Лицензирование на тушение пожаров. Лицензия на тушение пожаров. Пожарная лицензия МЧС

Приложение N 9. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен специализированных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС Приложение N 10. Расписание занятий по подготовке личного состава дежурных караулов (смен) Приложение N 11. Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава дежурных караулов (смен) Приложение N 12. Тематический план постоянно действующих семинарских (инструкторско-методических) занятий Приложение N 13. Журнал учета постоянно действующих семинарских (инструкторско-методических) занятий по подготовке личного состава Приложение N 14. Индивидуальный план стажировки Приложение N 15. Отзыв по результатам собеседования и стажировки сотрудника (работника) Приложение N 16. Сводная ведомость приема экзаменов (зачетов) от личного состава дежурных караулов (смен)

Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы
(утв. МЧС России 18 ноября 2016 г. N 2-4-71-66-18)

I. Общие положения

1. Настоящая Программа определяет организацию и направления подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - личный состав).

2. Положения настоящей Программы распространяются на личный состав объектовых, специальных, воинских, территориальных и договорных подразделений федеральной противопожарной службы (далее - подразделение ФПС ГПС).

3. Основными задачами подготовки являются:

получение личным составом общепрофессиональных, тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и проводить работы, направленные на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности;

воспитание у личного состава высоких профессиональных, моральных и физических качеств, необходимых для успешного выполнения возложенных задач.

IV. Подготовка личного состава дежурных караулов (смен)

36. Подготовка личного состава дежурных караулов (смен) - процесс приобретения и поддержания на необходимом уровне знаний, умений и навыков, реализуемый посредством теоретической и практической подготовки дежурных караулов (смен) к действиям по тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

37. Порядок организации и проведения занятий по подготовке личного состава дежурных караулов (смен) ежегодно устанавливается приказом начальника (руководителя) территориального органа МЧС России, подразделения ФПС ГПС.

В приказе анализируются и отражаются итоги подготовки личного состава за истекший период (год), утверждается годовой план распределения времени по дисциплинам и кварталам подготовки личного состава дежурных караулов (смен) (приложение N 6), тематический план подготовки личного состава дежурных караулов (смен) на год (приложение N 7) с учетом тематики по предметам подготовки (приложение N 8), перечень нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, перечень объектов, подлежащих обязательному оперативно-тактическому изучению, назначаются лица, ответственные за организацию процесса подготовки.

38. Подготовка личного состава дежурных смен специализированных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС осуществляется с учетом тематики по предметам подготовки (приложение N 9).

39. Подготовка личного состава дежурных караулов (смен) проводится в период несения дежурства. Начало учебного года - 14 января, окончание - 15 декабря.

40. В начале учебного года начальник (руководитель) подразделения ФПС ГПС проводит с личным составом двухчасовое семинарское занятие в объеме дисциплин "Охрана труда", "Пожарная и аварийно-спасательная техника" с приемом зачетов (результаты которых отражаются в учебном журнале).

41. Расписание занятий по подготовке личного состава дежурных караулов (смен) разрабатывается на квартал и утверждается не позднее 25 числа месяца, предшествующего периоду подготовки (приложение N 10).

В расписание занятий включаются все мероприятия, проводимые в рамках подготовки личного состава дежурных караулов (смен).

42. Занятия с личным составом дежурных караулов (смен) проводятся в течение дежурных суток в объеме не более 4-х учебных часов в соответствии с распорядком дня.

43. Учет занятий ведется в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава дежурных караулов (смен) (приложение N 11).

44. Лица, проводящие занятия с личным составом дежурных караулов (смен) должны иметь методический план проведения занятий по изучаемой теме.

Лицам, выступающим в роли руководителей занятий не менее одного года, допускается иметь типовые методические планы проведения занятий, при этом должна обеспечиваться их своевременная корректировка.

45. Занятия по психологической подготовке с личным составом дежурных караулов (смен) проводит сотрудник психологической службы (при отсутствии сотрудника психологической службы - начальник (руководитель) подразделения ФПС ГПС или его заместитель).

