Кто такой претор в римском праве. Энциклопедия юриста что такое претор, что означает и как правильно пишется

В разделе на вопрос кто такой претор? заданный автором Ѝльвира Пищугина лучший ответ это Претор (лат. praetor, от prae-ire - идти впереди, предводительствовать) - государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.
В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры - консулов и диктаторов. В 367 до н. э. , со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae), верховное должностное лицо стало именоваться консулом, а термином «претор» стала обозначаться следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть.
С 242 до н. э. стало избираться два претора - городской претор (Praetor urbanus), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами и чужестранцами или между самими чужестранцами (Praetor peregrinus).
Учреждение римских провинций привело к появлению других должностей преторов - с 227 до н. э. в Сицилии и Сардинии, а с 197 до н. э. - в обеих испанских провинциях.
При Сулле число преторов увеличилось до восьми, при Цезаре - до шестнадцати, а во времена Империи - до восемнадцати. Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.
п. с.
у них еще личные когорты в легионах были. Преторианские. типа гвардии 🙂

Претор, являвшийся курульным магистратом, наделенным империем, занимал вторую по важности после консулата - должность исполнительной власти. Для более полного понимания процесса функционирования претуры и определения места претора в иерархии должностных лиц следует выяснить степень подчиненности преторов сенату и консулам, выявить основные направления их взаимодействия с другими должностными лицами, а также охарактеризовать отношения внутри самой изучаемой магистратуры.

В первую очередь надлежит рассмотреть отношения преторов с сенатом. Решения сената не являлись законодательными актами, и были лишь «советами сената», однако благодаря авторитету сената его распоряжения воспринимались гражданами как обязательные для выполнения. С самого своего возникновения претура находилась в практически полном подчинении у сената, чему способствовало право сената распоряжаться казной. Претор (обычно городской, так как именно он чаще всего оставался в Риме) выполнял поручения сената; он связывался с консулами во время ведения ими военных действий вдали от Рима, передавая им волю сената, докладывал в сенате о состоянии дел в государстве, а в случае непосредственной угрозы безопасности Риму по приказу сената возглавлял оборону. Вероятно, отчет в своих действиях претор представлял также сенату.

Поручения сената претору носили самый разнообразный характер от постройки водопровода до проведения дипломатических переговоров с соседними государствами. Следуя решению сената, претор вносил законопроекты в народное собрание. Сенат указывал претору, как вести себя не только с соседями, но и с богами, то есть вмешивался в сакральные обязанности магистрата. Сенату же направлялись преторские отчеты по результатам управления провинцией. Очевиден контроль сената за действиями претора. Тем не менее, претор обладал возможностью неофициального давления на сенат. Манипулируя временем созыва сената и интерпретируя его решение в своих интересах, претор мог влиять на политику Рима, добиваясь желаемого ему результата.

Важным являлось и взаимодействие претуры с консулатом. Претора называли младшим коллегой высшего ординарного магистрата. Он был подотчетен консулу и полностью подконтролен ему как высшему должностному лицу государства. Консул мог наложить вето на любой акт, принятый претором. В условиях военных действий консул определял преторскую компетенцию, давал войско. Отчет в своих действиях претор представлял консулу.

И все же, конфликтные ситуации между претором и консулом существовали. При этом претор опирался на свою популярность у народа и, наоборот, играл на негативном отношении граждан к консулу. Так, Квинт Фабий, консул 295 года до н.э., недовольный бездействием претора Аппия Клавдия, отстранил Аппия и отправил его в город как виновного в моральном разложении воинов. Ливии сообщает, передавая мнение некоторых своих источников, что «претор Аппий Клавдий вызвал его в Рим, расписав пред сенатом и перед народом ужасы этрусской войны». При этом претор почти сумел убедить всех в некомпетентности консула. Только приезд в Рим самого Квинта Фабия и то обстоятельство, что он взял в Этрурию своего коллегу Публия Деция, сняли созданную претором напряженность Власова О.А. 2004: Должностные отношения римского претора (классическая и поздняя Республика) // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 6-9..

