Крупнейшие ученые и их изобретения в америке. Знаменитые американские ученые и изобретатели. Гриль Weber Grills: родился от буя

Роберт Фултон - одно из самых интересных имен Нового времени. Очевидец многих интересных событий, участник войн, изобретатель и ученый. Можно долго перечислять уникальные качества этого человека, но не лучше было бы обратиться к наследию того, что оставил потомкам Роберт Фултон?

Биография

Детство и юность будущего изобретателя прошли в Америке. Дата рождения - 1765 год. Место рождения - городок Маленькая Британия. Отец Роберта умер, когда мальчику было всего три года. Роберту с семьей пришлось переехать поближе к родным матери - в небольшой городок Ланкастер. Там Роберт Фултон пошел в школу.

Образование тех времен оставляло желать лучшего. Ученикам давались для заучивания длинные куски греческих и римских произведений, рассказывались истории из жизни далеких европейских стран - все это не представляло для будущего изобретателя ни малейшего интереса. Куда охотнее он проводил время в старой кузнице на краю города, рылся в инструментах мастеровых, собирал всякие безделушки. Уже в тринадцать лет он составил свой первый технический чертеж, а чуть позже по его наброскам на воду спустилась первая в мире лодка с паровым двигателем.

После окончания школы Роберт Фултон пробует себя в ювелирном деле. Потом он попытался стать чертежником. Поняв, насколько ему не хватает знаний, он решается на долгое путешествие в Англию - столицу технических новинок. Именно здесь все, что изобрел Роберт Фултон, начинает принимать реальные очертания - мечты превращаются в реальность.

Пребывание в Англии

Жил Роберт Фултон у Бенджамена Уэста - одного из самых известных художников того времени. Он не оставлял своей мечты сделать морской корабль с принципиально новым двигателем - не весельным и не ветровым. Наконец, проект был создан. Первый чертеж парохода был представлен правительству Англии в 1793 году.

В 1797 году он перебрался в Париж, где продолжал работать над свои изобретением, которое бы увековечило его имя - Роберт Фултон. Биография изобретателя говорит о самом насыщенном периоде его жизни. В Париже Фултон изучает немецкий и французский языки, усовершенствует собственные знания по химии, технике и математике. Здесь он знакомится с Джеймсом Рамзи английским изобретателем, который в 1786 году построил прототип первого парохода в Западной Вирджинии.

Неприятие открытия

К удивлению Франклина, его открытие посчитали прихотью, бесполезной игрушкой. Адмиралтейство указало, что оно не собирается вкладывать средства в заведомо несуществующий корабль. Разочарованный Роберт Фултон со своими проектами собрался во Францию, где к тому времени уже отгремела революция, и к власти пришел Наполеон 1. Может быть, во Франции понадобятся его новые проекты?

Роберт Фултон и Наполеон

В записках графа Мирабо есть упоминание о встрече американского изобретателя с Наполеоном. Роберт Фултон, создатель парохода, предложил императору пополнить флот Франции новыми кораблями, которые приводились бы в движение при помощи пара. Он убеждал императора, что с такими боевыми машинами Наполеон 1 быстро одолеет свою извечную соперницу - Францию.

Выслушав изобретателя, Наполеон воскликнул:

Ежедневно мне кладут на стол ужасающие проекты, глупее которых и выдумать невозможно. Только вчера мне предложили высадить на побережье Англии кавалерию, усаженную на ручных дельфинов. Уходите прочь - вы, видимо, один из этих сумасшедших!

Интересно, что всего лишь восемь лет спустя английский корабль «Беллерофонт» отвозил Наполеона к месту его первой ссылки - на остров Св. Елены. В открытом море английский корабль встретился с пароходом «Фултон», которой двигался при помощи паровых двигателей.

Пароход обогнал «Беллерофонт» и скрылся за горизонтом. Провожая взглядом американский пароход, Наполеон грустно заметил:

Не прислушавшись к Фултону, я потерял свою корону.

Первые корабли

Ну а пока Фултон ищет спонсоров для постройки первых кораблей с паровыми двигателями, в 1800 году во Франции была продемонстрирована подводная лодка «Наутилус», покорявшая воображение зевак.