46. Изучаемые в ходе занятий темы конспектируются личным составом в тетрадях, форма которых устанавливается территориальным органом МЧС России.

47. Личному составу, пропустившему занятия, руководителем занятий выдаются индивидуальные задания для самостоятельного изучения. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава дежурных караулов (смен).

48. В дни проведения технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники практические занятия с выездом в район (подрайон) выезда не планируются.

49. Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах, проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов.

50. Для личного состава подразделений ФПС ГПС, имеющего на вооружении средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее - СИЗОД) устанавливается следующая периодичность тренировок:

в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере, учебно-тренировочных комплексах) - один раз в квартал под руководством начальника (руководителя) подразделения ФПС ГПС или его заместителя;

на огневой полосе психологической подготовки и иных учебно-тренировочных объектах с применением открытого огня - две тренировки в год (в летний и зимний периоды) под руководством начальника (руководителя) подразделения ФПС ГПС или его заместителя;

на свежем воздухе:

один раз в месяц под руководством начальника дежурного караула (смены), для отдельного поста под руководством начальника отдельного поста;

один раз в месяц при проведении занятий по решению пожарно-тактических задач, проводимых под руководством начальника (руководителя) подразделения ФПС ГПС (его заместителя).

51. Порядок организации и проведения пожарно-тактических (тактико-специальных) учений, занятий по решению пожарно-тактических задач, оперативно-тактического изучения района выезда (объектов), занятий (тренировок) с газодымозащитниками определяется МЧС России.

52. К участию в пожарно-тактических учениях привлекают подразделения ФПС ГПС таким образом, чтобы все дежурные караулы (смены) участвовали в них равное количество раз, а начальник (руководитель) каждого подразделения ФПС ГПС выступил в роли руководителя тушения пожара, его заместители - в роли должностных лиц на пожаре.

53. Пожарно-тактические (тактико-специальные) учения с развертыванием сил и средств специализированных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС и опорных пунктов тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ проводят не реже одного раза в год.

54. Тренировочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводятся со следующей периодичностью:

один раз в месяц в дневное время с каждым дежурным караулом (сменой) подразделения ФПС ГПС;

один раз в квартал в ночное время с каждым дежурным караулом (сменой) подразделения ФПС ГПС.

55. Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводятся один раз в год с каждым дежурным караулом (сменой) в период итогового контроля, в случае если личный состав не привлекался к участию в контрольно-проверочных пожарно-тактических учениях.

56. В роли руководителей занятий по решению пожарно-тактических задач выступают должностные лица, к функциям которых отнесены тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ:

начальник службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ - не менее двух раз в год (соблюдая чередование дежурных караулов (смен) подразделений ФПС ГПС в течение года);

руководители дежурных смен службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ - не менее двух раз в год (с дежурными караулами (сменами) подразделений ФПС ГПС);

начальник (руководитель) отряда и ФПС ГПС его заместители - не менее одного занятия в год в каждом подразделении ФПС ГПС (чередуя и равномерно распределяя дежурные караулы (смены) подразделений ФПС ГПС);

начальник подразделения ФПС ГПС и его заместители во всех случаях при плановых занятиях по подготовке дежурных караулов (смен), чередуя и равномерно распределяя дежурные караулы (смены) подразделения между собой.

57. При проведении практических занятий с выездом на объекты начальники (руководители) подразделений ФПС ГПС обязаны обеспечить отработку и корректировку планов и карточек тушения пожаров.

58. Подготовка диспетчеров (радиотелефонистов) и водителей организуется на постоянно действующих семинарах, проводимых в подразделении ФПС ГПС ежеквартально по 6 учебных часов.

Занятия проводятся в соответствии с утвержденным тематическим планом (приложение N 12) и расписанием занятий. Результаты текущего контроля учитываются в журнале учета постоянно действующих семинарских (инструкторско-методических) занятий по подготовке личного состава (приложение N 13).