В некоторых случаях конфликты возникали не без помощи сената. Тем не менее, преторы не рисковали вступать с консулами в открытый конфликт даже тогда, когда на их стороне находилась внушительная сила сената.

Следует рассмотреть отношения внутри самой магистратуры преторов. Претура - магистратура уникальная: до 242 г. до н.э. претор действовал без коллеги. Возможно, объяснить подобное следует практически полной подчиненностью претора сенату и консулам, что служило защитой от его злоупотреблений. «Главной характеристикой» римской магистратской коллегиальности являлось право интерцессии. Для того, чтобы определить, была ли подлинная коллегиальность свойственна претуре, следует рассмотреть ситуации, когда претор налагал вето на распоряжение своего коллеги, что встречается довольно редко. Это объясняется дифференциацией функций преторов и редким пересечением их должностных интересов.

Преторы, получив в свое управление ту или иную провинцию, отправлялись на место службы и мало интересовались делами чужой провинции. Те же из преторов, которые оставались в Риме, вероятно, редко выходили за пределы своей компетенции и вмешивались в дела коллеги. Скорее исключением из правил, чем обычным случаем, можно считать сообщение Цезаря о попытке одного из преторов использовать свое право интерцессии. «С первых же дней вступления в должность он поставил свое судейское кресло рядом с креслом городского претора и обещал помощь всем, кто будет апеллировать на приговоры третейских судей касательно оценки имущества и уплаты долгов...» Власова О.А. 2004: Должностные отношения римского претора (классическая и поздняя Республика) // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 6-9.. Надежды претора не оправдались: Требоний судил гуманно, и жалобщиков не нашлось.

Донесенные до нас традицией случаи, свидетельствующие о возможности использования интерцессии, малочисленны и редки. Но, тем не менее, они позволяют сделать вывод о реальном существовании коллегиальности претуры.

Информация о взаимоотношениях претора и младших магистратов фрагментарна. Наиболее обширные к цепные сведения мы получаем из писем Цицерона. В данном случае речь идет о провинциальном преторе и его окружении. Квестор, обязанный сопровождать претора, избирался в Риме и направлялся в ту или иную провинцию по жребию. Он находился в полном подчинении у претора, но по окончании службы он представлял сенату отчеты обо всем, что произошло за год. Претор в провинции назначал легатов и префектов. Первые должны были выполнять его поручения, а вторые - вершить суд в отдаленных уголках провинции Кофанов Л.Л. Атрибуты власти магистратов в архаическом Риме / Л.Л. Кофанов. - М.: Спарк. - Древнее право. - Центр изучения римского права, 1998. - № 1 (3)..

Назначить на эти должности наместник мог любого человека. Обычно это происходило по рекомендации кого-либо из друзей или знакомых магистрата. Также при преторе постоянно находилась когорта - сопровождавшие наместника знакомые, клиенты, сыновья друзей, которые таким образом начинали свою карьеру и знакомились с кругом своих возможных в будущем обязанностей. В конце служебного срока, при возвращении в Рим, претор представлял их всех к наградам «за особые заслуги» ССЫЛКА. Претора сопровождали шесть ликторов с фасками, в чьи обязанности входило исполнять приговоры претора. Были также следователи, проводившие по приказу претора следственные мероприятия по выяснению обстоятельств дел, поступивших на рассмотрение претора.

По итогам данной главы хотелось бы сделать несколько выводов. Итак, мы можем говорить о подчиненности претора сенату и консулам. Но это не исключает выводов о признании за претором важной роли в государственной жизни и о самостоятельности многих его действий. В отсутствии консулов в Риме претор обязан был докладывать сенату обо всем, что происходило в государстве и за его пределами. От того, как подавались события претором в сенате, зависело, частично, и решение, принимавшееся сенатом по поводу данного события. По отношению к консулу претор являлся collega minor и должен был осуществлять всю возможную помощь и поддержку, находясь в полном его подчинении. Единичные случаи конфликтов можно считать исключениями из правил, основанными на личностных особенностях конкретных носителей должностей претора и консула. По отношению к младшим магистратам империй, которым обладал претор, проявлялся полностью, что позволяло претору руководить действиями должностных лиц, как при ведении военных действий, так и в гражданской сфере.