Но для военных целей «Наутилус» не годился, он был слишком медленным, и быстрые парусники противника легко уворачивались от подводной лодки. Дальнейшее строительство таких кораблей было приостановлено, а значение подводных лодок было оценено лишь сотню лет спустя - во время Первой мировой войны. Возможно, под впечатлением от этого корабля много лет спустя Верн напишет своего бессмертного «Капитана Немо». В 1803 году воды Сены бороздит Но для масштабного производства все равно не хватает времени и средств. И Роберт Фултон принимает решение возвратиться в Америку.

Покорение моря

В Америке Роберт Фултон несколько лет потратил на совершенствование принципов колесных двигателей, работавших на паровой тяге. Через три года, после возвращения на родину в конце лета 1807, на воды Гудзона был спущен первый пароход. Современники называли его «пароход Северной Реки из Клермонта», а вот в исторических записках он известен под названием «Клермонт». На самом деле Клермонт - название усадьбы друга Фултона, которая располагалась в 177 километрах от Нью-Йорка. Первый рейс «Северной реки» был сделан по Гудзону, по маршруту «Клермонт-Нью-Йорк». Убедившись в экономическом потенциале своего изобретения, Фултон запатентовал свое открытие и наладил выпуск пароходов в США.

Пароходы в России

В 1813 году Фултон обратился к российскому правительству с просьбой предоставить исключительное право на строительство речных пароходов на территории Российской империи. Император Александр 1 предоставил ему все необходимые права, но выполнить заказ правительства Фултон так и не смог. За три года на воду не был спущен ни один корабль. После смерти изобретателя в 1815 году монополию на возведение кораблей выкупил Чарлз Берд, который в том же году спустил на воду свой первый корабль на паровой тяге. Отчет о данном событии был опубликован в журнале «Сын Отечества». Там же впервые было использовано слово «пароход», которое в дальнейшем прочно вошло в современный русский язык.

Русский изобретатель лампы накаливания умер в нищете – а Томас Эдисон получил огромные деньги и всемирную славу

11 февраля 1847 года родился американский ученый и бизнесмен Томас Эдисон , человек, имя которого вошло в историю благодаря многочисленным изобретениям, самое знаменитое из которых – «лампочка Эдисона». В сознании многих электрическая лампа накаливания настолько ассоциируется с его именем, что они уверены: американец ее и придумал. Этому во многом способствовали зарубежные энциклопедии: долгие годы в значительной их части имена русских «отцов лампочки» не упоминались. Американские учителя на уроках и сегодня стараются обходить тот факт, что свое легендарное изобретение Эдисон позаимствовал у русских.

Бизнесмен с пеленок

Томас Алва Эдисон никогда не относился в породе сумасшедших ученых, которые готовы жить впроголодь, и совершенно непрактичны в быту. Изобретатель был всегда еще и гениальным бизнесменом, отличавшимся очень цепкой деловой хваткой. Ее он унаследовал от отца-коммерсанта. В детстве Эдисона особенно интересовали химические опыты. Учился же будущий изобретатель из рук вон плохо, некоторые педагоги даже считали его умственно отсталым.

При этом, если верить биографам, одновременно он был гением-предпринимателем и весьма смекалистым малым. В 12 лет обустроил типографию в поезде, где работал trainboy – торговцем прессой и сладостями, – и начал печатать «поездной листок» с местными новостями. А в 16 лет, работая по ночам телеграфистом, придумал, как сконструировать телеграфный «автоответчик» – чтобы все считали: он бдит на работе, а не занимается своими делами или спит. У Эдисона было удивительное чутье на гениальные изобретения, которые оставалось довести до ума – и оперативно запатентовать. О последнем он не забывал никогда.

Первые тысячи долларов Эдисон заработал в 22 года, усовершенствовав аппарат для передачи счетов о курсе золота и ценных бумаг – через год изобретение у него выкупили за 40 тысяч долларов. К 30 годам у него уже был солидный счет в банке и около полусотни патентов. Всего же он получил более 1000 патентов в США и около 3000 – за пределами страны. Особую гордость Томаса Эдисона составляли патенты, связанные с лампами накаливания, – и они же помогли ему заработать значительную часть состояния.

От летолёта к светопреставлению

Имя русского электротехника Александра Лодыгина , в отличие от его знаменитого американского «конкурента», известно не очень многим. На счету изобретателя, бывшего военного – усовершенствованный водолазный аппарат, индукционная печь, электрообогреватель и другие приспособления. Его мечтой было сконструировать летательный аппарат с электрическим двигателем, который усилил бы военную мощь России. Параллельно с разработкой «летолёта» Лодыгин проводил опыты с лампами накаливания, изначально они интересовали его исключительно как деталь летолёта. Но опыты увенчались большим успехом.