V. Стажировка

59. Стажировка организуется в целях приобретения или повышения личным составом знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения обязанностей по занимаемой или новой должности.

60. Стажировка организуется и проводится с личным составом:

перемещенным по службе (работе) на должности, предусматривающие выполнение ими служебных обязанностей, требующих повышения уровня профессиональных навыков;

зачисленным в резерв кадров;

переведенным из одного подразделения ФПС ГПС в другое;

ранее уволенным и повторно принятым на службу на должности, в которых они ранее проходили службу (при перерыве в работе не более 3-х лет).

61. Периодической стажировке (1 раз в 5 лет) подлежат:

личный состав, привлекаемый для дежурства в дежурных сменах СПТ.

62. Устанавливается следующая продолжительность стажировки:

5 дежурств - для личного состава со сменным графиком несения службы;

15 рабочих дней - для остальных должностных категорий.

63. Порядок стажировки устанавливается приказом начальника (руководителя) территориального органа МЧС России, подразделения ФПС ГПС или МЧС России, которым назначается руководитель стажировки.

64. Руководитель стажировки обязан:

совместно со стажером разработать индивидуальный план стажировки (приложение N 14) и представить его на утверждение начальнику (руководителю) территориального органа МЧС России, подразделения ФПС ГПС и организации МЧС России организующего стажировку;

провести со стажером собеседование по знанию руководящих документов;

осуществлять контроль за ходом выполнения индивидуального плана стажировки, оказывать стажеру необходимую методическую и практическую помощь;

по окончании стажировки провести собеседование со стажером и составить отзыв по результатам собеседования и стажировки сотрудника (работника) (приложение N 15), который передается в кадровый орган для приобщения к личному делу.

65. Лица, проходящие стажировку, обязаны:

изучить нормативные правовые акты и функциональные обязанности по должности;

принимать участие в проводимых по месту стажировки служебных совещаниях, мероприятиях, занятиях по профессиональной подготовке.

VI. Самостоятельная подготовка

66. Самостоятельная подготовка проводится личным составом подразделения ФПС ГПС в целях непрерывного пополнения и углубления специальных знаний в часы, предусмотренные распорядком дня и регламентом служебного (рабочего) времени.

67. Вопросы для самостоятельного изучения определяет начальник (руководитель) подразделения ФПС ГПС, с учетом результатов освоения тем по дисциплинам и предложений личного состава и указаний вышестоящего руководства.

68. Самостоятельная подготовка включает в себя изучение нормативных правовых актов необходимых в процессе оперативно-служебной деятельности.

VII. Контроль и оценка подготовки

69. Проверка состояния обучения личного состава является составной частью инспектирования территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС ГПС, организаций МЧС России и осуществляется в объеме настоящей Программы.

70. Итоговым проверкам состояния подготовки подлежат все подразделения ФПС ГПС и организации МЧС России, при этом до 1/3 из них проверяется комиссиями, образуемыми территориальными органами МЧС России, остальные - комиссиями подразделений ФПС ГПС и организаций МЧС России.

71. Состав комиссии определяется приказом начальника (руководителя) территориального органа МЧС России и доводится до подразделений ФПС ГПС, организаций МЧС России не позднее, чем за месяц до начала проверки.

72. Контроль и оценка подготовки личного состава проводится:

один раз в год в подразделениях ФПС ГПС, организациях МЧС России - комиссионно;

ежеквартально в дежурных караулах (сменах) подразделений ФПС ГПС - начальником (руководителем) подразделения ФПС ГПС;

проверку наличия, содержания и ведения учетно-планирующей документации подготовки личного состава;

прием зачетов (экзаменов) от личного состава по разделам служебной подготовки и выполнению нормативов по физической подготовке;

прием зачетов (экзаменов) от личного состава дежурных караулов (смен) по обязательным предметам обучения в системе подготовки дежурных караулов (смен), и выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке. Результаты отражаются в сводных ведомостях приема экзаменов (зачетов) от личного состава дежурных караулов (смен) (приложение N 16);

проведение контрольно-проверочного пожарно-тактического учения (занятия) по решению пожарно-тактической задачи с каждым подразделением ФПС ГПС.