Просмотров: 8

В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры - консулов и диктаторов . В те времена период полномочий консульского командования армией согласно Титу Ливию мог называться Praetorium .

Претор — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись. Преторы действовали в одном из двух официальных качеств: командующие армией или избранный магистрат.

Претор

лат. praetor, от prae-ire - идти впереди, предводительствовать

В 367 г. до н. э., со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae ) верховное должностное лицо стало именоваться консулом , а термином претор стала обозначаться следующая по старшинству должность. Первоначально претор был кем-то вроде третьего консула и, как магистрат, имевший империй, исполнял часть обязанностей избранных консулов, основной компетенцией претора стало совершение городского правосудия по гражданским делам.

Претор мог иногда командовать и армией государства, а когда консулы отсутствовали в Риме или командовали армиями, претор исполнял функции консулов в городе, и им принадлежала высшая власть. Претор мог заменять отсутствующих консулов при созыве сената, комиций, при наборе войска и т. д.

Претор назывался collega consulibus (коллега консулов) и избирался под теми же ауспициями в центуриатских комициях. Сначала выбирали консулов, затем преторов . Претор являлся курульным магистратом, обладал империем и был одним из старших магистратов (Magistratus Majores), но обязан был чтить консулов и повиноваться им. Знаками должностного отличия (insignia) претора были шесть ликторов, в более поздний период претор в Риме имел только двух ликторов.

Первые преторы избирались из консулов предыдущего года, но от этого правила очень быстро отказались, так как для консулов имелась более заманчивая добыча – стать проконсулом какой-либо провинции.

До 337 г. до н. э. преторы избирались исключительно из патрициев, специально создавших эту должность как своего рода компенсацию за то, что им пришлось разделить консульство с плебеями.

На должность претора могли претендовать римские граждане не моложе 40 лет и прошедшие через нижестоящие должности (квестуры и курульного эдильства для патрициев, квестуры и народного трибуната - для плебеев). Претор избирался сроком на один год, свои обязанности исполнял безвозмездно. Выборы происходили в центуриатских комициях.

Преторы имели право на курульное кресло (sella curulis), расшитую золотом и пурпуром тогу (toga praetexta) и 6 ликторов. Вступая в должность (1-го января, одновременно с консулами), praetor urbanus с ораторской кафедры объявлял эдикт (edictum, formula, lex annua), который записывался большими красными буквами на белой стене (позднее – на выбеленной доске) для широкой доступности всем гражданам Республики; здесь излагались те принципы, которых намерен был держаться претор во время своего должностного года при судебных решениях. Не имея права отлучаться из Рима, praetor urbanus иногда должен был ведать все гражданское судопроизводство, если его товарищ получал командование армией (в качестве magistratus cum imperio претор имел не только высшую судебную, но и военную власть), и исполнять некоторые функции отсутствующих консулов (созывать сенат и комиции, производить набор и т. д.).

Первые преторы в своих судейских функциях занимались только гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались на комициях или для их расследования создавались специальные комиссии. В гражданских делах преторы допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания. Обычно сам претор не выносил судебных решений. Только при возникновении чрезвычайно спорных ситуаций или ситуаций, которые не могли быть разрешены в рамках существующего права, претор выносил окончательное решение в форме интердикта.

С 242 до н. э. стали избирать два претора - городской претор (praetor urbanus ), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами (cives) и чужестранцами (peregrini) или между самими чужестранцами (перегринский претор ) (praetor peregrinus ).

Городской претор являлся первым по рангу. Обязанности удерживали его в Риме и он мог покидать город лишь на срок не более десяти дней. В его обязанности входило руководство Аполлоновыми играми (Ludi Apollinares). Он являлся главным магистратом, осуществляющим правосудие; эдикты сменявших друг друга преторов внесли большой вклад в развитие и совершенствование римского права. Как praetor urbanus , так и praetor peregrinus имели право издавать эдикты, и после установления императорской власти их функции в этом отношении, по-видимому, не были ограничены, хотя постепенно должны были сужаться по мере того, как получили распространение императорские указы и рескрипты (edictum). Границы власти этих двух преторов обозначались выражением Urbanae Provinciae.

