медицинскому образованию, а также подать списки таких участвующих врачей в срок до 28.03.2014 года.

Образовательные программы по НМО реализовывались на базе ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения РФ (ЦАО, ВАО):

  • ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения РФ (СЗАО, СВАО);
  • ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ЮАО).

4. Письмо Минздрава от 27 июля 2015 г. № 16-2/10/2-4182, которым Минздрав информировал о текущей ситуации по вопросу реализации модели отработки основных принципов НМО: в течение 2014 года отрабатывался проект системы непрерывного профессионального медицинского образования. Целевой аудиторией модели являлись врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики, врачи-кардиологи, врачи скорой медицинской помощи, врачи организации здравоохранения и общественного здоровья. В проекте принимали участие 16 образовательных и научных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных организаций, 10 органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ.

Проект реализовывался с учетом принципов непрерывного медицинского образования: внедрения непрерывности обучения работника (в течение всего календарного года, отдельными циклами или модулями путем прохождения отдельных учебных мероприятий); применения в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; формирования программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения; сетевого взаимодействия образовательных и профессиональных общественных организаций.

В 2015 году продолжается работа по адаптации системы непрерывного профессионального медицинского образования с применением IT-технологий.

В настоящее время количество зарегистрированных пользователей на сайте http://www.sovetnmo.ru составляет 3553 человека. Предлагаем всем заинтересованным лицам активизировать деятельность по развитию системы непрерывного медицинского образования и принять участие в реализации данного проекта.

Широкомасштабное внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования и использование современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессионального мастерства медицинских работников и станет основой для поэтапного введения аккредитации медицинских специалистов как системы допуска к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 августа 2015 г. № 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата».

Что такое образовательный сертификат, данный Приказ не разъясняет.

Разъясняет только, что такое «виртуальный образовательный сертификат» – электронный документ, предоставляющий его обладателю право на подготовку в образовательных и научных организациях.

Приказ определяет некий порядок организации внедрения в подведомственных Минздраву РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата в 2015 году, который заключается в том, что с применением образовательного сертификата могут быть реализованы некоторые дополнительные профессиональные программы, а также отдельные модули дополнительных профессиональных программ:

  • образовательные программы различной продолжительности, предусмотренные календарными планами дополнительного профессионального образования образовательных и научных организаций на 2015 год;
  • образовательные программы, разработанные в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования с участием общественных профессиональных организаций, предусмотренной приказом Минздрава РФ от 11.11.13 г. № 837;
  • образовательные программы по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, специально разработанные образовательными и научными организациями для подготовки, имеющие модульный принцип построения и включающие в себя учебный план, рабочие программы модулей, рабочие программы симуляционных курсов, рабочие программы стажировок, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Реализация образовательных программ может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевой формы.

Образовательные и научные организации предоставляют медицинским работникам возможность прохождения симуляционных курсов и стажировки.

Образовательные и научные организации проходят регистрацию на интернет-ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» с размещением перечня образовательных программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата.

На основе перечней образовательных программ, представленных образовательными и научными организациями, формируется реестр образовательных программ, реализуемых с применением образовательного сертификата, содержащий наименование образовательной или научной организации, наименование образовательной программы, планируемые сроки и форму ее реализации, указание на целевую аудиторию.

Заинтересованные органы государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья в период внедрения подготовки:

  • организуют информирование медицинских работников и медицинских организаций по вопросам взаимодействия медицинских организаций и образовательных (научных) организаций;
  • обеспечивают внесение информации о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских работников (Приказ Минздрава РФ от 31 декабря 2013 г. № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг», опубликован).

Медицинские работники проходят регистрацию на интернет-ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» в модуле «Личный кабинет» (далее – регистрация).

Регистрация доступна для медицинских работников, информация о которых содержится в Федеральном регистре медицинских работников.

Медицинские работники, успешно прошедшие регистрацию, получают доступ к виртуальному образовательному сертификату, реестру образовательных программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата, инструменту, обеспечивающему формирование индивидуального плана обучения и возможность создания предварительной заявки для зачисления на подготовку по выбранной образовательной программе.

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку в образовательных и научных организациях.

Виртуальный образовательный сертификат имеет порядковый номер, формируемый посредством интернет-ресурса «Портал непрерывного медицинского образования», содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (последнее при наличии), специальности и месте работы его обладателя, информацию о предоставленном объеме подготовки (в академических часах).

После формирования индивидуального плана обучения (набора образовательных программ в рамках предоставляемого объема подготовки) и указания медицинской организации, в которой работает медицинский работник (далее – организация-работодатель), осуществляется бронирование места слушателя на подготовку по выбранным образовательным программам.

Выбор образовательной или научной организации осуществляется медицинским работником путем выбора образовательной программы.

Информация о выбранных образовательных программах в виде электронной копии направления, содержащего индивидуальный код подтверждения, направляется организации-работодателю. В случае согласования руководителем организации-работодателя сроков и тематики подготовки направление, распечатанное на бумажном носителе, подписанное руководителем и заверенное печатью организации-работодателя, выдается медицинскому работнику.

После внесения медицинским работником индивидуального кода подтверждения в модуль «Личный кабинет» интернет-ресурса «Портал непрерывного медицинского образования» образовательная или научная организация получает подтверждение занятости места слушателя.

При отсутствии подтверждения в течение 10 дней бронирование места слушателя аннулируется.

Списание соответствующего количества академических часов из виртуального образовательного сертификата осуществляется после зачисления медицинского работника на подготовку.

Учет освоения медицинским работником образовательной программы ведется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной (научной) организации.

Освоение образовательной программы завершается проведением итоговой аттестации в форме, определяемой образовательной (научной) организацией.

Медицинским работникам, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ о квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной (научной) организацией

Наталия Баранова - юрисконсульт компании "Альта Виа"