В 1872 году изобретатель впервые публично продемонстрировал свое «светопреставление». А в 1874 году он получил патент на лампу накаливания, запатентовав ее во многих странах Европы, а также в Индии и Австралии. Но не в США. Бизнесмен из него оказался никудышным.

Компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко» процветающей не стала. Отчасти этому способствовали неудачные биржевые спекуляции, в которые ввязался Александр Николаевич, отчасти – изобретение другого русского ученого, Павла Яблочкова , создателя «электрической свечи» - «дуговой лампы». «Свечи Яблочкова», как их стали называть за границей, быстро стали сенсацией в Европе и осветили улицы многих городов. Впоследствии Яблочков признал техническое превосходство изобретения своего «соперника» - и даже пытался поддерживать его материально, чем поверг в шок иностранных партнеров.

Тем временем, несмотря на денежные затруднения, Лодыгин продолжал эксперименты. Это он первым предложил использовать в качестве нитей накала вольфрамовые, закручивать их в спираль, он же додумался откачивать из ламп воздух, чтобы значительно увеличить срок их службы, и наполнять инертным газом. В 1900 году изобретатель представил свои вольфрамовые лампы на Международной выставке в Париже. В это время Эдисон все еще продолжал экспериментировать с угольным стержнем. Да и лампы накаливания заинтересовали американского изобретателя-предпринимателя значительно позже, чем Лодыгина. Как считают биографы, это произошло только в 1877-1878 году.

Битва гигантов

Есть источники, доказывающие, что первые «лампочки Лодыгина» попали в США в 1877 году вместе с российской военно-морской делегацией, отправившейся туда заключать договор на строительство новых крейсеров. В ее состав входил знакомый Лодыгина, якобы он-то и решил похвалиться перед Эдисоном изобретением, о чем впоследствии горько пожалел.

В январе 1880 года Томас Эдисон, усовершенствовав идею угольного стержня, подал заявку в патентное бюро США на лампу с угольным электродом, а вместе с ней – иск в суд с требованием запрета на производство аналогичных в Европе (к слову, Лодыгин тогда жил и работал в Париже). Иск был отклонен, но Эдисон продолжал атаку. Одновременно он начал активно усовершенствовать изобретение.

Однако несомненно, что именно Эдисон смог популяризировать лампы накаливания, сделать их выпуск дешевым и массовым. Благодаря ему конструкция ламп стала такой, какой мы ее видим сегодня. Это ему приписывают слова о том, что скоро электричество будет настолько дешевым, что свечи будут жечь только богатые. Лодыгин боролся – но безуспешно. Доходило до того, что он подавал заявки на патент, а Эдисон терпеливо ждал, когда истекут сроки рассмотрения (кто знает – то ли были виноваты бюрократические заморочки, то ли к этому прилагал руку Эдисон и его сторонники). А затем патентовал свои изобретения – очень похожие.

После нескольких десятилетий русский ученый, похоже, смирился, что бой проигран. В начале 1900-х компания Эдисона стала частью гигантского концерна General Electric. А в 1906 году отчаявшийся и оставшийся почти без денег Лодыгин (на тот момент он работал в США) продал концерну патент на свое главное изобретение – лампу с вольфрамовой нитью. За бесценок – вырученных денег хватило только на то, чтобы он с семьей смог вернуться в Россию.

После революции изобретатель вновь оказался в США – уже в эмиграции. Александр Николаевич скончался в 1923 году в Бруклине, практически в нищете. Ни одно из его изобретений так и не сделало его богатым человеком – как и Яблочкова, которому в конце жизни даже пришлось жить в доме сестры – его собственный сгорел, а денег на новый не было.

Люблю я читать энциклопедии, открывая на первой попавшейся странице. А ещё люблю ходить из статьи в статью по ссылкам. Вот побродил тут недавно по американским энциклопедиям и попал на ряд интересных статей по изобретателям. Не будь у меня сейчас ЖЖ, прочитал бы и забыл. Но раз есть журнал, то почему бы не пересказать всё это френдам, пропустив всё это через собственные эмоциональные оценки? Кое о чём из этого (о Жилете) я уже писал прошлым летом, но не так детально.