74. Прием экзаменов (зачетов) осуществляется по разработанным и утвержденным билетам в соответствии с настоящей Программой.

Билеты разрабатываются в каждом территориальном органе МЧС России, подразделении ФПС ГПС и организации МЧС России в 2-х экземплярах, при этом их количество должно превышать численный состав учебной группы не менее чем на 10%. Один экземпляр (контрольный) утверждается соответствующим начальником территориального органа МЧС России, подразделения ФПС ГПС или организации МЧС России и хранится в установленном порядке, второй - используется для работы с обучаемыми.

Билеты по психологической подготовке в форме вопросников множественного выбора разрабатываются Центром экстренной психологической помощи МЧС России.

75. Допускается проверка знаний с использованием технических средств обучения или анкетирования в виде тестов, составленных с учетом требований настоящей Программы.

76. Итоги контроля фиксируются в журналах учета занятий, посещаемости и успеваемости.

77. По дисциплинам и разделам подготовки, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, а также по результатам выполнения нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", по остальным разделам - отметки "зачтено" или "не зачтено".

78. К предметам обучения, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, относятся:

пожарно-тактическая подготовка;

пожарная и аварийно-спасательная техника;

аварийно-спасательные работы;

пожарно-профилактическая подготовка;

охрана труда;

оказание первой помощи.

79. Индивидуальная оценка личному составу выводится из средней оценки, полученной при сдаче обязательных нормативов по пожарно-строевой (тактико-специальной), а также обязательных предметов обучения и определяется:

до 2,9 включительно - "неудовлетворительно";

от 3,0 до 3,5 включительно - удовлетворительно";

от 3,6 до 4,5 включительно - "хорошо";

от 4,6 и выше - "отлично".

80. Итоговая оценка подразделения ФПС ГПС, дежурного караула (смены) складывается из индивидуальных оценок личного состава.

81. Результаты контроля оформляются справкой, которая должна отражать уровень подготовки личного состава и подразделения ФПС ГПС в целом.

  • 5. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс мчс России.
  • 5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср
  • Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аср».
  • Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.
  • Тема 4. Классификация чс природного и техногенного характера. Последствия воздействия чс на среду обитания человека.
  • Тема 5. Тактические возможности подразделений гпс по тушению пожаров и ликвидации чс.
  • Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению аср.
  • Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аср.
  • Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
  • Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации чс в непригодной для дыхания среде.
  • Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.
  • Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.
  • Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.
  • Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.
  • Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.
  • Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аср в зоне обслуживания.
  • Тема 16. Проведение первоочередных аср при дтп.
  • Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (паср).
  • Тема 18. О-т изучение района выезда, объектов (участков).
  • Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению птз на местности.
  • Тема 1. Организация гпн.
  • Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
  • Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
  • Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
  • Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
  • Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
  • Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
  • Тема 3. Пожарные насосы.
  • Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
  • Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
  • Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
  • Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
  • Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
  • Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
  • Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
  • Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
  • Тема 3. Подготовка личного состава работе в сизод.
  • Тема 4. Ппс.
  • Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
  • Тема 1. Организационная структура го республики (края, области, города).
  • Тема 2. Сигналы оповещения го и действия личного состава при получении сигналов.
  • Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
  • Тема 4. Защитные сооружения го и их оборудование.
  • Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
  • Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий го.
  • Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения.
  • Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
  • Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
  • Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника.
  • Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
  • Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  • Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами.
  • 5.2.8. Охрана труда.
  • Тема 1. Основные требования законодательства рф о труде и охране труда.
  • Приложение 2
  • П л а н профессиональной подготовки _____________________________ на 200 __ г.
  • План-график
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения радиотелефонистов (диспетчеров) подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения водительского состава подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения старших мастеров (мастеров) гдзс подразделений гпс
  • Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости (теоретический курс)
  • 2. Результаты стажировки (практический курс)
  • 3. Учет результатов контроля занятий (проведения стажировки)
  • Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения в системе подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости __________________________________________
  • 2. Учет выполнения индивидуальных заданий
  • 3. Учет результатов обучения за ______ учебный год __________________________
  • 4. Учет результатов контроля занятий
  • Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
  • Тематический план занятий по служебной подготовке
  • Справка
  • УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    генерал-полковник внутренней службы