Основная судебная функция претора в гражданских делах состояла в назначении судьи (judex). Только при издании интердиктов претор выносил окончательное решение (interdictum). Судебные слушания перед претором имели техническое название in jure.

Также преторы председательствовали в судах по уголовным делам. Существовали постоянные судебные комиссии (Quaestiones perpetuae) по делам о вымогательстве (Repetundae), незаконном соискании должности (Ambitus), умалении величия римского народа (Majestas) и казнокрадстве (Peculatus), которыми руководили остальные четыре претора - в тот период, когда всего преторов было шесть. В дополнение к ним Сулла создал комиссии по делам о подлоге и лжесвидетельстве (Falsum), об убийствах и отравлениях (De Sicariis et Veneficis) и об отцеубийствах (De Parricidis) и с этой целью добавил еще двух или, согласно некоторым источникам, четырех преторов - ибо сообщения Помпония и других авторов по этому вопросу противоречивы. Претор председательствовал в таких процессах, но вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей (judicium).

Осуществляя правосудие, претор восседал на курульном кресле в трибунале - части суда, предназначенной для претора , его помощников и друзей и находившейся напротив скамей (Subsellia), которые были заняты судьями и прочими присутствующими. Но претор имел право совершать множество служебных действий вне суда или, как это называлось, e plano или ex aequo loco , в противоположность e tribunali или ex superiore loco : например, в некоторых случаях он имел право утвердить акт манумиссии, находясь на открытом воздухе, например, по дороге в бани или театр.

Когда римляне шагнули за пределы Италии и постепенно стали приобретать провинции, требовалось в каждой завоеванной области поставить воеводу, который бы командовал оккупационной армией, творил суд и заведовал администрацией. Эти новые воеводы также были преторами , число которых возрастало, таким образом, с расширением завоеваний. Консулы должны были отправляться в те провинции, которым угрожал опасный враг, а преторы - в менее беспокойные: но иногда консулы брали себе с корыстной целью более богатые области, не заботясь об интересах защиты.

Гай Гракх провел закон, в силу которого сенат наперед, до избрания консулов и преторов , определял, какие провинции будут консульскими, какие - преторскими . По требованию Гракха был поставлен особый претор во главе суда, созданного в 149 г. для разбора процессов о вымогательствах воевод (quaestiones perpetuae repetundarum).

С 227 г. до н. э. были введены две дополнительные должности преторов преторов , ответственных за провинцию Сицилию и за провинцию Сардинию.

С 197 г. до н. э. количество преторов было увеличено до шести. Были введены новые должности преторов в обеих испанских провинциях (Дальняя и Ближняя Испании (Hispania Citerior и Ulterior )). Распределение претора на тот или иной круг деятельности осуществлялось жребием. Два из шести преторов находились в Риме, а четыре других отвечали за провинции, в которые их назначил сенат. Сенат определял их провинции, распределявшиеся затем по жребию. После исполнения судебных функций в Риме претор часто получал управление провинцией с титулом пропретора, а иногда с титулом проконсула.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н. э. претору по делам иноземцев постановлением сената было поручено следить за ремонтом некоторых акведуков и препятствовать незаконному использованию воды

Реформа судопроизводства при призвала к жизни еще 5 специальных палат (quaestiones perpetuae) для разбора различных категорий уголовных преступлений, с преторами во главе и присяжными судьями, список которых (album indicum) составлялся претором. В I в. до н. э. эти палаты вытеснили почти всецело юрисдикцию комиции. Таким образом, кроме praetor urbanus и praetor peregrinus , сохранивших за собой гражданское судопроизводство, ежегодно избирались еще 6 преторов в качестве председателей уголовных палат. Ввиду того, что к этому времени число провинций увеличилось до 10, по истечении должностного года все 8 преторов , подобно консулам, получали промагистратуру и в качестве пропреторов получали управление областями.