Как вы думаете, с чего начал свою деятельность Хайрем Стивенс Максим (Hiram Stevens Maxim, 1840-1916), знаменитый изобретатель пулемёта и автор 250-ти патентов? Первый свой патент (в 26 лет) он получил на щипцы для завивки волос! Потом, после успешных усовершенствований лампочки накаливания, работал главным инженером в US Electric Lights Co. Изобретение пулемёта (1884) не имело бы такого резонанса, если бы не бездымный порох, изобретённый братом Хайрема – Хадсоном (Hudson Maxim, 1853-1927). Кстати, топливо для торпед тоже изобрёл Хадсон. И ещё интересная подробность. Сын Хайрема – Хайрем Перси – изобрёл глушитель к пистолету и глушитель к автомобилю. Вот такое семейное распределение. Отец и дядя оглушали стрельбой, а сын эту стрельбу глушил. Извините за каламбур, как в таких случаях говорят.

Изобретатель слухового аппарата Хьюго Гернсбэк (Hugo Gernsback, 1884-1967) писал сам и издавал научную фантастику. В своих расказах он предвосхитил изобретения радара, микрофильма, искусственной ткани и флюоресцентного освещения. Потому и носит ежегодная премия в США за научную фантастику его имя – Hugo Award.

Вильям Пейнтер (Painter William) имел 85 патентов на изобретения. Но одно прославило его на весь мир и принесло немалый доход - бутылочная пробка с гофрированной юбочкой (crown cap). Именно он посоветовал в 1891 г. Жилетту (King Kamp Gillete, 1855-1932), тогда ещё коммивояжёру, изобрести что-нибудь одноразовое, но имеющее постоянный спрос. Результат 4-летних раздумий и 6-летних экспериментов Жилетта нам известен. Это безопасное лезвие. Тогда же появился его лозунг: "Мужчина, побрейся сам!" С тех самых пор сами и бреемся. За последующие 2 года Жилетт выпустил 51 вид бритв и 168 моделей лезвий! Не имей 100 рубей, а имей одного друга-изобретателя. Тогда и сам станешь изобретательным.

Никола Тесла (Tesla Nikola, 1856-1943) являлся автором более 700 изобретений в области электромеханики. Это трансформаторы, генераторы и двигатели переменного тока. Удивительно, но денег он на своих столь практичных изобретениях заработать не сумел. Сам он был совершенно непрактичен (опять невольно каламбурю), как это часто случается с талантливыми и увлечёнными людьми. Историки науки считают, что многие его идеи (одна из них - передача энергии без проводов) остались невоплощёнными только из-за отсутствия источников финансирования. Не было у человека ни 100 друзей, ни 100 рублей, поэтому оценили его тольно потомки, да и то не в полной мере.

Изобретателя швейной машинки Айзека Меррита Зингера (Issak Merrit Singer, 1811-1875) можно и не представлять. Однако не все знают, что швейную иглу, составляющую её основу, изобрёл не он, а Элиас Хоу (Elias Howe). Зингер довёл это изобретение до ума, т.е. до машинки, и запустил в производство. Многие привычные нам методы современной торговли (рекламные компании новых товаров, продажа в рассрочку, гарантийное обслуживание, обмен дефектного товара) также можно считать изобретениями Зингера.

Джордж Истман (Eastman George, 1854-1932) изобрёл сначала (1880) сухую фотопластинку, позже (1888) – рулонную фотоплёнку (тогда ещё встроенную в фотоаппарат, плёнку меняли в ателье), ещё позже (1892) – роликовую плёнку в кассете, перезаряжаемую при дневном свете. Основал фирму "Истмен Кодак", ставшую к 1927 г. монополистом в области материалов и оборудования, связанных с фотографией. Самый известный его лозунг: "Нажмите на кнопку, мы сделаем остальное" .

Ну и, конечно же, говоря об американских изобретателях, нельзя не сказать об самом знаменитом из них. Томас Альва Эдисон (Tomas Alva Edison, 1847 – 1931) первый свой патент получил на электрический регистратор голосования. Как видите, демократические институты власти в буквальном смысле стимулируют изобретательное творчество масс. Эдисон зарегистрировал более 1000 патентов, самые крупные из которых – фонограф и электрическая лампочка накаливания. Он создал что-то вроде собственной фабрики по "производству" изобретений, а объединив её в 1892 году с другой фирмой, образовал компанию "Дженерал электрик". Своё кредо великий изобретатель выразил формулой: "Genius is 1% inspiration and 99% perspiration" . Привожу фразу на английском, т.к. в русском переводе красота её теряется.