    Е.А. Серебренников

    « 29 » декабря 2003 г.

    Программа

    подготовки личного состава подразделений

    Государственной противопожарной службы МЧС России

    Москва – 2003 год

    1. Общие положения.

    1.1. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России (далее – Программа) определяет порядок организации и направления обучения личного состава системы ГПС МЧС России на уровнях:

    структурных подразделений центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ПБ, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС;

    пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений;

    специальных подразделений ГПС и их ОУ;

    структурных подразделений РЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа;

    структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъектов РФ или муниципального образования;

    ОУ ГПС в субъектах РФ;

    органов ГПН;

    подразделений, в том числе пожарно-спасательных, ГПС МЧС России и их ОУ.

    При организации и осуществлении подготовки личного состава системы ГПС МЧС России обязательным является выполнение требований нормативных правовых актов и руководящих документов, регламентирующих порядок организации профессиональной подготовки личного состава ГПС МЧС России (далее – ГПС).

    1.2. Программа обеспечивает процесс обучения личного состава системы ГПС, приобретения им необходимых знаний, получения соответствующей квалификации, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами обеспечения пожарной безопасности и методами их решения, приобретения навыков самостоятельного решения оперативно-служебных задач и практического применения теоретических знаний, расширения кругозора в процессе самостоятельного изучения нормативных правовых актов, руководящих документов, научно-технической литературы, справочников и ГОСТов.

    1.3. Задачи, содержание и конкретные сроки обучения личного состава системы ГПС определяются квалификационными требованиями, действующими нормативными правовыми актами, другими руководящими документами МЧС России, и формулируются в учебных, тематических планах и программах подготовки, разрабатываемых (если иное не установлено настоящей Программой):

    ГУГПС МЧС России;

    Первым управлением ГУГПС МЧС России;

    структурными подразделениями РЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа;

    структурными подразделениями органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъектов РФ или муниципального образования;

    пожарно-техническими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями;

    специальными подразделениями ГПС и их ОУ;

    ОУ ГПС в субъектах РФ;

    органами ГПН;

    подразделениями, в том числе пожарно-спасательными, ГПС и их ОУ.

    Основными задачами подготовки личного состава ГПС являются:

    подготовка квалифицированных кадров для системы ГПС МЧС России в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системе обеспечения пожарной безопасности;

    обучение личного состава умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач;

    совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

    формирование профессионального самосознания сотрудников и работников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

    обучение личного состава приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности при тушении пожаров и проведении АСР;

    выработка и постоянное совершенствование у личного состава практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики и борьбы с пожарами;

    формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников и работников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, общего и тактического мышления и других профессионально важных качеств личного состава ГПС;

    совершенствование навыков обращения со специальной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным вооружением и оборудованием, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.

    1.4. Подготовка личного состава ГПС в целях получения соответствующих квалификаций (специальностей) в образовательных учреждениях, подразделениях и учебно-производственных комбинатах других федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено такое право, проводится по их учебным планам и программам на основе двусторонних соглашений (договоров).

    1.5. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всего личного состава ГПС.