При Цезаре число преторов увеличили до 10, затем до 12, 14 и 16. после нескольких изменений установил число преторов, равное 12. При Тиберии их было 16. Клавдий назначил двух преторов для разрешения вопросов, связанных с фидеикомиссами, когда количество дел в этом разделе права стало весьма значительным, но Тит оставил только одного такого претора; а Нерва создал должность претора для разрешения споров между фиском и частными лицами. Таким образом, число преторов доходило до 18.

доходило до 10, при Тиберии - до 16, при Нероне - до 18. Судебные функции и провинции распределялись между членами преторской коллегии по жребию. На обязанности претора лежало, кроме того, заведование некоторыми играми (Apollinares, circenses, Megalenses). Эти функции сохранились за ними и в эпоху принципата, между тем как почти все судебные функции перешли в руки префектов преторианского и городского, а управление императорскими провинциями - в руки пропреторов; для получения последней должности даже не требовалось предварительного замещения претуры.

Преторы в различном количестве существовали до времен поздней империи, и продолжали осуществлять правосудие.

Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.

При сложении своих полномочий преторы произносили клятву в том, что они добросовестно исполняли свою должность. Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора .

За века своего существования создала не только великую культуру и сильнейшую армию, но и четкую систему правовых взаимоотношений между государством и гражданами. Многое из достижений римлян в разных областях было позаимствовано европейцами, причем вместе с названиями. Однако некоторые римские названия так и не нашли своего места в европейской культуре, оставшись в истории. К примеру, сегодня мало кто знает, что такое претор. А в свое время человек, занимающий эту должность, играл не последнюю роль в правовом римском государстве.

Римский претор - кто это?

С латыни слово praetor переводится как «впереди идти». Претором называли в Римской империи государственных чиновников, однако в разное время за ними были закреплены различные функции.

Если поначалу в Римском государстве был всего лишь один претор, то спустя время их насчитывалось уже несколько десятков.

Кто мог быть претором

С момента учреждения данной должности на нее мог претендовать абсолютной любой римский гражданин. Однако были важные условия для каждого соискателя. Поскольку претор - это солидная и ответственная должность, ее не мог занимать молодой человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Поэтому кандидат должен был быть возрастом от сорока и старше. Кроме того, чтобы занять пост претора, нужно было продвинуться по всем ступеням римской чиновничьей лестнице по порядку.

Самое главное, что даже добившись места претора, человек занимал его всего лишь на протяжении одного года. Конечно, можно было переизбраться на второй срок, однако для этого во время первого года нужно было очень хорошо себя зарекомендовать.

В Римской империи преторы, как и некоторые другие чиновники, не получали заработной платы за свою работу, исполняя ее для блага общества совершенно безвозмездно. Поэтому позволить себе роскошь целый год не получать плату за работу могли лишь состоятельные римляне. Хотя преторы часто использовали данную власть для отстаивания своих интересов.

История появления преторов и их функции в разное время

После установления республиканского строя в Риме приобрело несколько другое значение слово "претор". Это название двух наиболее высоких должностей в государстве: консул и диктатор.

Но со временем верховный чиновничий пост в Риме стал носить название консул, а претором стала называться следующая по старшинству должность. В этот период имел довольно четкие обязанности претор. Это контроль за судебной системой по делам между гражданами Римской империи. Кроме того, когда консул отсутствовал, его функции по управлению страной и городом выполнял претор, становясь чуть ли не первым лицом в государстве.

Со временем с совершенствованием судебной системы возникла необходимость избирать двух преторов. Один из них курировал судебную систему в Риме между его гражданами, его называли praetor urbanus. А в компетенцию второго (praetor peregrinus) входил контроль судопроизводства между иностранцами в Римской империи, а также римлянами и чужестранцами.

С началом активных завоеваний римлянами новых территорий и появлением массы провинций судопроизводство в каждой из них требовало собственного претора. Так во времена первого римского императора в Риме было уже целых 16 преторов, и их количество росло.