В общем, это только нам кажется, что изобретательство – не более, чем минутное озарение. На самом деле, это огромный труд длиною в человеческую жизнь.

Изобретение Томаса Эдисона не только залило светом нашу жизнь - оно еще и стало символом любой идеи, которая неожиданно вспыхивает там, где раньше было лишь тупое и темное ничто.

Редкое сочетание простоты и азарта: придуши соперника, купи вокзал, иди в тюрьму. «Монополия» так удачно эксплуатирует авантюрные стороны нашей натуры, что за всю историю существования этой настольной игры в нее успело по­играть полмиллиарда человек.

С начала 70-х годов американские любители снежных трасс экспериментировали с вариациями досок, которые были бы более динамичны и свободны, чем классические горные лыжи. В 1980 году дизайнер Джейк Бартон впервые представил миру сноуборд. Мир пришел в восторг и пошел кататься.

4. Фендер Стратокастер

Электрогитара, которая стала символом двух революций сразу: музыкальной и сексуальной. Начиная с 50-х годов рок-н-ролл пел ее голосом, а барышни приобрели прекрасную привычку кидать в воздух не чепчики, а лифчики.

Компания DuPont запатентовала это изящное изобретение в 1939 году, и в первый же день продаж реализовала почти миллион пар. Дамская ножка в блестящей прозрачной упаковке стала секс-фетишем. В годы Второй мировой, когда заокеанский товар превратился в дефицит, европейские модницы рисовали химическим карандашом на голых ногах швы, чтобы все думали, что они в чулках.

Если до этого пастухов и романтизировали, то только в виде кудрявых невинных созданий, которые день-деньской играют на дудочке и танцуют на лугу. Американские ковбои показали миру истинное лицо пастуха - весьма суровое и небритое.

В 1963 году Дуглас Энгельбарт и группа разработчиков из Стэнфордского университета придумала простой аппаратик, позволяющий быстро работать с изображением на экране. Изобретатели сначала назвали его «жук», но народ быстро поменял название на более подходящее.

8. Микки Маус

Раньше символами государств были в основном орлы в коронах и львы в мантиях. Мышь в красных трусах и белых перчатках явилась неожиданным гостем в эту компанию.

Знаменитый фильм Питера Фонды вышел в 1969 го­ду. И сейчас множество «Харлей-Дэвидсонов» живут на кухнях и в подвалах офисных работников, которые искренне планируют когда-нибудь махнуть на все рукой и отправиться пожирать пространство миля за милей, упиваясь абсолютной свободой и независимостью.

10. iPhone

Айфон вошёл в число символов Америки одним из последних, но, кажется, настроен остаться здесь надолго. Можно сколько угодно спорить о его достоинствах и недостатках. Но даже самые патриотически настроенные депутаты Госдумы пишут статусы о том, что нужно запретить всё западное, именно с айфонов.

11 октября 1881 года житель американского штата Северная Дакота Дэвид Хьюстон запатентовал фотоплёнку. Это событие стало знаменательным в истории фотографии. По этому случаю мы решили выбрать пять самых полезных изобретений, сделанных американцами.

Застежка-молния

Американец Уиткомб Лео Джадсон изобрел застежку-молнию. Случилось это в 1891 году. Публике новый продукт был представлен в 1893 году. Первая «застежка-молния» оказалась ненадежной по конструкции и сложным в изготовлении. Лишь спустя почти 30 лет она была усовершенствована. Этот вариант стал популярным. На брюках этот вид застежки стал использоваться с 1937 года.

Кондиционер

В 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Кэрриер собрал прототип кондиционера. Эта установка представляла собой промышленную холодильную машину. Она была создана для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, сильно ухудшавшей качество печати.

Безопасная бритва

В 1901 году Кинг Кэмп Жиллетт вместе с Уильямом Никерсоном разработал станок для бритья, в который зажималось лезвие для бритья. С тех пор не нужно было точить нож для бритья, а можно было просто заменять старые лезвия на новые.

Электрический светофор

Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).