    1.6. Начальники структурных подразделений РЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах ФО; структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъектов РФ или муниципальных образованиях; пожарно-технических научно-исследовательских и образовательными учреждений; специальных и воинских подразделений ГПС и их ОУ; ОУ ГПС в субъектах РФ; органов ГПН; подразделений, в том числе пожарно-спасательных, ГПС и их ОУ отвечают за состояние профессиональной подготовки сотрудников и работников на уровне, обеспечивающем успешное выполнение ими оперативно-служебных задач.

    Лицензию на тушение пожаров, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением правительства от 31 января 2012 года «Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров», может получить физическое (ИП) или юридическое лицо, отвечающее определенным требованиям. В частности, у него должны быть в наличии здания, помещения и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании.

    Помимо этого, у соискателя должна быть вся необходимая пожарная техника, огнетушащие вещества, средства связи, оборудование, спецодежда, инструмент и техническая документация, соответствующие установленным требованиям. Потенциальный лицензиат должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности «пожарная безопасность», либо иное высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет. Иной вариант – он должен пройти профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля.

    Что касается работников, участвующих в тушении пожаров, то у них должно быть соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование (профессиональная подготовка). Ну и, конечно, не должно быть медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей. Кроме того, не реже 1 раза в 5 лет работники должны проходить повышение квалификации.

    Лицензирующими органами по данному виду деятельности являются Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и территориальные подразделениями в субъектах Российской Федерации. В Дальневосточном федеральном округе, этим, соответственно, занимается Дальневосточный региональный центр МЧС России.

    Обращаем внимание, начиная со следующего года пошлины за оформление лицензий МЧС станут выше. Пошлина за предоставление лицензии будет равна 7500 рублей. За переоформление документа, который удостоверяет наличие лицензии, необходимо будет уплатить 3500 рублей. Такая же сумма потребуется для того, чтобы внести дополнения в сведения об адресах, о выполняемых работах и об оказываемых услугах, указанных в приложениях к документу. В иных случаях переоформление обойдется в 750 рублей. Во столько же встанет оформление дубликата. Тогда как до конца 2014 года пошлина ниже ровно в 1,5 раза (получение – 6000 рублей; внесение изменений – 600, 2600; дубликат – 600 рублей).

    Лицензия с ноября 2011 года действует бессрочно. Стоит отметить, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе работать на всей территории Российской Федерации. Также следует помнить, что лицензиат вправе осуществлять деятельность со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Компании, которые предоставляют услуги по сопровождению процедуры получения лицензий, отслеживает эту информацию, и своевременно сообщают о том, когда можно приступить к работе. Это очень удобная услуга, когда самостоятельно держать под контролем выдачу разрешения времени нет.

    Отказать в получении лицензий могут по ряду причин. Основные из них – наличие в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации, а также установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Тем не менее, лицензии все же придется получить. Если не получилось самостоятельно оформить разрешение, привлекайте специалистов, берите у них консультации, заказывайте получение лицензии «под ключ», в конце концов, купите сразу компанию, которая обладает необходимым разрешением. Если осуществлять предпринимательскую деятельность без необходимой бумаги, можно поплатиться своим кошельком, или еще хуже – лишением свободы.

    Осуществление деятельности без обязательной лицензии, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2-2,5 тысячи рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – 4-5 тысяч рублей с конфискацией или без; на юридических лиц – 40-50 тысяч рублей с конфискацией/без.

    Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 1,5-2 тысячи рублей; на должностных лиц — от 3-4 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30-40 тысяч рублей. Также это может повлечь за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 500-100 рублей; на должностных лиц – от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 30-40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 170 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Помимо этого КОАП предписывает, что осуществление не связанной с извлечением прибыли деятельности с нарушением условий лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 300-500 рублей; на должностных лиц — от 15-25 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5-10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 70-100 тысяч рублей.

    Если нарушение было грубым, то за ним последует наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20-30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10-20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100-150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    В соответствии с уголовным Кодексом РФ, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий, которое повлекло за собой причинение крупного ущерба либо было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок 180-240 часов, либо арестом на срок от 4-6 месяцев.