С появлением императоров и утратой статуса республики, круг обязанностей преторов расширился. Со временем так стали называть высшие чиновничьи посты в каждом городе Римской империи.

Право преторов

Приступая к исполнению обязанностей, преторы издавали эдикты, так называемые законы на один год. В них они не только составляли программу своей работы и принципы, на основе которых она будет осуществляться на протяжении всего года (edictum perpetuum), но и указывали, как нужно решать судебные тяжбы в том или ином случае (edictum repentinum).

С годами количество эдиктов неудержимо росло. Кроме того, каждый новый претор обязательно должен был ознакомиться с эдиктами предшественников и брать во внимание их, составляя собственные. Именно эдикты преторов представляли собой преторское право.

Со временем таких законов накопилось немало. Некоторые из них противоречили друг другу. Поэтому со временем все они были собраны и пересмотрены римским юристом по имени Савилий Юлиан.

Преторы сегодня

Сегодня утратило свое значение слово «претор». Но при этом в некоторых странах оно до сих пор актуально. В Румынии глава пласа (административная единица наподобие района) - претор. Это слово также используется как название должности представителя мера (примара) в Молдове.

С тех пор как пала Римская империя, прошло несколько сотен лет. Вместе с ней ушла в небытие и должность претора. И хотя сегодня в отдельных странах некоторые должности чиновников так же называются, у них совсем другие функции. Несмотря на это, преторы внесли немалый вклад в формирование известной нам сегодня правовой системы.

Что такое "ПРЕТОР"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ПРЕТОР (лат. praetor) - 1) одно из высших должностных лиц Древнего Рима. Первоначально (с 367 г. до н.э.) обладали административной, военной, а также судебной властью по уголовным и гражданским делам. Со временем административные функции по охране порядка отошли к специальным магистратам - эдилам (см. магистратура), и П. стал по преимуществу судебным магистратом. Различались П. городские (ведавшие делами римских граждан) и перегринские (ведавшие делами перегринов, т.е. чужестранцев). Пользуясь правом издавать эдикты, П. оказали огромное влияние на развитие римского права (см. преторское право); 2) в современной Италии название судей претуры. * * * (лат. prae-ire, от ргае - впереди + ео -иду; лат. praetor) - в Др. Риме в период республики и начала периода империи название должности (магистратуры), а также занимавшего ее должностного лица (магистрата). В эпоху ранней римской республики - название высших магистратур (консулы и диктаторы). К компетенции П. относились главным образом судебные функции. С принятием законов Лициния и Секстия (367 г. до н.э.) верховные должностные лица стали называться консулами. Подчиненный им П. обеспечивал отправление правосудия в полисе. Начиная с 242 г. до н.э. наряду с П. для ведения дел между римскими гражданами (Praetor urbanus) избирался П. для ведения дел между римскими гражданами и чужеземцами, или перегринами (Praetor peregrinus) или между самими чужеземцами. Учреждение первых провинций привело к появлению др. должностей П.: с 227 г. до н.э. по одному П. для Сицилии и Сардинии, с 197 г. до н.э. по одной должности для обеих испанских провинций. Эти 6 магистратур существовали до правления Суллы, который стал управлять провинциями через промагистратов, но председателями некоторых судов назначал П., так что их число возросло до 8. При Цезаре их было 16, во времена империи - 18. В начале своей деятельности П. обнародовал в эдикте принципы своего правления. Praetor urbanus замещал консула во время его отсутствия в Риме и обладал правом командования одним легионом. В период империи должности П. не имели особого значения, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности.

ПРЕТОР - (praetor) - член высшей республиканской и императорской магистратуры в Риме. Когда консулат стал до... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРЕТОР - (лат. praetor, от praeitor- идущий впереди, предводительствующий) в Древнем Риме государств... Большая Советская энциклопедия

ПРЕТОР - ПРЕТОР, претора, м. (латин. praetor) (истор.). В древнем Риме - представитель высшей судебной власти...