    Если то же самое было совершено в сговоре с другими или же было сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, виновник может быть наказан штрафом в размере 100-500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

    Значительно упрощает процедуру получения лицензии и проверки соискателя на соответствие требованиям наличие квалифицированных специалистов под рукой. В этом плане юридические конторы, которые предоставляют услуги сопровождения процессов – незаменимые помощники и консультанты. Помимо того, что можно полностью быть уверенным, что разрешение точно будет получено, они имеют в своем арсенале рычаги, с помощью которых срок оформления лицензий можно сократить. В обычном порядке разрешение может быть у соискателя на руках через несколько месяцев, тогда как приступить к работе при помощи специалистов-юристов возможно даже через пару недель.

    Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1225

    В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

    2. Признать утратившими силу:

    пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44, ст. 4599) в части утверждения Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

    подпункт "б" пункта 22 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

    подпункт "б" пункта 23 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

    Положение
    о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
    (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1225)

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).

    3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).

    4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

    а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;

    б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица;

    в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для индивидуального предпринимателя;

    д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности";

    е) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены частью 4 статьи 145 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

    5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пункте 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

    а) копии документов, подтверждающих квалификацию работников, осуществляющих лицензируемую деятельность, - для юридического лица;

    б) копии документов, подтверждающих квалификацию соискателя лицензии, осуществляющего лицензируемую деятельность, - для индивидуального предпринимателя;

    в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников, осуществляющих лицензируемую деятельность, - для юридического лица;

    г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

    6. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их приема лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, приостановлении, возобновлении ее действия, выдаче дубликата, копий лицензий, а также ведение информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом

    7. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

    8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

    9. Информация, содержащая сведения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

    б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении действия лицензии;

    в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

    г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

    10. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также:

    а) сведения о наличии у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;

    б) сведения о наличии у лицензиата работников, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, - для юридического лица;

    в) сведения о наличии у лицензиата профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, - для индивидуального предпринимателя;

    г) сведения о повышении квалификации работников лицензиата в области лицензируемой деятельности - для юридического лица.

    11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

    12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Приложение
    к Положению о лицензировании деятельности по монтажу,
    техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения
    пожарной безопасности зданий и сооружений

    Перечень
    работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

    2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

    3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

    11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

    Установлен новый порядок лицензирования работ по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

    Приведен перечень лицензируемых видов деятельности. В него включены монтаж, техобслуживание и ремонт активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы), первичных средств пожаротушения; работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций. Требуется лицензия и на устройство, ремонт, облицовку, теплоизоляцию и очистку печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.

    Как и ранее, лицензию выдает МЧС России. Получить ее могут организации и индивидуальные предприниматели. Лицензионные требования к ним практически не изменились. Так, ИП должен иметь соответствующую профподготовку и стаж работы в названной области не менее 3 лет. Что касается работников организации-соискателя лицензии, они должны обладать необходимым профобразованием и не менее 50% из них - указанным стажем. Все названные лица обязаны повышать квалификацию 1 раз в 5 лет. Лицензиаты должны применять в своей деятельности только продукцию, соответствующую техрегламенту о требованиях пожарной безопасности.

    Перечень представляемых документов для получения лицензии также остался прежним. Их можно подать лично или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. За выдачу лицензии (ее дубликата), а также переоформление на бумажном носителе взимается госпошлина.

    Реестр лицензий размещается в официальных электронных или печатных СМИ МЧС России, а также на информационных стендах в его помещениях.

    Определено, какие нарушения лицензионных условий считаются грубыми. Это отсутствие у лицензиата соответствующих оборудования, инструментов, техдокументации и средств, а также невыполнение им в ходе работ требований пожарной безопасности. Указанные нарушения относятся к грубым, если повлекли негативные последствия (например, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций и др.).

    "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"


    Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


    Постановление Правительства РФ от 6 октября 2017 г. N 1219


    Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 403

    Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления